ТОП 10:

Права человека и ассертивность.



Чтобы преодолеть свою тревогу, избавиться от чувства неполноценности и научиться вести себя уверенно, члены группы прежде всего должны усвоить, что уверенное поведение вполне нормально. Положительный пример уверенного поведения должен прежде всего подавать руководитель группы. Д. Келли составил список основных прав человека, которые поддерживают его уверенность в себе: право на одиночество; право на независимость; право на успех; право быть выслушанным и принятым всерьез; право получить то, за что уплачено; право иметь права, т.е. право действовать уверенно; право отвечать отказом на просьбу, не считая себя при этом эгоистичным и не чувствуя вины; право обращаться с любыми просьбами; право делать ошибки и отвечать за них; право не самоутверждаться (Хэмбли К., 2004).

Членам группы тренинга уверенности необходимо показать, что уверенность в себе не следует путать с бесчувственностью и ограничивать ее выражением только отрицательных эмоций. Важным условием развития уверенности в себе является способность к выражению положительного, заботливого отношения к другим.

Способы выражения уверенности.

Ланге и Якубовский выделили пять способов выражения уверенности. Базовый способ подразумевает прямое сообщение о собственных чувствах, мыслях, мнениях или правах, например: «Я хочу уйти сейчас же» или: «Ты мне очень нравишься».

Эмпатический способ выражения уверенности предполагает осознание позиции и чувств другого человека и сообщение о собственной позиции, например: «Я знаю, что тебе хочется пойти со мной, но в этот раз я хочу быть там один».

При способе выражения уверенности «по нарастающей» сначала делают заявления, требующие минимальных внутренних усилий, но они становятся все более категоричными каждый раз, когда уже продемонстрированная уверенность не приносит результатов. Такую форму могут иметь просьбы вести себя потише, обращенные к беспокойному соседу в кинозале.

Конфронтация в качестве способа выразить уверенность в правильности своей позиции применяется в отношениях с теми людьми, чьи дела расходятся со словами. Конфронтация включает напоминание оппоненту о том, какие намерения он высказал прежде, описание того, что он сделал реально, и, наконец, пожелания на будущее. Например: «Из ваших слов я понял, что сегодня вы будете при деньгах. Теперь вы опять говорите, что денег у вас нет. Мне хотелось бы знать, почему их нет и когда они будут».

Монологический способ выражения уверенности предусматривает описание действий другого человека, их последствий, собственных чувств в связи с этими действиями и собственных пожеланий. Этот способ может быть особенно полезен, когда надо выразить отрицательные эмоции, например: «Вчера вечером ты опять не помыл посуду. И вот сегодня я прихожу домой вместе с гостем и вижу гору грязной посуды. Представляешь, как мне было неудобно. Я хочу, чтобы свою часть работы по дому ты делал вовремя».

В группе уверенность и настойчивость должны проявляться в подходящий для этого момент и с достаточным тактом, чтобы приобретаемое с их помощью влияние не носило характера агрессивности (Энтони Р., 2007).

Репетиция уверенного поведения.

В группах развития уверенности в себе основной методикой является репетиция уверенного поведения. С этой целью в них используются ролевые игры, моделирующие ситуации,которые в свое время создали или могут создать определенные сложности для участников. При этом руководитель группы выступает в роли тренера, а игра строится на основе взаимодействия одного из членов группы с другими участниками, которые представляют значимых для него лиц.

В структурированной группе руководитель обычно начинает с наиболее банальных ситуаций, которые могут создавать трудности для большинства неуверенных в себе людей. Как правило, эти ситуации подразумевают необходимость как обратиться с просьбой, так и ответить отказом. Примерами могут быть занятия по отработке уверенного поведения при общении с клиентами работниками сферы обслуживания по работе с агрессивными клиентами, тренировка различных коммуникационных навыков, включая внимание к собеседнику, способность к самораскрытию в разговоре, умение делать и принимать комплименты, менять тему разговора, начинать и заканчивать разговор, выдерживать паузы.

