Иначе нетрудно предположить, что на поместном соборе, который когда-нибудь все же да состоится, утверждение новой редакции устава может столкнуться С серьезными сложностями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иначе нетрудно предположить, что на поместном соборе, который когда-нибудь все же да состоится, утверждение новой редакции устава может столкнуться С серьезными сложностями.




ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН

КАК СИМВОЛ ДУХОВНОЙ СМЕРТИ

Пропагандистский миф московских церковных политиканов о «православном президенте» Путине размывает экклезиологическое учение Церкви и грозит Русскому Православию многими бедами.

Тем не менее в последнее время некоторые средства массовой информации, часть завсегдатаев столичных православно-политических тусовок и даже лица, облеченные священным саном, прикладывают буквально титанические усилия, чтобы сформировать в нашем воображении образ «православного Путина». В этом не было бы ничего необычного - в последние годы все политики, зная о высоком нравственном авторитете Церкви, стараются тем или иным способом показать свою причастность к Православию - если б не одна существенная деталь.

 

На этот раз пропагандистская кампания «путинцев» направлена уже не на «рядового избирателя». Этот «рядовой» мало разбирается в религиозно-политических тонкостях и ему для достижения нужного эффекта достаточно несколько раз показать телекартинку Путина, беседующего с Патриархом или стоящего в храме с зажженной свечкой. Сегодня главные усилия президентских пропагандистов нацелены на то, чтобы добиться признания «православности» Путина именно у воцерковленной части населения, у православной, в полном смысле этого слова, общественности.

Зачем же им это надо? Ведь нас так мало! Мы не занимаем ни высоких властных постов ни влиятельных чиновных должностей, ни доходных коммерческих высот. Мы редко ходим на выборы, а значит - мало влияем на результаты голосований. Тем не менее накал «православной путиниады» постоянно повышается. В 2001 году его апогеем стала согласованная публикация целым рядом центральных и местных СМИ статьи наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона Шевкунова под броским названием «Путин и его семья - христиане. Это главное».

 

ХРИСТИАНИН БЕЗ ХРИСТА

 

Статья эта опубликована 8 декабря 2001 года ведущей либерально-демократической газетой страны, «Известиями», обычно вовсе не склонными к пропаганде христианских взглядов на жизнь. Строго говоря, это даже не статья, а перепечатка интервью, которое дал архимандрит Тихон афинской газете «Хора» в преддверии путинского визита в Грецию, состоявшегося 7-9 декабря. Впрочем, это только подчеркивает важность публикации, ибо полномасштабные перепечатки из чужих изданий центральные российские газеты, подобные «Известиям», делают лишь в крайних случаях, когда дело идет о вопросах особенной важности.

Содержание этого достаточно обширного материала можно свести к нескольким главным тезисам.

+ + +

 

Во-первых, из публикации вытекает, что отец Тихон является официальным духовником президента Путина. Не каким-то там его личным знакомым, с которым тот иногда любит поговорить «про духовное», а настоящим, полноценным духовником в строго православном смысле этого слова. Именно так он представлен читателям «Известий» в редакционном предисловии, да и сам архимандрит на вопрос корреспондента: «Отличается ли исповедь обычного человека и президента?» отвечает: «Велика молитвенная ответственность священника за всякую человеческую душу», явно давая понять, что именно он несет этот тяжкий груз ответственности за душу российского президента.

+ + +

 

Во-вторых, Шевкунов пытается убедить читателей, что Путин - настоящий православный христианин, полноценный член Русской Православной Церкви, а не «подсвечник» из числа беспринципных государственных чиновников и лукавых политиков, приходящих в храм раз в год на Пасху, чтобы постоять полчаса с зажженной свечой под объективами телекамер. «Путин - действительно православный христианин,- говорит о. Тихон. - И не номинальный только, а человек, который исповедуется, причащается и сознает свою ответственность пред Богом за вверенное ему высокое служение и за свою бессмертную душу».

Правда, остается не совсем понятным, как такой ревностный христианин мог публично отречься от Христа. А между тем факт остается фактом: в сентябре 2000 года, во время визита в США, Путин дал телеинтервью всемирной телекомпании СNN. Ведущий программы, Ларри Кинг, спросил его буквально следующее: «Ходит много разговоров о Ваших религиозных взглядах. Мне говорили, что Вы носите крест. Вы крещеный? Вы верующий? Каковы Ваши взгляды на религию?»

