Исследуйте реакции ссс на дозированную физическую нагрузку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследуйте реакции ссс на дозированную физическую нагрузку.



Исследователь (студент) предлагает испытуемому сделать 40 приседаний в течение 1 минуты или бег на месте в темпе 160-180 шагов в минуту.

- Сразу после нагрузки подсчитайте пульс за 15 сек. в начале каждой минуты до восстановления исходного показателя (в течение 5 минут).

- Одновременно определите артериальное давление за этот же период. Испытуемый выполняет нагрузку, не снимая манжетку.

- Определите время восстановления частоты пульса, артериального давления до исходной величины. Данные внесите в таблицу № 10.

Результаты работы и их оформление

 

ФИО______________, пол ______, возраст _____

Таблица № 10

Параметры Покой Восстановительный период
1мин. 2мин. 3мин. 4мин. 5мин.
Пульс            
ЧСС            
СД            
ДД            
ПД            

 

- Проанализируйте полученные результаты, сравните их с данными из таблицы № 11

Показатели реакций ССС на нагрузку Таблица №11

Показатель Изменение, % Время нормализации Оценка реакции ССС
Систолическое АД - У спортсменов увеличение на 25 -30 - У нетренированных увеличение на 30-40 -С ослабленным здоровьем - уменьшение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин благоприятная   благоприятная   не благоприятная
Диастолическое АД - у спортсменов – уменьшение. на 20-25 - У не тренированных уменьшение на 10-15 - С ослабленным здоровьем - увеличение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин благоприятная   благоприятная не благоприятная
Пульс - у спортсменов – увеличение на 60-70 -у не тренированных - увеличение на 100 - с ослабленным здоровьем – снижение ударного объема, резкое увеличение частоты, одышка, головокружение 1 – 1,5 мин.   2 -3 мин.   более 3 мин. благоприятная   благоприятная   не благоприятная

5. Дайте оценку реакциям ССС, ответив на вопросы:

а) Как можно объяснить изменение пульса и ЧСС после нагрузки? ______

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Как изменилось систолическое давление испытуемого после нагрузки? Сравните полученный показатель с нормой, указанной в таблице №11: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

в) Как изменилось диастолическое давление после нагрузки и в восстановительный период? ______________________________________________

_______________________________________________________________

г) Почему изменилось пульсовое давление после нагрузки? ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________

д) Проанализируйте реакции сердечно-сосудистой системы испытуемого, учитывая его тренированность, состояние здоровья, самочувствие на момент эксперимента, наличие вредных привычек и других условий.

Сделайте вывод: _________________________________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

Нарисуйте схему кругов кровообращения и обозначьте красным цветом сосуды, несущие артериальную кровь, а синим – венозную.

Опишите большой и малый круг кровообращения:

Рисунок Пояснение
   

7.Дайте определение следующим понятиям:

Миокард - ……………………………………………………………………

Вены - ……………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Артерии - ……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………...

Капилляры - …………………………………………………………………

………………………………………………………………………………...

Пульс - ……………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Нормокардия - ………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

Брадикардия - ……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Тахикардия - …………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

Систола - …………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………...

Диастола - ……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………...

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы определяют величину кровяного давления?

2. Что такое максимальное артериальное давление?

3. Что такое минимальное артериальное давление?

4. Что такое пульсовое давление (ПД)?

5. Что такое пульс?

6. Чем характеризуется гипертоническая реакция?

7. Чем характеризуется гипотоническая реакция?

8. Чем объясняется неодинаковая частота сердечных сокращений в различные возрастные периоды?

Литература:

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр. 131 – 154.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.303-314.

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 258 – 265.

4. Фомин Н.А. Физиология человека. 3 изд. М.: Просвещение, «Владос», 1995, стр. 189 – 219.

Лабораторная работа №5

Тема: Оценка функций внешнего дыхания.

Спирометрия.

Цель работы:

· ознакомиться с устройством спирометра и методикой определения числа дыхательных движений за 1 минуту и жизненной емкости легких в покое и при дозированных физических нагрузках;

· научиться давать оценку длительности произвольной задержки дыхания на вдохе и на выдохе; оценить функции внешнего дыхания

Оборудование: спирометр, мундштук, вата, спирт, секундомер, таблицы «Строение дыхательной системы», «Регуляция дыхания», муляжи.

