Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития символизма в русской литературе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коротко и для общего развития:
Несколько замечаний по поводу с-ма: он был первым и долгое время лидирующим в среде модернистической лит-ры, и это объясняет то, что под этим знаменем выходили многие представители новой лит-ры; кроме того, к 1890е ещё не всё было ясно, поэтому с-м сближали с декадансом (fin du siècle). Декаданс – впервые слово возникает во Франции, у Верлена. После В. выражение пошло в массы; в частности, выходила даже газета «Декаданс», где говорилось, что это не просто лит. школа, а напр. детей шопенгауэрской теории; их цель не в созидании, а в разрушении старинного. Франц. влияние на русских симв-тов дополнилось влиянием из Бельгии, писателей скандин.стран, Австрии, Польши и проч. Вдобавок к этому повлияла книжка немецкого психолога «Вырождение». Важнейший момент, когда выделились и осознали себя отдельно симв-ты – 1891-95. Лит. направление с-ма испытывало воздействие др. видов искусства и влияло на них, не замыкаясь на себе. Симв-ты подмечали, что к музыке, как к особо философской категории, должны были стремиться писатели. Они порывали с реализмом, хотели ощущать себя наследниками прошлого. С-м, в целом, создал наиболее полную теорет. базу – самую полную, по сравнению с последующими направлениями. Общекультурное значение имеют тематич. статьи по поводу символизма и искусства, например, Иванова. Главное достижение с-ма связано с лирич. поэзией. Более скромными были достижения в прозе и драматургии. Как роман составляет основу реализма, трагедия – классицизма, так лирика – основа символизма. Поехали. Старший символизм – 2 этапа: 1) 1892-1894 2) 1894-1899 Младший символизм – 3 этапа: 1) 1900-1905 2) 1906-1907 3) 1908-1910 [Многие участники символизма после 1910 – те, кто не утонул, кто не ушёл в народ – оставались писать в стиле символизма; однако как лит. напр. символизм существовал по 1910-ый год.] СС – 1й этап (1892-94): пресимволизм, или предшеств. символизму. С-м ощущался в эти годы как потребность; требовалось расчистить почву для новых худож. вкусов, устранить закоснелые вкусы, преодолеть сопротивление «ощетинившихся» критиков. В этот период появл-ся 1ые тематич. статьи Мережковского, в статьях Волынского гов-сь о пересмотре лит. традиции. Появл-ся 1ые романы и рассказы симв-в (в Сев. Вестнике) и 1ые поэтич. опыты Бальмонта, Сологуба; выходит книга «Символизм». СС – 2й этап (1894-99). 1894 – 1й сборник «Русские символисты» (инициированный В. Брюсовым, «тараном русского с-ма»); в 1 из сборников симв-в говорилось, что русский с-м родился как школа. На страницах Русского вестника, где появ-сь рецензия на сборник, симв-ты были проPRены пародиями; В. Буренин – известный в то время критик – едко пародировал соч-я симв-в (пародия на сочинение графа Жасмина [1 из псевдонимов Брюсова]), но это всё равно работало им на известность. Смелость и алогизм сочинений Брюсова осуждал фил-ф Соловьёв; однако сам Брюс открыто заявлял об этом и давал это как позицию (рассчитывал привлечь внимание публики заявлением, что в его сборнике стихов нет ни единой здравой мысли, но и этому найдутся почитатели). Соловьёв: симв-ты – порода людей, к-рые очень быстро размножаются (летом 1894 их было только двое (известных), вскоре уже 10 (хотя на самом деле, часть их была псевдонимами Брюсова)). Всего вышло 3 сборника «Русские символисты», вышел роман Мережковского «Отверженный» – худож. вариант концепции истории by Мереж; этот роман стал знаковым для русского модернизма. 1895 – сборники Бальмонта «Под северным небом» и «Безбрежность» – и след. 10 лет Б-т царил в русской поэзии (1898 – сб-к «Тишина», укреп. его славу 1го среди новых поэтов). 