Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текущий контроль за состоянием здоровьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из основных аспектов работы сотрудников по организации медицинской помощи в образовательных учреждениях является осуществление текущего контроля за состоянием здоровья. Он основан на применении этапности обследования детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно в соответствии с Приказами Минздрава России № 151 от 07.05. 1999 г., № 154 от 05.05. 1999г., № 241 от 03.07.2000 г. Каждый ребёнок в этот период должен быть осмотрен врачами-специалистами при профилактических осмотрах 9 раз: · перед поступлением в дошкольное учреждение, · за год до поступления в школу, · перед поступлением в школу, · конец первого года обучения, · переход к предметному обучению, · 11-12 лет (препубертатный возраст), · пубертатный период (14 –15 лет) перед окончанием образовательного учреждения 16 лет, · 17 лет. В остальные возрастные периоды проводится скрининг – обследование всех детей средним медицинским работником и педиатром, а осмотры специалистами, проводятся по показаниям. Этапы комплексного профилактического осмотра: I этап – доврачебный – обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводится в основном средним медицинским персоналом образовательного учреждения. II этап- педиатрический – обследование всех детей, выделенных с помощью скрининг-тестов врачом учреждения. III этап – специализированный – обследование узкими специалистами поликлиники детей, направленных из образовательного учреждения. Расширенная скрининг-программа включает: I - базовая скрининг-программа доврачебного медицинского обследования, II - IV дополнительные скрининг-тесты, II - медицинские, III - психологические, IV - медико-педагогические. Суммарная информация о гриппе, острых инфекциях верхних дыхательных путей, энтеробиозе ежемесячно передаётся в центры госсанэпиднадзора. Организация оздоровительной работы основана на оперативно поступающей информации о здоровье каждого ребёнка. Основные принципы организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий: · комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья детей, экологических и климатических условий и др., · непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, · максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников при определении индивидуальных показаний и противопоказаний к проведению каждой оздоровительной процедуры, · интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс образовательного учреждения, · преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления, · использование простых и доступных технологий, · формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических оздоровительных мероприятий, · повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса, санитарному состоянию учреждения, организации питания.
Список литературы Основная 1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 2010. - С. 436-443, 450-460. Дополнительная 1. Организация медицинского контроля за развитие и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие /Под ред. Г.Н. Сердюковской. М.: «Промедэк», 1993. –143 с. 2. Приказ МЗ РФ № 151 от 07.05.98 «О временных отраслевых стандартах объёма медицинской помощи детям. 3. Приказ МЗ РФ № 241 от 03.07.2000 «Об утверждении «Медицинской карты ребёнка для образовательных учреждений (форма № 026/у-00)». 4. Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12. 2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». 5. Руководство по амбулаторно–поликлинической педиатрии /под ред. А.А.Баранова. – М.: Геотар-Медиа, 2007. – С.12 – 40. 6. СанПиН 2.4.1.2660-10 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях: Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, 2010. – 76с. 7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утв. 27.10.2011 года № 2562. Гигиеническая оценка КАЧЕСТВА питания в детских образовательных учреждениях Цель занятия: освоить методику изучения и оценки рационов питания в детских образовательных учреждениях. План проведения занятия: Каждая пара студентов изучает пищевой рацион в дошкольной организации (ДО) по меню-раскладкам за 3-5 дней – по набору продуктов, химическому составу, калорийности, распределению калорийности по приёмам пищи. Оценивается разнообразие пищевого рациона по ассортименту блюд и продуктов, объёмов порций блюд, технология их приготовления. Материал для оценки питания студенты собирают в процессе комплексного обследования ДО. Вычислив средний набор продуктов на 1 ребёнка, рассчитывают химический состав рациона с помощью компьютерной программы «Оптима». Полученные данные сравнивают с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (МР 2.3.1.2432-08). Составляется заключение на основе анализа полученных материалов по питанию. Студент должен знать: - особенности обмена белков, жиров, углеводов в период роста и развития организма; - значение минеральных веществ, витаминов в процессах роста и развития детского организма; - гигиенические принципы нормирования питания детей и подростков; - гигиенические принципы рационального питания детей и подростков; - гигиенические требования к организации питания в дошкольных учреждениях и школах. Студент должен уметь: - оценить питание детей и подростков в организованных коллективах. Студент должен владеть: - методами оценки качества питания в образовательных учреждениях. Контрольные вопросы: 1. Особенности обмена веществ в детском и подростковом возрасте. 2. Значение питания для организма детей и подростков. 3. Принципы нормирования питания детей и подростков. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. 4. Требования к рациональному питанию детей (принципы). 5. Количественная характеристика питания. 6. Качественная характеристика питания детей: - значение белков, - значение жиров, - значение углеводов, - значение минеральных веществ. 7. Методы изучения рационов питания детей в организованных коллективах. 8. Роль медицинских работников детских учреждений в организации питания детей. 9. Работа врача по гигиене детей и подростков ФБУЗ по контролю за качеством питания детей в организованных коллективах. Содержание занятия и методика работы Фактический рацион питания детей и подростков в детских образовательных учреждениях изучается теоретическими (опросный, расчетный) и лабораторным методами. Чаще используется расчетный метод изучения питания по отчетам (накопительным ведомостям) и меню-раскладкам (меню-требованиям). На занятии студент изучает рацион питания детей дошкольного образовательного учреждения за три–пять дней одного из сезонов года. Студенты приносят меню-раскладки из обследуемого ДО. На основе полученных данных студенты составляют заключение о том, полноценно ли питание детей, дают в случае необходимости рекомендации по его оптимизации. Для анализа питания по меню-раскладкам, используются таблицы 1-5. Нормы физиологических потребностей пищевых веществ и энергии для детей и подростков представлены в таблице 5.4., не допускаемые к использованию пищевые продукты в приложении 5. Нормы потребления продуктов питания на одного ребёнка (приложение 6), рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов в приложении 8, замена продуктов по основным питательным веществам даны в приложении 10. Формы технологической карты, химического состава данного блюда, примерные возрастные объёмы порций представлены в приложениях 11-12. Среднесуточный набор продуктов оценивают путём сопоставления данных представленных в меню-раскладке (количество используемого продукта на одну порцию, масса брутто в граммах) с нормативными требованиями, содержащимися в приложение 6 к СанПиН 2.4.1.2660-10, таблица 1. Анализ рациона по химическому составу и калорийности проводят посредством вычисления пищевых веществ и энергетической ценности рациона из среднесуточного набора продуктов (данные заносят в таблицу 2). Далее среднесуточное содержание пищевых веществ и энергетическая ценность рациона сравнивается с физиологическими нормами, представленными в МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» таблица 5.4. Для оценки допустимых отклонений разница вычисляется в процентах. Сбалансированность рациона питанияоценивается по следующим показателям: Определение квоты (%) белков, жиров, углеводов проводится по калорийности, например:
Сумма квот белков, жиров, углеводов должна составлять 100 %. Определение квот животного белка в общем его количестве определяют по формуле Определение квоты жиров растительного происхождения проводится следующим образом: Соотношение кальция, магния и фосфора определяют так: .
Режим питания, распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона питания детей на отдельные приемы пищи оценивают в зависимости от продолжительности пребывания детей в образовательном учреждении. Пример таблица 3. Разнообразие питания оценивается по ассортименту блюд используемых в питании и кратности их повторяемости за 7-10 дней. Обращают внимание на наличие пищевых продуктов, которые не допускается использовать в питании детей в дошкольных организациях. Оценка объёма порций проводится путём сравнения выхода блюд указанного в меню-раскладке с примерными возрастными объёмами порций для детей, содержащихся в приложении 12 к СанПиН 2.4.1.2660 -10.
