Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Танцевально – двигательная терапияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На протяжении тысячелетий в разных группах существовали ритуальные танцы для празднования, отведения беды, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самореализации и выражения чувств. В религиозных ритуалах танцоры стремятся отрешиться от всего, стать частью вселенной, в имитациях участники отождествляли себя со свирепыми животными или колдунами. Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда исполняется танец, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных движений. Когда же танец используется в тренинге, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. ТДТ - это вид тренинга, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные тренеры / терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Танцевальные тренеры / терапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность. История возникновения ТДТ Танцевально - двигательная терапия появилась в 40-ые г.г. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она стала помогать им больше обращаться к свободе движения. Вскоре местные врачи стали посылать к ней своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пр. М. Чейс работала с клиентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец. Любое наше переживание, будь то порыв гнева или любви, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Танцевальные тренеры / терапевты стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Занятия в группах танцевальной терапии помогают клиентам (будь то подросток или взрослый человек) разрешать проблемы в межличностных взаимодействиях, а также связанные с развитием самопринятия, самоактуализации, уверенности в себе. Область использования ТДТ может быть полезен для различных пациентов – психических больных, онкобольных, одиноких пожилых людей и многих других. Танец зачастую является легким способом выражения эмоций, даже если опыт человека настолько травматичен, что он (а) не может говорить об этом. Поэтому ТДТ используется в работе с жертвами изнасилования, сексуальных домогательств и инцеста. ТДТ также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации. Танцевальные терапевты работают с людьми, у которых есть хронические и смертельные заболевания, чтобы помочь им соотноситься с болью, страхом смерти и изменениями в образе тела. Люди с этими болезнями говорят, что классы танцтерапии помогают им расслабиться, забыть о боли и эмоциональных проблемах и выразить чувства по отношению к запретным темам (таким, как угроза смерти).
Результаты применения ТДТ В ТДТ акцент ставится на честном выражении чувств и свободном движении, а не на определенных движениях. ТДТ может быть полезен в ситуации один на один, когда танцевальный терапевт работает только с одним пациентом, что дает безопасность в выражении чувств. Занятия в группе могут дать ощущение эмоциональной поддержки, улучшить навыки коммуникации и способность ставить границы (что жизненно важно для жертв сексуальных домогательств). Исследователи пришли к выводу, что ТДТ может быть значимым методом избавления от чрезмерной тревожности. На занятиях по снижению стресса использовались методы танцтерапии, чтобы учить осознаванию тела, расслаблению, самовыражению, творчеству и эмпатии. Техники ТДТ помогают клиентам в работе с вызывающими стресс чувствами, такими как гнев, страх, увеличивают степень осознанности, делают клиентов более расслабленными, и просто эмоционально помогают им.
Задачи, решаемые с помощью ТДТ в группах 1) одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией; 2) вторая задача ТДТ, которая в большей мере относится к подросткам, состоит в усилении чувства собственного достоинства у участников путем выработки у них более позитивного образа тела и повышения самооценки личности. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами; 3) ТДТ используется также для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении; 4) помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние человека. Гибкое и раскованное тело оказывается более способным к широкому и богатому спектру эмоциональных переживаний. Задания для итогового контроля занятия Тесты: 1. Вид тренинга, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека, называется: а. НЛП; б. танцевально-– двигательный; в. трансактный анализ; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 2. У истоков возникновения ТДТ стояла танцовщица: а. М. Чейз; б. М. Пикфорд; в. М. Монро; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 3. Танцевально - двигательный тренинг может помочь людям, которые: а. имеют физические недостатки; б. одинокие, пожилые; в. имеют хронические заболевания; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 4. Танцевальная терапия способствует: а. избавлению от стресса; б. осознаванию тела; в. самовыражению; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 5. ТДТ с подростками помогает им: а. выработать позитивный образ тела; б. повысить самооценку; в. овладеть новыми чувствами; г. все ответы верны; д. все ответы неверны.
