Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Grand rond de jambe en l’air

Поиск

В этом движении свободная нога описывает по горизонтали большую дугообразную линию в воздухе. Отсюда возникло назва­ние «grand rond de jambe en l'air», то есть большой круг ногой в воздухе.

Форма этого движения такова: с V позиции выполняется battement developpe вперед на 90°, затем раскрытая нога переводит­ся через II позицию назад в IV и опускается в исходное положе­ние или при помощи passe, «у колена», продолжает это же движе­ние еще раз сначала и т. д. Такое направление движения ноги в воздухе называется en dehors (наружу). Когда поднятая назад но­га на 90° движется в обратном направлении — en dedans.

Battement developpe в данном случае является подходом, кото­рый может быть выполнен другим приемом, например battement releve lent или grand battement jete с задержкой ноги на 90°. Пе­ревод раскрытой ноги в этом движении может делаться и не на полный круг, а на половину (demi), то есть с IV позиции во II или обратно — со II в IV в обоих направлениях. Рука в этом упражнении обычно удерживается во 2-й позиции или переводится в положение, которое она будет занимать в боль­шой позе, например arabesque, attitude, ecartee и т. д.

Корпус удерживается прямо, но при переводе ноги со II пози­ции назад одновременно слегка подается вперед и, наоборот, вы­равнивается, если раскрытая назад нога переводится во II пози­цию. Голова поворачивается к раскрытой руке, когда нога перево­дится вперед или назад в IV позицию. Если нога раскрывается в сторону, голова удерживается en face, при ее переводе в IV пози­цию поворачивается к руке, раскрытой во 2-ю позицию.

Перевод раскрытой ноги надо выполнять выворотно (особенно со II позиции назад или обратно), плавно, с постепенным и не­большим повышением, с вытянутыми коленом, подъемом и паль­цами. Опорная нога подтянута в колене. Бедра ровные. Стопа равномерно примыкает к полу, без навала на большой палец.

Изучается данное движение вначале на высоте 45° на всей cтупне (и по половине круга, затем целый круг) и стоя на полу­пальцах. Например, исполнив battement fondu вперед на 45°, пере­водят ногу en dehors до II позиции и т. д. — «крестом», затем все в направлении en dedans. Battement fondu и перевод ноги дела­ется равномерно.

На 90° это движение осваивается сначала в сочетании с bat­tement releve lent и в той же последовательности, которая указы­валась выше. Например, исполнив battement releve lent вперед на 90° (один такт в 4/4), переводят ногу en dehors до II позиции (2/4), фиксируют это положение (1/4), опускают ногу в исходную позицию (1/4) и т. д. — «крестом» и en dedans.

Когда движение на 45° и 90° вполне усвоено, его соединяют с releve на полупальцы, затем с demi-plie. Например, раскрывание ноги вперед исполняется на всей ступне, а перевод во II позицию делается одновременно с releve на полупальцы и т. д. В сочетании с demi-plie раскрытая нога может переводиться одновременно с выпрямлением опорной или ее сгибанием. Причем оба случая могут соединяться с последующим или предваритель­ным releve на полупальцы.

Существует еще один прием выполнения grand rond de jambe en l'air, в котором раскрытая нога быстро переводится из IV по­зиции во II на затакт, затем без задержки и так же быстро воз­вращается обратно с акцентом вперед и последующей остановкой. Точно так же можно переводить раскрытую ногу из II позиции в IV и обратно. Данный прием называется balance (d'ici-de-la) и мо­жет быть исполнен со всеми усложнениями, которые указывались в обычном grand rond de jambe en l'air, только в старших классах с соблюдением тех же правил, легко и четко по темпу. Рука в этом приеме сохраняет 2-ю позицию, голова — исход­ное положение. При исполнении всех указанных приемов необходимо соблю­дать выворотность и эластичность движения обеих ног.

Grand rond de jambe jete

Данное движение является как бы собирательной и завершаю­щей формой всех предыдущих rond de jambe с добавлением эле­мента grand battement jete. Оно отлично развивает свободу и лег­кость вращательного движения бедра.

Начинается grand rond de jambe jete с I позиции, откуда нога, слегка сгибаясь в колене, выбрасывается вперед на 45°. Далее она, вытягиваясь в колене, продолжает подниматься по дугообразной линии на II позицию до высоты 90°.

