Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы результаты проведения тренинга?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время границы использования понятия «тренинг» значительно расширились, что связано с увеличением диапазона целей, более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих умений. К СПТ близок тренинг социальных навыков, направленный на развитие, повышение социальной компетентности. Конечные цели тренинга могут быть разнообразными: например, преодоление агрессивности и гневливости при взаимодействии с людьми, повышение ассертивности, развитие эмоциональных и коммуникативных умений (Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2009).
Тренинги и социальная работа Тренинги применяются при психосоциальной работе с различными группами населения, но особенно эффективны занятия с подростками и молодежью (Дисненко В.Р., 2008; Опарова А.А., Килина О.А., 2008; Паршукова Л.В., Калачева А.Ф., Филиппова Л.Ф., 2008; Ушакова Т.О., 2008 и др.). Это объясняется тем, что используемые тренинговые методы (например, ролевые игры, энергетизирующие упражнения) позволяют задействовать различные эмоции. Академик И.П. Павлов говорил: «Эмоции – энергетика психики». С.А. Беличева считает, что «наши подкорковые центы могут тормозить либо активизировать кору головного мозга и познавательные процессы в зависимости от того, скучно либо интересно, с увлечением либо со скукой ведется преподавание» (Беличева С.А., 2009). Поэтому тренинги являются действенным методом в арсенале социального работника. Специфические черты тренинга Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
Преимущества работы в группах: – в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, группа выступает как своеобразный «психологический полигон»; – в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя, для знакомства с новыми, эффективными способами поведения и др. (Рудестам К., 1999). Классификация тренинговых групп по Ж. Годфруа
Правила работы группы Среди технологий проведения тренинга одно из ключевых мест занимают «правила группы» (Вачков И.В., 2004; Сидоренко Е.В., 2008; Пузиков В.Г., 2005; Чикер В.А., 2007). Некоторые из правил стандартны, некоторые устанавливаются самой группой. Чаще всего при проведении тренинга придерживаются следующих правил: 1. Правило «активности»: каждый участвует в групповой работе, принадлежит группе и ответственен за то, что происходит в группе. 2. Участники соблюдают конфиденциальность информации – это требование не вынесения за пределы группы информации личного характера. 3. Участники соблюдают принцип толерантности – они с терпимостью относятся ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям. 4. Каждый участник имеет право чувствовать то, что он чувствует, и думать то, что он думает. 5. Участники соблюдают принцип «здесь и теперь». 6. Следует говорить от первого лица, не заменяя «я» на «мы». К частным правилам поведения мы обычно относим правила отключения сотовых телефонов во время работы, правило «руки» (тот, кто хочет сказать, поднимает руку) и пр.
Общие тренинговые методы К тренинговым методам относятся активные групповые методы обучения:
Характеристики методов: Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого - либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон или в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний, что усиливает сплоченность группы. Игровые методы включают в себя ситуационно - ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные, деловые игры. На первой стадии групповой работы игровые методы помогают снять «психологические защиты», они становятся инструментом диагностики и самодиагностики, обнаружить наличие проблем. Благодаря им интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, тренируются и закрепляются коммуникативные умения (Большаков В.Ю., 1996; Гиппиус С.В., 2003 и др.). Еще один тренинговый метод – моделирование. Это основной принцип тренинга социальных навыков, означающий показ того, как что - то следует делать. Например, член группы, умеющий уверенно противостоять агрессивному клиенту, демонстрирует свои навыки другим студентам в процессе ролевой игры. После показа в процессе группового обсуждения идентифицируются характерные особенности этого навыка, затем студенты, имеющие трудности в этом плане практикуют данный навык в ролевой игре. Они получают обратную связь, подкрепление и практикуют до тех пор, пока не овладеют этим навыком. Традиционная схема тренингового занятия: приветствие (ритуал), опрос самочувствия; предложение темы занятия, теоретический материал, он может быть представлен в различной форме, в том числе оригинальной, например в виде притчи. Далее следуют разминочные упражнения, основная рабочая часть, подведение итогов занятия, резюмирование ведущего, притча; прощание (ритуал). Задания для итогового контроля занятия
Заполните пропущенные места: А. Групповой ………….. представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. Расширение границ использования понятия ……… связано с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных ………….становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. Б.................. – это совместное обсуждение какого - либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.................. может быть использована в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон или в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний, что усиливает сплоченность группы. Тесты 1. Временем возникновения психологического тренинга принято считать: а. 1990 - е гг.; б. 1930 - е гг.; в. 1950 - е гг; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 2. Психологические особенности групповой работы или специфические черты тренингов: а. соблюдение ряда принципов групповой работы; б. определенная пространственная организация; в. применение активных методов групповой работы; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 3. Совместное обсуждение какого - либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения: а. групповой спор; б. групповая дискуссия; в. игра; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 4. Основной принцип тренинга социальных навыков, который означает показ того, как что – то следует делать, называется: а. игра; б. групповая дискуссия; в. моделирование; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 5. К правилам группы относятся: а. конфиденциальность информации; б. ответственность за членов группы; в. работа «здесь и теперь»; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. Практическая ситуация В социально – реабилитационном центре для детей с девиантным поведением находятся подростки от 11 до 16 лет. Чаще всего они разговаривают друг с другом грубо; старшие дети смеются над младшими, те агрессивно ведут себя в ответ. Что Вы можете порекомендовать для того, чтобы наладить дружескую атмосферу между подростками?
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.01 с.) |