Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава третья прыжки и заноскиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее сложными и технически трудными движениями в искусстве классического танца являются прыжки. Прыжки — это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Прыжок ради прыжка — акробатика. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул, выполняя какой-либо сложный вид заноски или воздушного вращения, а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя. Тогда прыжок станет выразительным актерским средством. Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и adagio. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках. Вместе с тем техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов называется элевацией, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; устойчиво выдерживать пластический и музыкально-ритмический строй движения; «предвидеть» в последующем толчке должную степень высоты взлета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе и ритме. Но одна элевация не исчерпывает полностью совершенную технику прыжка. Танцовщику необходимо уметь в некоторых больших прыжках фиксировать кульминацию взлета. В классическом танце такой прием называется «баллон». Заключается он в том, что толчок ногами и посыл всего тела осуществляются короче и сильнее, отчего прыжок приобретает большую степень воздушности, и танцовщик как бы задерживается, зависает в воздухе, пластично и четко фиксируя исполняемое движение или позу. Иначе прыжок лишится своей четкости и виртуозности. В этом случае и говорят, что у танцовщика нет баллона. Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi-plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжкового demi-plie необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончика пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным и высоким. Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi-plie, принимая тяжесть тела на собранные, а не на расслабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бедро также должны активно участвовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всем существующим правилам demi-plie. Если нет последовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающегося с ним demi-plie, то прыжок будет завершаться тяжело и жестко. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi-plie следует уделять самое пристальное внимание. Осваивая технику связи изучаемых прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi-plie и дальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерции собственного тела как дополнительный «трамплин» для взлета различной высоты, различного темпа и ритма, от сдержанного и мягко-пружинящего до энергично-стремительного, но всегда эластичного demi-plie. Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовывать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить точно рисунок исполняемого прыжка или целой танцевальной фразы, это означает, что он не обладает полноценной элевацией и баллоном. Театр знает таких танцовщиков и не может считать их мастерами виртуозной техники. Хорошая элевация и баллон зависят от наличия достаточной силы, выносливости и волевой стойкости ученика. Поэтому, отрабатывая все качества прыжка, необходимо доводить исполнительскую нагрузку до максимума. Малое и недостаточное количество прыжков, входящих в каждое учебное задание, не может в должной мере утвердить хорошую элевацию и баллон. Конечно, здесь необходимо соблюдать разумную меру и постепенность возрастания физической нагрузки, но не в ущерб природным возможностям ученика, Недопустимо также выполнять прыжки, особенно большие в сложные, если мышцы ног «холодные» и дыхание не подготовлено. Это препятствует развитию элевации и баллона, приводит к различным травмам, не позволяет обрести должную технику прыжка. Все прыжки необходимо изучать вначале отдельно, с остановками, для более основательного развития техники толчка, взлета и завершающего demi-plie. Затем можно перейти к слитному выполнению двух-трех прыжков, в зависимости от задания. Элементарные прыжки, выполняемые без продвижения, на одном месте, в младших классах рекомендуется осваивать лицом к станку. Во время изучения прыжков у станка учащиеся должны слегка придерживаться