Практическая ситуация Студент Ильдар С. с детства заикался, чего он очень стеснялся. Но ему хотелось общаться с людьми, приносить пользу окружающим, он был очень добрым и заботливым. Поэтому он пошел учиться на социального работника. В студенческие годы ему было трудно знакомиться и дружить с девушками. Но однажды он оказался на тренинге ТДТ и открыл для себя новый мир – мир движений и танца. И знакомые стали замечать в нем позитивные перемены. Какие личностные изменения в нем произошли после ТДТ?
Некоторые упражнения ТДТ
А. «Отбражение». Цель проведения. Отображение является отличным упражнением, способствующим осознанию тела, расширению двигательного репертуара и углублению эмпатии в межличностных отношениях. Оно позволяет получить опыт и ведомого, и ведущего. Выполнение. Группа разбивается на пары. В каждой паре один выполняет роль ведущего, другой – роль ведомого. В каждой паре участники встают друг против друга и устанавливают зрительный контакт. Ведущий начинает совершать медленные, и насколько возможно, грациозные движения руками, ногами, головой, торсом. При этом ему надо осознавать как собственное тело, так и собственные эмоции и довериться своему телу. Во время упражнения надо сохранять зрительный контакт с партнером и осознание его действий. Ведомый, словно зеркало, отражает все движения ведущего, делая те же движения, что и он, и делая их одновременно с ним. При этом не надо ни о чем задумываться, пусть тело движется само, а сознание переживает опыт следования за другим. Примерно через 5 минут ведомый и ведущий меняются ролями. Еще через 5 минут они отводят некоторое время на то, чтобы поделиться своими впечатлениями. Б. «Танец 5 движений», или «Тропа танца» (Dancing Path). Автор – Габриэла Рот. Она выделила 5 первичных ритмов движения, некоторые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах: 1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения «женской энергии». 2. Stacatto – резкие, сильные и четкие «мужские» движения. 3. Chaos – хаотические движения. 4. Lyrical – тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа». 5. Stillness – движения в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя». Для процесса подбирается специальная музыка, каждая стадия длится около 5 минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после окончания – обсуждение. Танец рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов. Эти ритмы движений в контексте личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У участников может быть неприятие определенных движений (мы часто забываем о том, что источник силы находится там, куда нам страшно и непривычно идти). Данная техника может выполнять несколько функций: – диагностическую – человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную»; – Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга Л и ПР, то многие участники ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений; – терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое воздействие как на самих будущих специалистов по социальной работе, так и их клиентов. ТЕМА 10. ПСИХОДРАМА Цели изучения темы: навыки проведения психодрамы расширяют диапазон ролевых моделей будущих специалистов по социальной работе, позволяют использовать элементы психодрамы в работе с клиентами. Задачи изучения темы: 1. Проанализировать и изучить понятийный аппарат психодрамы по Я.Л. Морено. 2. Научиться использовать на практике базовые техники психодрамы с целью развития эффективного взаимодействия с клиентами. САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ Цели самоподготовки 1. Знать определение психодрамы и основных участников психодрамы. 2. Изучить техники психодрамы. План самостоятельной работы 1. Прочитать рекомендованную литературу. 2. Ответить на контрольные вопросы. Основная литература Кондрашенко В. Т. Общая психотерапия: рук. для врачей / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. – 4 - е изд., перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк., 1999. – 524 с. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер - Ком, 1999. – 384 с. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Д. Киппер. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 240 с. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики / С.В. Гиппиус. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с. Контрольные вопросы для проверки подготовленности к занятию 1. Дайте определение психодрамы. Кто и когда основал данное направление? 2. Какие Вы знаете роли участников психодрамы? 3. Каковы основные техники психодрамы? 4. Расскажите о создателе психодрамы Я.Л. Морено. Темы рефератов 1. Психодрама, ее цели и методы. 2. Биография и деятельность Я.Л. Морено. 3. Спонтанность и инсайт в психодраме.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Возникновение психодрамы Психодрама – это ролевая игра, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама была разработана для того, чтобы исследовать проблемы, страхи, фантазии человека с помощью драматических приемов. Впервые теория и практика психодрамы разрабатывалась Я.Л. Морено в период с 1929 г. по 1936 г. в Театре спонтанности в Вене. Я. Морено обнаружил, что драматический спектакль может оказывать терапевтическое влияние на актеров и что действия обладают преимуществом перед словами в тех случаях, когда надо добиться высокой результативности в исследовании чувств и формировании новых способов поведения и установок. После переезда Я.Л. Морено в США был создан Терапевтический театр в Нью - Йорке. В 1946 г. им были изданы 3 тома «Психодрамы», в которых разработаны основные положения психодрамы.
