Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: антропометриЯ. Оценка физическогоСтр 1 из 7Следующая ⇒
Лабораторная работа №1 Тема: антропометриЯ. Оценка физического Развития ЧЕЛОВЕКА Цель: овладеть методикой оценки физического развития учащихся по антропометрическим показателям. Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, таблицы: «Показатели физического развития», «Измерение роста», «Измерение окружности грудной клетки». Задания: 1. Ознакомьтесь с инструментарием, необходимым для определения антропометрических показателей. Соматометрия: - Рост, в положении стоя и сидя, измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра. - Для определения массы тела пользуются медицинскими весами. - При измерении окружности грудной клетки пользуются обычной сантиметровой лентой. Соматоскопия: - Визуальный осмотр состояния кожных покровов, слизистых оболочек. - Определение степени развития подкожного жирового слоя. - Выявление степени развития костно-мышечной системы, формы грудной клетки, позвоночника, стопы. - Степень полового развития. Физиометрия: - Определение жизненной емкости легких, мышечной силы, артериального давления, пульса и др. 2. Проведите соматометрию выбранного испытуемого (студента). Определите следующие соматометрические признаки:длину тела, массу тела и окружность грудной клетки. Методика проведения соматометрии: Длина тела (рост). Обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Планшетка ростомера должна касаться верхушки головы. Измерение длины тела проводятся в первую половину дня, т.к. этот показатель к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением межпозвоночных хрящей, сводов стопы, снижением тонуса мускулатуры. Рост стоя определяется по первой (левой) шкале. Масса тела (вес). Взвешивание проводится без одежды и обуви. Чтобы взвешивание было правильным, обследуемый должен осторожно становиться на середину платформы весов при опущенном затворе и сохранять спокойное положение тела. Окружность грудной клетки (ОГК). Для измерения окружности грудной клетки при вдохе и выдохе сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков у мужчин, а у женщин - над грудными железами. Измеряющий удерживает оба конца сантиметровой ленты тремя пальцами левой руки, а правой натягивает ленту, предлагает обследуемому сделать глубокий вдох и производит измерение. Затем обследуемый делает глубокий выдох, а лента легко скользит в пальцах измеряющего. В конце выдоха производят измерения. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать показатель в покое.
Экскурсию грудной клетки (разницу величин окружностей при максимальном вдохе и полном выдохе) определяют при углубленном обследовании. У взрослых эта величина в среднем равна 6 см, у спортсменов может достигать 12 см и более. Экскурсия грудной клетки младших школьников равна 3-4 см, а у старших школьников - 5-6 см. Экскурсия испытуемого равна ______ см, что свидетельствует о_________
3. Полученные данные внесите в таблицу №1: Оценка физического развития студента(-ки) _____________________ (ф.,и., возраст) Таблица №1
4.Сравните эти данные со средними возрастными нормами (таблицы №2 и №3). Выберите показатели соответствующие Вашему возрасту и занесите их в таблицу № 4, указав также и показатель сигмы, взятый из этих же таблиц. Рассчитайте величину сигмального отклонения (отношение разницы между показателями к соответствующей сигме), занесите полученную величину в таблицу №4 и оцените его. Если разница лежит в пределах + 1 сигмы, то развитие показателя считается средним, если сигмальное отклонение < -1 сигма, то развитие показателя – ниже среднего, если оно > + 1 сигмы, то развитие – выше среднего. В случае превышения сигмального отклонения +2сигмы и более развитие признака считают высоким, а сигмальное отклонение ниже -2 сигм показывает низкий уровень физического развития.
Средние возрастные показатели физического развития мальчиков и юношей в возрасте 6-19 лет Таблица №2
Средние возрастные показатели физического развития девочек и девушек в возрасте 6-19 лет Таблица № 3
5.По величине сигмальных отклонений основных показателей построить профиль (график) физического развития обследуемого. Оцените пропорциональность развития: если построенный график расположен в одной графе, то развитие данного обследуемого считают пропорциональным, если график захватывает две и более графы, то развитие - непропорциональное. Профиль физического развития
6. Сделайте заключение о степени физического развития обследованного студента: __________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Оцените уровень развития учащегося. Для этого внесите индивидуальные данные произвольно выбранного ребенка (из таблицы №4) и соответствующие средние возрастные показатели (из таблиц №2 и №3) в таблицу № 1. Постройте профиль физического развития ребенка на той же сетке другим цветом. Дайте заключение по уровню его физического развития: __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Варианты индивидуальных данных Таблица №4
8. Дайте определение следующим понятиям: Акселерация - ………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………
Антропометрия - ……………………………………………………………… …………………………………………………………………………………… Гетерохрония роста и развития - ……………………………………………... …………………………………………………………………………………… Онтогенез - …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………… Развитие -............................................................................................................. …………………………………………………………………………………… Рост - ……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………… Ретардация - …………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………… 9. По результатам проведенных исследований сделайте выводы:
Вопросы для самоконтроля: 1. Что понимают под паспортным и биологическим возрастом? 2. Основные составляющие развития? 3. Роль генотипа и среды в формировании организма ребенка? Литература: 1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.– М.: Высшая школа, 1985, стр.21-48 2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1990, стр.9–22. Лабораторная работа №2 Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА. Цель: проанализировать поведение человека в ситуациях воздействия различных раздражителей. 1. Опережающее задание: - Заполнить таблицу «Основные отличительные признаки видов рефлексов» (табл. № 5) - Зарисовать схему коленного рефлекса, обозначив основные элементы рефлекторной дуги (по табл. «Коленный рефлекс»). - Зарисовать схему условного мигательного рефлекса. - Перечислите правила образования условных рефлексов. Основные отличительные признаки видов рефлексов Таблица № 5
Распределите в соответствующие колонки перечисленные рефлексы: сосательный, мигательный, коленный, отделение слюны на вкус лимона, отделение слюны на вид лимона, мигательный на звонок, отделение слюны на свет лампочки, звонок на урок, навыки письма и чтения, речь, ориентировочный, ахиллов рефлекс, локтевой, плавание.