за него руками. «Висеть» или наваливаться на станок недопустимо. Кисти рук должны лежать на станке сверху, на ширине плеч, локти слегка согнуты и опущены вниз. Само собой разумеется, что каждый прыжок сначала необходимо хорошо усвоить отдельно и только, затем вводить его в комбинированные задания. Прыжки классического танца подразделяются на пять групп: а) прыжки с двух ног на две ноги, б) прыжки с двух ног на одну ногу, в) прыжки с одной ноги на две ноги, г) прыжки с одной ноги на другую ногу, д) прыжки с одной ноги на ту же ногу. Ниже дается описание всех пяти групп прыжков, которые объединяются между собой приемами толчка и завершения взлета. ПРЫЖКИ С ДВУХ НОГ НА ДВЕ НОГИ TEMPS SAUTE Данное упражнение впервые знакомит учащихся с элементарной основой прыжка. С него и начинают отрабатывать технику прыжка, то есть эластичность demi-plie, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение. Выполняются temps saute по I, II или V позиции и, как все последующие прыжки, в зависимости от высоты взлета подразделяются на малые — petits и большие — grands. Petit temps saute заключается в том, что исходная позиция ног (I, II или V) на маленьком взлете выдерживается до завершающего demi-plie. Выполняя упражнение, необходимо соблюдать эластичность начального и конечного demi-plie, легкость толчка и взлета, выворотность ног, которые на прыжке должны быть хорошо вытянуты в колене, подъеме и пальцах. Весь прыжок следует исполнять с подтянутыми бедрами и точным соблюдением заданной позиции ног. Корпус надо удерживать прямо, мышцы спины собрать, плечи свободно раскрыть и опустить, поясницу не прогибать. Голова тоже сохраняет прямое положение, шея не напряжена. Изучается данный прыжок вначале лицом к станку, раздельно по I, затем по II и по V позиции на счет 4/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — задержка, 1/4 — взлет и его завершение; 1/4 — выпрямление из demi-plie. Далее temps saute можно изучать слитно в два прыжка: 1/4— demi-plie, 1/4 — прыжок, 1/4 — второй прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie и т. д. Позднее это упражнение делается несколько раз подряд с затактного demi-plie. Когда petit temps saute будет хорошо усвоен у станка, приступают к его выполнению на середине зала. Руки во время всего упражнения правильно и свободно удерживаются в подготовительном положении. Grand temps saute исполняется на углубленном demi-plie и на предельной высоте взлета с соблюдением всех вышеуказанных правил выполнения этого прыжка. 58 (213-217)
Изучается он сразу на середине зала на счет 4/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — взлет и последующее demi-plie, 1/4 — выпрямление из него, 1/4 — пауза. Далее этот прыжок можно выполнять с затактным взлетом на 2/4; 1/4 — завершение прыжка, 1/4 — выпрямление из demi-plie. И, наконец, подряд — на каждую 1/4 по одному прыжку и т. д. В дальнейшем это упражнение можно выполнять по V позиции в epaulement croise и с отлетом — de volee. Во втором случае прыжку должен предшествовать посыл, сообщаемый всему телу. Руки при этом должны с силой помогать взлету и переводиться вместе с толчком из подготовительного положения в 3-ю позицию. CHANGEMENT DE PIED Данное упражнение исполняется из V позиции в V. В момент прыжка ноги меняются местами. Если не считать перемену ног, вся техника прыжка здесь та же, что и в temps saute. Petit changementde pied делается следующим образом: во время предварительного demi-plie в V позиции происходит толчок, затем маленький взлет, на котором ноги очень незначительно разъединяются и вновь соединяются к моменту завершающего demi-plie (рис. 103). Начальное и конечное demi-plie должно совершаться выворотно, эластично и равномерно на обе ступни. Разъединяются ноги во время прыжка лишь настолько, чтобы при перемене мест не задевать пятками друг друга. В этот момент они должны быть вытянуты в колене, подъеме и пальцах, сохраняя должную выворотность. Корпус удерживается прямо с раскрытыми и опущенными плечами. Голова сохраняет тоже прямое положение. Изучение этого прыжка происходит так же последовательно, по той же ритмической схеме, как и petit temps saute, вначале лицом к станку, потом на середине зала. Руки при исполнении petit changement de pied на середине зала должны