Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность арт – терапевтаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Арт - терапевт создает условия без принуждения и опасности для исследования чувств, развития самопонимания и самоуважения как в группе, так и индивидуально. С помощью арттерапии можно исследовать эмоциональное состояние; физическое здоровье; способность к коммуникации; социальное функционирование; познавательные возможности в процессе обучения; способность к совместной творческой деятельности. Арт - терапевт проводит работу, ориентированную на основные проблемы и нужды человека, обратившегося за помощью, а также организует арт - терапевтические занятия, включающие: творческие импровизации в музыке, живописи, в рисунке, пластических формах, в игре и движении, в драматизации. Он организует восприимчивое слушание музыки; обучение через музыку, живопись, рисунок и движение; создание картин и обсуждение переживаний, символов и образов, заложенных в них. Арт - терапевт участвует в лечебно-реабилитационном процессе и психологическом консультировании. Терапия искусством (арт - терпия) является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован А. Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным.
Преимущества арт - терапии Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей в том, что он: 1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; 2) внутренние переживания или конфликты легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре, невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры; 4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения; 5) элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств; Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии. Недостатком терапии искусством является то, что крайне личностный характер заданий может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к раскрытию и установлению контактов. И хотя для большинства людей искусство есть достаточно безопасный способ выражения чувств, некоторые люди очень сопротивляются самовыражению. Основные процедуры арт - терапии Руководитель группы арт - терапии обеспечивает ее участникам необходимым материалом и проявляет максимум гибкости для стимулирования художественного творчества. Руководитель старается быть как можно более незаметным, для того чтобы способствовать творчеству. Участники получают наставление полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Задания для итогового контроля занятия Заполните пропущенные места: А. ………. — процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе …….., — это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности. Б. …………. создает условия без принуждения и опасности для исследования чувств, развития самопонимания и самоуважения как в группе, так и индивидуально. ………… организует занятия, развивающие познавательные и моторные навыки в целях максимальной реабилитации, дает возможность испытывать успех от деятельности и ориентироваться в реальности. ………….создает условия для облегчения и побуждения к самовыражению, общению и социализации, к обретению чувства личной ценности. Тесты: 1. Один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, называется: а. арт - терапия; б. телесно - ориентированная терапия; в. гештальт; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 2. Кому может помочь арт - терапия? а. детям – инвалидам; б. людям в состоянии хронического стресса; в. одаренным детям, испытывающим психологические трудности; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 3. Впервые термин арт - терапия был использован в 1938 г. ученым: а. Хиллом А.; б. Вундтом В.; в. Фроммом Э.; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 4. Недостатком арт - терапии является: а. не все люди умеют рисовать; б. крайне личностный характер заданий; в. взрослые не желают быть как дети; г. все ответы верны; д. все ответы неверны. 5. Чтобы способствовать творчеству, руководитель должен быть: а. авторитарным; б. указывающим; в. незаметным; г. все ответы верны; д. все ответы неверны.
Практическая ситуация К приходящему в семью социальному работнику обратилась мама ребенка, который испытывал трудности в общении со сверстниками: в детском саду он убегал, забивался в угол, не хотел играть со всеми, поэтому она вынуждена была сидеть с ним дома. Социальный работник хотела поговорить с мальчиком, но он старался избежать общения всеми способами. Однако социальный работник заметила, что мальчику нравится рисовать красками. Тогда она взяла лист бумаги, положила перед собой и... Что сделала она, социальный работник, чтобы наладить контакт с ребенком?
Упражнения тренинга арт - терапии 1. «Ассоциация с цветом». Студентам предлагается связать с тем или иным цветом разные понятия и изобразить различными линиями, фигурами, абстрактными или образными рисунками: – эмоции (печаль, радость, покой, страх); – этапы жизни (детство, юность, зрелость, старость); – природные стихии (земля, вода, воздух, огонь); – время года и суток и т.д. 2. «Страхи». Участникам предлагается изобразить свои страхи и то, с чем они связаны, с помощью красок и линий. 3. «Общий рисунок». Студенты создают рисунок в парах, по возможности молча. При этом стараются реагировать на действия партнера. 4. «Коллаж жизни». Студенты вырезают из журналов любые иллюстрации, а также заголовки и тексты, имеющие отношение к их жизни, а затем объединяют их в коллаж. Варианты: сначала создается коллаж, отражающий прошлое и настоящее студентов. Затем отдельно создается коллаж будущего, где отражены интересы, стремления, мечты участника. После окончания каждого из этапов рисунки обсуждаются в парах или в группе. ТЕМА 9. ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ Цели изучения темы: имея навыки проведения ТДТ, специалист по социальной работе расширяет свой арсенал коррекционно - реабилитационных методов работы с различными категориями клиентов. Задачи изучения темы: 1. Изучить основные принципы танцевально - двигательного тренинга (ТДТ). 2. Знать, в каких областях возможно использование ТДТ в социальной работе. 3. Научиться решать различные психологические задачи с помощью ТДТ. САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ Цели самоподготовки 1. Рассмотреть причины возникновения ТДТ. 2. Изучить основные понятия ТДТ. План самостоятельной работы 1. Прочитать рекомендованную литературу. 2. Ответить на контрольные вопросы. Основная литература Шкурко Т.А. Танцевально – экспрессивный тренинг / Т.А. Шкурко. – СПб.: «Речь», 2003. – 192 с. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 384 с. Контрольные вопросы для проверки подготовленности к занятию 1. Основные принципы танцевально - двигательного тренинга. 2. Какие Вы знаете области использования ТДТ в социальной работе? 3. Какие психологические задачи можно решить с помощью ТДТ? 4. Какие возможности изменения в личностной сфере клиента с помощью ТДТ Вы знаете? 5. Каковы области применения ТДТ? Темы рефератов 1. Танцевально - двигательной тренинг в России и за рубежом. 2.Применение социально-– двигательного тренинга в практике социального работника. 3. Изменения в личностной сфере клиента с помощью ТДТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.008 с.) |