Танцевально – двигательная терапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танцевально – двигательная терапия



На протяжении тысячелетий в разных группах существовали ритуальные танцы для празднования, отведения беды, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самореализации и выражения чувств. В религиозных ритуалах танцоры стремятся отрешиться от всего, стать частью вселенной, в имитациях участники отождествляли себя со свирепыми животными или колдунами.

Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда исполняется танец, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных движений. Когда же танец используется в тренинге, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

ТДТ - это вид тренинга, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные тренеры / терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Танцевальные тренеры / терапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность.

История возникновения ТДТ

Танцевально - двигательная терапия появилась в 40-ые г.г. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она стала помогать им больше обращаться к свободе движения. Вскоре местные врачи стали посылать к ней своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пр.

М. Чейс работала с клиентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец.

Любое наше переживание, будь то порыв гнева или любви, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Танцевальные тренеры / терапевты стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Занятия в группах танцевальной терапии помогают клиентам (будь то подросток или взрослый человек) разрешать проблемы в межличностных взаимодействиях, а также связанные с развитием самопринятия, самоактуализации, уверенности в себе.

Область использования

ТДТ может быть полезен для различных пациентов – психических больных, онкобольных, одиноких пожилых людей и многих других. Танец зачастую является легким способом выражения эмоций, даже если опыт человека настолько травматичен, что он (а) не может говорить об этом. Поэтому ТДТ используется в работе с жертвами изнасилования, сексуальных домогательств и инцеста. ТДТ также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Танцевальные терапевты работают с людьми, у которых есть хронические и смертельные заболевания, чтобы помочь им соотноситься с болью, страхом смерти и изменениями в образе тела. Люди с этими болезнями говорят, что классы танцтерапии помогают им расслабиться, забыть о боли и эмоциональных проблемах и выразить чувства по отношению к запретным темам (таким, как угроза смерти).

 

Результаты применения ТДТ

В ТДТ акцент ставится на честном выражении чувств и свободном движении, а не на определенных движениях. ТДТ может быть полезен в ситуации один на один, когда танцевальный терапевт работает только с одним пациентом, что дает безопасность в выражении чувств. Занятия в группе могут дать ощущение эмоциональной поддержки, улучшить навыки коммуникации и способность ставить границы (что жизненно важно для жертв сексуальных домогательств).

Исследователи пришли к выводу, что ТДТ может быть значимым методом избавления от чрезмерной тревожности. На занятиях по снижению стресса использовались методы танцтерапии, чтобы учить осознаванию тела, расслаблению, самовыражению, творчеству и эмпатии. Техники ТДТ помогают клиентам в работе с вызывающими стресс чувствами, такими как гнев, страх, увеличивают степень осознанности, делают клиентов более расслабленными, и просто эмоционально помогают им.

 

Задачи, решаемые с помощью ТДТ в группах

1) одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией;

2) вторая задача ТДТ, которая в большей мере относится к подросткам, состоит в усилении чувства собственного достоинства у участников путем выработки у них более позитивного образа тела и повышения самооценки личности. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами;

3) ТДТ используется также для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении;

4) помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние человека. Гибкое и раскованное тело оказывается более способным к широкому и богатому спектру эмоциональных переживаний.

Задания для итогового контроля занятия

Тесты:

1. Вид тренинга, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека, называется:

а. НЛП;

б. танцевально-– двигательный;

в. трансактный анализ;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

2. У истоков возникновения ТДТ стояла танцовщица:

а. М. Чейз;

б. М. Пикфорд;

в. М. Монро;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

3. Танцевально - двигательный тренинг может помочь людям, которые:

а. имеют физические недостатки;

б. одинокие, пожилые;

в. имеют хронические заболевания;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

4. Танцевальная терапия способствует:

а. избавлению от стресса;

б. осознаванию тела;

в. самовыражению;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

5. ТДТ с подростками помогает им:

а. выработать позитивный образ тела;

б. повысить самооценку;

в. овладеть новыми чувствами;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

 

Практическая ситуация

Студент Ильдар С. с детства заикался, чего он очень стеснялся. Но ему хотелось общаться с людьми, приносить пользу окружающим, он был очень добрым и заботливым. Поэтому он пошел учиться на социального работника. В студенческие годы ему было трудно знакомиться и дружить с девушками. Но однажды он оказался на тренинге ТДТ и открыл для себя новый мир – мир движений и танца. И знакомые стали замечать в нем позитивные перемены. Какие личностные изменения в нем произошли после ТДТ?

