Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская церковь на рубеже вековСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Беседа Константина Душенова с главным редактором журнала «Ревнитель православного благочестия» игуменом Алексием (Просвириным).
«В ЦЕРКОВНОМ СОЗНАНИИ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ»… К. Душенов: Отец Игумен, как известно, начало индикта, то есть церковного новолетия, приходится на сентябрь. В связи с этим уместен вопрос: каковы, на Ваш взгляд, ключевые моменты церковной жизни последнего, 2001 года? Игумен Алексий: Вряд ли имеет смысл ограничиваться жесткими календарными рамками. Если же говорить о церковной жизни последнего времени без строгой привязки к конкретным датам, то я бы отметил три важнейших события. Это, во-первых, Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года, прославивший сонм Новомучеников Российских и принявший ряд стратегических документов, таких, как Социальная концепция Церкви и Определение об отношении к инославию. Подобное явление весьма знаменательно, тем более, что Социальная концепция вообще формулируется впервые в истории Православия - никогда раньше подобные документы не принимала ни одна из Пометных Православных Церквей! Патриарх Алексий II недавно назвал эту Концепцию «основополагающим документом, определяющим позицию Церкви по многим вопросам, поставленным современностью». Она, конечно, не лишена недостатков, но сам факт ее появления свидетельствует, что наше церковное начальство пытается все же хоть как то отвечать на те вопросы, которые ставит перед православным сознанием современная эпоха. Во-вторых, этапным, на мой взгляд, событием, стала речь Патриарха на московском епархиальном собрании в прошлом декабре, на которой Алексий II публично заявил, что против русского народа ведется «война на уничтожение». Либеральная пресса напрочь замолчала это высказывание нашего Первоиерарха, не зная, видимо, как его прокомментировать. А между тем, тут есть о чем задуматься. Все интересующиеся церковной жизнью должны помнить, какой страшный накат «демократической общественности» выдержала Русская Церковь в 90-х годах ХХ века. К сожалению, внутри самой Церкви тоже нашлись люди, занимавшие (и до сих пор, кстати, занимающие) весьма высокие посты, которые активно включились в процесс «демократизации» и «либерализации» церковной жизни. Тогда с самых высоких церковных кафедр зачастую раздавались громогласные панегирики демократии и не менее громогласные филиппики в адрес «квасного патриотизма», «русского национализма» и «шовинизма». Первым, кто восстал против этого омерзительного либерального богоборчества, был приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев). Тогда ему пришлось действовать в тяжелейших условиях практически полной изоляции и постоянной травли - как со стороны демократических СМИ, так и со стороны внутрицерковных либералов. Да что говорить, если в 1993 году даже вышло специальное распоряжение, запрещавшее печатать статьи владыки Иоанна в церковных газетах и журналах. К.Д. Как же, как же, я хорошо помню это время! Я был тогда пресс-секретарем митрополита, и занимался как раз вопросами размещения его проповедей и статей в СМИ. Этот запрет подписал лично патриарх Алексий II, который теперь, по прошествии нескольких лет, едва ли не слово в слово повторяет все то, что тогда говорил владыка Иоанн. Причем самое неприятное заключалось в том, что запрет был тайным, то есть не подлежащим разглашению: на бумаге, адресованной тогдашнему председателю Издательского отдела патриархии митрополиту Питириму, стоял гриф «Конфиденциально». Копия этой бумаги до сих пор хранится у меня в архиве. Такая скрытность не позволяла открыто обжаловать запрет и на какое-то время практически перекрыла владыке Иоанну возможность общаться с собственной паствой. И.