И вот что ответил на это наш «православный президент»: «Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И самое главное, чего мы добьемся таким образом, мы добьемся комфорта». В принципе, для чиновника, воспитанного в эпоху «развитого социализм», в таком ответе нет ничего необычного. Если бы это сказал дедушка Ельцин, никто бы и не удивился - он ведь и на Пасху умудрялся поздравлять «дорогих россиян» с Рождеством.

Но в устах человека, который претендует на то, чтобы быть православным, сказанное звучит просто чудовищно! Это не только не православное, но и вообще не христианское исповедание… Рассуждать о комфорте в ответ на вопрос о вере может лишь человек, безмерно далекий от русской религиозной традиции.

+ + +

 

В-третьих, архимандрит Тихон живописует нам не просто образ Путина-христианина, но лик православного государственного мужа, распространяющего личные религиозные убеждения и на свое общественное служение, этакого русского президента-радетеля за родную Церковь.

«Принадлежа к церковному телу, президент не может не чувствовать проблем, которые беспокоят всех православных, - утверждает Шевкунов и приводит подходящий, с его точки зрения, пример. - У нас, как и в Греции, существует очень тяжело переживаемый нами раскол. В нашем случае - с Русской Зарубежной Церковью. Будучи недавно в Америке, Владимир Владимирович встречался с представителем Синода Зарубежной Церкви епископом Гавриилом и пригласил его и предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра в Москву. Дай Бог, чтобы эта рана общими усилиями в конце концов была бы исцелена».

Этот благостный образ Путина как «отца нации» - всеобщего объединителя и примирителя - либеральные СМИ начали лепить уже довольно давно. А 26 ноября 2001 года те же «Известия» поместили обширное интервью с епископом Гавриилом, в комментарии к которому назвали усилия президента по объединению церквей «беспрецедентными». Другие газеты («НГ-Религии», например) тоже не менее восторженно писали о «сорокаминутной беседе, состоявшейся в ходе специальной встречи Путина с владыкой Гавриилом».

Перед глазами читателя невольно встает картина вдумчивого и обстоятельного обмена мнениями между президентом и церковным иерархом, в ходе которой обсуждаются самые животрепещущие проблемы Русского Православия и намечаются пути их духовного и организационного преодоления. Однако сам епископ Гавриил описывает происшедшее совсем иначе.

«Широко распространяемые сообщения о моей встрече с Президентом России В.В. Путиным не точно описывают происшедшее, - пишет он в специальном заявлении от 17 ноября 2001 г. - Новоизбранный Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, Высокопреосвященнейший митрополит Лавр, получил приглашение на прием, устроенный президентом России В.В. Путиным в российском посольстве в Вашингтоне, по случаю визита президента в США. Митрополит Лавр, по независящим от него обстоятельствам, не смог поехать на прием, и поручил мне его представлять.

На приеме, где было приблизительно 250 человек, выступил президент России с речью, которая длилась около двадцати минут. После этого, человек сорок гостей отвели в отдельный зал, где они могли непосредственно быть представлены президенту. Среди этих гостей был и я. Когда подошла моя очередь, после взаимного приветствия, президент России просил меня передать поздравление и привет новоизбранному Первоиерарху митрополиту Лавру. Я обещал передать это приветствие владыке Лавру, и, в свою очередь, пригласил президента России посетить наши приходы в Америке, и, особенно, Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Президент поблагодарил меня за приглашение и взаимно пригласил меня приехать с визитом в Москву.

На этом, встреча с Президентом, которая продолжалась не сорок минут, как говорилось в некоторых сообщениях, а, может быть, сорок секунд, закончилась».

В переводе с дипломатического на русский язык это значит, что первоиерарх РПЦЗ просто-напросто отказался встречаться с Путиным, а посланный вместо него епископ Гавриил ограничился тем минимумом общения, который требует элементарная человеческая вежливость. Если иметь в виду этот очевидный факт, то образ «президента-объединителя», нарисованный о. Тихоном со товарищи, значительно поблекнет.

