Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка физического развития методом индексовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Цель: освоить методику оценки физического развития с помощью индексов. Метод индексов позволяет оценить физическое развитие по отношению отдельных антропометрических признаков с помощью простейших математических выражений. Благодаря несложности определения и наглядности индексы используются достаточно часто, особенно при массовых исследованиях. Но у этого метода есть и недостатки: недостаточная достоверность оценки, отсутствие учета возраста, профессии, спортивной специализации и др. 1. Весо-ростовый индекс (индекс Кетле) можно получить при делении веса (в г) на рост (в см). Этот индекс должен быть в среднем равен для мужчин 370-400 г, для женщин – 325-375.
2. Индекс Брока (ИБ) для оценки массы тела ИБ = Вес (кг)*100. Рост (см) – 100 Величина ИБ от 90 до 110 свидетельствует о нормальном весе, менее 90 – низкий вес, более 110 – повышенный вес.
3. Идеальную массу тела (М) можно рассчитать по формуле Лоренца: М = Р - [100 - (Р - 150) / 4], где Р - рост в см.
4. Индекс Бонгарда для определения должного веса нормальный вес (кг)=рост (см)*ОГК (см)/240 5. Жизненный индекс определяется делением жизненной емкости легких (в мл) на вес (в кг). Средняя величина для мужчин – 60 мл, для женщин – 50 мл, для спортсменов – 68-70 мл, для спортсменок – 57-60 мл на 1 кг веса.
6. Силовые индексы получаются от деления показателей силы на вес и выражаются в процентах. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса, у женщин – 50-60%.
Индекс пропорциональности между ОГК и ростом ИП = ОГК*100 Рост стоя
Нормативы для женщин – 50-52%, для мужчин 52-54%. Показатель менее 50% характерен для узкогрудых, а свыше 55% - для широкогрудых.
8. Для определения конституциональных типов по Черноруцкому используют индекс Пинье: Индекс Пинье=Р-(В+ОГК),
где Р – рост стоя(см); В – масса тела (кг), ОГК - окружность грудной клетки в (см) на выдохе ИП>30 - астеник 30>ИП<10 - нормостеник ИП<10 – гиперстеник
9. Трохантерный индекс отражает темпы полового развития ТИ = Рост длина ноги (см)
Менее 1,94 – замедленное половое развитие, от 1,94 до 2,01- своевременное половое развитие, более 2,01 – ускоренное половое развитие.
Контрольные вопросы к главе I: 1. Определение понятия «физическое развитие». 2. Цель изучения физического развития. 3. Понятие конституции и телосложения. Типы телосложения. 4. Анамнез: значение, методика, составные части. 5. Понятие о соматоскопии. 6. Понятие о правильной осанке. 7. Дефекты осанки, причины, профилактика. 10. Сколиоз, причины, профилактика. 11. Плоскостопие, формы, степени, причины, профилактика, методика определения. 12. Антропометрия. 13. Определение удельного веса и состава тела. Значение в спорте. 14. Метод стандартов в оценке физического развития. 15. Метод индексов в оценке физического развития.
Глава II. Изучение функционального состояния организма Знания в области изучения функционального состояния организма при занятиях физкультурой и спортом имеют важное значение для специалистов в области физической культуры и спорта, так как позволяют решать вопросы профессиональной ориентации и отбора, допуска к оздоровительным и тренировочным занятиям, планировать режим двигательной нагрузки исходя из уровня физической подготовленности и состояния здоровья организма. Эти знания важны также для занимающихся физической культурой и спортом с целью проведения самоконтроля в динамике физического совершенствования. Практическая работа №7. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы Система кровообращения в значительной степени определяет адаптацию организма к физическим нагрузкам, поэтому контроль за ее функциональным состоянием очень важен в практике физического воспитания. С этой целью используются простые и сложные методы изучения, в том числе инструментальные. Предваряет исследование сбор анамнеза, в котором уточняется наличие сердечно-сосудистой патологии, приобретенной и наследственной. Ход работы: студенты, объединившись в группы по 3 человека, выполняют нижеприведенные задания, полученные результаты сопоставляют с нормативными. Необходимое оборудование: секундомер, тонометр, метроном, спирометр. Задание № 1. Анамнез 1. Наличие сердечно-сосудистых заболеваний в семье (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь, варикозное расширение вен, пороки сердца, инсульт, инфаркт миокарда). 2. Перенесенные заболевания (ревматизм, ангина, частые простудные заболевания, ОРВИ) на протяжении жизни, их исход. 3. Употребление алкоголя. 4. Курение. 5. Характер нагрузки в предыдущие сутки. 6. Жалобы на момент исследования: на одышку, сердцебиение, ощущение «перебоев» сердца, боли или неприятные ощущения в области сердца или за грудиной (характер, время и условия возникновения), быструю утомляемость, отеки ног. Задание № 2. Исследование частоты и характера пульса Цель: овладеть методикой измерения ЧСС, определения ритмичности пульса и проанализировать полученные результаты. Пульс определяется чаще на височной, сонной, лучевой, бедренной артериях и по сердечному толчку. Для определения частоты пульса необходим секундомер. Подсчет пульса проводится за минуту, но допустимо определение за 10, 15, 20 или 30 секунд с последующим пересчетом на 1 минуту. Нормальная частота пульса взрослого человека в покое составляет 60...89 ударов в минуту. Пульс реже 60 уд/мин (брадикардия) может быть выявлен в покое у спортсменов, тренирующихся на выносливость как показатель экономизации функции кровообращения (при хорошем самочувствии). Пульс с частотой более 89 ударов в минуту в покое (тахикардия) встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренированности. На частоту пульса в покое влияют пол, состояние здоровья, эмоциональный статус, время суток, прием алкоголя, кофе и других возбуждающих напитков, курение и другие факторы. Изменение ЧСС при нагрузке зависит от характера и интенсивности выполняемой работы, спортивной специализации и уровня квалификации исследуемого, его здоровья. Ритмичность пульса определяется следующим образом: необходимо подсчитать частоту пульса 3 раза по 10-секундным интервалам и за 1 минуту, занести показатели в таблицу 3 и сопоставить между собой. Таблица 3 Показатели частоты сердечных сокращений и Артериального давления в покое
Показатели могут различаться не более чем на 1 удар или полностью совпадать. В таком случае говорят о ритмичном пульсе, что соответствует здоровому сердцу. При разнице более 1 удара пульс считается неритмичным.
