Проблематика и художественные особенности поэм А.А.Блока «Соловьиный сад» и «Возмездие». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблематика и художественные особенности поэм А.А.Блока «Соловьиный сад» и «Возмездие».



 

Про "Соловьиный сад" все упорно молчат, так будет же бред. В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. + столкновение реализма и романтизма, поэма считается романтической, но реализм победил. В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» - это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна. В «Соловьином саде» любовь, противопоставленная широкому миру жизни, не спасает героя, бегство его в жизнь предопределено.

В 1910 г. он начинает работать над поэмой «Возмездие». По замыслу она должна была состоять из четырех глав с прологом и эпилогом. Поэма осталась незаконченной (последние наброски ее относятся к 1921 г.). Из задуманного были написаны пролог, первая глава, вступ­ ление к главе второй и часть третьей главы. Первоначальный замысел поэмы был связан со смертью отца поэта и носил явно автобиографи­ ческий характер. Но с течением времени тема индивидуальной судьбы становится темой рода, сменяющих друг друга поколений. Основная проблема поэмы — отношения личности и общества, связи человече­ской судьбы с судьбой народной, народных судеб с судьбами револю­ции. В «Возмездии» в полную силу зазвучала и тема отношений народа и интеллигенции, интеллигенции и революции. Позднее Блок скажет, что поэма была «полной революционных предчувствий». «Возмездие» — одно из наивысших достижений Блока, в ней раскрывается идейная проблематика всего его творчества. Каждая глава поэмы, рассказывающая о судьбах рода, должна была, по замыслу поэта, обрамляться «описанием событий мирового значе­ния». Блок создал широкий фон исторического движения жизни Европы и России, на котором развертывались картины русской жизни конца XIX и начала XX в.

Блок говорит об антигуманном характере буржуазной цивилизации, теорий буржуазного прогресса: Век девятнадцатый, железный,// Воистину жестокий век! //Тобою в мрак ночной, беззвездный //Беспечный брошен человек!

Но

Двадцатый век... Еще бездомней. //Еще страшнее жизни мгла...

Перед читателем поэмы проходят петербургские сходки, предстают многие реальные фигуры того времени: народовольцы, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Перовская. Поэт описывает настроения тех лет, когда Блок хотел рассказать и о событиях 9 января, о баррикадах 1905 г. Последний отпрыск рода—сын—должен был, по замыслу поэта, погибнуть на революционной баррикаде. В эпилоге, как писал Блок в предисловии к поэме, молодая мать качает младенца и он начинает повторять по складам вслед за матерью: «И я пойду навстречу солда­ там... И я брошусь на их штыки... И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот». Именно ему и предназначено совершить возмездие над историей. Так решалась Блоком проблема развития человеческой личности и ее отношения к истории. "Победоносцев над Россией //Простер совиные крыла, //И не было ни дня, ни ночи, //А только —тень огромных крыл...

Тема «Возмездия»: «...род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи,— начинает в свою очередь творить возмездие; последний пер­ венец... он готов ухватиться своей человеческой ручонкой за колесо, которым движется история человечества».

 

БЛОК А.А.

 

Стихи:

 

1) «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...» - 4 июня 1901

Жду Прекрасную Даму "тоскуя и любя", но боюсь: а вдруг "изменишь облик Ты" и что я тогда делать буду? – О, как паду - и горестно, и низко,Не одолев смертельные мечты!

2) «Мы встречались с тобой на закате» - 13 мая 1902

Лиргерой разлюбил "утонченность мечты", зато любит "твое белое платье". Встречались они с возлюбленной в тумане вечернем, но теперь все в прошлом: "Всё померкло, прошло, отошло..// Белыйстан, голосапанихиды // И твое золотое весло". - символы!

3) «Вхожу я в темные храмы» - 25 октября 1902

Геройвходитвхрам, гдеждетПДв " мерцаниикрасных лампад". Понятно, она - Святая, он ей какбэ молится. "А в лицо мне глядит, озаренный,//Только образ, лишь сон о Ней".

