ТОП 10:

Упражнения тренинга по гештальт - терапии



Осознание»

Условно разделите мир вашего сознания на три зоны:

1) внешний мир;

2) внутренний мир вашего тела;

3) мир ваших чувств, мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди осознанием внешнего мира. Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что...» и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки (света, запахов, вида партнера и т. д.). Говорите 5 - 8 минут. Теперь переключайтесь и внимательно слушайте то, что ваш партнер рассказывает о своем ощущении внешнего мира.

Далее по очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (средняя зона). Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте его описанием своих ощущений, связанных с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуд, боль и т.д.). Рассказывайте освоих ощущениях 2 - 3 минуты, потом переключитесь и внимательно выслушайте партнера.

Переключитесь на свой мир чувств, мыслей, фантазий. Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте повествование о своих чувствах, связанных с данным занятием, о ваших заботах, мыслях. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старайтесь говорить о них, соблюдая принцип здесь и теперь. Говорите 5 - 8 минут, потом внимательно выслушайте партнера.

Обменяйтесь с партнером своими впечатлениями. Вновь по очереди включитесь в процесс осознания. На этот раз «переходите» из зоны в зону. В заключение постарайтесь осознать вашего партнера. Позвольте ему сделать то же самое в отношении вас.

Разыгрывание ролей»

Участники группы по предложению тренера по очереди проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне часто извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просят несколь­ко утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены.

Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противопо­ложными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказаний и нравоучений.

Для разыгрывания роли каждому участнику дается 5 - 10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечатлениями.

Борьба противоположностей»

Тренер определяет тему дискуссии, затем одному из участ­ников поручает роль Нападающего, другому — Защищающегося.

Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Каждый должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, гово­рить твердым авторитарным голосом, Защищающийся — извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий.

Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняются роля­ми. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападающего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося.

Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой.

Антикварный магазин»

Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и вообразите себя этим предметом.

Рассказывайте от имени этого предмета о себе: «Как вы себя чувствуете»; «Почему оказались в магазине»; «Кто и где ваш прежний хозяин» и т. д. Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями с группой.

Точно так же можно идентифицироваться с цветком, деревом, животным, вообразив себя в соответствующих условиях. Не стесняйтесь своих ощущений. Старайтесь, чтобы у вас не осталось незавершенных переживаний.

ТЕМА 13. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ (ТА)

Цели изучения темы:овладеть умениями по анализу трансакции, психологических игр и сценариев, что позволит повысить эффективность работы с клиентами.

Задачи изучения темы:

1. Знать, какова структура личности по Э. Берну.

2. Научиться определять различные виды трансакций.

3. Научиться определять жизненные сценарии и их источники.

4. Объяснить, каковы достоинства и недостатки использования ТА, в том числе в социальной работе.

САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Цели самоподготовки

1. Изучить структуру личности по Э. Берну.

2. Знать виды трансакций, жизненных сценариев.

План самостоятельной работы

1. Прочитать рекомендованную литературу.

2. Ответить на контрольные вопросы.

Основная литература

Берн Э. Трансактный анализ в группе / Э. Берн. – М.: Лабиринт, 1994. – 223 с.

Кондрашенко В. Т. Общая психотерапия / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. – 4 - е изд., перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк., 1999. – 524 с.

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 384 с.

Контрольные вопросы для проверки подготовленности к занятию

1. Какова структура личности по Э. Берну.

2. Дайте краткую характеристику видам трансакций.

3. Какие виды психологических позиций Вы знаете?

4. Расскажите о жизненных сценариях и их источниках

5. Расскажите о достоинствах и недостатках ТА.

6. Какие субличности Вы знаете?

7. Что такое перекрестные трансакции?

Темы рефератов

1. Трансактный анализ в группе.

2. Жизненные сценарии личности.

3. Структура личности по Э. Берну.

4. Психологические позиции человека по Э. Берну.

5. Достоинства и недостатки ТА

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Что такое трансактный анализ

Трансакционный анализ(ТА) в узком понима­нии этих слов – это анализ взаимодейст­вия двух или более людей; в более широ­ком смысле – социально ориентированный психоте­рапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.

В 1950-х годах создатель ТА Эрик Берн разработал базовые концепции ТА. Первая книга Берна, посвященная ТА, вышла в 1961 г. ТА включает в себя:

1) структурный анализ – анализ структуры личности;

2) анализ трансакций – вербальных и не­вербальных взаимодействий между людь­ми;

3) анализ психологических игр – скрытых трансакций, приводящих к жела­емому исходу (выигрышу);

4) анализ сце­нария (скрипт-анализ) – индивидуального жизненного сценария, которому чело­век невольно следует.

Структура личности в ТА

Структура личности характеризуется наличием трех состояний Я: Родитель, Ребенок, Взрос­лый.Отметим, что Я-состояния – это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией.

Родитель– это ин­формация, полученная в детстве от родите­лей и других авторитетных лиц, это настав­ления, поучения, правила поведения, соци­альные нормы, запреты – информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. Диагностировать состояние Родителя можно по таким высказываниям, как «я должен», «мне нельзя». К другим вербаль­ным характеристикам относятся поучаю­щие, оценивающие, поддерживающие или критические замечания типа «всегда», «ни­когда», «прекрати это», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе гово­рил», «я бы на твоем месте». Физические признаки Родителя – нахмурен­ный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст» руки, постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглажива­ния другого по голове и т. п.

Ребенок– это эмотивное начало в че­ловеке, которое может проявляться в двух видах. Естественный Ребенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: до­верчивость, нежность, непосредственность, любопытство. Он капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцен­тричен, упрям и агрессивен.

Взрослое Я-состояние– это способ­ность индивида объективно оценивать дей­ствительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на ос­нове этого принимать независимые, адек­ватные ситуации решения. Если Роди­тель – это преподанная концепция жизни, а Ребенок – концепция жизни через чувства, то Взрослый – это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и об­работке информации. Ко Взрослому об­ращается терапевт в процессе рабо­ты с ним.

Виды трансакций

При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные Я-состояния. Различают дополнительные, пере­крестные и скрытые трансакции.

Дополнительныминазываются трансакции, соот­ветствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человечес­ким отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Конфликтогенной способностью обла­дают перекрестныетрансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее со­стояние Я.

Скрытыетрансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний Я, так как сообщение в них мас­кируется под социально приемлемым сти­мулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.6 (0.007 с.)