Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания



№ п/п Параметры расписания Гигиенически рациональные характеристики параметров
Начало занятий и их сменность Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 ч. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий 830-900, с организацией их только в первую смену. Вторая смена может начинать работу в помещениях 1-й смены только через 30-40 мин после ее окончания при хорошем предварительном проветривании помещений (не менее 15-30 мин). Желательно начинать занятия 2-й смены не позже 14 часов. В образовательных учреждениях, работающих в две смены, учащиеся 1-х, 5-х и выпускных классов должны обучаться в первую смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и углублённым содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену.
       
Продолжение таблицы 4
№ п/п Параметры расписания Гигиенически рациональные характеристики параметров
Продолжительность урока Для учащихся начальной школы рекомендуется 35-40 мин, в остальных классах – 45 мин.
Малые и большие перемены Малые перемены не должны быть менее 10 мин, а большие – 20-30 мин, 5-минутные перемены могут быть только после 30-35-минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 мин после 2-го и 3-го уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности.
Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах При 6-дневной учебной неделе максимально допустимое количество часов в неделю: в начальной школе для учащихся 2-4-х классов – 26 ч, 5-х классов – 32ч, 6-х классов – 33 ч, 7-х классов – 35 ч, 8-9-х классов – 36 ч, 10-11-х классов – 37 ч.
Часы факультативных занятий в школах с расширенным и углублённым содержанием обучения должны входить в объём предельно допустимой нагрузки учащихся. При 5-дневной учебной неделе предельно допустимое количество учебных часов в неделю должно быть уменьшено: в начальной школе для учащихся 1-х классов – 21 ч, 2-4-х классов – 23 ч, 5-х классов – 29 ч, 6-х классов – 30 ч, 7-х классов – 32 ч, 8-9-х классов – 33 ч, 10-11-х классов – 34 ч. Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-11-х классов всех видов общеобразовательных учреждений с расширенным и углублённым содержанием обучения.
Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности Учебные предметы по трудности должны располагаться в течение дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на уроки с более высокой работоспособностью детей. Наиболее высокая работоспособность у младших школьников отмечается на 2-3-м уроках, Причём, оптимальная – для обучающихся в 1 классе на 2-м уроке. Учебные предметы по трудности (с условной оценкой в баллах) располагаются в ранговом порядке. В старших классах высокая работоспособность приходится на 2-3-4-й уроки.
     
Окончание таблицы 4
№ п/п Параметры расписания Гигиенически рациональные характеристики параметров
6. Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели Учебные предметы по трудности должны распределяться в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загружённость учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью (по баллам) предметов.
Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов При освоении школьных предметов на уроках дети выполняют преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счётно-решающие, аналитико-синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы нежелательно располагать на смежных уроках. Например, сходными предметами для 1-4-х классов являются: русская литература - национальная литература - история; русский язык - национальный язык; труд за станком - физкультура; ручной труд – рисование.
8. Сдвоенные уроки по изучению одного учебного предмета В младших классах сдвоенные уроки по изучению одного предмета ставить в расписании не­допустимо, так как это приводит к быстрому утомлению школьников.
Место уроков физической культуры и труда в расписании дня и недели Физкультура и физический труд снимают умственное утомление школьников и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. Эти предметы должны ставиться 3-4-м уроком и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей и подростков (четверг, пятница).
Облегчённый учебный день в течение недели Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий облегчённый день. Он должен располагаться в середине недели. Таким днём предпочтительно делать четверг. Облегчённый день создается как путем уменьшения длительности или количества уроков, так и планированием на этот день двух, трех уроков по изучению легких предметов (физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование).
«Ступенчатый» режим обучения первоклассников Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить количество уроков на первой неделе. В течение первого года обучения используется «ступенчатый» режим: 1-я четверть – 3 урока по 35 мин, 2-я четверть – 4 урока по 35 мин, 3-я и 4-я четверть – 4 урока по 40 - 45 мин.

 

Основной структурной единицей учебной работы в школе является урок. Гигиеническая оценка урока проводится по показателям, предложенным в таблице 5.

Таблица 5

Гигиенические критерии рациональной организации урока

  № п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
  рациональный недостаточно рациональный нерациональный  
Плотность урока не менее 60% и не более 75-80% 85-90% более 90%  
Количество видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2  
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин 11-15 мин более 15 мин  
Частота чередования различных видов учебной деятельности смена не позже чем через 7-10 мин смена через 11-15 мин смена через 15-20 мин  
Количество видов преподавания не менее 3  
Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 мин через 15-20 мин Не чередуются  
Наличие эмоциональных разрядок (количество) 2-3 Нет  
Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами с частичным соблюдением гигиенических норм в произвольной форме  
Чередование позы поза чередуется в соответствии с видом работы; учитель наблюдает за посадкой учащихся имеются случаи несоответствия позы виду работы; учитель иногда контролирует посадку учащихся частые несоответствия позы виду работы; поза не контролируется учителем  
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток на 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью отсутствуют  
Психологический климат преобладают положительные эмоции имеются случаи отрицательных эмоций; урок эмоционально индифферентный преобладают отрицательные эмоции  
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности не ранее 40 мин не ранее 35-37 мин до 30 мин  
                       

 

Приложение 6

к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации к организации и режиму работы групп продлённого дня

Общие положения

Комплектовать группы продлённого дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продлённого дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 800-830 до 1800-1900 часов.

Помещения групп продлённого дня для обучающихся 1-8 классов це­лесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.

Рекомендуется для обучающихся первых классов группы прод­лённого дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.

Для обучающихся 2-8 классов в зависимости от конкретных возмож­ностей рекомендуется выделить закреплённые помещения для организа­ции игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Режим дня

Для обеспечения максимально возможного оздоровитель­ного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продлён­ного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздорови­тельных мероприятий.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продлённого дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, про­гулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся 2-3 классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий, организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого вре­мени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:

- до обеда длительностью не менее 1 часа после окончания учебных занятий в школе;

- перед самоподготовкой в течение часа.

Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными иг­рами и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплоё время года рекомендуется органи­зовать занятия лёгкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спор­том.

Обучающиеся, отнесённые к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движе­ний.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные пло­щадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.007 с.)