ТОП 10:

Для чего предназначен данный курс?



Предполагается, что к моменту прохождения курса студенты уже обладают определенным уровнем психологических знаний, полученных в курсе общей, социальной, возрастной, семейной психологий. Данный курс призван расширить, углубить эти знания и дать необходимые знания в специфическом для социальной психологии ракурсе – сформировать навык работы с малыми группами. Необходимый запас теоретических и практических знаний, владение методами, важными в будущей практической деятельности являются основными ориентирами данного курса. Содержание курса основано на знаниях общей психологии, социальной психологии, в том числе психологии общения, психологии личности, основ конфликтологии.

Государственный стандарт по подготовке социального работника по дисциплине «психология» содержит следующие разделы: Психология личности. Межличностные отношения. Психология малой группы. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Психологические основы социальной работы. На тренинговых занятиях студенты получают как теоретические сведения, так и практические навыки по этим направлениям.

 

Структура пособия

Пособие состоит из 4 модулей, направленных на развитие личностной, коммуникативной, профессиональной, клинической компетентностей. После изучения курса проводится итоговый контроль знаний. В пособии представлен итоговый контроль с эталонами ответов, даны эталоны ответов на практические ситуации, которые содержатся в тексте пособия.

Структура каждого занятия включает: цель и задачи изучения данной темы, методические материалы по самостоятельному изучению темы, тестовые задания (тесты контроля знаний, личностные тесты), практические ситуации, задания и ролевые игры для групповой работы, итоговый контроль знаний. Даны эталоны ответов по каждому разделу.

 

Актуальность компетентностного подхода к обучению социальных работников

Новизна социально - политической и экономической ситуации в российском обществе, мировой опыт внедрения профессий социальной сферы обусловливают актуальность подготовки специалистов социальной работы.

С учетом вхождения отечественного образования в Болонский процесс и введения образовательных стандартов третьего поколения решение этих задач приобрело первостепенную значимость, которая актуализирована реформой социальной сферы и административного управления по ФЗ № 122 и ФЗ № 131 (Дубровская Т.А., 2008). В настоящее время принимается комплекс мер по обновлению содержания социального образования, подчеркивается роль компетентностного подхода как одной из стратегий развития системы непрерывного социального образования. Исследования И.А. Зимней, В.И. Байденко, Ю.Г. Татура, И.Г. Галямина показывают, что специалист с высшим образованием должен иметь определенный набор компетенций, характеризующих его как человека и как специалиста.

 

Социальный работник в современном обществе

Главный фактор эффективности социальной службы – люди, работающие в социальных учреждениях (Максимова М.Н., 2008). Среди острых экономических, политических и межнациональных проблем современного российского общества на первый план выходят проблемы сохранения, восстановления и возрождения великих духовных, нравственных и культурных традиций. Без них невозможны ни экономические успехи, ни укрепление российской семьи, ни социальное оздоровление общества, молодежи и подрастающего поколения (Беличева С.А., 2008). Поэтому при подготовке специалистов по социальной работе следует обращать внимание на развитие таких личностных качеств, как гуманистическая направленность личности; личностная и социальная ответственность; нравственность, ответственность, толерантность, патриотизм и пр.

Компетентностный подход

Данный подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

Ø научить получать знания (учить учиться);

Ø научить работать и зарабатывать (учение для труда);

Ø научить жить (учение для бытия);

Ø научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Профессиональная компетентность социального работника

Исследователи по вопросам профессиональной подготовки работников социальных служб (В. И. Жуков, А.М. Панов, А.С. Сорвина, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.) одной из важнейших характеристик специалистов, занятых в социальном обслуживании, считают профессиональную компетентность.

Профессиональная компетентность социального работника– это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретного вида социальной работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций (Ярецкий В.Ю., 2008).

Образовательный процесс при подготовке социального работника должен носить ярко выраженную личностно - центрированную направленность, связанную с формированием личности социального работника. Проблемы профессиональной подготовки социальных работников представлены в трудах отечественных исследователей Л. Г. Гусляковой, И. А. Зимней, Холостовой, М.В. Фирсова, Дегтерева В.А., Минкиной О.В и др.

 

Ключевые компетенции социального работника

К ключевым компетенциям социального работника относят социальную и личностную компетенции: эмпатия, коммуникативные навыки, умение работать в команде, ответственность, конфликтность, саморефлексия, самостоятельность, самообладание.

К этической компетенции относят отражение представления о человеке, критический анализ профессиональных стандартов с этической точки зрения.

К межкультурной компетенции: знание особенностей различных культур, коммуникативные и интерактивные навыки работы с культурной средой, навыки работы с представлениями о себе и характеристиками другого лица.

 

Психологические знания в процессе обучения социального работника

Беличева С.А., подчеркивая роль и место психологии в подготовке специалистов по социальной и психосоциальной работе, пишет о том, что «выпускники факультетов социальной работы могут заниматься практической психологической работой в центрах социального обслуживания населения, и прежде всего детей и семей группы риска» (Беличева С.А., 2006).

В период обучения на факультете социальной работы студенты получают различные психологические знания о человеке (общая психология, психология личности); специфике жизнедеятельности в различные возрастные периоды (психология развития); закономерности взаимодействия индивида с людьми, группами и обществом в целом (социальная психология) и пр.

«Личностный и профессионально - ориентированный тренинг» (Л и ПОТ), разработанный на кафедре медицинской и общей психологии с курсом педагогики, предназначен и проводится на факультете социальной работы Казанского государственного медицинского университета со студентами 4 - го курса дневного отделения и студентами 5 - го курса заочного отделения.

 

«Путевка в жизнь»

В процессе тренинга формируется профессиональная компетентность будущих специалистов социальной работы, позволяющая им эффективно работать с различными категориями клиентов.

Итак, вузовский этап профессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы способствует развитию профессиональной, клинической, коммуникативной, личностной, психологической, педагогической, социальной, исследовательской компетентностей социального работника.

В результате формируются знания, умения, навыки широкого диапазона, раскрываются личностные ресурсы студента, необходимые для эффективного выполнения различных видов социальной работы с различными группами клиентов. После окончания тренинга студенты факультета социальной работы получают настрой на работу в трудных условиях и на решение сложных социальных проблем.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ

ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

Основные цели профессионального образованиясформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Согласно Концепции, вузы готовят квалифицированного работника, которого можно охарактеризовать как компетентного, ответственного, владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к постоянному профессиональному росту и т.д.

 

Развитие самостоятельной учебно - познавательной деятельностистудентов является одной из важнейших задач учебной работы. Благодаря самостоятельной работе у студентов появляется опыт творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опыт социально - оценочной деятельности.

Самостоятельная работа– это планируемая работа студентов, выполняемая по заданиям и при методическом руководстве преподавателя для достижения конкретных результатов. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных процессов.

В период обучения в вузе студент должен научиться самостоятельно вести поиск знаний, выделять познавательные задачи, выбирать способ их решения, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний (Панченко Е.В., 2004).

 

Формы самостоятельной работы

Самостоятельная работа осуществляется в двух формах: традиционная, т.е. собственно самостоятельно в произвольном режиме времени; аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя – консультанта.

В данном учебном пособии представлены вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям, задания для итогового контроля знаний, проводится в виде аудиторной самостоятельной работы под контролем преподавателя.

Представлены темы рефератов и список литературы. Реферат как форма самостоятельной работы студента представляет собой рассуждение на определенную тему на основе обзора нескольких источников информации в целях доказательства главной мысли. Цель написания такого рассуждения – подготовить студентов к проведению собственного научного исследования и правильному его оформлению и написанию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.006 с.)