Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II. Изучение функционального состояния↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Глава I. Анамнез. Физическое развитие 7 Практическая работа №1. Анамнез 7 Практическая работа №2. Соматоскопия 9 Практическая работа №3. Антропометрия 18 Практическая работа №4. Измерение длины, окружности конечностей и объема движений в суставах 24 Практическая работа №5. Состав и удельный вес тела 33 Практическая работа №6. Оценка физического развития методом индексов 39
Глава II. Изучение функционального состояния организма 41 Практическая работа №7. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы 42 Практическая работа №8. Электрокардиография 50 Практическая работа №9. Исследование функционального состояния аппарата внешнего дыхания 53 Практическая работа №10. Исследование функционального состояния нервной и нервно-мышечной систем 61
Глава III. Тестирование в диагностике физической работоспособности и функциональной готовности спортсменов 70 Практическая работа №11. Определение уровня физической работоспособности по тесту PWC170 71 Практическая работа №12. Определение уровня физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту 77 Практическая работа №13. Определение максимального потребления кислорода (МПК) 80 Глава IV. Врачебно-педагогические наблюдения 83 Практическая работа № 14. Визуальные наблюдения за занимающимися физической культурой и спортом 84 Практическая работа №15. Влияние занятий ФК на организм занимающегося по изменениям частоты пульса и артериального давления 85 Практическая работа №16. Определение состояния функциональной подготовленности организма с помощью дополнительной стандартной нагрузки 87 Приложения 90 Список литературы 92 ПРЕДИСЛОВИЕ С каждым днем роль и значение врачебного контроля за здоровьем занимающихся физической культурой и спортом все больше возрастает. Это обусловлено тем, что среди желающих начать тренировку и уже приступивших к ней многие имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья – нарушения опорно-двигательного аппарата (дефекты осанки, плоскостопие), дисгармоничность физического развития, низкий уровень развития отдельных физических качеств, функционального резерва, физической работоспособности, различные функциональные расстройства и т.д. Кроме того, занятия оздоровительной физкультурой и спортом проводятся на фоне сложных социально-экономических и экологических условий, которые предъявляют к организму высокие требования. В этой ситуации нерационально организованная физическая тренировка в лучшем случае не приведет к формированию и развитию здоровья, а в худшем – может оказать противоположный эффект. Использование средств физической культуры требует индивидуального выбора, дозирования нагрузок и медико-педагогической оценки их эффективности. Сегодня надо прилагать все усилия для внедрения физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на ликвидацию распространенной среди детского и взрослого населения гипокинезии, и в то же время своевременно предупреждать и лечить отрицательные последствия спортивной гиперкинезии. Средства и методы, которые используются при подготовке спортсменов, должны соответствовать возрастным особенностям организма, состоянию здоровья, его функциональным возможностям и способностям, его подготовленности. Только правильно организованный врачебный контроль может обеспечить наибольший эффект от занятий спортом и будет способствовать стабильному росту спортивных результатов. Это особенно важно в современных условиях, когда рост спортивных результатов привел к резкому возрастанию тренировочных нагрузок уже на ранних этапах спортивной подготовки и особенно на фоне неблагоприятных социально-бытовых, экологических воздействий внешней среды на организм спортсмена. Поэтому знание основ спортивной медицины для будущих педагогов по физической культуре представляется важным в аспекте оздоровления детей, подростков и других категорий населения. Методическое пособие отражает требования государственного образовательного стандарта, которые подразумевают, что студент должен знать особенности функционирования органов и систем человека в состоянии относительного мышечного покоя, в ходе выполнения двигательной активности и в периоде восстановления, что позволяет использовать физическую деятельность как мощный стимулятор оздоровления организма. Студент должен уметь правильно анализировать результаты, характеризующие функциональную активность органов и систем, их способность к адаптации в различных условиях жизнедеятельности. Материалы могут быть использованы студентами очной и заочной форм обучения для самостоятельного овладения основами теории и практики спортивно-медицинского исследования.
ГЛАВА I. АНАМНЕЗ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Соматоскопия I. Общие сведения: 1. Ф.И.О. 2. Возраст 3. Профессия 4. Основной вид спорта, разряд, спортивный стаж.