3) Осенняя воля - 1905

Тема современности, Родины, России, народа. Пытается приобщиться к народной жизни России с ее тайной душой, непостижимой внутренней силой. "Простор" он наевки полюдит, ведь "цветной" рукав России ему "призывно машет. Просит: "Приюти ты в далях необъятных!//Как и жить и плакать без тебя!"И конечно: "Нет, иду я в путь никем не званый..//Буду слушать голос Руси пьяной,//Отдыхать под крышей кабака".

4) «Девушка пела в церковном хоре» - Август 1905

Контраст, тема "тезы-антитезы", трагическое несоответствие желаемого и реальности.

Девушка поет, всем кажется, "что радость будет", но ни черта:"И только высоко, у царских врат,//Причастный тайнам, - плакал ребенок//О том, что никто не придет назад".

5) Незнакомка - 1906

ПД вытеснена незнакомкой, двуликим посюсторонним существом: одновременно воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя идеале "небесном", но в то же время и порождение "страшного мира" реальности, где: "пьяницы с глазами кроликов//"In vino veritas!"* кричат". И вывод (дадада!): "В моей душе лежит сокровище,//И ключ поручен только мне!//Ты право, пьяное чудовище!//Я знаю: истина в вине".

6) Из цикла «Снежная маска»:

Снежное вино - 29 декабря 1906

Явление Снежной Девы народу: "И ты смеешься дивным смехом, //Змеишься в чаше золотой". Хи из ин лав эгейн.

Не надо - 4 января 1907

Лиргерой окунулся в стихию снежную, и хочет "под звонкой вьюгой умереть", о земной жизни отрекается, и от рая и боженьки тоже, бай зе вэй.

Обреченный - 12 января 1907

Продолжение этой темы. Возлюбленная Снежная Дева из мира "метелей" предает лиргероя "белой смерти", а он и рад: "сердце хочет гибели,//Тайно просится на дно".

7) Из цикла «Вольные мысли»:

В дюнах - 1907

Вновь к теме Руси. Россия тут в образе красивой женщины (предположительно крестьянке), а у лиргероя к стране/девушке такая жгучая страсть, он бежит за ней, на нем рвется одежда, а она хохоча убегает он него. Он хочет "затравить ее как зверя", а потом сказать: "Моя! Моя!" - И пусть она мне крикнет:"Твоя! Твоя!".

«Тропами тайными, ночными» - 3 июня 1907

Видимо, обращениекбуржуям, церковникамипрочим противникам рев-ции.Говорит, что все они сдохнут, когда "придут замученные ими", которым помогут упыри и ночные призраки. А ваще обращается к народу:"Гроба, наполненные гнилью,Свободный, сбрось с могучих плеч!"

8) Цикл «Осенняя любовь» - из 3 стихотворений, написанных 3 октября 1907

Тема - уныние и смерть, все плохо и возврата к прошлому нет, мы все умрем. В первом стихотворении лиргероя распинают на кресте, он видит плывущего к нему Христа-двойника, но сомневается, доплывет ли. Во втором: "И вот уже ветром разбиты, убиты//Кусты облетелой ракиты". Все мертво, но видит лиргерой сон о "былом солнце" и спрашивает, вотафак?: "О, глупое сердце,//Смеющийся мальчик,//Когда перестанешь ты биться?" А в последнем оказывается, что все хорошо, тк перед смертью лиргерой повеселиться с возлюбленной, "верной темному раю": "Мои опьяненные губы//Целуют в предсмертной тревоге//Холодные губы твои". Зе энд.

9) «О, весна без конца и без краю» - 24 октября 1907

Развивается один из главнейших мотивов лирики Блока - "и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь". Неприглядность жизни (всякие "томления рабьих трудов") видит он, дисгармония и вообще ничего хорошего. Он он такой: "Принимаю". Это не пассивное смирение (типа, ууу всеплохо-пойду чаек заварю) Нет! Он воин, готов противостоять несовершенству мира. Щита не бросит. "Ненавидя, кляня и любя://За мученья, за гибель - я знаю -//Всё равно: принимаю тебя!"

