![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие танцевальной терапии. Цели и задачиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции (определение Американской танцевальной терапевтической ассоциации). Танцевальная терапия — это форма лечения при помощи движения. Теория, лежащая в ее основе, состоит в том. что тело и разум человека взаимосвязаны. Танец — это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела. Танец — это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе. Основная цель танцевальной терапии: достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца. Танцевать можно не только выступая перед публикой, но и для собственного удовольствия, выражая свое настроение и чувства под любую музыку, какая вам нравится. Кстати говоря: В греческой мифологии покровительницей танца является богиня Терпсихора («терпсис» — веселье, удовольствие, «коре» — дева или дочь) — юная муза, приносящая радость и удовольствие.
Переживание радости движения, осознание движения, придание ему смысла и эмоций — основа метода как психотерапии. Танцевальная терапия дает возможность: — снять напряжение, избавиться от страха и усталости; — помочь замкнутым, необщительным. эмоционально неуравновешенным людям; — поддержать людей с психическими и физическими недостатками: — выявить творческие способности, Танцевальная терапия подходит для разных категорий людей — от психически больных до здоровых, желающих посредством танца научиться чувствовать себя, свое тело и развить свою индивидуальность. ТТ может быть использована для работы с разными возрастными группами, от маленьких детей до людей преклонного возраста, она применяется также для работы с переселенцами, с детьми, пережившими боевые действия, подвергшимися сексуальному насилию (Н. Оганесян, 2005). Танцевальная терапия может быть самостоятельной дисциплиной и хорошей помощью вербальному психотерапевту в невербальной работе с пациентом. Известны разные формы лечения: индивидуальная, групповая, семейная танцевальная терапия. ТТ применима как для тех. кто имеет танцевальное образование, так и для тех. кто на танцполе двигается неуклюже, так как основное значение имеет открытость, искренность, спонтанность в выражении чувств и переживаний, индивидуальность самовыражения. Эстетическая сторона имеет второстепенное значение. Важно не столько умение танцевать, сколько желание танцевать! Танцуйте на здоровье! Глава 3 ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ АРТ-ТЕРАПИИ Арт-терапия («лечение искусством») — относительно новая область в психотерапии. В ее основе лежит метод выявления и решения психологических проблем с помощью искусства. Проблема переводится на бессознательный уровень, фантазия и чувства развиваются через символическое выражение художественных форм, что способствует при рассеянном внимании внутренней свободе и раскрепощению. Не все чувства и переживания можно выразить с помощью слов. Арт-терапия позволяет выявить и проработать эмоции, которые человек привык подавлять, потому что по каким-либо причинам их трудно обсуждать вербально. Кстати говоря: «Чувства, которым не хватает слов, нуждаются в символике для раскрытия — живопись, музыка, танец», — писал К. Юнг. В своей теории «активного воображения» он доказал, что фантазия и креативность производят исцеляющий эффект. Искусство непосредственно связано с творчеством, а творчество — это универсальный способ проявления уникальной индивидуальности человека, возможность его самореализации и самоутверждения. Творческое действие, развивающее фантазию и креативность, приносит радость. Чувство удовлетворения, возникающее в результате выявления скрытых талантов и возможностей, имеет терапевтическое значение. «В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно-телесной стихии духом» (Н. А. Бердяев). Л. Раздрокина Арт-терапия облегчает процесс коммуникации, помогает адаптации человека в обществе. Арт-терапия — комплексное понятие, которое включает в себя следующие направления (Н. Оганесян, 2005): 1) танцевальную терапию; 2) музыкальную терапию; 3) телесно-двигательную терапию; 4) художественную терапию; 5) драма-терапию: 6) игровую терапию и песочную терапию. Танцетерапия стоит в одном ряду с художественной терапией, музыкальной и драма-терапией. Все эти направления получили общее название экспрессивных видов терапии, поскольку их объединяет то, что они задействуют художественно выражаемые эмоции как способы запустить исцеляющий креативный процесс. Кстати говоря: Экспрессия — это выразительность; яркое значительное проявление чувств, настроений, мыслей. Экспрессивное поведение было свойственно человеку еще в «доречевой эпохе» и представляло собой средство общения и взаимодействия (В. А. Лабунская, 1986). Экспрессивные терапии заставляют работать правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, воображение, в то время как левое полушарие — это вербальность, рациональность, логика (И. Цверлинг. 1989). Различные художественные формы — танец, живопись, музыка, драма заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, которые развивают его силу, укрепляют его «Я» и делают его способность чувствовать и переживать более глубокой (Э. Гренлюнд. 2005). Танцуйте на здоровье! Эти экспрессивные формы очень часто используются в сочетании: танец и движения могут иметь место в музыкальной терапии, танцевальная терапия и драма-терапия в качестве вспомогательного средства используют живопись. Общение через экспрессивные виды терапии зачастую бывает предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку спонтанное творчество позволяет докопаться до глубинных пластов внутренних конфликтов человека, приблизиться к пониманию его интересов и переживаний. «Арт-терапия —...