 

+ + +

 

Наконец, в-четвертых, отец архимандрит делает из сказанного вывод, который образно можно было бы сформулировать так: Путин - это Петр I сегодня. Якобы именно он - «наш русский православный президент», в условиях двадцать первого века принял на себя то сакральное, мистическое служение «удерживающего» мировое зло, которое до катастрофы 1917 года было свойственно Помазанникам Божиим, русским Православным Царям. «В 1917 году, в России прервалась почти тысячелетняя преемственность правителей страны, которые являлись бы православными христианами, - говорит отец Тихон. - И в этом смысле сейчас связь времен восстановлена в личности нынешнего президента».

Прямая кощунственность такого льстивого сопоставления очевидна для всякого православного человека. Высота, величие и скорбная тяжесть царского служения, которое печатлеется в таинстве церковного миропомазания и венчается публичным исповеданием православного Символа веры, несопоставимы с жалкой «харизмой» президента, избранного одураченной толпой на балагане т.н. «всенародных выборов».

 

«РУЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ» ХХI ВЕКА

 

Президентские советники и имиджмейкеры могут, конечо, дурить «дорогих россиян», как им угодно. Что толку обличать их в неискренности - в конце концов, внедряя в массовое сознание монументальный образ «отца-президента», они просто отрабатывают свою немалую зарплату. Но признание Путина «православным» со стороны самой Церкви означало бы духовную смерть России, ибо тогда вслед за ним «православным» сможет объявить себя всякий, кому это выгодно из личных или политических соображений.

Границы Церкви в таком случае оказываются размытыми, ее тайные благодатные сокровища - попранными и оскверненными, брошенными на растерзание толпы. И уж тем более гибельным для дела русского державного возрождения может стать вымогаемое у нас ныне признание Путина законным преемником царского служения, наследником многовековой славы венценосных вождей русского народа и сугубой благодати самодержавных Помазанников Божиих, трудолюбивых собирателей земель Великой России…

Людей обмануть, конечно, можно. Но Бог поругаем не бывает. А потому, в конце концов, бесперспективны любые попытки политиков «сыграть» православность, использовать Церковь для своих корыстных целей. У Бога нет лицеприятия. Пред лицом Вечности равны президент и бомж, банкир и дворник, маршал и рядовой. Да, Церковь оставлена на земле Господом нашим Иисусом Христом для спасения всех, но она не всякого принимает. Она ставит свои непременные условия, и человек, даже если он президент России, не выполнив их, не принимается Церковью в ее благодатные недра, а остается коснеть вовне, в гибнущем мiре, что бы он сам ни говорил, как бы ни старались его имиджмейкеры, идеологи и референты убедить всех в обратном…

При этом, однако, остается в силе вопрос: какие же цели преследуют те, кто пытается слепить из Путина «православного президента»?

Думается, главных целей несколько.

Например, с помощью такого маневра, воровскую новорусскую «элиту», безмерно далекую от собственного народа, можно приучить к мысли, что нынешнее «ручное Православие» для нее не страшно, а даже полезно. Смотрите, мол: вот Путин стал православным, и ничего… Ни в Америке, ни в европейских столицах его принимать не перестали. Даже иудеи его по-прежнему любят… А церковные иерархи и представители «патриотической общественности», наконец-то, довольны - достигнуто давно искомое «единство народа и власти» через их трогательное единение в лоне древней русской религиозной традиции… И все это ни капельки не мешает жить, как прежде: проводить прежнюю политику, заискивать перед Западом, обкрадывать народ, форсировать либеральные реформы, участвовать в строительстве «нового мирового порядка», посещать, при случае, синагогу и развлекаться на шикарных горнолыжных курортах…

Верующих же, в свою очередь, можно приучить к тому, что для «начальников», якобы, допустим некий особый, «облегченный» вариант Православия, не требующий ни соблюдения канонов и правил церковной дисциплины (таких как посты, например), ни публичного исповедания своей веры, ни подтверждения этой веры делами. Более того, допустимым признается даже публичное отвержение от веры во Христа ради «высшей политической целесообразности»…

Начальникам-то такой вариант, конечно, на руку - не слишком утруждая себя, можно опереться на огромный многовековой нравственный авторитет Святой Церкви. Но для России в целом, для Церкви, для народа он просто смертелен, ибо в корне подрывает самую глубинную, исповедническую, аскетическую основу спасительного церковного вероучения и русского национального самосознания.

