Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава вторая позы и танцевальные шагиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Позы классического танца выполняются в определенном, строго установленном пространственном рисунке и слагаются из самых различных положений головы, рук, корпуса и ног. Прежде всего, надо отметить, что в позах классического танца всё повороты и наклоны головы являются, в сущности, ведущими по отношению ко всей фигуре исполнителя. В самом деле, движение головы человека вызывается в жизни обычно стремлением видеть, слышать или не слышать объект, который привлекает его внимание. Конечно, в позах классического танца каждое положение головы определяется совокупностью художественных приемов и правил расположения тела танцовщика в пространстве. Но это не значит, что каждое такое положение головы является мертвым каноном, а не пластической основой, овладение которой позволяет танцовщику действовать в образе. Следовательно, в позах классического танца ведущая роль так же, как и в жизни, принадлежит голове, в особенности направленности взгляда. Именно взгляд танцовщика полнее и яснее всего раскрывает внутреннюю жизнь воплощаемого им сценического образа. Устремлен ли взгляд танцовщика на партнера или как бы обращен в глубину своих чувств и мыслей, он всегда будет восприниматься зрителем как признак проявления внутренней жизни человека. И как бы ни были согласованны движения головы, рук и корпуса, без соответствующей устремленности взгляда поза классического танца не может быть вполне законченной и выразительной. Действия рук в позах классического танца, подобно поворотам и наклонам головы, не являются стандартом, а служат лишь пластической основой для воспроизведения самого разнообразного по смыслу и характеру актерского танцевального жеста. Если устремленность взгляда играет первостепенную роль в выразительном движении головы, то в движении рук кисть выполняет столь же значительную роль. В позах классического танца вся рука, начиная от плеча и кончая пальцами, активно действует. Плечо, локоть, запястье, кисть и пальцы объединены направленностью танцевального жеста, особенно в тех случаях, когда используется прием allongee. Но именно кисть руки, подобно взгляду, придает танцевальному жесту необходимую осмысленность и пластическую завершенность. Корпус в позах классического танца также принимает активной участие и имеет свои пластические особенности. Если в положениях головы определяющим является направленность взгляда, а в движениях рук — кисти, то в движениях корпуса наиболее выразительны плечи. 50(175-180) Положение рук и головы, не подкрепленное и не дополненное соответствующим поворотом корпуса (epaulement) или его наклоном, что зрительно воспринимается как движение плеч, не может быть достаточно выразительным и целеустремленным. Вообще действия корпуса не прекращаются, пока танцовщик выражает свои чувства и стремления при помощи позы. В жизненных условиях человек шагает обычно для того, чтобы осуществить поступательное дввжение. Следовательно, действие ног в позах классического танца следует воспринимать как фиксированный или проходящий шаг. Рассматривать же его как некий технический эффект, а не как органическое свойство движения человека было бы неверно. В позах классического танца обе ноги принимают самое активное участие. Бедро, колено, щиколотка, подъем и пальцы раскрытой ноги подчеркивают направленность поступательного движения, всей фигуры танцовщика. Опорная нога, выполняющая demi-plie или releve на полупальцы, также придает всей фигуре танцовщика характер поступательного движения. Но все же наиболее заметная роль принадлежит ступне, которая дает пластическую завершенность всей раскрытой ноге. Если ступня танцовщика по технике движения недостаточно хорошо «воспитана», значит, исполняемая поза не будет отличаться филигранной отточенностью и законченностью хореографического рисунка. Недотянутые подъемы и пальцы, расслабленный голеностоп придают всей ноге (следовательно, и всей позе) техническую и пластическую незавершенность. Разумеется, раскрытая и опорная нога должны работать выворотно, колено и бедро удерживаться правильно, но если ступня недисциплинированна в своем движении, поступательность шага будет незавершенной, пластически невыразительной. Какова же взаимосвязь движений всех частей тела исполнителя в позах классического танца? Совершенно очевидно, что физические действия верхнего и нижнего пояса тела танцовщика различны, но едины по своей пластической направленности. Поэтому в учебной работе крайне важно