Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие танцевальной терапии. Цели и задачи

Поиск

Танцевальная терапия — это психотерапевтическое исполь­зование танца и движения как процесса, способствующего ин­дивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции (определение Американской танцевальной терапев­тической ассоциации).

Танцевальная терапия — это форма лечения при помощи движения. Теория, лежащая в ее основе, состоит в том. что тело и разум человека взаимосвязаны. Танец — это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела. Танец — это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, вы­явить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.

Основная цель танцевальной терапии:

достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца.

Танцевать можно не только выступая перед публикой, но и для собственного удовольствия, выражая свое настроение и чувства под любую музыку, какая вам нравится.

Кстати говоря:

В греческой мифологии покровительницей танца является богиня Терпсихора («терпсис» — веселье, удовольствие, «коре» — дева или дочь) — юная муза, приносящая радость и удовольствие.


Л. Раздрокина

Переживание радости движения, осознание движения, при­дание ему смысла и эмоций — основа метода как психотерапии.

Танцевальная терапия дает возможность:

— снять напряжение, избавиться от страха

и усталости;

— помочь замкнутым, необщительным.

эмоционально неуравновешенным людям;

— поддержать людей с психическими

и физическими недостатками:

выявить творческие способности,
повысить собственную самооценку.

Танцевальная терапия подходит для разных категорий лю­дей — от психически больных до здоровых, желающих посред­ством танца научиться чувствовать себя, свое тело и развить свою индивидуальность. ТТ может быть использована для ра­боты с разными возрастными группами, от маленьких детей до людей преклонного возраста, она применяется также для рабо­ты с переселенцами, с детьми, пережившими боевые действия, подвергшимися сексуальному насилию (Н. Оганесян, 2005).

Танцевальная терапия может быть самостоятельной дис­циплиной и хорошей помощью вербальному психотерапевту в невербальной работе с пациентом.

Известны разные формы лечения: индивидуальная, груп­повая, семейная танцевальная терапия.

ТТ применима как для тех. кто имеет танцевальное образо­вание, так и для тех. кто на танцполе двигается неуклюже, так как основное значение имеет открытость, искренность, спонтанность в выражении чувств и переживаний, индивидуальность самовы­ражения. Эстетическая сторона имеет второстепенное значение.

Важно не столько умение танцевать, сколько желание танцевать!


Танцуйте на здоровье!

Глава 3

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ АРТ-ТЕРАПИИ

Арт-терапия («лечение искусством») — относительно новая область в психотерапии. В ее основе лежит метод выявления и решения психологических проблем с помощью искусст­ва. Проблема переводится на бессознательный уровень, фан­тазия и чувства развиваются через символическое выражение художественных форм, что способствует при рассеянном вни­мании внутренней свободе и раскрепощению.

Не все чувства и переживания можно выразить с помощью слов. Арт-терапия позволяет выявить и проработать эмоции, которые человек привык подавлять, потому что по каким-либо причинам их трудно обсуждать вербально.

Кстати говоря:

«Чувства, которым не хватает слов, нуждаются в символике для раскрытия — живопись, музыка, танец», — писал К. Юнг. В своей теории «активного воображения» он доказал, что фантазия и креативность производят исцеляющий эффект.

Искусство непосредственно связано с творчеством, а твор­чество — это универсальный способ проявления уникальной индивидуальности человека, возможность его самореализации и самоутверждения. Творческое действие, развивающее фанта­зию и креативность, приносит радость. Чувство удовлетворения, возникающее в результате выявления скрытых талантов и воз­можностей, имеет терапевтическое значение. «В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно-телесной стихии духом» (Н. А. Бердяев).


Л. Раздрокина

Арт-терапия облегчает процесс коммуникации, помогает адаптации человека в обществе.

Арт-терапия — комплексное понятие, которое включает в себя следующие направления (Н. Оганесян, 2005):

1) танцевальную терапию;

2) музыкальную терапию;

3) телесно-двигательную терапию;

4) художественную терапию;

5) драма-терапию:

6) игровую терапию и песочную терапию.

Танцетерапия стоит в одном ряду с художественной тера­пией, музыкальной и драма-терапией. Все эти направления по­лучили общее название экспрессивных видов терапии, посколь­ку их объединяет то, что они задействуют художественно выражаемые эмоции как способы запустить исцеляющий кре­ативный процесс.