Эта богохульная «редукция», а проще сказать - гибельное искажение нашей святой веры на руку лишь тем темным силам, которые вот уже много веков трудятся, не покладая рук, чтобы обессилить христианство, превратить его из строгой религии суровой духовной борьбы и жертвенного самопринуждения в этакую розовую водичку для промасоненных великосветских салонов современного богоборческого мiра…

Неужели им вновь удастся обмануть нас? Да не будет! Господи, вразуми, спаси и помилуй!..

 

+ + +

 

Отдельно, пожалуй, следует сказать о тех священнослужителях, которые усиленно поддерживают и раздувают зловредный миф о «православном президенте». Провозглашая лукавый лозунг «Церковь вне политики», они на самом деле занимаются худшим видом беспринципного политиканства, достойным всяческого осуждения. К ним неприменима даже евангельская заповедь о прощении тех, кто «не ведает, что творит».

Получив в таинстве рукоположения во священный сан сугубую благодать Божию, именно церковные пастыри несут полноту ответственности за то, чтобы окормлять народ Божий во всяком благочестии и чистоте, оберегая его от обманов лживого мiра и искушений «последних времен». Используя авторитет и святость духовного сана во зло, в корыстных, клановых или политических интересах, они наносят Церкви Христовой и ее верным чадам страшный удар, пагубность которого стократно возрастает оттого, что он исходит изнутри…

 

АФОНСКИЙ КОНФУЗ

 

Визит Путина в Грецию, состоявшийся в декабре прошлого года, должен был, по мысли его советников, стать завершающим аккордом в создании образа «русского православного президента». Именно поэтому в программу визита, кроме обычных для такого случая официальных встреч на государственном уровне, были внесены такие «нестандартные» мероприятия, как его беседа с главой Элладской Православной Церкви архиепископом Афинским Христодулом и посещение Святой горы Афон. Причем, именно этому последнему пункту придавалось особое значение: он подавался общественности как «паломничество» Путина, который по велению своего православного сердца стремится утолить духовный голод общением с многовековыми святынями земного удела Пресвятой Богородицы.

Еще до начала поездки информационное агентство ИТАР-ТАСС сообщило: «Патриарх Московский и всея Руси Алексий назвал знаменательным тот факт, что в программу государственного визита Президента РФ Владимира Путина в Грецию включено посещение Святой горы Афон. Патриарх особо отметил, что "это первый визит главы российского государства на Афон за всю его тысячелетнюю историю... Это свидетельствует, что нынешнее государственное руководство России с уважением относится к подвигу нашего монашества, которое в течение веков молилось здесь за Россию, за нашу Русь, за наш народ". В Свято-Пантелеимоновом Русском монастыре находится огромное количество уникальных древних святынь - мощей великих святых, чудотворных икон. Среди них - и глава великомученика и целителя Пантелеимона, от которого получили чудесное исцеление многие люди».

Но на Афоне Путину побывать так и не довелось. В тот день когда должно было состояться его «паломничество», информационные агентства сообщили: «Президент России Владимир Путин вынужден изменить программу своего официального визита в Грецию. Первоначально планировалось, что он посетит святую гору Афон - самоуправляемую православную монашескую республику, существующую на Афонском полуострове уже более 1500 лет, со времен Византийской империи.

Однако в районе Афона резко ухудшилась погода - там произошло землетрясение силой до 5 баллов, а затем на море разыгрался шторм. Поэтому Путин, вместо посещения горы Афон, отправился вместе с Президентом Греции Констатиносом Стефанопулосом в небольшой город Вергина, расположенный близ Салоников.

Там Владимир Путин побывал в храме святого великомученика Димитрия в исторической части города. В храме митрополит Пантелеимон пропел Владимиру Путину "многие лета" и вручил памятную медаль "Святого Димитрия Солунского" - церковную медаль города Салоники».

