ТОП 10:

Психологических позиций в ТА



Понятие психологической позициияв­ляется одним из основных в ТА. Извест­ным пропагандистом ТА стал Харрис благодаря своей книге «Я о'кей – ты о'кей». Название выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе взаимодействия. Харрис различает 4, а Инглиш – 5 ос­новных позиций.

Первая позиция: «я о'кей — ты о'кей».Эта позиция полного довольства и приня­тия других может быть определена как гармоничная, или симбиотическая, и соот­ветствует положению эмбриона в чреве ма­тери, который находит себя и свое окру­жение благополучным (о'кей). Если ребенок застревает на этой позиции, полагая, что он всю жизнь будет ос­таваться самой важной персоной, то со вре­менем возникнут разочарования и отрица­тельные переживания.

Вторая позиция: «я не о'кей — ты не о'кей».Если ребенок в начале своей жиз­ни окружен вниманием, теплом и заботой, а затем, в силу каких-то жизненных обстоя­тельств, отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя небла­гополучным (не о'кей).

Третья позиция: «я не о'кей — ты о'кей».Очень скоро ребенок начинает пе­реживать, что он маленький, беспомощный, зависит от взрослых; он ощущает себя ме­нее ценным, чем окружающие его взрос­лые. У него возникают депрессия и чувство неполно­ценности: «Моя жизнь ничего не стоит».

Четвертая позиция: «я о'кей – ты не о'кей».Если ребенка «не поглаживают», плохо с ним обращаются, то он приходит к заключению: «Только я один могу за­щитить себя, только я один хороший, а дру­гие – плохие». Осуществление жизненного сценария на основе этой позиции может привести к криминальной ситуации: «Ваша жизнь немногого стоит».

Пятая позиция: «я о'кей — ты о'кей».Это реалистическая позиция. Она не ос­новывается на ранних детских решениях, а выбирается осознанно. К ней человек приходит через жизненный опыт, посред­ством переоценки ценностей, через мораль и философию. В этой позиции никто не проигрывает, а каждый по-своему прихо­дит к своей победе: «Жизнь стоит того, что­бы жить».

Сценарии в ТА

Сценарий– это жизненный план, напоминающий спектакль, который лич­ность вынуждена играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записыва­ется в детское Я-состояние через трансак­ции, происходящие между родителями и ребенком. Первона­чально сценарий пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве — «я о'кей», «я не о'кей», – записываются не­вербально), затем дети получают от роди­телей вербальные сценарные сообщения», которые могут относиться к общему жиз­ненному плану («ты станешь знаменитым», «ты неудачник, ты никогда ничего не достигнешь»), а могут касаться различных сторон жизни человека: ребенку предпи­сывается профессиональный сценарий («ты настоящий артист»)», сценарий отно­сительно своего пола и женитьбы-замуже­ства («ты такой хилый, ты никогда не ста­нешь настоящим мужчиной», «не рассчитывай со своими данными выйти замуж»), относительно образования, религии, спорта, увлечений и т. п.

Достоинства и недостатки ТА

Одно из достоинствтрансактного анализа – простота его концеп­ций и методов. ТА позитивен и оптимистичен. Он направлен на то, чтобы дать участникам возможность принимать самостоятельные реше­ния. ТА имеет весьма широкий спектр применения, о чем свидетельствует его использование в группах как здоровых индивидов, так и людей с эмоциональ­ными расстройствами.

Один из недостатковТА, вероятно, состоит в том, что люди не столь рассудитель­ны, как это можно заключить исходя из теории. Они просто получают новую информацию, обрабатывают ее, принимают решение и изменяют поведение. Теоретически изменения происходят, когда внедренная в Ребенка информация становится осознанной и доступной для Взрослого. На практике процесс из­менений не столь прямолинеен.

Приверженцы ТА выступают в защиту групповых способов работы, создаю­щих, по их мнению, наиболее благоприятную для изменений обстановку. При­нято считать, что проблемы существуют между людьми, а не у отдельных людей, и в ТА изучение межличностного взаимодействия доведено до уровня искусства. Объединенные ресурсы Взрослых составляющего группу множества индивидов содержат огромный массив информации. Члены группы всегда могут получить поддержку и ободрение, которые укрепляют их веру в возможность изменить себя. Группа может подкрепить принятые участником новые реше­ния. Более того, каждый участник получает стимул от активной работы других и учится использовать ее себе на пользу.