постигать не только правильное построение позы, но и чувство танца, которому свойственна живая поступательная устремленность всей фигуры исполнителя. Позы принятые школой классического танца, делятся на малые, средние и большие формы, которые могут выполняться приемом arondie или allongee. Первый прием предусматривает закругленные линии рук в локте, запястье и пальцах, второй прием - вытянутые, как бы удлиненные линии рук от локтя до кончиков Если первому приему выполнения поз присущи статичность и некоторая сдержанность движений, то второму - стремительность и полетность. Взаимосвязь этих двух приемов вносит в классический танец элемент пластического разнообразия и контрастности. МАЛЫЕ ПОЗЫ Приступать к изучению малых поз можно лишь когда учащиеся достаточно хорошо усвоят элементарную постановку всей фигуры и все движения экзерсиса, при помощи которых будут выполняться эти позы. I. Позы arrondie Изучаются данные позы с отведением ноги приемом battemeat tendu вперед, назад и в сторону croisee, effacee и ecartee. Поза croisee вперед. Исходная позиция ног — V, правая впереди epaulement croise. Вначале руки из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию, голова слегка склоняется вперед и влево, взгляд направлен на кисти. Далее одновременно правая нога отводится croisee вперёд, правая рука открывается во 2-ю позицию, левая – в 3-ю. Корпус удерживается на опорной ноге прямо и подтянуто. Голова занимает первоначальное положение. Так строится и фиксируется даннаяпоза. Затем левая рука раскрывается во 2-ю позицию и вместе с правой опускается в подготовительное положение. Отведенная нога одновременно возвращается в V позицию. Поза croisee назад выполняется по тем же правилам, но с отведением ноги назад. Поза effacee вперед. Исходная позиция ног - V, правая впереди epaulement efface. Вначале поднимаются руки из подготовительного положения в 1-ю позицию, голова слегка наклоняется вперед и вправо, взгляд обращен на кисти. Далее одновременно нога отводится вперед, левая рука переводится в 3-ю позицию правая - во 2-ю. Корпус, сохраняя подтянутость, чуть склоняется от раскрытой ноги. Голова повернута к левому плечу и также слегка отклонена вместе с корпусом. Таким образом строится и фиксируется поза effacee вперед. Затем рука из 3-й переводится во 2-ю, корпус и голова вновь выпрямляются. И, наконец руки опускаются в подготовительное положение. Поза effacee назад выполняется в том же плане, но нога отводится назад, корпус и голова во время фиксации позы очень незначительно подаются вперед на опорную ногу. Поза ecartee вперед. Исходная позиция ног — V, правая впереди, epaulement croise. Руки из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию, голова слегка наклоняется вперед и влево, взгляд направлен на кисти рук. Далее одновременно правая нога отводится по диагонали вперед, правая рука поднимается в 3-ю позицию, левая— во 2-ю. Корпус подтянут и слегка подается на опорную ногу. Голова поворачивается направо. Так завершается и фиксируется эта поза (рис. 60). В конце правая рука переводится из 3-й позиции во 2-ю. Корпус вновь удерживается прямо. Руки опускаются в подготовительное положение. Поза ecartee назад выполняется в том же рисунке, но нога отводится назад по диагонали и голова поворачивается к раскрытой руке во 2-ю позицию в момент фиксации позы (рис. 61). Все позы выполняются медленно и плавно, на два музыкальных такта в 4/4: 1/4 — перевод рук в 1-ю позицию, 1/4 — отведение ноги и перевод рук в позу, 4/4 — поза фиксируется, 1/4 — перевод руки из 3-й позиции во 2-ю, 1/4 — раскрытая нога и руки занимают исходное положение. При изучении каждой позы необходимо соблюдать выворотность ног; удерживать тяжесть тела на опорной ноге; не опираться на носок отведенной ноги; корпус и спину удерживать подтянуто с раскрытыми и опущенными плечами; фиксировать руки, голову и взгляд смело, четко, с апломбом. Особенно тщательно надо отрабатывать умение правильно удерживать закругленное положение рук (arrondie), не допуская расслабленных или угловато-жестких, напряженных линий в локте, запястье и пальцах. Когда позы будут изучены каждая в отдельности, рекомендуется соединять их при помощи pas degage. Например, выполняя позу croisee вперед, можно перейти в позу croisee назад, заканчивая ее в V позиции. Так же все можно выполнять в обратном порядке или на efface и на ecarte. После этого можно перейти к изучению малых поз с фиксированием рук в 1-й и 2-й позициях, затем в 1-й и 3-й позициях. В первом случае рука, ранее находившаяся в 3-й позиции, будет занимать 