 

Некоторые упражнения ТДТ

 

А. «Отбражение». Цель проведения. Отображение является отличным упражнением, способствующим осознанию тела, расширению двигательного репертуара и углублению эмпатии в межличностных отношениях. Оно позволяет получить опыт и ведомого, и ведущего.

Выполнение. Группа разбивается на пары. В каждой паре один выполняет роль ведущего, другой – роль ведомого. В каждой паре участники встают друг против друга и устанавливают зрительный контакт. Ведущий начинает совершать медленные, и насколько возможно, грациозные движения руками, ногами, головой, торсом. При этом ему надо осознавать как собственное тело, так и собственные эмоции и довериться своему телу. Во время упражнения надо сохранять зрительный контакт с партнером и осознание его действий.

Ведомый, словно зеркало, отражает все движения ведущего, делая те же движения, что и он, и делая их одновременно с ним. При этом не надо ни о чем задумываться, пусть тело движется само, а сознание переживает опыт следования за другим. Примерно через 5 минут ведомый и ведущий меняются ролями. Еще через 5 минут они отводят некоторое время на то, чтобы поделиться своими впечатлениями.

Б. «Танец 5 движений», или «Тропа танца» (Dancing Path). Автор – Габриэла Рот. Она выделила 5 первичных ритмов движения, некоторые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах:

1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения «женской энергии».

2. Stacatto – резкие, сильные и четкие «мужские» движения.

3. Chaos – хаотические движения.

4. Lyrical – тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».

5. Stillness – движения в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

Для процесса подбирается специальная музыка, каждая стадия длится около 5 минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после окончания – обсуждение. Танец рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов. Эти ритмы движений в контексте личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У участников может быть неприятие определенных движений (мы часто забываем о том, что источник силы находится там, куда нам страшно и непривычно идти). Данная техника может выполнять несколько функций:

– диагностическую – человек обнаруживает «освоенные и неосвоенные» качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже «запретную»;

– Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга Л и ПР, то многие участники ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений;

– терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации «Тропа танца» позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, наполненное личностными смыслами, оказывает положительное психофизиологическое воздействие как на самих будущих специалистов по социальной работе, так и их клиентов.

ТЕМА 10. ПСИХОДРАМА

Цели изучения темы: навыки проведения психодрамы расширяют диапазон ролевых моделей будущих специалистов по социальной работе, позволяют использовать элементы психодрамы в работе с клиентами.

Задачи изучения темы:

1. Проанализировать и изучить понятийный аппарат психодрамы по Я.Л. Морено.

2. Научиться использовать на практике базовые техники психодрамы с целью развития эффективного взаимодействия с клиентами.

САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Цели самоподготовки

1. Знать определение психодрамы и основных участников психодрамы.

2. Изучить техники психодрамы.

План самостоятельной работы

1. Прочитать рекомендованную литературу.

2. Ответить на контрольные вопросы.

Основная литература

Кондрашенко В. Т. Общая психотерапия: рук. для врачей / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. – 4 - е изд., перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк., 1999. – 524 с.

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер - Ком, 1999. – 384 с.

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Д. Киппер. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 240 с.

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Секреты развития психики / С.В. Гиппиус. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.

Контрольные вопросы для проверки подготовленности к занятию

1. Дайте определение психодрамы. Кто и когда основал данное направление?

2. Какие Вы знаете роли участников психодрамы?

3. Каковы основные техники психодрамы?

4. Расскажите о создателе психодрамы Я.Л. Морено.

Темы рефератов

1. Психодрама, ее цели и методы.

2. Биография и деятельность Я.Л. Морено.

3. Спонтанность и инсайт в психодраме.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Возникновение психодрамы

Психодрама – это ролевая игра, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами.

