Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Первичный бланк для заполнения
I Столбец
| II Столбец
| III Столбец
| IV Столбец
| V Столбец
| VI Столбец
| VII Столбец
| VIII Столбец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Ключ
Таблица нормирования первичных оценок
Факторы
| Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| A
| 3-4
| 5-6
|
|
|
| 10-11
|
|
| 14-15
| 16-19
| B
| 0-1
| 2-3
|
|
|
|
|
|
|
| 11-17
| C
| 1-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
|
| 14-15
| 16-17
| 18-20
|
| 22-26
| E
| 2-4
| 5-6
|
| 8-9
|
| 11-12
|
| 14-15
| 16-17
| 18-22
| F
| 4-5
| 6-7
| 8-9
|
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
| 19-20
| 21-26
| G
| 2-4
| 5-7
| 8-9
| 10-11
| 12-13
|
| 15-16
|
|
| 19-22
| H
| 1-3
| 4-5
| 6-7
| 8-9
| 10-13
|
| 15-16
| 17-18
| 19-20
| 21-25
| I
| 0-3
|
|
|
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
|
| 15-18
| L
| 2-3
| 4-5
|
|
| 8-9
|
|
| 12-13
| 14-15
| 16-18
| M
| 2-3
| 4-5
| 6-7
|
|
| 10-11
|
| 13-14
| 15-16
| 17-20
| N
| 2-4
|
| 6-7
|
| 9-10
|
| 12-13
| 14-15
|
| 17-20
| O
| 2-4
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
|
| 17-18
| 19-22
| Q1
| 2-3
|
| 5-6
|
|
| 9-10
|
| 12-13
|
| 15-18
| Q2
| 0-2
|
| 4-5
|
|
| 8-9
| 10-11
|
| 13-14
| 15-17
| Q3
| 3-5
| 6-7
| 8-9
|
| 11-12
|
| 14-15
|
|
| 18-20
| Q4
| 0-1
| 2-3
| 4-5
| 6-8
| 9-10
| 11-12
| 13-15
| 16-17
| 18-19
| 20-22
|
Таблицы стенов для мужчин, женщин 16-18, 19-28 и 29-70 лет
Женщины 16-18 лет
Факторы
| Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| A
| 0-6
| 7-8
| 7-8
| 9-10
|
| 12-13
| 14-15
|
| 17-18
| 19-20
| B
| 0-1
|
|
|
|
|
|
| 8-9
|
| 11-12
| C
| 0-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
| 19-20
|
| 22-26
| E
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-15
| 16-17
| 18-19
| 20-26
| F
| 0-6
| 7-8
| 9-11
| 12-14
| 15-16
| 17-18
| 19-20
| 21-22
|
| 24-26
| G
| 0-5
| 6-7
| 8-9
| 10-11
| 12-13
|
| 15-16
|
|
| 19-20
| H
| 0-2
| 3-4
| 5-7
| 8-9
| 10-12
| 13-14
| 15-17
| 18-20
| 21-22
| 23-26
| I
| 0-5
| 6-7
|
| 9-10
|
| 12-13
|
|
| 16-17
| 18-20
| L
| 0-2
|
| 4-5
|
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
|
| 15-16
| M
| 0-6
|
| 8-9
|
| 11-12
| 13-14
| 15-16
|
| 18-19
| 20-26
| N
| 0-5
|
|
|
| 9-10
|
| 12-13
|
|
| 16-20
| O
| 0-4
|
| 6-7
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
| 20-26
| Q1
| 0-3
|
|
|
| 7-8
|
| 10-11
|
| 13-14
| 15-20
| Q2
| 0-3
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-20
| Q3
| 0-4
| 5-6
|
| 8-9
|
| 11-12
|
|
| 15-16
| 17-20
| Q4
| 0-3
| 4-5
| 6-8
| 9-11
| 12-13
| 14-16
| 17-19
| 20-21
| 22-23
| 24-26
|
Мужчины 16-18 лет
Факторы
| Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| A
| 0-3
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
|
| 13-14
| 15-16
| 17-20
| B
| 0-1
|
|
|
|
|
|
| 8-9
|
| 11-12
| C
| 0-7
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
|
| 21-22
| 23-26
| E
| 0-6
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
| 20-21
| 22-26
| F
| 0-5
| 6-8
| 9-11
| 12-14
| 15-16
| 17-18
| 19-20
| 21-22
|
| 24-26
| G
| 0-4
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
|
|
| 19-20
| H
| 0-2
| 3-4
| 5-7
| 8-10
| 11-13
