Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все упражнения в разминочном блоке должны быть простыми и доступными,

Поиск

а также проходить в интересной, занимательной форме, чтобы создать творческий настрой

на занятие и подготовить участников

к спонтанной танцевальной деятельности

и внутригрупповой коммуникации.

Для настроя на спонтанное танцевальное творчество в под­готовительной части тренинга (обычно перед началом ритми­ческой гимнастики) используются также разнообразные при­емы художественной терапии. Чтобы сблизить участников группы посредством совместных действий, можно провести уп­ражнение «Передача листа» (Л. Л. Лебедева, «Практика арт-те­рапии», 2007):

1-й вариант: каждому предлагается нарисовать на своем листе бумаги какой-либо простой и знакомый всем образ, а за­тем отдать рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу. Работа заканчи­вается, когда каждый рисунок возвратится к своему автору. Уча­стники могут обменяться впечатлениями.

2-й вариант.по кругу передается только один лист бумаги, на котором каждый участник по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов. Особенно интересно упражнение проходит в быстром темпе. Наиболее эффективно в малых группах.

В результате таких упражнений обычно складывается не­обходимая атмосфера, способствующая проявлению творчес­кой активности и спонтанности на последующих этапах танце­вально-игрового тренинга.


Л. Раздрокина

Глава 3

ТЕМАТИЧЕСАЯ ИГРА

Основная часть танцевально-игрового тренинга представ­ляет собой комплекс танцевальных игр и упражнений, объеди­ненных общей темой, где каждая последующая игра является логическим продолжением предыдущей. Тема выбирается в за­висимости от возраста, пола и возможностей участников тре­нинга. Например: «путешествие», «море», «кино», «карнавал», «сказка», «цирк» и др.

Основная часть ТИТ разрабатывается по принципу игры «театр-экспромт» (ведущий читает рассказ — участники следу­ют за содержанием), однако имеет некоторые практические отличия в силу иных задач и средств выражения: действие стро­ится на танцевальной импровизации, невербальное общение — основная форма взаимопонимания в игре.

Тематическая игра в танцевально-игровом тренинге конст­руируется по законам драматургии: интригующее начало, раз­витие действия по нарастанию, кульминация, развязка. Сюжет должен быть несложным, ненавязчивым, не пугающим, а спо­собствовать проявлению только положительных эмоций.

Через событийный ряд участники тренинга попадают в различные предлагаемые обстоятельства, «проживая» те или иные роли. Это дает им возможность отойти от повседневной жизни, помогает ощущению и осознанию себя (своего «Я») в разных ситуациях, раскрывает глубинную память. Вовлечен­ные в непрерывный творческий процесс участники тренинга за­бывают о психотерапевтическом назначении занятия и просто играют, отдаваясь своим чувствам и эмоциям.

Кстати говоря:

«Кто способен в любом возрасте играть и резвить­ся какребенок, тот никогда не узнает, что такое ста­рость» (народная мудрость).


Танцуйте на здоровье!

Глава 4

РЛАКСАЦИЯ

Релаксация необходима после активной ритмичной основ­ной части танцевально-игрового тренинга, чтобы не допустить возможности перевозбуждения.

Релаксация — это произвольное расслабление мышц. Она основана на способности человека мысленно производить от­ключение мышц от двигательных центров головного мозга. Ре­лаксация может быть:

1) статической — лежа на спине, сидя на стуле в удобной позе;

2) динамической — упражнения на напряжение-расслабле­ние, свободное спокойное движение в пространстве.

Релаксация обычно проводится под спокойную музыку, способствующую уравновешенному психическому состоянию.

Кстати говоря:

«Некоторые думают, что во время релаксации полностью прекращается мыслительный процесс. Ход мыслей может просто замедлиться, причем нич­то не будет препятствовать их свободному тече­нию» (Луиза Л. Хей).

В релаксации применяется работа с образами. Ведущий может просто назвать тему («весна», «космос», «остров», «лю­бовь», «поход» и т. д.) с пожеланиями испытать ощущение доб­ра, здоровья, блаженства и дать участникам самостоятельно фан­тазировать, путешествуя во внутреннем пространстве, а может говорить заранее заготовленный текст. «Работа с образами ос­вобождает энергию клиента,...воображение работает с симво­лами, а символы, подобно сновидениям, отражают состояние бессознательного... Терапевтическое использование воображе­ния занимается именно тем. что облекает чувства в образы» (Стюарт. 1998).