это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности» (Л. Д. Лебедева. 2007). Некоторые специалисты называют здравоохранительную инновационную технологию арт-терапии альтернативной медициной. Если психологические проблемы еще не зашли слишком далеко и не приняли тяжелую форму расстройства психики, то лечить их целесообразнее, используя арт-терапевтические техники. ЛЕЧЕНИЕ ИСКУССТВОМ - ЭТО: — приятное и полезное занятие; — гарантия щадящих организм приемов и методов: — возможность устранения и причины, и следствия проблемы; — процесс, не имеющий побочных эффектов. В отличие от традиционной медицины, арт-терапия позволяет не только избавиться от психических недугов, но и приобрести положительный эстетический опыт и испытать радость творчества! ЧТО ЛУЧШЕ? Танцуйте на здоровье! Глава 4 танцевальнаятерапия втанцевальнойпедагогике, инаоборот Исходя из собственного многолетнего опыта танцевального педагога, я пришла к выводу, что сам по себе танец — это уже оздоровление. Однако четкая образовательная программа, где упражнения все время усложняются, а педагог постоянно исправляет неверные движения ученика, не дает полной свободы самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен. Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на импровизацию для развития образного мышления, снятия напряжения и усталости в группе, я заметила поразительные результаты: дети стали более раскрепощенными, артистичными, общительными. Это позволило мне в корне пересмотреть свое отношение к культуре танца, к его назначению в жизни человека. В ходе исследовательской деятельности я изучила опыт работы многих практических танцевальных терапевтов — М.Уайт-хаус, X. Пейн. Э. Ноак. Э. Гренлюнд. Н. Оганесян, Т. Шкурко — и могу сказать, что преподавание и терапия очень схожи и взаимосвязаны между собой. «Терапия может переходить в преподавание, а преподавание может производить терапевтический эффект» (Э. Гренлюнд, 2005).
Л. Раздрокина Кстати говоря: «Каждый хороший педагог — это своего рода психотерапевт, а каждый состоявшийся психотерапевт — в какой-то степени педагог» (автор). Многие теоретики и практики танцевальной терапии видят различие педагогики и терапии в целях, задачах, отношениях между преподавателем и учеником, терапевтом и клиентом, а также в конечном результате. Целью танцевального педагога является изучение специальной танцевальной техники, тренировка тела ученика как инструмента для подготовки к эстетической форме выражения в танце. Танцевальная терапия не учит движениям и танцевальным стилям, она пытается найти собственный спонтанно сымпровизированный танец для каждого в отдельности. Развитие эстетической формы не имеет большого значения, каждый танцует как может и как хочет, главным является раскрытие чувств посредством движения. Танцетерапевт может взять себе в помощь какие-либо танцевальные стили: джаз, бальный, народный танец и т. д.. разучив основные танцевальные шаги и их комбинации. И здесь в танцетерапии оказывается задействованным педагогический процесс. Однако акцент делается не на дисциплине танца, а на выражении эмоций через движение. В свою очередь танцевальный педагог, использующий в работе приемы танцевальной терапии, быстрее добьется нужных результатов, поможет своим ученикам в полной мере раскрыться и свободно чувствовать себя во время выступлений. Более подробный сравнительный анализ танцевальной терапии и танцевальной педагогики дает Э. Гренлюнд в книге «Танцевальная терапия» (2005). Танцуйте на здоровье! Глава 5 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ Структурной единицей танцевально-терапевтической работы является сессия, которая представляет собой каждое отдельное занятие: индивидуальное или групповое. Количество сессий в работе с одним пациентом или с группой зависит от целей и задач, поставленных танцевальным терапевтом, которые необходимо решить в психотерапевтическом процессе. Существуют различные приемы структурирования танцевально-терапевтической сессии. Рассмотрим наиболее известные из них. Трехчастная структура М. Чейз: 1) разогрев: 2) тема; 3) заключение. Пятичастная секция М. Левенталь: 1) физический и психический разогрев, расслабляющий физические и психические напряжения для того, чтобы пациент мог раскрыться; 2) схема, которая предлагается терапевтом или самим пациентом: 3) собирательность: упражнения, объединяющие в одном акте, переживании тело и психику; 4) сфокусированность вокруг главного — работа с установками: 5) окончание, часто с движением — совместный танец. Л. Раздрокина Танцевальная сессия Н. Оганесян: 1) корригирующая гимнастика и цигун-гимнастика: 2) танцевальная импровизация под заданную музыку или принесенную участниками группы; 3) релаксация; 4) рисование картин под ту же музыку, которая была использована для релаксации. Урок танцевальной игры Э. Гренлюнд: 1) разогрев, приветственные движения, упражнения на бег: 2) телесный тренинг — базовые упражнения и работа со всем телом; 3) танцевальные стили — полька, вальс, народные и современные танцы; 4) игра сдвижением — ритмическая игра: 5) понимание движенческих контрастов: большой — маленький, быстрый — медленный, длинный — короткий и т. д; 6) минута расслабления — индивидуальный отдых (релаксация); 7) свободные упражнения — игра с движением и импровизация; 8) заключение — упражнения на контактность. Кстати говоря: Отдельные танцевальные терапевты не составляют структурированной программы сессий и следуют за пациентом в ситуации «здесь и сейчас ». Танцуйте на здоровье! Глава 6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙТЕРАПИИ На сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Она вобрала в себя множество разных подходов и методов, что отражается в многообразии ее вариантов. Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии выделены Т. А. Шкурко: —использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Леф-ко. 1960); —использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак. 1992); —аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант. 2001); —целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон. 1992); —ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз); —кинестетическая эмпатия, т. е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Ру-дестам. 1990); —экспериментирование с движением и прикосновением, что позволяет осознать причины собственной ригидности и ограниченности (R Лабан. 1947. 1960), а также изучить потребность в контакте, поддержке, любви (Д. Мак-Нили, 1999); Л. Раздрокина —техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз. 1986); —использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер. 1992); —целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т. д.; —организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами, «подстрочного комментария» к движениям (X. Пейн. 1992). Танцевально-терапевтические техники направлены на эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, на достижение желаемых психологических изменений. Более подробно вышеперечисленные приемы и методы танцевальной терапии описаны Т. А. Шкурко в книге «Танцевально-экспрессивный тренинг» (2005). Кстати говоря: Большинство танцетерапевтов не придерживаются только одного метода, в своей работе они используют техники разных подходов, в том числе и другие виды арт-терапии. Танец в сочетании с игровой терапией представляет собой танцевальную игру, которая занимает центральное место в этой книге. Раздел II ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА В СИСТЕМЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Глава 1 POЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Для ребенка до пяти лет игра является основным способом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наиболее естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объектам. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение или поучение. Кстати говоря: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский). По мере того, как дети взрослеют, идут в школу, игра отодвигается на второй план и в большинстве случаев носит развлекательное назначение. Многие привыкли считать игру одной из форм организации досуга, забывая, что она носит воспитательный характер. От того, в какие игры играют наши дети, зависит, какими они вырастут: доброжелательными, внимательными или эгоистичными, агрессивными. Л.Раздрокина Не только дети, но и взрослые нуждаются в символической игре, которая включает воображение, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас». Кстати говоря: «Все моложе и моложе чувствует себя тот, кто вступает в мир воображения. Теперь он знает: это рассудок старил его душевно и делал таким негибким» (Р. Мейер). Социально-психологический подход к игре делает акцент на ее коммуникативной природе и рассматривает ее как отношение к миру, к себе, к другому человеку. Кроме того, игра является частью национальной культуры многих народов, развивает творческие способности и фантазию. Однако не все игры, которые предлагает современное общество, оказывают положительное влияние на нравственное развитие и психическое состояние человека. Но это уже другой разговор. О назначении и многообразии игр в жизни человека написано много книг, мы же подробно остановимся на танцевальной игре. Танцуйте на здоровье! Глава 2 понятие, цели, задачи, ФУНКЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИГРЫ Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра, основная цель которой — вовлечение участников тренинга в творческий, строящий взаимоотношения опыт. Что такое танцевальная игра? В моем понимании — это: игра + танцевальная импровизация + + предлагаемые обстоятельства Кстати говоря: Предлагаемые обстоятельства — это «вымыслы, дополняющие создаваемую душевную жизнь роли» (К. С. Станиславский). Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Кстати говоря: На протяжении тысячелетий танцевальные игры были частью жизни разных слоев общества. В правление Петра I была популярна танец-игра «Прогулка». Танцующие держались за носовые платки и пара за парой переходили из комнаты в комнату. Идущие в первой паре задавали то или иное танцевальное движение, и его повторяли остальные пары. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств.
Вызывая положительные эмоции, они являются в то же время серьезным делом, так как открывают возможность невербального обращения к внутренним проблемам, прямое обсуждение которых невозможно или затруднительно в силу каких-то причин. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА С одной стороны, помогает: — снять напряжение; — выплеснуть энергию; — переработать свою агрессию и страх; — осознать себя в предлагаемых обстоятельствах; — проиграть свои внешние и внутренние ощущения; — совместно пережить волнующие ситуации; — пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает: — коммуникативные качества; — проявление инициативы; — умение логически мыслить; — фантазию и воображение; — творческие способности. При проведении танцевальной игры используются разные виды общения:
Танцуйте на здоровье! Глава 3
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.84 (0.014 с.) |