 

10) «Май жестокий с белыми ночами» - 28 мая 1908

Опятьрусская тема проклевывается. Хорошо пройтись по лугу, плести венки, "Но достойней за тяжелым плугом//В свежих росах по'утру идти". Правда вппереди "неизвестность и гибель", но это ничего.!

 

11) Цикл «На поле Куликовом» - 1908

Этот цикл (5 стих.) - ядро патриотической лирики. Куликовская битва для Блока - символическое событие, которому суждено возвращение. Стихотворения строятся на противопост. двух миров. Лиргерой готов погибнуть за родину("За святое дело мертвым лечь!"), но ощутима надежда на победное будущее. Цитатки:

"О, Русь моя! Жена моя! До боли//Нам ясен долгий путь!"

"И вечный бой! Покой нам только снится..." А потом на лиргероя сходит благодать его Невесты-Руси: "Был в щите Твой лик нерукотворный//Светел навсегда" (экспаповысиласьдо 3 уровня). Обращается он к ней с просьбой: "Явись, мое дивное диво!//Быть светлым меня научи!" И последнее стихотворение связывает прошлое с настоящим: "Но узнаю тебя, начало//Высоких и мятежных дней!". А потом: "Не может сердце жить покоем,//Недаром тучи собрались.//Доспех тяжел, как перед боем.//Теперь твой час настал. - Молись!

 

12) Поэты - 24 июля 1908

Тутпропооэтаитолпу. ТИпа, поэты: "Разнежась, мечтали о веке златом,//Ругали издателей дружно.//И плакали горько над малым цветком.." Ну и ладно - говорит Блок, хотя бы так, а не как это тупое обывательское быдло, к которому обращается: Ты думаешь, может быть, - хуже//Твоих ежедневных бессильных потуг,//Твоей обывательской лужи?" И в конце: пусть подохну "под забором", но меня хотя бы "бог снегом занес".

13) Россия - 18 октября 1908

Знаменитое стихотворение со строкой "Россия, нищая Россия" - девушка, прекрасная, простая, которая носит "плат узорный до бровей". И лиргерой говорит: "Какому хочешь чародею//Отдай разбойную красу!//Пускай заманит и обманет,//Не пропадешь, не сгинешь ты.." Ну вы, конечно, поняли, почему - есть сила и что-то невообразимое, дикое и мощное.

14) «Я пригвожден к трактирной стойке» - 26 октября 1908

Ностальгия по промчавшемуся счастью. Образ тройки, быстрой дороги, на которой уносится счастье лиргероя, все мчиться: "Я пьян давно. Мне всё - равно"."А ты, душа... душа глухая...//Пьяным пьяна... пьяным пьяна..."

15) «О доблестях, о подвигах, о славе» - 1908

Обращено к жене Любви Дмитриевне. Лиргероя покинула любимая, но она все равно "милая", "нежная". Ей он говорит: "грасиас пор тодо!" НО грустно: "Уж не мечтать о нежности, о славе,//Всё миновалось, молодость прошла!//Твое лицо в его простой оправе //Своей рукой убрал я со стола.

Все след. относится к циклу "Страшный мир", где ведущий мотив – омертвение мира современной городской цивилизации.

16) На островах - 22 ноября 1909

ПРолюбовь, очень красиво. "Голос женщины влюбленный", "две тени, слитые в поцелуе", но лиргерой говорит: не стоит заблуждаться: Да, есть печальная услада//В том, что любовь пройдет, как снег.//О, разве, разве клясться надо//В старинной верности навек?" Типа "я не первую ласкаю" и "царств не требую у ней". Свободные люди, е.

