Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Танцевально-игровые тренинги↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Л. Л. Раздрокина ТАНЦУЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ! Танцевально-игровые тренинги — снятие напряжения и стресса; — возможность самовыражения; — обретение уверенности в себе Ростов-на-Дону «Феникс» УДК 793.3:159.9 ББК 85.32+88.37 КТК 0161 Р17 Раздрокина Л. Л. Р17 Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги / Л. Л. Раздрокина. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 157, [1] с: ил. — (Психологический практикум). ISBN 978-5-222-12619-6 Автор на основе собственной практики в области танцевальной терапии делится опытом, анализирует, предлагает новые формы работы. Книга содержит основные теоретические положения и практические упражнения, которые помогут самостоятельно разрабатывать программы танцевально-игрового тренинга, способствующего снятию напряжения, обретению уверенности в себе, возможности самовыражения людям разных возрастных и социальных категорий. Книга может быть полезна танцевальным педагогам, психотерапевтам, психологам, социальным работникам, организаторам досуга, представителям творческих профессий, а также заботливым родителям и всем, кто хочет жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. УДК 793.3:159.9 © Раздрокина Л. Л., 2007 © ООО «Феникс»: оформление, 2007 Посвящается Савченко Людмиле Владимировне, которая открыла для меня мир танца, что дало мне возможность увидеть жизнь в ярких красках и понять свое предназначение. Мне хочется все время танцевать! Мазурку, танго, в вальсе закружиться. Безудержно чечетку отбивать — Пусть этот танец бесконечно длится! Мне хочется все время танцевать! Под звуки флейты, саксофона, скрипки Своей энергией и страстью заражать. Срывать аплодисменты и улыбки! Мне хочется все время танцевать! Отбросив прочь тревоги и сомненья. Импровизировать, порою удивлять И быть всегда в плену у вдохновенья! Обавторе Когда родители впервые привели маленькую Ларису в танцевальный коллектив, они и представить себе не могли, во что это выльется. Лариса забросила другие увлечения и все больше времени стала проводить в хореографическом классе. Однажды мама спросила, что Ларисе нравится в танце больше всего? «Открывать саму себя, — ответила девочка, — такую, какая я есть». Танец стал образом ее жизни, в девятилетнем возрасте в своем дневнике она написала: «Не могу ни есть, ни спать... Тянет только танцевать! В школе прозвенит звонок — Я уже тяну носок. Л. Раздрокина Пока с лестницы бежала. То чечетку отбивала. Если в магазин иду — Тут же полька на ходу. Ежедневно за обедом Мы приплясываем с дедом. Только сяду за уроки — Носик выше, руки в боки. Географию учу — Одновременно верчу. Вычисляю алгоритм — Отбиваю тут же ритм. А историю листаю — Плавно шею прогибаю. Только лягу я в кровать — Снова тянет танцевать!» Лариса Раздрокина — опытный педагог, режиссер с красным дипломом, модный хореограф в модном мире танца. Лариса организует и проводит праздники, делает хореографические постановки, работает в новой индустрии психологии танца — танцетерапии. Разработанный ею танцевально-игровой тренинг творит чудеса, действуя как мощный антидепрессант. Актерский талант автора и одновременно тренера помогает организовать процесс самовыражения по сценическим законам перевоплощения; в никуда уходят страхи, снижается уровень агрессии, открывается талант «понимать себя», управлять своими эмоциями. Танцуйте на здоровье! Игра в танец у Ларисы Раздрокиной сделана в стиле «art-glamour-sportiv»: насыщенные тренинги, авторские приемы, необычные идеи, веселая режиссерская фантазия, способная на любые профессиональные проделки. Все занятия и тренинги составлены только из качественно оригинального материала, по продуманным мастером методическим лекалам. Коллекция танцевальных идей, лежащая в основе новой техники психотерапии, в гениальном содружестве с музыкальными шедеврами действует непостижимо оптимистично на любой возраст, пол, национальность, помогает сбросить оковы ограниченности и рутины, изгнать скуку, лень и уныние. Глубинные знания физиологии и психологии человека, а также мастерство создателя программы осуществляют «скорую помощь» по восстановлению здорового смеха. Волна терапевтического эффекта обрушивается на вас уже при первом знакомстве, заставляя забыть «кто я», «где я», оставляя лишь мало привычное «мне очень хорошо». Новая для россиян психотренинговая техника через танцевальное движение призвана не только помочь в преодолении депрессивного состояния и повышении жизненного тонуса, но и предназначена для ярких, стильных людей, которым нравятся действительно оригинальные и модные пути личностного роста, самопознания, поддержания психической и физической формы. Танцевально-игровой тренинг Ларисы Раздрокиной — это беспрецедентно талантливо, невероятно перспективно, бесспорно положительно! Анна Полтавская Вступление