Задания для итогового контроля занятия

 

Заполните пропущенные места:

А. Одна из составляющих структуры личности, по Э. Берна – состояние……… …….– это ин­формация, полученная в детстве от …….. и других авторитетных лиц, это настав­ления, поучения, правила поведения. С одной сто­роны, это набор полезных, проверенных временем правил, с другой – вместилище предрассудков и предубеждений. ……..может выступать в виде Контролирую­щего ……. (запреты, санкции) и Заботящегося ……..(советы, поддержка, опе­ка). Диагностировать состояние ……… можно по таким высказываниям, как «я должен», «мне нельзя».

Б. В основе трансакций лежит так называемый ………– генераль­ный план, который организует жизнь человека. Исследование ………… яви­лось конечным этапом разработки Берном теории ТА. ………… — это персональный план жизни, выработанный в качестве стратегии выжива­ния. Если родители стараются развить у ребенка чувство собственной значимо­сти, ребенок разрабатывает конструктивный …….. жизни, в который вкла­дывает ощущение своей состоятельности, веры в себя и в свое будущее. Деструктивные ………. являются следствиями решений, принятых с целью совладать с негативными влияниями. Таким образом, от жизненной позиции ребенка зависит разрабатываемый им ……..

В. Понятие психологической позициияв­ляется одним из основных в ТА. Извест­ным пропагандистом Т.А. стал психиатр Харрис благодаря своей книге «Я ….. – ты ……» Название кни­ги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе Т А.

Первая позиция: «я ….. — ты …..». Эта позиция полного довольства и приня­тия других может быть определена как гармоничная, или симбиотическая, и соот­ветствует положению эмбриона в чреве ма­тери, который находит себя и свое окру­жение благополучным (…..).

Тесты

1. Социально ориентированный психоте­рапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности, созданный Э. Берном, называется:

а. трансактный анализ;

б. гештальт -терапия;

в. НЛП;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

2. Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трех состояний Я:

а. родитель;

б. ребенок;

в. взрослый;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

3. Для какого состояния Я в ТА характерны высказывания, выражающие чув­ства, желания, опасения: «я хочу», «я боюсь», «мне все равно» пр., а также проявления: дрожащие губы, слезы, «надутый вид», пожи­мание плечам и пр.:

а. родитель;

б. ребенок;

в. взрослый;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

4. Различают такие виды трансакций, как:

а. дополнительные;

б. перекрестные;

в. скрытые;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

5. В трансактном анализе различают следующие психологические позиции:

а. «я о'кей — ты о'кей»;

б. «я не о'кей — ты не о'кей»;

в. «я о'кей — ты не о'кей»;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

 

Практическая ситуация

 

В службу социальной защиты обратился пожилой человек по поводу перерасчета пенсии. Представьте, что Вы –социальный работник. Оказалось, что Вы знаете этого человека – он является Вашим соседом по дому. Обычно тихий, приветливый пенсионер, на приеме у Вас - социального работника, он буквально «взорвался» эмоциями, отругал молодую сотрудницу за недостаточно внимательное отношение к нему, ветерану. Как Вы будете действовать в этой ситуации?

 

Упражнения тренинга ТА

 

1. Разделите лист на 3 колонки: Родитель, Взрослый, Ребенок.Распределитепо ним перечисленные ниже качества. Жестокость, мягкость, уступчивость, мелочность, понятливость, коварство, нерадивость, поэтичность, кокетливость, практичность, естественность, важность, крикливость, эрудированность, ограниченность, халатность, торопливость, лукавство, непринужденность, душевность, отчаяние, спокойствие, хитрость, изящество, цельность, нерадивость, пунктуальность, открытость.

2. Родительские послания. Сядьте поудобнее, прикройте глаза и отправьтесь в путешествие по своему детству... Что говорили Ваши родители о Вас? Вы слышите: «Ты – бесценная редкость» «обуза», «недотепа», «солнышко»... Они гордятся Вами, жалеют... беспокоятся о Вашем будущем? Что Вы слышите от них по поводу других людей – им можно доверять, они добрые или злые, их надо опасаться, избегать, драться? Что такое жизнь – страдание, радость, тяжелый труд и груз, бессмыслица, поле битвы, случайность, дар? Закончив упражнение, запишите все родительские послания. Каковы Ваши смутные впечатления об ощущениях своего детского «Я»? Отметьте свою собственную нунешнюю эмоциональную реакцию на них. Вы чувствуете симпатию, благодарность, уважение, негодование, обиду на родителей? Как они «снарядили» Вас к жизни?