1-ю, другая — 2-ю. Во втором случае эта рука будет занимать 1-ю позицию, другая — 3-ю. Все остальные правила выполнения поз сохраняются здесь полностью. II. Позы allongee Позы, выполненные приемом arrondie или allongee, аналогичны по своему построению, поэтому в тексте вторично не описываются, а частично рассматриваются только в рисунках. Позы arabesques представлены полностью и в тексте и в рисунках, так как отличаются по своему построению и выполнению. Позы ecartee, в которых руки фиксируются в 1-й и 2-й позициях или в 1-й и 3-й позициях, не выполняются приемом allongee, так как линии устремленных рук и отведенной ноги не совпадают, не гармонируют с общим строем данной позы. Такие позы могут выполняться приемом allongee лишь с отведенной ногой по IV-й позиции вперед или назад. Прием allongee слагается не только из фиксации самой позы, но и предвходящего движения рук, головы и движения рук, головы и корпуса. Движение это является звеном, связующим между позами arrondie и allongee. Выполнять его следует свободно и просто, без нарочитого движения кистей, расслабленно опущенных или чересчур вытянутых локтей и пальцев. Движение головы и корпуса также следует осуществлять сдержанно, без лишнего подчеркивания наклонов и поворотов. Фиксация самой позы должна отличаться строгой академической манерой, точным рисунком и совершенной техникой исполнения. 51(180-185) Конечно, в сценической интерпретации прием allongee (в целом), по замыслу балетмейстера или танцовщика, может приобретать самый разнообразный стиль и характер, но в учебной работе (в школе), в строгом соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ученика надо неуклонно утверждать строгий стиль мужского исполнительства. Ниже рассматриваются малые позы arabesques. Первый arabesque. Исходная позиция ног — V, правая впереди, epaulement efface. Вначале руки из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию, голова слегка склоняется вперед и вправо, взгляд направлен на кисть. Одновременно левая нога отводится назад, правая рука задерживается в 1-й позиции, левая отводится во 2-ю, локти плавно вытягиваются, но не до конца, кисти поворачиваются ладонями вниз, свободно выпрямляясь в пальцах, голова приподнимается, взгляд устремлен на кисть правой руки. Так строится и фиксируется первый arabesque (рис. 62). Затем руки одновременно и плавно опускаются в подготовительное положение, голова занимает исходный поворот, нога возвращается в V позицию. Второй arabesque выполняется по той же схеме, но в 1-й позиции фиксируется левая рука, во 2-й — правая; правое плечо слегка отводится назад; голова поворачивается в сторону левого плеча, взгляд устремляется в том же направлении (рис. 63). Заканчивается второй arabesque так же, как первый. Третий arabesque выполняется с epaulement croise по схеме второго arabesque, но оба плеча удерживаются здесь ровно, голова повернута на кисть левой руки, взгляд устремлен в том же направлении (рис. 64). Заканчивается третий arabesque так же, как оба предыдущих. Четвертый arabesque выполняется с epaulement croise по схеме первого arabesque, но левое плечо здесь отводится назад, корпус несколько прогибается назад, голова повернута к правому плечу взгляд устремлен в том же направлении (рис. 65). Заканчивается данный arabesque так же, как все остальные. Когда все малые позы будут хорошо усвоены, можно приступить; к выполнению их на demi-plie и releve на полупальцы — вначале у станка, затем на середине зала. Выполнение малых поз на demi-plie увеличивает степень отведения раскрытой ноги от опорной до 450, а в сочетании малых поз с releve на полупальцах она отделяется от пола и слегка увеличивает угол отведения ноги, примерно до 25° (рис. 58, 62). Изучать все малые позы рекомендуется в той последовательности, в которой они изложены. Если все малые позы будут хорошо усвоены и пластически прочувствованы учащимися, можно надеяться, что средние и большие позы получат хорошую основу для своего художественного совершенствования. Сила и яркость чувства танцевальной позы возникают не от высоко поднятой ноги (на 45°, 90° и выше), а от умения ученика вникать в хореографический строй и характер ее исполнения. Поэтому, прежде чем переходить к освоению средних и больших поз, необходимо в малых позах утвердить соответствующее чувство апломба и свободной устремленности движения. СРЕДНИЕ ПОЗЫ 1 Построение средних поз отличается от малых лишь тем, что отведенная нога фиксируется не на 22°, а на 45° и тем, что вся фигура танцовщика приобретает более приподнятый и устремленный характер. Поэтому