Психодрама была разработана для того, чтобы исследовать проблемы, страхи, фантазии человека с помощью драматических приемов. Впервые теория и практика психодрамы разрабатывалась Я.Л. Морено в период с 1929 г. по 1936 г. в Театре спонтанности в Вене. Я. Морено обнаружил, что драматический спектакль может оказывать терапевтическое влияние на актеров и что действия обладают преимуществом перед словами в тех случаях, когда надо добиться высокой результативности в исследовании чувств и формировании новых способов поведения и установок.

После переезда Я.Л. Морено в США был создан Терапевтический театр в Нью - Йорке. В 1946 г. им были изданы 3 тома «Психодрамы», в которых разработаны основные положения психодрамы.

 

Участники психодрамы

В психодраме участвуют: Протагонист, или субъект (главный исполнитель, который представляет свои проблемы, образы собственной жизни). Он воссоздает свою реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способы функционирования в реальной жизни.

Необходим Режиссер (фасилитатор), который помогает исследовать проблемы протагониста. Режиссер (постановщик, терапевт, аналитик) помогает создать в группе климат, способствующий работе и исследованию проблем участников.

Протагонист выбирает из числа участников Помощников: вспомогательные Я, это могут быть конкретные люди или части собственного Я. Они олицетворяют тех людей, которые имели особое значение в жизни Протагониста.

Остальные участники становятся Зрителями, формируют Сцену и активно участвуют в работе, обсуждении.

Процесс психодрамы

Процесс психодрамы состоит из трех фаз:

1. разминка, фаза инициальная, подготовительная;

2. фаза психодраматического действия или разыгрывания ситуации;

3. фаза обсуждения (обратная связь или эмоциональный обмен), интеграция опыта.

 

В процессе психодрамы происходит представление себя (самопрезентация) Протагониста, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование, реплики в сторону, обмен ролями, техника пустого стула, техника зеркала и др.

Монолог, если пользоваться театральными аналогиями, соответствует развернутой реплике в строну – представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лица, а как бы сам к себе (и к зрителям). Двойник, или «второе Я» – попытка двойника стать Протагонистом, повторение его действий, поз и пр., это как бы внутренний голос Протагониста. При обмене ролями Протагонист играет в психодраме роль какой - либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя главную роль.

«Зеркало» по смыслу близко к обмену ролями, оно позволяет Протагонисту понять, как его воспринимают другие. При этом герой отходит в сторону и наблюдает за тем, как его изображает вспомогательное Я.

 

Ключевые понятия психодрамы

Одно из ключевых понятий психодрамы – «спонтанность», которая предполагает движение в заданном направлении. Психодрама пробуждает спонтанность, которая находит выражение в акте творчества, в проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». По мнению Я.Л. Морено, не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из этих ролей. Спонтанное поведение в психодраме Я.Л. Морено рассматривал как противоядие от все возрастающей ригидности социальных ролей.

Еще одно понятие психодрамы – «катарсис». Морено обозначал им освобождение от эмоций, не только у зрителей, но и актеров.

В конечном счете психодраматический процесс приводит к изменению в структуре перцептивного поля участников. Такое изменение обозначают термином «инсайт», т.е. приобретение такого знания, которое позволяет немедленно решить проблему или по - новому взглянуть на нее. Психодрама в условиях группы направлена на создание климата, который в наибольшей степени способствует катарсису, переобучению и инсайту.

Психодрама существенно обогащает возможности психокоррекционных групп ролевыми играми, основанными на принципе «здесь и теперь». Этот подход широко применяется как в лечебных целях, так и в целях развития личности.

 

В рамках данного Л и ПОТ студенты разыгрывают психодраму «Роль выживания в семье».

Цели. Поведенческие. Члены группы будут: участвовать в структурированной психодраме; обсуждать свою семью, сравнивая ее с изображенной в психодраме; опознавать роли, которые они играют в своей семье. Познавательные цели. Члены группы будут добиваться осознания семьи как системы; добиваться понимания динамики развития дисфункциональной семьи; повышать самосознание.

Метод. Руководитель управляет структурированной психодрамой, которая изображает неблагополучную семью. Проработка происходит, когда участники психодрамы обсуждают свои роли в игре и собственной семье.