Участники психодрамы В психодраме участвуют: Протагонист, или субъект (главный исполнитель, который представляет свои проблемы, образы собственной жизни). Он воссоздает свою реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способы функционирования в реальной жизни. Необходим Режиссер (фасилитатор), который помогает исследовать проблемы протагониста. Режиссер (постановщик, терапевт, аналитик) помогает создать в группе климат, способствующий работе и исследованию проблем участников. Протагонист выбирает из числа участников Помощников: вспомогательные Я, это могут быть конкретные люди или части собственного Я. Они олицетворяют тех людей, которые имели особое значение в жизни Протагониста. Остальные участники становятся Зрителями, формируют Сцену и активно участвуют в работе, обсуждении. Процесс психодрамы Процесс психодрамы состоит из трех фаз: 1. разминка, фаза инициальная, подготовительная; 2. фаза психодраматического действия или разыгрывания ситуации; 3. фаза обсуждения (обратная связь или эмоциональный обмен), интеграция опыта.
В процессе психодрамы происходит представление себя (самопрезентация) Протагониста, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование, реплики в сторону, обмен ролями, техника пустого стула, техника зеркала и др. Монолог, если пользоваться театральными аналогиями, соответствует развернутой реплике в строну – представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лица, а как бы сам к себе (и к зрителям). Двойник, или «второе Я» – попытка двойника стать Протагонистом, повторение его действий, поз и пр., это как бы внутренний голос Протагониста. При обмене ролями Протагонист играет в психодраме роль какой - либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя главную роль. «Зеркало» по смыслу близко к обмену ролями, оно позволяет Протагонисту понять, как его воспринимают другие. При этом герой отходит в сторону и наблюдает за тем, как его изображает вспомогательное Я.
Ключевые понятия психодрамы Одно из ключевых понятий психодрамы – «спонтанность», которая предполагает движение в заданном направлении. Психодрама пробуждает спонтанность, которая находит выражение в акте творчества, в проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». По мнению Я.Л. Морено, не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из этих ролей. Спонтанное поведение в психодраме Я.Л. Морено рассматривал как противоядие от все возрастающей ригидности социальных ролей. Еще одно понятие психодрамы – «катарсис». Морено обозначал им освобождение от эмоций, не только у зрителей, но и актеров. В конечном счете психодраматический процесс приводит к изменению в структуре перцептивного поля участников. Такое изменение обозначают термином «инсайт», т.е. приобретение такого знания, которое позволяет немедленно решить проблему или по - новому взглянуть на нее. Психодрама в условиях группы направлена на создание климата, который в наибольшей степени способствует катарсису, переобучению и инсайту. Психодрама существенно обогащает возможности психокоррекционных групп ролевыми играми, основанными на принципе «здесь и теперь». Этот подход широко применяется как в лечебных целях, так и в целях развития личности.