Кстати говоря:

Экспрессия — это выразительность; яркое значи­тельное проявление чувств, настроений, мыслей. Экс­прессивное поведение было свойственно человеку еще в «доречевой эпохе» и представляло собой средство общения и взаимодействия (В. А. Лабунская, 1986).

Экспрессивные терапии заставляют работать правое полу­шарие мозга, отвечающее за интуицию, воображение, в то время как левое полушарие — это вербальность, рациональность, логи­ка (И. Цверлинг. 1989). Различные художественные формы — танец, живопись, музыка, драма заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, которые развивают его силу, укрепляют его «Я» и делают его способность чувствовать и переживать более глубокой (Э. Гренлюнд. 2005).


Танцуйте на здоровье!

Эти экспрессивные формы очень часто используются в со­четании: танец и движения могут иметь место в музыкальной терапии, танцевальная терапия и драма-терапия в качестве вспо­могательного средства используют живопись.

Общение через экспрессивные виды терапии зачастую бывает предпочтительнее вербальной коммуникации, посколь­ку спонтанное творчество позволяет докопаться до глубинных пластов внутренних конфликтов человека, приблизиться к по­ниманию его интересов и переживаний.

«Арт-терапия —...это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива сред­ствами художественной деятельности» (Л. Д. Лебедева. 2007). Некоторые специалисты называют здравоохранительную инно­вационную технологию арт-терапии альтернативной медициной. Если психологические проблемы еще не зашли слишком далеко и не приняли тяжелую форму расстройства психики, то лечить их целесообразнее, используя арт-терапевтические техники.

ЛЕЧЕНИЕ ИСКУССТВОМ - ЭТО:

— приятное и полезное занятие;

гарантия щадящих организм приемов и методов:

— возможность устранения и причины,

и следствия проблемы;

процесс, не имеющий побочных эффектов.

В отличие от традиционной медицины, арт-терапия позво­ляет не только избавиться от психических недугов, но и при­обрести положительный эстетический опыт и испытать радость творчества!


ЧТО ЛУЧШЕ?


Танцуйте на здоровье!

Глава 4

танцевальнаятерапия

втанцевальнойпедагогике, инаоборот

Исходя из собственного многолетнего опыта танцеваль­ного педагога, я пришла к выводу, что сам по себе танец — это уже оздоровление. Однако четкая образовательная програм­ма, где упражнения все время усложняются, а педагог посто­янно исправляет неверные движения ученика, не дает полной свободы самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен.

Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на имп­ровизацию для развития образного мышления, снятия напряже­ния и усталости в группе, я заметила поразительные результаты: дети стали более раскрепощенными, артистичными, общитель­ными. Это позволило мне в корне пересмотреть свое отношение к культуре танца, к его назначению в жизни человека.

В ходе исследовательской деятельности я изучила опыт работы многих практических танцевальных терапевтов — М.Уайт-хаус, X. Пейн. Э. Ноак. Э. Гренлюнд. Н. Оганесян, Т. Шкурко — и могу сказать, что преподавание и терапия очень схожи и вза­имосвязаны между собой. «Терапия может переходить в препо­давание, а преподавание может производить терапевтический эффект» (Э. Гренлюнд, 2005).



ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 



Л. Раздрокина

Кстати говоря:

«Каждый хороший педагог — это своего рода психо­терапевт, а каждый состоявшийся психотерапевтв какой-то степени педагог» (автор).

Многие теоретики и практики танцевальной терапии видят различие педагогики и терапии в целях, задачах, отношениях между преподавателем и учеником, терапевтом и клиентом, а также в конечном результате.

Целью танцевального педагога является изучение специаль­ной танцевальной техники, тренировка тела ученика как инстру­мента для подготовки к эстетической форме выражения в танце.

Танцевальная терапия не учит движениям и танцевальным стилям, она пытается найти собственный спонтанно сымпрови­зированный танец для каждого в отдельности. Развитие эстети­ческой формы не имеет большого значения, каждый танцует как может и как хочет, главным является раскрытие чувств посред­ством движения.

