Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танцевально-игровые тренинги

Поиск

Л. Л. Раздрокина

ТАНЦУЙТЕ

НА ЗДОРОВЬЕ!

Танцевально-игровые тренинги

снятие напряжения и стресса;

возможность самовыражения;

обретение уверенности в себе

Ростов-на-Дону

«Феникс»


УДК 793.3:159.9 ББК 85.32+88.37 КТК 0161 Р17

Раздрокина Л. Л.

Р17 Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тре­нинги / Л. Л. Раздрокина. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 157, [1] с: ил. — (Психологический прак­тикум).

ISBN 978-5-222-12619-6

Автор на основе собственной практики в области танцевальной терапии делится опытом, анализирует, предлагает новые формы работы.

Книга содержит основные теоретические положе­ния и практические упражнения, которые помогут са­мостоятельно разрабатывать программы танцеваль­но-игрового тренинга, способствующего снятию напряжения, обретению уверенности в себе, возмож­ности самовыражения людям разных возрастных и со­циальных категорий.

Книга может быть полезна танцевальным педаго­гам, психотерапевтам, психологам, социальным работ­никам, организаторам досуга, представителям творчес­ких профессий, а также заботливым родителям и всем, кто хочет жить в гармонии с самим собой и окружаю­щим миром.

УДК 793.3:159.9
ISBN 978-5-222-12619-6 ББК 85.32+88.37

© Раздрокина Л. Л., 2007

© ООО «Феникс»: оформление, 2007


Посвящается Савченко Людмиле Владимировне, которая открыла для меня мир танца, что дало мне возможность увидеть жизнь в ярких красках и понять свое предназначение.

Мне хочется все время танцевать! Мазурку, танго, в вальсе закружиться. Безудержно чечетку отбивать — Пусть этот танец бесконечно длится!

Мне хочется все время танцевать! Под звуки флейты, саксофона, скрипки Своей энергией и страстью заражать. Срывать аплодисменты и улыбки!

Мне хочется все время танцевать! Отбросив прочь тревоги и сомненья. Импровизировать, порою удивлять И быть всегда в плену у вдохновенья!

Обавторе

Когда родители впервые привели маленькую Ларису в танце­вальный коллектив, они и представить себе не могли, во что это выльется. Лариса забросила другие увлечения и все больше вре­мени стала проводить в хореографическом классе. Однажды мама спросила, что Ларисе нравится в танце больше всего? «Откры­вать саму себя, — ответила девочка, — такую, какая я есть».

Танец стал образом ее жизни, в девятилетнем возрасте в своем дневнике она написала:

«Не могу ни есть, ни спать... Тянет только танцевать!

В школе прозвенит звонок — Я уже тяну носок.


Л. Раздрокина

Пока с лестницы бежала. То чечетку отбивала.

Если в магазин иду — Тут же полька на ходу.

Ежедневно за обедом

Мы приплясываем с дедом.

Только сяду за уроки — Носик выше, руки в боки.

Географию учу — Одновременно верчу.

Вычисляю алгоритм — Отбиваю тут же ритм.

А историю листаю — Плавно шею прогибаю.

Только лягу я в кровать — Снова тянет танцевать!»

Лариса Раздрокина — опытный педагог, режиссер с крас­ным дипломом, модный хореограф в модном мире танца. Лари­са организует и проводит праздники, делает хореографические постановки, работает в новой индустрии психологии танца — танцетерапии.

Разработанный ею танцевально-игровой тренинг творит чудеса, действуя как мощный антидепрессант. Актерский талант автора и одновременно тренера помогает организовать процесс самовыражения по сценическим законам перевоплощения; в никуда уходят страхи, снижается уровень агрессии, открыва­ется талант «понимать себя», управлять своими эмоциями.


Танцуйте на здоровье!

Игра в танец у Ларисы Раздрокиной сделана в стиле «art-glamour-sportiv»: насыщенные тренинги, авторские приемы, нео­бычные идеи, веселая режиссерская фантазия, способная на любые профессиональные проделки. Все занятия и тренинги составлены только из качественно оригинального материала, по продуманным мастером методическим лекалам.