Затем уже вытянутая нога еще чуть повышается и, завершая круг, опускается назад в IV позицию и, наконец, через носок возвращается в исходную I позицию. В данном случае направление движения ноги осуществлялось en dehors. При движении en dedans нога также выбрасывается назад на 45°. Затем, вытягиваясь, поднимается по дуге в сторону на 90°. Далее чуть повышается и, завершая круг, опускается вперед в IV позицию и через носок закрывается в исходную позицийя. Рука сохраняет 2-ю позицию, корпус и голова удержи­ваются прямо.

45(154-157)

Выполняется это движение слитно, сильным, широким взма­хом. Свободная нога, проходя через I позицию, легко касается по­ла всей ступней; отделяясь от него, она сильно вытягивается в подъеме и пальцах. При взлете ноги с 45° до 90° колено предель­но вытянуто.

Следя за выворотностью, надо проявлять большую требователь­ность, особенно когда нога двигается en dehors, проходя через II позицию назад в IV. Опорная нога подтянута и выворотна. Бедра ровные. Рука удерживается во 2-й позиции точно и свобод­но. Корпус хорошо подтянут, строен и тоже свободен от сильного и широкого движения ноги.

Центр тяжести тела фиксируется на опорной ноге. Голова вместе с корпусом строго сохраняет отвесное положение. Взгляд на­правлен прямо перед собой.

Изучать grand rond de jambe jete надо медленно, с остановка­ми, на четыре музыкальных такта в 2/4. Первая остановка на 1/4— при поднимании ноги на 45°, вторая — на 1/4 при поднятой ноге по II позиции, третья — на 1/4 при опускании ноги на носок и по­следняя остановка — на 1/4 по I позиции. Таким образом, движе­ние свободной ноги происходит на первую четверть каждого такта. Делается это для того, чтобы хорошо усвоить очертание круга и все детали самого движения, так как оно усваивается трудно и постепенно. В дальнейшем все упражнение выполняется слитно, но еще плавно, на два такта, затем на один такт и, наконец, приоб­ретает свой обычный темп — в 1/4 такта.

TEMPS RELEVE

Это движение имеет малую и большую форму и является свое­образным подходом к выполнению малых и больших pirouettes. Однако оно сначала отрабатывается как элементарное движе­ние без последующего вращения, соединяясь с другими упражне­ниями. Малая форма temps releve может соединяться с battements fondus, battements frappes, rond de jambe en l'air, petits battements sur le cou-de-pied, большая форма — с battements developpes. В дальнейшем temps releve выполняется с pirouettes en dedans и en dehors.

Petit temps releve. Исходное положение — V позиция. Впереди стоящая нога переводится sur le cou-de-pied вперед, опор­ная одновременно выполняет demi-plie. Далее без остановки нога с положения sur le cou-de-pied дугообразным движением открыва­ется во II позицию на 45°, опорная — одновременно вытягивается и поднимается на полупальцы. Руки во время перевода ноги sur le cou-de-pied из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию; в момент перевода ноги на II позицию — раскрыва­ются тоже на 2-ю позицию. Корпус и голова удерживаются пря­мо, en face.

В обратном направлении petit temps releve выполняется таким же приемом, то есть нога, стоящая сзади в V позиции, через поло­жение sur le cou-de-pied переводится дугообразным движением на II позицию. Руки, корпус и голова действуют так же.

В целом petit temps releve выполняется слитно, в четком ритме, чтобы верхняя часть ноги (колено и бедро) удерживалась выворотно и по возможности неподвижно, а нижняя часть ноги перево­дилась вперед или назад, не увлекая за собой бедро. Это условие обязательно для выполнения petits pirouettes, начинающихся с од­ной ноги; оно поддерживает устойчивость и четкость вращения. При выполнении petit temps releve с малым pirouette вводится не­которое дополнение — перевод ноги на II позицию производится на demi-plie, которое в этот момент несколько углубляется для более четкого и энергичного перехода во вращение.

Изучается данное движение сначала у станка в замедленном темпе и отдельно без pirouette. Затем — в сочетании в battement fondu. В этом случае temps releve начинается не с V позиции, а с положения sur le cou-de-pied. Например, выполняются три battements fondus и один temps releve. Музыкальный размер — 2/4; каждый battement делается на один такт, 1/4 падает на demi-plie перед temps releve, 1/4 — на перевод ноги во II позицию. Когда движение будет усвоено, его можно вводить в другие упражнения и выполнять с малым pirouette.

