Организация творческого процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация творческого процесса



На занятии ведущий танцевально-игрового тренинга ста­новится режиссером событий, создавая участникам безопасную окружающую среду для исследования себя и других.

Желательно, чтобы перед началом в аудитории, где будет проходить тренинг, звучала инструментальная ненавязчивая музыка, которая «пригласит» участников в мир творчества и поможет создать необходимый настрой на занятие.

Ведущий должен сделать небольшое вступление, в котором надо рассказать о назначении танца, о его терапевтических свойствах, а также познакомить участников тренинга с услови­ями проведения занятия, которые обсуждаются и принимают­ся членами группы.

Нужно постараться, чтобы в игру включились все участни­ки группы. Но если это сразу сделать не удалось и кто-то остал­ся в стороне, принуждать его не следует, пусть сохраняет пози­цию пассивного участника. Вполне возможно, что он включится в работу на следующем этапе занятия.

Необходимо так организовать творческий процесс, чтобы на занятии царила атмосфера доброжелательности, все члены груп­пы чувствовали себя спокойно и уверенно, были не одиноки, помогали друг другу. После каждой индивидуальной импровиза­ции желательно аплодировать танцовщику, за счет этого само­оценка повышается очень быстро даже у самых робких.

Кстати говоря:

«Радость путешествия не в прибытии на конеч­ную станцию, а в самом процессе путешествия» (Н. Рубштейн).


Танцуйте на здоровье!

Во время занятия ведущий должен следить за самочувстви­ем каждого участника и, в случае необходимости, корректиро­вать проведение тех или иных упражнений и вносить измене­ния в программу тренинга. Все участники отличаются степенью готовности к проявлению экспрессии поэтому:

ВЕДУЩЕМУ

В ТАНЦЕВАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:

НЕ применять указания, требования, принуждения!

НЕ навязывать способы деятельности вопреки желаниям!

НЕ сравнивать участников с другими членами группы!

НЕ оценивать творческую деятельность!

НЕ оставлять без внимания ни одного участника!

НЕ забывать поощрять спонтанное творчество!

Каждый в процессе ТИТ продвигается в творческом раз­витии согласно своей природе. Никто не должен испытывать неловкость или обиду в сравнении с другими, более успешны­ми (по его мнению). Очень важно, чтобы каждый участник по­нимал: возможно проявление любых эмоций, но не любое по­ведение! Только обстановка доверия и доброжелательности позволит всем членам группы спокойно и безболезненно вос­принимать индивидуальные различия и проявлять поддерж­ку по отношению друг к другу. Ведущий должен поощрять участников выражать внутреннее состояние, по возможнос­ти, более произвольно и свободно, не беспокоясь об эстети­ческой стороне танца.

В заключительной части после релаксации ведущий дол­жен в процессе подведения итогов занятия уделить внимание всем членам группы, выслушать их впечатления и ощущения, сделать краткий комментарий, подчеркнув индивидуальную


Л. Раздрокина

неповторимость каждого, поблагодарить за совместную творчес­кую работу и предложить провести тестирование.

Главный принцип на всех этапах проведения танцевально-игрового тренинга — это добровольность участия. Но при этом ведущий должен стремиться разными способами побуждать участников к активным действиям: обоснованием «психологичес­кого эффекта» того или иного упражнения, убеждением в нали­чии неповторимых уникальных способностей участника, поощ­рением активных участников, иногда личным примером и др.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОГО ТРЕНИНГА

 

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ ВРЕМЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ
Вводная часть 3-5мин Вступительное слово ведущего тренинга Создать психологический настрой на занятие
Подготовительная часть 10мин Разминочный блок Разогреть тело, разбудить эмоции
Основная часть 60мин Тематическая игра Проработать приемы и методы танцевальной терапии согласно задачам занятия
Заключительная часть 15мин Релаксация Сбалансировать эмоциональное состояние

Танцуйте на здоровье!

