Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1: Сущность, виды, структура и техника проведения тренинга.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие тренинга В наиболее широком контексте термин "тренинг" используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Классическое определение психологического тренинга таково: «Совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе». Тренинг ориентирован на воздействие, на групповое развитие с помощью оптимизации форм межличностного общения. Таким образом, тренинг можно определить как современный метод обучения, профессионального и личностного развития, предполагающий активную вовлеченность участников в процесс овладения новыми навыками и знаниями. Особенностью тренинга является то, что это процесс обучения на практике, на примерах, который предполагает моделирование и разыгрывание ситуаций из жизни, профессиональной деятельности, а также деловые игры, групповые и индивидуальные упражнения, тренировку новых стратегий поведения, анализ ошибочных и успешных стратегий, пересмотр собственных взглядов, установок и убеждений, развитие сильных сторон личности, активизацию внутренних ресурсов. Тренинг - интенсивная работа в группе из 6-12 человек с погружением в определенную область или тему в течение 2-3 дней с целью ее практического освоения. Таким образом, психологический тренинг выступает как инструментальное действие, в процессе которого участники получают I- возможность присвоить набор " орудий" для овладения новым поведением. Процесс и структура тренинга. При подготовке тренинга необходимыми являются следующие мероприятия: • Анализ потребностей участников • Правильная постановка целей и задач тренинга и их соответствие целям участников тренинга • Разработка программы и формы тренинга, соответствующей целям тренинга • оценка результатов и эффективности тренинга В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы: 1. выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения; 2. построение модели идеального поведения во внешнем плане; модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону 3. закрепление его во внутреннем плане. По форме тренинг состоит из следующих структурных блоков: 1. Теоретический материал. 2. Показательные эксперименты. 3. Саse Study - проигрывание и анализ конкретных ситуаций. 4. Групповые и индивидуальные упражнения. 5. Ролевые игры. 6. Система объективной (видеосъемка), промежуточной (ведущие тренинга) и субъективной (участники группы) обратной связи каждому участнику тренинга. Основные факторы успешности тренинга: •. «правильная теория» I г • инструментарий • личное мастерство тренера Также успешность тренинга во многом определяется мотивацией участников, их готовностью к эффективному общению. Классификация тренингов: 1. Тренинг может быть направлен преимущественно на выработку поведенческих навыков в конкретных ситуациях социального взаимодействия (умений, или социально-психологический тренинг в узком значении этого термина). Основным методом является ролевая игра, позволяющая отрабатывать необходимые навыки, работа ведется на уровне действий участников, критерии эффективности тренинга объективные (изменения поведения). 2. Большое число тренингов направлено на выработку умений, необходимых в бизнесе, что дает основание объединить их в группу бизнес-тренингов (тренинг формирования команды, ведения переговоров, эффективных продаж, влияния и противостояния влиянию, подбора персонала, управления производственным коллективом и др.). Проводятся тренинги развития умений, необходимых в педагогической деятельности (управление классом, поддержание дисциплины и т. д.), в профессиональном самоопределении и поиске работы, в прохождении разного рода собеседований, сдаче экзаменов и т. д. 3. Главной целью тренинга может являться внутреннее личностное изменение участников, поведенческие же изменения являются вторичными. В таком тренинге активно используются психотерапевтические методы и техники получения обратной связи, работа ведется преимущественно на уровне чувств, а не поведения, критерии эффективности тренинга субъективные (самоотчеты участников). Целью личностных тренингов является, в наиболее общем виде, обеспечение условий для стимулирования личностного роста участников. '.