Grand temps releve выполняется по такой же схеме, что и малая форма этого движения, только нога вместо sur le cou-de-pied удерживается в положении «у колена» спереди или сзади и переводится во II позицию на 90°. Руки, корпус и голова действу­ют так же, как в малой форме этого движения. Здесь не менее обя­зательно удерживать неподвижно верхнюю часть ноги и столь же расчетливо отбрасывать нижнюю ее часть по дугообразной линии (рис. 44).

Изучается grand temps releve в сочетании с battement developpe. Сначала выполняется developpe в сторону на полупальцах, за­тем раскрытая нога сгибается в положение «у колена», на опор­ной одновременно делается demi-plie; далее свободная нога с этого положения отбрасывается дугообразным движением на II пози­цию и одновременно поднимается на полупальцы.

Упражнение это следует повторить и выполнить в обратном направлении. Музы­кальный размер — 4/4; на 2/4 делается developpe, 1/4 — выдержи­вается пауза, на 1/4 выполняется положение «у колена», 1/4 — пе­ревод ноги на II позицию, 2/4 — фиксируется это положение и на 1/4 нога опускается в исходную V позицию. Когда большой pirouette выполняется по II позиции при помо­щи grand temps releve, то никаких дополнений к нему не делает­ся, как в малой форме.

FLIC-FLAC

Данное движение обычно отдельно не выполняется, а присое­диняется как связующее звено к battement tendu, battement frappe, battement fondu, rond de jambe en l'air и т. д. Начинается flic-flac с открытого положения ноги по II позиции на 45°; затем эта нога быстро опускается и скользит полупальца­ми через V позицию сзади с легким сгибанием колена и чуть глуб­же, чем обычно; далее нога столь же быстро проходит положение sur le cou-de-pied сзади, приоткрывается слегка в сторону II пози­ции, выполняет то же самое скользящее движение спереди с одно­временным переходом опорной ноги на полупальцы releve и, нако­нец, вновь раскрывается на II позицию.

Так делается flic-flac en dehors. En dedans выполняется так же, только первое скольжение ноги через V позицию происходит спереди, второе — сзади (рис. 45). Это основная форма flic-flac. По заданию она может начинаться с 90° и заканчиваться приемом developpe в какую-либо большую позу.

Руки на этом движении могут удерживаться во 2-й позиции, опускаться в подготовительное положение или переводиться в за­данную позу. Корпус и голова удерживаются прямо или прини­мают положение, диктуемое какой-либо позой. В целом flic-flac выполняется в едином темпе с четким илег­ким движением свободной ноги.

Следует избегать расслабленного скольжения стопой, которая должна быть собрана, но и не слишком напряжена; чрезмерно глубокого забрасывания раскрытой ноги за опорную; потери выво­ротности и вялого перехода на полупальцы.

Изучать flic-flac рекомендуется раздельно. Сначала нога с V позиции отбрасывается в сторону на 45°, затем она выполняет flic назад, далее снова отбрасывается на II позицию и выполняет flac вперед. И так все повторяется четыре раза. Музыкальный раз­мер — 2/4; первое открывание ноги на 45° — затактное, все осталь­ные составные части этого упражнения выполняются на каждую четверть такта.

Когда ученики усвоят скользящее движение ноги на полу и правильное ее прохождение через sur le cou-de-pied на II позицию, можно перейти к слитному изучению flic-flac en dehors и en dedans в замедленном темпе и без releve на полупальцы. Потом можно вводить releve на полупальцы, доводя темп до нормального завершения, соединяя с различными battements.

ПОЗИЦИИ РУК

Позиций рук в классическом танце — три (рис. 46). В даль­нейшем, когда приступают к изучению port de bras, появляются различные сочетания позиций рук. В сценическом танце допуска­ется еще большее пластическое разнообразие, обусловленное за­мыслом балетмейстера, однако три позиции рук по-прежнему ос­таются основой их пространственного движения.

Правила выполнения трех позиций следующие.

В 1-й позиции обе руки округлены в локтях и запястьях и со сближенными кистями подняты перед собой на уровне диафрагмы, ладони обращены к корпусу. Во 2-й позиции руки при слегка округленных локтях и запя­стьях раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и несколько ни­же линии плеч, ладони обращены вперед. В 3-й позиции обе руки в овальном положении подняты вверх несколько впереди корпуса со сближенными кистями, ладони по­вернуты вниз. Расстояние между сближенными кистями рук в 1-й и 3-й позициях должно быть минимальным.