1896 – 1й сб-к стихов Сологуба («Стихи. Книга 1ая»), книга «Тени» (осн. часть – расск., ост. – стихи); нач. лит. деят-ти Коневского (1901 – умер); книга Добролюбова «Natura naturus, natura naturata» (прир. рождающая, пр. рождённая), назв. – из этики Спинозы. Симв-ты пытаются пробиться на страницы толстых журналов (удаётся только с Сев. Вестником, где публ. только умеренных символистов – Гиппиус, Мережа; журнал в те годы едва сводил концы с концами, и в 1898 единств. трибуна симв-в закрылась). Однородности нет. Мереж и Гиппиус: только их с-м тру, лит-ра с-ма – путь к обновлению религии, к 3му этапу развития христ-ва; для этого они и существуют; Брюсова и ко считали декадентами. => Выступить единым фронтом симв-ты не могли. В дальнейшем теорет. проблемы, затронутые Мережем, интересовали младосимволистов. Брюсов в предисловиях к «Русским симв-там» – о своём понимании с-ма, декадентов: цель с-ма – при помощи сопоставл. символов, образов взволновать читателя. Несмотря на то, что симв-ты называли себя симв-ми, в 1890е у них символ ещё НЕ стал осн. составляющей пр-ний. Глав. итог развития с-ма в 1й период – становление Скорпионовской кучки – возм-ти издавать свои пр-ния под крылом издат-ва (прежде с изданием каждой книги были траблы), кроме того, получилось публ-ся в Мире искусства. Брюсов работал над созданием своего журнала; планировали вместе с Мережем сделать журнал Новый путь, но разошлись: оказалось, понимают задачи по-разному. Выходцы из 1890х: Брюсов, Мереж, Гиппиус, Сологуб. Их тв-во стало лабораторией становления русского с-ма. К этому времени в поэзии сложился, наконец, стиль эмпирич. точности; но на смену ему приходит стиль импрессионистич. Многие импресс. пр-ния конца 19 в. написаны Брюсовым, Добролюбовым. Что до эмпир. точности, то ей оставались верны, скажем, Мережи. + в это время появл-ся 1ые неомифологич. тексты – в связи с именем Сологуба. Эта линия позднее хорошо разв-ся. Спецом мифологии был и Брюс, автор многих текстов на тему антич. мифов. 1 из осн. идей симв-тов – Европ. худож. процесс, и отставание России от него; Брюс: с-м в тот период – посл. слово на западе в лит-ре; далее он занимался насаждением с-ма в России. Среди заруб. авторов предшественниками русские симв-ты считали Ницше, Бодлера, Верлена, скандин. авторов, Уайльда, даже Блейка [уход в романтизм]. Открыв скандин. симв-в, русские симв-ты стали одними из 1ых переводить их и издавать; они же стали первыми переводчиками Бодлера, Рембо, Верлена. Итого: лит. течение уже появилось, вышли многие книги. И хотя лит. вес, к-рый имели писатели традиционные (Горький), они имели небол. – читали их меньше; как явление и направление они, однако, уже оформились.
Младшими симв-ми назвал новое поколение симв-в сам Брюс. Младшие симв-ты, оконч-но возникшие ок. 1903, имели др. задачи и идеалы. Своей предтечей молодые поэты считали фил-фа и поэта В.С. Соловьёва, к-рый критиковал с-м! (сам умер в 1900 и не мог защититься от экспл-ции своего имени)).
МС – 1й этап (1900-05): уже к середине 1900х с-м становится отн-но массовым. Приходят Блок, Иванов, Белый, Эллис и др. – младосимволисты; СС-ты продолж. активно работать (в 1900е – даже их расцвет): Брюс создаёт 2 книги (Tertia vigilia – 3ья стража, Urbi et orbi – Граду и миру [начало обращений пап Римских]); Сологуб изд. сборник Пламенный круг (лучшие стих-ния, задача – манифестация опред. этапа развития); Коневской в 1901 утонул, но присутствовал своими книгами: Брюс издаёт посмерт. книгу его пр-ний; Добролюбов опубликовал «Природой…», уходит от мира, бродяжничает, основывает свою секту – но уходит из лит-ры. Нек-рые симв-ты, начинавшие с СС, отошли от лит-ры. По Брюсу, 1ая половина 1900х – период, когда безраздельно царил в рус. поэзии Бальмонт, укрепивший в середине 1900х годов своё положение 3мя сборниками стихов. 