Танцетерапевт может взять себе в помощь какие-либо танцевальные стили: джаз, бальный, народный танец и т. д.. ра­зучив основные танцевальные шаги и их комбинации. И здесь в танцетерапии оказывается задействованным педагогический процесс. Однако акцент делается не на дисциплине танца, а на выражении эмоций через движение.

В свою очередь танцевальный педагог, использующий в работе приемы танцевальной терапии, быстрее добьется нуж­ных результатов, поможет своим ученикам в полной мере рас­крыться и свободно чувствовать себя во время выступлений.

Более подробный сравнительный анализ танцевальной терапии и танцевальной педагогики дает Э. Гренлюнд в книге «Танцевальная терапия» (2005).


Танцуйте на здоровье!

Глава 5

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

ТАНЦЕВАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ

СЕССИИ

Структурной единицей танцевально-терапевтической рабо­ты является сессия, которая представляет собой каждое отдель­ное занятие: индивидуальное или групповое. Количество сес­сий в работе с одним пациентом или с группой зависит от целей и задач, поставленных танцевальным терапевтом, которые не­обходимо решить в психотерапевтическом процессе.

Существуют различные приемы структурирования танце­вально-терапевтической сессии. Рассмотрим наиболее извест­ные из них.

Трехчастная структура М. Чейз:

1) разогрев:

2) тема;

3) заключение.

Пятичастная секция М. Левенталь:

1) физический и психический разогрев, расслабляющий физические и психические напряжения для того, чтобы паци­ент мог раскрыться;

2) схема, которая предлагается терапевтом или самим па­циентом:

3) собирательность: упражнения, объединяющие в одном акте, переживании тело и психику;

4) сфокусированность вокруг главного — работа с установ­ками:

5) окончание, часто с движением — совместный танец.


Л. Раздрокина

Танцевальная сессия Н. Оганесян:

1) корригирующая гимнастика и цигун-гимнастика:

2) танцевальная импровизация под заданную музыку или принесенную участниками группы;

3) релаксация;

4) рисование картин под ту же музыку, которая была ис­пользована для релаксации.

Урок танцевальной игры Э. Гренлюнд:

1) разогрев, приветственные движения, упражнения на бег:

2) телесный тренинг — базовые упражнения и работа со всем телом;

3) танцевальные стили — полька, вальс, народные и совре­менные танцы;

4) игра сдвижением — ритмическая игра:

5) понимание движенческих контрастов: большой — малень­кий, быстрый — медленный, длинный — короткий и т. д;

6) минута расслабления — индивидуальный отдых (релак­сация);

7) свободные упражнения — игра с движением и импрови­зация;

8) заключение — упражнения на контактность.

Кстати говоря:

Отдельные танцевальные терапевты не состав­ляют структурированной программы сессий и следу­ют за пациентом в ситуации «здесь и сейчас ».


Танцуйте на здоровье!

Глава 6

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙТЕРАПИИ

На сегодняшний день единой теории танцевальной тера­пии не существует. Она вобрала в себя множество разных под­ходов и методов, что отражается в многообразии ее вариантов.

Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии выделены Т. А. Шкурко:

—использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Леф-ко. 1960);

—использование кругового группового танца, где он выпол­няет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак. 1992);

—аутентичное движение, где один человек с закрытыми гла­зами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутрен­ним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне дви­гательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант. 2001);

—целенаправленный выбор музыки, которая должна сти­мулировать и поддерживать свободную импровизацию и меж­личностное взаимодействие (К. Стантон. 1992);

—ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз);

—кинестетическая эмпатия, т. е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Ру-дестам. 1990);

—экспериментирование с движением и прикосновением, что позволяет осознать причины собственной ригидности и ог­раниченности (R Лабан. 1947. 1960), а также изучить потреб­ность в контакте, поддержке, любви (Д. Мак-Нили, 1999);


Л. Раздрокина

—техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз. 1986);

—использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целост­ности группы (М. Стейнер. 1992);

—целенаправленный выбор темы танцевальных упражне­ний, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсаль­ные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т. д.;

—организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами, «подстрочного коммента­рия» к движениям (X. Пейн. 1992).

Танцевально-терапевтические техники направлены на эмо­циональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, на достижение желаемых психологических изменений.