Удерживать руки во всех позициях следует в локтях и паль­цах. Угловатость локтей совершенно недопустима так же, как напряженность или расслабленность кистей.

 

46 (158-162)

Пальцы должны быть свободны и не напряжены в суставах, сгруппированы мягко, как продолжение закругляющейся линии рук 1.

В начале изучения позиций рук большой палец должен легко соприкасаться со второй фалангой среднего, остальные, менее за­кругленные, незначительно отделяются от них (рис. 47). В даль­нейшем положение пальцев будет постепенно изменяться: средний и безымянный пальцы разгибаться больше, а кисть — приобретать законченную группировку.

Помимо трех позиций руки могут находиться в подготовитель­ном положении, в котором они свободно опущены вниз с мягко округленными локтями и запястьями. Кисти сближены, ладони обращены вверх, пальцы сгруппированы так же.

Надо следить за тем, чтобы в подготовительном положении руки не прикасались к корпусу или отводились слишком вперед; в 1-й и 2-й по­зиции не превышали несколько наклонной, постепенно и незначи­тельно понижающейся линии; в 3-й позиции не слишком подавались вперед или заводились назад за фронтальную плоскость тела. При этом корпус подтянут, плечи свободно раскрыты и опущены. Голова удерживается прямо — en face, взгляд устремлен вперед, шея не напряжена.

К изучению позиций рук следует приступать на середине зала, стоя в I полувыворотной позиции ног. Вначале рекомендуется изучать отдельно подготовительное по­ложение и группировку пальцев, затем 1-ю и 3-ю позицию.

Учащиеся усваивают их путем перевода рук из подготовитель­ного положения в 1-ю позицию, из 1-й — в 3-ю и обратно. При этом необходимо следить за тем, чтобы округлость рук, взятая в подго­товительном положении, сохранялась в 1-й и 3-й позиции.

Переводы рук рекомендуется выполнять медленно, на восемь тактов в 3/41.На один такт руки из подготовительного положения плавно переводятся в 1-ю позицию, на следующий такт задержи­ваются в ней. Таким же образом происходит дальнейшее переме­щение рук с последующими остановками, включая исходное поло­жение, после чего движение повторяется примерно четыре раза.

Далее приступают к разучиванию 2-й позиции, переводя руки из подготовительного положения в 1-ю, а из нее — во 2-ю с после­дующим опусканием рук в исходное положение. При этом переводе рук из подготовительного положения в 1-ю позицию необходимо увеличивать их округлость, правильно удерживая локти и кисти. При переводе рук из 1-й позиции во 2-ю кисти очень незначи­тельно и постепенно приоткрываются. Локти слегка распрямляют­ся. При возвращении рук из 2-й позиции в подготовительное поло­жение кисти, поворачиваясь ладонями вниз, слегка выпрямляются в пальцах и немного отстают от движения рук и лишь к концу движения рук постепенно принимают рисунок, обычный для под­готовительного положения. Локти при повороте кистей несколько распрямляются (но не до конца), а затем, по ходу движения рук, присгибаются.

Данное движение рук подготовляет учеников к приему allongee (удлиненное), который в дальнейшем, наравне с приемом arrondie, широко применяется в учебной работе.

Выполнять эти упражнения следует на восемь тактов в 3/4, также с остановками, причем руки дополнительно придерживаются на два такта во 2-й позиции. В это время кисти на один такт плав­но поворачиваются ладонями вниз, а на следующий такт удерживаются в том же положении. Далее движение рук производится так же, как оно начиналось, и повторяется четыре раза.

Когда данное упражнение будет усвоено на середине зала, его включают, но уже с движением головы, в качестве подготовки (preparation) или как составную часть к какому-либо упражнению у станка.

В этом случае голова в исходном положении повернута от стан­ка к правому плечу. Далее при переводе руки из подготовитель­ного положения в 1-ю позицию она поворачивается и слегка скло­няется к противоположному плечу; взгляд направлен на кисть. Когда рука переводится из 1-й позиции во 2-ю, голова, подни­маясь, поворачивается в том же направлении, взгляд направлен на кисть этой руки. При возвращении руки из 2-й позиции в подго­товительное положение голова, поворачиваясь, слегка наклоняется вперед, взгляд сопровождает кисть и занимает исходное поло­жение.

