Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация творческого процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На занятии ведущий танцевально-игрового тренинга становится режиссером событий, создавая участникам безопасную окружающую среду для исследования себя и других. Желательно, чтобы перед началом в аудитории, где будет проходить тренинг, звучала инструментальная ненавязчивая музыка, которая «пригласит» участников в мир творчества и поможет создать необходимый настрой на занятие. Ведущий должен сделать небольшое вступление, в котором надо рассказать о назначении танца, о его терапевтических свойствах, а также познакомить участников тренинга с условиями проведения занятия, которые обсуждаются и принимаются членами группы. Нужно постараться, чтобы в игру включились все участники группы. Но если это сразу сделать не удалось и кто-то остался в стороне, принуждать его не следует, пусть сохраняет позицию пассивного участника. Вполне возможно, что он включится в работу на следующем этапе занятия. Необходимо так организовать творческий процесс, чтобы на занятии царила атмосфера доброжелательности, все члены группы чувствовали себя спокойно и уверенно, были не одиноки, помогали друг другу. После каждой индивидуальной импровизации желательно аплодировать танцовщику, за счет этого самооценка повышается очень быстро даже у самых робких. Кстати говоря: «Радость путешествия не в прибытии на конечную станцию, а в самом процессе путешествия» (Н. Рубштейн). Танцуйте на здоровье! Во время занятия ведущий должен следить за самочувствием каждого участника и, в случае необходимости, корректировать проведение тех или иных упражнений и вносить изменения в программу тренинга. Все участники отличаются степенью готовности к проявлению экспрессии поэтому: ВЕДУЩЕМУ В ТАНЦЕВАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ: НЕ применять указания, требования, принуждения! НЕ навязывать способы деятельности вопреки желаниям! НЕ сравнивать участников с другими членами группы! НЕ оценивать творческую деятельность! НЕ оставлять без внимания ни одного участника! НЕ забывать поощрять спонтанное творчество! Каждый в процессе ТИТ продвигается в творческом развитии согласно своей природе. Никто не должен испытывать неловкость или обиду в сравнении с другими, более успешными (по его мнению). Очень важно, чтобы каждый участник понимал: возможно проявление любых эмоций, но не любое поведение! Только обстановка доверия и доброжелательности позволит всем членам группы спокойно и безболезненно воспринимать индивидуальные различия и проявлять поддержку по отношению друг к другу. Ведущий должен поощрять участников выражать внутреннее состояние, по возможности, более произвольно и свободно, не беспокоясь об эстетической стороне танца.
В заключительной части после релаксации ведущий должен в процессе подведения итогов занятия уделить внимание всем членам группы, выслушать их впечатления и ощущения, сделать краткий комментарий, подчеркнув индивидуальную Л. Раздрокина неповторимость каждого, поблагодарить за совместную творческую работу и предложить провести тестирование. Главный принцип на всех этапах проведения танцевально-игрового тренинга — это добровольность участия. Но при этом ведущий должен стремиться разными способами побуждать участников к активным действиям: обоснованием «психологического эффекта» того или иного упражнения, убеждением в наличии неповторимых уникальных способностей участника, поощрением активных участников, иногда личным примером и др. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОГО ТРЕНИНГА
Танцуйте на здоровье! Глава 3 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ Многие танцевальные терапевты настаивают на том. что для каждой категории группы должна составляться индивидуальная программа проведения танцевального тренинга. Автор книги полностью согласен с их мнением, особенно в том случае, когда участники тренинга — пациенты, получившие серьезные психические травмы. Но поскольку танцевально-игровой тренинг изначально нацелен на работу со здоровыми людьми, возможно проведение одной и той же программы для разных групп, используя индивидуальный подход, который выражается в следующем:
