Мотивы в основе самопрезентации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы в основе самопрезентации



Исследователи выделяют ряд ключевых мотивов:

ü поддержание чувства собственной уникальности;

ü демонстрация своей принадлежности к определенной среде;

ü утверждение желательной «Я - концепции» и укрепление самооценки;

ü получение социальной, материальной выгоды;

ü повышение привлекательности, получение одобрения и уважения;

ü сохранение и увеличение власти, влияния.

 

Механизмы социального восприятия (перцепции)

Воздействие имиджа специалиста по социальной работе начинается с того момента, как клиент впервые его увидит. При этом необходимо учитывать действие основных механизмов социальной перцепции:

– идентификация - уподобление себя партнеру по общению, умение поставить себя на место другого, определить, как бы он действовал в подобной ситуации;

– эмпатия (термин ввел К. Роджерс) – понимание на уровне чувств, стремление откликнуться на проблемы другого человека;

– рефлексия – процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению;

– механизм каузальной атрибуции – объяснение, приписывание причин поведения другого человека, его мотивов окружающей среде, ему самому, партнерам и пр. Ошибки каузальной атрибуции заключаются в том, что люди обычно приписывают собственные успехи своей личности (личностная атрибуция), а свои неудачи – обстоятельствам или другим людям (стимульная или обстоятельственная атрибуция). В отношении же другого человека преобладает обратная стратегия: переоцениваются личностные факторы и недооцениваются ситуационные, особенно в случае неудачи.

 

Параметры коммуникативной стороны общения

 

Вербальные сигналы Смысл высказываний, подбор выражений, правильность речи и разные виды ее неправильности
Паралингвистические сигналы Особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса
Невербальные сигналы Взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи

Известно, что располагают к общению контакт глаз:

  • продолжительность контакта глаз 3 - 5 сек.;
  • частота контакта не реже 1 раза в минуту;
  • частота моргания 1 раз в 3 - 5 сек.

Паралингвистические сигналы, способствующие вступлению в контакт:

  • отчетливость речи;
  • доброжелательная интонация;
  • громкость голоса – средняя;
  • высота тона – низкая.

Жесты, поза, осанка человека должны быть выразительны, точны, логичны, этичны, эстетичны, движения головы, рук, ног, всего тела – понятны и естественны (Рябова Т.В., Менделевич В. Д., 2005).

 

Что такое имидж – формирование?

Любому современному человеку, в том числе социальному работнику, необходимо иметь навыки имидж - формирования, т.е. осмысленной самопрезентации, обогащенной конкретными знаниями, навыками, высокой техникой исполнения и эстетизмом внешнего облика. Как правило, человек, осознанно и грамотно формирующий свой имидж, обладает широкой поведенческой палитрой, хорошо организованной и пластичной речью, уверен в себе и успешен в делах. Обладает хорошей саморефлексией – искусством видеть себя со стороны и управлять любой ситуацией.

Основной механизм изменений – преодоление инертности при выходе на новый уровень развития и профессиональной социализации личности. В соответствии с более зрелыми установками, решениями и ресурса

Работа над имиджем включает в себя следующие этапы:

А. Осознание того, какое впечатление Вы хотите произвести на ту или иную группу людей или человека (публичная идентичность).

Б. Объективную оценку своих возможностей – соответствует ли Ваша личностная идентичность желаемому образу, есть ли у Вас необходимые для создания данного образа личностные, коммуникативные, физические качества. Если Вы обнаруживаете несоответствие, то многие качества можно изменить, в том числе повысить самооценку и уверенность в себе, изменить Я - концепцию.

Студенты проводят имидж – анализ имеющихся компонентов имиджа с помощью следующего теста.

Инструкция к тесту. Заполните таблицу. Оцените имеющиеся у Вас компоненты имиджа по баллам: 0 баллов - недостаточный уровень, 1 –средний уровень, 2 –высокий уровень, 3 – очень высокий уровень. Затем посчитайте общее количество баллов.

  компоненты имиджа Ваши баллы
  Габитарный компонент имиджа,статические компоненты: а. конституция тела  
  б. физическое здоровье  
  среднединамические компоненты: а. одежда  
  б. прическа  
  в. аксессуары  
  г. запах  
  экспрессивные компоненты: а. мимика  
  б. жесты  
  в. Взгляды  
  г. Походка  
  д. позы  
  2. Вербальный компонент: что и как говорит звучание и тембр голоса  
  Интонация  
  правильная речь  
  что и как пишет: организация речи  
  Почерк  
 
  1. Кинетический компонент:
характерные типичные движения (экспрессия мягкая, жесткая, вязкая)
 
  4. Умение вести себя в обществе:тактичность, вежливость, воспитанность  
  Знание требований этикета, хорошие манеры  
  5. Средовый компонент имиджа (как среда обитания):вещественная – жилище  
  Автомобиль  
  кабинет, рабочее место  
  социальная - семья, друзья, коллеги  
  основные социальные каналы – членство в клубах, профессиональных сообществах, места проведения встреч  
  любимые места отдыха  
  6. Овеществленный компонент имиджа:предметы и вещи, созданные персоной: визитка, деловое письмо, резюме, рекомендательные письма  
  проекты, статья, книга, выступления в СМИ  

Интерпретация теста.