находиться в подготовительном положении. В средних и старших классах petit changement de pied можно выполнять в быстром темпе, почти без demi-plie, отделяясь от пола только силой эластично и упруго вытягиваемых подъемов и пальцев ног на очень маленьком прыжке. Ступни ног при завершении этих очень маленьких прыжков должны примыкать к полу с носка пружинистым движением и тотчас же снова так же пружинисто и с силой отталкиваться от него. Выполняется это упражнение на счет 2/4, по 1/8 на каждый прыжок. Petit changement de pied полезно выполнять и в замедленном темпе; ступни ног в таком случае должны примыкать к полу очень плавно и упруго и тоже почти без demi-plie. Данная форма этого упражнения довольно трудна, но она очень хорошо развивает силу и упругую стойкость голеностопной части ног, особенно пальцев. Выполняется она медленно на 2/4 по 1/4 на каждый прыжок. Grand changement de pied выполняется по всем правилам малого прыжка, но сила толчка и высота взлета предельно увеличиваются. Кроме того, ноги до кульминации взлета плотно соединены в V позиции, в момент завершения прыжка они меняются местами. Этот прыжок можно выполнять epaulement croise и с продвижением — de volee, соблюдая все правила, присущие указанному приему (рис. 104). Данное упражнение изучается по той же ритмической схеме, что и grand temps saute. SOUBRESAUT Исполняется soubresaut по V позиции с продвижением по диагонали вперед. В момент взлета ноги плотно прижимаются одна к другой голеностопной частью и отбрасываются назад, при завершении прыжка вновь принимают отвесное положение. Корпус во время начального demi-plie слегка подается вперед и затем на взлете одновременно с ногами сильно откидывается назад. При этом всему телу придается легкий посыл вперед с тем, чтобы завершение прыжка произошло не в той точке, где выполнялся толчок, а несколько дальше. На заключительное demi-plie вся фигура ученика снова принимает прямое положение. Руки на demi-plie находятся в подготовительном положении, а на взлете энергично поднимаются в 3-ю позицию, но могут занимать и другие положения, в зависимости от задания. Голова одновременно с предварительным наклоном корпуса также несколько наклоняется вперед к рукам, а на взлете поворачивается к выдвинутому вперед плечу (рис. 105). Разучивать soubresaut следует сначала на небольшом прыжке и несильно откидывая ноги и корпус, затем можно увеличивать до предела прыжок, выполняя все детали движения в полную силу. Изучать это движение рекомендуется затактно, на счет 2/4; 1/4 — прыжок, 1/4 — пауза, затем подряд — без пауз. PAS ECHAPPE Состоит это движение из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из одной позиции в другую. В остальном техника прыжка не отличается от предшествующих упражнений. Так же точно необходимо сохранять позиции ног, выворотность, эластичность и мягкость demi-plie, стройное и подтянутое положение корпуса, четкие действия рук и головы. Petit pas echappe. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. На первом маленьком прыжке ноги, разъединяясь, переводятся на II позицию en face. На втором маленьком прыжке они вновь соединяются в V позицию epaulement croise. Каждый прыжок начинается с demi-plie и им заканчивается; исходная и конечная V позиция выполняется с переменой ног; на каждом прыжке ноги вытягиваются в колене, подъеме и пальцах. На первом прыжке руки из подготовительного положения через 1-ю пониженную позицию приоткрываются в пониженную2-ю позицию, на втором прыжке — вновь опускаются в подготовительное положение. Корпус удерживается прямо. Голова при исполнении epaulement поворачивается к выдвинутому вперед плечу (рис. 106). Petit pas echappe разучивается лицом к станку на четыре такта в 2/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — первый прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie, 1/4 — остановка. Второй прыжок выполняется в таком же порядке. Далее это движение разучивают на середине зала на два такта в 2/4, сохраняя остановки лишь после обоих прыжков, и, наконец, его исполняют слитно, без остановок. Руки в начале разучивания сохраняют подготовительное положение, когда же делаются два слитных прыжка, то их можно раскрывать, как было указано выше. Petit pas echappe может выполняться с V позиции в