1903 – начин. выходить «Новый путь» (см. выше); выходят 1ые книги МС-тов (Блок – «Стихи о прекрасной даме», название, предлож. Брюсом, оригинально называлось – «Вечная женственность»; Белый – «Золото в лазури», книга лирики). Влияние Владимира Соловьёва (см. выше)! => МС-тов называли «симв-ми-соловьёвцами». (Вспомним, что филос. кумиры СС-тов – Ницше и Шопенгауэр.) Аспекты соловьёвского влияния – это вопросы из программного пр-ния Соловьёва без названия от 1893 (?) – в стихах Соловьёв обращается к «милому другу», челу, к-рый понимает его (мысль о невидимом содержании в видимых вещах; о том, что в трескучем шуме быта слышно великое; о том, что есть нечто, что объедин. души – об этом много младосимволисты говорили между собой): 1. Манифесты самопознания (для молодых людей 20+ лет – ими стали филос. эссе С., напечатанные в Вестнике Европы: «Смысл любви» и «Жизненная драма Платона»; особое влияние было оказано на Блока, как влюблённого [о_0]) 2. Религиозно-историч. утопия (так, в «Трёх разговорах…» нашли учение о конце света, но с религ. оптимизмом и обещанием обновл-я вселенск. мира после Конца) 3. Ясное понимание искусства как фона практич. деят-ти, его целей и путей (почерпнуты из трактатов С., например – из статьи «Общий смысл иск-ва» – цель искусства в освобождении красоты от оков косной материи, пресуществление/перевоплощение искусства) 4. Разрыв между внутр. и соц. взаимод-м людей («немой привет от сердца к 5. Пророчество прихода Вечной Женственности (поэма «Три свидания»: веч. ж-ть (она же София, Премудрость – душа божественно единой вселенной; она восприняла силу божественную и непреходящее сияние Красоты) 6. Новый поэтический язык
К 1903 в Москве сложился кружок аргонавтов – кружок не лит. (в отл. от полностью лит. «Цеха поэтов»), а «братство» людей, объедин. мистич. связью душ. Отличие от романтиков: в осн., в число «адептов» допускает не иск-во, не умение чела сочинять/ писать, а «искусство жить» (Белый: искусство – это искусство => иск-во 19 в. можно понять, оставаясь в пределах текстов (не всегда), но понять перемены в тв-ве симв-тов невозможно без знания их жизн. событий и духов. исканий. Символ – 1 из инстр-тов познания, вызов рацион. способу познания (к-рое типа способно проникнуть неглубоко); символы должны быть неясны, пока не воплотится «иное», а когда это произойдёт – тогда прояснится и символ, «окно в вечность». Для симв-в символ – религ.-гносеологич. понятие. Брюс агрес-но отн-ся к такому пониманию. Он публ. стих-ние «Младшим» под впечатл. от цикла стихов Блока, где объясняет расхождение в мнениях СС-тов с МС-тами. Брюс заключает: старому поэту, мэтру с-тов, нет хода к новым празднующим – невесте (прекрасной даме) и жениху. «Пальцы бессильны» сломать вход в дворец, где идёт эта свадьба; = подозрение и недоверие к МС. Аргонавты сильно повлияли на 1й этап развития ряда поэтов, в т.ч. Блока (к-рый, правда, потом жалел об утрате в то время первонач. цельности и ясности). Название восходит к «Аргонавтике» Аполлония Родосского, но важно влияние Ницше (его трактата «Весёлая наука», где в 5й книге говорится об «аргонавтах идеала, к-рые устремлены в страну, лежащую по ту сторону всех прежних земель и уголков идеала». Почитаемым автором был Станислав Пшебышевский, автор пьесы «Аргонавты». Аргонавтика молодых поэтов – мистич. путешествие душ, слив-ся в едином порыве в поисках абсол. знания и абс. гармонии + всего того, что недоступно обычным людям «с очками трезвости на носу». Это способ реализации картины мира в попытке слить тв-во и повседневный быт; повседневность рассм-сь как нечто совершенно необычное порой. Местом мифотворческих встреч была вся Москва, а форма встреч – разговоры с друзьями; считалось, что о главном нужно молчать, и когда рты открывались, начинались обычные разговоры за чаем. Собирались часто у Белого, у его товарищей. Разговор с друзьями мог происходить в коридоре универа, в Александровском саду [!))], в Новодев. монастыре итд. Собрание не было никак формализовано; это было оч. свободное и вольное общение, никакой конкр. идеи творческой/другой; но среди аргонавтов сложилось объед-ние трёх поэтов (Эллис, Белый и Блок). Последние двое в теч. 1903 постоянно