Инструкции. Руководитель дает группе толкование «ролей выживания» (термин Ш. Вегшейдер – Круз, 1981), которые появляются в неблагополучных семьях. Эти образцы поведения порождают многие факторы: алкоголизм, трудоголизм, игромания, депрессия матери, вспыльчивость отца и др. При наличии любого их этих условий семья строится по определенному образцу. Чтобы проиллюстрировать эти образцы, группа разыгрывает пьесу. Участвуют практически все члены группы. У каждого только одна реплика.

Распределяются роли Отца, Матери, Старшего ребенка «Героя», второго ребенка «Бунтовщика», третий ребенок «Покинутый», четвертый ребенок «Больной», пятый ребенок «Талисман», и Свекровь, мама Отца. Студенты в соответствии с ролями проигрывают ситуацию, с тем, чтобы участники по - настоящему «надели» свои роли и почувствовали то же, что чувствуют их персонажи.

Затем следует групповая дискуссия. Каждый участник рассказывает о своем опыте. Ведущий спрашивает членов группы, узнают ли они себя и свои семьи в этой психодраме. Затем обсуждаются способы приспосабливания к стрессу членов семьи.

Отметим, что после проигрывания ролей в этой психодраме студенты начинают лучше понимать внутренний мир других людей, своих клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию (ТЖС). Они сопереживают, сочувствуют, проявляют как позитивные, так и негативные эмоции по отношению к персонажам. Вовлекаясь в процесс психодрамы, они более внимательно начинают отслеживать свои чувства и чувства партнеров.

 

Задания для итогового контроля занятия

Заполните пропущенные места:

А. Ролевая игра, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами, называется ………

Б. Ключевое понятие психодрамы …………, которая предполагает движение в заданном направлении. Психодрама пробуждает …………, которая находит выражение в акте творчества, в проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». По мнению Д. Морено, не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из этих ролей.

Тесты

1. Впервые теория и практика психодрамы разрабатывалась автором:

а. Фрейдом З.;

б. Морено Я.Л.;

в. Юнгом К.;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

2. Процесс психодрамы состоит из следующих фаз:

а. подготовительная;

б. разыгрывание ситуации;

в. обсуждение;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны

3. В психодраме субъект (главный исполнитель, который представляет свои проблемы), также называется:

а. режиссер;

б. зритель;

в. протагонист;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны

4. К техникам психодрамы относятся:

а. диалог;

б. дублирование;

в. обмен ролями;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

5. В каком году Я.Л. Морено издал 3 тома «Психодрамы»:

а. 1900;

б. 1946;

в. 1999;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

Практическая ситуация

Социальный работник пришла к одинокой пожилой женщине. Клиентка была в подавленном настроении, неохотно поддерживала разговор. Тогда социальный работник применила свои знания по психодраме. Она, продолжая выполнять свои обязанности, попросила женщину показать ей свой альбом фотографий. Клиентка нехотя раскрыла альбом... и через час ее трудно было узнать: она преобразилась, выглядела лет на десять моложе, энергично и активно рассказывала о своей жизни. Когда социальный работник уходила, клиентка сердечно ее поблагодарила, сказала, что та вновь вернула ей интерес и радость жизни. Какие методы психодрамы применила социальный работник?

Упражнения в группе

Монолог с двойником. Один из участников расхаживает в кругу, образованном группой, и произносит свободные ассоциации. Через несколько минут другой участник встает за его спиной и повторяет все его слова и движения. Двойник настраивается на скрытые мысли и чувства выступающего и начинает изображать их. Через несколько минут двойника сменяет следующий участник, пока в этой роли не побудут все члены группы.

Горячий стул (разговоры за спиной): Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.

Пустой стул: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная личность.

Скульптура семьи. Режиссер выбирает в группе тех, кто напоминает ему членов его семьи, в том числе тех, с которыми он рос. Он усаживает семью за обеденный стол или размещает в определенных позах для разыгрывания какой - то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует близость их отношений. Каждому дается краткая информация о его прототипе и реплика, отражающая характер персонажа. Затем Режиссер превращается в Актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли и потом делятся своими впечатлениями.

Фотоальбом. Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото, и вступает с ним в диалог.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.85.87 (0.076 с.)