IV на croise. Руки при этом на первом прыжке раскрываются во 2-ю пониженную позицию, на втором — опускаются в подготовительное положение; или же на первом прыжке одна рука поднимается в 1-ю позицию, другая — во 2-ю; голова поворачивается к выдвинутому вперед плечу. На втором прыжке руки удерживаются в принятых позициях или опускаются в подготовительное положение. В этом упражнении необходимо соблюдать установленную величину IV позиции и все правила, относящиеся к выполнению данного прыжка. В дальнейшем, когда будет освоен sissonne simple, следует переходить к изучению petit pas echappe по II и IV позиции с окончанием на одну ногу. (Данную разновидность исполнения pas echappe правильнее было бы рассматривать в разделе sissonne. Но в силу установившейся терминологии приходится излагать здесь.) Второй прыжок со II или IV позиции заканчивается на одну ногу, другая переводится sur le cou-de-pied спереди или сзади — по заданию. При этом рука, соответствующая опорной ноге, переводится из 2-й позиции в 1-ю, другая остается во 2-й. Корпус подается на опорную ногу, удерживается стройно и подтянуто. Голова поворачивается к выдвинутому вперед плечу. Затем первый прыжок можно начинать не с V позиции, а также с положения sur le cou-de-pied, заканчивая второй прыжок на эту же ногу. Корпус, руки и голова действуют аналогично. Petit pas echappe как по II, так и по IV позиции может служить подходом к исполнению малых pirouettes. Вращение в таком случае выполняется с demi-plie после первого прыжка. Grand pas echappe исполняется на углубленном demi-plie и предельно высоком прыжке, причем на первом взлете ноги сохраняют V позицию до его кульминации, после чего они переводятся на II или IV позицию. На втором прыжке, фиксируя II позицию, ноги соединяются в V позицию к моменту завершающего demi-plie (рис. 107). 59 (218-221)
На первом взлете не следует передерживать ноги в V позиции, иначе прыжок будет завершаться резким и жестким demi-plie. Корпус, руки и голова сохраняют те-же положения, что и в petit pas echappe, но действуют энергичнее и активнее. Изучается это движение на два такта в 2/4; 1/4 — первый прыжок, 1/4 — второй прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie, 1/4 — остановка. Затем это упражнение выполняется слитно на один такт в 2/4. Кроме того, grand pas echappe может заканчиваться в положение sur le cou-de-pied и в позы на 90°. В первом случае все происходит так же, как в petit pas echappe. Во втором случае на взлете со II или IV позиции выполняется большая поза. При этом прыжок делается с продвижением от раскрытой ноги1. Руки, корпус и голова принимают положение, соответственное исполняемой позе. Изучается grand pas echappe на одну ногу сначала со II позиции, с окончанием в положение sur lo cou-de-pied, затем в позах на 90°, с остановкой и без нее. ПРЫЖКИ С ДВУХ НОГ НА ОДНУ SISSONNE SIMPLE Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Исполняется прыжок. Ноги на взлете соединены вместе. При завершении прыжка одна нога выполняет demi-plie, другая — занимает положение sur le cou-de-pied спереди или сзади. Руки фиксируют подготовительное положение, корпус и голова удерживают положение epaulement. Исходный толчок в этом движении производится сильно и равномерно обеими ногами, которые на взлете, плотно соединившись, хорошо вытягиваются в колене, подъеме и пальцах. Завершается прыжок мягко и устойчиво с точным и четким переводом ноги в положение sur le cou-de-pied. Руки удерживаются свободно, без лишнего напряжения. Корпус подтянут, плечи легко опущены и раскрыты. Голова уверенно повернута к выдвинутому вперед плечу. Изучать sissonne simple рекомендуется вначале лицом к станку, обращая, при этом внимание учащихся на выворотность ног и эластичность demi-plie. Выполняется sissonne simple sur le cou-de-pied сначала вперед, затем — смена ноги назад в V позицию приемом battement tendu. Повторяется все четыре раза вперед и столько же обратно. На середине зала sissonne simple сначала изучается так же, далее в сочетании с petit pas assemble и другими прыжками, начинающимися с положения sur le cou-de-pied. Рекомендуются музыкальные размеры в 2/4 или 4/4. Прыжок делается затактно, сначала с остановкой, затем слитно. SISSONNE ТОМВЕЕ Данное движение отличается от