Тема 9. Танцевально - двигательный тренинг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Танцевально - двигательный тренинг



Ответ: У него стал развиваться позитивный образ себя, своего тела, повысилась самооценка личности. Он овладел новыми движениями и позами, а значит, и новыми чувствами. С помощью ведущего он осуществил поиск собственного стиля в общении и самовыражении. Он смог вступить в контакт с собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшило его физическое и эмоциональное состояние. Гибкое и раскованное тело оказалось более способным к широкому и богатому спектру эмоциональных переживаний.

Тема 10 Психодрама

Ответ: В данной ситуации клиентка выступала в роли Протагониста, а социальный работник – Режиссера. Она применила одно из ключевых понятий психодрамы – «спонтанность», которая предполагает движение в заданном направлении. Рассматривая фотографии в альбоме, клиентка перевоплощалась в себя двадцатилетнюю и др., чувствовала себя эмоционально близкой к тому возрасту. У клиентки произошел «катарсис» – освобождение от эмоций, а затем и инсайт, т.е. приобретение такого знания, которое позволяет немедленно решить проблему или по - новому взглянуть на нее. Социальный работник сумела создать такой климат, который в наибольшей степени способствует катарсису, переобучению и инсайту.

Тема 11. Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Ответ: У каждого человека есть собственная ведущая репрезентативная система (РС).РС – этосистема, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. У первого брата ведущей является визуальная система – восприятие посредством зрительных образов, у второго – аудиальная система (слуховые образы), у третьего – кинестетическая система.

Тема 12. Гештальт - терапия

Ответ: Для того чтобы вскрыть суть проблемы, Вам следует задать несколько вопросов в такой форме, которая не позволит выразить ответы только словами «да» или «нет», или просто кивком головы. Задавайте открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Перебирайте возможные причины обращения в службу или побуждайте человека к разговору, признайте даже, что ему, может быть, трудно поделиться своими чувствами (скажите, например: «Я знаю, что вам, может быть, не по душе разговор на эту тему, но если бы мы могли обсудить эту ситуацию открыто, то нашли бы приемлемое для обоих решение»). Покажите, что Вы относитесь к человеку сочувственно и доброжелательно, чтобы он ни сказал.

Часто такие люди замыкаются в себе потому, что не хотят оскорбить чувства других. Наученные горьким опытом не делиться ни с кем своими чувствами, они хотят избежать конфронтации, считают, что их мнение не принимают во внимание, или потому, что они просто пугливы. Таким образом, особенно важно оценить, поддержать и признать такого человека. Если Вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротивляется Вашим попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом. Поблагодарите его и, если это необходимо, попытайтесь договорить о новой встрече. Может быть, вам не все удастся с первой попытки, но если Вы добились какой - то открытости, то процесс, по крайней мере, начался. В дальнейшем Ваша настойчивость поможет решить проблему в целом.

Тема 13. Трансактный анализ (ТА)

Ответ: По отношению к молодой сотруднице ветеран проявляет себя с позиции Взрослого, обращаясь к ее субличности Ребенка. Если тирада взорвавшегося человека обрушивается на Вас, основной принцип, которому необходимо следовать для того, чтобы избежать эскалации конфликта, заключается в том, чтобы дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям, или убедить человека в том, что Вы слушаете его. Необходимо дать ему понять, что он контролирует ситуацию (находится в позиции Родителя), и тем самым успокоить его. Затем, когда он успокоится, ведите себя с ним как с обычным, разумным человеком (обратится к его «Взрослому» Я), как будто и не было никакого взрыва с его стороны. Дипломатично и доброжелательно предложите ему обсудить возникшую проблему. Почувствовав, что он снова контролирует ситуацию, такой человек снова будет казаться спокойным и рассудительным (трансакция Взрослый – Взрослый).