Глава 3

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ

Многие танцевальные терапевты настаивают на том. что для каждой категории группы должна составляться индивидуальная программа проведения танцевального тренинга. Автор книги пол­ностью согласен с их мнением, особенно в том случае, когда участ­ники тренинга — пациенты, получившие серьезные психические травмы. Но поскольку танцевально-игровой тренинг изначально нацелен на работу со здоровыми людьми, возможно проведение одной и той же программы для разных групп, используя индиви­дуальный подход, который выражается в следующем:

—манере общения ведущего с участниками тренинга;

—темпоритме проведения занятия:

—подборе музыкального сопровождения:

—продолжительности проведения каждой танцевальной игры;

—продолжительности интервала между играми и т. д.

В любом случае, каждое отдельно взятое занятие по одной и той же программе будет значительно отличаться друг от друга уже потому, что каждая группа имеет свой неповторимый состав. Ведущий тренинга объясняет условия, дает инструкции, направ­ляет, иногда показывает сам. однако каждая группа по-своему реагирует и каждый участник по-своему проявляет себя.

Умение ведущего танцевально-игрового тренинга

всякий раз по-новому выстроить свою работу

в зависимости от проблемы, ситуации и особенностей

участников психотерапевтического процесса —

это искусство!

Вариативность проведения танцевально-игрового тренин­га зависит также от поставленных задач. Так, проводя тренинг


«Поход» (см. Приложение 1) для группы страховых агентов, я делала акцент на развитие лидерских и коммуникативных ка­честв, необходимых в их работе.

В том же самом тренинге для педагогов, нуждающихся в снятии напряжения и восстановлении сил. основной упор был на свободную импровизацию и релаксацию.

Проводя тренинг по этой же программе в детском театраль­ном кружке, основное внимание было направлено на снятие внутреннего зажима и развитие творческих способностей.

В летнем лагере, где детям было необходимо быстро адап­тироваться и найти друзей, акцент делался на установление межличностных отношений и возможности самовыражения.

Во всех случаях цели были достигнуты, а задачи выполнены. После тренинга его участники делились положительными эмоци­ями и просили о повторном проведении подобных занятий.


ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ

ТРЕНИНГ КАК

ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА

У ВЗРОСЛЫX И ДЕТЕЙ

Где начинается творчество, там заканчивается депрессия.

В современном обществе слово «стресс» стало неотъемле­мой частью повседневной лексики. Люди все чаще и чаще упо­требляют выражения «стрессовая ситуация» или «я в состоя­нии стресса». Создается ощущение, что весь мир находится в стрессовом состоянии.

Что же такое стресс и есть ли возможность избежать его?

Стресс заключается в отсутствии внутренней гармонии, в душевном неравновесии. «Стресс — это реакция на постоянно происходящие в жизни изменения, порожденные страхом» (Луи­за Л. Хей. 2000). Страх возникает из-за недостатка доверия в нас к другим людям и к жизни в целом. Люди постоянно боятся забо­леть, потерять работу, потерпеть неудачу в личных отношениях, быть непонятыми и т.д. Страх рождает гнев, направленный внутрь себя, подавленное чувство гнева оборачивается депрессией, ко­торая часто принимает форму хронической болезни.

Чтобы стресс не перерос в депрессию, необходим выброс накопившихся эмоций. В жизни это не всегда бывает возмож­но, поэтому люди сдерживают и подавляют свои чувства, что ведет их к тупиковому состоянию.



Л. Раздрокина

Кстати говоря:

«Вы можете представить тупиковое состояние в виде лифта, застрявшего между этажами в резуль­тате действия двух равных сил, прямо противопо­ложных друг другу» (Пол Р. Шил).