Все движения головы и рук в данном упражнении должны быть строго согласованы между собой и с четко и определенно направленным взглядом. Когда это упражнение будет усвоено у станка, его можно пере­носить в экзерсис на середину зала. В дальнейшем, когда учащиеся начнут изучать port de bras, в движениях головы и рук должен появиться более определенный пластический апломб.

PORT DE BRAS

Port de bras является составной и неотъемлемой частью всех движений классического танца. Сценическое многообразие их без­гранично.

Учебная практика насчитывает шесть твердо установленных форм port de bras. Основные элементы, из которых слагаются учеб­ные формы port de bras, осваиваются при изучении позиций рук. Это переводы рук, повороты и наклоны головы, умение правильно удерживать корпус. При освоении port de bras вводятся: epaulement, сочетание различных позиций рук, перегибания и повороты корпуса.

Во всех port de bras движения головы, рук и корпуса должны быть плавными и слитными, но отчетливыми, без нарочитости и каких-либо «эффектных» подчеркиваний.

Исполнять port de bras нужно точно, но предельно просто и ес­тественно. В будущем это позволит учащимся свободно и творчески создавать сценический танцевальный образ, а не механически повторять заученные жесты.

Необходимо помнить, что все основные правила, которые отно­сятся к изучению позиций рук и ног, положения корпуса и головы, сохраняются здесь полностью.

Впервые положение epaulement применяется в port de bras, но изучается предварительно. Ученик должен встать в V позицию ног, выполненную croise, руки удерживать в подготовительном по­ложении, голову повернуть к плечу, направленному по диагонали вперед.

Выполнение epaulement требует от будущего танцовщика боль­шой четкости и пластического апломба. Любая неточность и ве-j уверенность в положении плеч, в повороте головы, направленности взгляда исключается. Когда все детали epaulement будут хорошо поняты и усвоены учащимися, можно переходить к изучению port de bras.

Первая форма port de bras

Позиция ног - V, правая впереди, epaulement croise. Руки под­нимаются из подготовительного положения в 1-ю позицию, затем в 3-ю, из которой раскрываются во 2-ю позицию и опускаются в подготовительное положение. Корпус удерживается прямо. Голова при поднимании рук в 1-ю позицию поворачивается лицом к кис­тям и слегка наклоняется влево, взгляд направлен на кисти. При переводе рук из 1-й позиции в 3-ю голова выравнивается и слегка приподнимается кверху. Взгляд устремлен в том же направления. Во время раскрывания рук во 2-ю позицию голова поворачивается направо. Когда руки опускаются в подготовительное положение, голова остается повернутой направо. Выполняя первую форму port de bras, необходимо строго сохранять V позицию ног, подтянутость колен и бедер. Руки переводятся пластично, ритмиче­ски точно и свободно, корпус удерживается стройно с ровными, свободно опущенными и раскрытыми плечами. Голова удерживается, поворачивается и накланяется легко, в едином ритме с движе­нием рук. Взгляд фиксируется точно и уверенно, недопустимы никакие «подглядывания», смотреть надо прямо и открыто в том направлении, куда поворачивается лицо.

Первая форма port de bras изучается сначала на восемь тактов в 3/4 (спокойный вальс), на каждый перевод рук отводится один такт и на каждую паузу после него в позиции — также один такт. В дальнейшем все движения делаются слитно на четыре такта в 3/4. Следует оговорить, что не только данное port de bras, но и все последующие рекомендуется повторять по два или по четыре раза.

Вторая форма port de bras

Позиция ног — V, правая впереди, epaulement croise. Сначала делается preparation (подготовка): руки из подготовительного по­ложения поднимаются в 1-ю позицию, затем правая отводится во 2-ю позицию, левая одновременно поднимается в 3-ю. Корпус удер­живается прямо. Голова во время поднимания рук в 1-ю позицию поворачивается лицом к кистям и слегка склоняется налево. Взгляд направлен на кисти. Во время перевода правой руки во 2-ю позицию и левой - в 3-ю голова поворачивается в исходное положение, направо.

1 Трехдольный музыкальный размер (вальс) рекомендуется из-за того, что он совпадает по своему характеру с плавным движением рук.