переписывались, обсуждая, например, космический костяк Всё сущее симв-там казалось тайными знаками; задача чела духовного – во вскрытии красоты. [В провалах грунта в центре Москвы, в к-рых встречали жалких собак, видели ужасное состояние, до к-рого доводили собаку стояние над бездной.] Переживания свои они ожидали, как у сказоч. героев, с чудесными событиями и пр. Ожидали откровения при встрече зорь на Воробьёвых горах [ЫЫЫ! ДА!!]; читали газеты, встречали с диким восторгом сообщение о вспышке сверхновой (интерес к космич. тематике на перемене веков обострился), ожидая 2ое пришествие Христа. В любых чужих текстах искали явление каких-то примет. Текст жизни, они считали, должен был предш-ть их тексту, тексту искусств. Москва становилась полигоном для всяких игровых начинаний аргонавтов. Помимо разработки своих внутр. миров занимались розыгрышами/арлекинадами друг друга, к-рые играли роль юмористич. интермедий в мистич. процессе. Себя воображали магич. сущ-ми (фавнами, единорогами и проч.), в обыч. жизни носили маски. Устр-ли шутовские танцы («козловак» (так называли и человека, опошлявшего сокровенное), «галоп кентавра»). Аргонавты были обычными людьми, к-рые затем жили простой жизнью, но вот Белый и Эллис позже подчёркивали, что это была питательная среда для приобретения духовного символистического облика. Многие стих-ния, напр., «Гимн Аргонавтики» приукрашивали условия становления аргонавтов, что дублировалось и в прозаич. эпистол. текстах («встать на заре и из обрезанных лучей солнца сделать броненосец, к-рый понесётся к солнцу – будущему – золотому руну»). Яркие цветовые символы – особ-ть стихов ранних МС-тов, Белого и Блока («золотая труба», «пламенный напиток», «лазурные свечи» и пр.). Эти символы у них были эквивалентами поэтич. утопии о приходе вечной женств-ти, основанными на сложном толковании цветов. Белый цвет = мифич. прозрение абсолюта, голубой и золотой цвета = солнце, солн. лучи, небо (эти цвета сопутст. грядущим надеждам). Чёрное, красное – тревога; зелёный – земное, прир. начало; жёлтый – буржуазная, мещан. пошлость. У Блока и Белого в ранних пр-ниях это очень явно, в позднейших – слабее, но всё равно видно. Стадия «мифич. близости» к 1903-1904 пройдена, в 1905 поэты оконч-но переросли её. +поняли, что созданный ими миф не мог реализ-ся, в ожидании «грядущих зорь» no sence, а «козловаки» исказили и опошлили все красивые символы («прекрасная дама» становилось крестьянкой из Дульсинеи; кружок аргонавтов стал «балаганчиком» – по выражению Блока, оскорбившему
На 1м этапе (1900-05) среди симв-тов господ-ла объединит. тенденция, соединявшая поэтов самых разных воззрений; однако Брюс хотел всех их объединить, опираясь на общее стремление к красоте и пр. принципы. Это реализ-сь в главном символистском журнале «Весы» (основан в окт. 1904). По мнению Гумилёва, «Весы» представляли историю с-ма в её главном русле. Этот журнал был не полит., а обществ. проблем Брюс касался крайне редко, да и то, в своём контексте (например, статья «Свобода слова» – в 1905, ответ на нашумевшую статью-предупреждение Ленина Горькому). В 1е 2 года сущест-ния журнала (а это был именно главный орган течения, хотя прежде многие символисты печатались в религиозно-филос. журнале «Новый путь» (публ-ся Брюс, отойдя потом, т.к. Мережи покинули сферу искусства) он был журналом-ревю: созд-ся по образцу западных журналов, функция к-рых была давать обзоры. Но привлечь внимание читателей можно было только публикацией и худож. текстов, что со временем и начинается (1ая повесть – Кузьмина «Крылья», повышает популярность). В журнале на короткое время сходятся все течения с-ма – ортодокс. симв-ты (индивидуалистич. с-м, не ставивший никаких обществ.-религ. задач [Брюс, Балтрушайтис]) и др. напр. (например, теория с-ма как теургии, религ. взгляда, взорвавшей полемикой сообщество симв-тов, мысль об объедин. общенацион. мифом поэта и народа [в осн. – Вяч. Ив а нов]).