А.: Да, положение тогда у православных патриотов было куда как сложное. В те годы никто и представить не мог, что Патриарх Московский и Всея Руси сможет позволить себе публично говорить о том, что против русских «ведется хорошо спланированная война, имеющая целью уничтожить наш народ», что «в западных странах работает мощная индустрия растления России», и все это приводит «к невиданным темпам вырождения и вымирания народа». То, что в прошлом году все это прозвучало с трибуны московского епархиального собрания, свидетельствует о глубоких изменениях, которые произошли в церковном сознании (и в церковной политике) за последние годы. Теперь всем православным патриотам, всем ревнителям церковного благочестия важно не остановиться на достигнутом, не успокоиться, но используя всю силу церковного авторитета, опираясь на слова Патриарха, и дальше просвещать народ, будить его нравственные чувства и национальное самосознание, постоянно напоминать обществу, в каком опасном состоянии находится ныне Россия… И, наконец, третье ключевое события последнего церковного года - затяжной конфликт вокруг ИНН. Он, к сожалению, показал, что между нашим Священноначалием и частью народа Божьего существуют серьезные расхождения во взглядах по некоторым весьма важным и болезненным для православного сознания богословским вопросам. Причем с обоих сторон было сделано немало ошибок. Так, церковное начальство по своей старой привычке сперва полностью положилось на «административный ресурс», то есть решило использовать силу власти для того, чтобы пресечь всякие дискуссии церковных «низов» вокруг ИНН и по такому «мелкому» вопросу не портить отношения с государственными чиновниками, активно лоббировавшими поголовную ИННизацию населения. Но откровенный силовой нажим на верующих вызвал мощную волну протеста, к которой наше священноначалие оказалось совершенно не готовым. Епископы некоторых епархий попали, фактически, в полную изоляцию со стороны собственной паствы и даже духовенства. Тогда кому-то в Москве пришла в голову мысль задействовать авторитет старцев - почитаемых народом неформальных церковных авторитетов, пожилых и духовно опытных монахов. Но и они разошлись во мнениях, что лишь внесло дополнительную неразбериху в ситуацию, которая с тех пор так и оказалась «подвешенной» и не решенной, несмотря на обилие официальных документов, толкующих «проблему ИНН». С другой стороны, излишне рьяные борцы с налоговыми номерами зашли так далеко, что объявили эту борьбу едва ли не главным условием спасения души, а тех, кто по каким-либо причинам принял ИНН - лишенными благодати и отпавшими от Церкви Христовой. Все это создало в отдельных епархиях и приходах крайне нервозную и нездоровую обстановку. А причиной всему - отсутствие соборных механизмов широкого и свободного общецерковного обсуждения проблем и выработки важнейших решений, касающихся жизни народа Божия. До тех пор, пока такие решения будут приниматься келейно, мы не сможем избавиться от внутрицерковных нестроений и конфликтов.
С КЕМ ВЫ, ПАСТЫРИ БОЖИИ?
К.Д.: Мне кажется, что отличительной особенностью современной церковной жизни является еще и тот факт, что она протекает на фоне бурных идеологических изменений в обществе, на фоне повышенной активности государственной власти, пытающейся предстать перед гражданами России в новом «государственно-патриотическом» образе. И громкие слова о войне против русского народа патриарх Алексий II позволил себе произнести не ранее, чем президент Путин и целый ряд других высших государственных чиновников ясно обозначили державно-патриотический акцент новой государственной идеологии. При этом главная беда, на мой взгляд, заключается в том, что повторением правильных слов пытаются заменить необходимость совершения правильных дел. А драгоценное время уходит, важнейшие проблемы народной жизни остаются нерешенными, некоторые даже наоборот, усугубляются. Одновременно огромная часть чиновников - как государственных, так и церковных, с легкостью «перестроившись» в очередной раз в соответствии с новой «генеральной линией», на деле продолжают блокировать возможность любых благотворных изменений. И.А.: Действительно, вся новизна «нового курса» президента Путина пока, в основном, ограничивается правильными словами. Хотя и слова тоже не всегда удачные. Возьмите, например, его отношение к религии. В России перед президентскими выборами многие СМИ усиленно и целенаправленно создавали Путину образ этакого «православного президента». То он свечку перед телекамерами в храме ставил, а то - даже благословение у архиерея довольно грамотно брал. Но стоило ему выехать заграницу, как все тут же радикально изменилось. Так, к примеру, в сентябре прошлого года Путин дал интервью всемирной телекомпании Си-эн-эн. Ведущий этого шоу, Ларри Кинг, спросил его буквально следующее: «Ходит много разговоров о Вас и Ваших религиозных взглядах. Мне говорили, что Вы носите крест. Вы крещеный? Вы верующий? Каковы Ваши взгляды на религию?» И