Вторая сигнальная система. Этапы развития познавательной способности у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая сигнальная система. Этапы развития познавательной способности у детей



У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у жи­вотных — только первая. Представление о сигнальных системах че­ловека и животных обосновал И.П.Павлов.

Поскольку существующие определения сигнальных систем от­личаются друг от друга, мы предлагаем наш вариант. Первая сиг­нальная система - система организма, обеспечивающая формиро­вание конкретного (непосредственного) представления об окру­жающей действительности с помощью условных связей. Сигна­лами для первой сигнальной системы служат предметы, явления и отдельные их свойства (запах, цвет, форма и т.п.) Вторая сигналь­ная система - система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека. Хотя первая сигнальная система свой­ственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимо­действию обеих систем у человека его первая сигнальная система качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний.

Содержание понятий во второй сигнальной системе фиксируется в словах, образах художественных произведений, математических символах. У животных тоже имеется язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических осо­бенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, словесная сигнализация (речь), язык позволяют передавать опыт, знания предков потом­кам, что качественно отличает язык человека от языка животных, позволяя накапливать знания об окружающей природе, и безмер­но повышает власть человека над окружающим миром. Обе сигнальные системы имеют общие черты: в основе их деятельности лежат рефлекторные механизмы. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимо­действуют между собой: вторая сигнальная система в своей дея­тельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через нее поступает необхо­димая информация во вторую сигнальную систему.

Речь - форма общения людей друг с другом с помощью сиг­налов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям, устной и письменной. Речь - это од­на из форм использования языка.

Язык человека - средство общения людей друг с другом, глав­ной формой которого является письменная и устная речь, а также -математические формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Язык обеспечивает передачу всей совокупности знаний и пред­ставлений человека о мире. Структуру языка и его сущность со­ставляют его грамматический строй и основной словарный фонд. В антропогенезе язык возник как форма общения в процессе охо­ты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жи­лища, в поисках пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В про­цессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. От­дельные звуки превращались в более сложные сигналы, из кото­рых впоследствии сформировались слова и фразы.

Таким образом, первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение. При этом вначале в орга­низме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения — восприятию.

Сигналами второй сигнальной системы являются слова, с по­мощью которых осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. При этом смысловое содержание слова, например «стол», не зависит от звучания этого понятия на раз­личных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных систе­мах мозга обычно ассоциируются с актом художественной твор­ческой деятельности человека, когда продукт творчества высту­пает как одна из форм языка. Слово - основной элемент второй сигнальной системы.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова. Начальный период связан с сснсомоторной активностью, он происходит в возрасте 1,5-2 лет.

Второй период (возраст 2—7лет) — это предоперационное мыш­ление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.

Третий период (возраст 7-11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней речи, с использованием конкретных понятий.

Четвертый, завершающий, период (11-17 лет) характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 годам формирова­ние психофизиологических, механизмов мыслительной деятельно­сти в основном завершается. Подросток внутренней речью поль­зуется так же успешно, как и взрослый человек

Открытие центров речи. Восприятие и воспроизведение речи

А. Центры речи. Более100 лет назад Брока впервые обнаружил, что левостороннее поражение нижних отделов третьей лобной извилины приводит к потере речи (афазия). Такие больные пони­мают обращенные к ним слова, однако спонтанно говорить прак­тически не могут. Если их попросить что-либо сказать, они неуве­ренно и с большим усилием произносят короткие фразы, состоя­щие из самых необходимых имен существительных, глаголов и прилагательных («телеграфная речь»). Это называется моторной афазией, а область мозга, поражение которой приводит к такому синдрому, -двигательным центром речи. Как видно на рис. 6.15, я, он расположен непосредственно спереди от участков двига­тельной коры, управляющих мышцами лица, челюсти, языка, нёба и глотки, т.е. мускулатурой, участвующей в артикуляции. Однако моторная афазия при поражении центра Брока не связана с параличом этих мышц. Даже при повреждении «лицевого» участка прецентральной извилины возникают лишь небольшие контралатеральные нарушения, поскольку представительства лицевой мус­кулатуры есть в обоих полушариях и одностороннее нарушение может компенсироваться непострадавшей половиной мозга.

Вскоре после открытия Брока Всрнике описал другой тип афазии, характеризующийся тяжелыми нарушениями понимания речи при сохранении у больного способности бегло, хотя и не­сколько искаженно, спонтанно говорить. Такая сенсорная афа­зия совпадает с поражением левой височной доли, особенно задней части первой височной извилины в непосредственной близости от слуховой коры (слуховой центр речи; см. рис. 6.15, а). Это свидетельствует о том, что центры сенсорной речи расположены лишь в одном из полушарий, тогда как зоны коры, обеспечивающие артикуляцию, т. е. произнесение слов. - в обоих (см. рис. 6.15, а). Более того, «просодические» характеристики речи (ударения, интонация), по-видимому, зависят в основном от процессов в правом полушарии. Если повреждаются зоны и Брока, и Вернике (обе они снабжаются кровью срединной моз­говой артерией), возникает полная (глобальная) афазия, при ко­торой страдает как образование речи, так и ее восприятие. На­конец, нарушения в области теменно-височной ассоциативной коры могут приводить к амнестической афазии, характеризую­щейся расстройством подбора нужных слов. Такие больные за­меняют названия предметов «словами-паразитами» («эта шту­ка»), более общими понятиями («птица» вместо «голубь») или иносказаниями («то, чем пишут» вместо «карандаш»).

Рис. 6.15. Речевые центры (выделено серым) в левом, доминантном в отношении речи полушарии (а) и соответствующие области в правом, «нсговорящсм» полушарии (б) (по ХУ.РепЛсШ, Ь.ЯоЪсгК 1959; с изменениями). Центры управления голосовы-

ми мышцами расположены с обеих сторон – в предцентральных извилинах. У каждой половины лица в отличие от остальных частей тела также двустороннее представительство. Возможно, височная речевая область занимает гораздо ббльшую площадь, особенно в височной доле. Области Брока и Верпике соединены дугообразным пучком

В осуществлении речи принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, ана­лизаторам чувствительности, слуха, зрения; бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, язы-коглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.

В.Восприятие речи осуществляется с помощью речеслухового анализатора, воспроизведение - с помощью речедвигательного. Процесс понимания речи связан с декодированием поступающей в акустической или оптической форме информации и осуществ­ляется височно-теменно-затылочными областями левого полу­шария у правшей, у левшей - правым, левым или обоими. Цен­тры Вернике и Брока связаны дугообразным пучком.

Звуки речи воспринимаются первичными слуховыми центрами коры, затем сигналы поступают в зону Вернике, что обеспечивает осмысление речи. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, откуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов, в результате чего письменная форма слова перерабатывается и осмысливается, как при слуховом восприятии. По-видимому, в речевой функции при­нимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.191 (0.007 с.)