Дорогой читатель! Ты открыл мою книгу, и я рада встрече с тобой! Ответь, пожалуйста, на вопрос: «Знаешь ли ты универсальный способ поднять настроение?» Если твой ответ «да», значит ты уверенный в себе, самодостаточный человек, и это прекрасно! Если твой ответ отрицательный — не расстраивайся, я поделюсь с тобой своим опытом. Есть немало приемов на пути к созданию хорошего настроения. Я предлагаю свой способ, который мог бы служить катализатором положительных эмоций и профилактикой психических расстройств. Давно не секрет, что все недуги возникают от расстройства нервной системы. Однако человечество в последнее время привыкло лечить болезни, а не предупреждать их. В напряженном ритме жизни, диктующем свои правила и условия, справиться со стрессовыми ситуациями и избежать депрессии — а значит сохранить здоровье — поможет разработанный мной танцевально-игровой тренинг, который стал результатом практической работы в области хореографии и исследовательской деятельности в направлении танцевальной терапии. В ходе двадцатилетней педагогической практики я находилась в постоянном поиске новых нестандартных форм проведения занятий. Я включала в уроки упражнения на импровизацию, на релаксацию, по сценическому движению, образные и танцевальные игры, которые были направлены на снятие внутреннего зажима и максимальное раскрытие внутреннего потенциала учеников. Я заметила, что многих из тех, кто посещает мои занятия, в меньшей степени интересует возможность научиться танцевать, и в большей — возможность оказаться в центре внимания, что свидетельствовало о дефиците положительных эмоций и возможности самовыражения в жизни. Другие ученики, которых я изначально считала менее способными, в процессе таких упражнений порой удивляли меня и раскрывались с совершенно Танцуйте на здоровье! неожиданной стороны. Скрытные и неактивные становились более общительными и уверенными в себе, новички быстрее адаптировались в коллективе. В результате работы я поняла, что такие упражнения несомненно имеют психотерапевтический эффект, и почувствовала необходимость расширить свои знания. Обратившись к опыту работы в области арт-терапии, психотерапии и изучив различные методики по танцевально-двигательной терапии, я разработала свой комплекс занятий на основе танцевальных игр. С тех пор для своих воспитанников я провожу ежемесячные танцевально-игровые тренинги. Ученики с нетерпением ждут таких занятий, боятся их пропустить. Свой метод я также апробировала на родителях учеников, коллегах, родственниках, друзьях. Результаты были поразительные! Многие с уверенностью утверждали, что избавились от чувства беспокойства й получили заряд положительных эмоций. Усовершенствовав свой метод, я провожу танцевально-игровые тренинги и семинары с разными категориями людей: педагогами, страховыми агентами, школьниками, воспитанниками кружков дополнительного образования и так далее. Тренинги стимулируют участников на проявление активности и инициативы в установлении и поддержании межличностных отношений, способствуют возникновению общих позитивных чувств, а также дают возможность творческому самовыражению. В этой книге я хочу поделиться своими знаниями и опытом работы со всеми, кому это может быть интересно. В первую очередь с педагогами дополнительного образования, воспитателями, организаторами досуга, психотерапевтами, психологами, социальными работниками, а также с танцорами, актерами, руководителями театральных студий и со всеми, кто хочет найти путь к внутренней и внешней гармонии. Надеюсь, полученная информация может быть полезной в разрешении самых разнообразных проблем как психологического, так и другого характера и внесет новую струю в вашу жизнь. Л. Раздрокина КНИГА ВАМ ПОМОЖЕТ: 1. Познакомиться с танцевальной терапией. 2. Узнать оригинальные методы высвобождения жизненной силы и безграничной энергии. 3. Сделать шаг к решению своих проблем. 5. Обогатить свою жизнь эмоционально. В КНИГЕ ВЫ НАЙДЕТЕ: 1. Верные пути к созданию хорошего настроения. 2. Высокоэффективные способы самовыражения. 3. Точную формулу достижения душевного равновесия. А также: 50 танцевальных игр. 3 универсальных тренинга, множество приемов и способов, помогающих повысить свой жизненный тонус с помощью танца и сохранить интерес к жизни! Раздел I ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Глава 1 Глава 2 Глава 3 ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ АРТ-ТЕРАПИИ Арт-терапия («лечение искусством») — относительно новая область в психотерапии. В ее основе лежит метод выявления и решения психологических проблем с помощью искусства. Проблема переводится на бессознательный уровень, фантазия и чувства развиваются через символическое выражение художественных форм, что способствует при рассеянном внимании внутренней свободе и раскрепощению. Не все чувства и переживания можно выразить с помощью слов. Арт-терапия позволяет выявить и проработать эмоции, которые человек привык