* Также тренинги могут быть: • открытыми (допускается изменение состава участников по ходу работы) и закрытыми (состав группы неизменный). • проводимыми в режиме отдельных встреч, погружений (2-5, иногда и больше дней интенсивной работы подряд) и проводиться в виде марафонов (16-36 часов непрерывной работы с минимальными паузами только для удовлетворения физиологических потребностей). • По пространственной организации - стационарными (как правило, проводятся в помещении), а также выездными (подразумевают выезд группы куда-либо, чаще на природу). • По размерам группы - ориентированные на проведение в малых (ориентировочно 4-8 участников), средних (10-16 участников) и больших группах. Наиболее распространенные виды игровых психологических тренингов: 1. "Посредничество в конфликте" (участники учатся анализировать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон, помогать искать решения, которые отвечали бы интересам обеих сторон.) 2. "Развитие коммуникативных навыков"(участники получают возможность осознать собственный стиль поведения и его влияние на результаты своей деятельности, а также сформировать эффективные способы аргументации и преодоления сопротивления своим предложениям) 3. Тренинг «социального влияния»(участники узнают о различных видах воздействия, типичных трудностях личного и группового взаимодействия, правилах веления групповой дискуссии и многом другом...) 4. «Искусство ведения переговоров» (участники овладеют структурой, принципами и различными стратегиями ведения переговоров, способами распознавания манипуляции со стороны партнеров и противостояния их давлению, а также многими другими необходимыми навыками.) Области применения игрового тренинга. Традиционно психологический игровой тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологического понимания поведения других людей. Особенности тренинга в решении проблем общения: • овладение новыми навыками через "проигрывание". Психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей резкого ускорения обучения в группе, что достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усилению обратной связи. • Тренинг также выступает в качестве "тренажера", на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются управленческие и другие знания и умения. • Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника • Тренинг - тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения. • Тренинг - форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков. • Тренинг - метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем
Эффект тренинга. В первую очередь, в результате межличностного взаимодействия развиваются и оптимизируются коммуникативные способности, что отражается в навыках общения и приемах межличностного оценивания. Кроме того, тренинг может способствовать: • Развитию внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов. • Повышению самооценки, уверенности в себе. • Развитию воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить. • Повышению поисковой активности, ориентации на активную позицию большей обращенности к партнерам по общению; • развитию гуманистической установки в отношении партнеров. Глава 2: Подготовка и реализация проекта «Коммуникативный тренинг». 2.1 Необходимость проведения и задачи тренинга для студентов ЧГУ. Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игрового тренинга. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения". Несомненным позитивным моментом игровых тренингов является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сокурсников, преподавателей, чем свои собственные. В сложной студенческой жизни ситуаций, в которых появляются трудности в общении, может возникать предостаточно, поэтому проведение тренинга не только принесет участникам заряд энергии общения, новые знакомства, но и поможет в будущем моделировать ситуации общения и применяемые в них наиболее эффективные приемы коммуникации (коммуникативные навыки).
11.04.05-27.04.05 (Левина М.) 4. анкетирование участников для составления программы(анкета - см. приложение 1) 28.04.05-2.05.05 (Смирнова С.) 5. корректировка программы тренинга с учетом анкетирования участников 02.05.05-03.05.05 (Мотылькова Н.) 6. обучение тренеров специалистами «Талиент-сервис» 04.05.05 - (Трайго А., Смирнова С.) 7. Покупка необходимого оборудования 05.05.05 - (Левина М., Мотылькова И.) 2.3 Материальные ресурсы и источники их получения.
