Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действительность, герои и автор в произведениях А.М.Ремизова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Авторская позиция: человек человеку – бревно и подлец, но человек должен быть и духом-утешителем – эта миссия нелёгкая, и надо сначала самому пострадать, чтобы стать таким. Из этой позиции вытекает и изображение действительности и героев в произведениях. Действительность несправедливая, все или страдают, или творят зло. Исходным является образ мира как царства дьявола, бессмысленного рока. В «Крестовых сестрах» дурная бесконечность бытия воплощается в повторности лейтмотивов, рисующих убогость, бессмысленность существования. Много насилия над женщинами (Вера Чудотворная – нанималась нянькой, а попала в трактир, где ее многократно насиловали, спаслась чудом – во время пожара, Евгения Маракулина), мучения животных (убившаяся кошка Мурка появляется многократно – сначала в действительности, потом в размышлениях Маракулина). Бурков дом – «весь Петербург» - там постоянно происходят драки, скандалы.
В «Часах» тема рока, властвующего над миром дьявола, сливается с символом башенных часов; освобождение от власти рока, победа над временем достигаются на пути безумия. Но сквозь явления бесноватого мира Ремизов усматривает мир благостной природы и бога, хотя и отошедшего от своего творения в потусторонние дали (размышления Нелидова).
Положительные персонажи — безвинные страдальцы. В социальной действительности Р. видит «явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную», повсюду царят «вздор, нескладица», природа у Ремизова полна бесовщины. Быт глухих провинциальных городов, столичных задворок рисуется им остро-гротескно; реальная бытопись сочетается с фантастикой, обессмысливающей действительность. Жизнь персонажей — мелких чиновников, ремесленников, купцов, интеллигентов — полна несуразных происшествий, нелепых поступков, сумасбродства. Реальность у Ремизова постоянно прорывается «кажимостями», бредом, снами, в которых обнажается нелепица, прикрытая в бодрственной жизни мнимой разумностью. Систематически используемые Р. лейтмотивы образуют алогические конструкции; развертывание логического хода мысли, психического состояния, переживания субъекта постоянно замещается воспроизведением потока ощущений, подчас галлюцинаторных.
Члены изображаемого Р. общества лишены внутренней связи друг с другом, они живут как бы в одиночном заключении; здесь «человек человеку — бревно». Современная действительность и вся русская история «петербургского периода» рисуются Ремизовым как царство беззакония, насилия, косности. Ремизов датирует гибельный поворот русской истории эпохой Петра.
Своеобразие ремизовской трактовки истории и культуры: Ремизов – последователь еретиков-богомилов. Он считал, что человек был создан падшим ангелом Сатанаилом, и лишь душа – порождение Бога. Демон был свергнут, но рассыпался по миру. Главная постоянная – грех, владыка мира. Полагал, что мировой грех может быть преодолён отдельными людьми. В людском мире виновных нет, т.к. все виноваты. Считал, что прогресс невозможен, история – бессмысленность. Время – антигерой истории, порождение дьявола, подчиняющее человека. Каждое рождение - путь к смерти, все рождаются приговорёнными, и жизнь – отсрочка исполнения приговора. Приход цивилизации для культуры губителен, для её возрождения надо вернуться к истокам.
Средоточие зла для Ремизова — в современном индустриальном городе. Злу существующего общества Ремизов противопоставляет идиллию благообразного старокупеческого быта, освященную религией допетровскую «святую Русь». Грехи, неправедность старозаветного мира должны быть искуплены, и этим искуплением, с точки зрения Ремизова, является революция, которую нужно жертвенно претерпеть для освобождения от накопившейся скверны. Психологические мотивы, связанные с миром «униженных и оскорбленных» персонажей Р., перекликаются с мотивами «подполья» Достоевского («Крестовые сестры»). Герои: творящие зло – Горбачев (содержатель углов, замучил свою дочь, выламывал ей пальцы, но чрезвычайно богомолен), Глотов (из-за него Маракулина обвинили в воровстве), парные персонажи: Лещев и Раков (оба женились по расчету, отобрали у жен деньги и бросили их), «студенты» (воруют в Бурковом доме шубы), Бурков («самоистребитель»). Мыслители: Маракулин, Нелидов (в «Часах») – говорят о несправедливости этого мира, но не могут ничего изменить. Страдальцы: женские образы в «Часах» и в «КС». Ключевой образ – Акумовна («обвиноватить никого нельзя»).
РЕМИЗОВ А.М.