Коллекция танцевальных идей, лежащая в основе новой техники психотерапии, в гениальном содружестве с музыкаль­ными шедеврами действует непостижимо оптимистично на лю­бой возраст, пол, национальность, помогает сбросить оковы ог­раниченности и рутины, изгнать скуку, лень и уныние.

Глубинные знания физиологии и психологии человека, а также мастерство создателя программы осуществляют «ско­рую помощь» по восстановлению здорового смеха. Волна тера­певтического эффекта обрушивается на вас уже при первом зна­комстве, заставляя забыть «кто я», «где я», оставляя лишь мало привычное «мне очень хорошо».

Новая для россиян психотренинговая техника через танцевальное движение призвана не только помочь в преодо­лении депрессивного состояния и повышении жизненного тонуса, но и предназначена для ярких, стильных людей, кото­рым нравятся действительно оригинальные и модные пути личностного роста, самопознания, поддержания психической и физической формы.

Танцевально-игровой тренинг Ларисы Раздрокиной — это беспрецедентно талантливо, невероятно перспективно, бесспор­но положительно!

Анна Полтавская


Вступление

Дорогой читатель!

Ты открыл мою книгу, и я рада встрече с тобой!

Ответь, пожалуйста, на вопрос: «Знаешь ли ты универсаль­ный способ поднять настроение?» Если твой ответ «да», значит ты уверенный в себе, самодостаточный человек, и это прекрас­но! Если твой ответ отрицательный — не расстраивайся, я поде­люсь с тобой своим опытом.

Есть немало приемов на пути к созданию хорошего настро­ения. Я предлагаю свой способ, который мог бы служить ката­лизатором положительных эмоций и профилактикой психичес­ких расстройств.

Давно не секрет, что все недуги возникают от расстройства нервной системы. Однако человечество в последнее время при­выкло лечить болезни, а не предупреждать их. В напряженном ритме жизни, диктующем свои правила и условия, справиться со стрессовыми ситуациями и избежать депрессии — а значит сохранить здоровье — поможет разработанный мной танце­вально-игровой тренинг, который стал результатом практи­ческой работы в области хореографии и исследовательской деятельности в направлении танцевальной терапии.

В ходе двадцатилетней педагогической практики я находи­лась в постоянном поиске новых нестандартных форм проведе­ния занятий. Я включала в уроки упражнения на импровиза­цию, на релаксацию, по сценическому движению, образные и танцевальные игры, которые были направлены на снятие внут­реннего зажима и максимальное раскрытие внутреннего потен­циала учеников.

Я заметила, что многих из тех, кто посещает мои занятия, в меньшей степени интересует возможность научиться танце­вать, и в большей — возможность оказаться в центре внимания, что свидетельствовало о дефиците положительных эмоций и воз­можности самовыражения в жизни. Другие ученики, которых я изначально считала менее способными, в процессе таких уп­ражнений порой удивляли меня и раскрывались с совершенно


Танцуйте на здоровье!

неожиданной стороны. Скрытные и неактивные становились более общительными и уверенными в себе, новички быстрее адаптировались в коллективе.

В результате работы я поняла, что такие упражнения несом­ненно имеют психотерапевтический эффект, и почувствовала необходимость расширить свои знания. Обратившись к опыту работы в области арт-терапии, психотерапии и изучив различ­ные методики по танцевально-двигательной терапии, я разра­ботала свой комплекс занятий на основе танцевальных игр. С тех пор для своих воспитанников я провожу ежемесячные танцевально-игровые тренинги. Ученики с нетерпением ждут таких занятий, боятся их пропустить.

Свой метод я также апробировала на родителях учеников, коллегах, родственниках, друзьях. Результаты были поразитель­ные! Многие с уверенностью утверждали, что избавились от чувства беспокойства й получили заряд положительных эмоций.

Усовершенствовав свой метод, я провожу танцевально-иг­ровые тренинги и семинары с разными категориями людей: педагогами, страховыми агентами, школьниками, воспитанни­ками кружков дополнительного образования и так далее. Тре­нинги стимулируют участников на проявление активности и инициативы в установлении и поддержании межличностных отношений, способствуют возникновению общих позитивных чувств, а также дают возможность творческому самовыражению.