Еще одним компонентом процесса отработки поведения является подкрепление. В контексте обсуждаемого здесь вопроса подкрепление — это поощрение или, правильнее сказать, любая позитивная реакция со стороны руководителя или членов группы. Очень важно, чтобы подкреплялось любое, даже самое небольшое достижение.

Моделирование и подкрепление являются ключевыми компонентами методики репетиции поведения.

 

Результаты проведения тренинга уверенности в себе

Одним из достоинств поведенческих групп является то, что работа в них строится с учетом результатов эмпирических исследований. Существует много доказательств того, что, например, занятия в группах тренинга уверенности в себе способствуют раскрепощению участников и повышению их самооценки. Как и во всех тренинговых группах, повышение самооценки неразрывно связано с расширением диапазона поведенческих возможностей участников.

Тренинг уверенности в себе стабилизирует самоотношение, самоосознавание, снижение уровня тревожности в поведении.

Методов развития уверенности в себе

1. Заигранная пластинка. Спокойное повторение того, чего вы хотите, снова и снова. Учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний. Помогает не раздражаться заранее.

Достигаемый эффект. Позволяет вам чувствовать себя комфортно, игнорируя попытки манипулировать вами, взывания к логике. Вы настойчиво продвигаетесь к желаемой цели.

2. Игра в туманучит спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавая свои ошибки, на которые указывает оппонент, как вполне возможные. Пусть то, что вам говорят, верно – вы все равно остаетесь судьей самому себе.

Достигаемый эффект. Позволяет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться, и тем самым показывает вашему критику бесплодность его попыток.

3. Свободная информация учит находить в словах собеседника ту информацию, которая его интересует или кажется важной.

Достигаемый эффект. Позволяет преодолевать смущение в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом.

4. Негативное заявление учит признавать свои ошибки и вину (не извиняясь за них). Вы просто соглашаетесь с враждебной или конструктивной критикой своих недостатков.

Достигаемый эффект. Позволяет спокойнее воспринимать обвинения в ваш адрес (не стараясь обороняться или отрицать свою ошибку) и, в то же время, уменьшить враждебность вашего критика.

5. Разумный компромисс. Когда вы чувствуете, что это не ущемляет вас, вы можете предложить другому компромисс. Вы можете использовать его для достижения своей цели, если от этого ваши личные чувства не пострадают. Но если в конечном итоге все может обернуться вашим неблагополучием, компромисса быть не может.

Все эти методы используются для обсуждения в группе при проведении тренинга ассертивности.

 

Задания для итогового контроля занятия

Заполните пропущенные места:

А. Работа в группах тренинга уверенности в себе начинается с …… степени ее проявления в поведении участников. Независимо от того, применяется в группе опросник или нет, руководитель группы заведет с участниками разговор, который должен помочь в выявлении и уточнении тех проблем каждого из них, которые касаются его уверенности в себе. Руководитель побуждает участников к тому, чтобы они сделали…….. своего поведения и приводили примеры из своей жизни, когда они вели себя уверенно либо неуверенно.

Б. Келли Д. составил список основных …… человека, которые поддерживают его уверенность в себе:

§ ……..на одиночество;

§ …… на независимость;

§ ……..на успех;

§ ……..быть выслушанным и принятым всерьез и другие.

В. В группах развития уверенности в себе основной методикой является …………. С этой целью в них используются ролевые игры, моделирующие ситуации, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности для участников. При этом руководитель группы выступает в роли тренера, а игра строится на основе взаимодействия одного из членов группы с другими участниками, которые представляют значимых для него лиц.

Г. Способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других, называется ……….. Сопровождается прямым, открытым поведением, не имеющим целью причинить вред другим людям. Синонимы: уверенность, настойчивость.