17) В ресторане - 19 апреля 1910

Лиргерой (известные строки):"Я послал тебе черную розу в бокале

//Золотого, как небо, аи".А девушк ана него дерзко и надменно взглянула. НО: Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала//И, бросая, кричала: "Лови!.."//

На железной дороге - 14 июня 1910

ПРодевушку, котораябросиласьподпоезд: " Любовью, грязью иль колесами//Она раздавлена - всё больно". А почему? "Так мчалась юность бесполезная,//В пустых мечтах изнемогая...//Тоска дорожная, железная //Свистела, сердце разрывая...И ей конец.

18) «Ночь, улица, фонарь, аптека» - 10 октября 1912

Ничегонеизменить, всекакбыло, такибудет. Итс пойнтлесс: Живи еще хоть четверть века //Всё будет так. Исхода нет.//Умрешь - начнешь опять сначала//И повторится всё, как встарь://Ночь, ледяная рябь канала,//Аптека, улица, фонарь.

19) «Миры летят. Года летят...» - 2 июля 1912

Счастья нет. "Что' счастие? Короткий миг и тесный,//Забвенье, сон и отдых от забот..." А потом опять толчок от судьбы, опять все плохо. "Когда ж конец? Назойливому звуку//Не станет сил без отдыха внимать...//Как страшно всё! Как дико! - Дай мне руку,//Товарищ, друг! Забудемся опять.

 

20) К Музе - 29 декабря 1912

Музаподарила поэту проклятье своей красоты, ее ласки срашны, а ее явление для поэта - мученья и ад. ОН не зла, не добра. Для кого как, а для лиргероя - демон, такой Петр Могила: "И была роковая отрада//В попираньи заветных святынь,//И безумная сердцу услада//Эта горькая страсть, как полынь!

Уже не из "Страшного мира".

21) Художник - 12 декабря 1913

Трагическоеощущение российской современности как безвременья. Поэт поет в угоду толпе, без вдохновения, творческая обреченность поэта: его разум убивает душу. Душа в клетке. "Крылья подрезаны, песни заучены.//Любите вы под окном постоять?//Песни вам нравятся. Я же, измученный,//Нового жду - и скучаю опять".

22) «Земное сердце стынет вновь» - 1911 - 6 февраля 1814

Тма поэта и толпы. "Уюта - нет. Покоя - нет."Быдло и читателей своих он презирать готов, но все-таки: "Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь".

 

 

23) «В огне и холоде тревог» - 1910 - 6 февраля 1914

Предчувствуетмятежиужечувствует, чтоволинародныесобираютсилыдля этого, хотя, мб, день далек: "Я верю: новый век взойдет//Средь всех несчастных поколений".

24) «Грешить бесстыдно, беспробудно» - 26 августа 1914

НепригляднаякартинаРоссии, где живут всякие уроды, которые сначала грешат, а потом под лампадкой пьют чай и думают, что богу помолился энд ит мэйкс ит окей, грехи отпущены. Короче, есть и такие, НО: "Да, и такой, моя Россия,//Ты всех краев дороже мне".

25) «Рожденные в года глухие» - 8 сентября 1914

ПосвященоЗинкеГиппиус. Онговорит, что мы - "дети страшных лет РОсии", что никогда ничего не забудем. ОН уже видит и смертное ложе, но потом, потом:"Те, кто достойней, боже, боже,//Да узрят царствие твое!"

26) Цикл «Кармен» (10 стихотворений): - 1914

Все посвящено исполнительнице партии Кармен о опере Бизе Л.А. Андреевой-Дельмас. Главная тема: сила страсти, любви, вдохновляющей на творческие сны. Саша потерял голову, эз олвэйз. Не смысла разбирать каждое, они как одно, везде он просто описывает ЕЕ. «"Кармен"»,— пишет Д. Максимов,—это апофеоз торжественной и таинственной, земной и уводящей в неизмеримость космических пред­ставлений любовной страсти». Блок увидел в своей современнице образ не знающей смирения цыганки. Сюжет об испанской героине сроднился с жизнью Петербурга, где "март наносит мокрый снег". Блок создал обобщенный образ, в котором не расчленены женская природа, условность сцены, восприятие текста Новеллы Меримэ. Об этом великом синтезе есть в стихах "Бушует снежная весна" (в Хозе Кармен метает взглд, я лиргероя до костей пробирает, а когда она говорит: "Ценоюжизни