Справочно-информационный материал Организовать и оценить питание в детских и подростковых организованных коллективах невозможно без знаний анатомо-физиологических особенностей организма и физиологических норм питания детей и подростков. Особенности обмена веществ. Период роста и развития характеризуется преобладанием анаболических процессов (ассимиляции) в организме ребенка. Это связано с интенсивным ростом организма, большей подвижностью детей, большими потерями тепла с 1 м2 поверхности тела. Поэтому потребность в белке на 1 кг массы у детей больше, чем у взрослых; дети имеют положительный азотистый баланс, который связан с задержкой белка в организме, используемого для построения органов и систем (увеличение массы на 100 г сопровождается задержкой 18 г белка или 2,9 г азота); обмен азота происходит быстрее; величина основного обмена в 1,5-2 раза выше, чем у взрослого; энерготраты на 1 кг массы выше, чем у взрослого человека. Так, в 3 месяца на рост и развитие идет около 36% всей энергетической потребности детей за сутки, на двигательную активность около 20%. В 6 месяцев на рост и развитие расходуется 26%, а в 9 месяцев 21% всей энергетической потребности. В дальнейшем расход энергии на рост и развитие снижается и к 1 году составляет 9-12% суточного расхода энергии. На основной обмен энергии у детей влияет время года. Наиболее высокий уровень основного обмена наблюдается весной и в начале лета. В это же время года в организме отмечается наибольшая задержка азота. Выявлены суточные биоритмы обмена веществ, которые обусловлены колебаниями активности печени. В первую половину дня печень выделяет максимальное количество желчи, необходимой для переваривания жиров. В это же время в ней интенсивно происходит превращение гликогена в моносахариды. Согласно современным представлениям питание выполняет в организме следующие функции: 1. Энергетическая. Пищевые вещества - это единственный источник энергии для организма человека, которая расходуется даже в состоянии полного покоя (основной обмен). Носителями энергии (с учётом значимости) являются жиры, затем углеводы и в меньшей степени белки. 2. Пластическая. В организме протекают два взаимосвязанных процесса: ассимиляция и диссимиляция. С ассимиляцией связано образование новых клеток, восстановление веществ, разрушенных в результате диссимиляции. Последняя осуществляется в организме постоянно, независимо от поступления пищи, ассимиляция возможна лишь при условии снабжения организма пластическими веществами, к которым относятся белки, в меньшей степени минеральные вещества, жиры и углеводы. 3. Биорегуляторная. Пища содержит вещества, из которых образуются ферменты, гормоны, т.е. биологические регуляторы общего обмена в организме. Здесь велика роль белков и витаминов. Ферментативная активность белков считается самой важной особенностью белка как основы жизненных проявлений организма. Витамины участвуют в обмене веществ не только в составе ферментов, но и самостоятельно. 4. Приспособительно-регуляторная. Каждое вещество играет специфическую роль в приспособительно-регуляторной деятельности различных систем организма, важнейшими из которых являются системы питания, выделения и терморегуляции. 5. Защитно-реабилитационная. Устойчивость организма к инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям зависит от качества питания, особенно его белкового и витаминного состава. Все иммунные тела имеют белковую природу. Под влиянием антигенов различных чужеродных веществ, в т.ч. и патогенных микроорганизмов, процесс синтеза белка в тканях видоизменяется. Белки, в частности глобулины, приобретают защитные функции, ранее у них отсутствовавшие. Имеются неоспоримые доказательства, что патогенетически обоснованное рациональное питание повышает устойчивость организма к вредным производственным факторам. Питание играет большую роль в реабилитации больных. Оно способствует нормализации нарушенного обмена веществ, восстановлению тканей, ускорению выздоровления и т.д. 6. Сигнально-мотивационная, выражающаяся в побуждении к приёму пищи. Это проявляется в аппетите. Хороший аппетит - главный стимулятор желудочной секреции и нормального пищеварения. Эту функцию обеспечивают вкусовые вещества, находящиеся в луке, чесноке, петрушке и других пряных овощах, а также вид, вкус и запах готового блюда. Законы (принципы) рационального питания: 1. Питание должно быть достаточным в количественном отношении, обеспечивать все энергетические затраты организма; должен соблюдаться примерный баланс поступления энергии в соответствии с расходом. 2. Питание должно быть полноценным в качественном отношении – обеспечивать поступление в организм всех необходимых пищевых веществ. Организму небезразлично каким образом, за счёт каких пищевых веществ получит он нужное количество калорий. 3. Пищевые и биологически активные вещества (витамины) должны поступать в организм в сбалансированном, оптимальном соотношении. Соотношение должно быть примерно Б:Ж:У=1:1:4 до 4,8. Такое соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения энергетических и пластических потребностей организма. У детей и подростков белки должны составлять 12%, жиры – 30%, углеводы – 58% по калорийности. 