МС – 2й этап (1906-07). После 1905 – время глубок. осмысления достигнутого русскими симв-тами; во 2й половине 1900х у многих меняется видение, традиция; так, Белый переключ-ся с мифа об арго на некрасовскую традицию (->книги «Пепел» и «Урна»). Блок отходит от аргонавтов (видно в пьесе Балаганчик); затем издаёт книгу Встреча с радостным, стихи – цикл Снежная маска [в 1907-08 вместе с др. стих-ми выходят в книге Земля в снегу]. Юность симв-тов проходит, и на смену «тезе» приходит «антитеза». В это время кроме «Весов» и «Скорпиона» появл-ся московское «Золотое руно» (вых. до 1910), глав. сотр-ки к-рого – петербургские симв-ты (Блок с обзорами, В. Ив а нов с принцип. статьями, Г. Чулков); наряду с альманахом «Скорпиона» «Северные цветы» выходит ещё «Факел» (Г. Чулков в СПб задумал его как журнал в пику «Весам» Брюса, но получается только как альманах). Работает изд-во «Оры»; выходит журнал «Перевал» (редактор – бывш. сотр-к Золотого руна). Закр-сь многие издание симв-тов чаще всего из-за фин. причин. У изд-ва «Гриф» (возн. в 1903) долгое время траблы с $$$ (изд-сь сочинения, альманахи симв-тов, к-рые бол. прибылей приносить не могли). Для симв-тов огр. значение имели лит. пристрастия и отношения между собой. Причины конфликтов и разделения: 1. Разница в понимании символа и его теорет. значения, в т.ч. в связи с цивилизацией; представление задач с-ма 2. Недовольство «москвичей» (Брюс+редакция «Весов») опошлением, сближ. с-ма с масс. иск-вом; требование демокр-ции симв. иск-ва со стороны петерб. симв-тов (Ив а нов и ко) 3. Усложнение личных и творческих отношений между авторами-символистами 4. Конкуренция между символист. изданиями (напр., между Золотым руном и Весами – тогда как в прош. годы отд. символистские издания были монополистами, ощущалась настоящая нехватка; кроме того, многие симв-ты участвовали в «непартийных журналах» – сборниках лит-ры высокого качества, к примеру, «Шиповник») 5. Теорет. расхожд. Иванов: с-м должен стать теургией, рел. с-мом, рамки лит. школы – раскрыться [«родное должно стать вселенским», где родное – то, что выработано симв-тами внутри себя на пути традиции] + в с-ме д.б. соборность (коллективность), то, что противост. индивид-му, индив. замкнутости симв-тов [«соборное иск-во – высшая форма религ. тв-ва» – к этому должны были стремиться симв-ты, и соборность должна стать выходом из тупика с-ма (к-рый тогда считали высшей формой искусства)], а цель с-ма - миф, который создаётся из стиха, цепи метафор; миф – правда о сути; Ив а нов развернул настоящую утопию, ряд его идей оттуда имеют общее значение для всего искусства. Лозунги и идеи Ив а нова вызывали крайнее раздражении у Брюса – считал, что Ив а нов и сторонники предпр. наступление на с-м в попытке растворить его в религ. иск-ве. Особ. возмущение вызывало положение Ив а нова «a realibus ad realiora» – «от реального к реальнейшему» об истинном пути с-ма. Истинный с-м называл Ив а нов реалистич., и любое слово с корнем «реал» приводило в неистовство симв-тов. Иванов, откликаясь на упрёки моск. симв-тов, упрекал их в том, что они стали ортодоксами, консерваторами. Дилетантск. теория мистич. анархизма в брошюре Чулкова, статья Молодая поэзия – в 1906 вызв. полем. всплеск в среде симв-тов. Чулков и ко писали о русском и западноевроп. анархизме, с к-рым пытались связать с-м («неограниченную свободу личности, к-рая своим мистич. бунтом утверждает себя в поисках абсолюта»). Ч.: «если поэт обратится к земли, он увидит здесь всё богатство чаяний, религ. верований, мистич. чувств народа». Мистико-анархисты называли себя новым литературно-филос. движением. В статье Молодая поэзия говорилось, что мистико-анархизм – новое движение по отношению к с-му (т.е. символизм уже устарел и отмирает). В общем, оказалось, под именем с-ма выступили оч разные по устремлениям, по опыту, по своим предшественникам писатели. В конеч. счёте, это были просто модернисты; и когда с-м устоялся, стало ясно, что как течение он существовать уже не мог: собрать всех под одной обложкой нельзя, это группы самых разных направленностей. Блок печатает в «Золотом руне» статью «О лирике», где косвенно называет совр. группировки, характ-т их, цитируя статьи этих групп. Полемика, сначала очень ярая, постепенно переходит из журналов на лич. переписку; Брюс постепенно отходит от «Весов», теряя интерес к ним, и к 1909 уходит из журнала, тот прекращает издаваться, также и «Золотое руно».