II. Данные обследования. Соматоскопия. 1. Особенности осанки: – положение головы (на одной вертикали с туловищем, подана вперед, наклонена вправо или влево) – расположение плечевого пояса (на одном уровне, развернутость или поданность вперед) – лопатки (нормальные, крыловидные) – треугольники талии (симметричность) – позвоночник (физиологические изгибы, боковые искривления, скручивания) – форма спины (плоская, круглая, кругловогнутая, плосковогнутая) – грудная клетка (цилиндрическая, плоская, коническая) – форма живота (нормален, втянут, выступает, отвислый, ассиметричный) – общая характеристика осанки
2. Состояние опорно-двигательного аппарата: – форма рук (прямые, X-образная) – форма ног (прямые, X-образные, О-образные) – стопы (нормальные, уплощенные, плоские) – суставы (движение в физиологических пределах, ограничение подвижности, деформация) – развитие мускулатуры (хорошее, удовлетворительное, слабое, равномерное, неравномерное)
3. Упитанность: нормальная, повышенная, пониженная. Локальное отложение жировой ткани (на животе, на спине под лопаткой, на бедре).
Состояние наружных покровов – слизистые (губы: розовая, бледная, синюшная, конъюнктива глаз – нормальная, бледная, гиперемированная) – окраска кожи (нормальная, бледная, смуглая, желтушная), сухость, влажность, наличие пигментации, наличие изменений кожи (омозолелости, потертости, рубцы) – тургор кожи (нормальный, пониженный)
Общая характеристика телосложения
Рис. 1. Пример антропометрического профиля мастера спорта по плаванию Заключение Заключение пишется на основании тщательного анализа данных стоматоскопического обследования и результатов оценки антропометрических данных с учетом специализации спортсмена и его квалификации. В заключении рекомендуется придерживаться следующего плана: 1. Краткие сведения о спортсмене. 2. Тип телосложения, его особенности. 3. Осанка с обязательным указанием дефектов. 4. Состояние опорно-двигательного аппарата – мускулатура, форма конечностей, подвижность суставов. 5. Сравнительная оценка антропометрических данных по методу стандартов и корреляции. 6. Общие выводы о физическом развитии. 7. Рекомендации. Пример заключения: «В.А. Смирнов 16 лет, пловец на короткие дистанции, мастер спорта, спортивный стаж 9 лет, тренируется регулярно 12 раз в неделю. Телосложение нормостеническое. Пропорционально сложен, вытянутое лицо, слабо развитая подкожная жировая клетчатка. Осанка: плечи поданы вперед, крыловидность лопаток. Мышцы ног и рук развиты хорошо, спины – удовлетворительно. Ноги прямые. Костяк тонкий, легкий. Подвижность суставов нормальная. Оценка антропометрических данных: рост выше среднего (+ 1,3σ), вес средний (+ 0,6σ), окружность грудной клетки: вдох, выдох, пауза выше среднего (+0,7σ, 0,5σ, 0,2σ), жизненная емкость легких выше среднего (1,2σ), сила кисти правой и левой руки выше среднего (+0,5σ, - 0,2σ). У В.А. Смирного физическое развитие благоприятное для занятий плаванием. Рекомендуется укреплять мышцы спины. Спортсмену и его тренеру необходимо постоянно обращать внимание на поддержание правильной осанки, применяя для этого специальные упражнения во время тренировок. Таблица 1 Средние величины и стандартные отклонения жировой, мускульной и костной тканей (в кг и в %) у квалифицированных спортсменов (по Э.Г. Мартиросову) (M + m)
Задание № 1. Определение жировой массы тела На теле человека измеряются кожно-жировые складки в 8 точках: на плече (передняя и задняя поверхность), предплечье, спине, бедре, голени, животе, груди. У женщин последнее измерение не производится. Задание № 2. Определение мышечной массы Измеряют сантиметровой лентой в покое окружности плеча, предплечья, бедра, голени, а также толщину кожно-жировых складок на предплечье (спереди и сзади) калипером. Применяя формулу Матейки, можно рассчитать абсолютную массу мышечной ткани: М = L·r2·k, где М - масса мышц в г; L - рост в см; r - среднее значение окружности плеча, предплечья, бедра, голени; К = 6,5 (константа); Σ - сумма. r = (Σ окружностей плеча, предплечья, бедра, голени / 25,12) – - (Σ кожно-жировых складок плеча, предплечья, бедра, голени / 100). Затем определяется процентное (относительное) количество мышечной ткани и сопоставляется с нормативами по виду спорта: (М/P)·100, где Р - вес в кг.
Задание № 3. Определение массы костной ткани Для определения массы костной ткани пользуются третьей формулой Матейки: О = L·С2·K, где О – абсолютная масса костной ткани в г; L – длина тела в см; C – квадрат средней величины диаметров дистальных частей плеча, предплечья, бедра и голени. K – константа, равная 1,2.