Тымнезаплатишьзалюбовь !" - то ваще). А как он ее образ описывает, именно не женщину, а образ, от которого он "испытал немую жуткость!" ("Сердитый взор бесцветных глаз") Правда, в описании Кармен выражены черты Дельмас: ее "нежные плечи", "пугающая чуткость" "нервных рук и плеч", презренье глаз, львиное – " в движениях львиной головы". (не знаю, как у вас, но по мне это не женщина, а конь какой-то. Словно Дельмас, а не Кармен испытывает ревность к Эскамильо. Говорится о ее ревности к дублерше: "Не Вы возьметесь за тесьму,//Чтобы убавить свет ненужный,//И не блеснет уж ряд жемчужный//Зубов - несчастному тому..." Эта сценическая ситуация переносится в петербургскую жизь стихотворения "Ода, любовьвольна, какптица ", ичтонесуждено больше испытать испытать Эскамильо, войдет в жизнь лиргероя:"И в тихий час ночной, как пламя,//Сверкнувшее на миг,//Блеснет мне белыми зубами//Твой неотступный лик (опять ведь эти зубы, джизас крайст).В тексте звучат цитаты из партии Кармен. Последнее стихотворение "Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь" написано в характерном для лав сайклз жанре послания. Ну и завершается так: такая у нас безумная страсть, но мы оба такие болезненно независимые: "Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен".

 

27) Цикл «Черная кровь» - 1914

Еще 9 стихотворений эбаут tough love. И тут опять же не нежная любовь, не цветочки-птички, тут жесть, вампиризм настоящий, еще чуть-чуть и дойдут до рукоприкладства. "Нет! Не смирит эту черную кровь//Даже - свидание, даже - любовь!" От ее взляда в нем демоны пробуждаются, пропасть опасная перед ним. Пожалуйста: "Даже имя твое мне презренно" или вот:"Подойди. Подползи. Я ударю //И, как кошка, ощеришься ты..." И в стихотворении "О, нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой" лиргерой говорит: отвали ты от меня к чертям, я хочу жить нормально, но опять его призывает, и ему не выдержать, хотя он знает: "Что твой змеиный рай - бездонной скуки ад". Взгляд ее "жадный" отводит от него дневное солнце. ОН уже и сам становится, как она: "Тогда - во взгляде глаз усталом//Твоя в нем ложь!"А в конце уже совсем интересно становится: "И обугленный рот в крови//Еще просит пыток любви..." А потом: - Ты мертва, наконец, мертва!//Знаю, выпил я кровь твою...//Я кладу тебя в гроб и пою.. (стихотворение "Я ее победил, наконец!") Наааайс.

"Над лучшим созданием божьим" - последнее стихотворение, где он ее изгоняет и чувствует себя счастливым: свободен от "низкой страсти"!

 

Поэмы:

 

28)Соловьиный сад - 6 января 1914 - 14 октября 1915

Сюжет: лиргерой едет на мохнатом осле мимо соловьиного сада и видит сквозь заросли роз белое платье и думает, как же туда попасть? Очень круто: "Сердце знает, что гостем желанным//Буду я в соловьином саду..."И он преспокойно оставляет своего осла, свой путь ("Я забыл о пути каменистом,//О товарище бедном моем") и идет в соловьиный сад, где она его ждет с распростертыми объятиями. Проводит там ночь, но видите ли, "Отдаленного шума прилива//Уж не может не слышать душа", а потом он слышит "призывающий жалобный крик" все того же осла. И бай, дарлинг, меня зовут Бонд, Джеймс Бонд. "Я вступаю на берег пустынный,//Где остался мой дом и осел".Но как раньше уже и не будет, так что извините..