Посл. полемика о с-ме – 1910 г. В «Общ-ве ревнителей худож.слова» (неформ. объедин. любителей совр. поэзии, среди к-рых были молодые поэты-петербуржцы), она же «Академия стиха», под сборы к-рой отдавал пространство Иванов (сначала у себя дома, потом в редакции журнала Аполлон – последнего модернистского журнала, хотя далеко не только лит.), читал там лекции по истории поэзии, знатоком к-рой был; Иванов устраивал нечто вроде «Школы юного симв-та», ибо всё толковал в символистс. духе. Весной 1910 Иванов решил выступить с докладом «Заветы с-ма» и уговорил Блока выступить с содокладом «О совр. состоянии с-ма». Полемизировать не собирались; оба развивали концепцию теургического с-ма, давали особую – но схожую шкалу ценностей, обозревали историю и обозревали текущее состояние с-ма. Блок больше говорил о своём (он тогда подходил к собств. развитию, собираясь издавать собрание стихов), о пережитом им развитии с-ма, о своих коллегах-симв-тах, говорил о состоянии своей души поэта-символиста. Блок: «Отчего померк золотой меч? Откуда пришёл хаос и опустошение души?..Мы совершили грехопадение! Мы были пророками, а пожелали стать поэтами» (это об аргонавтическом периоде жизни и уходе от него) итд. Блок выражал опыт поколения, спустившегося с мистич. высот к чудовищному и блистательному акту поэзии. Брюс в ответ на эти 2 доклада (к-рые, будучи доработанными, были напеч. в 8м номере Аполлона за 1910) прислал статью «О речи рабской в защиту поэзии» (использ. выражение Блока из доклада), к-рая была напеч. в 9м номере Аполлона. Статья классич. – о том, что в шир. смысле можно называть симв-тами Эсхила и Гёте; тогда понятие символистской поэзии совпадает с понятием поэзии вообще; в более узком смысле с-м – худож. движение посл. лет (отрицается теургия, филос. направления, прибившиеся к с-му), отлич-ся и от рационалистич. познания науки (его недостаточно, по мнению всех симв-тов) и от потоков внерассудоч. проникн-ния в тайный мир мифа и мистики (камень в огород Иванова). Вывод: практика типа ивановской, может привести к упадку движения; хотя Блок (его Брюс выделяет) 1 из всех клевещет, называя свои стихи рабскими, но в отношении ост. – это правда. Др. словес. поединков из-за разлада взглядов на с-м не было; посл. статьёй на тему стала публ-ция А. Белого «Венок или венец», запутанная, экспромтная: о многом, но особенно упрекается Брюс.
Итого: трибуны симв-тов перестали существовать, а индивид. развитие символистов взяло верх над развитием школы. Позже сущ-ло изд-во «Мусаге», где оч редко, но выходил журнал Труды и дни, искусствовед. журнал, выходивший в 1911-12 и ещё нес-ко лет. Там печ-сь важные филос. статьи о границах искусства, музыке, живописи, об интерпр-ции тв-ва Пушкина итд. В итоге с-м сумел – в лице Иванова, Белого – выработать даже свою философию тв-ва; все понимали, что с-м «кончился», но необходимости в воскрешении его никто и не видел. Фёдор Августович Степун, философ, критик, автор – по молодости – нес-ких романов; любимый критик Бунина (он считал С-на лучшим критиком своего тв-ва), писал о символизме в 1936: «В мыслях той эпохи было много выдумки, в чувствах – экзальтации, в построениях – конструктивизма; все гадали по звёздам и картам; всем не хватало предметности, трезвости и выдержки».
Постсимволистские течения в поэзии 1910-ых годов Хотя на многоч. крит. выступления о синтезе реализма и с-ма мало было реакции, в этот период в большом кол-ве возникают разные кружки и прочие явления; аванг. явления в России о себе заявляют оч рано. 1 из первых – «Цех поэтов», из тех, кто входили в число симв-тов, но решили мистич. туману с-ма противопоставить более чёткое видение поэзии; молодые поэты почувствовали потребность объед-ься и заниматься не теоретич. построениями, а написанием и обсуждением стихов (->совершен-ть поэтич. маст-во). Объед-ние, не имевшее никакой программы, появилось в окт. 1911 – это был какой-то лит. кружок. Никаких религ./филос. задач группа перед собой не ставила; считали, что поэзии можно и нужно учиться, добиваться большего профес-ма – это следовало идеям Брюса о возм-ти соверш-ть мастерство поэзии. Название шло от средневек. немецких цехов «Мейстерзингеров», ремесленников-поэтов. Действ-л кружок без изменений по осень 1912, участники собирались, читали стихи друг другу и обсужд. их. Важно не путать «Цех поэтов» и акмеизм! В ЦП входили Ахматова, Лозинский, Мандельштам, Гумилёв и пр. Заходили порой на собрание Блок (1 раз, потом решил не приходить)), Хлебников, Клюев («народный писатель», крестьянин). После рекомендаций и обсуждений рождались и 1е сборники – как 1й сборник Ахматовой (1912), Мандельштама (1913), Кузьминой-Караваевой. Глав Цеха называли мастерами, старейшинами, синдиками. Их было двое – Николай Гумилёв (!) и Сергей Городецкий (к тому времени уже автор сборников «Я» и «Перун»; а Гумилёв в тот период уже издал сборники «Жемчуга», «Путь конкистадора» и «Романтич. цветы»). Рядовых участников называли подмастерьями, с их согласия. Подмаст-я в перв. годы: Ахматова, Мандель-м, Зенкевич, Наргут, Бурлюк, Георгий Иванов, и пр. Состав ЦП был оч не стабильным, часть ушла в эгофутуризм; в 1912 нек-рые участники (Гумиль, Ахма, Мандель) подняли вопрос о постановке в новом сезоне программы (футуристы к тому времени уже активно читали лекции, делали выставки итд). Тогда ЦП решил создать новое течение, к-рое назвали «акмеизмом» (не все участники «Цеха» поддержали создание нового течения), от греческого «акме» (пора цветения, высшего расцвета). Притом нек-рые предлагали назвать течение «адамизмом», из-за желания этих поэтов взглянуть на мир глазами 1го человека, Адама. В январе 1913 в Аполлоне (ближе к концу издания) появ-ся манифесты акмеистов, разраб. Городецким и Гумилёвым – «Наследие символизма и акмеизм» (Гумилёв) и «Нек-рые течения в совр. поэзии» (Городецкий). Статья Кузьмина (человек близкого В. Иванову) «Аполлон» – предакмеистический манифест, где гов-ся о необх. приходе на смену символизму «кларизма» (=«движения чистого»); статья Мандельштама «Утро акмеизма», к-рая была опубликована только в 1919, но написана в тот период. Про акмеизм подробнее – билет 6. 3."Старший" символизм. Лирика В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, З.Н.Гиппиус.