предшествующего тем, что оно заканчивается во II или IV позицию приемом tombe. Например: исходная позиция ног — V, epaulement croise. Выполняется взлет, ноги соединены вместе в V позиции. Прыжок завершается, как в sissonne simple, но нога, переходящая в положение sur le cou-de-pied, не задерживается, а непрерывно и с некоторым опозданием, скользнув носком по полу, раскрывается croise вперед на demi-plie. Другая нога в этот момент вытягивается назад на croise, касаясь носком пола. В заключение выполняется pas assemble назад с небольшим продвижением, как в малом pas de basque. Руки на взлете переводятся из подготовительного положения в 1-ю позицию, при выполнении tombe занимают положение третьего arabesque, на втором прыжке — опускаются в подготовительное положение. Корпус на взлете удерживается прямо, на завершении прыжка подается вперед на ногу, переходящую в tombe, на втором прыжке — вновь принимает прямое положение. Голова на взлете поворачивается в направлении предстоящего tombe, на втором прыжке — возвращается в исходное положение. Таким же путем этот прыжок может быть выполнен обратно во всех других малых позах, которые осваиваются при изучении petite sissonne ouverte и других маленьких прыжков. Но в каких бы позах ни выполнялось это движение, необходимо соблюдать все правила sissonne simple, pas tombe и petit pas assemble, включая переводы рук, фиксацию корпуса и головы. В целом этот прыжок следует выполнять слитно так, чтобы tombe вытекало из завершающего demi-plie, чтобы взлет оканчивался легким, а не затрудненным переходом с одной ноги на другую, чтобы действия рук, головы и корпуса были четки по рисунку и уверенны по характеру. Изучать sissonne tombee рекомендуется сначала en face в виде следующего упражнения. Выполняется sissonne tombee вперед по IV позиции, assemble назад; то же самое по II позиции и с другой ноги, затем обратно. Руки на tombe раскрываются во 2-ю позицию. Музыкальный размер — 2/4; все прыжки выполняются на каждую четверть. Далее можно приступить к изучению этого прыжка в позах croisee, effacee и ecartee. Ввиду того что он часто применяется как подход к большим прыжкам, то действия рук, корпуса и головы могут быть в нем самые различные, в зависимости от предшествующего взлета, его силы, формы и характера. Все это, конечно, в учебной работе необходимо учитывать и отрабатывать с должной основательностью. SISSONNE OUVERTE Petite sissonne ouverte выполняется во всех позах на 45°. Исходная позиция ног — V. Удерживается она и на взлете. В момент завершения прыжка одна нога выполняет demi-plie, другая одновременно через положение sur le cou-de-pied открывается приемом developpe в требуемую позу. Руки на первом demi-plie из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию и сохраняют ее на взлете. В момент завершения прыжка руки, корпус и голова одновременно занимают положение, соответствующее исполняемой позе. Выполнять petite sissonne ouverte следует с эластичного demi-plie, вытягивая на взлете колени, подъем и пальцы. Завершаться прыжок должен плавно, с мягким и четким раскрыванием ноги через правильное положение sur le cou-de-pied. Корпус, руки и голова действуют согласованно, по всем правилам выполняемой позы. Изучать petite sissonne ouverte следует en face, вначале в сторону, затем вперед и назад, с раскрыванием ноги носком в пол. Руки при этом удерживаются в подготовительном положении, голова и корпус — прямо. Каждое раскрывание ноги заканчивается pas assemble, то есть подтягиванием ее в V позицию на прыжке, который с силой выполняет опорная нога. Все движение заканчи вается в V позицию на demi-plie. Оба прыжка выполняются на один такт в 4/4; первый прыжок — затактный, 1/4 — раскрывание ноги на носок, 1/4 — пауза, 1/4 — завершение pas assemble, 1/4 — пауза на demi-plie. Далее можно приступить к раскрыванию ноги на 45° с участием рук и головы, придерживаясь вышеуказанной схемы изучении. Если в V позиции спереди стоит правая нога и она же на прыжке раскрывается в сторону, руки из подготовительного положения переводятся во 2-ю позицию, голова поворачивается к опорной ноге (рис. 110). Если в сторону раскрывается нога, стоящая сзади в V позиции, руки действуют так же, голова поворачивается от опорной ноги. Когда нога раскрывается вперед