| 14-16
| 17-18
| 19-20
| 21-22
| 23-26
| I
| 0-2
|
|
| 5-6
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-20
| L
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
|
| 15-16
| 17-20
| M
| 0-4
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
|
| 15-16
| 17-18
| 19-26
| N
| 0-5
| 6-7
|
|
|
| 11-12
|
| 14-15
|
| 17-20
| O
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
| 9-10
|
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-26
| Q1
| 0-4
|
|
| 7-8
|
| 10-11
|
|
| 14-15
| 16-20
| Q2
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-20
| Q3
| 0-3
| 4-5
|
| 7-8
| 9-10
|
| 12-13
|
| 15-16
| 17-20
| Q4
| 0-2
| 3-4
| 5-6
| 7-8
| 10-12
| 13-15
| 16-17
| 18-19
| 20-21
| 22-26
|
Женщины 19-28 лет
Факторы
| Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| A
| 0-4
| 5-6
|
| 8-9
| 10-12
|
| 14-15
|
| 17-18
| 19-20
| B
| 0-4
|
| -
|
|
|
|
|
|
| 12-13
| C
| 0-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
| 19-20
| 21-22
| 23-26
| E
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
| 19-26
| F
| 0-5
| 6-7
| 8-10
| 11-12
| 13-15
| 16-17
| 18-19
| 20-21
|
| 23-26
| G
| 0-4
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
|
| 14-15
| 16-17
|
| 19-20
| H
| 0-2
| 3-4
| 5-7
| 8-9
| 10-12
| 13-15
| 16-17
| 18-20
| 21-22
| 23-26
| I
| 0-5
|
| 7-8
| 9-10
| 11-12
|
|
|
| 16-17
| 18-20
| L
| 0-1
| 2-3
|
|
| 6-7
| 8-9
|
| 11-12
| 13-14
| 15-20
| M
| 0-5
| 6-7
|
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
|
| 18-19
| 20-26
| N
| 0-5
|
|
|
| 9-10
|
| 12-13
|
| 15-16
| 17-20
| O
| 0-3
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
| 19-20
| Q1
| 0-3
|
|
| 6-7
|
|
| 10-11
| 12-13
|
| 15-20
| Q2
| 0-3
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-20
| Q3
| 0-4
|
| 6-7
| 8-9
|
| 11-12
|
|
| 15-16
| 17-20
| Q4
| 0-3
| 4-5
| 6-7
| 8-10
| 11-12
| 13-15
| 16-18
| 19-20
| 21-22
| 23-26
|
Мужчины 19-28 лет
Факторы
| Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| A
| 0-3
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
|
| 15-16
| 17-20
| B
| 0-4
|
| -
|
|
|
|
|
|
| 12-13
| C
| 0-7
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
| 20-21
|
| 23-26
| E
| 0-6
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
| 14-16
| 17-18
|
| 20-21
| 22-26
| F
| 0-5
| 6-8
| 9-10
| 11-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
| 20-21
| 22-23
| 24-26
| G
| 0-4
| 5-6
| 7-9
| 10-11
|
| 13-14
| 15-16
|
| 18-19
|
| H
| 0-2
| 3-4
| 5-7
| 8-10
| 11-13
| 14-16
| 17-18
| 19-20
| 21-22
| 23-26
| I
| 0-2
|
| 4-5
|
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
|
| 16-20
| L
| 0-3
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
|
| 13-14
|
| 16-20
| M
| 0-5
|
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
|
| 19-20
| N
| 0-5
| 6-7
|
|
|
| 11-12
|
| 14-15
|
| 17-20
| O
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-26
| Q1
| 0-4
|
|
| 7-8
|
|
| 11-12
|
| 14-15
| 16-20
| Q2
| 0-3
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-20
| Q3
| 0-3
| 4-5
|
| 7-8
| 9-10
|
| 12-13
|
| 15-16
| 17-20
| Q4
| 0-3
|
| 5-7
| 8-9
| 10-12
| 13-14
| 15-17
| 18-19
| 20-21
| 22-26
|
Женщины 29-70 лет
Факторы
| Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| A
| 0-4
| 5-6
| 7-8
| 9-10
|
| 12-13
| 14-15
|
| 17-18
| 19-20
| B
| 0-1
|
|
|
|
|
|
| 8-9
|
| 11-13
| C
| 0-7
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-20
| 21-22
| 23-24
| 25-26
| E
| 0-2
|
| 4-5
| 6-7
| 8-9
| 10-11
| 12-14
| 15-16
| 17-18
| 19-26
| F
| 0-4
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
| 20-21
| 22-26
| G
| 0-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
|
|
| 18-19
|
| H
| 0-2
| 3-4
| 5-7
| 8-9
| 10-12
| 13-14
| 15-17
| 18-20
| 21-22
| 23-26
| I
| 0-5
| 6-7
|
| 9-10
|
| 12-13
|
| 15-16
|
| 18-20
| L
| 0-1
|
| 3-4
|
| 6-7
|
| 9-10
|
| 12-13
| 14-20
| M
| 0-6
|
| 8-9
| 10-11
|
| 13-14
| 15-16
|
| 18-19
| 20-26
| N
| 0-5
|
|
| 8-9
|
|
| 12-13
|
|
| 16-20
| O
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
| 17-18
| 19-26
| Q1
| 0-3
|
|
| 6-7
|
|
| 10-11
| 12-13
|
| 15-20
| Q2
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
|
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-20
| Q3
| 0-5
| 6-7
|
| 9-10
|
| 12-13
|
| 15-16
|
| 18-20
| Q4
| 0-2
| 3-4
| 5-7
| 8-10
| 11-12
| 13-15
| 16-17
| 18-20
| 21-22
| 23-26
|
Мужчины 29-70 лет
Факторы
| Стены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| A
| 0-3
|
| 5-6
|
| 8-9
| 10-11
| 12-13
|
| 15-16
| 17-20
| B
| 0-1
|
|
|
|
|
|
| 8-9
|
| 11-13
| C
| 0-7
| 8-10
| 11-12
| 13-14
| 15-16
|
| 18-19
| 20-21
| 22-23
| 24-26
| E
| 0-5
| 6-7
| 8-9
| 10-11
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
| 20-21
| 22-26
| F
| 0-3
| 4-5
| 6-8
| 9-10
| 11-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
|
| 21-26
| G
| 0-4
| 5-7
| 8-10
| 11-12
|
| 14-15
| 16-17
|
|
|
| H
| 0-3
| 4-5
| 6-8
| 9-11
| 12-14
| 15-16
| 17-19
| 20-21
| 22-23
| 24-26
| I
| 0-2
|
|
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
| 13-14
|
| 16-20
| L
| 0-2
|
| 4-5
| 6-7
|
| 9-10
| 11-12
|
| 14-15
| 16-20
| M
| 0-5
| 6-7
|
| 9-10
|
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-19
| 20-26
| N
| 0-6
|
| 8-9
|
|
| 12-13
|
|
| 16-17
| 18-20
| O
| 0-2
|
| 4-5
| 6-7
| 8-9
| 10-11
|
| 13-15
| 16-17
| 18-26
| Q1
| 0-4
| 5-6
|
|
| 9-10
|
| 12-13
|
| 15-16
| 17-20
| Q2
| 0-3
|
| 5-6
| 7-8
| 9-10
|
| 12-13
| 14-15
| 16-17
| 18-20
| Q3
| 0-4
| 5-6
| 7-8
|
| 10-11
|
| 13-14
|
| 16-17
| 18-20
| Q4
|
| 1-2
| 3-5
| 6-7
| 8-10
| 11-12
| 13-15
| 16-17
| 18-19
| 20-26
|
Описание первичных факторов
Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «–», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» – от 8 до 10 стенов.
1. Фактор А: «замкнутость - общительность»
| А-
| А+
| Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов
| Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов
| Полюс А- в техническом названии именуется sizothymia (от латинского слова sizo, что означает скучный, унылый). Полюс А+ именуется affectothymia, и он характеризует интенсивное выражение аффектов (чувств). Эмоционально «вялая», «сухая» личность имеет склонность к осторожности при выражении чувств, она мало экспрессивна. Наиболее яркой особенностью аффектотимии является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.
В целом фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.
