И национально-освободительная борьба русского народа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И национально-освободительная борьба русского народа



 

С.Григорьев: Может, вернемся к истории? Мне, например, очень импонирует исторический подход Игоря Яковлевича при рассмотрении происходящих событий. Недавно, занимаясь одним историческим вопросом, я читал некоторые материалы Поместного собора 1917-18 годов. Там ведь собрались замечательные люди, многие из них позже приняли мученический венец за Христа. И вот представим себе 1918 год, остро обсуждается вопрос: руководитель российского государства и министры образования и вероисповедания обязательно должны быть православного вероисповедания, или это не обязательно. Участники Собора остро спорили, доказывали свою точку зрения, приводили аргументы.

Я читаю эти материалы и понимаю, что идёт 18-й год, уже гражданская война фактически началась. Назвать этих людей наивными или недалекими невозможно, в соборе участвовали умнейшие люди, не чета нам. И даже они не всегда могли увидеть то, что происходит. Сейчас, по прошествии почти столетия, многое из того, что скрыто было от современников, нам кажется очевидным. Возможно, и через сто лет наши взгляды на происходящие сейчас в России действительно эпохальные события покажутся кому то наивными. Большое видится на расстоянии. Вряд ли нам по силам сегодня адекватно охарактеризовать и действия новой политической власти, и место Владимира Путина в нашей истории. Но понять, почувствовать направление движения, вектор политической силы Президента мы вполне можем. У меня нет сомнений, что он позитивный.

С приходом Путина значительно улучшилось настроение всего народа, который давно ждёт и ищет достойного человека на вершине власти. Во всяком случае, я себя чувствую не так растеряно, как это было в 90-х годах, когда казалось, что крах неминуем, вот-вот Россию разделят на десяток мелких государств, как разделили СССР. Сейчас таких страхов нет, хотя и поводов для оптимизма не слишком много. И, тем не менее, для меня очевидно, что Российское государство укрепляется, нащупывает свой самобытный путь в стремительно унифицирующемся мире, выстраивает свою собственную политическую стратегию.

И.Фроянов: Я хотел бы в этой связи всё-таки обратить внимание на следующее обстоятельство. Мы часто являемся жертвами политики «наживы», но наживы не в смысле обогащения, а в смысле приманки. Нам на пропагандистский крючок повесят эту наживку, а мы ее заглатывем, а потом переживаем большие неприятности. В частности, такой наживкой могут быть и неоправданные исторические аналогии.

Вот, Константин Юрьевич, озвучивая возможные аргументы приверженцев «перестройки», говорил: как Сталин встретился с иерархами Церкви, так и Горбачёв встретился с иерархами Церкви. И результаты были схожи - прекращение гонений, возрождение церковной организации. Помилуйте, ну разве можно сопоставить Сталина с Горбачёвым - и по масштабам личности, и по главным ориентирам государственной политики?

Сталин всё делал для того, чтобы создать и укрепить великую державу и сохранить русский этнос, а Горбачёв действовал в прямо противоположном направлении! Зная это, надо, наверно, подумать - а для чего же он, при таких своих взглядах, встретился с представителями Церкви?

Если мы будем оставаться на поверхности явлений, то ничего не поймем. Только и будем ахать: ах, какой Горбачёв, он встретился, видите ли, с иерархами Церкви… Ах, какой Ельцин, он позволил восстановить тысячи храмов… А разве не Горбачёв открыл все двери иным, неправославным конфессиям, агрессивным тоталитарным сектам - силам, совершенно враждебным Православию? Разве не Ельцин создал все условия для массового растления русской молодежи, для беспрепятственной и широкомасштабной пропаганды насилия и разврата? И с этой точки зрения положение Русской Православной Церкви сейчас вряд ли лучше, чем, скажем, оно было при Сталине. Нет, она теснима, она переживает очень сложный период в своей истории.