Тематика для научно – исследовательских работ

1. Психологический тренинг как метод практической психологии, его цели и задачи

2. Современная классификация тренинговых групп

3. Характеристики и специфические черты методов тренинга

4. Особенности групповой работы

5. Методы тренинговой работы

6. Феноменология малых групп

7. Характеристики стадий группового процесса

8. Лидерство и руководство

9. Роль личности в группе

10. Групповые методы обучения

11. Понятие креативности. Развитие творческого подхода к различным сферам жизнедеятельности

12. Формирование гибкости, беглости, оригинальности мышления и поведения в процессе ТК

13. Творческая личность: характеристики и особенности

14. Способы развития креативности

  1. Ассертивность в деятельности социального работника
  2. Сравнительные характеристики ассертивности молодежи и старшего поколения
  3. Права человека и ассертивность
  4. Методы развития ассертивности
  5. Имидж современной деловой женщины
  6. Имидж социального работника
  7. Социальная перцепция и имидж
  8. Эффекты межличностного восприятия
  9. Этапы формирования имиджа
  10. Понятийный аппарат терапии искусством
  11. Цели, задачи, функции арттерапии
  12. Индивидуальная и групповая арттерапия
  13. Арттерапия в деятельности социального работника
  14. Преимущества и недостатки арттерапии
  15. Танцевально – двигательной тренинг в России и за рубежом.
  16. Применение социально – двигательного тренинга в практике социального работника.
  17. Изменения в личностной сфере клиента с помощью ТДТ
  18. Психодрама, ее цели и методы
  19. Спонтанность и инсайт в психодраме
  20. Биография и деятельность Я. Л. Морено
  21. Области применения НЛП
  22. НЛП и креативность в деятельности социального работника
  23. Понятие репрезентативной системы и ее виды
  24. Коррекционные техники НЛП
  25. Гештальттерапия: история возникновения, основные постулаты
  26. Основные понятия гештальттерапии. Защитные механизмы личности в гештальттерапии
  27. Техники гештальттерапии
  28. Раскрытие индивидуальности в гештальт - терапии
  29. Защитные механизмы личности по Ф. Перлзу
  30. Трансактный анализ в группе
  31. Жизненные сценарии личности
  32. Структура личности по Э. Берну
  33. Психологические позиции человека по Э. Берну
  34. Достоинства и недостатки ТА
  35. Понятие коммуникативной компетентности, цели и задачи тренинга ТКК
  36. Развитие КК: умение вступать в контакт, развитие навыков активного слушания, умение выходить из контакта
  37. Особенности делового общения
  38. Особенности работы с «трудными клиентами»
  39. Умение снижать эмоциональную напряженность при общении
  40. Предмет и задачи риторики. Схема подготовки выступления
  41. Способы установления контакта со слушателями во время публичного выступления.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Арт - терапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям. Синонимы: уверенность, настойчивость.

Аттракция – оценочный компонент межличностного восприятия.

Аудиальная система – восприятие посредством слуховых впечатлений.

Визуальная система – восприятие посредством зрительных образов.

Высокоэффективная команда – реальная команда, члены которой обладают высокой степенью ответственности и обязательностью относительно выполнения командной работы. Методы работы и взаимодействия в группе способствуют персональному росту и успеху членов команды. Такие группы обладают избытком синергии и добиваются результата, который превосходит ожидания окружающих.

Гештальт-терапия – разработанная американским психологом Фредериком Перлзом система терапии, основной целью которой является развитие самосознания, оказание помощи людям в умении «стать реальными, научиться иметь собственную позицию, развить собственный центр».

Группа – два или более человек, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности. В зрелых группах существуют свои традиции и нормы.

Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности организации и психологические изменения, происходящие в ней; это процесс взаимодействия членов организации на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых потребностей и интересов.

Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого – либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Может быть использована в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон или в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний, что усиливает сплоченность группы.

Дефлексия (термин ГТ) – уклонение от реального контакта. Человек избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Это выражается в форме салонных разговоров, болтливости, ритуальности и условности поведения, тенденции к «сглаживанию» конфликтных ситуаций.

Зрелость (термин ГТ) – это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя.

Игровые методы включают в себя ситуационно - ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные, деловые игры. На первой стадии групповой работы помогает снять «психологические защиты», стать инструментом диагностики и самодиагностики, обнаружить наличие проблем. Интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, тренируются и закрепляются коммуникативные умения.