вот что ответил на это наш «православный президент»: «Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И самое главное, чего мы добьемся таким образом, мы добьемся комфорта». В принципе, для чиновника, воспитанного в эпоху «развитого социализм», в таком ответе нет ничего необычного. Если бы это сказал дедушка Ельцин, никто бы и не удивился - он ведь и на Пасху умудрялся поздравлять «дорогих россиян» с Рождеством. Но в устах человека, который претендует на то, чтобы быть православным, сказанное звучит просто чудовищно! Это не только не православное, но и вообще не христианское исповедание… Рассуждать о комфорте в ответ на вопрос о вере может лишь человек, безмерно далекий от русской религиозной традиции. К.Д. Да, взгляды Путина, о которых он поведал всему миру из телестудии Си-эн-эн, никак не соответствуют ни учению Сергия Радонежского, ни житию Александра Невского, ни вообще духу русской веры - духу Святой Руси с ее жертвенностью, подвижничеством и самоотверженностью. Случайно или нет, но высказывания нашего президента ближе всего напоминают философию либерального масонства второй половины ХIХ столетия. Характерно, что он даже ни разу не употребил самого слова «Бог». На этом фоне рассуждения некоторых, без меры рьяных «православных политологов» о его многочасовых «беседах со старцами», о его «духовниках» и «благочестии» выглядят, честно говоря, просто смешно. И.А.: Скорее печально… Хотя, похоже, что он понимает: рассуждения о «комфорте», как цели жизни, непригодны для внутреннего российского потребления. Вот, например, совсем недавно, в конце августа, когда президент посещал Валаам, а затем Соловки, он сказал буквально следующее: «Без христианства вряд ли состоялась бы Россия, поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно, полезно и своевременно». С такими словами Путина трудно не согласиться. К.Д.: Пусть так. Но все эти зигзаги в мировоззрении президента, в конце концов, его личное дело. И Церковь здесь совершенно не при чем. Иное дело - та политическая и социально-экономическая стратегия, которую проводит сегодня в жизнь путинское государство. Она касается всего нашего общества, всего народа - и тут Церковь не может оставаться в стороне. И вот я хочу спросить Вас, отец игумен: какую позицию в современных условиях занимает Церковь? Слова хороши - и в Социальной концепции, и в докладе Патриарха, и в других церковных документах без конца повторяется, что Церковь всегда пребывает вместе со своим народом, что она всегда будет нести людям свет Божественной Истины и печаловаться о слабых, сирых и убогих, что одной из ее важнейших задач является внесение нравственных идеалов во все области жизни общества и государства. Это, конечно, замечательно. Но давайте на мгновение оторвемся от чтения документов и посмотрим на реальность, на саму жизнь. Как претворяются в жизнь эти правильные слова? Каков, так сказать, механизм реализации церковной социальной доктрины? Ведь наша нынешняя действительность порой буквально вопиет о социальных язвах и общественных неустройствах, настоятельно требующих постоянного и кропотливого пастырского попечения. Да что далеко ходить за примерами? Всю зиму нас потрясал топливный кризис в Приморье, с телевизионных экранов не сходили леденящие душу картины замерзающих детей, женщин и стариков. И - никакой реакции со стороны церковного руководства! Что, разве это не тот случай, когда нужно воспользоваться своим вековым правом громогласного печалования за сирых и убогих? Или возьмите, например, ситуацию с тарифами, ценами и инфляцией. Под гром фанфар и шум речей о «небывалом экономическом росте» цены ползут и ползут вверх. Квартплата - подорожала, железнодорожные пассажирские перевозки - подорожали, товары первой необходимости: еда, одежда - дорожают непрерывно. И опять - Церковь молчит. Это что - нормально? К сожалению, на ум невольно приходит вопрос: с кем же наше Священноначалие - со своим народом, или со своим (а для народа - совершенно чужим, прозападным) правительством? С сирыми и убогими, или с сытыми и власть имущими? С алчущими и жаждущими, плачущими и нищими духом, или - с касьяновыми и чубайсами, грефами и кудриными, высасывающими из России последние соки? И.А.: Думаю, Вы несколько сгущаете краски. По сравнению с тем, что было еще несколько лет назад, сегодня церковное руководство довольно серьезно активизировало свою социальную политику. К.