Эcтeтикa cимвoлизмa oбpaщaeтcя к cфepe дyxa, «внyтpeннeгo видeния». В основе символистск концепции лежит постулат о наличии за миром видимых вещей истинного, реального мира, который наш мир явлений лишь смутно отражает. Иcкyccтвo paccмaтpивaeтcя кaк cpeдcтвo дyxoвнoгo пoзнaния и пpeoбpaжeния миpa. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта — единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей. Русский символизм начался на рубеже 19 - 20 в.в., впитав философию мыслителя и поэта В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир (мифологема взята из «Идиота» Достоевского). Символизм в России был объединен вокруг журналов «Весы» и «Золотое руно», издательств «Мусагет» и «Скорпион». Русские символисты-литераторы традиционно делятся на «старших» и «младших». Старшие — т.н. «декаденты» — Д.Мережковский, З.Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб — отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма. Младшие — А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Ив а нов, И. Анненский — помимо эстетизма воплощали эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.
Симв-сты попытались оформить себя теоретически в 1900-ых. Критики-символисты открыли среди многих р. поэтов-духовидцев – и предвестников совр.худ. исканий. Принципами нового иск-ва, по мнению Мережковского, которое он описал в статье «Причины упадка…», должно стать мистическое содержание (а в совр. лит-ре всё мистическое было закрыто от писателей), и особенно в поэзии. Символы и символизация –II усл-е, сч. Мереж, ввода нового содержания, перерождения лит-ры в новом течении; расширение худ. восприятия, впечатлительности, активизация творч. способности писателя – это III важное условие возникновения нового течения. В сер. 1890-ых гг. Брюсов заявил о новом движении, издав сборник: «Русские символисты», основным автором которого стал сам под псевдонимами. Всего позже вышло 3 сборника «Русских символистов», невысокими тиражами. Но в те времена смелости в провозглашении новых форм было сравнительно мало – по сравнению с будущими футуристами. Бр. сожалел, что слишком толст слой старых вкусов. Он пробудил некоторый интерес к симв-там в р. общ-ве; но в ответ на это тогда поднялись только статьи о психических заболеваниях декадентов – написанных по немецкой книге. Первые русские символисты/модернисты могли печататься в толстом журнале «Северный вестник»; печатались далеко не все (например, Бр. говорил, что только в СВ можно напечататься симв-там признанным, умеренным; дикие симв-ты не могли), а, с разрешения Акима Волынского, - Гиппиус, Бальмонт, стихи Сологуба, первый историч роман Мережа «Отверженный». Символ для них был инструментов познания, вызовом рациональному способу познания (которое якобы способно проникнуть неглубоко); символы должны быть неясны, пока не воплотится «иное», а когда это произойдёт – тогда прояснится и символ, «окно в вечность».
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ (1867-1942). Воспит-ся на рус класич поэзии, ненавидит город “как многоглазое чудовище”. 86г - юрфак МУ à студенческие беспорядки à Бутырка à высылка в Шую. Неудачи в учении, свадьбе à попытка самоуб. 1890г - первый “Сборник стихов” - неудача. Работает переводчиком благодаря друзьям по универу (скандин, итал, англ литра - Шелли). Друг - Брюсов. 99 - об-во любителей росс словесности. 1905 - увлекся револ движением. В последние гг рев-ии отошел от нее, ушедши в область поэтич фольклора. Блеск стиха и поэтический полет дают ему доступ и в издания, враждебные декадентству — «Вестник Европы», «Русскую Мысль» и др. В 1900-х гг лит деят-ть Б. тесно примыкает к московск «декадентским» издат-вам: «Скорпион» и «Гриф». 05 - Париж, на 7 лет. Тоскует по России. Крушение царизма воспринял восторжено, но не Октябрьскую рев-цию. С 21 г - эмигрант. Умер в оккупированном немцами Париже.