В ответах вопросника личность с А+ предпочитает работу с людьми, социальное одобрение, любит идти в ногу со временем. Личность с полюсом А- любит идеи, предпочитает работать одна. Существуют доказательства того, что личности с А+ общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми; личности с полюсом А- могут быть художниками, учеными-исследователями и предпочитают работать самостоятельно, изолированно от группы.
- 1-3 стена - склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким.
- 4 стена - сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия).
- 7 стенов - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).
- 8-10 стенов - склонность к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества.
2. Фактор В: интеллект
| B-
| B+
| Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры.
| Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.
| Фактор В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными.
- 1-3 стена - склонен медленнее понимать материал при обучении. «Туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» или отражает низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результате психопатологии.
- 4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).
- 7 стенов - более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению).
- 8-10 стенов - быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.
3. Фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность»
| C-
| C+
| Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.
| Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.
| Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как эго-силу и эго-слабость. Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом C- легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Люди с высокой оценкой по фактору C+ чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ближе к полюсу C-. С другой стороны, у руководящего состава диапазон показателей по фактору С широк; некоторым из них присущи низкие значения по этому фактору (возможно, здесь сказывается реакция усталости и озабоченность при стрессе).
Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.
В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И.П.Павлову).
Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (руководители, летчики, спасатели и т. д.), должны владеть индивидуумы с высокими оценками по фактору С. В то же время в профессиях, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.), можно иметь и низкие оценки по этому фактору.
- 1-3 стена - имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий порог свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам.
- 4 стена - чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается.
- 7 стенов - эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.
- 8-10 стенов - эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень «С» позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
4. Фактор Е: «подчиненность-доминантность»
| E-
| E+
| Мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия.
| Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.
| Фактор Е не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому фактору) испытывают потребность в автономии.
- 1-3 стена - уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов.
- 4 стена - скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся.
- 7 стенов - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).
- 8-10 стенов - утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.
5. Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»
| F-
| F+
| Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению. Склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций.
| Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах
| Данный фактор представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости.
В целом фактор F ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Пример: актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки, художники, последователи - более низкие.
- 1-3 стена - неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком.
- 4 стена - трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый;
- 7 стенов - безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.
- 8-10 стенов - веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.
6. Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
| G-
| G+
| Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению.
| Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.
| Этот фактор напоминает фактор С, особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность - безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-эго и как низкое супер-эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору.
Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму.
- 1-3 стена - тенденция к непостоянству цели, непринужденный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе.
- 4 стена - пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, чувствует себя малообязательным.
- 7 стенов - сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный.
- 8-10 стенов - требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.
7. Фактор Н: «робость - смелость»
| H-
| H+
| Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека).
| Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
| Фактор H - четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента. Люди с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.
Низкие оценки этого фактора характеризуют людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.
- 1-3 стена - застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1-2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него.
- 4 стена - застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий.
- 7 стенов - авантюрный, социально-смелый, незаторможенный, спонтанный.
- 8-10 стенов - общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его «толстокожесть» позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.
8. Фактор I: «жесткость – чувствительность»
| I-
| I+
| Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.
| Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.
| Согласно ряду исследований, люди с высокими показателями по этому фактору обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика.
Этот фактор отражает различия в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Интересен тот факт, что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом, атлетичны.
Характеристики этого фактора ближе к фактору второго порядка «низкая эмоциональность - высокая эмоциональность»; данный фактор является там главенствующим.
Личность с высокими показателями по этому фактору характеризуется как физически и умственно утонченная, склонная к рефлексии, задумывающаяся над своими ошибками и путями избежания таковых.
Отметим, что оценки по данному фактору у женщин выше, чем у мужчин, при этом они зависят от окружающих условий и культурного уровня. Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативу генетического происхождения этого свойства личности. Следует отметить, что мужчины, имеющие высокие оценки, чаще всего относятся к художественному типу личности. По роду занятий высокие оценки по этому фактору объединяют художников, артистов, музыкантов, писателей врачей-диагностов и психиатров, адвокатов. Лица с I- больше склонны к невротическим рассогласованиям (при исследовании по тесту Айзенка эти люди имеют высокие показатели по такой характеристике, как нейротизм). В целом этот фактор оп
|