Тот факт, что Путин не смог ступить на землю Святой горы, конечно, можно интерпретировать по разному. Однако, для верующего сердца вполне очевидно, что в земном уделе Матери Божией нет места нелепым «случайностям» и происшедшее имеет, несомненно, важный духовный смысл. Каков он, мы в точности знать пока не можем. Однако вполне можем сделать некоторые вполне обоснованные предположения на сей счет.

В частности, представляется весьма символичным, что именно накануне своего несостоявшегося визита на Афон президент Путин выступил в Афинском университете с речью, в которой дал стратегические оценки современной мировой ситуации, весьма далекие от православного мировоззрения. О религии в своем выступлении он вообще упомянул всего один раз, заявив, что мировое сообщество «не должно позволить втянуть себя в конфликт религий», выгодный лишь фанатикам, которые «искусственно разжигают этот конфликт в расчете на обывателя, не отягощенного историческим и правовым знанием».

Зато значительную часть выступления Путин посвятил откровенному восхвалению либеральных ценностей современного Запада. «Мракобесию и духовной скудости мы должны противопоставить интеллектуальное богатство цивилизации, силу права и гуманистические ценности, выработанные за тысячи лет существования демократии», - сказал президент России и добавил, что «огромная ответственность за это лежит сегодня на мировом научном сообществе», в частности, на ученых, которые занимаются теорией развития общества, государства и права..

Вот после этих-то «гуманистическо-демократических» заявлений и всколебалась земля Афона, когда «русский православный президент» попытался ступить на нее. Видно, не пожелала Пресвятая Богородица видеть у себя в гостях нынешнего хозяина России, заявляющего о своем православии и одновременно отрекающегося от Христа, прославляющего безбожный гуманизм и богоборческую демократию.

 

ОСКОРБЛЕННАЯ СВЯТЫНЯ

В заключение хочется лишь добавить, что сказанное выше вовсе не отрицает определенных политических успехов Путина на посту Президента России. Нелепо отрицать, что именно он начал, наконец, наводить порядок в Чечне, прекратил вакханалию сепаратизма, восстановил в правах попранное его предшественником понятие патриотизма и возродил у значительной части населения страны надежды на преодоление нынешнего многолетнего кризиса. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и неудач у него не меньше, чем успехов.

Как бы то ни было, в этом качестве - как «временно управляющий» Россией, прилагающий, в меру собственного понимания, все усилия для ее экономического и политического возрождения - он вполне приемлем для православного сознания. Проблемы возникают с того момента, как он (или его советники, ответственные за формирование образа президента в общественном мнении) начинают ваять его «православный лик», нагло вторгаясь в область веры и Святой Церкви, в которой Путин выглядит нелепо и кощунственно.

Конечно, один Бог ведает, что у человека в душе. Но для хозяина Кремля религия не может быть частным делом! И если он, действительно, православно верует, он должен исповедать эту свою веру публично, публично же отрекшись от прежних своих дел, слов и убеждений, которые ей противоречат. Иначе в церковной среде ему все равно никто не поверит. А опора на церковных политиканов худшего пошиба все равно не принесет Путину ничего, кроме неудач и разочарований.

Так и хочется сказать: «Не надо, Владимир Владимирович, оскорблять святыни веры лицемерием политических интриг - в конечном итоге себе дороже обойдется». Но пока, похоже, в окружении президента этого понять не могут…

 

+ + +

 

Печальным символом нашего времени может служить сообщение, переданное агентством РИА «Новости» в ноябре прошлого года.

«Медики Великого Новгорода, - сообщило агентство, - обработали хлоркой святой источник, вырытый в 1192 году чудотворцем Варлаамом Хутынским. В городском Центре санэпидназдора, по просьбе местных жителей специалисты исследовали воду из колодца, расположенного неподалеку от Варлаама-Хутынского Спассо-Преображенского монастыря. Анализ показал, что вода не соответствовала нормам по бактериологическим показателям.

Чтобы исключить возможность распространения кишечной палочки, медики были вынуждены провести дезинфекцию всех открытых источников воды, расположенных неподалеку от монастыря.

Несмотря на недовольство прихожан, хлоркой обработали и сам святой источник. Священнослужители утверждают, что вода после этого не приобрела никакого привкуса и не потеряла своих целебных качеств».