описание средних поз в тексте опускается. В качестве примера приводятся несколько рисунков, иллюстрирующих правила выполнения данных поз, которые следует изучать на основе хорошо подготовленных для этой цели элементов и не раньше чем будут усвоены малые позы. Отводить ногу на 45° при изучении средних поз рекомендуется сначала приемом battement releve lent, затем battement fondu и т. д. Все средние позы вначале изучаются на два музыкальных такта в 4/4, так же как в малых позах. В дальнейшем средние позы изучаются в сочетании с demi-plie и releve на полупальцах, вначале у станка, затем на середине зала. При выполнении средних поз руки фиксируются в 1-й и 2-й позициях или в 1-й и 3-й, как в малых позах. Все средние позы так же, как и малые, выполняются приемом arrondie и allongee. БОЛЬШИЕ ПОЗЫ Большие позы классического танца по своему строению отличаются от малых и средних тем, что нога в них отводится на 90° приемами battement releve lent, battement developpe или grand battement jete. И, разумеется, тем, что выполняются они в более устремленном и крупном пластическом рисунке. Описывать построение каждой большой позы, в том числе и arabesque, нет необходимости, это показано на рисунках (рис. 66— 75). Следует лишь напомнить, что к изучению больших поз можно приступать только с полноценной элементарной подготовкой. Изучение больших поз на слабых ногах и с неотчетливой техникой движения бессмысленно. Впоследствии большие позы будут выполняться с поворотами, вращением и, наконец, с прыжком. Все это обязывает преподавателя фундаментально готовить своих учеников к изучению больших поз, которые являются основным пластическим средством искусства классического танца. Изучаются большие позы с battement releve lent по одинаковой ритмической схеме. Руки из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию, нога одновременно отводится носком в пол. Далее руки, голова и корпус занимают положение, соответствующее выполняемой позе, нога одновременно поднимается на 90°. Так фиксируется поза. Затем руки опускаются в подготовительное положение, нога через носок возвращается в V позицию по правилам, которыми заканчиваются малые позы. В данном случае большие позы выполняются медленно на два музыкальных такта в 4/4; 1/4 — поднимание рук в 1-ю позицию и отведение ноги носком в пол, 1/4 — перевод рук в позу и поднимание ноги на 90°, 4/4 — фиксация позы, 1/4 — опускание нога носком в пол, 1/4 — окончательное возвращение рук в подготовительное положение и закрывание ноги в V позицию. После этого можно приступить к изучению больших поз приемом battement developpe. Все они выполняются тоже плавно, на два музыкальных такта в 4/4; 1/4 — перевод ноги из V позиции в положение sur le cou-de-pied, 1/4 — перевод ноги в положение «у колена» и поднимание рук в 1-ю позицию, 2/4 — раскрывание ноги и рук в соответствующую позу, 2/4 — фиксация позы и 2/4 — возвращение рук и поднятой ноги в исходное положение. Ниже излагается построение attitude, то есть большой позы с отведением полусогнутой ноги назад или вперед на 90° в положение croise или efface. Attitude croisee назад. Исходная позиция ног — V, правая впереди, epaulement croise. Вначале руки из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию, голова слегка наклоняется вперед и влево, взгляд обращен на кисти. В это же время левая нога из V позиции через sur le cou-de-pied переводится назад до колена. Далее правая рука выравнивается и переводится во 2-ю позицию, левая — в 3-ю, голова поворачивается к правому плечу, взгляд устремлен в том же направлении. Нога одновременно с движением рук поднимается назад на 90°. В таком положении — под прямым углом — фиксируется attitude croisee. Затем левая рука переводится во 2-ю позицию, поднятая нога вытягивается на той же высоте. В заключение нога и руки опускаются в исходное положение. Attitude croisee назад выполняется на два музыкальных такта в 4/4; 1/4 — перевод рук в 1-ю позицию и поднимание ноги сзади до колена, 2/4 — перевод левой руки во 2-ю позицию, правой — в 3-ю и поднимание ноги на 90°, 3/4 — фиксируется attitude, 1/4 — левая рука переводится во 2-ю позицию, поднятая нога вытягивается, 1/4 — руки и нога опускаются в исходное положение. Attitude effacee назад изучается по той же схеме, что и attitude croisee, но исходное положение здесь — epaulement effacee и поднимаемая на 90° нога фиксируется в менее согнутом положении, под тупым углом, а голова в это время поворачивается к левому плечу, взгляд устремлен в том же направлении. Attitude вперед, как croisee, так и effacee, выполняется по тем же правилам, что и attitude назад, но с отведением полусогнутой ноги вперед. Ввиду особой трудности выполнения этой позы разучивать ее рекомендуется вначале назад, лицом к станку, за который учащиеся должны держаться обеими руками. 1 Moins (франц.) — средние.
