Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Все упражнения в разминочном блоке должны быть простыми и доступными,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
а также проходить в интересной, занимательной форме, чтобы создать творческий настрой на занятие и подготовить участников к спонтанной танцевальной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Для настроя на спонтанное танцевальное творчество в подготовительной части тренинга (обычно перед началом ритмической гимнастики) используются также разнообразные приемы художественной терапии. Чтобы сблизить участников группы посредством совместных действий, можно провести упражнение «Передача листа» (Л. Л. Лебедева, «Практика арт-терапии», 2007): 1-й вариант: каждому предлагается нарисовать на своем листе бумаги какой-либо простой и знакомый всем образ, а затем отдать рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу. Работа заканчивается, когда каждый рисунок возвратится к своему автору. Участники могут обменяться впечатлениями. 2-й вариант.по кругу передается только один лист бумаги, на котором каждый участник по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов. Особенно интересно упражнение проходит в быстром темпе. Наиболее эффективно в малых группах. В результате таких упражнений обычно складывается необходимая атмосфера, способствующая проявлению творческой активности и спонтанности на последующих этапах танцевально-игрового тренинга. Л. Раздрокина Глава 3 ТЕМАТИЧЕСАЯ ИГРА Основная часть танцевально-игрового тренинга представляет собой комплекс танцевальных игр и упражнений, объединенных общей темой, где каждая последующая игра является логическим продолжением предыдущей. Тема выбирается в зависимости от возраста, пола и возможностей участников тренинга. Например: «путешествие», «море», «кино», «карнавал», «сказка», «цирк» и др. Основная часть ТИТ разрабатывается по принципу игры «театр-экспромт» (ведущий читает рассказ — участники следуют за содержанием), однако имеет некоторые практические отличия в силу иных задач и средств выражения: действие строится на танцевальной импровизации, невербальное общение — основная форма взаимопонимания в игре. Тематическая игра в танцевально-игровом тренинге конструируется по законам драматургии: интригующее начало, развитие действия по нарастанию, кульминация, развязка. Сюжет должен быть несложным, ненавязчивым, не пугающим, а способствовать проявлению только положительных эмоций. Через событийный ряд участники тренинга попадают в различные предлагаемые обстоятельства, «проживая» те или иные роли. Это дает им возможность отойти от повседневной жизни, помогает ощущению и осознанию себя (своего «Я») в разных ситуациях, раскрывает глубинную память. Вовлеченные в непрерывный творческий процесс участники тренинга забывают о психотерапевтическом назначении занятия и просто играют, отдаваясь своим чувствам и эмоциям. Кстати говоря: «Кто способен в любом возрасте играть и резвиться какребенок, тот никогда не узнает, что такое старость» (народная мудрость). Танцуйте на здоровье! Глава 4 РЛАКСАЦИЯ Релаксация необходима после активной ритмичной основной части танцевально-игрового тренинга, чтобы не допустить возможности перевозбуждения. Релаксация — это произвольное расслабление мышц. Она основана на способности человека мысленно производить отключение мышц от двигательных центров головного мозга. Релаксация может быть: 1) статической — лежа на спине, сидя на стуле в удобной позе; 2) динамической — упражнения на напряжение-расслабление, свободное спокойное движение в пространстве. Релаксация обычно проводится под спокойную музыку, способствующую уравновешенному психическому состоянию. Кстати говоря: «Некоторые думают, что во время релаксации полностью прекращается мыслительный процесс. Ход мыслей может просто замедлиться, причем ничто не будет препятствовать их свободному течению» (Луиза Л. Хей). В релаксации применяется работа с образами. Ведущий может просто назвать тему («весна», «космос», «остров», «любовь», «поход» и т. д.) с пожеланиями испытать ощущение добра, здоровья, блаженства и дать участникам самостоятельно фантазировать, путешествуя во внутреннем пространстве, а может говорить заранее заготовленный текст. «Работа с образами освобождает энергию клиента,...воображение работает с символами, а символы, подобно сновидениям, отражают состояние бессознательного... Терапевтическое использование воображения занимается именно тем. что облекает чувства в образы» (Стюарт. 