Более подробно вышеперечисленные приемы и методы танцевальной терапии описаны Т. А. Шкурко в книге «Танцеваль­но-экспрессивный тренинг» (2005).

Кстати говоря:

Большинство танцетерапевтов не придержива­ются только одного метода, в своей работе они исполь­зуют техники разных подходов, в том числе и другие виды арт-терапии.

Танец в сочетании с игровой терапией представляет собой танцевальную игру, которая занимает центральное место в этой книге.


Раздел II

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА

В СИСТЕМЕ

ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Глава 1

POЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Для ребенка до пяти лет игра является основным спосо­бом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наи­более естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объек­там. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффек­тивный и значимый, чем простое объяснение или поучение.

Кстати говоря:

«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощу­щениями вообще» (К. Д. Ушинский).

По мере того, как дети взрослеют, идут в школу, игра ото­двигается на второй план и в большинстве случаев носит раз­влекательное назначение.

Многие привыкли считать игру одной из форм организа­ции досуга, забывая, что она носит воспитательный характер. От того, в какие игры играют наши дети, зависит, какими они вырастут: доброжелательными, внимательными или эгоистич­ными, агрессивными.


Л.Раздрокина

Не только дети, но и взрослые нуждаются в символической игре, которая включает воображение, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас».

Кстати говоря:

«Все моложе и моложе чувствует себя тот, кто вступает в мир воображения. Теперь он знает: это рассудок старил его душевно и делал таким негибким» (Р. Мейер).

Социально-психологический подход к игре делает акцент на ее коммуникативной природе и рассматривает ее как отно­шение к миру, к себе, к другому человеку. Кроме того, игра явля­ется частью национальной культуры многих народов, развива­ет творческие способности и фантазию.

Однако не все игры, которые предлагает современное об­щество, оказывают положительное влияние на нравственное развитие и психическое состояние человека. Но это уже другой разговор. О назначении и многообразии игр в жизни человека написано много книг, мы же подробно остановимся на танце­вальной игре.


Танцуйте на здоровье!

Глава 2

понятие, цели, задачи,

ФУНКЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИГРЫ

Одной из составляющих танцетерапии является танцеваль­ная игра, основная цель которой — вовлечение участников тре­нинга в творческий, строящий взаимоотношения опыт.

Что такое танцевальная игра? В моем понимании — это:

игра + танцевальная импровизация + + предлагаемые обстоятельства

Кстати говоря:

Предлагаемые обстоятельства — это «вымыс­лы, дополняющие создаваемую душевную жизнь роли» (К. С. Станиславский).

Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения.

Кстати говоря:

На протяжении тысячелетий танцевальные игры были частью жизни разных слоев общества. В правле­ние Петра I была популярна танец-игра «Прогулка». Танцующие держались за носовые платки и пара за па­рой переходили из комнаты в комнату. Идущие в первой паре задавали то или иное танцевальное движение, и его повторяли остальные пары.

Танцевальные игры в системе танцевальной терапии стро­ятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств.


Л. Раздрокина

Вызывая положительные эмоции, они являются в то же время серьезным делом, так как открывают возможность невербально­го обращения к внутренним проблемам, прямое обсуждение ко­торых невозможно или затруднительно в силу каких-то причин.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА

С одной стороны, помогает:

— снять напряжение;

— выплеснуть энергию;

— переработать свою агрессию и страх;

— осознать себя в предлагаемых обстоятельствах;

— проиграть свои внешние и внутренние ощущения;

— совместно пережить волнующие ситуации;

— пробудить положительные эмоции.

С другой стороны, развивает:

— коммуникативные качества;

— проявление инициативы;

— умение логически мыслить;

— фантазию и воображение;

— творческие способности.

При проведении танцевальной игры используются разные виды общения:

 

ВЕРБАЛЬНОЕ (словесное): НЕВЕРБАЛЬНОЕ (визуальное):
объяснение условий проведения игры; «язык движений»;
речевые указания (начало и окончание движения, направление, повторение и т. д.; специфические жесты (направление движения, аплодисменты);
комментарий (поощрение). мимика (улыбка, кивок).

Танцуйте на здоровье!

Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.011 с.)