Тема 1. Введение. Предмет, задачи, Цель курса «психологический тренинг» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. Предмет, задачи, Цель курса «психологический тренинг»



Место, задачи и возможности курса в подготовке специалиста по социальной работе. Предмет курса. Возможности использования метода психологического тренинга в работе с населением специалистами учреждений социальной защиты.

 

ТЕМА 2. История развития групповых методов психотерапии и практической психологии

Оформление социальной работы с группой как общественной формы психологической практики. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы и развитие самосознания.

 

ТЕМА 3. Психологический тренинг как метод практической психологии

Психологический тренинг: понятие, задачи, принципы. Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. Основные задачи, решаемые в процессе психологического тренинга. Типология тренингов и стоящих перед ним задач: тренинги коммуникативных навыков и умений, тренинги личностного роста, методические тренинги профессиональной подготовки, креативные, сензитивные и т.д. Содержательная классификация тренинговых групп в зависимости от их «идеологической» основы: гештальт-группы, группы трансактного анализа, группа психосинтеза, группа нейролингвистического программирования, психодинамические тренинги.

 

ТЕМА 4. Классификация и основные виды тренинговых групп

Критерии классификации тренинговых групп. Гештальт-подход. Групповой аналитический подход. Трансактный анализ в группе. Психодраматический подход. Тено-ориентированный подход. Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании.

 

ТЕМА 5. Основные этапы развития группы в тренинге

Общие представления о стадиях развития группы в тренинге. Первая стадия – подготовка. Кризис в развитии тренинговой группы. Вторая стадия – осознание. Третья стадия – переоценка.

 

ТЕМА 6. Основные роли, стили руководства, характеристики личности группового тренера

Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Характеристика личности группового тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп. «Задание» для ведущего. Критерии профессиональной пригодности специалистов по психотехнологиям. Общие рекомендации для тренинга по проведению тренинга.

ТЕМА 7. Медитация. Визуализации как метод психологического тренинга

Общее представление о медитации. Общие правила применения медитативных техник. Медитативные техники: «Судно, на котором плыву»; «Мудрец из храма»; «Горная вершина».

 

ТЕМА 8. Разогревающие игры и психотехники

Знакомство. Надувная кукла. Спутанные цепочки. Встреча взглядами. Коллективный счет. Любое число. Выбор траектории.

 

ТЕМА 9. Игры, ориентированные на получение обратной связи

Понятие «обратная связь». Психотехники: Мой портер глазами группы. Первая проба на роль. Дискуссия в ролях друг друга. Ответы за другого. Молчащее и говорящее зеркало. Рекламный ролик. Самосуд. От сумы до от тюрьмы… Страшноватый суд. Стул откровений.

 

ТЕМА 10. Игры и упражнения социально-перцептивной направленности

Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Личный герб и девиз. Белая магия. Черная магия. Шахматы.

 

ТЕМА 11. Коммуникативные игры и упражнения

Психоличностические упражнения. Направленные на установление контакта, восприятие и понимание. Эмоционального состояния, прием и передачу информации, умение слушать.

 

ТЕМА 12. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем

Разговор со сменой позиции. Несказочные проблемы. Метафора проблемы.

 

ТЕМА 13. Психогимнастические упражнения, направленные на создание работоспособности группы

Упражнения на создание работоспособности группы. Упражнения на создание работоспособности в начале дня. Упражнения на поддержание и восстановление работоспособности.

 

ТЕМА 14. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие креативности

Психогимнастические упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления, барьеры и этапы креативного процесса. Упражнения, направленные на развитие креативности.

 

ТЕМА 15. Тренинг по сказкотерапии: особенности проведения и психотехники

Принципы работы со сказками. Схема размышления над сказками и их обсуждение. Структура коррекционно-развивающегося сказкотерапевтического занятия.

Список рекомендуемой литературы*

Основная

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.

2.Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996.

3.Высокиньска-Госер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. М., 1990. С. 160-171.

4.Деркач А.А,, Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. М., 1993.

5.Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. Ленинград, 1990.

6.Захаров В.П., Хрящева М.Ю. Социально-психологический тренинг: Уч. пособие. Л., 1989.

7.Козлов М.И. Лучшие психологические игры и упражнения.

8.Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.

9.Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995.

10. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Уч. пособие для студентов. М., 2002.

11. Гаджиева М.М., Михитина М.И., Кислинская М.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

12. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: методич. пособие для преподавателей. Новосибирск - М., 1997.

13. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.

14. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб., 1994.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2001.

 

Дополнительная

1.Ассаджионе Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.

2.Берн Э. Трансактивный анализ в группе. М., 1994.

3.Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1993.

4.ДжеймсМ., Джионевард Д. Рожденные выигрывать. Транцакционный анализ с упражнениями. М., 1995.

5.Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.

6.Как построить свое «я» / Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991.

7.Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М., 1998.

8.Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994.

9.Перыз Ф. Опыты психологии самосознания (практикум по гештальттерапии). М., 1992.

10. Робин Ж.-М. «Фигуры гештальта» // Гештальт-92 / Под ред. Д.М. Хломова и др. М., 1992.