Л. Раздрокина

Релаксация — это своего рода медитация. Текст медитации можно придумать самим, а можно подобрать в произведениях художественной литературы, где дается красивое описание при­роды или благоприятного состояния души. В Приложении 2 даны тексты медитаций (из практического опыта Луизы Л. Хей.), которые я рекомендую использовать в релаксации.

Частью релаксации может быть дыхательная гимнастика, способствующая установлению внутреннего баланса организма.

Кстати говоря:

«Если мы хотим быть здоровыми и сильными, если хотим, чтобы жизнь несла радость, мы должны пре­вратить наше дыхание из простого бесполезного втягивания воздуха в движение энергии» (К. Ниши).

Все виды дыхательных упражнений по принципу их выпол­нения можно разделить на четыре группы (Е. Г Попова. «Обще-развивающие упражнения в гимнастике», 2000):

1) упражнения, характеризующиеся углубленным вдохом и выдохом: достигается это путем рационального сочетания груд­ного и брюшного дыхания;

2) упражнения, характеризующиеся определенным ритмом: стабильным (например, «ритмичное дыхание»), замедленным («дыхание с паузами»), ускоренным (например, с частотой до 100-150 дыхательных циклов в минуту);

3) упражнения, отличающиеся повышенной интенсивнос­тью вдоха, выдох совершается толчком;

4) упражнения, основанные на изменении просвета возду­хоносных путей, например: «дыхание через одну ноздрю».

В Приложении 3 даны несколько дыхательных упражнений, которые я использую уже много лет в своей личной и профес­сиональной практике, они приводят к гармонии все тело, успо­каивают нервную систему.


Танцуйте на здоровье!

Глава 5

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ

Танцевально-игровой тренинг может быть как индивидуаль­ным, так и групповым. В индивидуальном тренинге танцеваль­ный терапевт работает один на один с пациентом, который, как правило, имеет психологические затруднения и не готов к учас­тию в групповой терапии. «Танцевальный терапевт и пациент создают собственный движенческий диалог и творят новый танец — танец чувств» (Н. Оганесян, 2005).

В этом разделе мы рассматриваем групповой тренинг. Груп­повая терапия развивает социальные чувства и учит адекватно реагировать на других (Л. Эспенак). В групповой терапии паци­ент может чувствовать себя менее обособленно, чем в индиви­дуальной. При условии создания доброжелательной атмосфе­ры взаимного принятия и эмоциональной поддержки можно получить шанс обнажить свои чувства.

И неуверенным в себе людям, и самодостаточным необхо­димо с кем-то делить свое внутреннее состояние: успех, радость, разочарование, боль. В групповых танцевальных играх просле­живается взаимосвязь образа, отношения и обращения. Группа развивает возможность «дать» и «взять» в отношениях между ее членами, переработать такие чувства, как страх, злость, и, со­ответственно, выйти из изоляции.

Кстати говоря:

«В танце, общаясь на языке телодвижений, люди могут сказать иногда друг другу много больше, чем словами» (Г. Крейдлин, М. Кронгауз, «Семиотика или азбука общения»).

Танец двух или нескольких партнеров — это всегда диалог, причем танец считается не только текстом, а текстом магичес­ким, обязательно побуждающим собеседника к какому-то ответ­ному действию. Межличностные упражнения могут включать


Л. Раздрокина

физический контакт между участниками группы, ведущий тре­нинга должен следить, чтобы «окружающая среда» в лице дру­гих членов группы поощряла участника реагировать так. как будто действие, порожденное эмоциями, было эффективным.

Каждый участник танцевально-терапевтического процесса вправе выбирать меру участия в групповом взаимодействии и отказаться от выполнения отдельных упражнений. На некоторых этапах занятия возможно сохранение пассивной позиции — по­зиции наблюдателя.

Кстати говоря:

«Когда мы наблюдаем, как импровизируют другие, мы совершаем повторяющие микродвижения, хотя это и не осознается. На микроуровне мы проживаем движения тех людей, за которыми с увлечением наблю­даем» (Э. Гренлюнд, 2005).

Групповой ТИТ создает благоприятные условия для разви­тия коллективных отношений, появляется возможность для со­трудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Коллек­тивная работа, основанная на совместной творческой деятельности, способствует формированию позитивного опы­та, усвоению групповых норм и ценностей, выстраивает гармо­ничные взаимоотношения и помогает преодолеть социальную отчужденность.