—манере общения ведущего с участниками тренинга; —темпоритме проведения занятия: —подборе музыкального сопровождения: —продолжительности проведения каждой танцевальной игры; —продолжительности интервала между играми и т. д. В любом случае, каждое отдельно взятое занятие по одной и той же программе будет значительно отличаться друг от друга уже потому, что каждая группа имеет свой неповторимый состав. Ведущий тренинга объясняет условия, дает инструкции, направляет, иногда показывает сам. однако каждая группа по-своему реагирует и каждый участник по-своему проявляет себя. Умение ведущего танцевально-игрового тренинга всякий раз по-новому выстроить свою работу в зависимости от проблемы, ситуации и особенностей участников психотерапевтического процесса — это искусство! Вариативность проведения танцевально-игрового тренинга зависит также от поставленных задач. Так, проводя тренинг «Поход» (см. Приложение 1) для группы страховых агентов, я делала акцент на развитие лидерских и коммуникативных качеств, необходимых в их работе. В том же самом тренинге для педагогов, нуждающихся в снятии напряжения и восстановлении сил. основной упор был на свободную импровизацию и релаксацию. Проводя тренинг по этой же программе в детском театральном кружке, основное внимание было направлено на снятие внутреннего зажима и развитие творческих способностей. В летнем лагере, где детям было необходимо быстро адаптироваться и найти друзей, акцент делался на установление межличностных отношений и возможности самовыражения. Во всех случаях цели были достигнуты, а задачи выполнены. После тренинга его участники делились положительными эмоциями и просили о повторном проведении подобных занятий. ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА У ВЗРОСЛЫX И ДЕТЕЙ Где начинается творчество, там заканчивается депрессия. В современном обществе слово «стресс» стало неотъемлемой частью повседневной лексики. Люди все чаще и чаще употребляют выражения «стрессовая ситуация» или «я в состоянии стресса». Создается ощущение, что весь мир находится в стрессовом состоянии. Что же такое стресс и есть ли возможность избежать его? Стресс заключается в отсутствии внутренней гармонии, в душевном неравновесии. «Стресс — это реакция на постоянно происходящие в жизни изменения, порожденные страхом» (Луиза Л. Хей. 2000). Страх возникает из-за недостатка доверия в нас к другим людям и к жизни в целом. Люди постоянно боятся заболеть, потерять работу, потерпеть неудачу в личных отношениях, быть непонятыми и т.д. Страх рождает гнев, направленный внутрь себя, подавленное чувство гнева оборачивается депрессией, которая часто принимает форму хронической болезни. Чтобы стресс не перерос в депрессию, необходим выброс накопившихся эмоций. В жизни это не всегда бывает возможно, поэтому люди сдерживают и подавляют свои чувства, что ведет их к тупиковому состоянию.
Кстати говоря: «Вы можете представить тупиковое состояние в виде лифта, застрявшего между этажами в результате действия двух равных сил, прямо противоположных друг другу» (Пол Р. Шил).
В напряженном ритме жизни не только на взрослого человека, но и на хрупкий несформировавшийся организм ребенка сваливается море обязанностей и проблем. В большинстве своем дети сочетают учебу в школе с посещением кружков дополнительного образования. Родители, порой не учитывая желание ребенка, отдают его в специализированные школы с углубленным изучением предметов, где нагрузка гораздо больше, чем в обычной школе, и ребенок становится заложником родительских амбиций. Кроме того, каждому ребенку необходимо время для общения с друзьями, для игр и развлечений. При таком насыщенном дне дети до позднего вечера делают домашнее задание, времени для отдыха катастрофически не хватает. Танцуйте на здоровье! В неблагополучных семьях у многих детей нет доверительных отношений с родителями, им не с кем поделиться своими переживаниями и трудностями. Дефицит родительской любви и ласки вырастает в закомплексованность, или наоборот — в появление агрессии. Перенапряжение детей может выражаться в разных проявлениях (Н. Оганесян. 2005): 1) дети находятся в постоянно сконцентрированном состоянии, что отражается в их напряженной походке, в мышечных напряжениях; 2) расслабляются настолько, что не слушают учителей, могут ходить по классу во время урока, на переменах при помощи драк срывают агрессию друг на друге; и вместе с тем боятся отвечать на уроках, получить плохую оценку; 3) демонстрируют полное безразличие как к учебе, так и к жизни вообще; они спокойны, не мешают учителям, не бегают на перемене, а в их дневниках преобладает оценка «удовлетворительно». Чтобы вышеперечисленные формы девиантного («девиант-ный» — отклонение от нормы) поведения не переросли в психические расстройства, детям необходимо иметь возможность выразить свои чувства. Легче перенести стрессовые ситуации и сохранить внутренний покой и взрослым, и детям помогут Регулярные тренинги На основе танцевальных игр, которые помогут решить проблему эмоциональной неустойчивости и сделать следующий шаг для достижения равновесия, внутренней силы и энергии. Л. Раздрокина Танцевальная игра — превосходный способ высвобождения чувств и эмоций. В танцевальных импровизациях выходят на поверхность бессознательные эмоциональные переживания, свободные движения позволяют раскрыть себя в ситуации «здесь и сейчас». Катарсическая природа танца способствует снижению напряжения, вызванного стрессом, принося тем самым облегчение. X. Пейн в своих работах пишет: «Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии».