Задания:

Рассмотрите строение носовой полости и гортани на муляжах и таблицах, подпишите обозначения на рисунке:

 

1-

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7-

8 -

9 -

10 -

11 -

12-

13 -

14 -

15 -

16 -

17 -

18 -

19 -

20 -

21 -

22 -

23 -

24 -

25 -

2.Дайте определение следующим понятиям:

Альвеола - ……………………………………………………………………

Трахея - ………………………………………………………………………

Бронхиальное древо -……………………………………………………….

………………………………………………………………………………...

Плевра - ………………………………………………………………………

Хоаны -………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………...

Носовые раковины -…………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

3.Подсчитать число дыхательных движений (ЧДД) в минуту в покое: _____, что соответствует _________________________________________ _______________________________________________________________.

4. Дайте оценку длительности произвольной задержки при вдохе и на выдохе:

- задержка выдоха после спокойного вдоха _____сек;

- задержка вдоха после спокойного выдоха _____ сек;

- задержка выдоха после глубокого вдоха _____ сек;

- задержка вдоха после глубокого выдоха _____ сек.

Объясните полученные результаты: ………………………………………

…………………………………………………………………………………………….….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………….

5.Определите дыхательный объем (ДО) и жизненную емкость легких в состоянии покоя.

- ДО и ЖЕЛ определяют в положении стоя.

- Студент протирает мундштук спирометра ватой, смоченной спиртом.

- Для определения ДО испытуемый при спокойном дыхании выдыхает воздух в спирометр.

- Для определения ЖЕЛ испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох в спирометр, зажав при этом свободной рукой нос.

- По шкале спирометра определяют ЖЕЛ. Точность результатов повышается, если измерение ЖЕЛ производится несколько раз, и вычисляют среднюю величину. При многократных измерениях необходимо у спирометра поворачивать измерительную шкалу и нулевое деление шкалы совмещать со стрелкой.

- Полученные данные занесите в таблицу № 12 «Показатели внешнего дыхания»:

 

Показатели внешнего дыхания Таблица № 12

  Показатели   Испытуемые
1 испытуемый 2 испытуемый 3 испытуемый
покой нагрузка покой нагрузка покой нагрузка
Возраст            
Пол            
Масса тела (в кг)            
Длина тела (в см)            
ЖЕЛ фактическая            
ЖЕЛ должная            
Время задержки выдоха            
ЧДД            

6. Сравните полученные результаты с нормативными из таблицы №13 и дайте оценку состояния внешнего дыхания испытуемых: …………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

 

Средняя величина показателей внешнего дыхания Таблица № 13

Показатели   Мальчики Девочки
16-17 лет 18-19 лет 16-17 лет 18-19 лет
ЧДД в мин 18-20 14-16 20-22 15-17
ДО в мл        
ЖЕЛ        
Время задержки выдоха в сек (в покое)   30-35   35-45   25-30   30-35

7.Определить изменение показателей после нагрузки:

- Испытуемый делает 40 приседаний в минуту, или бег на месте в темпе 160-180 шагов в минуту.

- Сразу после нагрузки в положении стоя определяем ЖЕЛ.

- Подсчитываем число дыхательных движений за 15 секунд. Умножив подсчитанное число на 4, получим ЧДД за 1 минуту.

- Определите продолжительность задержки дыхания (задержка выдоха).

- Должную жизненную емкость легких рассчитывают по формуле:

ЖЕЛдолж.= должный основной обмен * коэффициент.

- При этом, должный основной обмен (определяется по таблицам № 17 и № 18 «Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста»)

Возрастной коэффициент равен: для девушек 15-16 лет – 2,6

для юношей 15-16 лет – 2,7

для женщин - 2,3

для мужчин - 2,6

- Определите какой процент от должной жизненной емкости легких составил показатель ЖЕЛ фактич. из пропорции: ЖЕЛ долж. – 100 %

. ЖЕЛ факт. – Х %, Х =

8. Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

1. Из каких основных процессов состоит дыхание?

2. Что такое дыхательный объем (ДО)?

3. Что такое резервный объем вдоха?

4. Назовите процессы, протекающие в носовой полости.

5. Что называется жизненной емкостью легких?

6. Как определяется минутный объем дыхания?

7. Какие выделяют типы дыхания?

8. Назовите основные структурные элементы легких.

Литература.

1. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Высшая школа, 1975, стр. 155 -177.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985, стр.322 -329

3. Сапин М.Р.,Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Academa, 2002, стр. 202 – 220.

4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология

и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990, стр. 236- 243.

Определение основного обмена по данным веса, возраста и роста (мужчины) Таблица № 17

Основное число   Второе число
Вес Рост Возраст (годы)
кг кал кг кал см              
                       
                       
                       
                         
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.182.101 (0.063 с.)