А на Западе уже поставлена задача вообще покончить с Православием - прежде всего с русским Православием. В связи с этим я хотел бы уточнить одну мысль, высказанную Марком Николаевичем: современная мировая закулиса враждебна не столько христианской цивилизации вообще, сколько именно православной цивилизации. В рамках нынешнего христианства и протестантизм, и католичество уже не представляют для архитекторов «нового мирового порядка» никакой угрозы. Так что острие борьбы направленно именно против Православной Церкви. Наши враги знают, что не сломив ее, они не сумеют сломить Россию. Если же мы сумеем восстановить духовный стержень нации, ее веру в свое промыслительное предназначение, ее волю к борьбе, то государственная мощь и геополитический статус России вскоре восстановятся естественным и ненасильственным путем.

К.Душенов: Хорошо бы еще знать, каким образом можно практически приступить к такому восстановлению. А то беседы патриотов зачастую напоминают беспрерывный плач Ярославны: все-де плохо, все развалено, все разрушено… Осталось лечь да помереть.

И. Фроянов: Нет, не все так безнадежно. Есть, например, сила исторических обстоятельств, которая может и против воли повернуть государственного руководителя, политического деятеля в другую сторону. Достаточно вспомнить, как видоизменялось наследие октябрьской революции. Первоначально все ее лозунги были интернационалистическими, а политика - лишена всякого национального содержания. Но прошло пять, десять, пятнадцать лет, и в конце 20-х - начале 30-х годов начался процесс «национализации» Октябрьской революции, процесс ее «русификации», во главе которого стал Сталин.

Так вот и в нынешних условиях я иногда наблюдаю, как кажется, какие-то проблески, какие-то ростки национализации той либерально-демократической революции, которая разрушила СССР и создала нынешнюю усеченную Российскую Федерацию. Другое дело, что пока невозможно сказать, насколько сильны эти тенденции и как они могут повлиять на наше будущее.

С.Григорьев: Мне кажется, мы сильно преувеличиваем влияние политической власти на российскую жизнь, излишне много ждем от нее. Ведь, если женщины не хотят рожать, то никакая власть их не заставит это делать. В западной Европе уж какими только социальными благами власть не поощряет многодетные семьи, а рождаемость все равно катастрофически падает и у них.

Так что не во власти, или не только во власти дело. Мы теряем Благословение Божие, в нас много злобы и мало любви. Кто в этом виноват?

Перед нашим обществом стоят в первую очередь не столько политические или экономические проблемы, сколько проблемы духовные. Ведь катастрофа и апокалипсис тогда наступают, когда в людях иссякает любовь. Вспомним слова апостола: "И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24.12). Именно в этом, в первую очередь, несчастье нашего народа. Вот, скажем, демографическая проблема, как ее решить? Единственный возможный путь - всемерное поощрение здоровой духовной жизни, а жизнь эта протекает в Православной Церкви.

Мне кажется, Президент подает в этом отношении добрый пример. Так, будучи в Псково-Печерском монастыре, Путин открыто заявил, что считает необходимым вернуть Патриарху то положение, которое исторически ему подобает. Патриарх должен быть не "министром по духовным делам", а вторым лицом в государстве, ответственным перед Богом и людьми за состояние русского народа и, соответственно, имеющим возможности реально влиять на ситуацию.

М.Любомудров: Да, конечно - Путин неоднократно посещал православные храмы, получал благословение Патриарха. Но с не меньшей регулярностью он посещает синагоги, встречается с хасидами, вместе с ними трубит, так сказать, в ритуальные трубы.

К.Душенов: Вам могут возразить, что он президент всех россиян - и хасидов тоже. И неизбежно принужден идти в этой области на определенные компромиссы.

М.Любомудров: Что касается компромиссов с хасидами, то на эту тему есть очень точное наблюдение замечательного русского историка Алексея Шмакова. Он пишет: «Опутанный подобными сетями государственный деятель становится в заключение спектакля покорным слугой евреев. Безграничность господства кагальных банкиров над таким человеком, которого они сами же выдвинули на политическое поприще - факт, не требующий доказательств. Когда сыны Израиля помогают политику выбраться из давки, они делают это таким способом, что он остаётся к ним прикованным на век. Договор с еврейством напоминает сделку о продажи души человека дьяволу, его нельзя нарушить».

А что касается смены настроения, о которой говорил Сергей Михайлович, то это всё сфера художественная, личная, эмоциональная. У одного настроение изменилось в лучшую сторону, у другого - в худшую… Вообще мы здесь, к сожалению, смешали в одну кучу вопросы политические, духовно-церковные и национальные. А у каждого из них - своя специфика.