Кстати говоря: Ученые доказали, что под воздействием танцевальных движений в организме человека вырабатываются особые гормоны — эндорфины, которые влияют на формирование хорошего настроения, положительных эмоций, вызывая ощущение уверенности в себе, желание работать, повышают устойчивость к стрессовым ситуациям. Танцевально-игровой тренинг является мощным средством профилактики девиантного поведения детей и подростков. Танцевальная игра пробуждает желание двигаться, то есть развивает активность, способствует пониманию собственного тела, предполагает развитие контакта и совместную работу с другими детьми, а значит, создает возможность социального тренинга. Вместе с другими участниками ребенок делит пространство, вступает в межличностные отношения, переживает волнующие ситуации и совместный успех. Ведущий тренинга в процессе танцевальной игры выявляет и корректирует проблему у отдельно взятого ребенка и помогает его личностному росту в группе. Многочисленные исследования показывают, что уменьшение тревожности в танцевальных группах значительнее, чем в спортивных и музыкальных, так как эндорфины. производимые мозгом во время танца, могут снизить болевые ощущения, действуя кактранквилизатор. Энергетическая активность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций. Именно поэтомутанцевально-игровые тренинги предпочтительнее в лечении и профилактике стресса. Танцуйте на здоровье! Я рекомендую проводить регулярные танцевально-игровые тренинги в школах, в учреждениях дополнительного образования, в вузах, в фирмах, на предприятиях не реже одного раза в месяц, где в непринужденной обстановке у детей и взрослых будет возможность снять напряжение, выплеснуть энергию и получить заряд положительных эмоций. Всего семь ступеней на пути к хорошему настроению! Главное — сделать первый шаг, и вы сами не заметите, как окажитесь на вершине душевного благополучия. Не откладывайте восхождение по лестнице самосовершенствования в долгий ящик, мотивируя это невозможностью уделить себе внимание в настоящий момент. Не оставляйте на потом такие естественные для человека ощущения, как радость и внутренний покой. Живите сегодня! Кстати говоря: «Будущее — ведь это крыша дома, стены которого состоят из кирпичиков настоящего» (Н. Рубштейн). Л. Раздрокина Обращаюсь к руководителям фирм, предприятий, учреждений. Постарайтесь организовать для своих работников регулярные ежемесячные танцевально-игровые тренинги (такой опыт на западе давно нашел применение). Ваши затраты оправдаются. Вы будете удивлены результатами! Улучшатся взаимоотношения в коллективе, повысится тонус сотрудников, возрастет производительность труда. Обращаюсь также к руководителям детских учреждений и родителям. Проявите внимание и присмотритесь к вашим детям: каковы их отношения со сверстниками, умеют ли они общаться и выражать свои чувства, комфортно ли они себя чувствуют в этой жизни.
Постоянная практика танцевально-игрового тренинга, доказавшая свою эффективность, принесет и детям, и взрослым физическое и душевное здоровье, а также доставит немало счастливых минут. Кстати говоря: «Большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми» (А. Линкольн). Раздел VI ТАНЕЦ - ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ Глава 1 САМСЕБЕ ТАНЦЕТЕРАПЕВТ Некоторые видят вещи такими, как есть, и спрашивают: «Почему?», я же мечтаю о вещах, которых никогда не видел, и говорю: «А почему бы и нет!» Б. Шоу Познакомившись с практикой танцевально-игрового тренинга как универсального способа достижения душевного равновесия и личностного роста, попробуйте испытать эффективность его приемов и методов на себе. Однако если у вас нет возможности записаться на такой тренинг или вы пока не в курсе, где они проходят, не отчаивайтесь! Если вы еще не в состоянии хронической депрессии — вы способны помочь себе сами! Самое главное — сделать шаг в сторону от повседневных забот и проблем, и в этом вам снова поможет танец. Кстати говоря: «Человек, не решивший свои проблемы, начинает создавать их другим, чтобы отвлечься от своих» (Н. Рубштейн). Прикоснитесь к миру танца, и вы измените свою жизнь на 180 градусов. Л. Раздрокина ПЯТЬ СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ СВОЙ ТОНУС С ПОМОЩЬЮ ТАНЦА: 1. Запишитесь в танцевальную студию. 2. Займитесь танцевальной аэробикой (используя видеопрограмму или в фитнес-клубе). 3. Познакомьтесь с профессиональным танцором или хореографом и берите частные уроки танцев. 4. Посетите дискотеку или танцевальный клуб. 5. Устройте танцевальную вечеринку дома. Если все вышеперечисленное вам по каким-то причинам не подходит, предлагаю ЕЩЕ ПЯТЬ СПОСОБОВ: 1. Сходите в театр на балет. 2. Займитесь коллекционированием фотоснимков выдающихся танцовщиков. 3. Создайте видеотеку фильмов о танцах. 4. Купите билет на танцевальное шоу. 5. Прочитайте книгу по танцевальной терапии. Если и это для вас неприемлемо, то рассмотрите следующий эксклюзивный вариант — домашняя танцетерапия.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.135 (0.012 с.) |