Источник финансирования - собственные средства организаторов. Проспект тренинга. Цель: развитие коммуникативных навыков участников. Задачи тренинга в рамках проекта: - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; - отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; - овладение навыками эффективного слушания; - активизация процесса самопознания и самоактуализации; - расширение диапазона творческих способностей. Состав участников: 1. Игорь Леонидович - преподаватель кафедры менеджмента 2. Саша - студент 5 курса специальности «Экономика и управление» 3. Сережа - студент 1 курса специальности «Математические методы в экономике» 4. Маша - студентка 1 курса специальности «Математические методы в экономике» 5. Аня - студентка 5 курса специальности «Экономика и управление» 6. Марина - студентка 5 курса специальности «Экономика и управление» 7. Сережа - студент 4 курса специальности «Математические методы в экономике» 8. Антон - специалист-эксперт центра «Талиент-сервис» 9. Настя - студентка 4 курса специальности «Экономика и управление» ^ 10. Юля - студентка 2 курса специальности «Психология». Счетная группа: • Смирнова Светлана и Трайго Алёна - ведущие тренинга,
• Левина Маша - наблюдение, • Мотылькова Настя - участие в тренинге в целях наблюдение Общие сведения: моделируются ситуации общения, установления контакта, активного слушания, дискуссии, диспута, конфликта. Регламент: 8 часов за 2 дня (по четыре часа в день — с \200-\6(}0), включая 2 перерыва по 15 минут. Принципы тренинга: 1. конфиденциальность (все ситуации, которые обсуждаются на тренинге, не подлежат разглашению вне его) 2. пунктуальность(явка на тренинг без опозданий) 3. принцип «здесь и сейчас» - (обсуждаются ситуации, касающиеся только настоящего времени) 4. принцип «без звука» - («не перебивать», «не общаться между собой, если это не предусмотрено упражнением тренинга», отключение мобильных телефонов во время тренинга). 5. «никаких оценок» (говорить только от своего имени). Планируемый результат: продвижение и реализация проекта «Коммуникативный тренинг», положительные отзывы участников, улучшение навыков общения участников(по их собственной оценке). Этапы проведения: 1. Вводный этап - приветствие, целеустроение, регламент, принципы тренинга. 2. Проведение тренинга. 3. Заключительный этап - дискуссия, подведение итогов, оценка результатов. Сценарий тренинга: см. Приложение 2. Время и место проведения тренинга: Тренинг был проведен 7-8 мая с-12 до 1600 по адресу ул.Горького, 14, актовый зал. В начале и в конце тренинга была проведена самооценка коммуникативных навыков и умений каждого участника с помощью анкетирования(Анкета — см. Приложение 4). 2.5 Система оценки проекта: 1. количественная оценка: Посещаемость тренинга практически не изменилась. В первый день присутствовало 8 человек и во второй день тренинга также 8. Единственное изменение - это состав. Двое человек с первого дня покинули наш тренинг, но их заменило еще двое новых людей, которые в первый день не смогли подойти по личным причинам. Второй показатель количественной оценки -балльная оценка навыков участниками своих навыков после тренинга, (табл. 1 в приложении 3) Согласно данным этой таблицы показатели оценки участниками своих коммуникативных навыков возросли - см. рисунок 1. умение установить, поддержать контакт с малознакомым человеком выросло на 0,6 балла (в среднем на одного человека) навыки понимания людей - на 0,4 балла навык активного слушания - на 1,2 умение подстроиться в общении, повысить доверие - на 0,4 коммуникативность - на 1,4 активность в общении - на 1,4. Результативность тренинга по оценке участников:
навыки до тренинга в после тренинга Рис.1: Диаграмма балльной оценки участниками собственных навыков до и после тренинга 2. качественная оценка: В подтверждение этому можно приложить письменные работы участников тренинга, в которых они отвечали на вопрос: Как вы будете применять знания, полученные в результате тренинга в дальнейшей жизни? Можно выделить следующие наиболее распространенные варианты ответов на данный вопрос: при трудоустройстве при общении с друзьями, на учебе при необходимости подстроиться под других при изучении поведения, мимики и жестов людей для поддержания контакта, развития интереса собеседника для подстройки под коллектив для восприятия людей невербальным способом. Большинство из этих ответов очевидны и просты. Но со слов участников тренинга жизненно необходимо развить в себе новое мировоззрение на многие проблемы. Отзывы участников о тренинге: «Тренинг понравился! С удовольствием посетил бы-еще парочку таких тренингов». «Хотелось бы посерьезней отнестись к проблемам, которые были 1 рассмотрены в рамках данного тренинга. Рассмотреть другие направления тренингов. А в целом неплохо». «Тренинг очень познавательный. Пообщался со многими интересными личностями. Надеюсь, что тренинг не последний». Было множество других отзывов, но суть у всех одна - выявляется потребность людей в тесном общении, в развитии в себе новых навыков.