29)Возмездие – 1919

Сначала Блок пишет предисловие к ней. Зачем? потому, говорит он, что не хочу заканчивать поэму, полную революционных предчувствий, когда рев-ция уже завершилась. Короче, начал ее он в 1910. Что за годы? Умер Врубель, Толстой + кризис символизма, повылезали акмеисты, футуристы + бурная общественная жизнь + почему-то вспоминает авиацию и цирки + убит Столыпин, после чего власть в стране переходит в руки департамента полиции. Ритм того времени - ямб, тк "мировой водоворот засасывает личность полностью", остается только "вялая плоть и тлеющая душонка". А потом: меня от теорий прогресса просто тошнит. Он хотел в поэме проследить судьбу рода, круг человеческой жизни, и, мб, последний "отпрыск рода ухватиться ручонками за колесо человеческой истории". Ну и мотив "возмездия" должен был быть.

Вот что получилось. Очень миленько, даже в духе Пушкина и с иронией.

Пролог: "Сотри случайные черты - увидишь: мир прекрасен". Время идет, уголь превращается в алмаз, и скоро этот алмаз всех замочит (гнев зреет в сердцах, в каждом дышит дух народа) И поэт призывает всех бить. "Дроби, мой гневный ямб, каменья".

1 глава: она развивается в 70-х годах прошлого столетия на фоне русско-турецкой войны и народовольческого движения. Короче, 19 век довольно мерзкий, но 20 еще хуже: "Еще чернее и огромней тень Люциферова крыла" (и теперь уж "И отвращение от жизни//И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне"..

Но это ладно. Описывается дворянская семья, либеральная притом (по секрету - Блок писал это со своей семьи по матушке - семья Бекетовых), но все равно в глубине души у них все та же "Княгиня Марья Алексевна". Отец семейства "хранит гражданские святыни с николаевских времен", у всех "тургеневская безмятежность", язык франц. и Париж + 4 дочери на выданье. Старшая пошла за чувака, у них вроде либеральные взгляды, гражданский брак и все дела, только все равно без "флер д'оранжа и фаты" никакой свадебки (хаха, ирония). Мда, тут вечер у Анны Вревской и либерал жмет руку славянофилу, пьют чай с ромом (знаете, что-то они все пьют чай с ромом, хм, надо и нам попробовать). И тут появляется красивый молодой человек, которого все сразу окрестили Байроном. Эдакий Демон ("душа больная, но младая"), бледный и умный. Младшую дочь семейства Бекетовых он очаровал, долго думал жениться- не жениться, потом ему предложили кафедру в Варшаве и он такой: а, чем черт не шутит, женюсь. Увез невесту в Варшаву, а та скоро сбежала от него с ребенком, тк был он психоватый. Ребенком был никто иной, как Сашка Блок.

Глава 2: тут просто о том, как прошло время, как "петербургская чернь подобострастно глазела на царя". И спрашивает себя поэт: "Какие ж сны тебе? Какие бури суждены?

Глава 3: Сын вырос, отец умер, сын едет в Варшаву похоронить. "ОН славно отдохнет теперь" - подумал сын спокойным взглядом.."

"Да, сын любил тогда отца//Впервой - и, мб, в последний//Сквозь скуку панихид, обедней,//Сквозь пошлость жизни без конца..." Он смотрит н а квартиру бирюческую отца и думает, что "так жил отец: скупцом, забытым людьми, и богом, и собой". У героя начинаются "несвязный бред", смутный звон в ушах, грустно и страшно. Но все-таки приходит в конце поэм к тому, что " мир прекрасен как всегда".

Все, я чуть не умерла, пока писала содержание тв-ва Блока. Я уже не буду прежней никогда. Будь проклят тот день, когда я выбрала себе этот блок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.158 с.)