Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие танцевальной терапии. Цели и задачиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению и физической интеграции (определение Американской танцевальной терапевтической ассоциации). Танцевальная терапия — это форма лечения при помощи движения. Теория, лежащая в ее основе, состоит в том. что тело и разум человека взаимосвязаны. Танец — это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела. Танец — это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе. Основная цель танцевальной терапии: достижение внутренней и внешней гармонии посредством танца. Танцевать можно не только выступая перед публикой, но и для собственного удовольствия, выражая свое настроение и чувства под любую музыку, какая вам нравится. Кстати говоря: В греческой мифологии покровительницей танца является богиня Терпсихора («терпсис» — веселье, удовольствие, «коре» — дева или дочь) — юная муза, приносящая радость и удовольствие. Л. Раздрокина Переживание радости движения, осознание движения, придание ему смысла и эмоций — основа метода как психотерапии. Танцевальная терапия дает возможность: — снять напряжение, избавиться от страха и усталости; — помочь замкнутым, необщительным. эмоционально неуравновешенным людям; — поддержать людей с психическими и физическими недостатками: — выявить творческие способности, Танцевальная терапия подходит для разных категорий людей — от психически больных до здоровых, желающих посредством танца научиться чувствовать себя, свое тело и развить свою индивидуальность. ТТ может быть использована для работы с разными возрастными группами, от маленьких детей до людей преклонного возраста, она применяется также для работы с переселенцами, с детьми, пережившими боевые действия, подвергшимися сексуальному насилию (Н. Оганесян, 2005). Танцевальная терапия может быть самостоятельной дисциплиной и хорошей помощью вербальному психотерапевту в невербальной работе с пациентом. Известны разные формы лечения: индивидуальная, групповая, семейная танцевальная терапия. ТТ применима как для тех. кто имеет танцевальное образование, так и для тех. кто на танцполе двигается неуклюже, так как основное значение имеет открытость, искренность, спонтанность в выражении чувств и переживаний, индивидуальность самовыражения. Эстетическая сторона имеет второстепенное значение. Важно не столько умение танцевать, сколько желание танцевать! Танцуйте на здоровье! Глава 3 ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ АРТ-ТЕРАПИИ Арт-терапия («лечение искусством») — относительно новая область в психотерапии. В ее основе лежит метод выявления и решения психологических проблем с помощью искусства. Проблема переводится на бессознательный уровень, фантазия и чувства развиваются через символическое выражение художественных форм, что способствует при рассеянном внимании внутренней свободе и раскрепощению. Не все чувства и переживания можно выразить с помощью слов. Арт-терапия позволяет выявить и проработать эмоции, которые человек привык подавлять, потому что по каким-либо причинам их трудно обсуждать вербально. Кстати говоря: «Чувства, которым не хватает слов, нуждаются в символике для раскрытия — живопись, музыка, танец», — писал К. Юнг. В своей теории «активного воображения» он доказал, что фантазия и креативность производят исцеляющий эффект. Искусство непосредственно связано с творчеством, а творчество — это универсальный способ проявления уникальной индивидуальности человека, возможность его самореализации и самоутверждения. Творческое действие, развивающее фантазию и креативность, приносит радость. Чувство удовлетворения, возникающее в результате выявления скрытых талантов и возможностей, имеет терапевтическое значение. «В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно-телесной стихии духом» (Н. А. Бердяев). Л. Раздрокина Арт-терапия облегчает процесс коммуникации, помогает адаптации человека в обществе. Арт-терапия — комплексное понятие, которое включает в себя следующие направления (Н. Оганесян, 2005): 1) танцевальную терапию; 2) музыкальную терапию; 3) телесно-двигательную терапию; 4) художественную терапию; 5) драма-терапию: 6) игровую терапию и песочную терапию. Танцетерапия стоит в одном ряду с художественной терапией, музыкальной и драма-терапией. Все эти направления получили общее название экспрессивных видов терапии, поскольку их объединяет то, что они задействуют художественно выражаемые эмоции как способы запустить исцеляющий креативный процесс. Кстати говоря: Экспрессия — это выразительность; яркое значительное проявление чувств, настроений, мыслей. Экспрессивное поведение было свойственно человеку еще в «доречевой эпохе» и представляло собой средство общения и взаимодействия (В. А. Лабунская, 1986). Экспрессивные терапии заставляют работать правое полушарие мозга, отвечающее за интуицию, воображение, в то время как левое полушарие — это вербальность, рациональность, логика (И. Цверлинг. 1989). Различные художественные формы — танец, живопись, музыка, драма заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, которые развивают его силу, укрепляют его «Я» и делают его способность чувствовать и переживать более глубокой (Э. Гренлюнд. 2005). Танцуйте на здоровье! Эти экспрессивные формы очень часто используются в сочетании: танец и движения могут иметь место в музыкальной терапии, танцевальная терапия и драма-терапия в качестве вспомогательного средства используют живопись. Общение через экспрессивные виды терапии зачастую бывает предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку спонтанное творчество позволяет докопаться до глубинных пластов внутренних конфликтов человека, приблизиться к пониманию его интересов и переживаний. «Арт-терапия —...