1998). Л. Раздрокина Релаксация — это своего рода медитация. Текст медитации можно придумать самим, а можно подобрать в произведениях художественной литературы, где дается красивое описание природы или благоприятного состояния души. В Приложении 2 даны тексты медитаций (из практического опыта Луизы Л. Хей.), которые я рекомендую использовать в релаксации. Частью релаксации может быть дыхательная гимнастика, способствующая установлению внутреннего баланса организма. Кстати говоря: «Если мы хотим быть здоровыми и сильными, если хотим, чтобы жизнь несла радость, мы должны превратить наше дыхание из простого бесполезного втягивания воздуха в движение энергии» (К. Ниши). Все виды дыхательных упражнений по принципу их выполнения можно разделить на четыре группы (Е. Г Попова. «Обще-развивающие упражнения в гимнастике», 2000): 1) упражнения, характеризующиеся углубленным вдохом и выдохом: достигается это путем рационального сочетания грудного и брюшного дыхания; 2) упражнения, характеризующиеся определенным ритмом: стабильным (например, «ритмичное дыхание»), замедленным («дыхание с паузами»), ускоренным (например, с частотой до 100-150 дыхательных циклов в минуту); 3) упражнения, отличающиеся повышенной интенсивностью вдоха, выдох совершается толчком; 4) упражнения, основанные на изменении просвета воздухоносных путей, например: «дыхание через одну ноздрю». В Приложении 3 даны несколько дыхательных упражнений, которые я использую уже много лет в своей личной и профессиональной практике, они приводят к гармонии все тело, успокаивают нервную систему. Танцуйте на здоровье! Глава 5 ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ Танцевально-игровой тренинг может быть как индивидуальным, так и групповым. В индивидуальном тренинге танцевальный терапевт работает один на один с пациентом, который, как правило, имеет психологические затруднения и не готов к участию в групповой терапии. «Танцевальный терапевт и пациент создают собственный движенческий диалог и творят новый танец — танец чувств» (Н. Оганесян, 2005). В этом разделе мы рассматриваем групповой тренинг. Групповая терапия развивает социальные чувства и учит адекватно реагировать на других (Л. Эспенак). В групповой терапии пациент может чувствовать себя менее обособленно, чем в индивидуальной. При условии создания доброжелательной атмосферы взаимного принятия и эмоциональной поддержки можно получить шанс обнажить свои чувства. И неуверенным в себе людям, и самодостаточным необходимо с кем-то делить свое внутреннее состояние: успех, радость, разочарование, боль. В групповых танцевальных играх прослеживается взаимосвязь образа, отношения и обращения. Группа развивает возможность «дать» и «взять» в отношениях между ее членами, переработать такие чувства, как страх, злость, и, соответственно, выйти из изоляции. Кстати говоря: «В танце, общаясь на языке телодвижений, люди могут сказать иногда друг другу много больше, чем словами» (Г. Крейдлин, М. Кронгауз, «Семиотика или азбука общения»). Танец двух или нескольких партнеров — это всегда диалог, причем танец считается не только текстом, а текстом магическим, обязательно побуждающим собеседника к какому-то ответному действию. Межличностные упражнения могут включать Л. Раздрокина физический контакт между участниками группы, ведущий тренинга должен следить, чтобы «окружающая среда» в лице других членов группы поощряла участника реагировать так. как будто действие, порожденное эмоциями, было эффективным. Каждый участник танцевально-терапевтического процесса вправе выбирать меру участия в групповом взаимодействии и отказаться от выполнения отдельных упражнений. На некоторых этапах занятия возможно сохранение пассивной позиции — позиции наблюдателя. Кстати говоря: «Когда мы наблюдаем, как импровизируют другие, мы совершаем повторяющие микродвижения, хотя это и не осознается. На микроуровне мы проживаем движения тех людей, за которыми с увлечением наблюдаем» (Э. Гренлюнд, 2005). Групповой ТИТ создает благоприятные условия для развития коллективных отношений, появляется возможность для сотрудничества, оказания поддержки и взаимопомощи. Коллективная работа, основанная на совместной творческой деятельности, способствует формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей, выстраивает гармоничные взаимоотношения и помогает преодолеть социальную