52(185-191)
При этом работающая нога поднимается назад приемом releve lent и, достигнув высоты в 90°, присгибается до нужной величины тупого угла. Надо обращать внимание на то, чтобы колено согнутой ноги не опускалось и не отводилось бы в сторону, а подъем и пальцы были вытянуты. Когда это движение будет усвоено, можно поднимать ногу на высоту 90° и одновременно сгибать ее сначала под тупым углом, а затем и под прямым. Корпус незначительно наклоняется вперед, не поворачиваясь в какую-либо сторону. Когда учащиеся хорошо усвоят и почувствуют правильное положение согнутой сзади ноги, можно переходить к исполнению attitude, держась за станок одной рукой. Свободная рука при этом поднимается в 3-ю позицию, а голова поворачивается к ней. Затем выполняют эту позу на середине зала, причем attitude croisee проходят сразу в должном epaulement, a attitude effacee — вначале в профиль, а потом по диагонали. Attitude вперед также изучают вначале у станка, держась за него одной рукой, свободная рука одновременно с ногой поднимается в 3-ю позицию. Голова поворачивается от станка и несколько наклоняется вперед, взгляд устремлен из-под руки. Когда все большие позы будут хорошо усвоены, можно приступить к выполнению их на demi-plie, releve на полупальцы, при помощи passe через I позицию и «у колена», pas degage, pas tombe. При выполнении больших поз необходимо соблюдать выворотность ног, удерживать корпус в должном положении со свободно раскрытыми и опущенными плечами, движение и фиксацию рук производить отчетливо, повороты и наклоны головы строго и с апломбом сочетать с устремленностью взгляда, двигаться ритмично, чувствуя взаимосвязь всех элементов, из которых слагается большая поза. По мере усвоения малых, средних и больших поз возможны отклонения от канонов. В основных позах croisee вперед и назад, в 3-й и 2-й позиции руки могут переменить положение. В таком случае корпус и голова слегка наклоняются вперед, взгляд устремлен «под руку», которая находится в 3-й позиции (рис. 80). Может быть и другой вариант, когда в основном и в вышеописанном случае рука занимает не 2-ю, а 1-ю позицию с сохранением также положений корпуса и головы или обе руки занимают 3-ю позицию, а голова и взгляд сохраняют основное или вышеуказанное положение (рис. 81). В позах effacee вперед и назад обе руки также могут занимать все вышеописанные позиции руки и те же положения корпуса и головы. В позах ecartee обе руки могут находиться в 3-й или 2-й позиции. Корпус, голова и взгляд сохраняют основные положения. В attitude croisee, effacee назад и вперед руки, корпус и голова могут варьировать свои действия так же, как это было указано в позах по IV позиции (рис. 82). Кроме того, все позы со всеми вариантами движения рук, головы и корпуса должны выполняться с противоположной стороны по отношению к зрителю, то есть «со спины». Пользоваться в учебной практике всеми вариантами выполнения поз необходимо с большим чувством меры. Нельзя забывать, что учебные каноны есть первооснова, которая должна тщательно отрабатываться и сохраняться во всей своей классической чистоте и строгости. Поэтому различные варианты поз классического танца надо использовать лишь как пластическое дополнение, как усложнение в каждом отдельном учебном задании. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ШАГИ Известно, что ряд движений, которыми располагает школа классического танца, выполняются без смены или с обязательной сменой опорной и свободной ноги при помощи шага. В первом случае это могут быть различные элементарные движения, позы, прыжки и повороты; во втором — танцевальные шаги; pas. Отличаясь большим разнообразием поступательного свойства, эта группа движений является исходным материалом, на основе которого сформировались и продолжают совершенствоваться все новые, более сложные исполнительские приемы современной классической хореографии, особенно большие прыжки, например pas echappe, pas assemble, pas jete и т. д. В школе танцевальные шаги используются обычно в качестве связи в различных комбинированных упражнениях или подходах при изучении более сложных элементов учебной программы. В то же время нельзя считать, что танцевальные шаги являются чем-то второстепенным среди других исполнительских приемов. Напротив умение точно и стройно, в строгом