В этой книге я хочу поделиться своими знаниями и опытом работы со всеми, кому это может быть интересно. В первую оче­редь с педагогами дополнительного образования, воспитателя­ми, организаторами досуга, психотерапевтами, психологами, социальными работниками, а также с танцорами, актерами, ру­ководителями театральных студий и со всеми, кто хочет найти путь к внутренней и внешней гармонии.

Надеюсь, полученная информация может быть полезной в разрешении самых разнообразных проблем как психологи­ческого, так и другого характера и внесет новую струю в вашу жизнь.


Л. Раздрокина

КНИГА ВАМ ПОМОЖЕТ:

1. Познакомиться с танцевальной терапией.

2. Узнать оригинальные методы высвобождения жизнен­ной силы и безграничной энергии.

3. Сделать шаг к решению своих проблем.
А. Обрести уверенность в себе.

5. Обогатить свою жизнь эмоционально.

В КНИГЕ ВЫ НАЙДЕТЕ:

1. Верные пути к созданию хорошего настроения.

2. Высокоэффективные способы самовыражения.

3. Точную формулу достижения душевного равновесия.

А также:

50 танцевальных игр. 3 универсальных тренинга, множе­ство приемов и способов, помогающих повысить свой жизнен­ный тонус с помощью танца и сохранить интерес к жизни!


Раздел I

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ

ТЕРАПИИ

Глава 1

Глава 2

Глава 3

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ АРТ-ТЕРАПИИ

Арт-терапия («лечение искусством») — относительно новая область в психотерапии. В ее основе лежит метод выявления и решения психологических проблем с помощью искусст­ва. Проблема переводится на бессознательный уровень, фан­тазия и чувства развиваются через символическое выражение художественных форм, что способствует при рассеянном вни­мании внутренней свободе и раскрепощению.

Не все чувства и переживания можно выразить с помощью слов. Арт-терапия позволяет выявить и проработать эмоции, которые человек привык подавлять, потому что по каким-либо причинам их трудно обсуждать вербально.

Кстати говоря:

«Чувства, которым не хватает слов, нуждаются в символике для раскрытия — живопись, музыка, танец», — писал К. Юнг. В своей теории «активного воображения» он доказал, что фантазия и креативность производят исцеляющий эффект.

Искусство непосредственно связано с творчеством, а твор­чество — это универсальный способ проявления уникальной индивидуальности человека, возможность его самореализации и самоутверждения. Творческое действие, развивающее фанта­зию и креативность, приносит радость. Чувство удовлетворения, возникающее в результате выявления скрытых талантов и воз­можностей, имеет терапевтическое значение. «В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно-телесной стихии духом» (Н. А. Бердяев).


Л. Раздрокина

Арт-терапия облегчает процесс коммуникации, помогает адаптации человека в обществе.

Арт-терапия — комплексное понятие, которое включает в себя следующие направления (Н. Оганесян, 2005):

1) танцевальную терапию;

2) музыкальную терапию;

3) телесно-двигательную терапию;

4) художественную терапию;

5) драма-терапию:

6) игровую терапию и песочную терапию.

Танцетерапия стоит в одном ряду с художественной тера­пией, музыкальной и драма-терапией. Все эти направления по­лучили общее название экспрессивных видов терапии, посколь­ку их объединяет то, что они задействуют художественно выражаемые эмоции как способы запустить исцеляющий кре­ативный процесс.

Кстати говоря:

Экспрессия — это выразительность; яркое значи­тельное проявление чувств, настроений, мыслей. Экс­прессивное поведение было свойственно человеку еще в «доречевой эпохе» и представляло собой средство общения и взаимодействия (В. А. Лабунская, 1986).

Экспрессивные терапии заставляют работать правое полу­шарие мозга, отвечающее за интуицию, воображение, в то время как левое полушарие — это вербальность, рациональность, логи­ка (И. Цверлинг. 1989). Различные художественные формы — танец, живопись, музыка, драма заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, которые развивают его силу, укрепляют его «Я» и делают его способность чувствовать и переживать более глубокой (Э. Гренлюнд. 2005).


Танцуйте на здоровье!

Эти экспрессивные формы очень часто используются в со­четании: танец и движения могут иметь место в музыкальной терапии, танцевальная терапия и драма-терапия в качестве вспо­могательного средства используют живопись.