На тренинге присутствовали два эксперта: Игорь Леонидович Васюков — преподаватель кафедры менеджмента и Усанов Антон Петрович — ^'специалист-тренер центра «Талиент-сервис». По оценке Игоря Леонидовича- «тренинг содержит слишком много инструментария, являющегося безусловно полезным в ситуациях общения, но тренингу не хватает анализа конкретных конфликтных ситуаций каждого из участников». Оценка Усанова Антона - «Я не совсем согласен с Игорем Леонидовичем, тренинг направлен на развитие коммуникативных навыков, поэтому он содержит универсальные приемы ведения общения, относящиеся в основном к области нейро-лингвистического программирования, которые участники могли использовать и раньше, но бессознательно. Осознанное применение этих приемов позволяет в определенной степени избежать конфликтных ситуаций. Тренинг был довольно коротким - всего 8 часов, поэтому ждать реальных результатов не приходится, ломки стереотипов, естественно, не происходило, возможно, участники открыли для себя что-то новое, стали применять некоторые приемы осознанно».
Заключение. Основная особенность тренинга состоит в том, что это процесс обучения происходит на практике, на примерах и предполагает моделирование и разыгрывание ситуаций из жизни, а также групповые и индивидуальные упражнения, тренировку новых стратегий поведения, анализ ошибочных и успешных стратегий, пересмотр собственных взглядов, установок и убеждений, развитие сильных сторон личности, активизацию внутренних ресурсов. Итак, 7-8 мая с 1200 до 16°° был проведен игровой тренинг по формированию и развитию коммуникативных навыков по адресу ул. Горького, 14, актовый зал. Участники получили возможность осознать свой собственный стиль поведения в общении и его влияние на результаты беседы, а также отработать эффективные способы установления контакта, поддержания беседы, вызывания доверия у собеседника. Проведенный тренинг был: • открытым (допускалось изменение состава участников по ходу работы) • игровым (основной метод - ролевая игра) • проведен в режиме отдельных встреч • стационарным (проводился в помещении) • проведен в малой группе(10 участников). Особую благодарность за помощь в подготовке и реализации проекта ^'» выражаем нашему руководителю - Васюкову Игорю Леонидовичу, Розовой Ирине Николаевне, специалистам «Талиент-сервис» Калининой Евгении и Усанову Антону за предоставленную программу тренинга, Крылову Александру. Приложение 1 Анкета участника. 1.Ф.И.О 2. Дата рождения_ 3. Факультет, курс 4. какие ситуации в общении представляют наибольшую трудность(люди) 5. Что лично вы хотите получить в результате тренинга, какова ваша цель? 6. Как, по каким признакам Вы узнаете, что достигли цели? 7. Зачем Вам это нужно?____ 8. Чем Вам в этом может помочь тренер______________ Вся информация является конфиденциальной Приложение 2 Сценарий тренинга. Оборудование: карточки с буквами и цифрами (по количеству участников), 2 одинаковых набора геометрических фигур/ доска, маркеры, магнитофон. День 1
(Участники придумывают слова, например Прыгающий Павел, по очереди называют их и показывают движения, остальные - повторяют. Затем снова желающие называют имена людей, которые они запомнили.) Целеустроение, регламент, правила занятия. Информационное сообщение: Вступление в контакт, поддержание и восстановление контакта, выход из контакта. Вербальные и невербальные сигналы при вступлении в контакт. Фазы ведения беседы: 1. вступление в контакт, 2. поддержание и восстановление контакта, 3. выход из контакта. Вербальные сигналы: смысл высказывания, подбор выражений. Невербальные: взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз. Распределение нагрузки при принятии информации: язык тела - 55%, интонация - 38%, содержание - 5%. - Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными установить контакт с каждым из участников группы. Цель: установить, какие сигналы участники используют при вступлении в контакт, какие из них наиболее эффективны, определить сигналы, свидетельствующие об установлении контакта. Какие средства Вы использовали для установления контакта? - По каким признакам Вы поняли,что контакт установлен? - На счет «раз» каждый из нас, оставаясь на своем месте и молча, найдет себе пару. Когда я скажу «2», начните одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз» и Вы найдете себе новую пару, а на счет «два» начнете делать одинаковое движение с новым партнером. (Упражнение повторяется не менее 3 раз.) Цель: см. выше + тренировка навыка вступления в контакт. * - Как создавалась пара? - Какие средства Вы использовали для установления контакта? По каким признакам Вы поняли, что контакт установлен? Разбейтесь на пары. Вам дается 6 мин. для беседы. По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая Цель: показать, какое влияние оказывают на процесс общения - В каком положении ведение беседы было наиболее