отчужденность. Участие в групповом танцевально-игровом тренинге обычно приносит каждому члену группы личное удовлетворение и удовольствие. Кстати говоря: «Делать то, что доставляет удовольствие, значит быть свободным» (Ф. Вольтер). Танцуйте на здоровье! Глава 6 подбормузыки Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия. А. С. Пушкин При составлении программы танцевально-игрового тренинга следует особое внимание уделить подбору музыкального сопровождения. Ритм и музыка в ТИТ играют главную вспомогательную роль в развитии и раскрытии чувств участников терапевтического процесса. Они стимулируют фантазию и воображение, создают настроение и придают танцевальным движениям темп, силу и динамику. Музыкальный терапевт Раймо Линд (Хельсинский университет) рекомендует очень осторожно подбирать музыку. Она должна нравиться всем, так как является основой, на которую будет реагировать каждый участник тренинга. Музыка сходна с интонацией человеческой речи, которая несет в себе состояние внутреннего мира человека. Она может с совершенством, недоступным другим искусствам, помочь передать душевное настроение человека, выразить характер его переживаний. Кстати говоря: «Музыка входит в самые укромные уголки нашей души, передавая грусть или веселье, заставляя думать, мечтать о чем-то далеком, неясном, но таком волнующем и прекрасном!.. Музыка владеет нашими чувствами, и мы с радостью отдаемся ее власти» (Б. А. Покровский). Каждый участник ищет свой собственный ритм, который ему необходим, поэтому «Музыка может рассказать о человеке, о его внутренних чувствах. Тот. кто позитивен, открыт и доволен жиз- Л. Раздрокина нью. предпочитает музыку быструю, ритмичную, а не медленную, грустную» (Э. Гренлюнд, 2005): «чувственная музыка открывает радость, меланхолию, страх, грусть» (Л. Эспенак, 1981). Музыка помогает участникам тренинга открыть те чувства, о которых они и не подозревают. И наоборот — удержать в границах умеренности импульсы агрессии и злобы. Танцевальные упражнения в сочетании с музыкой раскрывают творческие возможности человека, которые были заблокированы. Составляя программу танцевально-игрового тренинга, необходимо чередовать быстрый темп с умеренным, средним и медленным, физическая и эмоциональная нагрузка должна возрастать постепенно. В одних играх и упражнениях музыка используется как фон (релаксация, упражнения на напряжение-расслабление), в других — как «лидер» (Е. С. Крючек. 2001), то есть задает ритм, характер и управляет движением. В танцевально-игровом тренинге может быть использована музыка разных стилей и жанров. Желательно, чтобы диапазон музыкальных направлений был как можно шире. Я рекомендую преимущественно использовать музыку без вокала, имеющую положительную эмоциональную окраску (не следует применять музыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т. д.). От качества музыкального сопровождения во многом зависит эффективность и привлекательность занятия. «Большая радость для танцевального терапевта найти ту музыку, которая разбудила бы чувства пациента!» (Э. Розен. 1956).
Л.Раздрокина Глава 7 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ Танцевально-игровой тренинг рассчитан на группы численностью от 10 до 15 человек. Это могут быть реальные группы или специально созданные для тренинга. Программа может представлять собой однодневный тренинг примерной продолжительностью 1 час 30 минут или быть в системе многодневного тренинга. Для проведения ТИТ необходим просторный светлый зал. Это может быть приспособленное помещение или постоянный танцевально-терапевтический кабинет с подходящим напольным покрытием. Специально организованный кабинет поможет созданию в нем необходимой творческой атмосферы, оказывающей огромное влияние на результативность проведения тренинга: соответствующий дизайн, эстетическое оформление имеют символическое значение. Каждый участник тренинга должен чувствовать себя комфортно и в безопасности. Желательно, чтобы в танцевально-терапевтическом пространстве было как можно меньше отвлекающих предметов, единственно необходимая и полезная мебель — это стулья, а также пара столов для проведения тестирования методами художественной терапии и тумба для аудиоаппаратуры (в постоянном кабинете возможно наличие шкафа или полки для хранения реквизита). Хороший зал дает очень большие преимущества! Кстати говоря:
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.011 с.) |