Общение через экспрессивные виды терапии зачастую бывает предпочтительнее вербальной коммуникации, посколь­ку спонтанное творчество позволяет докопаться до глубинных пластов внутренних конфликтов человека, приблизиться к по­ниманию его интересов и переживаний.

«Арт-терапия —...это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива сред­ствами художественной деятельности» (Л. Д. Лебедева. 2007). Некоторые специалисты называют здравоохранительную инно­вационную технологию арт-терапии альтернативной медициной. Если психологические проблемы еще не зашли слишком далеко и не приняли тяжелую форму расстройства психики, то лечить их целесообразнее, используя арт-терапевтические техники.

ЛЕЧЕНИЕ ИСКУССТВОМ - ЭТО:

— приятное и полезное занятие;

гарантия щадящих организм приемов и методов:

— возможность устранения и причины,

и следствия проблемы;

процесс, не имеющий побочных эффектов.

В отличие от традиционной медицины, арт-терапия позво­ляет не только избавиться от психических недугов, но и при­обрести положительный эстетический опыт и испытать радость творчества!


ЧТО ЛУЧШЕ?


Танцуйте на здоровье!

Глава 4

танцевальнаятерапия

втанцевальнойпедагогике, инаоборот

Исходя из собственного многолетнего опыта танцеваль­ного педагога, я пришла к выводу, что сам по себе танец — это уже оздоровление. Однако четкая образовательная програм­ма, где упражнения все время усложняются, а педагог посто­янно исправляет неверные движения ученика, не дает полной свободы самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен.

Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на имп­ровизацию для развития образного мышления, снятия напряже­ния и усталости в группе, я заметила поразительные результаты: дети стали более раскрепощенными, артистичными, общитель­ными. Это позволило мне в корне пересмотреть свое отношение к культуре танца, к его назначению в жизни человека.

В ходе исследовательской деятельности я изучила опыт работы многих практических танцевальных терапевтов — М.Уайт-хаус, X. Пейн. Э. Ноак. Э. Гренлюнд. Н. Оганесян, Т. Шкурко — и могу сказать, что преподавание и терапия очень схожи и вза­имосвязаны между собой. «Терапия может переходить в препо­давание, а преподавание может производить терапевтический эффект» (Э. Гренлюнд, 2005).



ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 



Л. Раздрокина

Кстати говоря:

«Каждый хороший педагог — это своего рода психо­терапевт, а каждый состоявшийся психотерапевтв какой-то степени педагог» (автор).

Многие теоретики и практики танцевальной терапии видят различие педагогики и терапии в целях, задачах, отношениях между преподавателем и учеником, терапевтом и клиентом, а также в конечном результате.

Целью танцевального педагога является изучение специаль­ной танцевальной техники, тренировка тела ученика как инстру­мента для подготовки к эстетической форме выражения в танце.

Танцевальная терапия не учит движениям и танцевальным стилям, она пытается найти собственный спонтанно сымпрови­зированный танец для каждого в отдельности. Развитие эстети­ческой формы не имеет большого значения, каждый танцует как может и как хочет, главным является раскрытие чувств посред­ством движения.

Танцетерапевт может взять себе в помощь какие-либо танцевальные стили: джаз, бальный, народный танец и т. д.. ра­зучив основные танцевальные шаги и их комбинации. И здесь в танцетерапии оказывается задействованным педагогический процесс. Однако акцент делается не на дисциплине танца, а на выражении эмоций через движение.

В свою очередь танцевальный педагог, использующий в работе приемы танцевальной терапии, быстрее добьется нуж­ных результатов, поможет своим ученикам в полной мере рас­крыться и свободно чувствовать себя во время выступлений.

Более подробный сравнительный анализ танцевальной терапии и танцевальной педагогики дает Э. Гренлюнд в книге «Танцевальная терапия» (2005).


Танцуйте на здоровье!

Глава 5

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

ТАНЦЕВАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ

СЕССИИ

Структурной единицей танцевально-терапевтической рабо­ты является сессия, которая представляет собой каждое отдель­ное занятие: индивидуальное или групповое. Количество сес­сий в работе с одним пациентом или с группой зависит от целей и задач, поставленных танцевальным терапевтом, которые не­обходимо решить в психотерапевтическом процессе.

Существуют различные приемы структурирования танце­вально-терапевтической сессии. Рассмотрим наиболее извест­ные из них.

