Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как работает гештальт - терапевтСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и нейтрализовать, завершить ее, а в конечном итоге помочь человеку выйти из тупиковой ситуации. Таким образом, основной целью гештальт-терапии является пробуждение скрытых возможностей человека путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению его по пути к зрелости. Если гештальт-терапия проводится в группе, то тренер обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифицироваться с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь. Доброволец, находящийся на «горячем стуле», должен обязательно соблюдать принцип здесь и теперь и рассказывать о содержании своего осознания. Тренеру нужно интерпретировать рассказ добровольца, а лучше следовать за ним, всячески поддерживая в попытках осознать свои чувства и поведение.
Механизмы, препятствующие развитию зрелости человека Зрелость — это способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя. Ф. Перлз выделяет защитные механизмы, препятствующие развитию самосознания и достижению психологической зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция, дефлексия. Они избавляют психику от дискомфорта, одновременно лишают человека возможности адекватно оценивать себя и свое место в мире. Слияние (конфлуэнция) – это действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференциации себя и других, невозможность определить, где кончается Я человека и начинается Я другого. Некоторые родители не разделяют в психологическом плане ребенка и себя (гиперопека), употребляют «мы» вместо «я». Ретрофлексия, «поворот на себя» связана с формированием отношения к себе, как к постороннему объекту, когда потребности не могут быть удовлетворены из - за их блокирования социальной средой.. Субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим или субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы ему сделали другие. Такими неудовлетворенными потребностями могут быть агрессивные чувства, тогда ретрофлексия проявляется в мышечных зажимах, в речи – возвратные местоимения и частицы: «Я должен заставить себя сделать это». Интроекция – усваивание чувств, взглядов, убеждений, образцов поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт (интроект) являются чуждой частью личности, это могут быть родительские поучения, усваиваемые ребенком без критического осмысления. Проекция – человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я – концепции. Образующие «дыры» заменяются интроектами. Дефлексия – уклонение от реального контакта. Человек избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Это выражается в форме салонных разговоров, болтливости, ритуальности и условности поведения, тенденции к «сглаживанию» конфликтных ситуаций.
Уровней на пути к достижению зрелости Основная цель ГТ – разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости. На пути к раскрытию своей истинной индивидуальности необходимо пройти 5 уровней:
Способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у людей готовности принимать решение и делать выбор. Техники гештальт-терапии Гештальт-терапия включает следующие основные компоненты:
Расширение осознания. Используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что входит в понятия внутренняя и внешняя зоны. Тренер просит участника закрыть глаза и, соблюдая принцип здесь и теперь, сконцентрироваться на внутреннем мире своего тела. Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами: «Сейчас я ощущаю...» и далее описывает свои ощущения, возникающие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...» и т. д. (идет информация об ощущениях, которые вызывают у пациента различные предметы, звуки, запахи и т. п.). Далее фокус внимания снова перемещается на внутреннюю зону, и так по очереди. Важно при такого рода упражнениях научиться четко различать то, что реально имеет место, и то, что ты «представляешь» себе. Интеграция противоположностей. Формирование и завершение гештальтов зависит от способности личности четко определять свои потребности и умение вступить в контакт со средой для того, чтобы удовлетворить эти потребности. Контакт со средой во многом зависит, во-первых, от способности (умения) разграничивать окружающую среду и свое Я и, во-вторых, от способности (умения) разграничивать отдельные аспекты своего Я, например свои ощущения их истинность и полярность. В одном человеке часто сочетаются пассивность и агрессивность, конформность и независимость, рационализм и альтруизм, робость и смелость. Сочетание полярных качеств психики особенно характерно для подросткового возраста. У подростков очень часто целеустремленность и настойчивость сочетаются с неустойчивостью и импульсивностью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях уживаются с легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Борьба этих противоположных личностных качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих. Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди прерывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые пациент избегает осознавать. Иногда, для того чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными. В этом плане помогает методика «Разыгрывание ролей». Участники по очереди разыгрывают роли, позволяющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от своего имени, а от имени своего «героя», ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания. Работа с мечтами (фантазией). Фредерик Перлз считал, что фантазии представляют собой наиболее спонтанную продукцию, которая несет в себе уникальную информацию, те фрагменты нашего Я, которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся. Принятие ответственности на себя. Люди очень часто склонны перекладывать ответственность за свои негативные поступки и чувства на других: «Я пью потому, что такая напряженная жизнь»; «Я изменяю тебе потому, что ты допекаешь меня своей ревностью» и т. п. Многие из них искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства. Тенденцию избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными за свои чувства и поступки других людей Ф. Перлс называл «дырами в личности». Согласно Ф. Перлсу, человек проецирует неприятные для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом себе. Преодоление сопротивления. В гештальт-терапии сопротивлением обозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему тренер. Сопротивление может проявляться в мышечном напряжении, неестественной позе, изменении голоса и т. п. Нежелание переживать болезненные чувства может проявляться и в изменении дыхания: оно становится поверхностным, неритмичным. В подобных случаях клиенту необходимо дышать глубже и ритмичнее, а когда дыхание нормализуется, попытаться все-таки рассказать о своих истинных переживаниях. Таким образом, гештальт-терапия не пытается разрушить сопротивление; она ориентирована на формирование у клиента понимания того, что это сопротивление как раз и скрывает те чувства, которые он избегает осознать и которые особенно нуждаются в осознании. Задания для итогового контроля занятия Заполните пропущенные места: А. ……….. была разработана американским психологом Фрицем Перлзом под влиянием идей гештальт - психологии, экзистенциализма, психоанализа, в частности, теории Райха. Основная цель ……… – является развитие самосознания, оказание помощи людям в умении «стать реальными, научиться иметь собственную позицию, развить собственный центр». Б. «Поворот на себя» или …………….связана с формированием отношения к себе как к постороннему объекту, когда потребности не могут быть удовлетворены из - за их блокирования социальной средой. Такими неудовлетворенными потребностями могут быть агрессивные чувства, тогда …………… проявляется в мышечных зажимах, в речи – возвратные местоимения и частицы: «Я должен заставить себя сделать это». В. Пятый уровень на пути к раскрытию индивидуальности - ……... Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Ф. Перлз описывает 4 типа ……..: скорбь, гнев, радость, оргазм. ……. скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Тесты 1. Американский психолог, основатель гештальт - терапии: а. Фрейд З.; б. Перлз Ф.; в. Бехтерев Б.; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 2. Основными понятиями гештальт - психологии, которая лежит в основе гештальт - терапии, являются: а. понятие о фигуре и фоне; б. сосредоточенность на настоящем; в. осознание чувств; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 3. Способность индивидуума выйти из трудной, тупиковой ситуации, полагаясь только на себя, называется: а. зрелость; б. взрослость; в. находчивость; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 4. Ф. Перлз выделяет защитные механизмы, препятствующие развитию самосознания и достижению психологической зрелости: а. слияние; б. ретрофлексия; в. интроекция; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 5. Гештальт-терапия включает следующие основные компоненты: а. расширение осознания; б. интеграция противоположностей; в. усиление внимания к чувствам; г. все ответы верны; д. все ответы неверны.
Практическая ситуация В службу социальной защиты обратилась девушка, пережившая разрыв с горячо любимым ею молодым человеком. При разговоре с социальным работником была очень замкнута, скрытна. Каким образом следует «разговорить» собеседницу?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.013 с.) |