При всей внешней экстравагантности своей поэзии, Б. отличается выдающимся трудолюбием; чрезвычайно деятельный, как поэт и переводчик. Переводил По, Гофмана, Уайльда, Гете, Марло, Ленау, Мюссе, Гейне и др. Основная черта поэзии Б. — ее желание отрешиться от условий времени и пространства и всецело уйти в царство мечты. Символ красоты: красота - все, к ней надо стремиться. Это душа. В период расцвета таланта, среди сотен стих-ий, почти нельзя найти на русскую тему. В последние гг заинтересовался русск сказочн темами; но это - экзотика, в обработку которой вносит обычную свою отрешенность от условий места и времени. Реальные люди и действит-ть мало занимают Б. Он поет по преимуществу небо, звезды, море, солнце, «безбрежности», «мимолетности», «тишину», «прозрачность», «мрак», «хаос», «вечность», «высоту», «сферы», лежащие «за пределами предельного». Отвлеченные понятия для персонификации пишет с большой буквы и олицетворяет их. Но собственно природу: дерево, траву, синеву неба, плеск волны — описывать почти не пытается. Б-та интересует отвлеченная субстанция природы, как целого. Его ландшафты неопределенны, цветы - «стыдливые», море - «могучее», звезды - «одинокие», ветер - «беззаботный, безотчетный» и т. д. Живописных образов нет; он весь в перенесении своих собственных ощущений на неодушевленную природу. Перед нами - типичная символическая поэзия, поэзия смутных настроений и туманных очертаний, поэзия по преимуществу рефлексии. Б. сам себя считает поэтом стихий. «Огонь, Вода, Земля и Воздух— четыре царственные стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении ». Зародившись в эпоху 80-х годов, творчество Б. началось с тоскливых «северных» настроений и черных тонов. Период общей угнетенности выразился в двух первых сборниках стихотворений («Сборник стихотворений» (Яросл, 1890), «Под северным небом» (СПб., 1894)). Все серо, тоскливо, безнадежно. Жизнь представляется «болотом», которое облегли «туманы, сумерки»; душу давит «бесконечная печаль». Следующих 2 сб, «В безбрежности мрака» 1895-96 и «Тишина. Лирические поэмы» 1898, — типично-декадентские. Тут уже - возведение тоски бессилия в перл создания и апофеоз гордого уединения, роковым образом переходящего в самодовлеющий эгоизм. Тоска принимает сначала форму полной безнадежности («Бесплодно скитанье в пустыне земной, близнец мой страданье, повсюду со мной»). Настроения, наиболее характерные для «декадентской» поэзии: сначала полная апатия, затем жажда уединения и бегство от мира. Но позже Б. становится яркой и красочной. Он хочет «разрушать здания, хочет быть как солнце», он воспевает бурные, жгучие страсти, бросает вызов традициям, условности, старым формам жизни. В дальнейших сборниках — «Горящие здания. Лирика современной души» (М., 1900), «Будем как Солнце. Книга символов» 1903, «Только Любовь», «Литургия красоты. Стихийные гимны» — все кричит, начиная с внешнего вида, с обложек, то ярко-цветных, то, напротив, мрачно-траурных. Перед ошарашенным читателем дефилирует целая коллекция ведьм, дьяволов-инкубов и дьяволов-суккубов, вампиров, вылезших из гробов мертвецов, чудовищных жаб, химер и т. д. Эти «страсти и ужасти» получают общую формулировку в восклицаниях «уставшего от нежных слов» поэта: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь»; «я хочу кинжальных слов, и предсмертных восклицаний». «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым». Б. всегда сообщает, как все женщины в него влюбляются. В восхвалении себя Б. не одинок: почти такое же мнение (например, в отношении совершенства стиха Б.) печатно высказывает вся моск группа поэтов-символистов — Брюсов, Белый, Анненский. Сборники, вышедшие после 1904 года, в т.ч. революц «Песни мстителя»: осталась прежняя чрезмерная экстравагантность формы, но без прежней реальной экстравагантности переживания.
ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (1873-1924). Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй. Род. в купеч семье. Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально проявились два антиномичных начала: самоотдача стихиям жизни (эротика, игра страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая организующая активность, склонность к «конструированию» себя и управлению окружающими людьми и ситуациями. 1893-99 - историко-филологич., потом - филфак и истфак МУ. В 1896 женился на Иоанне Рунт, ставшей его преданной помощ
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 4533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.015 с.) |