4. Важным элементом рационального питания является правильный режим питания, который характеризуется кратностью приёмов пищи и количественным распределением калорийности приёмов пищи в течение дня. Для детей важен постепенный переход на новые режимы питания с учётом возраста. 5. Питание должно быть разнообразным, т.е. в рацион необходимо включать все группы продуктов: - молоко и молочные продукты, - мясо, рыба, птица, яйцо, - жиры, - зерновые и картофель, - овощи, - фрукты и ягоды. 6. Питание должно быть безвредным, необходимо исключить возможность загрязнения продуктов бактериями, токсинами, химическими веществами. Дифференцировка питания детей по возрасту основана на анатомо-физиологических особенностях пищеварительной системы и особенностях обмена веществ. Разработанные «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» МР 2.3.1.2432-08 базируются на основных концепциях оптимального питания: Ø энергетическая ценность рациона должна соответствовать энерготратам организма, Ø величины потребления основных пищевых веществ должны находиться в пределах физиологически необходимых соотношений между ними, Ø содержание макроэлементов и незаменимых микроэлементов должно соответствовать физиологическим потребностям человека, Ø содержание минорных и биологически активных веществ в пище должно соответствовать их адекватным уровням потребления. Они составлены с учётом возрастных особенностей обмена веществ, анатомо-физиологических особенностей детского организма, предусматривают оптимальные величины пищевых веществ и энергии, необходимых для нормального функционирования организма детей. Питание в организованных коллективах строится с учётом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, а также на основе суточных норм питания детей в детских яслях, детских садах, детских домах, санаториях, санаториях-профилакториях, санаторно-оздоровительных и детских оздоровительных учреждениях. В суточных нормах указано необходимое количество продукта в граммах на 1 ребёнка в день. В основе норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков ведущим принципом, определяющим физиологические потребности в пищевых веществах и энергии, является возраст. Возраст является ведущим, так как у детей сложно учитывать энерготраты, связанные с различными видами деятельности, из-за большого их разнообразия. Дети имеют выраженные особенности в обмене веществ. Всего выделено 9 возрастных групп. Для детей старше 1 года – 6. Возрастная группировка проведена с учётом возрастной периодизацией детского населения, учитывающей особенности воспитания и обучения в России. С 11 лет в нормах учитывается пол, так как у девочек начинается эндокринная перестройка организма и чётко проявляются половые особенности в обмене веществ. Девочки имеют меньшую массу тела, более низкий основной обмен, поэтому потребность в энергии у них на 15% меньше. В нормах питания учтены и климатогеографические особенности. Детям, проживающим в южных климатических районах, рекомендуется уменьшить потребление энергии на 5% по сравнению с детьми центральных районов за счёт жиров и углеводов, но не белковой части рациона. В северных зонах энергетическая ценность рациона должна быть увеличена на 10-15% за счёт жиров. По сравнению с существовавшими ранее нормами (1985, 1991 гг.) настоящие физиологические нормы учитывают те изменения, которые произошли в системе общего и профессионального образования. Так, энергетическая ценность рационов различных групп школьников снижена на 100-250 ккал/день. Установлена потребность в насыщенных, полиненасыщенных жирных кислотах, пищевых волокнах. Впервые введены физиологические нормы потребности организма детей в калии, натрии, хлоридах, меди, марганце, селене, хроме, молибдене, витаминоподобных соединениях и т.д. В современных нормах питания содержание кальция осталось без существенных изменений, а фосфора уменьшено, что изменило их соотношение до 1:0,9 в дошкольном возрасте и 1:1 в школьном. В среднем и старшем школьном возрасте дифференцировано по полу содержание витамина «С». Физиологические нормы питания используются: - для расчёта рациона питания в организованных коллективах, - для оценки фактического питания, - для обоснования коррекции питания. Они являются основным документом при организации питания детей и подростков и контроле за ним. Изучение и оценка питания в организованных коллективах города (района) проводится в однородных по возрасту и ассигнованиям образовательных учреждениях. Дети, входящие в группу, отобранную для исследований, должны проживать в данной местности не менее 3 лет. Исследование питания в организованных коллективах осуществляется при проведении плановых обследований, осуществляемых органами санитарно-эпидемиологического надзора, при внеплановых проверках - поступление жалоб и других показаний, при согласовании новых рационов питания, лицензировании воспитательной и образовательной деятельности, организации отдыха детей. Питание следует изучать в наиболее характерные для каждого сезона месяцы, в течение 10 дней, включая и выходные, чтобы определить типичный набор продуктов. Исследовать