Мне кажется, что с точки зрения политической катастрофа современной России бесспорна. И она продолжает стремительно нарастать и углубляться. И одно лишь восстановление храмов здесь вряд ли поможет. Как заметил один из моих знакомых московских литераторов, «мы получили возможность строить церкви, а американцы строят линкоры и самолёты». А наша собственная государственная власть продолжает прежний капитулянтский курс!

Что же делать? Надо найти первопричину бед. У нас, православных, есть святой угодник Божий, который от века почитается всем русским народом и в данном случае может послужить нам добрым примером. Его иконы в каждом храме есть и, наверное, в каждом доме. Я имею в виду Георгия Победоносца. Как он изображен на этих иконах? Сидя на белом коне, держа в правой руке копьё, он поражает своего врага, дракона, прямо в голову. Я это к тому говорю, что пока мы не поразим того змия, который терзает ныне Россию, прямо в голову, мы не сумеем его уничтожить.

А где же эта голова? Увы, она в Москве - там, где расположена наша центральная государственная власть. И пока эта власть не перейдет в руки патриотов, тщетны будут все иные попытки к возрождению страны и народа - в том числе и к духовному возрождению. Мы должны вести упорную национально-освободительную борьбу, если хотим сохранить Россию для своих детей и внуков.

Пока у нас есть возможность хоть как-то бороться. Но я-то думаю, что эта свобода, которую мы получили, она временна. Она связана с тем, что противник считает, что война против России уже выиграна. Нам нужно воспользоваться передышкой и любой ценой установить сильную национальную власть. Это, так сказать, стратегическая задача. Да, монархия - наилучший из возможных вариантов, но на пути к монархии обязательно должна быть переходная ступень в виде национальной диктатуры.

Среди тактических задач я бы отдельно выделил преодоление еврейского засилья и решительную русификацию кадровой политики во всех стратегических областях. В этой связи чрезвычайно важно отвоевание средств массовой информации, ибо без них мы просто не сможем донести до русского народа правду о нынешнем положении дел.

Первые, но очень важные шаги на этом направлении сделал еще приснопамятный митрополит Иоанн. Его проповеди и статьи просто замечательны, они должны стать настольными книгами каждого русского человека. И, конечно, надо покончить с культивированием мифа о «русском антисемитизме», потому что антисемитизм - это лишь естественная реакция на семитизм, на то подавляющее еврейское засилье, в условиях которого мы живём...

К. Душенов: Национальная тематика, это такая безбрежная тема… Но я думаю, для человека православного - при всей ее важности - первостепенное значение имеет все же не она.

Принципиально вот что. В первую очередь нужно приложить максимум усилий для того, чтобы оздоровить Русскую Церковь внутренне. Я имею в виду, конечно, не мистический организм Церкви Небесной, во главе с Господом нашим Иисусом Христом, а ее человеческую, земную часть. Нынешнее наше внутрицерковное состояние в этой части - так же как состояние государственное и национальное - нельзя признать удовлетворительным. По-моему это очевидно! Необходимо восстановить соборные начала церковного бытия, добиться осуждения современных ересей и наказания главных еретиков и вероотступников, какие бы высокие посты в церковной иерархии они ни занимали.

Только оздоровив внутреннюю церковную обстановку, можно двигаться дальше. То есть только после этого государство сможет, опираясь на Церковь, как на инструмент нравственного влияния на душу народа, постараться воссоздать в современных условиях, на современной политической базе, утраченную симфонию светской и духовной властей. Конечно, воссоздать церковно-государственный союз в той форме, в которой он существовал, когда во главе русского государства стоял Помазанник Божий -православный царь - мы сейчас не сможем. Но мы можем - и должны - добиться ясного законодательного оформления договорных отношений между Церковью и государством.

Необходим всеобъемлющий церковно-государственный договор, который определил бы их взаимные обязанности, права, сферы ответственности, наметил бы путь их совместного служения - на благо России, во славу Божию, с целью всестороннего возрождения нашего народа. Вот тогда это была бы точка опоры, опираясь на которую, можно было бы уверенно идти дальше и надежно противостоять внешнему враждебному давлению.