Трехчастная структура М. Чейз:

1) разогрев:

2) тема;

3) заключение.

Пятичастная секция М. Левенталь:

1) физический и психический разогрев, расслабляющий физические и психические напряжения для того, чтобы паци­ент мог раскрыться;

2) схема, которая предлагается терапевтом или самим па­циентом:

3) собирательность: упражнения, объединяющие в одном акте, переживании тело и психику;

4) сфокусированность вокруг главного — работа с установ­ками:

5) окончание, часто с движением — совместный танец.


Л. Раздрокина

Танцевальная сессия Н. Оганесян:

1) корригирующая гимнастика и цигун-гимнастика:

2) танцевальная импровизация под заданную музыку или принесенную участниками группы;

3) релаксация;

4) рисование картин под ту же музыку, которая была ис­пользована для релаксации.

Урок танцевальной игры Э. Гренлюнд:

1) разогрев, приветственные движения, упражнения на бег:

2) телесный тренинг — базовые упражнения и работа со всем телом;

3) танцевальные стили — полька, вальс, народные и совре­менные танцы;

4) игра сдвижением — ритмическая игра:

5) понимание движенческих контрастов: большой — малень­кий, быстрый — медленный, длинный — короткий и т. д;

6) минута расслабления — индивидуальный отдых (релак­сация);

7) свободные упражнения — игра с движением и импрови­зация;

8) заключение — упражнения на контактность.

Кстати говоря:

Отдельные танцевальные терапевты не состав­ляют структурированной программы сессий и следу­ют за пациентом в ситуации «здесь и сейчас ».


Танцуйте на здоровье!

Глава 6

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙТЕРАПИИ

На сегодняшний день единой теории танцевальной тера­пии не существует. Она вобрала в себя множество разных под­ходов и методов, что отражается в многообразии ее вариантов.

Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии выделены Т. А. Шкурко:

—использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Леф-ко. 1960);

—использование кругового группового танца, где он выпол­няет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак. 1992);

—аутентичное движение, где один человек с закрытыми гла­зами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутрен­ним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне дви­гательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант. 2001);

—целенаправленный выбор музыки, которая должна сти­мулировать и поддерживать свободную импровизацию и меж­личностное взаимодействие (К. Стантон. 1992);

—ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз);

—кинестетическая эмпатия, т. е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Ру-дестам. 1990);

—экспериментирование с движением и прикосновением, что позволяет осознать причины собственной ригидности и ог­раниченности (R Лабан. 1947. 1960), а также изучить потреб­ность в контакте, поддержке, любви (Д. Мак-Нили, 1999);


Л. Раздрокина

—техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз. 1986);

—использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целост­ности группы (М. Стейнер. 1992);

—целенаправленный выбор темы танцевальных упражне­ний, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсаль­ные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т. д.;

—организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами, «подстрочного коммента­рия» к движениям (X. Пейн. 1992).

Танцевально-терапевтические техники направлены на эмо­циональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, на достижение желаемых психологических изменений.

Более подробно вышеперечисленные приемы и методы танцевальной терапии описаны Т. А. Шкурко в книге «Танцеваль­но-экспрессивный тренинг» (2005).

Кстати говоря:

Большинство танцетерапевтов не придержива­ются только одного метода, в своей работе они исполь­зуют техники разных подходов, в том числе и другие виды арт-терапии.

Танец в сочетании с игровой терапией представляет собой танцевальную игру, которая занимает центральное место в этой книге.


Раздел II

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА

В СИСТЕМЕ

ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Глава 1

POЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Для ребенка до пяти лет игра является основным спосо­бом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наи­более естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объек­там. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффек­тивный и значимый, чем простое объяснение или поучение.

Кстати говоря:

«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощу­щениями вообще» (К. Д. Ушинский).

По мере того, как дети взрослеют, идут в школу, игра ото­двигается на второй план и в большинстве случаев носит раз­влекательное назначение.

Многие привыкли считать игру одной из форм организа­ции досуга, забывая, что она носит воспитательный характер. От того, в какие игры играют наши дети, зависит, какими они вырастут: доброжелательными, внимательными или эгоистич­ными, агрессивными.