Воистину страшно это знамение нашего апостасийного века! И все же милосердный Господь еще долготерпит нам. Доколе же? «Се, гряду скоро, - предупреждает Он беспечных и маловерных. - И мзда Моя со Мною».

Ей, гряди, Господи!..

САМОЕ ВАЖНОЕ ДЕЛО КРЕМЛЯ…

 

В православных СМИ и в частных беседах, на различных семинарах, конференциях и «круглых столах» продолжается дискуссия о том, как следует православным патриотам относиться к нынешней власти. Учитывая личностный, персонифицированный характер российской политики, главной составной частью обсуждения остается вопрос об отношении верующих к самому Путину.

Между тем такая постановка вопроса кажется нам совершенно неверной. Чужая душа, как говорится, потемки. Кто дерзнет произнести суд о человеке, которого он лично вовсе не знает? А вот обсуждать тот «образ президента», тот «имидж» Путина, который стремятся сформировать в нашем сознании его советники и средства массовой информации - можно и даже должно. Чтобы не попасть в лукавые ловушки демократических политтехнологов, пытающихся под шумок разговоров о «нашем православном президенте» всучить нам второе издание ельцинизма со всеми его традиционными «прелестями» - русофобией, нравственным растлением народа и вопиющей социальной несправедливостью.

 

«КТО ПОСТЫДИТСЯ МЕНЯ В РОДЕ СЕМ,

ПРЕЛЮБОДЕЙНОМ И ГРЕШНОМ…»

 

Напомним читателям, что в статье К.Душенова речь шла об архимандрите Тихоне (Шевкунове), упорно претендующем на роль духовника «президента всея Руси» и наставника путинской семьи в делах веры и благочестия. Время уже показало несостоятельность таких претензий. Однако в стремлении «оправославить» образ нашего нынешнего государственного руководителя отец Тихон, как выясняется, не одинок.

Среди других представителей православной общественности, поддержавших тему о «нашем православном президенте», выделяется имя В.Н.Тростникова, опубликовавшего в газете «Радонеж» (№2, 2002г.) специальную статью на эту тему под названием «Путин и Православие».

Тростников является одним из наиболее известных и уважаемых представителей старшего поколения деятелей, можно даже сказать - отцов-основателей нынешнего православно-патриотического движения. Его репутация безупречна, и заподозрить какую-либо ангажированность его выступления невозможно. Оно, безусловно, искренно. А потому слабость, порой даже откровенное бессилие аргументов, приводимых автором в подтверждение своей точки зрения, особенно удивительны.

«Путин, - пишет он, например, - как это сразу замечает наметанный глаз, чувствует себя в церкви как дома - когда надо, его рука сама совершает крестное знамение, когда надо он делает поклон». Возможно, такое наблюдение справедливо - хотя и сделано оно, по словам автора «по телевидению, когда Путин вместе с каким-нибудь гостем вроде немецкого канцлера Шредера, или по случаю праздника, посещает церковь». Но какое все это имеет отношение к вероисповеданию?

Кстати заметим, что выглядеть «православным» на фоне Шредера наверно, не так уж и трудно. А специальная служба протокола, существующая при президенте, для того и создана, чтобы заблаговременно подсказывать ему, когда надо перекреститься, а когда поклониться, чтобы все было «по правилам». Точно так же помощники инструктируют Путина и перед тем, как он идет в синагогу (это их работа, они за нее зарплату получают) - чтобы и там он как-нибудь ненароком не оконфузился, нарушив многочисленные иудейские заповеди.

Но наибольшее удивление в аргументации Тростникова вызывает даже не эта наивность. Человека церковного, исповедующего нравственное учение Православия во всей его евангельской полноте, просто поражает откровенная проповедь двойной морали, не только допустимой, но, якобы, даже обязательной для президента. «Президент просто обязан говорить перед телекамерами не то, что он таит в глубине души, а то, что идет на пользу делу укрепления нашей государственности, - утверждает Тростников. И продолжает, - его нерасположенность к публичному обсуждению своей религиозности должна быть признана не только проявлением личной скромности, но и свидетельством дипломатического такта»

Возможно, такие дипломатические способности в духе Макиавелли действительно делают Путина хорошим президентом и успешным политиком. Возможно, умение говорить каждому именно то, что он хочет услышать, в нынешние смутные времена и впрямь идет на пользу ослабевшей донельзя российской государственности. Хотя - заметим от себя - это весьма и весьма сомнительно и спорно. Но вот что для верующего сердца совершенно бесспорно: отказ исповедать свои христианские убеждения в ответ на прямой вопрос о вере есть не что иное, как отречение от Господа нашего Иисуса Христа, недвусмысленно предупредившего Своих учеников: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мр.8, 38).