В Грузии сейчас нечто подобное пытается сделать Шеварднадзе. И не потому, что он вдруг стал православным - как говорится, черного кобеля не отмоешь добела. Просто приперло к стенке. Видит, что некуда деваться, страна разваливается, власть ускользает из рук. Так он даже изменения в конституцию внес, и Православная Церковь в Грузии теперь по конституции обладает расширенными правами: государство обязано вернуть ей все имущество, обеспечить возможность религиозного воспитания молодежи и т.д.

А что касается национально-освободительной борьбы, то на мой взгляд, она давно идет. Теперь нам важно правильно определить ее дальнейшие формы и методы. Если мы с этой точки зрения заглянем в русскую историю, нашему взгляду откроются удивительные вещи. Оказывается, даже в самые тяжелые периоды своей истории Россия изживала вражеское давление, вражеский напор и даже вражеское порабощение не лобовым столкновением, не одномоментной вспышкой яростной энергии, а вполне по христиански - терпением, постоянным и напряженным волевым усилием, внутренним сосредоточением. Она переваривала, пережевывала, перебарывала в себе все внешние агрессивные волны.

Возьмите татаро-монгольское нашествие, возьмите смуту XVII века или жидо-большевизм XX века. На этом фоне, пожалуй, есть единственная яркая вспышка колоссальной мощности - это Великая отечественная война, когда, действительно, вся энергия нации была совокуплена в едином порыве. И этот порыв дал такой грандиозный результат, который показывает, что для русского народа, объединенного общей целью и общей волей к борьбе, нет нерешаемых задач.

М.Любомудров: А как же Куликово поле, Минин и Пожарский, Бородино: разве это - не вспышки героизма?

К.Душенов: Не все так просто. Куликово поле, например - событие бесспорно героическое, но историческое значение его в значительной мере символично. Ведь реальных плодов куликовской победы Россия так и не успела пожать. Через два года после Куликова поля пришел Тохтамыш и сжег Москву. Так что героизм, проявленный тогда русскими войсками, еще не говорит о том, что татаро-монгольское иго было свергнуто вооруженной силой. Оно закончилось стоянием на Угре, где битвы, как известно, не было вовсе. Татары пришли, посмотрели, посчитали соотношение сил и решили: нет, все -кончилось наше время, отныне Россия сильнее.

М.Любомудров: То были татары, а нынешнее иго страшнее и горше...

Н.Пономарева: Думаю, что стояние на Угре завершилось таким благополучным финалом не только потому, что соотношение материальных сил изменилось в пользу русских. Изменилось и духовное содержание борьбы, которая именно после Куликова поля стала восприниматься народом как священная война за Русь Святую. И пока войска стояли друг против друга на Угре, весь остальной народ коленопреклоненно молился о победе русского воинства. Этот момент соборного моления и стал переломной точкой, явив миру общенародное единство. Такая молитва не могла быть не услышана. Поэтому Угру и назвали Поясом Пресвятой Богородицы.

Что же касается Георгия Победоносца, то его подвиг - битва со змием - продолжается по сей день. Сейчас ситуация такая, что нам надо в первую очередь взглянуть каждому на самого себя, и сделать то, что каждому по силам, что совесть подсказывает. И если такой порыв совести соединит русский народ, рассеченный катаклизмами и катастрофами прошлого столетия, воедино, если он будет по-настоящему соборным, если в его основании будут лежать святыни веры, то Русское Возрождение непременно состоится. И увенчать его должен Помазанник Божий.

И это не утопия. Даже наши школьники, наши дети сегодня уже хорошо понимают, что такое царь для России. Это, наверное, самое дорогое. Они знают, они несут в себе представление о русском царе не как о чем-то прошедшем и невозможном для России, а как о чем-то совершенно необходимом и в будущем.

Конечно, такое соборное объединение народа - дело непростое. Не будем забывать о нашей поврежденной человеческой природе, да и вообще, чего можно требовать от людей, если почти весь ХХ век мы жили вне всякой исторической преемственности? Тут никакие рывки, призывы и лозунги не помогут. Только терпеливое просвещение и мирный дух могут положить начало уврачеванию тех национальных, социальных и духовных язв, которые накопились у нас за это время. И православная школа способна многое для этого сделать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.027 с.)