Творческий путь А.М.Ремизова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческий путь А.М.Ремизова.



 

Биография Алексея Михайловича Ремизова (1877, Москва -1957, Париж).

Из купеческого рода. 5й, младший ребенок в семье. Мать была нигилисткой, от первого мужа сбежала, влюбилась в учителя, тот не ответил взаимностью. Назло вышла замуж вторично, за купца Ремизова, вдовца с 5 детьми. Мать Ремизова сказала ему, что прокляла его вскоре после рождения. После ухода матери её братья Найденовы взяли под опеку семейство. В дом часто приходили богомольцы, странники, юродивые.

Ремизов сначала поступил в гимназию, потом его отправили в коммерческое училище (окончил в 1895 г.); вольнослушателем посещал лекции в Московском университете.

1896 - отправился в Европу. Из путешествия привёз в Россию запрещенные труды Плеханова, Маркса. Читал, но в студенческих кружках не участвовал.

ноябрь 1896 - на Манежной площади, где происходила демонстрация в память жертв Ходынки, вступился за курсисток, которых разгоняла полиция. Арестовали, в Таганской тюрьме провёл 1,5 месяца – здесь начинает записывать сны, которые пойдут в сборник «Шурум-бурум»; его сочли одним из организаторов демонстрации и сослали на два года в Пензу.

В Пензе участвовал в создании рабочей организации. Познакомился с Мейерхольдом, будущим великим режиссёром. Вновь арестовывают. Сослали по этапу в Усть-Сысольск. По ошибке Ремизов оказался прикован к малолетней проститутке, о чём вспоминал позднее. Когда шёл по этапу, чувствовал «боль за весь мир».

В Усть-Сысольске знакомится с будущей женой, Серафимой Довгелло, эсеркой. По совету друзей прикидывается сумасшедшим. Его переводят в Вологду, где встречается с находящимися в ссылке Сергеем Булгаковым, Бердяевым, Мартовым, террористом и писателем Борисом Савенковым, Павлом Щёголевым, Иваном Каляевым (в будущем – террористом).

Большое влияние в эти годы на Ремизова оказала книга Веселовского «Разыскания в области русского духовного стиха», которая является научной базой его творчества и мировоззрения.

В ссылке Ремизов пишет первые произведения («Пруд», «Часы»), которые отсылал Чехову, Короленко, Горькому. Андреев посоветовал опубликовать их в газете «Курьер».

Первая публикация Ремизова. В «Курьере»: «Эпиталама» - плач девушки перед замужеством, «Мгла» и «Осенняя песня». Псевдоним М. Молдован.

1903 - отпрашивается из ссылки. В Москве знакомится с Андреевым, Брюсовым (занятым созданием символистского журнала – куда приглашал и Ремизова).

Ссылка закончилась. Ремизов выхлопотал разрешение жить в Питере. Бердяев и Булгаков устроили его в журнале «Вопросы жизни» (бывший «Новый путь») заведующим конторой. Здесь напечатал роман «Пруд» (1908), и впервые привлек внимание критиков. В книге впервые поднимает вопрос «Что есть человек человеку?» Блок впечатлился, они подружились. Брюсов отметил в книге нелепость жизни. Белый воспринимает как полностью реалистическую прозу, видит натурализм и грязь. Общая критика (Чуковский) отнеслась к «Пруду» негативно.

1906 – «Вопросы жизни» закрываются. Ремизов работал переписчиком собак и автомобилей в Питере.

1907 – публикация «ПОсолони» - книги, принесшей славу Ремизову.

1908 – публикация «Часов»

1910 –публикация «Крестовых сестер»

В 1921 г. эмигрировал из России. До отъезда издал 37 книг небольшими тиражами. 1921-1957 издал 45 книг сначала в Берлине, потом в Париже. 1932-1946 гг. не вышло ни одной книги, т.к. книги Ремизова не пользовались популярностью среди мигрантов.

 

Ремизова нельзя отнести ни к одному из лит. течений, но большинство его друзей - символисты.

4 грани восприятия Ремизова:

1) Униженный и оскорбленный в жизни в литературе (романы «Пруд», «Часы», повесть «Крестовые сестры», «Плачужная канава»).

2) Потешник, шут, забавник – путает сон с явью, миф с реальностью («Огонь вещей. Сны и предсонья», «Бедовая доля»). Всю жизнь записывал сны, считал их равноправной с жизнью реальностью;

3) Книжный червь, откапывающий редкие слова и диковинные речения; Горький считал его «лабораторией русской речи»; опирается на древнерусскую традицию («Посолонь»);

4) Похабник. Розанов видел в произведениях Ремизова повышенный эротизм. Розанов с Ремизовым были друзьями; они обсуждали проблему бокового роста человека; что есть вера божеская. Ремизов написал книгу «Кукха. Розановы письма».