А наш «православный президент» ни разу - несмотря на настойчивые вопросы представителей СМИ о его религиозных убеждениях - даже не упомянул имени Христа Спасителя. О чем только не рассуждал он в ответ на предложения исповедать свою веру! И о том, что «у каждого человека должна быть своя моральная сторона» (беседа с корреспондентом «Wall Street Journal»). И о том, что «при этом неважно, к какой конфессии человек принадлежит. Все конфессии придуманы людьми. А если Бог есть, то он должен быть в сердце человека» (там же). И о своей «вере в человека, вере в его добрые помыслы, вере, что все мы пришли для того, чтобы творить добро» (интервью телекомпании СNN) ... Свое понимание высшей цели религиозного подвижничества на этом направлении Путин сформулировал довольно ясно: «самое главное, чего мы добьемся таким образом, мы добьемся комфорта» (там же).

Но имени Господа Иисуса Христа «наш православный президент», отвечая на вопросы о своей вере, не упомянул ни разу!

 

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

ПРАВОСЛАВНОГО ПАТРИОТИЗМА

 

Вторая группа аргументов, приводимых Тростниковым в подтверждение своего тезиса о «православности» Путина, исходит из откровенно мифологизированных предпосылок. Так, например, он пишет: «В минувшем году Путин использовал свой отпуск для посещения северных монастырей, которые, вероятно, давно мечтал посетить. И на Валааме, находясь среди монахов, он оставил дипломатию и сказал то, что думает: нет России без Православия, и нет Православия без России».

Действительно, после посещения президентом в прошлом году Валаамского монастыря его пресс-служба распространила эти слова Путина, которые потом широко цитировались и комментировались многочисленными СМИ, как патриотического, так и либерально-демократического направления. Но в трактовке Тростникова это вполне рядовое событие возрастает до какой-то немыслимой, эпической величины. Тут что ни слово, то чистой воды литература, смелый полет авторской фантазии.

Читаешь этот абзац, и перед глазами встает эпохальная картина. Утомленный державными заботами Путин вырывается, наконец, из цепких лап своего либерального московского окружения. Осуществляет давнюю мечту - отдохнуть сердцем у древних отеческих святынь, в кругу смиренных иноков и духовных старцев. И там, исполнившись благодати и истины, презрев суету и политику, изрекает, наконец, судьбоносное: «Нет России без Православия»…

Вряд ли кто из православных станет возражать против такого прочтения событий. Да вот беда: никакими достоверными свидетельствами оно не подтверждается! Ну, сказал президент, что без Православия Россия немыслима. Слава Богу, дошло! Но если исходить из мысли самого Тростникова о том, что «президент просто обязан говорить не то, что он таит в глубине души, а то, что идет на пользу делу» - то у нас нет никаких оснований верить в искренность этого путинского заявления. Быть может, это просто очередной ход изощренного политика в борьбе за народные симпатии. Ведь даже такой далекий от христианской религиозности человек, как Сталин, вынужден был в конце концов признать, что православие идет на пользу российскому государству.

Сродни таким шатким аргументам и другие пассажи, которыми Тростников пытается подкрепить свой тезис о «воцерковленности» Путина. Так, он пишет: «Впервые после революции высший руководитель нашей страны оказался православным мирянином, регулярно посещающим храм и причащающимся, соблюдающим предписанные Церковью посты (последнее всплыло наружу на одном из банкетов, устроенных в разгар Рождественского поста)…». Вряд ли автор сам был на этом кремлевском банкете. Скорее, он воспользовался каким-то слухом или чьим-то пересказом - короче, информацией «второй свежести», сродни тем мифам, которые так усердно распространяет архимандрит Тихон Шевкунов.