мужском стиле, увлеченно и музыкально исполнять танцевальные шаги свидетельствует о тонком мастерстве хореографа. И чем основательнее танцовщик (или балетмейстер) постигает это мастерство еще в школе, тем технически виртуознее и художественнее он сможет говорить со сцены языком своего искусства. Словом, ученик должен хорошо понять и почувствовать, что танцевальные шаги - это не только технически четко отработанные звенья связи и подхода, позволяющие логично и полезно соединять и осваивать последующие движения и позы, но и пластически-эмоциональная, внутренняя линия активного поступательного действия. Изучать танцевальные шаги рекомендуется с самой простейшей их сценической формы — ходьбы, причем с, хорошо подготовленным поставом всей фигуры ученика при помощи элементарных упражнений, таких, как battements tendus simple, простейших port de bras, малых поз и т. д. Ходьба и бег Каждый будущий танцовщик должен уметь передвигаться по сцене стройной, свободной поступью, а не бытово на перенапряженных или расслабленных ногах и т. п. Конечно, сценическая ходьба и бег, в зависимости от замысла балетмейстера, могут обретать разнообразную эмоционально-психологическую окраску, различный стиль и характер, но в школе утверждается только на основе строгого учебного академизма. Выполняются сценическая ходьба и бег с носка на всю ступню полувыворотными ногами. Исходным положением ног может быть I, V и IV позиции. Каждый шаг следует осуществлять при помощи свободного вытягивания подъема и пальцев, с легким прикосновением носка к полу в момент перехода на отведенную вперед ногу. Причем переход этот надо делать последовательно на всю ступню, мягко и эластично, без всякого «нажима» на нее. Колено ноги, делающей шаг, следует сгибать в меру и вытягивать одновременно с подъемом и пальцами столь же мягко, свободно и легко. В целом каждый шаг должен быть не слишком велик и не слишком мал, но достаточно динамичен и устремлен, особенно во время бега. Осваивать сценическую ходьбу надо сначала при неподвижных, свободно опущенных руках, затем в сочетании с небольшим port de bras, постепенно и пластично направляющим поступательную устремленность движения всей фигуры ученика. Далее можно освоить убыстренную ходьбу и, наконец, бег, который должен отличаться теми же исполнительскими достоинствами. Все указанные темпы ходьбы и бега надо применять в соответствии с характером заданного упражнения. Например, перед adagio на середине зала ученику следует выходить спокойно, размеренно; перед allegro — быстро и энергично, используя (по заданию) в некоторых случаях сдержанный или стремительный бег. Изучать сценическую ходьбу и бег следует сначала отдельно, по кругу, выполняя каждый переход на свободную ногу в 1/4 двудольного музыкального такта. Хорошо отработанные сценическая ходьба и бег позволяют танцовщику действовать на сцене точно, свободно и вдохновенно, например, как умело и талантливо это делают В. Васильев, Ю. Соловьев и другие истинные мастера современного классического балета. Поклон В балетном искусстве существует традиционный, твердо установленный танцевальный шаг, называемый поклоном, который имеет двоякое практическое назначение, двоякий смысл — учебный и сценический. При помощи первого ученик выражает учителю и концертмейстеру уважение, любовь и благодарность за их благородный и нелегкий труд; при помощи второго — зрителю, за внимание, аплодисменты и радость успеха.
53(191-195)
Учебный поклон. Исходная позиция ног I, полувыворотная. Выполняется легкий скользящий шаг в сторону II позиции приемом battement tendu simple с одновременным и мягким переходом на раскрываемую ногу; другая нога, уже вытянутая в подъеме и пальцах, таким же мягким, скользящим движением закрывается в исходную I (полувыворотную) позицию. Вслед за тем голова уверенно склоняется вперед (на 45°) и вновь выравнивается. Взгляд устремлен прямо перед собой. Руки свободно опущены вниз и неподвижны. Корпус удерживается стройно и подтянуто. Каждая составная часть поклона равняется, как правило, 1/4 четырехдольного музыкального такта. В целом поклон должен выподняться учеником слитно, стройно; просто, без лишней восторженности. Напоминаю, что изучать поклон рекомендуется после того, как ученик овладеет элементарной постановкой всей фигуры. В дальнейшем, когда ученики начнут выступать на сцене, поклон будет предназначаться зрителю, а не воспитателю и концертмейстеру, и, конечно, исполняться в строгой манере, без всякой нарочитости. Ведь истинная мужественность всегда проявляется сдержанно. Поэтому ученикам младших и даже