Задание №4. Определение удельного веса Чаще применяется расчетный метод определения удельного веса или плотности тела. Он выражается большей величиной у представителей скоростно-силовой деятельности. Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой Коугилла: Уд. вес = 0,8 ·(L·0,242) + 0,162 М·0,1 где L – длина тела в см; М – масса тела в г. Полученные данные сопоставляют с нормативами по виду спорта (табл. 2). Таблица 2 Задание № 5. Определение содержания воды в организме Цель: по количественному содержанию воды в организме определить состояние водного обмена. Вода составляет 60-70 % массы тела. Известно, что с увеличением содержания жира уменьшается количество воды в организме. У женщин жировой массы больше, чем у мужчин (28 % и 18 % соответственно), а воды на 10 % меньше. Внутриклеточная жидкость составляет до 40 % массы тела, внеклеточная - до 20 % (лимфа, синовиальная, спинно- и черепно-мозговая), внутрисосудистая - 5 %. Содержание жидкости в организме занимающегося ФК и спортом очень важно, так как оно регулирует тепловой баланс в покое и при мышечной деятельности. Общее содержание воды можно определить по формуле Е. Оsserman и др. (1950) в процентах: (4,34 -3,983 / d)·100, где d - удельный вес тела. Е. Меllits и др. (1970) предлагают при определении содержания воды в организме учитывать пол. Для мужчин применяется расчетная формула: 1,065 + 0,603·Вес;
для женщин: 1,874 + 0,493·Вес.
Эти же авторы предлагают учитывать пол, рост и вес человека при определении содержания воды (в литрах). Для мужчин с ростом менее 132,7 см используется формула: -21,993 + 0,406·Вес + 0,209·Рост;
выше 132,7 см: 1,927 + 0,465·Вес + 0,045·Рост.
Для женщин выше 110,8 см: -10,313 + 0,252·Вес + 0,154·Рост;
ниже 110,8 см: 0,076 + 0,507·Вес + 0,013·Рост.
Задание № 1. Анамнез 1. Наличие сердечно-сосудистых заболеваний в семье (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь, варикозное расширение вен, пороки сердца, инсульт, инфаркт миокарда). 2. Перенесенные заболевания (ревматизм, ангина, частые простудные заболевания, ОРВИ) на протяжении жизни, их исход. 3. Употребление алкоголя. 4. Курение. 5. Характер нагрузки в предыдущие сутки. 6. Жалобы на момент исследования: на одышку, сердцебиение, ощущение «перебоев» сердца, боли или неприятные ощущения в области сердца или за грудиной (характер, время и условия возникновения), быструю утомляемость, отеки ног. Задание № 2. Исследование частоты и характера пульса Цель: овладеть методикой измерения ЧСС, определения ритмичности пульса и проанализировать полученные результаты. Пульс определяется чаще на височной, сонной, лучевой, бедренной артериях и по сердечному толчку. Для определения частоты пульса необходим секундомер. Подсчет пульса проводится за минуту, но допустимо определение за 10, 15, 20 или 30 секунд с последующим пересчетом на 1 минуту. Нормальная частота пульса взрослого человека в покое составляет 60...89 ударов в минуту. Пульс реже 60 уд/мин (брадикардия) может быть выявлен в покое у спортсменов, тренирующихся на выносливость как показатель экономизации функции кровообращения (при хорошем самочувствии). Пульс с частотой более 89 ударов в минуту в покое (тахикардия) встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренированности. На частоту пульса в покое влияют пол, состояние здоровья, эмоциональный статус, время суток, прием алкоголя, кофе и других возбуждающих напитков, курение и другие факторы. Изменение ЧСС при нагрузке зависит от характера и интенсивности выполняемой работы, спортивной специализации и уровня квалификации исследуемого, его здоровья. Ритмичность пульса определяется следующим образом: необходимо подсчитать частоту пульса 3 раза по 10-секундным интервалам и за 1 минуту, занести показатели в таблицу 3 и сопоставить между собой. Таблица 3 Задание №3. Исследование артериального давления (АД) Цель: освоить методику измерения АД методом Короткова, проанализировать полученные результаты. Студенты измеряют АД на двух руках, высчитывают ПД и заносят показатели в таблицу 3. АД измеряется на локтевой артерии. Манжета прибора накладывается на обнаженное плечо, с помощью груши накачивается воздух примерно до 150-160 мм. рт. ст. Медленно выпускают воздух, выслушивают тоны. Появление звуков соответствует максимальному давлению, исчезновение — минимальному. Разница между ними называется пульсовым давлением. В покое у взрослого человека величина максимального АД колеблется в пределах 100... 130 мм. рт. ст., минимального - 60...80 мм. рт. ст.