День 2 Приветствие, разминка. Цель: активизация внимания, включение в работу. - Как вы себя чувствуете? - Разбейтесь на пары. Постарайтесь сесть с человеком,которого Вы меньше всего знаете. Попросите у партнера разрешение взять его за руку. В течение следующих 2 мин. мы будем, не отрываясь, смотреть друг другу в глаза. Цель: сплочение группы. - Что Вы чувствуете? - Как изменилось Ваше отношение к человеку, с которым Вы сидели. 3. - На счет «раз» каждый из участников начнет делать какое - нибудь движение. При этом все остаются на своих местах. На счет «два» надо прекратить делать то движение, которое вы делали на «раз» и начать выполнять то движение, которое на счет «раз» делал ваш сосед слева. Цель: активизация внимания, подведение участников к выводу о неизбежном изменении информации при передаче,способах, позволяющих сделать это изменение минимальным. - К кому вернулось его движение? изменился ли его характер? - С чем это связано? - Что необходимо сделать для более точной передачи движения? 4. - Мысленно выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами, предлагать варианты проведения завтрашнего дня начните все одновременно по моему сигналу. Цель: развитие навыков взаимопонимания партнеров - Удалось ли вам объяснить вашему партнеру ваше предложение? - Смогли ли вы понять, что пытался вам сообщить партнер? - Что вам помогло (помешало)? -Мы уже убедились Цель: демонстрация - Удалось ли...
День 2 Приветствие, разминка. Цель: активизация внимания, включение в работу. - Как вы себя чувствуете? - Разбейтесь на пары. Постарайтесь сесть с человеком, которого Вы меньше всего знаете. Попросите у партнера разрешение взять его за руку. В течение следующих 2 мин. мы будем, не отрываясь, смотреть друг другу в глаза. Цель: сплочение группы. - Что Вы чувствуете? - Как изменилось Ваше отношение к человеку, с которым Вы сидели. 3. - На счет «раз» каждый из участников начнет делать какое - нибудь движение. При этом все остаются на своих местах. На счет «два» надо прекратить делать то движение, которое вы делали на «раз» и начать выполнять то движение, которое на счет «раз» делал ваш сосед слева. Цель: активизация внимания, подведение участников к выводу о неизбежном изменении информации при передаче,способах, позволяющих сделать это изменение минимальным. - К кому вернулось его движение? изменился ли его характер? - С чем это связано? - Что необходимо сделать для более точной передачи движения? 4. - Мысленно выберите себе пару и решите, как вы предложите партнеру провести завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами, предлагать варианты проведения завтрашнего дня начните все одновременно по моему сигналу. Цель: развитие навыков взаимопонимания партнеров - Удалось ли вам объяснить вашему партнеру ваше предложение? - Смогли ли вы понять, что пытался вам сообщить партнер? - Что вам помогло (помешало)? -Мы уже убедились Цель: демонстрация - Удалось ли...
насколько важно быть точным и внимательным при передаче информации. Сейчас... (имена пяти - шести человек) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть... (имя) останется здесь, а остальные подождут какое-то время за дверью. Текст сообщения: Мария Ивановна ушла десять минут назад, в 12 часов, не дождавшись вас, очень огорчилась, что не смогла переговорить с вами лично, и попросила передать вам, что если она не вернется в 3 часа, а это будет зависеть от того, сколько она пробудет на конференции в управлении образования, то консультация по дипломным работам состоится не сегодня, а завтра. Кстати на конференции будут зачитываться интересные доклады, которые могут быть полезны студентам. Еще она просила передать, что бы все, кто пишет свои дипломные работы у нее, к следующей консультации скорректировали и принесли формулировки задач, объекта, предмета, методов исследования. Последнему участнику задается вопрос: - Ты только что получил сообщение, что ты будешь делать, после различных вариантов изменения информации при передаче. передать сообщение? - Как изменилось сообщение? - Чем это было вызвано?
|