3. Диагностика состояний эго. Три участника садятся перед группой. Каждый исполняет одно из 3 состояний личности: Родителя, Взрослого, Ребенка. Они вступают во взаимодействие по ходу, например, прогулки в лесу. Следующую сцену разыгрывает тройка, представляющая лицо противоположного пола. Затем тройки садятся одна против другой, причем Родитель против Родителя и т.д. Разыгрывается конфликт, при этом можно вступать в диалог с любым игроком, оставаясь в своей роли.

4. Футболка. Лист бумаги складывается сзади, на одной стороне рисуется футболка спереди, на другой – сзади. Надпись спереди отражает то, чего человек сознательно хочет достичь, cзади – скрытое послание психологического уровня. Сверху отрывается «горловина», «футболку» надевают на палец и взаимодействуют с другими участниками, ища партнеров для своих игр.

5. Репетиции сценария. Участник и его партнеры разыгрывают его проблему, остальные члены группы: стоят в роли Родителя, сидят на полу в роли Ребенка, или, сидя на стульях, комментируют происходящее в роли Взрослого.

 

Итоговый контроль

1. Совокупность внутригрупповых социально - психологических процессов, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и этапы тренинга, называется:

а) групповая психотерапия;

б) групповые нормы;

в) групповая динамика;

г) все ответы верны.

2. Общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов, непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, постоянным составом, называется:

а) группа;

б) общность;

в) нация;

г) все ответы верны.

3. Первые исследования в области групповой динамики проводил ученый:

а) Левин К.;

б) Фрейд З.;

в) Павлов И.;

г) все ответы верны.

4. Учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в тренинговой группе, называется:

а) групповая психотерапия;

б) групповые нормы;

в) групповая динамика;

г) все ответы верны.

5. Совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения между участниками тренинга, называется:

а) структура группы;

б) цели и задачи группы;

в) нормы группы;

г) все ответы верны.

6. Привлекательность группы для ее членов, потребность участия в тренинге и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу, называется:

а) групповая сплоченность;

б) групповое напряжение;

в) групповые роли;

г) все ответы верны.

7. Несовпадение ожиданий участников тренинга с реальной групповой ситуацией, несовпадение их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, называется:

а) групповая сплоченность;

б) групповое напряжение;

в) групповые роли;

г) все ответы верны.

8. К вербальным методам тренинга относится:

а) групповая дискуссия;

б) психогимнастика;

в) трансакция;

г) все ответы верны.

9. Процесс предоставления участнику тренинга информации о том, как его воспринимают другие участники, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на других, называется:

а) групповая дискуссия;

б) обратная связь;

в) трансакция;

г) все ответы верны.

10. Переформирование поведения (от англ. Frame) и дальнейшее изменение отношений в НЛП называется:

а) рефрейминг;

б) апорт;

в) транс;

г) все ответы верны.

11. Способность видеть, слышать другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и говорил, называется:

а) наблюдательская сенситивность;

б) теоретическая сенситивность;

в) практическая сенситивность;

г) все ответы верны.

12. Социально - психологический тренинг традиционно проводится в:

а) малых группах;

б) больших группах;

в) студенческих группах;

г) все ответы верны.

13. Развитие способности воспринимать, понимать, структурировать социально - психологические характеристики других людей и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность называется:

а) сенситивность;

б) эмпатия;

в) харизма;

г) все ответы верны.

14. Совокупность психологических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания, коммуникативных и профессиональных умений, называется:

а) обучение;

б) тренинг;

в) игра;

г) все ответы верны.

15. Тренинг обязательно включает в себя следующий компонент:

а) ролевая игра;

б) групповая дискуссия;

в) обратная связь;

г) все ответы неверны.

16. Тренинг, направленный на осознание человеком телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение способам разрешения этих подавлений, называется:

а) социодрама;

б) тренинг сенситивности;

в) телесно - ориентированный тренинг;

г) все ответы верны.

17. Классическими элементами телесно - ориентированного тренинга являются:

а) дыхательные упражнения;

б) двигательные упражнения;

в) физический контакт;

г) все ответы верны.