0- 27 баллов. Необходимо срочно что – то делать, работать над собой! Или Вы излишне самокритичны?

28 - 54 баллов. Весьма средний имидж, большие возможности для роста. Но необходимо определиться с жизненной позицией – для чего (или для кого) совершать улучшения?

55 – 81 балла. Вполне приемлемый, даже удачный имидж, осталось проработать лишь некоторые элементы.

82 – 108. Вы весьма респектабельная и состоявшаяся особа, возможно, Вы – Мисс Совершенство!

Каждый пункт этого теста можно использовать как практическое руководство к действию – это своеобразный план изменений к лучшему.

 

В. Выбор средств для построения желаемого образа (одежды, поведения, невербальных компонентов общения).

Г. «Вхождение в образ»: сначала человек представляет себя уже обладающим желательными качествами, умениями, рисует его в собственном воображении. Продумывает условия, необходимые для воплощения образа. Затем практически создает «внешнюю оболочку» образа, анализирует оценки окружающих. Наконец, вырабатывает стереотипы поведения в созданном образе, в итоге образ воспринимается окружающими как реальная личность. Происходит слияние личности с образом.

Задания для итогового контроля занятия

Тесты:

1. Целенаправленная деятельность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа называется:

а. управление впечатлением;

б. имидж;

в. самопрезентация;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

2. В основе самопрезентации лежат следующие мотивы:

а. поддержание чувства собственной уникальности;

б. демонстрация своей принадлежности к определенной среде;

в. утверждение желательной «Я - концепции» и укрепление самооценки;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

3. К средовому компоненту имиджа (как к среде обитания) относятся:

а. мимика;

б. жилище;

в. знание этикета;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

4. Многозначное идентификационное послание, адресованное различным группам людей, называется:

а. имидж;

б. самопрезентация;

в. управление впечатлением;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

5. Отметьте составляющие компоненты триады эффективного имиджа:

а. дело;

б. люди;

в. я;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

 

Задания для тренинга

 

1. С целью имидж – формирования проводят анализ того, что предпочитает участник упражнения. При этом идет опора на содержание бессознательного. Каждый участник записывает полюбившихся с детства героев национального фольклора (сказки, услышанные до 5 - 6 лет), образы из классической греческой, римской мифологии (боги и герои в книгах, прочитанных в 7 - 10 лет), герои национальной литературы (в 11 - 14 лет). Образы актуальной самореализации (особенно после 20 лет) составляют образы мирового кинематографа, образы живописи и музыки, танцы (пластического искусства) и архитектуры, герои телеэкрана (меняются с возрастом).

После выявления установок бессознательного следует определение личностного потенциала, описание общества, общественной группы, на которую будет транслироваться имидж.

Происходит ревизия ресурсов – психологических, социальных, материальных, определение нового имиджа. При этом учитываются люди, к которым будет обращен новый имидж.

Не следует забывать, что относиться к себе и своей индивидуальности нужно бережно, не пытаясь искоренить индивидуальные качества, не быть как все, «на уровне мировых стандартов». Зона ближайшего развития – в имидже должны присутствовать элементы, которых пока нет, но Вы сумеете их развить, так как это соответствует Вашим целям и у Вас есть потенциал.

Практическая ситуация

В отдел по управлению персоналом в отделение социальной защиты пришла устраиваться молодая девушка. Менеджер в разговоре задал ей несколько вопросов. Она отвечала неясно, давала неполные и путаные ответы нервным голосом. При этом сидела на стуле в неуверенной и незаинтересованной позе, раздражающе жестикулировала руками. Выражение лица было натянутое, менялось неадекватно вопросам, она нервно посмеивалась при разговоре.

Девушка избегала контакта глаз с менеджером, постоянно поправляла короткий топик, одергивала свою мини - юбку. Она покачивала ногой, обутой в туфли на высоком каблуке, нервно теребила локоны распущенных волос. Ответьте, какие ошибки в самопрезентации она совершила? Каковы Ваши предположения по поводу ее работы в отделении социальной защиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.013 с.)