А вот и вовсе фольклорный сюжет. «Женщина из нашего дома, - сообщает нам Тростников, - столкнувшись со мной во дворе, взволнованно поведала мне что только что видела Путина в храме на Воробьевых горах, где не было никаких телевизионщиков и он был просто одним из молящихся…» Тут и вовсе комментировать нечего. Разве что отметить, что чудесно-мифологический характер русского народного мышления остается неизменным на протяжении веков. И здесь президент Путин, смиренно молящийся в толпе простых прихожан, вполне достоин занять свое законное место в одном ряду с Петром I, которого «заморская царица в городе Стекольном подменила» и «дедушкой Лениным», бодро несущим на первом субботнике свое надувное бревно.

Правда, отдавая себе отчет в недостоверности таких легенд, надо сказать и о том, что их творцы, как правило, люди вполне благонамеренные и честные, вовсе не желающие целенаправленно вводить кого бы то ни было в заблуждение. В основе народного мифотворчества нет злонамеренности. Просто исстрадавшееся народное сердце, уставшее от круговерти кровавых тиранов и оголтелых богоборцев, тупых бюрократов и пьяных самодуров, узурпировавших Кремль после страшной трагедии цареубийства, усиленно ищет в нынешнем «главном российском начальнике» хоть что-то сродное себе.

Чего греха таить: уставший народ порой сам хочет быть обманутым. Потому и жаждет обрести хоть какую-то деталь, за которую можно зацепиться для того, чтобы «зауважать», полюбить нынешнего носителя верховной власти. И отдохнуть, наконец, от той страшной сердечной муки, которой так долго уже мучается русский человек, глядя на бесконечную череду нравственных уродцев - русоненавистников и христопродавцев - оккупировавших «демократизированный Кремль.

Так и рождаются мифы современного русского сознания. Но нам надо иметь мужество отказаться от них. Чтобы не дать врагам России окончательно добить ее, полусонную, разомлевшую от сладких наркотических галлюцинаций, навеянных картавыми чародеями и курчавыми хозяевами «голубого экрана - потомками проклятых богоубийц и предтечами грядущего апокалиптического «царства зверя»...

 

О ЧЕМ ПРЕЗИДЕНТ ЗАБЫЛ СКАЗАТЬ…

 

На этом фоне весьма показательным стало выступление Путина перед Федеральным Собранием с традиционным ежегодным посланием, состоявшееся 18 апреля 2002 года. Официально считается, что в таких посланиях президент дает стратегическую оценку ситуации, в которой находится страна, и ставит перед государством и обществом важнейшие задачи, от решения которых зависит национальная безопасность России, темпы ее социально-экономического развития и духовного благополучия.

Что же поведал президент народу на этот раз? Пустотой содержания его речи оказались удивлены даже видавшие виды иностранные наблюдатели. Так, например, испанская газета La Vanguardia охарактеризовала ее как «полное отсутствие новых идей и перечисление некоторых застарелых болезней России». В статье с характерным названием «Застой в Кремле» газета не без иронии отмечает, что Путин «немного покритиковал "коррумпированную и неэффективную" бюрократию, правильно отметил необходимость сохранять и поощрять научный потенциал России, поговорил и о военной реформе, "которую нельзя откладывать, однако с которой нельзя и спешить". Среди галереи портретов, книжных лотков с пятью книгами о президенте и двух его официозных портретов, которые совсем не раскупаются, никто, казалось, уже и не ждал услышать что-нибудь новое. "Мы продолжим оставаться вторым по величине производителем и первым по величине экспортером энергетической продукции", заявил российский президент гордостью человека, который платит за квартиру, продавая свою мебель».

При этом Путин ни слова не сказал о большинстве реальных проблем современной России. Читая по бумажке свою гладкую речь, президент, видимо, забыл, что только за прошлый год население России уменьшилось на полтора миллиона человек. Что естественная убыль населения за январь-февраль этого года по сравнению с предыдущим еще возросла и составила 180, 8 тыс. чел. Что эта убыль лишь на 11,4% компенсируется миграционным приростом, да и то - в основном за счет инородцев и иноверцев, становящихся по приезде в Россию рассадником яростной русофобии и опорой организованной преступности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.069 с.)