Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические и патологические изменения ЭКГ после функциональной пробы с физической нагрузкой

Поиск

(видоизмененная таблица М.М. Круглого)

Параметры ЭКГ Характер изменений
физиологический патологический
Ритм Синусовый. Умеренное учащение ЧСС на 80-100% по сравнению с исходным Значительное учащение ЧСС (более 100%). Переход синусового ритма в узловой. Возникновение экстрасистолии
PQ Не изменяется или несколько уменьшается Увеличивается
QRS Не изменяется или несколько уменьшается Увеличивается
S-T Остается на изолинии или смещается книзу не более чем на 0,5 мм Смещается книзу более чем на 0,5 мм
Q-T Не превышает «должную» более чем на + 0,04 с Увеличивается по сравнению с «должной» более чем на 0,04 с
P Уплощение в I отведении. Увеличение во II отведении до 3 мм Увеличение в I-II отведениях более 3 мм. Расщепление
T Увеличение амплитуды в стандартных и грудных отведениях Уплощение, расщепление, появление отрицательных зубцов
Восстановление В течение 3-5 мин Более 5 мин

 

В заключение студенты знакомятся с патологическими ЭКГ с дистрофией миокарда вследствие физического перенапряжения, гипертрофией миокарда, удлинением предсердно-желудочковой проводимости.

Вывод делается на основании комплексной оценки ЭКГ в покое и после функциональной пробы.

 

Практическая работа №9. Исследование функционального состояния аппарата внешнего дыхания

 

Изучение этой системы важно для оценки состояния здоровья орга­низма, а также для контроля за изменениями в функционировании аппарата внешнего дыхания в динамике занятий физкультурой и спортом.

Цель: освоение методики проведения проб, оценивающих данную систему и овладение особенностями анализа полученных результатов.

Необходимое оборудование: спирометр сухой, секундомер, спирт, вата, таблицы Гаррис-Бенедикта, метроном.

Ход работы: студенты, разбившись попарно, выполняют друг на друге нижеприведенные задания, фиксируют результаты в протоколе. По окончании исследования проводится сопоставление результатов с нормативными значениями, делается вывод о функциональном состоянии исследуемой системы.

Задание № 1. Анамнез

1. Перенесенные в течение жизни заболевания органов дыхания (частота, исход, средства лечения, длительность заболевания).

2. Наличие наследственных заболеваний органов дыхания в семье инфекционной или аллергической природы (бронхиальная астма, туберкулез).

3. Самочувствие испытуемого на данный момент (наличие жалоб на кашель, насморк; отсутствие носового дыхания), курение (количество выкуриваемых сигарет, кашель по утрам).

Сведения, выявленные с помощью анамнеза, помогают оценить функциональную достаточность дыхательной системы исследуемого, позволяют определить направленность мышечной деятельности, которая будет способствовать увеличению резервной активности этой системы.

 

Задание №2. Функциональная оценка частоты дыхания

Исследователь считает количество вдохов за 1 мин, наблюдая за движениями грудной клетки (подсчет производится в положении стоя).

Частота дыхания в среднем составляет 14-18 в 1 мин, у спортсменов 10-11 в 1 мин и реже в видах спорта, где основным качеством является выносливость.

 

Задание №3. Функциональная оценка ЖЕЛ

ЖЕЛ измеряется спирометром 2-3 раза. Выбирается максимальная величина. Показатель выражается в мл.

Для оценки этого показателя (фактическая ЖЕЛ - ФЖЕЛ) надо рассчитать должную ЖЕЛ (ДЖЕЛ) в соответствии с весом, ростом, полом и возрастом.

Сначала по таблице Гаррис-Бенедикта (табл. 9, 10) считают должный основной обмен (ДОО):

ДОО = А + Б,

где А - фактор веса, Б - фактор роста и возраста.

Для мужчин ДЖЕЛ = 2,6 ДОО,

для женщин ДЖЕЛ = 2,3 ДОО

Отклонения ФЖЕЛ от ДЖЕЛ должно составлять не более ±15 %:

если ДЖЕЛ – 100%,

ФЖЕЛ - Х,

то Х = (ФЖЕЛ*100), (в %)

ДЖЕЛ

 

Провести определение должной ЖЕЛ по номограммам (рис.10).

