ТОП 10:

Каковы результаты проведения тренинга?



В настоящее время границы использования понятия «тренинг» значительно расширились, что связано с увеличением диапазона целей, более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих умений.

К СПТ близок тренинг социальных навыков, направленный на развитие, повышение социальной компетентности. Конечные цели тренинга могут быть разнообразными: например, преодоление агрессивности и гневливости при взаимодействии с людьми, повышение ассертивности, развитие эмоциональных и коммуникативных умений (Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2009).

 

Тренинги и социальная работа

Тренинги применяются при психосоциальной работе с различными группами населения, но особенно эффективны занятия с подростками и молодежью (Дисненко В.Р., 2008; Опарова А.А., Килина О.А., 2008; Паршукова Л.В., Калачева А.Ф., Филиппова Л.Ф., 2008; Ушакова Т.О., 2008 и др.).

Это объясняется тем, что используемые тренинговые методы (например, ролевые игры, энергетизирующие упражнения) позволяют задействовать различные эмоции. Академик И.П. Павлов говорил: «Эмоции – энергетика психики». С.А. Беличева считает, что «наши подкорковые центы могут тормозить либо активизировать кору головного мозга и познавательные процессы в зависимости от того, скучно либо интересно, с увлечением либо со скукой ведется преподавание» (Беличева С.А., 2009). Поэтому тренинги являются действенным методом в арсенале социального работника.

Специфические черты тренинга

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

  • соблюдение ряда принципов групповой работы;
  • нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;
  • определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
  • акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
  • применение активных методов групповой работы;
  • атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Преимущества работы в группах:

– в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, группа выступает как своеобразный «психологический полигон»;

– в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя, для знакомства с новыми, эффективными способами поведения и др. (Рудестам К., 1999).

Классификация тренинговых групп по Ж. Годфруа

 

Группы интрапсихического направления В основе данного направления лежит принцип неадекватности самосознания. Участие в работе группы данного направления дает возможность адаптироваться к реальности, изменив себя и свое поведение Группы поведенческого направления В основе лежит принцип, что любое поведение человека является приобретенным, поэтому с помощью нового «научения» можно заменить неадекватное поведение человека на адекватное, более успешное
Группы встреч Группы тренинга умений (включают в себя тренинг коммуникативной компетентности, ассертивности (уверенности в себе), креативности, ораторского искусства, самопрезентации, умения принимать решение)
Гештальт – группы Группы танцевальной терапии
Группы трансактного анализа Психодраматические группы
Группы арттерапии Т- группы
Группы, использующие психосинтез Группы телесной терапии
Психоаналитические группы НЛП - группы

 

Правила работы группы

Среди технологий проведения тренинга одно из ключевых мест занимают «правила группы» (Вачков И.В., 2004; Сидоренко Е.В., 2008; Пузиков В.Г., 2005; Чикер В.А., 2007). Некоторые из правил стандартны, некоторые устанавливаются самой группой. Чаще всего при проведении тренинга придерживаются следующих правил:

1. Правило «активности»: каждый участвует в групповой работе, принадлежит группе и ответственен за то, что происходит в группе.

2. Участники соблюдают конфиденциальность информации – это требование не вынесения за пределы группы информации личного характера.

3. Участники соблюдают принцип толерантности – они с терпимостью относятся ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям.

4. Каждый участник имеет право чувствовать то, что он чувствует, и думать то, что он думает.

5. Участники соблюдают принцип «здесь и теперь».

6. Следует говорить от первого лица, не заменяя «я» на «мы».

К частным правилам поведения мы обычно относим правила отключения сотовых телефонов во время работы, правило «руки» (тот, кто хочет сказать, поднимает руку) и пр.

 

Общие тренинговые методы

К тренинговым методам относятся активные групповые методы обучения:

  • дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
  • игровые методы (творческие игры, ролевые игры: поведенческое научение, психодрама, трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
  • моделирование, психогимнастики, послеигровая и ежедневная рефлексия опыта.

Характеристики методов:

Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого - либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон или в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний, что усиливает сплоченность группы.

Игровые методывключают в себя ситуационно - ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные, деловые игры. На первой стадии групповой работы игровые методы помогают снять «психологические защиты», они становятся инструментом диагностики и самодиагностики, обнаружить наличие проблем. Благодаря им интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, тренируются и закрепляются коммуникативные умения (Большаков В.Ю., 1996; Гиппиус С.В., 2003 и др.).

Еще один тренинговый метод – моделирование. Это основной принцип тренинга социальных навыков, означающий показ того, как что - то следует делать. Например, член группы, умеющий уверенно противостоять агрессивному клиенту, демонстрирует свои навыки другим студентам в процессе ролевой игры. После показа в процессе группового обсуждения идентифицируются характерные особенности этого навыка, затем студенты, имеющие трудности в этом плане практикуют данный навык в ролевой игре. Они получают обратную связь, подкрепление и практикуют до тех пор, пока не овладеют этим навыком.

Традиционная схема тренингового занятия:

приветствие (ритуал), опрос самочувствия; предложение темы занятия, теоретический материал, он может быть представлен в различной форме, в том числе оригинальной, например в виде притчи. Далее следуют разминочные упражнения, основная рабочая часть, подведение итогов занятия, резюмирование ведущего, притча; прощание (ритуал).

Задания для итогового контроля занятия

 

Заполните пропущенные места:

А. Групповой ………….. представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. Расширение границ использования понятия ……… связано с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных ………….становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.

Б. ................. – это совместное обсуждение какого - либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. ................. может быть использована в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон или в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний, что усиливает сплоченность группы.

Тесты

1. Временем возникновения психологического тренинга принято считать:

а. 1990 - е гг.;

б. 1930 - е гг.;

в. 1950 - е гг;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

2. Психологические особенности групповой работы или специфические черты тренингов:

а. соблюдение ряда принципов групповой работы;

б. определенная пространственная организация;

в. применение активных методов групповой работы;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

3. Совместное обсуждение какого - либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения:

а. групповой спор;

б. групповая дискуссия;

в. игра;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

4. Основной принцип тренинга социальных навыков, который означает показ того, как что – то следует делать, называется:

а. игра;

б. групповая дискуссия;

в. моделирование;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

5. К правилам группы относятся:

а. конфиденциальность информации;

б. ответственность за членов группы;

в. работа «здесь и теперь»;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

Практическая ситуация

В социально – реабилитационном центре для детей с девиантным поведением находятся подростки от 11 до 16 лет. Чаще всего они разговаривают друг с другом грубо; старшие дети смеются над младшими, те агрессивно ведут себя в ответ. Что Вы можете порекомендовать для того, чтобы наладить дружескую атмосферу между подростками?







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.209.47 (0.008 с.)