Задание №4. Рассчитать гемодинамические показатели Рассчитать среднее АД, систолический (или ударный) объем кровообращения (СОК), минутный объем кровообращения (МОК). 1. Одним из информативных показателей гемодинамики является среднее артериальное давление (САД):
САД = АД диастол. + ⅓АД пульс.
В норме у здоровых людей среднее давление составляет 80-100 мм. рт. ст. 2. Систолический (S) и минутный (М) объем кровообращения рассчитывают по формуле Лилиенистранда и Цандера:
S = (Pпульс./САД)x 100,
где Рпульс - пульсовое давление, САД – среднее артериальное давление.
М = S х Р,
где S - систолический объем, Р - ЧСС.
Задание №5. Определение индекса Скибинской для оценки адаптации к нагрузке кардиореспираторной системы Измеряется ЖЕЛ в мл, задержка дыхания в с на вдохе и ЧСС за 1 минуту. Функциональное состояние кардиореспираторной системы оценивается по формуле:
ИС = ЖЕЛ /100 х задержку дыхания ЧСС
Оценка результата: менее 5 - очень плохо, 5 - 10 - неудовлетворительно, 11-29 – удовлетворительно, 30 - 60 - хорошо, более 60 - очень хорошо. У спортсменов высокой квалификации индекс достигает 80.
Задание №6. Определение индекса Руффье Применяется для определения адаптации к нагрузке. Широко используется при массовых обследованиях школьников. Измеряется ЧСС сидя (Р1), затем выполняется 30 глубоких приседаний за 30 с. Считают ЧСС стоя (Р2)сразу после нагрузки, еще ЧСС через 1 мин отдыха (РЗ).
ИР=[(Р1+Р2 + РЗ)-200]/10.
Оценка результата: ИР менее 0 - отличный результат, 1 - 5 - хороший, 6 - 10 - удовлетворительный, 11 - 15 - слабый, свыше15 - неудовлетворительный.
Задание №7. Функциональная проба Кверга Определяется степень адаптации организма к разнохарактерной нагрузке. Выполняются 30 приседаний за 30 с, максимальный бег на месте в течение 30 с, 3-минутный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой - 1 мин. Общее время нагрузки - 5 мин. Сидя измеряется ЧСС (Р1) сразу после нагрузки за 30 с, повторно через 2 (Р2) и 4 мин (РЗ). Результат рассчитывается по формуле:
ИК = (Время работы в с х 100) / [2 х (Р1 + Р2 + РЗ)].
Оценка результата: при значении показателя более 105 адаптация к нагрузке считается очень хорошей, 99 - 104 - хорошей, 93 - 98 - удовлетворительной, менее 92 - слабой.
Задание №8. Трехмоментная комбинированная проба Летунова Цель: определить характер адаптации организма на разнонаправленную нагрузку по особенностям восстановительного периода. Проба состоит из трех нагрузок, выполняемых в определенном порядке: 1. 20 приседаний за 30 с. Нагрузка приравнивается к разминке. 2. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, имитируя скоростной бег. 3. 3-минутный (для женщин - 2-минутный) бег на месте в темпе 180 шагов в минуту. Составляется протокол исследования, где фиксируются все полученные результаты (табл. 4). В покое определяется ЧСС и АД. Затем обследуемый выполняет первую нагрузку, после чего в установленном порядке в течение трехминутного восстановительного периода вновь регистрируют пульс и АД поминутно. Затем выполняется вторая нагрузка. Восстановительный период - 4 мин (измерение ЧСС и АД) и далее третья нагрузка, после чего в течение 5 мин исследуется пульс и АД. Оценка результатов пробы производится по типу ответной реакции: (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический и реакция со ступенчатым подъемом максимального АД), а также по времени к характеру восстановления пульса и АД. Для этого необходимо заполнить таблицу 5. Таблица 4 Пробы С.П. Летунова
Таблица 5 Таблица 6 Таблица 7 Таблица 8 Задание № 1. Анамнез 1. Перенесенные в течение жизни заболевания органов дыхания (частота, исход, средства лечения, длительность заболевания). 2. Наличие наследственных заболеваний органов дыхания в семье инфекционной или аллергической природы (бронхиальная астма, туберкулез). 3. Самочувствие испытуемого на данный момент (наличие жалоб на кашель, насморк; отсутствие носового дыхания), курение (количество выкуриваемых сигарет, кашель по утрам). Сведения, выявленные с помощью анамнеза, помогают оценить функциональную достаточность дыхательной системы исследуемого, позволяют определить направленность мышечной деятельности, которая будет способствовать увеличению резервной активности этой системы.
