Как определить реперезентативную систему 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как определить реперезентативную систему



Диагностика ведущей репрезентативной системы, позволяющая выбрать оптималь­ную форму подстройки к клиенту, прово­дится посредством анализа речевой про­дукции и поведенческих стереотипов и калибровки глазодвига­тельных сигналов. Типичная схема глазодвигательных сигналов доступа к репрезентативной системе:

 

Вправо Что означает сигнал Влево
Визуальное конструирование Концентрация внимания на воспоминаниях, эйдетическая память Визуаль­ные образы
Аудиальное конструирование Концентрация внимания на внешних или внутренних объектах Аудиальные образы
Кинестети­ческие образы Концентрация внимания на внутренних переживаниях Внутренний диалог

Представленная схема отражает про­странственную проекцию репрезентатив­ных систем на поле зрения человека. Так, быстрые движения глаз­ных яблок влево – вверх указывают на репрезентацию визуальных воспоминаний и т.д. Можно предположить, что подобная проекция глазодвигательных сигналов от­ражает и мозговую архитектонику.

 

Коррекционные техники НЛП

Среди коррекционных техник НЛП описаны методики «взмаха» («сви­ста»), рефрейминга, «якоря», аудиально-кинестетической и визуально-кинестети­ческой диссоциации, изменения личной ис­тории и др.

Переформирование (reframing) – пе­репрограммирование, апеллирующее к бессознательным ресурсам клиента, смена неудовлетворяющего стереотипа реагирования (симптома) или способа решения (нерешения) проблемы на более адекватный и адаптивный. Возможна (и даже жела­тельна) такая структура проработки, ког­да НЛП - коммуникатор не знает о содержании перепрог­раммируемого стереотипа. Кроме назва­ния «рефрейминг», используют и другие термины: перепрограммирование, перера­ботка, перестройка. В рамках Л и ПОТ студенты работают в парах и тройках, овладевая умениями рефрейминга.

Задания для итогового контроля занятия

 

Заполните пропущенные места:

А. Одним из базовых положений ………. является утверж­дение, что каждый человек несет в себе скрытые, неис­пользованные психические ресурсы. Отсюда основные задачи терапевта-коммуникатора – обеспечить доступ пациента к этим скрытым ресурсам, извлечь их из под­сознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться. …………..– это модель человеческих коммуникаций и поведения, которая мо­жет быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации.

Б. Человеческий организм, мозг подоб­ны компьютеру, имеющему набор …….. Помимо генетического программи­рования, формирование ………….сте­реотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления внушений значимых лиц, самопрограмми­рования и др. Большая часть …………… не осо­знается и не предъявляется в речи, но отра­жена в глубинных речевых структурах.

В. У каждого человека есть собственная ведущая репрезентативная ……………

Репрезентативная……….. – это …………, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Визуальная …………… – восприятие посредством зрительных образов.

Тесты

1. Современное на­правление НЛП разрабатывается с 1975 г. авторами:

а. Бендлером и Гриндером;

б. Джеймсом и Ланге;

в. Кенноном и Бардом;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

2. Как называется система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира:

а. визуальная;

б. репрезентативная;

в. аудиальная;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

3. Диагностика ведущей репрезентативной системы, позволяющая выбрать оптималь­ную форму подстройки к пациенту, прово­дится посредством:

а. анализа речевой продукции;

б. анализа поведенческих стереотипов;

в. калибровки глазодвигательных сигналов;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

4. Пе­репрограммирование, апеллирующее к бессознательным ресурсам клиента, смена неудовлетворяющего стереотипа реагирования или способа решения проблемы на более адекватный и адаптивный называется:

а. переформирование (рефрейминг);

б. изменение личностной истории;

в. «якорение»;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

5. Среди коррекционных техник НЛП описаны методики:

а. переформирование (рефрейминг);

б. изменения личностной истории;

в. «якорение»;

г. все ответы верны;

д. все ответы неверны.

 

Практическая ситуация

Определите, каковы ведущие репрезентативные системы у каждого из братьев.

«Три брата вместе отправились в ночной клуб. Возвращаясь домой ранним утром, они встретили друга.

– Ну как провели ночь? – спросил их друг.