Д.: Пример, пример - хоть один конкретный пример назовите… И.А.: Да сколько угодно! Поезжайте в любую епархию - Вы обязательно найдете там и дома престарелых при храмах, и сиротские приюты при монастырях, и батюшек-подвижников, буквально с того света вытаскивающих погибающие души наркоманов, пьяниц, бомжей… Вот, например, Валаамский монастырь - все гражданское население своего острова один кормит… Другое дело, что этого сегодня, конечно, недостаточно. Хотелось бы делать больше, но для расширения социальной деятельности Церкви требуется время… К.Д.: И изменение психологии значительной части «новорусского» епископата! И.А.: Возможно, возможно… Но мазать всех одной краской совершенно недопустимо. Русская Церковь действительно плоть от плоти своего народа, и потому нет ничего удивительного в том, что сегодня она болеет всеми его болезнями. Да, в церковном теле есть и негодные, недугующие, гниющие члены. Но так было всегда, со времен Христа. Ведь сила Церкви заключается не в том, что внутри церковной ограды все мгновенно становятся святыми, а в том, что несмотря ни на какие внешние бури, вопреки всем войнам, социальным катастрофам и политическим катаклизмам, Церковь остается вечным хранилищем народных идеалов и святынь, вечным источником спасительных нравственных истин, вечным целителем народного духа, изнемогающего в борьбе со злобой и коварством «мiра сего». Эту свою роль Русская Церковь и сегодня, по милости Божией, выполняет неупустительно. Кто действительно желает прикоснуться душой к тем несметным сокровищам духовным, которые хранит Дух Божий в церковных недрах, пусть судит о Церкви по ее святым, ее мученикам и бессеребреникам, подвижникам и исповедникам, а не по «новорусским» иерархам, которые при всех своих чинах чужды церковной святыне и оторваны от народа Божия… Что же касается механизма реализации социальной доктрины Церкви, то надо признать правду - его просто-напросто нет. И это очень печально, ибо без такого механизма, который бы обеспечивал, среди прочего, своевременное информирование общества о позиции Церкви по тем или иным животрепещущим проблемам, наладить конструктивное церковно-государственное взаимодействие будет очень трудно. Правда, следует оговориться, что проводя активную социальную политику, Церковь должна в то же время решительно отстраняться от какого-либо прямого участия в политических «разборках».
«ЦЕРКОВНЫЙ МИД»: ПРОВАЛ ЗА ПРОВАЛОМ
К.Д. Пусть так. Но вот возьмите, к примеру, весеннее послание Путина к Федеральному Собранию. С одной стороны - это чисто политический документ. Но он содержит государственную программу развития страны. Так должны мы, православные верующие, да и вообще все общество знать, как относится к этой программе Церковь? А ведь задуматься тут есть о чем. Путин по сути провозгласил курс на ускорение либеральных реформ - вполне в ельцинском духе. То есть президент даже не скрывает, что в ближайшем будущем нас ждет платная медицина, платное образование и т.п. прелести «свободного рынка». Государственные телеканалы без конца твердят о повышении зарплат и пенсий, а реальный жизненный уровень населения не растет, скорее наоборот - падает. У меня в магазине рядом с домом год назад десяток яиц стоил тринадцать рублей, сегодня - двадцать один. Моя знакомая бабушка-пенсионерка платила за свою убогую однокомнатную квартиру год назад 81 рубль 34 копейки в месяц, а сегодня аж 225 рублей 69 копеек. Это, конечно, политика. Но разве Церкви такая политика безразлична, разве может она отстранится от нее? И.А.: Нет, не может. Существуют вопросы, которые хотя и являются предметом политической борьбы, но не могут оставить Церковь равнодушной. Среди них - народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение старых, больных и малоимущих. И если в результате реформ качественное образование и здравоохранение станут малодоступными для неимущих, для тех, кто не способен выложить за него кругленькую сумму - Церковь должна публично и недвусмысленно осудить такие пагубные «реформы». А неспособность тех церковных чиновников, которые возглавляют соответственные синодальные отделы, ясно высказаться и своевременно донести точку зрения Церкви до общества - просто удручает… К.Д.: Удручает не только это… И.