 

В творчестве Ремизова отброшены социальная и нравственная мотивировки событий – его интересовали мифологические законы повторения и тождества. Многие произведения кажутся склеенными из фрагментов. Такова авторская установка.

Основные вопросы в произведениях:

- о судьбе;

- об отношении человека к миру;

-об отношении человека к человеку. Ответ: человек человеку – бревно и подлец, но человек должен быть и духом-утешителем – эта миссия нелёгкая, и надо сначала самому пострадать, чтобы стать таким.

Своеобразие ремизовской трактовки истории и культуры: Ремизов – последователь еретиков-богомилов. Они считали, что человек был создан падшим ангелом Сатанаилом, и лишь душа – порождение Бога. Демон был свергнут, но рассыпался по миру. Главная постоянная – грех, владыка мира. Полагал, что мировой грех может быть преодолён отдельными людьми. В людском мире виновных нет, т.к. все виноваты.

Считал, что прогресс невозможен, история – бессмысленность. Время – антигерой истории, порождение дьявола, подчиняющее человека. Каждое рождение - путь к смерти, все рождаются приговорёнными, и жизнь – отсрочка исполнения приговора. Приход цивилизации для культуры губителен, для её возрождения надо вернуться к истокам.

 

Особенности писательской манеры Ремизова:

1) разговорная речь (сказовые элементы)

2) фольклорность

3) книжное древнерусское слово. «Действуют на человека не слова, а подсловия».

 

1907 - «Посолонь» (т.е. круг солнца от весны красной к зиме лютой). Книга навеяна народным творчеством. Фольклоризм Ремизова - книжный. Он использовал уже записанный фольклор. В центре – «солнцеворот»; Ремизов сравнивал ход года с жизнью человека и строением мироздания. Обращение к языческой мифологии в книге - оппозиция мифологии современности (в «Пруде», «Часах»).

Часы (1908)

В произведении открываются темы, обнаруженные в «Пруде», но при этом действует «дневное зрение» (восприятие мира человеком, занятым повседневными заботами) и «ночное зрение» (проявляющее суть жизни, открывающееся в кошмарных снах).

Сюжета в книге почти нет, это книга тяжёлых обморочных слов. Главная идея произведенияпоединок человека со временем. Главный борец – Костя Клочков («человек с уродливым носом и голубиной душой»). Все герои борются со временем – причиной их проблем; время – бесовское наваждение, которое материализуется в снах и видениях героев. Так, у старика Клочкова это бесенята, которые пилят ему ноги, у Христины бес является в облике чёрного орла (так она воспринимает Нелидова), которого раздирают стальные лапы паровоза. Для Нелидова суть жизни также является во сне – в частности, он видит панихиду, где в гробу лежит обезьяна, которая восстаёт из гроба и протягивает свои лапы страждущему человечеству.

Особая роль снов. Сон становится основой ремизовского повествования. Сон – это миф в миниатюре; и даже человек, не верящий в мифы, во сне становится мифотворцем во снах. Этот эффект и использовал Ремизов. Сны для самого Ремизова синтезировали звуки и слова, изображая художественную реальность; и часто своими снами Ремизов одаривал и персонажей своих произведений.

Крестовые сестры (1910). Исповедь с симфоническим построением. В мире, где живут герои «КС», все мученики, все страдают, среди них нет виновных – и потому все они братья и сёстры во страдании, «крестовые сёстры».

Ремизов пытался понять, что есть человек человеку. Маракулин: человек человеку бревно. Герой произведения не походит на Ремизова, но общее у них – удары судьбы. Основной вывод КС: человек человеку – бревно -> подлец, который добивает, подлезает под человека. Лишь немногие способны подняться над испытанным ими личным горем и стать другим утешителями. Человек обречен. Повесть завершается падением Маракулина из окна – лишь в момент смерти он обретает потерянную радость.

Повести «Пятая язва», «Плачужная канава» соединяют в себе дневное и ночное зрение. В 10-ые годы Ремизов публикует «Лимонарь» (духовные притчи и песнопения).

Но основной труд Ремизова – «Россия в письменах» - сборник документов от петровской эпохи до 1918 г. Считал его самым значительным.

Произведения Ремизова, выражающие его отношение к революции - «Слово о погибели русской земли», «Заповедное слово русскому народу», «Вонючая торжествующая обезьяна». В Советской России Ремизов прожил 3 года, а в 1921 г. выехал в Берлин.

Основные книги эмигрантского периода: «Огненная Россия», «Хроника петербургская», «Кукха (Розановы письма)» и «Взвихренная Русь» (свод воспоминаний и сновидений). Также – «Пляшущий демон», «Подстриженными глазами».

Под конец жизни Ремизов, которому постоянно снились сны о России, добился гражданства СССР, но умер в Париже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.012 с.)