Участие в групповом танцевально-игровом тренинге обыч­но приносит каждому члену группы личное удовлетворение и удовольствие.

Кстати говоря:

«Делать то, что доставляет удовольствие, зна­чит быть свободным» (Ф. Вольтер).


Танцуйте на здоровье!

Глава 6

подбормузыки

Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия.

А. С. Пушкин

При составлении программы танцевально-игрового тренин­га следует особое внимание уделить подбору музыкального со­провождения. Ритм и музыка в ТИТ играют главную вспомога­тельную роль в развитии и раскрытии чувств участников терапевтического процесса. Они стимулируют фантазию и во­ображение, создают настроение и придают танцевальным дви­жениям темп, силу и динамику.

Музыкальный терапевт Раймо Линд (Хельсинский универ­ситет) рекомендует очень осторожно подбирать музыку. Она должна нравиться всем, так как является основой, на которую будет реагировать каждый участник тренинга.

Музыка сходна с интонацией человеческой речи, которая несет в себе состояние внутреннего мира человека. Она может с совершенством, недоступным другим искусствам, помочь пе­редать душевное настроение человека, выразить характер его переживаний.

Кстати говоря:

«Музыка входит в самые укромные уголки нашей души, передавая грусть или веселье, заставляя думать, мечтать о чем-то далеком, неясном, но таком волную­щем и прекрасном!.. Музыка владеет нашими чувствами, и мы с радостью отдаемся ее власти» (Б. А. Покровский).

Каждый участник ищет свой собственный ритм, который ему необходим, поэтому «Музыка может рассказать о человеке, о его внутренних чувствах. Тот. кто позитивен, открыт и доволен жиз-


Л. Раздрокина

нью. предпочитает музыку быструю, ритмичную, а не медленную, грустную» (Э. Гренлюнд, 2005): «чувственная музыка открывает радость, меланхолию, страх, грусть» (Л. Эспенак, 1981).

Музыка помогает участникам тренинга открыть те чувства, о которых они и не подозревают. И наоборот — удержать в гра­ницах умеренности импульсы агрессии и злобы. Танцевальные упражнения в сочетании с музыкой раскрывают творческие возможности человека, которые были заблокированы.

Составляя программу танцевально-игрового тренинга, не­обходимо чередовать быстрый темп с умеренным, средним и медленным, физическая и эмоциональная нагрузка должна воз­растать постепенно. В одних играх и упражнениях музыка ис­пользуется как фон (релаксация, упражнения на напряжение-расслабление), в других — как «лидер» (Е. С. Крючек. 2001), то есть задает ритм, характер и управляет движением.

В танцевально-игровом тренинге может быть использова­на музыка разных стилей и жанров. Желательно, чтобы диапа­зон музыкальных направлений был как можно шире. Я реко­мендую преимущественно использовать музыку без вокала, имеющую положительную эмоциональную окраску (не следует применять музыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т. д.). От качества музыкального сопровождения во мно­гом зависит эффективность и привлекательность занятия.

«Большая радость для танцевального терапевта найти ту музыку, которая разбудила бы чувства пациента!» (Э. Розен. 1956).



 


Л.Раздрокина

Глава 7

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Танцевально-игровой тренинг рассчитан на группы числен­ностью от 10 до 15 человек. Это могут быть реальные группы или специально созданные для тренинга.

Программа может представлять собой однодневный тре­нинг примерной продолжительностью 1 час 30 минут или быть в системе многодневного тренинга.

Для проведения ТИТ необходим просторный светлый зал. Это может быть приспособленное помещение или постоянный танцевально-терапевтический кабинет с подходящим наполь­ным покрытием.

Специально организованный кабинет поможет созданию в нем необходимой творческой атмосферы, оказывающей ог­ромное влияние на результативность проведения тренинга: со­ответствующий дизайн, эстетическое оформление имеют сим­волическое значение. Каждый участник тренинга должен чувствовать себя комфортно и в безопасности. Желательно, что­бы в танцевально-терапевтическом пространстве было как мож­но меньше отвлекающих предметов, единственно необходимая и полезная мебель — это стулья, а также пара столов для прове­дения тестирования методами художественной терапии и тум­ба для аудиоаппаратуры (в постоянном кабинете возможно на­личие шкафа или полки для хранения реквизита). Хороший зал дает очень большие преимущества!

Кстати говоря:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.011 с.)