А.: И все же еще раз скажу: не надо сгущать краски. Не все так плохо в нашей нынешней жизни. Справедливости ради следует сказать и о положительных подвижках, произошедших в последнее время. Например, о разгроме олигархов. О выводе общенациональных телеканалов из-под влияния таких одиозных русофобов как Березовский и Гусинский. Разве это не шаг вперед? К.Д.: Сокращение еврейского влияния в СМИ? Что ж, поживем - увидим. Пока результатом таких перемен стало лишь исчезновение из эфира критических сюжетов о самом президенте. А в остальном наше - или, скорее, по прежнему «их» - телевидение как пичкало русского человека рвотной мешаниной из американских боевиков и низкопробной «порнухи», так и пичкает. Чем Мамут и Абрамович лучше Гусинского с Березовским, а Сванидзе и Позднер честнее Шендеровича, я искренне не понимаю. А вот Вашу мысль о том, что многие синодальные отделы не справляются со своими обязанностями, я хотел бы обсудить подробнее. И.А.: А что тут обсуждать? Возьмите, например, деятельность Отдела внешних церковных сношений, руководимого таким влиятельным церковным иерархом как митрополит Кирилл (Гундяев). Какими достижениями может похвастать этот «церковный МИД»? Никакими. За последние годы - сплошные провалы, один другого хуже. Эстония, Украина, Афон - отовсюду нас гонят, отовсюду Русскую Церковь вытесняют, а ОВЦС только утирается… К.Д.: Вы имеете в виду разгорающийся конфликт Московской Патриархии с Константинопольским Патриархатом? И.А.: Я имею в виду неспособность ОВЦС обеспечить защиту законных интересов Русской Церкви, неспособность митрополита Кирилла справляться со своими служебными обязанностями. Возьмем, к примеру, эстонскую проблему. Она возникла в начале 90-х годов, когда русофобское правительство эстонских националистов отказалось зарегистрировать «оккупационную Церковь» - Эстонскую Православную Церковь юрисдикции Московского Патриархата. Вместо этого в спешном порядке была создана карликовая раскольническая группировка со штаб-квартирой в Стокгольме, которая и получила все юридические права - в том числе и право на церковное имущество: здания, богослужебные предметы и т.п. Сперва, на волне развала СССР и демократической эйфории, ОВЦС вообще не занимался этой проблемой - мол, разбирайтесь сами. Затем, когда дело стало принимать нешуточный оборот и раскольников официально поддержал Константинопольский патриарх Варфоломей, митрополит Кирилл приступил к бесконечным переговорам. Переговоры шли, а в Эстонии «под шумок» раскольники продолжали свою пагубную деятельность. Наконец, после многих лет переговоров, в феврале этого года, в Берлине, митрополит Кирилл громогласно заявил, что конфликт исчерпан и стороны пришли к соглашению. Соглашение было сомнительное - за раскольниками оставалось все то, что они успели награбить к тому времени - но, как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Так вот, после этого не прошло и месяца, как патриарх Варфоломей официально отверг все берлинские договоренности и подтвердил свои прежние претензии на свой полный контроль над Эстонской Церковью! К.Д.: И что митрополит Кирилл? И.А.: А ничего! Сказал, что он «ошеломлен» таким вероломством… Это все равно, как если бы японцы явочным порядком захватили у нас спорные Курильские острова, а потом даже отказались вести переговоры на эту тему. А министр иностранных дел России делал бы вид, что ничего особенного не произошло - так, временное непонимание… К.Д.: Так гнать надо в шею такого министра! И.А.: И эстонский пример, к сожалению, не единичен. Посмотрите, что творится на Украине. Там православные, особенно в западных, разгромленных униатами епархиях, откровенно говорят: все это стало возможным лишь потому, что Москва бросила нас на произвол судьбы, а сам митрополит Кирилл, известный своими откровенными прокатолическими симпатиями, палец о палец не ударил, чтобы предотвратить антиправославные погромы. И в результате Московская Патриархия лишилась более полутора тысяч приходов! Кстати, Ватикан за все эти годы ни единым словом, ни намеком даже не осудил погромщиков-униатов. К.Д.: Зато весной митрополит Кирилл сделал очередное заявление о том, что Москве и Ватикану «пора оставить в прошлом тысячелетние противоречия»… И.А.: Из-за такого предательского поведения Москва и была обречена бессильно наблюдать, как папа римский триумфатором въехал в Киев, демонстративно наплевав на все протесты православной общественности. Вот - плоды деятельности ОВЦС, если судить о ним не по многословным докладам и отчетам, а по реальным результатам…
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ВОЙТЫЛЫ