11. Ситников А.П. Акмеологические тренинг: Теория. Методика. Психотехнология. М., 1996.

12. Цветков Э.А. Мастер самопознания, или погружение в я. СПб., 1995.

13. Хломов Д.М. Реабилитационный тренинг социальных навыков. М., 1995.

 

Рабочая программа

(очная форма обучения)

Темы лекций

1. Введение. Предмет, задачи, цель курса «Психологический тренинг» 2 ч.
2. История развития групповых методов психотерапии и практической психологии 2 ч.
3. Психологический тренинг как метод практической психологии 2 ч.
4. Классификация и основные виды тренинговых групп 6 ч.
5. Основные этапы развития группы в тренинге 2 ч.
6. Основные роли, стили руководства, характеристики личности группового тренера 2 ч.
7. Мидитация. Визуализации как метод психологического тренинга 2 ч.
8. Разогревающие игры и психотехники 2 ч.
9. Игры, ориентированные на получение обратной связи 2 ч.
10. Игры и упражнения социально-перцептивной направленности 2 ч.
11. Коммуникативные игры и упражнения 2 ч.
12. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем 2 ч.
13. Психогимнастические упражнения, направленные на создание работоспособности группы 2 ч.
14. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие креативности 2 ч.
15. Тренинг по сказкотерапии: особенности проведения и психотехники 2 ч.
  Итого 34 ч.

Темы практических занятий

1. Конфликтология в системе социальных дисциплин 2 ч.
2. Социальный конфликт как объект философско- социологического исследования 1 ч.
3. Конфликт как социальный феномен 1 ч.
4. Групповые особенности возникновения конфликтов в коллективе 1 ч.
5. Личностные особенности возникновения конфликтов в коллективе 1 ч.
6. Источники и функции конфликтов 1 ч.
7. Структура конфликтной ситуации 1 ч.
8. Организационно-управленческий конфликт 1 ч.
9. Власть в организации как объект конфликта 1 ч.
10. Виды конфликтов 1 ч.
11. Динамика развития конфликта 1 ч.
12. Стратегии поведения в конфликте 1 ч.
13. Методология решения конфликта 1 ч.
14. Анализ и диагностика конфликтной ситуации 1 ч.
15. Организация переговорного процесса 1 ч.
16. Посредничество как способ урегулирования конфликта. 1 ч.
Функции, задачи и этика посредничества  
17. Профилактика конфликта 1 ч.
Итого 17 ч.

 

Разделы курса, выносимые на самостоятельное изучение

1.Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге.

2.Связь ритуалов и мифологии в тренинге.

3.Тренинг телесно-ориентированной терапии: психотехники и содержание.

4.Тренинг арт-терапии: цели, задачи, упражнения.

5.Тренинг сензитивности: подходы, цели и результаты, психогимнастические упражнения.

6.Тренинг партерского общения: содержание и упражнения.

Рабочая программа

(заочная форма обучения)

Темы лекций

1. Конфликт как социальный феномен 2 ч.
2. Источники и функции конфликтов 4 ч.
3. Структура конфликтной ситуации 2 ч.
4. Виды конфликтов 2 ч.
5. Управление конфликтами и профилактика конфликта 2 ч.
Итого 12 ч.

Разделы курса, выносимые на самостоятельное изучение

1.Конфликтология как наука, ее предмет и задачи. История развития конфликтологии.

2.Социальный конфликт как объект философско-социологического исследования.

3.Конфликт как социально-психологический феномен.

4.Власть в организации как объект конфликтной ситуации.

5.Организационно-управленческий конфликт.

6.Динамика развития конфликта

7.Стратегии поведения в конфликте

8.Организация переговорного процесса

9.Посредничество как способ урегулирования конфликта

10. Управление конфликтами и их профилактика.

Перечень вопросов к зачету

1.История развития групповых методов психотерапии и практической психологии.

2.Психологический тренинг: понятие, задачи и принципы.

3.Психологический тренинг как метод практической психологии.

4.Психологические особенности тренинговой группы.

5.Критерии классификации тренинговых групп.

6.Основные этапы развития группы в тренинге.

7.Основные роли ведущего группы.

8.Стили руководства группой.

9.Подготовка ведущих тренинговых групп.

10. Сценарии тренинговых занятий.

11. Ошибки ведущего тренинг.

12. Роль ритуалов и мифологии в тренинге.

13. Общие правила применения медитативных техник.

14. Разогревающие игры и психотехники.

15. Игры, ориентированные на получение обратной связи.

16. Игры социально-перцептивной направленности.

17. Коммуникативные игры.

18. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем.

19. Психогимнастические упражнения, направленные на создание работоспособности группы.

20. Психогимнастические упражнения, направленные на создание креативности.

21. Основные моменты в организации тренинга личностного роста.

22. Основные моменты в организации тренинга развития профессионального самосознания.

23. Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге.

24. Тренинг темено-ориентированной терапии: содержание и психотехники.

25. Тренинг арт-терапии: содержание и психотехники.

26. Тренинг сензитивности: подходы, цели и результаты, психогимнастические упражнения.

27. Тренинг партнерского общения: содержание и упражнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.029 с.)