Таблица 9

Таблицы Гаррис-Бенедикта для определения основного обмена

Фактор веса (А)

кг ккал кг ккал кг ккал кг ккал кг ккал кг ккал
Мужчины
                       
      ,355                
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Женщины
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

Таблица 10

Фактор возраста и роста (В)

Рост, см Мужчины Женщины
                       
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
              - - - - - -
              - - - - - -
              - - - - - -
              - - - - - -
              - - - - - -
              - - - - - -

 

Задание №4. Проведение проб с задержкой дыхания

Проба Штанге

Исследуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание столько, сколько сможет, зажав при этом нос. Исследователь по секундомеру определяет время задержки дыхания.

У здорового человека (6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем 16-55 с, а у взрослого – 40-60 с.

 

Проба Генчи

Исследуемый в течение 3-4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного вдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание, сколько сможет, зажав нос. У здорового человека (6-18 лет) время задержки дыхания на выдохе составляет 12-13 с, а у взрослого -25-30.

Задание №5. Оценить изменения ЖЕЛ по данным функциональных проб

1. Проба Розенталя:

5-кратное измерение ЖЕЛ с интервалом в 15 с.

При хорошем функциональном состоянии у тренированного спортсмена отмечается увеличение ЖЕЛ от измерения к измерению. При неизменной жизненной емкости - удовлетворительное состояние, при снижении ЖЕЛ - неудовлетворительное состояние; при увеличении – хорошее.

 

Проба Серкина

Выполняется в три ступени:

а) выполняется задержка дыхания на вдохе в положении сидя;

б) выполняется нагрузка в виде 20 приседаний за 30 с и сразу делается задержка на вдохе;

в) спустя 1 минуту выполняется задержка дыхания на вдохе сидя.

Результаты пробы оцениваются в соответствии с данными таблицы 11.

Таблица 11

Результаты пробы Серкина

Контингент I ступень II ступень III ступень
Здоровые тренированные 40-60 с >50 % от I ступени >100 % от I ступени
Здоровые нетренированные 35-45 с 30-50 % от I ступени 70-100 % от I ступени
При скрытой недостаточности кровообращения 20-35 с <30 % от I ступени <70 % от I ступени

 

3. Проба Шафрановского (динамическая спирометрия)

Заключается в измерении ЖЕЛ до и после стандартной физической нагрузки. Методика пробы: измеряется ЖЕЛ в покое, затем выполняется трехминутный бег на месте в темпе 180 шаг/мин, (для женщин - двухминутный бег). Вновь измеряется ЖЕЛ в первые 15 сек., в конце 1, 2 и 3 минут восстановления.

Оценка пробы: если ЖЕЛ возрастает после пробы более чем на 200 мл, то результат хороший, разница в ±200 мл – удовлетворительный, если ЖЕЛ уменьшается на 200 мл и более, то проба неудовлетворительная.

На основании выполненных исследований делается общее заключение о функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания. При необходимости даются рекомендации.

 

Практическая работа №10. Исследование функционального состояния нервной и мышечной систем

 

Цель: освоить методику проведения и оценки результатов проб, используемых при исследовании нервной и мышечной систем.

Необходимое оборудование: набор невропатолога, кистевой динамометр, угломер, секундомер, кресло Барани, линейки 50 см.

В иерархии органов и систем несомненна ведущая, координирующая роль нервной системы. Это необходимо учитывать при оценке функционального состояния организма.

Тренер и преподаватель физического воспитания должны владеть методическими навыками проведения отдельных проб, характеризующих состояние нервной системы, нервно-мышечного аппарата, и уметь оценить полученные результаты, используя их в практике физического воспитания.

Ход работы: студенты, разбившись попарно, выполняют друг на друге нижеследующие задания, четко следуя приведенным методикам.

Исследование нервной системы начинают с проведения неврологического анализа. Затем исследуется состояние отдельных черепно-мозговых нервов, некоторых рефлексов, вегетативного отдела нервной системы, анализаторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.007 с.)