Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра как способ самовыражения

Поиск

Танцевальная игра может быть сильным терапевтическим средством, которое способствует раскрытию личности. Движени­ем в танце можно передать радость, боль, грусть, горе, злобу, аг­рессию. Танцевальная игра в системе танцевальной терапии — это особая форма экспрессивного поведения человека, которая «открывает границы» всем, в особенности тем. кто имеет пробле­мы в общении, кто отгорожен от мира (Э. Гренлюнд).

Танец на занятиях танцетерапии — основная форма само­выражения и общения, поэтому все приемы должны быть до­ступны для выполнения и не препятствовать полной свободе движений. Участник тренинга не должен бояться, что может что-то сделать неправильно, так как главное — не техника исполне­ния, а выражение эмоций через движение.

Танцевальная игра погружает в мир образов и чувств, дви­жения несут символическую форму повествования. Предлагае­мые обстоятельства помогают проиграть свои внешние и внут­ренние ощущения, развить эстетические чувства и получить сенсорное удовлетворение и радость от ощущения собственно­го тела. Все это способствует установлению в организме ритми­ческого баланса и энергетической гармонии.

При создании благоприятной располагающей обстановки на занятии в процессе танцевальной игры может раскрыться природный талант, о котором участник прежде и не подозревал. В результате возникает ощущение праздника от испытанных положительных эмоций.

Кстати говоря:

«Высшее наслаждение состоит в том, чтобы быть довольным самим собой» (Ж.-Ж. Руссо).


Л. Раздрокина

Неважно сколько вам лет, какая у вас фигура и какое со­циальное положение в обществе вы занимаете, на танцполе равны все — у каждого есть возможность вырасти в своих гла­зах и глазах окружающих, что дает уверенность в себе и повы­шает самооценку. Кроме того, никогда не поздно открыть в себе новые способности. Когда дается выход творческому началу, высвобождается огромная сила для изменения жизни в луч­шую сторону.

Кстати говоря:

«Секрет жизни не в том, чтобы открывать новые земли, а в том, чтобы видеть мир новыми глазами» (М. Пруст).


Танцуйте на здоровье!

Глава 4

ВИДЫ TАНЦЕВАЛЬНЫX ИГР

Я бы разделила все танцевальные игры на две части:

1. Игры, в которых ведущий четко формулирует задачи или
сам показывает, что нужно делать, а участники «отзеркалива­
ют» его движения:

—ритмические игры;

—«игры-повторялки»;

—игры на перестроения в пространстве;

—игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.).

2. Игры, построенные на импровизации, в которых веду­
щий тренинга только объясняет условия игры и дает необходи­
мые инструкции:

—импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);

—импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с вее­ром, со шляпой, с куклой и т. д.);

—импровизации на заданное действие и смену предлагае­мых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);

—контактные импровизации (в паре, в группе);

—упражнения на релаксацию.

Кстати говоря:

Импровизация — это танец или актерская игра без предварительной подготовки, когда движение изобретается непосредственно во время исполнения.

Танцевальные игры первого раздела в основном носят под­готовительную функцию и призваны разогреть тело и открыть его для движения, а также разбудить эмоции.


Л. Раздрокина

Игры второго раздела предполагают полную свободу вы­ражения чувств и ощущений.

При конструировании танцевальной игры в танцетерапии используется метод интерпретации. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с разработкой конкрет­ного упражнения, второй — с вариациями движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагае­мых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполне­ния). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить участников попробовать выразить свои ощу­щения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д.

При проведении танцевальных игр в ТТ чаще всего исполь­зуется круговое построение. История дает нам сведения, что круг издавна считался самой безопасной зоной, формирующей доброжелательную атмосферу, в которой активизируются эмо­циональные процессы дружеского отношения, сочувствия, под­держки, одобрения. Мифология рассматривает круг как сим­вол гармонии. Круг способствует объединению группы и формированию благоприятных взаимоотношений между ее участниками.


Танцуйте на здоровье!

Глава 5

ОПИСАНИЕ TАНЦЕВАЛЬНЫX ИГР,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ

В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Предложенные ниже танцевальные игры являются лишь небольшой частью тех упражнений, которые я использую в сво­ей профессиональной практике. Большинство из них я приду­мала сама, другие сконструировала на основе уже известных игр. Каждая представленная здесь игра — это пример того, как можно любое, даже очень простое упражнение, провести в ин­тересной занимательной форме.

Игра 1. «ТАНЦУЕМ СИДЯ»

Это «игра-повторялка» (или «зеркальный танец»). Участни­ки садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий си­дит в центре зала и показывает разные движения для всех час­тей тела, давая установку:

—«смотрим по сторонам» (упражнение для головы);

—«удивляемся» (упражнение для плеч);

—«ловим комара» (хлопок под коленом);

—«притаптываем землю» (притопы) и т. д.

Игра проводится обычно в начале занятия и является час­тью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начать двигаться можно в положении сидя.

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема 1 (здесь и далее см. стр. 58-62).


Л.Раздрокина ______________________________________

Игра 2. «ТРАНСФОРМЕР»

Ведущий дает команды:

—построиться в колонну, шеренгу, диагональ;

—сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;

—сделать два круга — круг в круге;

—встать по парам, тройкам и т. д.

Таким образом, группа «трансформируется», принимая раз­личные фигуры и положения. При этом можно усложнить зада­ние и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, коша­чьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (на­пример, на счет до пяти; до десяти).

Цель; побудить участников к взаимодействию и взаимопо­ниманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.

Расположение участников на площадке: схемы 29, 3. 30. 42.13.

Игра 3. «ЦЕПОЧКА»

Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, на­крест; за руки, под руки и т. д.

При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту — ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.

Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и вза­имодействия в группе.

Музыка: любая ритмичная (можно «диско»), темп умерен­но-средний.

Расположение участников на площадке: схема 7.


Танцуйте на здоровье!

Игра 4. «СТОП-КАДР»

Участники располагаются по всему залу в хаотичном по­рядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:

1-й вариант — в разных позах, представляя собой скульп­туру:

2-й вариант — с улыбкой на лице.

Ведущий делает комментарий; после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз).

Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».

Цель: снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств.

Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый.

Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 5. «ИЩЕМ ДРУГА»

Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается — каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож­дение в контакт: развить чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 8.13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.01 с.)