1 Такое положение рук в учебной работе принято называть arrondie - округленное (франц.).

47 (163-167)

После этой подготовки исполняется port de bras: левая рука из 3-й позиции открывается во 2-ю, правая одновременно переводит­ся из 2-й позиции в 3-ю. Далее левая рука из 2-й позиции опуска­ется в подготовительное положение. Затем правая рука и левая одновременно переводятся в 1-ю позицию и вновь возвращаются в исходные позиции: правая рука отводится во 2-ю позицию, ле­вая — в 3-ю.

Из данного положения вторая форма port de bras повторяется сначала, без подготовительного движения. Корпус все время удерживается прямо.

Голова поворачивается вслед за рукой, которая переводится из 3-й позиции во 2-ю. Взгляд направлен на кисть этой руки. Когда левая рука опускается в подготовительное поло­жение, голова, слегка наклоняясь вперед, поворачивается направо. Во время соединения рук в 1-й позиции голова поворачивается лицом к кистям рук и чуть склоняется влево. При переводе правой руки во 2-ю позицию, левой в 3-ю голова поворачивается направо, то есть в исходное положение (рис. 51).

Заканчивается это port de bras переводом левой руки из 3-й по­зиции во 2-ю и последующим опусканием обеих рук в подготови­тельное положение. Корпус удерживается прямо. Голова поворачи­вается к левой руке, открывающейся из 3-й позиции во 2-ю, при возвращении в подготовительное положение она слегка склоняется вперед и поворачивается к правому плечу.

Выполняя вторую форму port de bras, тщательно удерживают V позицию ног, подтянутость колена и бедра. Руки двигаются сво­бодно и точно по всем правилам, которые усваивались при изуче­нии позиций, корпус остается прямым и свободным, отвечая дви­жению головы и рук. Когда одна рука остается в подготовительном положении, а другая переводится в 3-ю позицию, корпус в этот момент чуть-чуть подается вперед, затем снова выравнивается и остается прямым.

Вообще корпус в port de bras не может быть безучастным — он всегда должен дополнять, «чувствовать» пластику движения рук и головы. Иной раз при движении рук и головы корпус может оста­ваться прямым, но взаимодействие их при этом должно быть оче­видным. Оно может быть едва заметным, чуть-чуть нарушающим прямизну корпуса, но очень существенным в воспитании пластики танца. В то же время на первой стадии изучения port de bras не следует допускать этого «чуть-чуть».

Художественные нюансы можнолишь вводить иногда, когда схема движения будет отлично усвоена в своей конечной форме и темпе. Если разрешить это сде­лать раньше времени, ученики могут привыкнуть к дилетантским действиям корпуса и будут вносить в танец элемент нарочитости. Чувство меры нарушится.

Голова фиксирует все свои повороты и наклоны уверенно, вгляд прямой, открытый.

Разучивается это port de bras на четыре такта в 3/4. На два вступительных такта к музыкальной фразе делается подготовка. На первый такт левая рука переводится из 3-й во 2-ю позицию, а правая — из 2-й в 3-ю, на второй такт — пауза; на третий и четвер­тый такты руки возвращаются через 1-ю позицию в первоначаль­ное положение. Далее движение повторяется.

Заканчивать это движение надо на два заключительных музы­кальных аккорда: на первый аккорд левая рука из 3-й позиции переводится во 2-ю, на второй аккорд обе руки опускаются в подго­товительное положение. В дальнейшем эта форма port de bras вы­полняется слитно на два такта в 3/4, без остановок после каждого перевода рук.

Когда учащиеся усвоят первые две формы port de bras, можно приступать к исполнению port de bras с перегибанием корпуса.

Третья форма port de bras

Позиция ног — V, правая впереди, epaulement croise. Сначала выполняется preparation: руки из подготовительного положения поднимаются через 1-ю позицию во 2-ю. Корпус удерживается прямо.

Голова во время поднимания рук в 1-ю позицию поворачивает­ся лицом к кистям и слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти. Когда руки открываются из 1-й позиции во 2-ю, голова поворачивается к правому плечу.