Л.Раздрокина

Не только дети, но и взрослые нуждаются в символической игре, которая включает воображение, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас».

Кстати говоря:

«Все моложе и моложе чувствует себя тот, кто вступает в мир воображения. Теперь он знает: это рассудок старил его душевно и делал таким негибким» (Р. Мейер).

Социально-психологический подход к игре делает акцент на ее коммуникативной природе и рассматривает ее как отно­шение к миру, к себе, к другому человеку. Кроме того, игра явля­ется частью национальной культуры многих народов, развива­ет творческие способности и фантазию.

Однако не все игры, которые предлагает современное об­щество, оказывают положительное влияние на нравственное развитие и психическое состояние человека. Но это уже другой разговор. О назначении и многообразии игр в жизни человека написано много книг, мы же подробно остановимся на танце­вальной игре.


Танцуйте на здоровье!

Глава 2

понятие, цели, задачи,

ФУНКЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИГРЫ

Одной из составляющих танцетерапии является танцеваль­ная игра, основная цель которой — вовлечение участников тре­нинга в творческий, строящий взаимоотношения опыт.

Что такое танцевальная игра? В моем понимании — это:

игра + танцевальная импровизация + + предлагаемые обстоятельства

Кстати говоря:

Предлагаемые обстоятельства — это «вымыс­лы, дополняющие создаваемую душевную жизнь роли» (К. С. Станиславский).

Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения.

Кстати говоря:

На протяжении тысячелетий танцевальные игры были частью жизни разных слоев общества. В правле­ние Петра I была популярна танец-игра «Прогулка». Танцующие держались за носовые платки и пара за па­рой переходили из комнаты в комнату. Идущие в первой паре задавали то или иное танцевальное движение, и его повторяли остальные пары.

Танцевальные игры в системе танцевальной терапии стро­ятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств.


Л. Раздрокина

Вызывая положительные эмоции, они являются в то же время серьезным делом, так как открывают возможность невербально­го обращения к внутренним проблемам, прямое обсуждение ко­торых невозможно или затруднительно в силу каких-то причин.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА

С одной стороны, помогает:

— снять напряжение;

— выплеснуть энергию;

— переработать свою агрессию и страх;

— осознать себя в предлагаемых обстоятельствах;

— проиграть свои внешние и внутренние ощущения;

— совместно пережить волнующие ситуации;

— пробудить положительные эмоции.

С другой стороны, развивает:

— коммуникативные качества;

— проявление инициативы;

— умение логически мыслить;

— фантазию и воображение;

— творческие способности.

При проведении танцевальной игры используются разные виды общения:

 

ВЕРБАЛЬНОЕ (словесное): НЕВЕРБАЛЬНОЕ (визуальное):
объяснение условий проведения игры; «язык движений»;
речевые указания (начало и окончание движения, направление, повторение и т. д.; специфические жесты (направление движения, аплодисменты);
комментарий (поощрение). мимика (улыбка, кивок).

Танцуйте на здоровье!

Глава 3

Глава 4

ВИДЫ TАНЦЕВАЛЬНЫX ИГР

Я бы разделила все танцевальные игры на две части:

1. Игры, в которых ведущий четко формулирует задачи или
сам показывает, что нужно делать, а участники «отзеркалива­
ют» его движения:

—ритмические игры;

—«игры-повторялки»;

—игры на перестроения в пространстве;

—игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.).

2. Игры, построенные на импровизации, в которых веду­
щий тренинга только объясняет условия игры и дает необходи­
мые инструкции:

—импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);

—импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с вее­ром, со шляпой, с куклой и т. д.);

—импровизации на заданное действие и смену предлагае­мых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);

—контактные импровизации (в паре, в группе);

—упражнения на релаксацию.

Кстати говоря:

Импровизация — это танец или актерская игра без предварительной подготовки, когда движение изобретается непосредственно во время исполнения.

Танцевальные игры первого раздела в основном носят под­готовительную функцию и призваны разогреть тело и открыть его для движения, а также разбудить эмоции.


Л. Раздрокина

Игры второго раздела предполагают полную свободу вы­ражения чувств и ощущений.

При конструировании танцевальной игры в танцетерапии используется метод интерпретации. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с разработкой конкрет­ного упражнения, второй — с вариациями движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагае­мых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполне­ния). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить участников попробовать выразить свои ощу­щения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д.