Схема коленного рефлекса
Проведите эксперимент по выработке условного мигательного рефлекса на звонок, используя струю воздуха. Лабораторная работа №3 Тема: Исследование функциональных особенностей зрения. Цель работы: Изучить строение глаза. Освоить методику определения остроты зрения. Пронаблюдать рефлекторные реакции зрачка при действии различных раздражителей. Оборудование: муляж глаза, таблица «Зрительный анализатор», влажные препараты, таблицы для определения остроты зрения, указка. Задания: Характеристика отделов зрительного анализатора Таблица №6
3. Проведите следующие эксперименты, а результаты наблюдений занесите в таблицу № 7: Таблица №7
4. Объясните схему аккомодации хрусталика: _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________
Литература 1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр.393 – 426. 2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.138-150 3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 420 – 431.
Лабораторная работа №4 Таблица № 10
- Проанализируйте полученные результаты, сравните их с данными из таблицы № 11 Показатели реакций ССС на нагрузку Таблица №11
5. Дайте оценку реакциям ССС, ответив на вопросы:
а) Как можно объяснить изменение пульса и ЧСС после нагрузки? ______ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ б) Как изменилось систолическое давление испытуемого после нагрузки? Сравните полученный показатель с нормой, указанной в таблице №11: _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ в) Как изменилось диастолическое давление после нагрузки и в восстановительный период? ______________________________________________ _______________________________________________________________ г) Почему изменилось пульсовое давление после нагрузки? ____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ д) Проанализируйте реакции сердечно-сосудистой системы испытуемого, учитывая его тренированность, состояние здоровья, самочувствие на момент эксперимента, наличие вредных привычек и других условий. Сделайте вывод: _________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Лабораторная работа №5 Спирометрия. Цель работы: · ознакомиться с устройством спирометра и методикой определения числа дыхательных движений за 1 минуту и жизненной емкости легких в покое и при дозированных физических нагрузках; · научиться давать оценку длительности произвольной задержки дыхания на вдохе и на выдохе; оценить функции внешнего дыхания Оборудование: спирометр, мундштук, вата, спирт, секундомер, таблицы «Строение дыхательной системы», «Регуляция дыхания», муляжи. Задания: Рассмотрите строение носовой полости и гортани на муляжах и таблицах, подпишите обозначения на рисунке:
1- 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7- 8 - 9 - 10 - 11 - 12- 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 2.Дайте определение следующим понятиям: Альвеола - …………………………………………………………………… Трахея - ……………………………………………………………………… Бронхиальное древо -………………………………………………………. ………………………………………………………………………………... Плевра - ……………………………………………………………………… Хоаны -……………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………... Носовые раковины -………………………………………………………… ……………………………………………………………………………….. 3.Подсчитать число дыхательных движений (ЧДД) в минуту в покое: _____, что соответствует _________________________________________ _______________________________________________________________. 4. Дайте оценку длительности произвольной задержки при вдохе и на выдохе: - задержка выдоха после спокойного вдоха _____сек; - задержка вдоха после спокойного выдоха _____ сек; - задержка выдоха после глубокого вдоха _____ сек; - задержка вдоха после глубокого выдоха _____ сек. Объясните полученные результаты: ……………………………………… …………………………………………………………………………………………….….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………………. 5.Определите дыхательный объем (ДО) и жизненную емкость легких в состоянии покоя. - ДО и ЖЕЛ определяют в положении стоя. - Студент протирает мундштук спирометра ватой, смоченной спиртом. - Для определения ДО испытуемый при спокойном дыхании выдыхает воздух в спирометр. - Для определения ЖЕЛ испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох в спирометр, зажав при этом свободной рукой нос. - По шкале спирометра определяют ЖЕЛ. Точность результатов повышается, если измерение ЖЕЛ производится несколько раз, и вычисляют среднюю величину. При многократных измерениях необходимо у спирометра поворачивать измерительную шкалу и нулевое деление шкалы совмещать со стрелкой. - Полученные данные занесите в таблицу № 12 «Показатели внешнего дыхания»:
Показатели внешнего дыхания Таблица № 12
6. Сравните полученные результаты с нормативными из таблицы №13 и дайте оценку состояния внешнего дыхания испытуемых: ………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………
Средняя величина показателей внешнего дыхания Таблица № 13