К.Д.: Но все же сопротивление папскому визиту в православной среде было очень сильным… И.А.: Как говорится, нет худа без добра. Вся эта история многих разбудила, многим открыла глаза на то, в каком опасном положении находится Русская Церковь. Слава Богу, нашлись и ревностные архиереи. Вот, например, недавно вышла в свет брошюра «Крестовый поход Кароля Войтылы», изданная вашими коллегами из «Русской Линии». Там, в частности, собраны высказывания церковных и светских политиков о киевском визите папы. Особенно порадовало интервью с владыкой Ипполитом, епископом Тульчинским и Брацлавским. На фоне нынешней господствующей теплохладности удивителен сам тон его интервью. Оно дышит уверенностью, силой и наступательностью подлинного православного архиерея - ревностного пастыря верующего народа. К.Д.: А Вы знаете его историю? Он начинал свой духовный путь насельником Троице-Сергиевой Лавры. Затем был членом русской духовной миссии в Иерусалиме, наместником Донского монастыря в Москве, наместником Киево-Печерской Лавы, а с декабря 1994 года - епископом Донецким. Так вот, за время его правления в епархии не было ни одного раскольничьего прихода! И в проповедях он публично всегда отстаивал идею церковного и государственного единства Украины и России. Кому-то, видимо, это очень не нравилось: киевский Синод просто завалили жалобами на него. У недовольных нашлись высокие покровители и после двух предупреждений - в 1994 и 1996 годах - он был на три года запрещен в священнослужении. Так что свою новую кафедру он получил совсем недавно. И.А.: Отрадно, что владыка Ипполит не испугался прещений и не изменил свою исповедническую позицию. Дай Бог ему здоровья и сил. Но, к сожалению, таких, как он, мало. Украинский епископат еще хоть как-то действует, ибо его побуждает к активности передовое положение Украины по отношению к агрессивному Западу. Российские же архипастыри в большинстве своем просто дремлют. К.Д.: Ну, эта начальственная дремота характерно не только для нынешней эпохи. Когда в пятнадцатом веке отступник-униат митрополит Исидор вернулся в Москву с Флорентийского беззаконного сборища и в Успенском соборе на Божественной литургии зачитал послание папы Римского с льстивым обращением к «превысокому Князю Василью Васильевичу Московскому и всея Руси великому Царю» то русские епископы тоже промолчали. На пути унии встал глава государственной власти - князь. Летописец тогда засвидетельствовал: «Достоит же удивитися разуму и великому смыслу великого князя Василия Васильевича, понеже о сем Исидоре-митрополите все умолчаша, князи и бояре и инии мнози, еще же паче и епископы Русския вси умолчаша и воздремаша и уснуша; един же сей богомудрый христолюбивый Государь, великий князь Василий Васильевич позна Исидорову прелесть пагубную и скоро, обличив, посрамил его и вместо пастыря и учителя злым и губительным волком назвал его» И.А.: Ну, сегодня на государственную власть в таких делах надежды мало. Тем более отрадно, что есть такие владыки как епископ Ипполит! Кстати, он очень верно обращает внимание на отступническую позицию Фанара и лично Константинопольского Патриарха Варфоломея. Яркий филокатолицизм и отступничество Фанарских Патриархов привели к пагубному расколу в Элладской Церкви. Ведь движение греческих старостильников, греческих ревнителей благочестия - зилотов - это совершенно естественная реакция православного человека на отступничество иерархов и теплохладность церковного руководства в вопросах веры. Такой раскол есть естественное последствие тех недопустимых компромиссов, которые лукавые «церковные дипломаты» и отступники-экуменисты допускают по отношению к католицизму, баптизму, лютеранству, англиканству, кальвинизму, евангелизму и прочим ересям. К.Д.: А что было бы, если бы папа приехал в Москву? Ведь еще пару лет назад перспектива такого визита была вполне реальна. «Либеральная общественность» просто из кожи вон лезла, чтобы добиться этой очередной «победы демократии»… И.А.: Слава Богу, что у священноначалия МП хватило мудрости и силы воли устоять перед этим накатом. Думаю, что если бы наши иерархи все же согласились с приездом папы сюда, то это неизбежно привело бы к настоящему расколу в Русской Православной Церкви. Россия - это не Греция, не Румыния, не Болгария, не Грузия, не Сирия. Здесь все - гораздо серьезнее. Россия сегодня - не просто православная страна, это последний государственный оплот Православия во всем мире. Эта мера ответственности качественно отличает нас от всех остальных. К.