Тесты:

1. Ученый, который не разрабатывал основные положения тренинга уверенности в себе:

а. Солтер Э.;

б. Вольпе Д.;

в. Фрейд З.;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

2. Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие:

а. высокой тревожности;

б. постоянного чувства вины;

в. недостаточно развитых социальных навыков;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

3. Ученые Ланге и Якубовский выделили пять способов выражения уверенности:

а. базовый;

б. эмпатический;

в. конфоронтация;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

4. Ключевым компонентом методики репетиции поведения является:

а. подкрепление;

б. агрессивность;

в. плач;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

5. Прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям, синонимом которого является уверенность, настойчивость, называется:

а. агрессивность;

б. креативность;

в. ассертивность;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

Практическая ситуация

В службу социальной защиты населения обратился клиент, бывший военнослужащий. Во время беседы с социальным работником он вел себя грубо и бесцеремонно, считая, что все вокруг должны подчиняться ему, срочно заниматься его делами. При этом разговаривал агрессивно, раздражительно, «заводился и «накручивал» себя в процессе разговора. Он убежден в уникальности своего дела и хочет, чтобы о нем знали все окружающие, громко рассказывая всем подряд о своих проблемах. Обстановка вокруг него все больше «накаляется». Каким образом социальному работнику действовать с таким типом клиента?

 

Ролевые игры

1. Упражнение «Маскарад». Участникам предлагаются карточки, на которых написано: МАСКА БЕЗУЧАСТНОСТИ, МАСКА ПРОХЛАДНОЙ ВЕЖЛИВОСТИ, МАСКА ВЫСОКОМЕРНОЙ НЕПРИСТУПНОСТИ, МАСКА АГРЕССИВНОСТИ, МАСКА ПОСЛУШАНИЯ ИЛИ УГОДЛИВОСТИ, МАСКА ДЕЛАННОЙ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, МАСКА ПРОСТОДУШНОЙ ВЕСЕЛОСТИ. Участники выбирают по карточке, читают название. Затем им надо придумать ситуацию, в которой пришлось бы надеть эту маску, и разыграть сценку из этой ситуации. После выступлений группа обсуждает, насколько человек сумел изобразить на лице необходимую «маску». В заключение обсуждается: «что мне дало это задание? Кому дается маска в ходе общения и почему некоторым трудно удержать эту маску? Какие переживания возникали во время задания?».

2. Упражнение «Замена слов, или великий и могучий….». Выполняется в парах. Один из участников записывает слова «Я должен» – три раза, а затем рассказывает партнеру, что он должен. Затем то же самое делает партнер. Следующий шаг - замена слов «Я должен» на «Я предпочитаю», при этом конец фразы сохраняется. Задача – внимательно выслушать партнера и поделиться переживаниями, которые возникают при замене слов. Далее записываются и заменяются следующие слова:

Я не могу… 3 раза заменить на Я не хочу…

Мне надо ….3 раза заменить на Я хочу, ведет ли замена слов «надо» на «хочу» от необходимости к ощущению свободы или облегчению.

Я боюсь, что…. 3 раза на Я хотел бы….

После окончания упражнения проводится групповая дискуссия о роли языковых средств и возможности их позитивных изменений.

3. Игра «Проникнуть в круг». Водящий (их поочередно 5) за 3 – 5 минут должен попасть в тесный круг участников, используя при этом разные инструменты влияния: уговоры, угрозы, обещания, ловкость, хитрость, убеждения. Осудить стратегии поведения игроков, какая наиболее эффективна.

4. Игра «Умение сказать «нет». Двум - трем игрокам предлагается роль руководителя, который должен отказать своим подчиненным в различных просьбах служебного и личного характера. Обсуждаются различные способы отказа и их последствия. Записываются алгоритмы отказа с учетом особенностей ситуации. Отрабатывается уверенное поведение, развиваются навыки умелого отказа при сохранении позитивных межличностных отношений.

Смена ролей «просящего» и «отказывающего» в тройках. Обсуждение эмоциональных состояний, легко ли было оказать, что мешало, реакция партнера на настойчивость, какие способы компенсации известны? Отработка способов нейтрализации манипуляций. Упражнение в парах в ролях «манипулятора» и «нейтрализатора».

5. Игра«День приема руководителя по личным вопросам». Вербализация (проговаривание) чувств, эмоций своих и участников взаимодействия, анализ неоднозначности описанной ситуации, другие возможные взгляды на нее.

6. Работа с типичными ситуациями в деятельности молодого социального работника, в которых он чувствует себя неуверенно.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.01 с.)