или назад, руки также раскрываются во 2-ю позицию, голова поворачивается от опорной ноги. Закрывание ноги в V позицию выполняется также при помощи pas assemble. Руки опускаются в подготовительное положение, во время demi-plie голова поворачивается en face. Усвоив petite sissonne ouverte en face, можно изучать его в позах croisee, effacee, ecartee. Руки в этом случае из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию, затем одна рука раскрывается вместе с ногой во 2-ю позицию, другая остается в 1-й. Голова и корпус действуют соответственно с правилами выполняемой позы, в том числе и arabesque. Вначале каждый прыжок делается с остановкой на demi-plie, затем слитно. Grande sissonne ouverte выполняется на предельной высоте взлета и заканчивается в позах на 90°. На взлете обе ноги плотно соединены в V позиции. После кульминации прыжка раскрываемая нога, проходя через sur le cou-de-pied, повышается до положения «у колена» и на завершающее demi-plie приемом developpe вытягивается в заданном направлении. 1 Такое продвижение обусловливается тем, что данный прыжок осуществляется по принципу sissonne ouverte, но не с V, а со II или с IV позиции. 60 (222-228)
Руки, голова, корпус действуют согласно правилам выполнения позы на 90° и большого прыжка. Начальное и завершающее demi-plie производятся углубленно, с силой, эластично и легко. Раскрываемая нога, вытягиваясь в колене, подъеме и пальцах, должна твердо удерживать взятую высоту и направление. Нарушение выворотности ног недопустимо. Движение рук и головы следует производить в одном ритме с движением ног. Весь прыжок выполняется с небольшим продвижением от раскрываемой ноги, слитно, мягко, но достаточно энергично и четко. Изучается grande sissonne ouverte сначала en face пo II и по IV позиции, затем в позах croisee, effacee, ecartee. Прыжок выполняется с последующей остановкой. Музыкальный размер — 2/4 или 3/4.Каждый grande sissonne ouverte заканчивается также pas assemble, с последующей остановкой. Оба прыжка могут выполняться и слитно. Sissonne ouverte par jete — разновидность sissonne ouverte, которая выполняется приемом jete. В этом случае нога раскрывается не приемом developpe, а отбрасывается на 45° или 90° прямо с V позиции и одновременно со взлетом. Другая нога при этом устремляется в сторону продвижения, которое делается достаточно энергично и протяженно, но не чрезмерно. Таким образом, летящая поза фиксируется на прыжке и удерживается на завершающем demi-plie. В учебной работе sissonne ouverte par jete выполняется во всех малых и больших позах. Надо следить за тем, чтобы ученики равномерно и эластично отталкивались от пола обеими ногами; на взлете хорошо вытягивали колени, подъем и пальцы; на завершающем demi-plie удерживали раскрытую ногу на заданной высоте и в нужном направлении, на протяжении всего прыжка сохраняли выворотность ног. Руки, голова и корпус действуют здесь по тем же правилам, что и в обычном sissonne ouverte. Иными словами, на исходном demi-plie корпус несколько посылается в направлении продвижения, руки из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию, голова и взгляд обращены на кисти рук. На взлете вся фигура в едином ритме устремляется по траектории, выполняя требуемую позу которая сохраняется на завершающем demi-plie. Изучать sissonne ouverte par jete рекомендуется вначале в, малых, затем в больших позах. После каждого sissonne следует выполнять pas assemble в V позицию. Сначала данный sissonne изучается с остановкой, затем слитно, Музыкальный размер — 2/4 или 3/4. Sissonne ouverte par jete можно усложнять приемом soubresaut. Как и при обычном выполнении этого приема, ноги должны быть плотно соединены в V позиции и разъединяться лишь после кульминации взлета. На завершающем demi-plie раскрытая нога удерживается на 90°. Корпус, руки и голова действуют здесь согласно правилам выполнения большой позы (рис. 113). Весь прыжок должен быть четким, эластичным, с достаточным взлетом и продвижением. Особое внимание следует обратить на мягкость завершающего demi-plie. Прием soubresaut можно применять, лишь когда ученики приобретут хорошую технику и силу прыжка. Изучать sissonne ouverte soubresaut рекомендуется вначале в первом arabesque, далее в позах по II и IV позиции. Исполняется