Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гнозис и праксис и их нарушения

Поиск

Другие нарушения психической деятельности рассмотрены в соответствующих главах. В частности, нарушения речи - см. раз- дел 6.15.5; нарушения мышления - см. раздел 6.15.1; нарушения памяти - см. раздел 6.6.

А. Гнозис и его расстройства. Гнозис в буквальном смысле сло­ва означает «узнавание». Наша ориентировка в окружающем ми­ре связана с узнаванием формы, величины, пространственной со­отнесенности предметов и, наконец, с пониманием их значения, которое заключено в названии предмета. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, храня­щимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстрой­ство гнозиса - агнозия, суть которой в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и ок­ружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуж­дым, непонятным, лишенным значения.

Гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис - это процесс непрерывного обнов­ления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимае­мой информацией.

Тотальная агнозия, при которой наблюдается полная дезориен­тировка, встречается нечасто. Значительно чаще нарушается гнозис в какой-либо одной анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна.

Зрительные агнозии возникают при поражении затылочных от­делов коры. Больной видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть различные варианты. В одних случаях больной правильно описывает внешние свойства предмета (цвет, форма, величина), однако узнать предмет не может. Например, яблоко больной опи­сывает как «что-то круглое, розовое», не узнавая в яблоке яблоко. Если дать этот предмет больному в руки, то он при ощупывании узнает его. Бывают случаи, когда больной не узнает знакомые ли­ца. Некоторые больные с подобным расстройством вынуждены запоминать людей по каким-то другим признакам (одежда, ро­динка и т.д.). В других случаях агнозий больной узнает предмет, называет его свойства и функцию, но не может вспомнить, как он называется. Эти случаи относятся к группе речевых расстройств.

При некоторых формах зрительных агнозий нарушаются про­странственная ориентировка, зрительная память. Практически уже при неузнавании предмета можно говорить о нарушениях механиз­мов памяти, поскольку воспринимаемый предмет не может быть сличен с его образом в гностической матрице. Однако бывают случаи, когда при повторном предъявлении предмета больной гово­рит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При на­рушениях пространственной ориентировки больной не только не узнает знакомых ему ранее лиц, дома и т.д., но и может много раз ходить по одному и тому же месту, не подозревая об этом.

Нередко при зрительных агнозиях страдает и узнавание букв, цифр, возникает потеря способности к чтению.

Слуховые агнозии возникают при поражении височной доли в области извилины Гешля. Больной не может узнать знакомые ранее звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Возможны нарушения узнавания музыкальных мелодий - амузия. В ряде случаев нарушается определение направления звука. При не­которых видах слуховой агнозии больной не в состоянии различать частоту звуков, например ударов метронома.

Сенситивные агнозии обусловлены нарушением узнавания так­тильных, болевых, температурных, проприоцептивных образов или их сочетаний. Они возникают при поражении теменной об­ласти. Сюда относятся астереогноз, расстройства схемы тела. При некоторых вариантах астереогноза больной не только не может определить предмет на ощупь, но и не в состоянии определить форму предмета, особенность его поверхности. К сенситивным агнозиям относится также анозогнозия, при которой больной не осознает своего дефекта, например паралича. Фантомные ощуще­ния можно отнести к нарушениям сенситивного гнозиса.

При обследовании детей следует иметь в виду, что маленький ребенок не всегда может правильно показать части своего тела; это же относится и к больным, страдающим слабоумием. В по­добных случаях говорить о расстройстве схемы тела, конечно, не приходится.

Вкусовые и обонятельные агнозии встречаются редко. Кроме того, узнавание запахов очень индивидуально, во многом связано с личным опытом человека.

Б. Праксис и его расстройства. Под праксисом понимают целе­направленное действие. Человек усваивает в процессе жизни мас­су специальных двигательных актов. Многие из этих навыков, формируясь при участии высших корковых механизмов, автома­тизируются и становятся такой же неотъемлемой способностью человека, как и простые движения. Однако при'поражении корко­вых механизмов, участвующих в осуществлении этих актов, воз­никают своеобразные двигательные расстройства - апраксии, при которых нет ни параличей, ни нарушений тонуса или координа­ции и даже возможны простые произвольные движения, но более сложные, чисто человеческие двигательные акты нарушаются. Больной вдруг оказывается не в состоянии выполнять такие, ка- залось бы, простые действия, как рукопожатие, застегивание пу­говиц, причесывание, зажигание спички и т.д. Апраксия возника­ет прежде всего при поражении теменно-височно-затылочной об­ласти доминантного полушария, при этом страдают обе полови­ны тела. Может возникнуть апраксия также при поражении субдоминантного правого полушария (у правшей) и мозолистого тела, связывающего оба полушария. В этом случае апраксия оп­ределяется только слева. При апраксии страдает план действия, т.е. составление непрерывной цепочки двигательных автоматиз­мов. Вследствие нарушения плана действия при попытках выпол­нить задание больной совершает много ненужных движений.

В отдельных случаях наблюдается парапраксия, когда выпол­няется действие, лишь отдаленно напоминающее данное задание. Иногда наблюдаются также персеверации, т.е. застревание на ка­ких-либо действиях. Например, больного просят произвести ма­нящее движение рукой. После выполнения этого задания предла­гают погрозить пальцем, но больной по-прежнему выполняет первое действие.

В некоторых случаях при апраксии обычные, бытовые дей­ствия сохраняются, но утрачиваются профессиональные навыки (например, умение пользоваться рубанком, отверткой и т.д.).

По клиническим проявлениям различают несколько видов ап­раксии: моторную, идеаторную и конструктивную.

Моторная апраксия. Больной не может выполнять действий по заданию и даже по подражанию. Его просят разрезать бумагу ножницами, зашнуровать ботинок, разлиновать бумагу при по­мощи карандаша и линейки и т.д., но больной, хотя и понимает задание, не может его выполнить, проявляя полную беспомощ­ность. Даже если показать, как это делается, больной все равно не может повторить движение. В отдельных случаях оказывается невозможным выполнение таких простых действий, как присе­дание, повороты, хлопание в ладоши. Разновидностью мотор­ной апраксии является моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия).

Идеаторная апраксия. Больной не может выполнять действия по заданию с реальными и воображаемыми предметами (напри­мер, показать, как причесываются, размешивают сахар в стакане и т.д.), в то же время действия по подражанию сохранены. В неко­торых случаях больной может автоматически, не задумываясь, выполнять определенные действия. Например, целенаправленно он не может застегнуть пуговицу, но выполняет это действие ав­томатически.

Конструктивная апраксия. Больной может выполнять различ­ные действия по подражанию и по устному приказу, но оказывается не в состоянии создать качественно новый двигательный акт, сложить целое из частей, например, составить из спичек опреде­ленную фигуру, сложить пирамиду и т.д.

Некоторые варианты апраксии связаны с нарушением гнозиса. Больной не узнает предмет или у него нарушена схема тела, по­этому он не в состоянии выполнять задания или выполняет их не­уверенно и не совсем правильно.

Важно помнить, что праксис формируется по мере созревания ребенка, дети младшего возраста не могут выполнять еще таких простых действий, как причесывание, застегивание пуговиц и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.012 с.)