После этой подготовки исполняется port de bras: руки опуска­ются в подготовительное положение, корпус одновременно накло­няется вперед. Далее, когда руки поднимаются через 1-ю позицию в 3-ю, корпус одновременно выпрямляется. Затем 3-я позиция рук фиксируется, а корпус в этот момент перегибается назад. После этого он выпрямляется, одновременно руки раскрываются во 2-ю позицию. Голова при наклоне корпуса вперед наклоняется вместе с ним, взгляд сопровождает движение кисти правой руки. При выпрямлении корпуса голова поворачивается к правому пле­чу. Во время перегибания корпуса назад и его выпрямления голова сохраняет то же положение (рис.52). Заканчивается это port de bras опусканием рук из 2-й позиции в подготовительное положение. Корпус удерживается прямо. Голова повернута направо.

Новый элемент в третьей форме port de bras - перегибание кор­пуса; выполнять его надо плавно, со свободно опущенными и раскрытыми плечами, с точным положением рук в головы.

Нагибать­ся вперед следует в поясничных позвонках, а не в тазобедренных суставах, не сутулиться или поднимать плечи, поджимать подбородок или задерживать голову, поднимать корпус и голову — также плавно и стройно.

Перегибаться назад надо по возможности во всех позвонках, а не только в пояснице, сохраняя при этом стройность корпуса. Го­лова отклоняется настольк о, чтобы шея оставалась свободной, не зажатой.

Руки во время наклона корпуса вперед должны одновременно опускаться в подготовительное положение и строго выдерживать все его правила. При выпрямлении корпуса руки одновременно поднимаются в 1-ю позицию и переводятся в 3-ю равномерно, без задержки.

Когда корпус перегибается назад, руки отклоняются вместе с ним, но не заходят за линию плеч и строго выдерживают 3-ю пози­цию. При выпрямлении корпуса руки плавно и одновременно рас­крываются во 2-ю позицию.

Во время подготовительного и заключительного движения рук выполняются все правила изучения позиций.

Третью форму port de bras вначале рекомендуется разучивать медленно на восемь тактов в 3/4. Исполняются два вступительных музыкальных такта: на первый такт руки из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию, па второй такт раскры­ваются во 2-ю. Далее на два такта музыкальной фразы корпус наклоняется вперед, на следующие два такта выпрямляется; так же выполняется перегибание в обратном направлении. В дальнейшем это движение выполняют на четыре такта, а в старших классах — и на два такта в 3/4 и в 2/4. Проходить эту форму port de bras надо сначала у станка, держась за него одной рукой.

При этом в начале разучивания делает­ся только наклон вперед и возвращение в исходное положение, ноги — в I позиции. Рука во время наклона корпуса вперед из 2-й позиции опускается в подготовительное положение, при его вы­прямлении переходит в 1-ю позицию и вновь раскрывается во 2-ю. Голова также наклоняется вместе с корпусом, взгляд сопровождает движение руки.

Когда наклон корпуса вперед усвоен, приступают к перегиба­нию его назад. Это движение значительно труднее, чем наклон впе­ред, поэтому рекомендуется его сначала усвоить, стоя лицом к станку, держась за него обеими руками. Делается такое упражне­ние на восемь тактов в 3/4, два такта — перегибание корпуса, два такта — пауза, два такта — выпрямление, два такта — пауза.

Затем можно осваивать перегибание корпуса назад, стоя боком к станку, держась за него одной рукой. В этом случае рука после наклона корпуса вперед и выпрямления его не раскрывается через 1-ю во 2-ю позицию, а поднимается в 3-ю позицию и в таком поло­жении остается во время перегибания корпуса назад.

Вместе с выпрямлением корпуса рука из 3-й позиции перево­дится во 2-ю. Голова во время перевода руки в 3-ю позицию пово­рачивается в сторону поднятой руки и сохраняет такое положение до выпрямления корпуса. Когда это движение будет усвоено по I позиции ног, его следует выполнять по V позиции.

Затем данную форму port de bras проходят в обратном направ­лении. Рука перед наклоном корпуса вперед поднимается из 2-й в 3-ю позицию, а в момент наклона корпуса опускается в подготови­тельное положение. При выпрямлении корпуса она переводится во 2-ю позицию и вместе с перегибанием назад поднимается в 3-ю. При выпрямлении корпуса рука переводится из 3-й позиции через 1-ю во 2-ю. Голова при этом все время поворачивается за рукой, сопровождая взглядом движение кисти, лишь при перегибании кор­пуса назад голова поворачивается в сторону поднятой руки.

48(167-171)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.132 (0.017 с.)