этот прыжок затактно, сначала с остановкой, затем слитно. Музыкальный размер —2/4 или 3/4 (вальс). SISSONNE FERMEE Данное движение является дальнейшим развитием sissonne ouverte par jete в его финальной части, когда раскрытая нога на завершающем demi-plie закрывается в V позицию, а не остается открытой на 45° или 90°. Все остальные правила выполнения сохраняются здесь полностью (рис. 114). Закрываться в V позицию отведенная нога должна выворотно и одновременно с началом demi-plie, легко и мягко скользя носком по полу. Положение рук, корпуса и головы, как и в sissonne ouverte, зависит от исполняемой позы. Все движение должно исполняться слитно, достаточно отчетливо, с энергичным продвижением. Изучать sissonne fermee рекомендуется так же, нак sissonne ouverte, сначала en face, затем в малых позах на 45° и, наконец, в больших позах на 90°. Музыкальный размер — 2/4 или 3/4. Sissonne fermee может заканчиваться не только в V позиции, а и в положении sur le cou-de-pied, с сохранением всех правил прыжка. Изучать этот sissonne рекомендуется последним. Приемом fermee может завершаться также и sissonne simple. В этом случае на взлете фиксируется не V позиция, а положение sur le cou-de-pied. Закрывание ноги в исходную позицию здесь начинается с кульминации взлета и заканчивается одновременно и эластично на обе ноги, с кончика пальцев на всю ступню. Данный прием не очень распространен в учебной практике, но иногда применяется как острая и яркая краска в гротесковых и де-миклассических партиях. И чем выше делается этот прыжок, тем выше поднимается нога на голени опорной, вплоть до 90°. Завершаться данное fermee может в ту же V позицию, с которой начинался прыжок; с переменой ее или поочередно с разных ног. Руки в этом движении могут занимать самые различные положения, например 3-ю позицию, 2-ю и 3-ю, 1-ю и 3-ю. Корпус, как правило, удерживается en face или epaulement. Но в сценических условиях он может сгибаться и поворачиваться под различными углами. Положение головы во всех учебных случаях отвечает общим правилам связи движения рук и корпуса. В сценических композициях — по заданию балетмейстера. Изучается это движение последним в разделе sissonne fermee с соблюдением выворотности ног, точности V позиции, эластичности demi-plie, пластичного действия рук, головы и корпуса. PAS FAILLI Данное движение вполне можно отнести к sissonne fermee, но заканчивается оно не в V, а в IV позицию. Pas failli выполняется обычно на небольшом прыжке в основном вперед, реже назад. Исходная позиция ног —V, epaulement croise; делается взлет, во время которого вся фигура поворачивается на efface с одновременным раскрыванием ноги назад на 45°. Когда начинается завершающее demi-plie, раскрытая нога легким скользящим движением переводится через I позицию вперед на croise и на нее одновременно передается тяжесть корпуса. Таким образом, все движение оканчивается на одной ноге в demi-plie, другая нога остается вытянутой назад, касаясь носком пола и, наконец, подтягивается в V позицию назад приемом pas assemble. Во время взлета руки из подготовительного положения приподнимаются во 2-ю пониженную позицию; затем рука, соответствующая открытой ноге, переводится вместе с ней в 1-ю пониженную позицию, но pas failli можно оканчивать и в позе третьего или четвертого arabesque. Корпус во время перевода ноги через I позицию вместе с ней слегка подается вперед. Голова на первом demi-plie и на взлете поворачивается к выдвинутому вперед плечу, сохраняя это положение до окончания всего движения, или согласуется с правилами построения третьего и четвертого arabesque. На заключительном pas assemble в V позицию все тело принимает исходное положение. Все движение должно выполняться слитно и легко, особенно когда оно используется как подход к большим прыжкам или pirouettes. Соединять pas failli надо сначала с малыми, затем с большими прыжками, тщательно отрабатывая все разнообразие его пластических возможностей, что зависит от комбинированных заданий, в которых оно будет использовано. Изучается pas failli затактно, сначала с остановками после каждого прыжка, затем слитно. Музыкальный размер — 2/4 или 3/4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 2211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.019 с.) |