рационы рекомендуется в одну из недель января-февраля; апреля-мая; июля-августа и октября-ноября. С целью унификации методов оценки питания детей в организованных коллективах следует опираться на методические рекомендации «Гигиеническая оценка рационов питания детей и подростков в организованных коллективах» (Пермь, 2010). Фактическое питание в организованном коллективе оценивают по меню-раскладкам, накопительным ведомостям, технологическим картам, журналам бракеража готовой продукции, ежедневным меню. При оценке определяется соответствие количества используемых продуктов рекомендуемым среднесуточным нормам, химического состава – нормам физиологических потребностей в энергии и пищевым веществам для различных групп населения Российской Федерации, рекомендуемого (запрещённого) ассортимента пищевых продуктов, используемых в питании, распределения калорийности по приёмам пищи, соблюдение сезонности меню, повторяемости блюд и продуктов, продолжительности приёмов пищи. Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент при подготовке к занятию знакомится с требованиями к рациональному питанию детей, выясняет, какое значение имеют отдельные пищевые вещества и продукты в питании подрастающего поколения, как они должны быть сбалансированы, должен знать обязанности медицинских работников детских образовательных учреждений в организации питания детей. Во время самостоятельной подготовки к практическим занятиям студент решает ситуационные задачи, знакомится со справочно-информационным материалом, приведённым в методическом пособии. Важно подготовиться к занятию теоретически, поэтому студент читает специальную литературу из предлагаемого в пособии списка в соответствии с контрольными вопросами. Для закрепления изученного самостоятельно материала студент решает следующие ситуационные задачи: I. Дайте оценку питания школьника 16 лет, обучающегося в общеобразовательной школе, если суточное потребление белка – 60 г, в том числе животного происхождения 30 г, жира – 85 г, углеводов – 380 г, Са – 1000 мг, Р – 1000 мг, Mg – 200 мг, Fe – 10 мг, витамина С – 60 мг. Режим питания трехразовый, в школе пьёт сок. Вычислите и оцените энергетическую ценность рациона, количество пищевых веществ и режим питания. Предложите коррекцию питания. Решение. Материалы учебника и МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» от 18 декабря 2008 г. М., 2008. Нарушена кратность приёмов пищи (питание должно быть четырёхкратное), отсутствует обед в школе. Энергетическая ценность рациона составляет 4×(60+380)+9×85=1760+765=2525 ккал, что ниже нормы на 12,9%. Причиной низкой калорийности рациона является недостаточное содержание белков, жиров, углеводов (провести их сравнение с физиологическими нормами). Снижено содержание минеральных веществ, витамина «С». Доля белка животного происхождения составляет 50%. Квота белка по калорийности 9,5%. Нарушена сбалансированность рациона, соотношение Б:Ж:У=1:2,1:9,5. Соотношение Са:Mg:P=1:0,2:1, при норме Са:Mg:P=1:0,3:1. Ответ. Питание школьника не рациональное, не выполняются количественные и качественные показатели питания, нарушена сбалансированность питания, и кратность приёмов пищи. Оптимизация питания заключается в введении 4-го приёма пищи (горячего обеда в школе), увеличении калорийности рациона за счёт основных питательных веществ, выполнении требований сбалансированности питания (указать за счёт каких продуктов). II. Дайте оценку питания ребёнка 6 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение (пребывание в группе 10 часов), если суточное потребление белка – 54 г, в том числе животного происхождения 30 г, жира – 58 г, углеводов – 260 г, Са – 900 мг, Р – 800 мг, Mg – 200 мг, Fe – 6 мг, витамина С – 35 мг. Режим питания четырёхразовый. Вычислите и оцените энергетическую ценность рациона, количество пищевых веществ и режим питания. Предложите коррекцию питания. Решение. Материалы учебника и МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» от 18 декабря 2008 г. М., 2008. Кратность приёмов пищи выполняется. Энергетическая ценность рациона составляет 4×(54+260)+9×58=1256+522=1778 ккал, что ниже нормы на 1,2%. Калорийность рациона соответствует физиологическим нормам. Содержание белков, жиров, углеводов сравнивается с физиологическими нормами с вычислением разницы в процентах. Содержание минеральных веществ и их соотношение совпадает с нормами. Количество витамина «С» снижено на 30,0%. Доля белка животного происхождения занижена и составляет 55,5%. Квота белка по калорийности 12,1%. Сбалансированность Б:Ж:У=1:1:4,8, соотношение Са:Mg:P=1:0,2:0,9. Ответ. Рацион питания ребёнка 6 лет соответствует физиологическим нормам по калорийности, содержанию белков, жиров, углеводов, но отмечается дефицит белка животного происхождения и витамина «С». Питание сбалансированное. Режим приёмов пищи соблюдается. Для оптимизации питания необходимо увеличить долю продуктов, являющихся источником незаменимых аминокислот, овощей и фруктов – поставщиков в организм витамина «С». Результаты самостоятельной работы студенты вносят в рабочую тетрадь.
Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.01 с.) |