Задание №3. Исследование артериального давления (АД) Цель: освоить методику измерения АД методом Короткова, проанализировать полученные результаты. Студенты измеряют АД на двух руках, высчитывают ПД и заносят показатели в таблицу 3. АД измеряется на локтевой артерии. Манжета прибора накладывается на обнаженное плечо, с помощью груши накачивается воздух примерно до 150-160 мм. рт. ст. Медленно выпускают воздух, выслушивают тоны. Появление звуков соответствует максимальному давлению, исчезновение — минимальному. Разница между ними называется пульсовым давлением. В покое у взрослого человека величина максимального АД колеблется в пределах 100... 130 мм. рт. ст., минимального - 60...80 мм. рт. ст.
Задание №4. Рассчитать гемодинамические показатели Рассчитать среднее АД, систолический (или ударный) объем кровообращения (СОК), минутный объем кровообращения (МОК). 1. Одним из информативных показателей гемодинамики является среднее артериальное давление (САД):
САД = АД диастол. + ⅓АД пульс.
В норме у здоровых людей среднее давление составляет 80-100 мм. рт. ст. 2. Систолический (S) и минутный (М) объем кровообращения рассчитывают по формуле Лилиенистранда и Цандера:
S = (Pпульс./САД)x 100,
где Рпульс - пульсовое давление, САД – среднее артериальное давление.
М = S х Р,
где S - систолический объем, Р - ЧСС.
Задание №5. Определение индекса Скибинской для оценки адаптации к нагрузке кардиореспираторной системы Измеряется ЖЕЛ в мл, задержка дыхания в с на вдохе и ЧСС за 1 минуту. Функциональное состояние кардиореспираторной системы оценивается по формуле:
ИС = ЖЕЛ /100 х задержку дыхания ЧСС
Оценка результата: менее 5 - очень плохо, 5 - 10 - неудовлетворительно, 11-29 – удовлетворительно, 30 - 60 - хорошо, более 60 - очень хорошо. У спортсменов высокой квалификации индекс достигает 80.
Задание №6. Определение индекса Руффье Применяется для определения адаптации к нагрузке. Широко используется при массовых обследованиях школьников. Измеряется ЧСС сидя (Р1), затем выполняется 30 глубоких приседаний за 30 с. Считают ЧСС стоя (Р2)сразу после нагрузки, еще ЧСС через 1 мин отдыха (РЗ).
ИР=[(Р1+Р2 + РЗ)-200]/10.
Оценка результата: ИР менее 0 - отличный результат, 1 - 5 - хороший, 6 - 10 - удовлетворительный, 11 - 15 - слабый, свыше15 - неудовлетворительный.
Задание №7. Функциональная проба Кверга Определяется степень адаптации организма к разнохарактерной нагрузке. Выполняются 30 приседаний за 30 с, максимальный бег на месте в течение 30 с, 3-минутный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой - 1 мин. Общее время нагрузки - 5 мин. Сидя измеряется ЧСС (Р1) сразу после нагрузки за 30 с, повторно через 2 (Р2) и 4 мин (РЗ). Результат рассчитывается по формуле:
ИК = (Время работы в с х 100) / [2 х (Р1 + Р2 + РЗ)].
Оценка результата: при значении показателя более 105 адаптация к нагрузке считается очень хорошей, 99 - 104 - хорошей, 93 - 98 - удовлетворительной, менее 92 - слабой.
Задание №8. Трехмоментная комбинированная проба Летунова Цель: определить характер адаптации организма на разнонаправленную нагрузку по особенностям восстановительного периода. Проба состоит из трех нагрузок, выполняемых в определенном порядке: 1. 20 приседаний за 30 с. Нагрузка приравнивается к разминке. 2. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, имитируя скоростной бег. 3. 3-минутный (для женщин - 2-минутный) бег на месте в темпе 180 шагов в минуту. Составляется протокол исследования, где фиксируются все полученные результаты (табл. 4). В покое определяется ЧСС и АД. Затем обследуемый выполняет первую нагрузку, после чего в установленном порядке в течение трехминутного восстановительного периода вновь регистрируют пульс и АД поминутно. Затем выполняется вторая нагрузка. Восстановительный период - 4 мин (измерение ЧСС и АД) и далее третья нагрузка, после чего в течение 5 мин исследуется пульс и АД. Оценка результатов пробы производится по типу ответной реакции: (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический и реакция со ступенчатым подъемом максимального АД), а также по времени к характеру восстановления пульса и АД. Для этого необходимо заполнить таблицу 5. Таблица 4
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 6041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.008 с.) |