18. Метод, связанный с телесно - ориентированными упражнениями, разработал в 1932 г. ученый:

а) Александер;

б) Фрейд;

в) Перлз;

г) все ответы верны.

19. Тренинг, в ходе которого переживания и эмоциональные состояния, проблемы выражаются с помощью движений, мимики и пантомимы, называется:

а) тренинг сенситивности;

б) психогимнастика;

в) тренинг НЛП;

г) все ответы верны.

20. Ролевая игра, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанного с наиболее важными для человека проблемами, называется:

а) спектакль;

б) психодрама;

в) трансакция;

г) все ответы верны.

21. При проведении психодрамы обязательны следующие участники:

а) исполнитель, имеющий проблемы;

б) помощники режиссера;

в) зрители;

г) все ответы верны.

22. Метод «психодрама», направленный на творческое переосмысление проблем и конфликтов, разработал ученый:

а) Фрейд З.;

б) Бехтерев М.;

в) Морено Я.;

г) все ответы верны.

23. Создателем трансактного анализа является американский психотерапевт:

а) Пиаже Ж.;

б) Берн Э.;

в) Юнг К.;

г) все ответы верны.

24. Трансактный анализ включает в себя:

а) структурный анализ;

б) анализ трансакций;

в) анализ сценария;

г) все ответы верны.

25. Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием состояния:

а) эго (я);

б) суперэго (сверх я);

в) взрослый;

г) все ответы верны.

26. В трансактном анализе по высказываниям «я должен», «мне нельзя», по поучающим, оценивающим, поддерживающим или критическим замечаниям можно диагностировать состояние:

а) ребенка;

б) родителя;

в) взрослого;

г) все ответы верны.

27. В трансактном анализе по невербальным жестам: нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, постукивание ногой, руки, скрещенные на груди и пр., можно диагностировать состояние:

а) ребенка;

б) родителя;

в) взрослого;

г) все ответы верны.

28. В трансактном анализе по чертам: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческая увлеченность, изобретательность, можно диагностировать состояние:

а) ребенка;

б) родителя;

в) взрослого;

г) все ответы верны.

29. В трансактном анализе на основе высказываний «я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «мне все равно», «меня злит», «какое мне дело» и пр., можно диагностировать состояние:

а) ребенка;

б) родителя;

в) взрослого;

г) все ответы верны.

30. В трансактном анализе по невербальным знакам: дрожащие губы, слезы, потупленный взор, хныкающий голос, выражение восторга, размахивание руками, можно диагностировать состояние:

а) ребенка;

б) родителя;

в) взрослого;

г) все ответы верны.

31. Гармоничная или симбиотическая позиция полного довольства и принятия других называется:

а) «я не о'кей — ты не о'кей»;

б) «я о'кей — ты о'кей»;

в) «я о'кей — ты не о'кей»;

г) все ответы верны.

32. Совокупность способностей, знаний, умений и установок, необходимых для эффективного общения, называется:

а) сенситивность;

б) эмпатия;

в) коммуникативная компетентность;

г) все ответы верны.

33. К навыкам активного слушания относится:

а) перефразирование;

б) интерпретация;

в) техники «малого разговора»;

г) все ответы верны.

34. К паралингвистическим сигналам при общении относится:

а) социальная дистанция;

б) правильность речи;

в) особенности произнесения речи;

г) все ответы верны.

35. Одной из техник активного слушания является умение формулировать вопросы. Вопросы, предполагающие развернутый ответ, называются:

а) альтернативные;

б) открытые;

в) закрытые;

г) все ответы верны.

36. Одной из техник активного слушания является умение вести «малый разговор». Высказывания о фактах, интересных для партнера, с положительным настроем, называются:

а) цитирование партнера;

б) интересный рассказ;

в) позитивные констатации;

г) все ответы верны.

37. К техникам снижения эмоционального напряжения при деловом общении относится:

а) подчеркивание общности с партнером по общению;

б) вербализация эмоционального состояния;

в) подчеркивание значимости партнера;

г) все ответы верны.

38. В танцевально - экспрессивном тренинге используется прием совместного движения членов группы под единый ритм. Этот прием называется:

а) ритмическая синхронизация;

б) «отзеркаливание»;

в) кинестетическая эмпатия;

г) все ответы верны.