В напряженном ритме жизни не только на взрослого чело­века, но и на хрупкий несформировавшийся организм ребенка сваливается море обязанностей и проблем. В большинстве сво­ем дети сочетают учебу в школе с посещением кружков допол­нительного образования. Родители, порой не учитывая желание ребенка, отдают его в специализированные школы с углублен­ным изучением предметов, где нагрузка гораздо больше, чем в обычной школе, и ребенок становится заложником родитель­ских амбиций. Кроме того, каждому ребенку необходимо время для общения с друзьями, для игр и развлечений. При таком на­сыщенном дне дети до позднего вечера делают домашнее зада­ние, времени для отдыха катастрофически не хватает.


Танцуйте на здоровье!

В неблагополучных семьях у многих детей нет доверитель­ных отношений с родителями, им не с кем поделиться своими переживаниями и трудностями. Дефицит родительской любви и ласки вырастает в закомплексованность, или наоборот — в появление агрессии.

Перенапряжение детей может выражаться в разных про­явлениях (Н. Оганесян. 2005):

1) дети находятся в постоянно сконцентрированном состо­янии, что отражается в их напряженной походке, в мышечных напряжениях;

2) расслабляются настолько, что не слушают учителей, мо­гут ходить по классу во время урока, на переменах при помощи драк срывают агрессию друг на друге; и вместе с тем боятся от­вечать на уроках, получить плохую оценку;

3) демонстрируют полное безразличие как к учебе, так и к жизни вообще; они спокойны, не мешают учителям, не бегают на перемене, а в их дневниках преобладает оценка «удовлетво­рительно».

Чтобы вышеперечисленные формы девиантного («девиант-ный» — отклонение от нормы) поведения не переросли в психи­ческие расстройства, детям необходимо иметь возможность выразить свои чувства.

Легче перенести стрессовые ситуации

и сохранить внутренний покой

и взрослым, и детям помогут

Регулярные тренинги

На основе танцевальных игр,

которые помогут решить проблему

эмоциональной неустойчивости

и сделать следующий шаг для достижения

равновесия, внутренней силы и энергии.


Л. Раздрокина

Танцевальная игра — превосходный способ высвобождения чувств и эмоций. В танцевальных импровизациях выходят на поверхность бессознательные эмоциональные переживания, свободные движения позволяют раскрыть себя в ситуации «здесь и сейчас». Катарсическая природа танца способствует снижению напряжения, вызванного стрессом, принося тем самым облегче­ние. X. Пейн в своих работах пишет: «Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии».

Кстати говоря:

Ученые доказали, что под воздействием танце­вальных движений в организме человека вырабатыва­ются особые гормоны — эндорфины, которые влия­ют на формирование хорошего настроения, положи­тельных эмоций, вызывая ощущение уверенности в себе, желание работать, повышают устойчивость к стрессовым ситуациям.

Танцевально-игровой тренинг является мощным средством профилактики девиантного поведения детей и подростков. Танцевальная игра пробуждает желание двигаться, то есть раз­вивает активность, способствует пониманию собственного тела, предполагает развитие контакта и совместную работу с други­ми детьми, а значит, создает возможность социального тренин­га. Вместе с другими участниками ребенок делит пространство, вступает в межличностные отношения, переживает волнующие ситуации и совместный успех. Ведущий тренинга в процессе танцевальной игры выявляет и корректирует проблему у отдель­но взятого ребенка и помогает его личностному росту в группе.

Многочисленные исследования показывают, что уменьше­ние тревожности в танцевальных группах значительнее, чем в спортивных и музыкальных, так как эндорфины. производи­мые мозгом во время танца, могут снизить болевые ощу­щения, действуя кактранквилизатор. Энергетическая актив­ность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций. Именно поэтомутанцевально-игровые тренинги предпочтитель­нее в лечении и профилактике стресса.


Танцуйте на здоровье!

Я рекомендую проводить регулярные танцевально-игровые тренинги в школах, в учреждениях дополнительного образова­ния, в вузах, в фирмах, на предприятиях не реже одного раза в месяц, где в непринужденной обстановке у детей и взрослых будет возможность снять напряжение, выплеснуть энергию и получить заряд положительных эмоций.