При проведении танцевальных игр в ТТ чаще всего исполь­зуется круговое построение. История дает нам сведения, что круг издавна считался самой безопасной зоной, формирующей доброжелательную атмосферу, в которой активизируются эмо­циональные процессы дружеского отношения, сочувствия, под­держки, одобрения. Мифология рассматривает круг как сим­вол гармонии. Круг способствует объединению группы и формированию благоприятных взаимоотношений между ее участниками.


Танцуйте на здоровье!

Глава 5

ОПИСАНИЕ TАНЦЕВАЛЬНЫX ИГР,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ

В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Предложенные ниже танцевальные игры являются лишь небольшой частью тех упражнений, которые я использую в сво­ей профессиональной практике. Большинство из них я приду­мала сама, другие сконструировала на основе уже известных игр. Каждая представленная здесь игра — это пример того, как можно любое, даже очень простое упражнение, провести в ин­тересной занимательной форме.

Игра 1. «ТАНЦУЕМ СИДЯ»

Это «игра-повторялка» (или «зеркальный танец»). Участни­ки садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий си­дит в центре зала и показывает разные движения для всех час­тей тела, давая установку:

—«смотрим по сторонам» (упражнение для головы);

—«удивляемся» (упражнение для плеч);

—«ловим комара» (хлопок под коленом);

—«притаптываем землю» (притопы) и т. д.

Игра проводится обычно в начале занятия и является час­тью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начать двигаться можно в положении сидя.

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема 1 (здесь и далее см. стр. 58-62).


Л.Раздрокина ______________________________________

Игра 2. «ТРАНСФОРМЕР»

Ведущий дает команды:

—построиться в колонну, шеренгу, диагональ;

—сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;

—сделать два круга — круг в круге;

—встать по парам, тройкам и т. д.

Таким образом, группа «трансформируется», принимая раз­личные фигуры и положения. При этом можно усложнить зада­ние и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, коша­чьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (на­пример, на счет до пяти; до десяти).

Цель; побудить участников к взаимодействию и взаимопо­ниманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.

Расположение участников на площадке: схемы 29, 3. 30. 42.13.

Игра 3. «ЦЕПОЧКА»

Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, на­крест; за руки, под руки и т. д.

При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту — ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.

Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и вза­имодействия в группе.

Музыка: любая ритмичная (можно «диско»), темп умерен­но-средний.

Расположение участников на площадке: схема 7.


Танцуйте на здоровье!

Игра 4. «СТОП-КАДР»

Участники располагаются по всему залу в хаотичном по­рядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:

1-й вариант — в разных позах, представляя собой скульп­туру:

2-й вариант — с улыбкой на лице.

Ведущий делает комментарий; после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз).

Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».

Цель: снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств.

Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый.

Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 5. «ИЩЕМ ДРУГА»

Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож­дение в контакт: развить чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 8.13.

Игра 7. «КРЫЛЬЯ»

На первом этапе участники «отзеркаливают» ведущего, ко­торый имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворо­том и т. д.).

На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя меж­ду собой. Пока одни танцуют — другие наблюдают, и наоборот.

Игра обычно проводится после активного тренинга.

Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.

Музыка: спокойная, медленная (например, инструменталь­ные композиции В. Зинчука или джазовые композиции).

Расположение участников на площадке: схемы 8.27,28.

Игра 8. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Участники располагаются по всей площадке, принимая ста­тичное положение (стоят, сложив «крылья», или приседают на корточки).

Ведущий (исполняя роль феи или волшебника) поочеред­но дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает.

Ведущий дает комментарий, стимулируя проявление инди­видуальности.


Танцуйте на здоровье!

Цель: осознать свои танцевальные особенности и возмож­ность самовыражения: развить умение импровизировать.

Музыка: вальс (например, вальсы И. Штрауса), темп сред­ний или умеренно-быстрый.

Реквизит: «волшебная палочка».

Расположение участников на площадке: схема 16,17.

Игра 9. «ВЕСЕЛЫЙ ПОХОД»

Участники строятся колонной и двигаются змейкой. Сто­ящий во главе колонны (командир отряда) показывает при этом какое-то движение, о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.013 с.)