это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности» (Л. Д. Лебедева. 2007). Некоторые специалисты называют здравоохранительную инновационную технологию арт-терапии альтернативной медициной. Если психологические проблемы еще не зашли слишком далеко и не приняли тяжелую форму расстройства психики, то лечить их целесообразнее, используя арт-терапевтические техники. ЛЕЧЕНИЕ ИСКУССТВОМ - ЭТО: — приятное и полезное занятие; — гарантия щадящих организм приемов и методов: — возможность устранения и причины, и следствия проблемы; — процесс, не имеющий побочных эффектов. В отличие от традиционной медицины, арт-терапия позволяет не только избавиться от психических недугов, но и приобрести положительный эстетический опыт и испытать радость творчества! ЧТО ЛУЧШЕ? Танцуйте на здоровье! Глава 4 танцевальнаятерапия втанцевальнойпедагогике, инаоборот Исходя из собственного многолетнего опыта танцевального педагога, я пришла к выводу, что сам по себе танец — это уже оздоровление. Однако четкая образовательная программа, где упражнения все время усложняются, а педагог постоянно исправляет неверные движения ученика, не дает полной свободы самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен. Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на импровизацию для развития образного мышления, снятия напряжения и усталости в группе, я заметила поразительные результаты: дети стали более раскрепощенными, артистичными, общительными. Это позволило мне в корне пересмотреть свое отношение к культуре танца, к его назначению в жизни человека. В ходе исследовательской деятельности я изучила опыт работы многих практических танцевальных терапевтов — М.Уайт-хаус, X. Пейн. Э. Ноак. Э. Гренлюнд. Н. Оганесян, Т. Шкурко — и могу сказать, что преподавание и терапия очень схожи и взаимосвязаны между собой. «Терапия может переходить в преподавание, а преподавание может производить терапевтический эффект» (Э. Гренлюнд, 2005).
Л. Раздрокина Кстати говоря: «Каждый хороший педагог — это своего рода психотерапевт, а каждый состоявшийся психотерапевт — в какой-то степени педагог» (автор). Многие теоретики и практики танцевальной терапии видят различие педагогики и терапии в целях, задачах, отношениях между преподавателем и учеником, терапевтом и клиентом, а также в конечном результате. Целью танцевального педагога является изучение специальной танцевальной техники, тренировка тела ученика как инструмента для подготовки к эстетической форме выражения в танце. Танцевальная терапия не учит движениям и танцевальным стилям, она пытается найти собственный спонтанно сымпровизированный танец для каждого в отдельности. Развитие эстетической формы не имеет большого значения, каждый танцует как может и как хочет, главным является раскрытие чувств посредством движения. Танцетерапевт может взять себе в помощь какие-либо танцевальные стили: джаз, бальный, народный танец и т. д.. разучив основные танцевальные шаги и их комбинации. И здесь в танцетерапии оказывается задействованным педагогический процесс. Однако акцент делается не на дисциплине танца, а на выражении эмоций через движение. В свою очередь танцевальный педагог, использующий в работе приемы танцевальной терапии, быстрее добьется нужных результатов, поможет своим ученикам в полной мере раскрыться и свободно чувствовать себя во время выступлений. Более подробный сравнительный анализ танцевальной терапии и танцевальной педагогики дает Э. Гренлюнд в книге «Танцевальная терапия» (2005). Танцуйте на здоровье! Глава 5 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ТАНЦЕВАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ Структурной единицей танцевально-терапевтической работы является сессия, которая представляет собой каждое отдельное занятие: индивидуальное или групповое. Количество сессий в работе с одним пациентом или с группой зависит от целей и задач, поставленных танцевальным терапевтом, которые необходимо решить в психотерапевтическом процессе. Существуют различные приемы структурирования танцевально-терапевтической сессии. Рассмотрим наиболее известные из них. Трехчастная структура М. Чейз: 1) разогрев: 2) тема; 3) заключение. Пятичастная секция М. Левенталь: 1) физический и психический разогрев, расслабляющий физические и психические напряжения для того, чтобы пациент мог раскрыться; 2) схема, которая предлагается терапевтом или самим пациентом: 3) собирательность: упражнения, объединяющие в одном акте, переживании тело и психику; 4) сфокусированность вокруг главного — работа с установками: 5) окончание, часто с движением — совместный танец. Л. Раздрокина Танцевальная сессия Н. Оганесян: 1) корригирующая гимнастика и цигун-гимнастика: 2) танцевальная импровизация под заданную музыку или принесенную участниками группы; 3) релаксация; 4) рисование картин под ту же музыку, которая была использована для релаксации. Урок танцевальной игры Э. Гренлюнд: 1) разогрев, приветственные движения, упражнения на бег: 2) телесный тренинг — базовые упражнения и работа со всем телом; 3) танцевальные стили — полька, вальс, народные и современные танцы; 4) игра сдвижением — ритмическая игра: 5) понимание движенческих контрастов: большой — маленький, быстрый — медленный, длинный — короткий и т. д; 6) минута расслабления — индивидуальный отдых (релаксация); 7) свободные упражнения — игра с движением и импровизация; 8) заключение — упражнения на контактность. Кстати говоря: Отдельные танцевальные терапевты не составляют структурированной программы сессий и следуют за пациентом в ситуации «здесь и сейчас ». Танцуйте на здоровье! Глава 6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙТЕРАПИИ На сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Она вобрала в себя множество разных подходов и методов, что отражается в многообразии ее вариантов. Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии выделены Т. А. Шкурко: —использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Леф-ко. 1960); —использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак. 1992); —аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант. 2001); —целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон. 1992); —ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз); —кинестетическая эмпатия, т. е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Ру-дестам. 1990); —экспериментирование с движением и прикосновением, что позволяет осознать причины собственной ригидности и ограниченности (R Лабан. 1947. 1960), а также изучить потребность в контакте, поддержке, любви (Д. Мак-Нили, 1999); Л. Раздрокина —техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз. 1986); —использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер. 1992); —целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т. д.; —организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами, «подстрочного комментария» к движениям (X. Пейн. 1992). Танцевально-терапевтические техники направлены на эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, на достижение желаемых психологических изменений. Более подробно вышеперечисленные приемы и методы танцевальной терапии описаны Т. А. Шкурко в книге «Танцевально-экспрессивный тренинг» (2005). Кстати говоря: Большинство танцетерапевтов не придерживаются только одного метода, в своей работе они используют техники разных подходов, в том числе и другие виды арт-терапии. Танец в сочетании с игровой терапией представляет собой танцевальную игру, которая занимает центральное место в этой книге. Раздел II ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА В СИСТЕМЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Глава 1 POЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Для ребенка до пяти лет игра является основным способом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наиболее естественной и приемлемой возможностью общения и развития. Ограниченность выразительных возможностей речи в этом возрасте отражается в спонтанности и открытости чувств и действий. В процессе игры развивается детское мышление, формируется взгляд на мир и отношение к окружающим объектам. Игра приносит определенный опыт ребенку, более эффективный и значимый, чем простое объяснение или поучение. Кстати говоря: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский). По мере того, как дети взрослеют, идут в школу, игра отодвигается на второй план и в большинстве случаев носит развлекательное назначение. Многие привыкли считать игру одной из форм организации досуга, забывая, что она носит воспитательный характер. От того, в какие игры играют наши дети, зависит, какими они вырастут: доброжелательными, внимательными или эгоистичными, агрессивными. Л.Раздрокина Не только дети, но и взрослые нуждаются в символической игре, которая включает воображение, прорабатывая ситуации «здесь и сейчас». Кстати говоря: «Все моложе и моложе чувствует себя тот, кто вступает в мир воображения. Теперь он знает: это рассудок старил его душевно и делал таким негибким» (Р. Мейер). Социально-психологический подход к игре делает акцент на ее коммуникативной природе и рассматривает ее как отношение к миру, к себе, к другому человеку. Кроме того, игра является частью национальной культуры многих народов, развивает творческие способности и фантазию. Однако не все игры, которые предлагает современное общество, оказывают положительное влияние на нравственное развитие и психическое состояние человека. Но это уже другой разговор. О назначении и многообразии игр в жизни человека написано много книг, мы же подробно остановимся на танцевальной игре. Танцуйте на здоровье! Глава 2 понятие, цели, задачи, ФУНКЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИГРЫ Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра, основная цель которой — вовлечение участников тренинга в творческий, строящий взаимоотношения опыт. Что такое танцевальная игра? В моем понимании — это: игра + танцевальная импровизация + + предлагаемые обстоятельства Кстати говоря: Предлагаемые обстоятельства — это «вымыслы, дополняющие создаваемую душевную жизнь роли» (К. С. Станиславский). Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Кстати говоря: На протяжении тысячелетий танцевальные игры были частью жизни разных слоев общества. В правление Петра I была популярна танец-игра «Прогулка». Танцующие держались за носовые платки и пара за парой переходили из комнаты в комнату. Идущие в первой паре задавали то или иное танцевальное движение, и его повторяли остальные пары. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Л. Раздрокина Вызывая положительные эмоции, они являются в то же время серьезным делом, так как открывают возможность невербального обращения к внутренним проблемам, прямое обсуждение которых невозможно или затруднительно в силу каких-то причин. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИГРА С одной стороны, помогает: — снять напряжение; — выплеснуть энергию; — переработать свою агрессию и страх; — осознать себя в предлагаемых обстоятельствах; — проиграть свои внешние и внутренние ощущения; — совместно пережить волнующие ситуации; — пробудить положительные эмоции. С другой стороны, развивает: — коммуникативные качества; — проявление инициативы; — умение логически мыслить; — фантазию и воображение; — творческие способности. При проведении танцевальной игры используются разные виды общения:
Танцуйте на здоровье! Глава 3
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.011 с.) |