Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения тренинга по гештальт - терапииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Осознание» Условно разделите мир вашего сознания на три зоны: 1) внешний мир; 2) внутренний мир вашего тела; 3) мир ваших чувств, мыслей, фантазий. Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди осознанием внешнего мира. Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что...» и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки (света, запахов, вида партнера и т. д.). Говорите 5 - 8 минут. Теперь переключайтесь и внимательно слушайте то, что ваш партнер рассказывает о своем ощущении внешнего мира. Далее по очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (средняя зона). Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте его описанием своих ощущений, связанных с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуд, боль и т.д.). Рассказывайте освоих ощущениях 2 - 3 минуты, потом переключитесь и внимательно выслушайте партнера. Переключитесь на свой мир чувств, мыслей, фантазий. Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю...» и заканчивайте повествование о своих чувствах, связанных с данным занятием, о ваших заботах, мыслях. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старайтесь говорить о них, соблюдая принцип здесь и теперь. Говорите 5 - 8 минут, потом внимательно выслушайте партнера. Обменяйтесь с партнером своими впечатлениями. Вновь по очереди включитесь в процесс осознания. На этот раз «переходите» из зоны в зону. В заключение постарайтесь осознать вашего партнера. Позвольте ему сделать то же самое в отношении вас. Разыгрывание ролей» Участники группы по предложению тренера по очереди проигрывают некоторые свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне часто извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены. Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противоположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказаний и нравоучений. Для разыгрывания роли каждому участнику дается 5 - 10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечатлениями. Борьба противоположностей» Тренер определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Нападающего, другому — Защищающегося. Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Каждый должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым авторитарным голосом, Защищающийся — извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий. Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняются ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападающего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося. Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой. Антикварный магазин» Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и вообразите себя этим предметом. Рассказывайте от имени этого предмета о себе: «Как вы себя чувствуете»; «Почему оказались в магазине»; «Кто и где ваш прежний хозяин» и т. д. Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями с группой. Точно так же можно идентифицироваться с цветком, деревом, животным, вообразив себя в соответствующих условиях. Не стесняйтесь своих ощущений. Старайтесь, чтобы у вас не осталось незавершенных переживаний. ТЕМА 13. ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ (ТА) Цели изучения темы: овладеть умениями по анализу трансакции, психологических игр и сценариев, что позволит повысить эффективность работы с клиентами. Задачи изучения темы: 1. Знать, какова структура личности по Э. Берну. 2. Научиться определять различные виды трансакций. 3. Научиться определять жизненные сценарии и их источники. 4. Объяснить, каковы достоинства и недостатки использования ТА, в том числе в социальной работе. САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ Цели самоподготовки 1. Изучить структуру личности по Э. Берну. 2. Знать виды трансакций, жизненных сценариев. План самостоятельной работы 1. Прочитать рекомендованную литературу. 2. Ответить на контрольные вопросы. Основная литература Берн Э. Трансактный анализ в группе / Э. Берн. – М.: Лабиринт, 1994. – 223 с. Кондрашенко В. Т. Общая психотерапия / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. – 4 - е изд., перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк., 1999. – 524 с. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 384 с. Контрольные вопросы для проверки подготовленности к занятию 1. Какова структура личности по Э. Берну. 2. Дайте краткую характеристику видам трансакций. 3. Какие виды психологических позиций Вы знаете? 4. Расскажите о жизненных сценариях и их источниках 5. Расскажите о достоинствах и недостатках ТА. 6. Какие субличности Вы знаете? 7. Что такое перекрестные трансакции? Темы рефератов 1. Трансактный анализ в группе. 2. Жизненные сценарии личности. 3. Структура личности по Э. Берну. 4. Психологические позиции человека по Э. Берну. 5. Достоинства и недостатки ТА
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Что такое трансактный анализ Трансакционный анализ (ТА) в узком понимании этих слов – это анализ взаимодействия двух или более людей; в более широком смысле – социально ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности. В 1950-х годах создатель ТА Эрик Берн разработал базовые концепции ТА. Первая книга Берна, посвященная ТА, вышла в 1961 г. ТА включает в себя: 1) структурный анализ – анализ структуры личности; 2) анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; 3) анализ психологических игр – скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу); 4) анализ сценария (скрипт-анализ) – индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует. Структура личности в ТА Структура личности характеризуется наличием трех состояний Я: Родитель, Ребенок, Взрослый. Отметим, что Я-состояния – это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты – информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. Диагностировать состояние Родителя можно по таким высказываниям, как «я должен», «мне нельзя». К другим вербальным характеристикам относятся поучающие, оценивающие, поддерживающие или критические замечания типа «всегда», «никогда», «прекрати это», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте». Физические признаки Родителя – нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст» руки, постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т. п. Ребенок – это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. Естественный Ребенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство. Он капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Взрослое Я-состояние – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Если Родитель – это преподанная концепция жизни, а Ребенок – концепция жизни через чувства, то Взрослый – это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. Ко Взрослому обращается терапевт в процессе работы с ним. Виды трансакций При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные Я-состояния. Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние Я. Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний Я, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.009 с.) |