средних классов после сценического выступления рекомендуется благодарить зрителя все еще при помощи учебной формы поклона. Ученикам старших и выпускных классов можно дополнительно вводить движений одной руки (port de bras), выполняя поклон уже слитно в сценической, а не учебной форме, как бы в два темпа. Сценический поклон. Исходная позиция ног и шаг в сторону — те же; рука, соответствующая направлению продвижения, одновременно раскрывается через 1-ю позицию во 2-ю, другая остается неподвижной, голова и корпус удерживаются прямо. Далее свободная нога закрывается в исходную I позицию, голова одновременно склоняется вперед, руки и корпус удерживаются в том же положении. Наконец, голова выравнивается, рука из 2-й позиции опускается в исходное положение, и весь поклон исполняется в другую сторону. Если одобрение зрителя окажется значительным, ученик может позволить себе раскрыть одновременно обе руки во 2-ю позицию, показывая таким образом более высокую степень благодарности. И, наконец, главное, — сценический поклон надо выполнять не только точно и пластично по форме, но и в соответствии с характеристикой роли и стиля танцевального произведения. Например, желательно, чтобы исполнители партий Спартака и Ромео, Красса и Зигфрида, Данилы и Паганини выражали зрителю свою признательность в различном пластическом и эмоциональном «ключе». Все это обязывает школу научить будущего танцовщика общаться с партнером или партнершей на сцене при помощи поклона не формально, а осмысленно. Ученик должен хорошо понимать, что сценический поклон в классическом танце многообразен и что главное его художественное достоинство — не внешняя галантность и учтивость поведения «кавалера», а глубокий внутренний смысл жизни исполнителя в роли. PAS DEGAGE Выполняется этот шаг на отведенную ногу во II или IV позиции. Начинаться и заканчиваться он может малой, средней или большой позой. Вообще элемент degage присутствует во всех движениях, связанных с переносом центра тяжести тела на отведенную ногу или с обеих ног на одну. Ниже приводится описание возможных вариантов исполнения pas degage. Например, нога с V позиции отводится во II или IV позицию приемом battement tendu, далее делается проходящее demi-plie и переход на отведенную ногу. Отведение ноги должно происходить по всем правилам battement tendu, переход на раскрываемую ногу — слитно и последовательно, с кончиков пальцев на всю ступню; проходящее demi-plie— равномерно и эластично на обеих ногах с мягким и легким выпрямлением из него. Руки отчетливо фиксируют начальное и конечное положение, мягко и согласованно с demi-plie переводятся из позиции в позицию. Корпус на demi-plie равномерно опирается на обе ноги; при переходе на отведенную ногу подается на нее своевременно и устойчиво в подтянутом состоянии. Голова поворачивается отчетливо, в одном ритме с переводом рук из одной позиции в другую. В целом pas degage выполняется свободно, в едином ритме, без резкого иди жесткого перехода с одной ноги на другую. Изучать данную форму pas degage рекомендуется с фиксированием demi-plie, чтобы лучше усвоить его равномерность, выворотность и эластичность. Начинать pas degage можно с положения раскрытой ноги на 45° или 90°. В этом случае demi-plie выполняется на одной опорной ноге. Выпрямление из demi-plie делается с широким продвижением в момент перехода на раскрытую ногу. Завершается этот переход через вытянутые пальцы на всю ступню или с задержкой на полупальцах. Руки, корпус и голова занимают положение в зависимости от того, с какой позы начинается pas degage и какой заканчивается. Эластичность перехода, выворотность ног, правильность построения исполняемой позы должны соблюдаться неизменно. Изучать такое pas degage рекомендуется на середине зала в сочетании с battement fondu на 45°. Например, исполняется battement fondu на полупальцах во II позиции, затем demi-plie с открытой ногой, далее pas degage в сторону с задержкой на полупальцах; свободная нога в этот момент фиксируется на высоте 450. Это же упражнение делается на croise вперед, затем на croise назад, в сторону и с другой ноги. Музыкальный размер этого упражнения — 2/4; на один такт делается battement fondu, на 1/4—последующее demi-plie, на 1/4 pas degage. Затем можно перейти к изучению pas degage на 90° при выполнении adagio с завершающим переходом на всю ступню. Например, исполняется большая поза (90°) на efface вперёд, и при помощи широкого шага, то есть pas degage, ученик переходит в первый arabesque на 90° (рис. 85) и т. п. Далее можно перейти к изучению pas degage с battement