Д.: Да, в Москву папу пока не пустили. Но вместе с тем «богословская база» для такого визита уже создана. И в ее основе лежит удивительная экклезиологическая и догматическая всеядность, чтобы не сказать - безграмотность. Например, официальные документы последнего, 10-го съезда православных братств Украины обвиняют католиков в том, что они якобы «отступили от принципов сестрической любви по отношению к Святой Православной Церкви, провозглашенных на втором Ватиканском соборе». Но позвольте, причем здесь любовь?! Католицизм - ересь. Так о какой «сестринской» любви между Церковью Христовой и еретическим сборищем может идти речь? Если это и есть пресловутая «церковная дипломатия», то я отказываюсь понимать, зачем она нужна православным братствам? Такое словоблудие привычно для ОВЦС и Богословской комиссии митрополита Филарета, которые не устают повторять, что «в будущем» визит папы в Москву все же возможен. А православным братствам более пристал бы тон письма запорожских казаков турецкому султану. И.А.: Согласен. Сама мысль о возможности приглашения папы в православную страну должна быть противна и неприемлема для нас. Иначе в будущем мы рискуем столкнуться с новыми церковными нестроениями. Давайте на секунду допустим, что через некоторое время имущественные споры униатов и Московской Патриархии на западе Украины будут урегулированы, а католики официально откажутся от прозелитизма в среде православных. По логике всех наших заявлений последних лет, тогда не останется никаких препятствий для приезда папы в Москву. Почему-то все забыли, что главный вопрос вовсе не в имущественных прениях, а в многочисленных догматических и канонических отступлениях католицизма от учения Христова, которые отсекли папистов от тела Церкви и спасительной благодати Божией… К.Д.: А вот пример удивительного безволия и мягкотелости из другой области - церковно-политической. Общеепархиальное собрания клира и монашествующих Одесской епархии, протестуя против приглашения папы на Украину, обращается к униатам и католикам как к «братьям и сестрам» с нижайшей просьбой: передать папе римскому «озабоченность» православных христиан Украины! Хорошо хоть собственную делегацию с челобитной в Рим не послали! И.А.: Да уж, дожили…Причем часто такие униженные просьбы обосновываются совсем уж безумными аргументами. В частности, в письме одесского епархиального собрания, о котором Вы упомянули, говорится: «Нам с вами (то есть православным с униатами и католиками) жить в независимой Украине, нам с вами строить наше земное Отечество!» Хочется спросить у этого уважаемого собрания: От кого и от чего будет независима такая - полуправославная, полукатолическая - Украина? От Москвы, как от Третьего Рима, или от Америки - царства вавилонского?! А может, от Истины Христовой? Что касается чистой политики, то многовековая история этого края ясно свидетельствует: сама по себе Малороссия никогда независимой не будет. И это не «происки москалей», просто таково её геополитическое положение. Украина всегда была и будет, независимо от желания отдельных политиков в Москве, Риме и Вашингтоне, передовым постом Православия перед лицом воинствующего антихристианского Запада. Таким великим промыслительным служением наградил эту замечательную страну и ее мужественный народ Господь-Вседержитель. Это ее Крест, а с Креста не сходят… К.Д.: И все же в заявлениях многих, если не большинства, православных общественных организаций - и съезда православной молодежи, и съезда славянских народов Беларуси, России и Украины - красной нитью проходит пагубная, на мой взгляд, мысль о том, что визиты папы римского в наши страны нежелательны лишь «до времени нормализации отношений между Московской Патриархией и Ватиканом». И.А.: Да не дай Бог такой нормализации! Потому что это - уния! К.Д.: Такой теплохладный подход лидеров православной общественности и священноначалия, когда ими уже допускается сама мысль о возможности приезда папы римского в Москву, может привести к тому, что опять, как и в случае с ИНН, государственные власти России не посчитаются с мнением простых православных людей и по своему усмотрению приготовят приезд незваного гостя, которого со времен Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского почитали на Руси хуже татарина-разорителя.