39. В танцевально - экспрессивном тренинге используется прием эмпатического принятия партнера посредством «отзеркаливания» его движений. Этот прием называется:

а) ритмическая синхронизация;

б) ритмическая активность;

в) кинестетическая эмпатия;

г) все ответы верны.

40. При проведении танцевально - экспрессивного тренинга у участников развиваются:

а) репертуар межличностных отношений;

б) спонтанность;

в) активность и инициативность;

г) все ответы верны.

41. Вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, субъект - субъектное отношение, называется:

а) межгрупповые отношения;

б) межличностные отношения;

в) дружба;

г) все ответы верны.

42. Субъективное восприятие многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп, называется:

а) межгрупповые отношения;

б) межличностные отношения;

в) дружба;

г) все ответы верны.

43. Терапия, основанная на занятиях художественным (изобразительным, музыкальным и пр.) творчеством, называется:

а) гештальт – терапия;

б) арт - терапия;

в) креативность;

г) все ответы верны.

44. Лидером может быть лишь человек, обладающий определенным набором личностных качеств. Этот постулат принадлежит приверженцам теории:

а) теория черт (харизматическая);

б) ситуационная теория;

в) системная теория;

г) все ответы верны.

45. Лидерство – это процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. Этот постулат принадлежит приверженцам теории:

а) харизматичекая;

б) ситуационная;

в) системная;

г) все ответы верны.

46. Различают такие виды трансакций, как:

а) дополнительные;

б) перекрестные;

в) скрытые;

г) все ответы верны.

47. Социально ориентированный психоте­рапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности, созданный Э. Берном, называется:

а) трансактный анализ;

б) гештальт - терапия;

в) НЛП;

г) все ответы верны;

48. Как называется система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира:

а) визуальная;

б) репрезентативная;

в) аудиальная;

г) все ответы верны.

49. К техникам психодрамы относятся:

а) диалог;

б) дублирование;

в) обмен ролями;

г) все ответы верны.

50. Процесс психодрамы состоит из следующих фаз:

а) подготовительная;

б) разыгрывание ситуации;

в) обсуждение;

г) все ответы верны.

51. Временем возникновения психологического тренинга принято считать:

а) 90 - е гг.;

б) 30 - е гг.;

в) 50 - е гг.;

г) все ответы верны.

52. Психологические особенности групповой работы или специфические черты тренингов:

а) соблюдение ряда принципов групповой работы;

б) определенная пространственная организация;

в) применение активных методов групповой работы;

г) все ответы верны.

53. Совместное обсуждение какого - либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения, называется:

а) групповой спор;

б) групповая дискуссия;

в) игра;

г) все ответы верны.

54. Основной принцип тренинга социальных навыков, который означает показ того, как что - то делать, называется:

а) игра;

б) групповая дискуссия;

в) моделирование;

г) все ответы верны.

55. К правилам группы относятся:

а) конфиденциальность информации;

б) ответственность за членов группы;

в) работа «здесь и теперь»;

г) все ответы верны.

56. Как называется роль в группе человека, который индивидуалистичен, обладает серьезным складом ума, имеет развитый интеллект и воображение, обширные знания, одаренность, однако невнимателен к практическим делам?

а) «генератор идей»;

б) «душа группы»;

в) «снабженец»;

г) все ответы верны.

57. Этапы развития команды, это:

а) знакомство;

б) «бурление»;

в) «врабатывание»;

г) все ответы верны.

58. Отличительная черта лидера:

а) назначается официально;

б) ему официально предоставляются некоторые права и обязанности;

в) выдвигается стихийно, эмоционально;

г) все ответы верны.

59. К феноменам групповой жизнедеятельности относятся:

а) феномен социальной фасилитации;

б) феномен деиндивидуализации;

в) феномен групповой поляризации;

г) все ответы верны.

60. Творческие возможности (способности) индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, называются:

а) талант;

б) креативность;

в) антиципация;

г) все ответы верны.

 

ЭТАЛОННЫЕ ОТВЕТЫ

 

 

№ задания № эталонного ответа № задания № эталон. № задания № эталон. № задания № эталон. № задания № эталон.
в а в г г
а б б а г
а г б в в
а в а г г
в г б б б
а а в а в
б б б б г
а б в а а
б г г в г
а в в г в
а б б а г
а г в б б

 

Эталонные ответы на контрольные задания по темам

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.05 с.)