Задание №2. Функциональная оценка частоты дыхания Исследователь считает количество вдохов за 1 мин, наблюдая за движениями грудной клетки (подсчет производится в положении стоя). Частота дыхания в среднем составляет 14-18 в 1 мин, у спортсменов 10-11 в 1 мин и реже в видах спорта, где основным качеством является выносливость.
Задание №3. Функциональная оценка ЖЕЛ ЖЕЛ измеряется спирометром 2-3 раза. Выбирается максимальная величина. Показатель выражается в мл. Для оценки этого показателя (фактическая ЖЕЛ - ФЖЕЛ) надо рассчитать должную ЖЕЛ (ДЖЕЛ) в соответствии с весом, ростом, полом и возрастом. Сначала по таблице Гаррис-Бенедикта (табл. 9, 10) считают должный основной обмен (ДОО): ДОО = А + Б, где А - фактор веса, Б - фактор роста и возраста. Для мужчин ДЖЕЛ = 2,6 ДОО, для женщин ДЖЕЛ = 2,3 ДОО Отклонения ФЖЕЛ от ДЖЕЛ должно составлять не более ±15 %: если ДЖЕЛ – 100%, ФЖЕЛ - Х, то Х = (ФЖЕЛ*100), (в %) ДЖЕЛ
Провести определение должной ЖЕЛ по номограммам (рис.10). Таблица 9 Таблицы Гаррис-Бенедикта для определения основного обмена Фактор веса (А)
Таблица 10 Фактор возраста и роста (В)
Задание №4. Проведение проб с задержкой дыхания Проба Штанге Исследуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание столько, сколько сможет, зажав при этом нос. Исследователь по секундомеру определяет время задержки дыхания. У здорового человека (6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем 16-55 с, а у взрослого – 40-60 с.
Проба Генчи Исследуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного вдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание, сколько сможет, зажав нос. У здорового человека (6-18 лет) время задержки дыхания на выдохе составляет 12-13 с, а у взрослого -25-30. Задание №5. Оценить изменения ЖЕЛ по данным функциональных проб 1. Проба Розенталя: 5-кратное измерение ЖЕЛ с интервалом в 15 с. При хорошем функциональном состоянии у тренированного спортсмена отмечается увеличение ЖЕЛ от измерения к измерению. При неизменной жизненной емкости - удовлетворительное состояние, при снижении ЖЕЛ - неудовлетворительное состояние; при увеличении – хорошее.
Проба Серкина Выполняется в три ступени: а) выполняется задержка дыхания на вдохе в положении сидя; б) выполняется нагрузка в виде 20 приседаний за 30 с и сразу делается задержка на вдохе; в) спустя 1 минуту выполняется задержка дыхания на вдохе сидя. Результаты пробы оцениваются в соответствии с данными таблицы 11. Таблица 11 Результаты пробы Серкина
3. Проба Шафрановского (динамическая спирометрия) Заключается в измерении ЖЕЛ до и после стандартной физической нагрузки. Методика пробы: измеряется ЖЕЛ в покое, затем выполняется трехминутный бег на месте в темпе 180 шаг/мин, (для женщин - двухминутный бег). Вновь измеряется ЖЕЛ в первые 15 сек., в конце 1, 2 и 3 минут восстановления. Оценка пробы: если ЖЕЛ возрастает после пробы более чем на 200 мл, то результат хороший, разница в ±200 мл – удовлетворительный, если ЖЕЛ уменьшается на 200 мл и более, то проба неудовлетворительная. На основании выполненных исследований делается общее заключение о функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания. При необходимости даются рекомендации.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Глава I. Анамнез. Физическое развитие 7 Практическая работа №1. Анамнез 7 Практическая работа №2. Соматоскопия 9 Практическая работа №3. Антропометрия 18 Практическая работа №4. Измерение длины, окружности конечностей и объема движений в суставах 24 Практическая работа №5. Состав и удельный вес тела 33 Практическая работа №6. Оценка физического развития методом индексов 39
Глава II. Изучение функционального состояния организма 41 Практическая работа №7. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы 42 Практическая работа №8. Электрокардиография 50 Практическая работа №9. Исследование функционального состояния аппарата внешнего дыхания 53 Практическая работа №10. Исследование функционального состояния нервной и нервно-мышечной систем 61
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.013 с.) |