В рамках данного Л и ПОТ студенты разыгрывают психодраму «Роль выживания в семье». Цели. Поведенческие. Члены группы будут: участвовать в структурированной психодраме; обсуждать свою семью, сравнивая ее с изображенной в психодраме; опознавать роли, которые они играют в своей семье. Познавательные цели. Члены группы будут добиваться осознания семьи как системы; добиваться понимания динамики развития дисфункциональной семьи; повышать самосознание. Метод. Руководитель управляет структурированной психодрамой, которая изображает неблагополучную семью. Проработка происходит, когда участники психодрамы обсуждают свои роли в игре и собственной семье. Инструкции. Руководитель дает группе толкование «ролей выживания» (термин Ш. Вегшейдер – Круз, 1981), которые появляются в неблагополучных семьях. Эти образцы поведения порождают многие факторы: алкоголизм, трудоголизм, игромания, депрессия матери, вспыльчивость отца и др. При наличии любого их этих условий семья строится по определенному образцу. Чтобы проиллюстрировать эти образцы, группа разыгрывает пьесу. Участвуют практически все члены группы. У каждого только одна реплика. Распределяются роли Отца, Матери, Старшего ребенка «Героя», второго ребенка «Бунтовщика», третий ребенок «Покинутый», четвертый ребенок «Больной», пятый ребенок «Талисман», и Свекровь, мама Отца. Студенты в соответствии с ролями проигрывают ситуацию, с тем, чтобы участники по - настоящему «надели» свои роли и почувствовали то же, что чувствуют их персонажи. Затем следует групповая дискуссия. Каждый участник рассказывает о своем опыте. Ведущий спрашивает членов группы, узнают ли они себя и свои семьи в этой психодраме. Затем обсуждаются способы приспосабливания к стрессу членов семьи. Отметим, что после проигрывания ролей в этой психодраме студенты начинают лучше понимать внутренний мир других людей, своих клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию (ТЖС). Они сопереживают, сочувствуют, проявляют как позитивные, так и негативные эмоции по отношению к персонажам. Вовлекаясь в процесс психодрамы, они более внимательно начинают отслеживать свои чувства и чувства партнеров.
Задания для итогового контроля занятия Заполните пропущенные места: А. Ролевая игра, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами, называется ……… Б. Ключевое понятие психодрамы …………, которая предполагает движение в заданном направлении. Психодрама пробуждает …………, которая находит выражение в акте творчества, в проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». По мнению Д. Морено, не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из этих ролей. Тесты 1. Впервые теория и практика психодрамы разрабатывалась автором: а. Фрейдом З.; б. Морено Я.Л.; в. Юнгом К.; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 2. Процесс психодрамы состоит из следующих фаз: а. подготовительная; б. разыгрывание ситуации; в. обсуждение; г. все ответы верны; д. все ответы неверны 3. В психодраме субъект (главный исполнитель, который представляет свои проблемы), также называется: а. режиссер; б. зритель; в. протагонист; г. все ответы верны; д. все ответы неверны 4. К техникам психодрамы относятся: а. диалог; б. дублирование; в. обмен ролями; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 5. В каком году Я.Л. Морено издал 3 тома «Психодрамы»: а. 1900; б. 1946; в. 1999; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. Практическая ситуация Социальный работник пришла к одинокой пожилой женщине. Клиентка была в подавленном настроении, неохотно поддерживала разговор. Тогда социальный работник применила свои знания по психодраме. Она, продолжая выполнять свои обязанности, попросила женщину показать ей свой альбом фотографий. Клиентка нехотя раскрыла альбом... и через час ее трудно было узнать: она преобразилась, выглядела лет на десять моложе, энергично и активно рассказывала о своей жизни. Когда социальный работник уходила, клиентка сердечно ее поблагодарила, сказала, что та вновь вернула ей интерес и радость жизни. Какие методы психодрамы применила социальный работник? Упражнения в группе Монолог с двойником. Один из участников расхаживает в кругу, образованном группой, и произносит свободные ассоциации. Через несколько минут другой участник встает за его спиной и повторяет все его слова и движения. Двойник настраивается на скрытые мысли и чувства выступающего и начинает изображать их. Через несколько минут двойника сменяет следующий участник, пока в этой роли не побудут все члены группы. Горячий стул (разговоры за спиной): Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают. Пустой стул: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная личность. Скульптура семьи. Режиссер выбирает в группе тех, кто напоминает ему членов его семьи, в том числе тех, с которыми он рос. Он усаживает семью за обеденный стол или размещает в определенных позах для разыгрывания какой - то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует близость их отношений. Каждому дается краткая информация о его прототипе и реплика, отражающая характер персонажа. Затем Режиссер превращается в Актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли и потом делятся своими впечатлениями. Фотоальбом. Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото, и вступает с ним в диалог.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.012 с.) |