Первый брат ответил:

– Это было невообразимо. Освещение было фантастическим, разнообразная музыка, кстати, я заметил там много наших знакомых. В общем, потрясающее зрелище!

Второй брат тоже вступил в разговор:

– Это было так увлекательно! Обилие звуков, огромный резонанс. Я успел поговорить со многими друзьями. У меня нет слов, это было здорово!

Третий брат сказал:

– Крышу сносит! Музыка полностью захватила меня. Я ощущал ее всеми клеточками своего тела. «Потусовался» со знакомыми. В общем, меня «зацепило».

 

ТЕМА 12. ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ

Цели изучения темы: развитие самосознания студентов, раскрытие их индивидуальности, использование некоторых техник гештальт - терапии при работе с клиентами.

Задачи изучения темы:

  1. Знать основные понятия гештальт - терапии.
  2. Проанализировать защитные механизмы (по Ф. Перлзу), препятствующих развитию самосознания и достижению психологической зрелости (слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция, дефлексия).
  3. Научиться различать пять уровней на пути к раскрытию индивидуальности (уровень игр и ролей, фобический, тупик, имплозия, эксплозия).
  4. Научиться использовать техники гештальт - терапии (расширение осознания, интеграция противоположностей; усиление внимания к чувствам; работа с мечтами; принятие ответственности на себя; преодоление сопротивления).

САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Цели самоподготовки

1. Рассмотреть теоретические основы гештальттерапии.

2. Знать техники гештальттерапии.

План самостоятельной работы

1. Прочитать рекомендованную литературу.

2. Ответить на контрольные вопросы.

Основная литература

Перлз Ф.С. Гештальттерапия / Ф. С. Перлз, Р. Хефферлайн, П. Гуднин. – М.: Дрофа, 2006. – 614 с.

Кондрашенко В. Т. Общая психотерапия: рук. для врачей / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. – 4 - е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 524 с.

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 384 с.

Контрольные вопросы для проверки подготовленности к занятию

1. Какие Вы знаете основные понятия гештальт – терапии.

2. Назовите защитные механизмы (по Ф. Перлзу), препятствующиЕ развитию самосознания и достижению психологической зрелости (слияние, ретрофлексия, интроекция, проекция, дефлексия).

3. Какие пять уровней на пути к раскрытию индивидуальности (уровень игр и ролей, фобический, тупик, имплозия, эксплозия) Вы знаете?

4. Расскажите о техниках гештальт - терапии (расширение осознания, интеграция противоположностей; усиление внимания к чувствам; работа с мечтами (фантазией); принятие ответственности на себя; преодоление сопротивления).

5. В чем отличие гештальт - терапии от других методов развития личности?

Темы рефератов

1. Гештальт - терапия: история возникновения, основные постулаты.

2. Основные понятия гештальт - терапии. Защитные механизмы личности в гештальт - терапии.

3. Техники гештальт – терапии.

4. Раскрытие индивИдуальности в гештальт – терапии.

5. Защитные механизмы личности по Ф. Перлзу.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Что такое гештальт терапия

Гештальт-терапия (ГТ) была разработана американским психологом Фредериком Перлзом под влиянием идей гештальт - психологии, экзистенциализма, психоанализа, в частности теории Райха. Основной целью ГТ является развитие самосознания, оказание помощи людям в умении «стать реальными, научиться иметь собственную позицию, развить собственный центр». Гештальт - терапевты считают, что «Я – это я, а ты – это ты. Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои ожидания, а ты пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать мои ожидания. Мы встретились, и это прекрасно. Мы расстаемся, и такова жизнь».

Основными понятиями геш­тальт-психологии, которая лежит в основе гештальт-терапии, являются: понятие о фигуре (гештальте) и фоне, осознание чувств, сосредоточенность на настоящем, борь­ба противоположностей, функции защиты и такое поня­тие, как зрелость.

Напомним, что гештальт (от нем. Gestalt – структура, целостность, образ) обозначает целостные, т.е. не сводимые к сумме своих частей структуры сознания. Исследования в области восприятия (опыты Келера и Коффки) показали, что наиболее важные и значимые для человека события занимают в его сознании центральное место (фигура, гешталът), а менее важная на данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. В последующий момент фигура и фон могут поме­няться местами. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом психической деятельно­сти индивидуума, показателем его психического здо­ровья и зрелости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.021 с.)