fondu на 90° в виде упражнения, которое указывалось выше для battement fondu на 45°. Pas degage, исполняемое на 45° и 90°, может варьироваться: начинаться позой на 45°, а заканчиваться позой на 90° или наоборот: начинаться позой на 90°, а заканчиваться позой на 45°. PAS TOMBE Выполняется этот шаг с падением в demi-plie на раскрытую ногу по II или IV позиции. Отводить ногу можно различными приемами: battement tendu, battement fondu, battement developpe и т. д. Но финал pas tombe всегда один — падение на раскрытую ногу в demi-plie с одновременным оставлением свободной ноги носком на полу, подниманием ее на 45° и 90° или быстрым подтягиванием в положение sur le cou-de-pied. Переход из одной позы в другую при помощи pas tombe делается, как правило, с предварительным подниманием на полупальцы приемом releve. Положение рук, корпуса и головы в начале и в конце этого движения может быть самое разнообразное, в зависимости от построения исполняемой позы (рис. 86). Выполняя pas tombe, не следует опускать раскрытую ногу раньше времени, сокращая тем самым линию продвижения и ее устремленность. Сокращенное продвижение придает переходу вялость и незаконченность так же, как чрезмерное продвижение нарушает его легкость и соразмерность. Завершающее demi-plie выполняется мягко, легко и эластично с кончика пальцев на всю ступню. Освободившаяся нога поднимается одновременно с выполнением demi-plie. Корпус своевременно передается на ногу, переходящую в demi-plie, оставаясь при этом подтянутым и стройным. Руки и голова, строго выдерживая все положения выполняемой позы, действуют четко и связно с переходом на другую ногу. Падение в demi-plie должно быть хорошо отработано и прочувствовано учениками, может быть медленным или ускоренным, но всегда точно соответствовать музыкальному темпу. Изучать pas tombe рекомендуется у станка, сначала в сочетании с battement fondu, затем с battement releve lent и, наконец, при помощи очень полезного упражнения battement developpe tombe. Надо заметить, что элементом pas tombe оканчиваются многие прыжки классического танца: sissonne tombee, temps leve tombe, cabriole tombe и т. д. Поэтому данное движение следует столь же хорошо отработать на середине зала и только после этого переносить в прыжки. Существует еще одна форма pas tombe, которая выполняется с подменой ноги через V позицию без продвижения. 54 (195-199)
В данном случае падение в demi-plie также происходит с полупальцев на ногу, которая занимает положение sur le cou-de-pied или отведена на высоту 45°. В момент выполнения данного pas tombe освобождающаяся нога одновременно переводится на cou-de-pied или энергично раскрывается в заданном направлении на 45°. Здесь, также надо стремиться к эластичности и легкости перехода в demi-plie с четким фиксированием начального и конечного положения ног. Руки, корпус и голова действуют в данной форме pas tombe согласно построению исходной и завершающей позы. Изучается это движение при помощи pas de bourree simple. Затем отрабатывается как небольшое добавление вместе с battement fondu, battement frappe, rond de jambe en l'air и petit battement sur le cou-de-pied. PAS COUPE Данный шаг выполняется на месте в виде быстрой смены опорной ноги через V позицию. Исходное положение: demi-plie на правой ноге при положении левой на cou-de-pied сзади. Переходный момент: подъем на высокие полупальцы левой ноги и одновременное выпрямление правой из demi-plie с быстрым подниманием ее на cou-de-pied вперед или прямым открыванием на 450, которое может производиться по II и IV позиции (рис. 87). Таким образом, при помощи pas coupe свободная нога как бы подрезает опорную и становится на ее место через V позицию. Pas coupe может начинаться и с открытого положения ноги на 450. В таком случае переход будет заканчиваться на cou-de-pied спереди или сзади. Кроме того, pas coupe может быть выполнено повторно без предварительного demi-plie с подменой ноги, стоящей на высоких полупальцах и последующим переводом свободной ноги на cou-de-pied вперед или назад. Руки, корпус и голова действуют здесь в строгом соответствии с построением начальной и конечной позы. Pas coupe, как и pas tombe на месте, изучается при помощи pas de bourree. Затем, как небольшое добавление, отрабатывается в сочетании с battement frappe, rond de jambe en l'air, petit battement sur le cou-de-pied. Выворотность ног, эластичность demi-plie, упругость высоких полупальцев, точност
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 2540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.209 (0.015 с.) |