Всего семь ступеней на пути к хорошему настроению! Глав­ное — сделать первый шаг, и вы сами не заметите, как окажи­тесь на вершине душевного благополучия.

Не откладывайте восхождение по лестнице самосовершен­ствования в долгий ящик, мотивируя это невозможностью уде­лить себе внимание в настоящий момент. Не оставляйте на по­том такие естественные для человека ощущения, как радость и внутренний покой. Живите сегодня!

Кстати говоря:

 

«Будущее — ведь это крыша дома, стены которого состоят из кирпичиков настоящего» (Н. Рубштейн).


Л. Раздрокина

Обращаюсь к руководителям фирм, предприятий, учреждений.

Постарайтесь организовать для своих работников регуляр­ные ежемесячные танцевально-игровые тренинги (такой опыт на западе давно нашел применение). Ваши затраты оправдают­ся. Вы будете удивлены результатами! Улучшатся взаимоотно­шения в коллективе, повысится тонус сотрудников, возрастет производительность труда.

Обращаюсь также к руководителям детских учреждений и родителям.

Проявите внимание и присмотритесь к вашим детям: како­вы их отношения со сверстниками, умеют ли они общаться и выражать свои чувства, комфортно ли они себя чувствуют в этой жизни.

Постоянная практика танцевально-игрового тренинга, дока­завшая свою эффективность, принесет и детям, и взрослым фи­зическое и душевное здоровье, а также доставит немало счаст­ливых минут.

Кстати говоря:

«Большинство людей счастливы примерно на­столько, насколько они полны решимости быть счаст­ливыми» (А. Линкольн).


Раздел VI

ТАНЕЦ -

ДВИЖЕНИЕ -

ЖИЗНЬ

Глава 1

САМСЕБЕ ТАНЦЕТЕРАПЕВТ

Некоторые видят вещи такими, как есть, и спрашивают: «Почему?», я же мечтаю о вещах, которых никогда не видел, и говорю: «А почему бы и нет!»

Б. Шоу

Познакомившись с практикой танцевально-игрового тре­нинга как универсального способа достижения душевного рав­новесия и личностного роста, попробуйте испытать эффектив­ность его приемов и методов на себе. Однако если у вас нет возможности записаться на такой тренинг или вы пока не в кур­се, где они проходят, не отчаивайтесь! Если вы еще не в состоя­нии хронической депрессии — вы способны помочь себе сами! Самое главное — сделать шаг в сторону от повседневных забот и проблем, и в этом вам снова поможет танец.

Кстати говоря:

«Человек, не решивший свои проблемы, начинает создавать их другим, чтобы отвлечься от своих» (Н. Рубштейн).

Прикоснитесь к миру танца, и вы измените свою жизнь на 180 градусов.


Л. Раздрокина

ПЯТЬ СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ СВОЙ ТОНУС С ПОМОЩЬЮ ТАНЦА:

1. Запишитесь в танцевальную студию.

2. Займитесь танцевальной аэробикой (используя видео­программу или в фитнес-клубе).

3. Познакомьтесь с профессиональным танцором или хо­реографом и берите частные уроки танцев.

4. Посетите дискотеку или танцевальный клуб.

5. Устройте танцевальную вечеринку дома.

Если все вышеперечисленное вам по каким-то причинам не подходит, предлагаю

ЕЩЕ ПЯТЬ СПОСОБОВ:

1. Сходите в театр на балет.

2. Займитесь коллекционированием фотоснимков выдаю­щихся танцовщиков.

3. Создайте видеотеку фильмов о танцах.

4. Купите билет на танцевальное шоу.

5. Прочитайте книгу по танцевальной терапии.

Если и это для вас неприемлемо, то рассмотрите следующий эксклюзивный вариант — домашняя танцетерапия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.038 с.)