подавлять, потому что по каким-либо причинам их трудно обсуждать вербально. Кстати говоря: «Чувства, которым не хватает слов, нуждаются в символике для раскрытия — живопись, музыка, танец», — писал К. Юнг. В своей теории «активного воображения» он доказал, что фантазия и креативность производят исцеляющий эффект. Искусство непосредственно связано с творчеством, а творчество — это универсальный способ проявления уникальной индивидуальности человека, возможность его самореализации и самоутверждения. Творческое действие, развивающее фантазию и креативность, приносит радость. Чувство удовлетворения, возникающее в результате выявления скрытых талантов и возможностей, имеет терапевтическое значение. «В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно-телесной стихии духом» (Н. А. Бердяев). Л. Раздрокина Арт-терапия облегчает процесс коммуникации, помогает адаптации человека в обществе. Арт-терапия — комплексное понятие, которое включает в себя следующие направления (Н. Оганесян, 2005): 1) танцевальную терапию; 2) музыкальную терапию; 3) телесно-двигательную терапию; 4) художественную терапию; 5) драма-терапию: 6) игровую терапию и песочную терапию. Танцетерапия стоит в одном ряду с художественной терапией, музыкальной и драма-терапией. Все эти направления получили общее название экспрессивных видов терапии, поскольку их объединяет то, что они задействуют художественно выражаемые эмоции как способы запустить исцеляющий креативный процесс. Кстати говоря: Экспрессия — это выразительность; яркое значительное проявление чувств, настроений, мыслей. Экспрессивное поведение было свойственно человеку еще в «доречевой эпохе» и представляло собой средство общения и взаимодействия (В. А. Лабунская, 1986). Экспрессивные терапии заставляют работать правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, воображение, в то время как левое полушарие — это вербальность, рациональность, логика (И. Цверлинг. 1989). Различные художественные формы — танец, живопись, музыка, драма заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, которые развивают его силу, укрепляют его «Я» и делают его способность чувствовать и переживать более глубокой (Э. Гренлюнд. 2005). Танцуйте на здоровье! Эти экспрессивные формы очень часто используются в сочетании: танец и движения могут иметь место в музыкальной терапии, танцевальная терапия и драма-терапия в качестве вспомогательного средства используют живопись. Общение через экспрессивные виды терапии зачастую бывает предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку спонтанное творчество позволяет докопаться до глубинных пластов внутренних конфликтов человека, приблизиться к пониманию его интересов и переживаний. «Арт-терапия —...это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности» (Л. Д. Лебедева. 2007). Некоторые специалисты называют здравоохранительную инновационную технологию арт-терапии альтернативной медициной. Если психологические проблемы еще не зашли слишком далеко и не приняли тяжелую форму расстройства психики, то лечить их целесообразнее, используя арт-терапевтические техники. ЛЕЧЕНИЕ ИСКУССТВОМ - ЭТО: — приятное и полезное занятие; — гарантия щадящих организм приемов и методов: — возможность устранения и причины, и следствия проблемы; — процесс, не имеющий побочных эффектов. В отличие от традиционной медицины, арт-терапия позволяет не только избавиться от психических недугов, но и приобрести положительный эстетический опыт и испытать радость творчества! ЧТО ЛУЧШЕ? Танцуйте на здоровье! Глава 4 танцевальнаятерапия втанцевальнойпедагогике, инаоборот Исходя из собственного многолетнего опыта танцевального педагога, я пришла к выводу, что сам по себе танец — это уже оздоровление. Однако четкая образовательная программа, где упражнения все время усложняются, а педагог постоянно исправляет неверные движения ученика, не дает полной свободы самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен. Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на импровизацию для развития образного мышления, снятия напряжения и усталости в группе, я заметила поразительные результаты: дети стали более раскрепощенными, артистичными, общительными. Это позволило мне в корне пересмотреть свое отношение к культуре танца, к его назначению в жизни человека. В ходе исследовательской деятельности я изучила опыт работы многих практических танцевальных терапевтов — М.Уайт-хаус, X. Пейн. Э. Ноак. Э. Гренлюнд. Н. Оганесян, Т. Шкурко — и могу сказать, что преподавание и терапия очень схожи и взаимосвязаны между собой. «Терапия может переходить в преподавание, а преподавание может производить терапевтический эффект» (Э. Гренлюнд, 2005).