Идентификация – уподобление себя партнеру по общению, умение поставить себя на место другого, определить, как бы он действовал в подобной ситуации;

Имидж – многозначное идентификационное послание, адресованное различным группам людей, это взаимообогащающий диалог, артистический (многообразный), типажный (стереотипный), либо личностный (индивидный).

Имплозия (термин ГТ) – состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознание того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне может появиться страх смерти, вызванный огромным количеством энергии противоборствующих сил внутри человека.

Интроекция (термин ГТ) – усваивание чувств, взглядов, убеждений, образцов поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт (интроект) является чуждой частью личности, это могут быть родительские поучения, усваиваемые ребенком без критического осмысления.

Кинестетическая система – восприятие посредством тактильных ощущений.

Коммуникативная компетентность – совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения.

Конфликт – столкновение противоборствующих интересов сторон, в основе которого лежат противоречащие друг другу цели участников, часто при недостатке ресурсов.

Конфлуэнция (термин ГТ) – см. Слияние.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – творческие возможности (способности) индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.

Моделирование – основной принцип тренинга социальных навыков. Означает показ того, как что - то делать.

Нейро - лингвистическое программирование – наука о воздействии слова на человека. Это методические приемы, позволяющие человеку по­средством слова программировать себя и затем изменять эти программы.

Переформирование (reframing) – пе­репрограммирование, апеллирующее к бессознательным ресурсам клиента, смена неудовлетворяющего стереотипа реагирования (симптома) или способа решения (нерешения) проблемы более адекватным и адаптивным.

Проекция (термин ГТ) – человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я - концепции. Образующие «дыры» заменяются интроектами.

Психодрама – это ролевая игра, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами.

Репрезентативная система -этосистема, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. К репрезентативным системам относятся визуальная система (восприятие посредством зрительных образов), аудиальная система (восприятие посредством слуховых впечатлений), кинестетическая система (восприятие посредством тактильных ощущений).

Ретрофлексия (термин ГТ) – «поворот на себя» – связана с формированием отношения к себе как к постороннему объекту, когда потребности не могут быть удовлетворены из - за их блокирования социальной средой. Субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим, или субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы ему сделали другие. Такими неудовлетворенными потребностями могут быть агрессивные чувства, тогда ретрофлексия проявляется в мышечных зажимах, в речи – возвратные местоимения и частицы: «Я должен заставить себя сделать это».

Рефлексия – процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Риторика – теория красноречия, которая включает в себя науку и искусство говорить хорошо, умение побуждать других людей нас выслушать, вслушаться и согласиться.

Самопрезентация – в различной мере осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления «Я - информации» в вербальном и невербальном поведении субъекта. Самопрезентация – это способы самовыражения, позиционирование себя в обществе через определенный стиль в одежде, манеры поведения и речи.

Сенситивность – целостное, общее свойство, способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Способность адекватно понимать свойства и качества личности, а также оценивать отношения других людей.

Синергия – явление, при котором при объединении усилий и воли участников организации достигаются более высокие результаты, нежели те, что могут быть получены при простом суммировании усилий изолированных индивидов.

Слияние (конфлуэнция) (термин ГТ) – это действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференциации себя и других, невозможность определить, где кончается Я человека и начинается Я другого. Некоторые родители не разделяют в психологическом плане ребенка и себя (гиперопека), употребляют «мы» вместо «я».

Социальная работа – профессия, которая призвана способствовать социальному развитию, решению проблем в области человеческих отношений и поддержку и обеспечение свободы людям с целью улучшить качество жизни.

Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Это все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего – психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Танцевально - двигательный тренинг – вид тренинга, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека.

Трансакционный анализ в узком понима­нии – анализ взаимодейст­вия двух или более людей; в более широ­ком смысле – социально ориентированный психоте­рапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.

Управление впечатлением – целенаправленная деятельность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа.

Фасилитация – облегчение работы при любом виде совместной деятельности.

Эксплозия (взрыв) ( термин ГТ) – достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Ф. Перлз описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм.

Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление откликнуться на проблемы другого человека.

Я – концепция – динамическая система представления человека о самом себе, результирующая процесса самосознания, включающая 3 структурных элемента: когнитивный Я - образ, аффективный – самооценка, поведенческий – проявление двух первых в поведении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.035 с.)