АФОНСКАЯ РАНА РОССИИ
И.А.: Всё это плоды экуменизма! Не было бы «дипломатических» встреч наших иерархов с еретиками, не было бы «научно-богословских» коллоквиумов, и конференций, не было бы предательских по отношению к Православию вояжей на Запад, где вкусно кормят и поят, и мягко стелят, - так никто бы к нам в пределы Святой Руси и не сунулся. Вспомним историю: предал (хотя и временно) Православие князь Даниил Галицкий, понадеялся на католиков в отражении татаро-монгольского натиска, а результатом стало нашествие псов-рыцарей на Псков и Новгород. Вот тебе и «плоды экуменизма» в чистом виде, без прикрас! К.Д.: Да, Украина остается незаживающей раной Русской Церкви. И.А.: А теперь еще и на Афоне зреет новая смута. По наущению Фанара русских монахов пытаются вытеснить со Святой Горы. К.Д.: Не просто вытеснить. Весной дело чуть не дошло до насильственного захвата русского монастыря по прямому указанию патриарха Варфоломея. Причем какого монастыря! Скит Богородицы Ксилургу - самая древняя русская православная обитель в мире. Она была основана еще до крещения Руси воинами из дружины святой княгини Ольги, сопровождавшими ее в Константинополь в 957 году, а затем, по принятии христианства, оставшимися подвизаться на Святой Горе в качестве простых иноков. И.А.: Да, да, там, по преданию, принял монашество преподобный Антоний, ставший впоследствии основателем Киево-Печерской Лавры - первого русского общежительного монастыря. К сожалению, в последнее время русских иноков активно пытаются вытеснить с Афона. Это началось еще в прошлом веке. Тогда такие попытки обосновывали нелепым обвинением, будто Россия пытается превратить Афон в свою крепость. А весь сыр-бор разгорелся из-за того, что в Пантелеимоновом монастыре было пострижено несколько послушников, бывших отставными армейскими унтер-офицерами. Тогда наши монахи писали: «если бы не искреннее участие русского посла, то греки выгнали бы нас с Афона, в чем и состояла главная цель всех притеснений и обид, сделанных ими русским». К.Д.: Ну, теперь им на такую защиту рассчитывать не приходится! В российском МИДе уже дали понять, что вмешиваться в нынешнюю ситуацию не собираются. И наш патриарх, выступая по этому поводу 29 марта в Фонде единства православных народов, выглядел, увы, совершенно беспомощно. Единственное, что он смог предложить - «обратиться для разрешения данной проблемы к международному общественному мнению». А это русофобское «международное мнение», как уже не раз оказывалось, чихать хотело на все проблемы России, русского народа и русской Церкви. Международной общественности не до нас, ей некогда, она «новый мировой порядок» строит... И.А.: Это, к сожалению, так. Прав был великий государь Александр III - у России в этом мире друзей нет. Единственные искренние друзья русского народа - святые угодники Божии, в земле Российской на протяжении десяти веков просиявшие, а ныне предстоящие огнезрачному престолу Божию с пламенной молитвой за Святую Русь…
ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ВАШЕ…
К.Д.: Послушайте, отец игумен, а может, такое повсеместное наступление на Россию, на Православие - это просто примета времени? И с этом уже невозможно бороться? Ведь сказано же в Священном Писании о том, что в «последние времена», перед приходом антихриста, истинная вера умалится до крайности и будет в пренебрежении и поношении, а от верных останется лишь «малое стадо»? И.А.: Помнить о предостережениях и пророчествах Писания, конечно, надо. Но не следует таким образом оправдывать собственное малодушие или бездеятельность. По моим наблюдениям, такие панические, апокалиптические настроения часто служат прикрытием для тех, кто по разным причинам либо не умеет, либо не хочет трудиться на ниве Христовой. А Господь сказал: «Не бойся, малое стадо». И еще: «Да не смущается сердце ваше, ни устрашается» (Ин.14,27). И еще: «Дерзайте, яко Аз победил мiр» (Ин.16,33). Так что оснований для паники нет никаких. К.Д.: Так у
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.014 с.) |