Л. Раздрокина Кстати говоря: «Каждый хороший педагог — это своего рода психотерапевт, а каждый состоявшийся психотерапевт — в какой-то степени педагог» (автор). Многие теоретики и практики танцевальной терапии видят различие педагогики и терапии в целях, задачах, отношениях между преподавателем и учеником, терапевтом и клиентом, а также в конечном результате. Целью танцевального педагога является изучение специальной танцевальной техники, тренировка тела ученика как инструмента для подготовки к эстетической форме выражения в танце. Танцевальная терапия не учит движениям и танцевальным стилям, она пытается найти собственный спонтанно сымпровизированный танец для каждого в отдельности. Развитие эстетической формы не имеет большого значения, каждый танцует как может и как хочет, главным является раскрытие чувств посредством движения. Танцетерапевт может взять себе в помощь какие-либо танцевальные стили: джаз, бальный, народный танец и т. д.. разучив основные танцевальные шаги и их комбинации. И здесь в танцетерапии оказывается задействованным педагогический процесс. Однако акцент делается не на дисциплине танца, а на выражении эмоций через движение. В свою очередь танцевальный педагог, использующий в работе приемы танцевальной терапии, быстрее добьется нужных результатов, поможет своим ученикам в полной мере раскрыться и свободно чувствовать себя во время выступлений. Более подробный сравнительный анализ танцевальной терапии и танцевальной педагогики дает Э. Гренлюнд в книге «Танцевальная терапия» (2005). Танцуйте на здоровье! Глава 5 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ Структурной единицей танцевально-терапевтической работы является сессия, которая представляет собой каждое отдельное занятие: индивидуальное или групповое. Количество сессий в работе с одним пациентом или с группой зависит от целей и задач, поставленных танцевальным терапевтом, которые необходимо решить в психотерапевтическом процессе. Существуют различные приемы структурирования танцевально-терапевтической сессии. Рассмотрим наиболее известные из них. Трехчастная структура М. Чейз: 1) разогрев: 2) тема; 3) заключение. Пятичастная секция М. Левенталь: 1) физический и психический разогрев, расслабляющий физические и психические напряжения для того, чтобы пациент мог раскрыться; 2) схема, которая предлагается терапевтом или самим пациентом: 3) собирательность: упражнения, объединяющие в одном акте, переживании тело и психику; 4) сфокусированность вокруг главного — работа с установками: 5) окончание, часто с движением — совместный танец. Л. Раздрокина Танцевальная сессия Н. Оганесян: 1) корригирующая гимнастика и цигун-гимнастика: 2) танцевальная импровизация под заданную музыку или принесенную участниками группы; 3) релаксация; 4) рисование картин под ту же музыку, которая была использована для релаксации. Урок танцевальной игры Э. Гренлюнд: 1) разогрев, приветственные движения, упражнения на бег: 2) телесный тренинг — базовые упражнения и работа со всем телом; 3) танцевальные стили — полька, вальс, народные и современные танцы; 4) игра сдвижением — ритмическая игра: 5) понимание движенческих контрастов: большой — маленький, быстрый — медленный, длинный — короткий и т. д; 6) минута расслабления — индивидуальный отдых (релаксация); 7) свободные упражнения — игра с движением и импровизация; 8) заключение — упражнения на контактность. Кстати говоря: Отдельные танцевальные терапевты не составляют структурированной программы сессий и следуют за пациентом в ситуации «здесь и сейчас ». Танцуйте на здоровье! Глава 6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙТЕРАПИИ На сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Она вобрала в себя множество разных подходов и методов, что отражается в многообразии ее вариантов. Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии выделены Т. А. Шкурко: —использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Леф-ко. 1960); —использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак. 1992); —аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант. 2001); —целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон. 1992); —ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз); —кинестетическая эмпатия, т. е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Ру-дестам. 1990); —экспериментирование с движением и прикосновением, что позволяет осознать причины собственной ригидности и ограниченности (R Лабан. 1947. 1960), а также изучить потребность в контакте, поддержке, любви (Д. Мак-Нили, 1999); Л. Раздрокина —техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз. 1986); —использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер. 1992); —целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т. д.; —организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами, «подстрочного комментария» к движениям (X. Пейн. 1992). Танцевально-терапевтические техники направлены на эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, на достижение желаемых психологических изменений. Более подробно вышеперечисленные приемы и методы танцевальной терапии описаны Т. А. Шкурко в книге «Танцевально-экспрессивный тренинг» (2005). Кстати говоря: Большинство танцетерапевтов не придерживаются только одного метода, в своей работе они используют техники разных подходов, в том числе и другие виды арт-терапии. Танец в сочетании с игровой терапией представляет собой танцевальную игру, которая занимает центральное место в этой книге. Раздел II ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА В СИСТЕМЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Глава 1 POЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Для ребенка до пяти лет игра является основным способом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наиболее естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объектам. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение или поучение. Кстати говоря: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский). По мере того, как дети взрослеют, идут в школу, игра отодвигается на второй план и в большинстве случаев носит развлекательное назначение. Многие привыкли считать игру одной из форм организации досуга, забывая, что она носит воспитательный характер. От того, в какие игры играют наши дети, зависит, какими они вырастут: доброжелательными, внимательными или эгоистичными, агрессивными. Л.Раздрокина Не только дети, но и взрослые нуждаются в символической игре, которая включает воображение, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас». Кстати говоря: «Все моложе и моложе чувствует себя тот, кто вступает в мир воображения. Теперь он знает: это рассудок старил его душевно и делал таким негибким» (Р. Мейер). Социально-психологический подход к игре делает акцент на ее коммуникативной природе и рассматривает ее как отношение к миру, к себе, к другому человеку. Кроме того, игра является частью национальной культуры многих народов, развивает творческие способности и фантазию. Однако не все игры, которые предлагает современное общество, оказывают положительное влияние на нравственное развитие и психическое состояние человека. Но это уже другой разговор. О назначении и многообразии игр в жизни человека написано много книг, мы же подробно остановимся на танцевальной игре. Танцуйте на здоровье! Глава 2 понятие, цели, задачи, ФУНКЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИГРЫ Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра, основная цель которой — вовлечение участников тренинга в творческий, строящий взаимоотношения опыт. Что такое танцевальная игра? В моем понимании — это: игра + танцевальная импровизация + + предлагаемые обстоятельства Кстати говоря: Предлагаемые обстоятельства — это «вымыслы, дополняющие создаваемую душевную жизнь роли» (К. С. Станиславский). Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Кстати говоря: На протяжении тысячелетий танцевальные игры были частью жизни разных слоев общества. В правление Петра I была популярна танец-игра «Прогулка». Танцующие держались за носовые платки и пара за парой переходили из комнаты в комнату. Идущие в первой паре задавали то или иное танцевальное движение, и его повторяли остальные пары. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Л. Раздрокина Вызывая положительные эмоции, они являются в то же время серьезным делом, так как открывают возможность невербального обращения к внутренним проблемам, прямое обсуждение которых невозможно или затруднительно в силу каких-то причин. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА С одной стороны, помогает: — снять напряжение; — выплеснуть энергию; — переработать свою агрессию и страх; — осознать себя в предлагаемых обстоятельствах; — проиграть свои внешние и внутренние ощущения; — совместно пережить волнующие ситуации; — пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает: — коммуникативные качества; — проявление инициативы; — умение логически мыслить; — фантазию и воображение; — творческие способности. При проведении танцевальной игры используются разные виды общения:
Танцуйте на здоровье! Глава 3 Глава 4 ВИДЫ TАНЦЕВАЛЬНЫX ИГР Я бы разделила все танцевальные игры на две части: 1. Игры, в которых ведущий четко формулирует задачи или —ритмические игры; —«игры-повторялки»; —игры на перестроения в пространстве; —игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.). 2. Игры, построенные на импровизации, в которых веду —импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.); —импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.); —импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.); —контактные импровизации (в паре, в группе); —упражнения на релаксацию. Кстати говоря: Импровизация — это танец или актерская игра без предварительной подготовки, когда движение изобретается непосредственно во время исполнения. Танцевальные игры первого раздела в основном носят подготовительную функцию и призваны разогреть тело и открыть его для движения, а также разбудить эмоции. Л. Раздрокина Игры второго раздела предполагают полную свободу выражения чувств и ощущений. При конструировании танцевальной игры в танцетерапии используется метод интерпретации. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с разработкой конкретного упражнения, второй — с вариациями движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить участников попробовать выразить свои ощущения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д. При проведении танцевальных игр в ТТ чаще всего используется круговое построение. История дает нам сведения, что круг издавна считался самой безопасной зоной, формирующей доброжелательную атмосферу, в которой активизируются эмоциональные процессы дружеского отношения, сочувствия, поддержки, одобрения. Мифология рассматривает круг как символ гармонии. Круг способствует объединению группы и формированию благоприятных взаимоотношений между ее участниками. Танцуйте на здоровье! Глава 5 ОПИСАНИЕ TАНЦЕВАЛЬНЫX ИГР, РЕКОМЕНДУЕМЫХ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Предложенные ниже танцевальные игры являются лишь небольшой частью тех упражнений, которые я использую в своей профессиональной практике. Большинство из них я придумала сама, другие сконструировала на основе уже известных игр. Каждая представленная здесь игра — это пример того, как можно любое, даже очень простое упражнение, провести в интересной занимательной форме. Игра 1. «ТАНЦУЕМ СИДЯ» Это «игра-повторялка» (или «зеркальный танец»). Участники садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: —«смотрим по сторонам» (упражнение для головы); —«удивляемся» (упражнение для плеч); —«ловим комара» (хлопок под коленом); —«притаптываем землю» (притопы) и т. д. Игра проводится обычно в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начать двигаться можно в положении сидя. Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу. Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема 1 (здесь и далее см. стр. 58-62). Л.Раздрокина ______________________________________ Игра 2. «ТРАНСФОРМЕР» Ведущий дает команды: —построиться в колонну, шеренгу, диагональ; —сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга; —сделать два круга — круг в круге; —встать по парам, тройкам и т. д. Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (например, на счет до пяти; до десяти). Цель; побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве. Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм. Расположение участников на площадке: схемы 29, 3. 30. 42.13. Игра 3. «ЦЕПОЧКА» Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест; за руки, под руки и т. д. При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту — ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др. Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе. Музыка: любая ритмичная (можно «диско»), темп умеренно-средний. Расположение участников на площадке: схема 7. Танцуйте на здоровье! Игра 4. «СТОП-КАДР» Участники располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают: 1-й вариант — в разных позах, представляя собой скульптуру: 2-й вариант — с улыбкой на лице. Ведущий делает комментарий; после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз). Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок». Цель: снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств. Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый. Расположение участников на площадке: схема 8. Игра 5. «ИЩЕМ ДРУГА» Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз). Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт: развить чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 8.13. Игра 7. «КРЫЛЬЯ» На первом этапе участники «отзеркаливают» ведущего, который имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворотом и т. д.). На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя между собой. Пока одни танцуют — другие наблюдают, и наоборот. Игра обычно проводится после активного тренинга. Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений. Музыка: спокойная, медленная (например, инструментальные композиции В. Зинчука или джазовые композиции). Расположение участников на площадке: схемы 8.27,28. Игра 8. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» Участники располагаются по всей площадке, принимая статичное положение (стоят, сложив «крылья», или приседают на корточки). Ведущий (исполняя роль феи или волшебника) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает. Ведущий дает комментарий, стимулируя проявление индивидуальности. Танцуйте на здоровье! Цель: осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения: развить умение импровизировать. Музыка: вальс (например, вальсы И. Штрауса), темп средний или умеренно-быстрый. Реквизит: «волшебная палочка». Расположение участников на площадке: схема 16,17. Игра 9. «ВЕСЕЛЫЙ ПОХОД» Участники строятся колонной и двигаются змейкой. Стоящий во главе колонны (командир отряда) показывает при этом какое-то движение, о
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.013 с.) |