7.Определить изменение показателей после нагрузки: - Испытуемый делает 40 приседаний в минуту, или бег на месте в темпе 160-180 шагов в минуту. - Сразу после нагрузки в положении стоя определяем ЖЕЛ. - Подсчитываем число дыхательных движений за 15 секунд. Умножив подсчитанное число на 4, получим ЧДД за 1 минуту. - Определите продолжительность задержки дыхания (задержка выдоха). - Должную жизненную емкость легких рассчитывают по формуле: ЖЕЛдолж.= должный основной обмен * коэффициент. - При этом, должный основной обмен (определяется по таблицам № 17 и № 18 «Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста») Возрастной коэффициент равен: для девушек 15-16 лет – 2,6 для юношей 15-16 лет – 2,7 для женщин - 2,3 для мужчин - 2,6 - Определите какой процент от должной жизненной емкости легких составил показатель ЖЕЛ фактич. из пропорции: ЖЕЛ долж. – 100 % . ЖЕЛ факт. – Х %, Х = 8. Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы для самоконтроля: 1. Из каких основных процессов состоит дыхание? 2. Что такое дыхательный объем (ДО)? 3. Что такое резервный объем вдоха? 4. Назовите процессы, протекающие в носовой полости. 5. Что называется жизненной емкостью легких? 6. Как определяется минутный объем дыхания? 7. Какие выделяют типы дыхания? 8. Назовите основные структурные элементы легких. Литература. 1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр. 155 -177. 2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.322 -329 3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 202 – 220. 4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990, стр. 236- 243. Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста (мужчины) Таблица № 17
Лабораторная работа № 6 И РЕЖИМ ПИТАНИЯ Цель: научиться составлять суточный пищевой рацион, обосновывать его оптимальный режим и нормы и рассчитывать энергетический баланс организма. Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов, "Строение органов пищеварения", данные о своем весе, росте и возрасте. Ход работы: 1. Определите свой основной обмен. Методика определения основного обмена: - Используя таблицу № 31 (для мужчин) или таблицу № 32 (для женщин), найдите основное число, которое соответствует Вашему весу __________ккал - По таблицам №31 или №32 найдите второе число обмена: на пересечении линий, соответствующих Вашему росту и возрасту _________ккал. Сумма найденных чисел дает Ваш основной обмен за сутки: ………ккал + …… ккал = _______ккал - Отсюда основной обмен за 1 час равен: ……..: 24 = _____ккал
Примерный набор продуктов на одну порцию взрослого человека
Таблица №33 Лабораторная работа № 7 ПО ТАБЛИЦАМ АНФИМОВА И ЛАНДОЛЬТА Цель: научиться определять степень умственной работоспособности на основании изучения особенностей внимания, объема и скорости переработки зрительной информации. Оборудование: таблицы В.Я. Анфимова, Ландольта, калькулятор. Задания: 1. Познакомьтесь с таблицами Анфимова (корректурными буквенными пробами) и техникой выполнения заданий. Таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Относительно различное количество одноименных букв в строках исключает возможность их запоминания и одновременно требует большой сосредоточенности внимания. Методика выполнения задания: - В течение 4 минут быстро и точно вычеркнуть заданную букву (______) в таблице №35 В.Я. Анфимова. Помните, что работать надо внимательно: не пропускать нужных знаков, не зачеркивать лишних знаков, не пропускать строчек. - По истечении отведенного времени подсчитайте результаты выполненного задания: Кол-во вычеркнутых букв(М) ______ общее кол-во букв, которые нужно было вычеркнуть в просмотренном тексте (N) ______ - Коэффициент точности выполненного задания (А) рассчитывается по формуле: А = М / N. - А = ___________________________(усл.ед.) - Коэффициент умственной продуктивности (Р) рассчитывается по формуле: Р= А * S, где S – общее количество просмотренных знаков (________). Р = ______________________(усл. ед.) Количественные показатели точности и умственной продуктивности оценивают концентрацию внимания (в условных единицах). - Поскольку показатели концентрации внимания зависят от возраста, сравните свои данные с среднестатистическими данными в таблице № 36: Таблица № 36 Скорости ее переработки
Таблица № 37 (Ландольта) Полученные данные занесите в таблицу № 38 "Показатели концентрации внимания, объема зрительной информации и скорости ее переработки": Таблица № 38
Проанализируйте собственные показатели умственной работоспособности и сделайте выводы: Дайте определение следующим понятиям: Работоспособность – Утомление – Усталость –
Вопросы для самоконтроля: 1. Будут ли увеличиваться изученные показатели концентрации внимания, объема зрительной информации и скорости ее переработки в старшем возрасте? 2. Нейрофизиологические механизмы памяти, внимания, восприятия. 3. Назовите основные процессы, лежащие в основе внимания.
Литература: 1. Великанова Л.К., Гуминский А.А., и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. - М.: НПО "ИнформТЭИ", 1992. - С. 93-123.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.69 (0.22 с.) |