«Часы» (1908) Часть 1. На Соборной площади города стоит башня с часами. Каждый вечер Костя Клочков, юноша из часового магазина, заводит эти часы. Главная проблема По дороге домой К заходит в галантерейный магазин. Тут живет «его прелесть» - хозяйская дочка Лидочка. Она с ним не разговаривает, не дает поцеловать ручку. Потом идет домой. В часовом магазине (там К живет) общее собрание. Хозяин Сергей, брат Кости, - куда-то уехал. Слуги подозревают, что сбежал, потому что разорил магазин. Жена Сергея Христина в отчаянии. К говорит ей, что по дороге домой встретил Нелидова, друга Сергея. Христина надеется, что Нелидов ей поможет. К над всеми в доме издевается: сестру, гимназистку Катю, пугает, к горничной Фросе пристает. Христина размышляет, откуда ей добыть деньги – если не добудет, Сергей никогда не вернется. Даже от отца Сергея и К, Андрея Петровича (он живет с ними) никакой пользы. Даже если у него деньги есть, он их никому не даст. Вообще-то он может достать совсем немного денег, так, чтобы спасти Сергея. Но не достанет, потому что в доме «с ним обращаются как с собакою». Неожиданно кажется старику, что из его чашки коровьи ноги торчат. Он пугается. К хочет управлять жизнью. Спрашивает отца, есть ли такая книга, где про это написано. Отец ему отвечает, что книга была, и «называлась та книга Голубиная». Христина переживает, что Сергей не вернется, и молит Бога дать ей сил, чтобы справиться с бедой. Часть 2. Нелидов думает о милосердии Бога: «у него тихий проникающий взор, тихое слово, полное любви и последнего утешения». Н учился вместе с Сергеем в одном университете. За 2 года Н все потерял, и приехал к Сергею. Был у Н друг Федоров, а когда Федорова приговорили к смертной казни, Н ничего не смог сделать; в одну «синюю ночь» умерла его невеста. Н получает письмо от Сергея – пока не знает, когда вернется, просит передать Христине поклон. Идет Н к Клочковым. В дверях Костя пророчит, что скоро «не будет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего». Еще К спрашивает, как «притянуть» человека. Н считает, что надо иметь сильное сердце. К говорит, что надо высушить лягушачью лапку, зацепить лапкой человека – и все. Часть 3. Христина понимает, что Сергей не вернется. Надо заботиться о маленькой дочке Иринушке, брать хозяйство в свои руки. Надеется на помощь Нелидова, хочет спросить совета у К, потому что он «вступил в лягушачью веру». Завтра платеж по векселю, а у нее денег нет. Отовсюду приходят люди, просят вернуть долги, Христину тормошат разными делами. Сестра Сергея Катя заболела, вторую неделю лежит с температурой. Ночь. К не может спать, спускается в столовую. Старик Клочков сам с собой играет в карты. За столом у самовара сидит Христина. Неожиданно всем трем кажется, что за столом со стариком сидят еще три партнера-шулера, «по шулеру на каждого». К спит на сундуке рядом с Иваном Трофимовичем, слугой маленького роста. Тот говорит К, чтобы он богу молился о носе, а К говорит, что никогда богу не молится. Иван Трофимович рассказывает К про страну Бесинию, где живут люди с кривыми носами – куринасы, живут в песке, несут яйца, гусиные и утиные, и ими питаются. К чувствует бессмысленность своей жизни и хочет покончить с собой. Неожиданно ему взбредает в голову, что он бессмертный. От восторга он подпрыгивает, падает и ударяется головой. Ему видится гад, вышедший из ярко-зеленого облака, разверзший огненно-красную пасть. Гад его поглотил. Часть 4. Нелидов каждый день ходит к Клочковым. Помочь им не может, потому что ничего не понимает в торговле. Н по взгляду Христины понимает, что она любит его. Н знает, что Сергей изменял Христине. Но не знает, любит ли сам по-настоящему Христину, и можно ли изменить памяти умершей невесты. Катя болеет оспой, у Кости припадки безумия. Нужно отправить Катю на юг на лечение. Но старик Клочков и на это не хочет выделить деньги. Часть 5. День рождения Кати. Ей является какая-то женщина, в которой Катя узнает покойную мать. Женщина зовет Катю в дорогу, в теплые края. Черные часики Кати на тумбочке останавливаются. Ее все-таки отправляют на юг. Костя беседует со стариком Клочковым о чертях. Черт старика черный, черт Кости – прозрачный, он его сам видел. Н все-таки говорит Христине, что любит ее и не может без не жить. «И тогда в един миг стало для них раздвоенное нераздельным и претворилось невозможное в возможное, как претворяется вино в кровь и хлеб в тело». Часть 6. Хоть Нелидов и любит Христину, иногда он сомневается, правильно ли поступил. Мастер Семен Митрофанович увольняется. Магазин разорен, его опечатывают. Костя в последний раз поднимается на Соборную площадь заводить часы. Решает «убить время» - ломает часы. Считает, что теперь наступил конец света, а он – властелин мира, Костя-Саваоф. Он совсем спятил, ему видится черт Носатый, который и хвалит его, и смеется над ним. Христина получает письмо от Сергея, в котором он пишет, что послезавтра вернется. Нелидов, оказывается, «уехал на родину». Христина бежит к вокзалу. Перед поездом ей видится Нелидов в высокой шапке, как огромный, черный орел. Но орел упал на рельсы, и поезд разорвал его на мелкие кусочки. Часы починили. Тишина.
«Крестовые сестры» (1910)
Жили друзья Маракулин и Глотов. Маракулин талоны выдавал, Глотов кассир. Про Глотова говорят, что он свою жену года 3 назад выбросил из окна, она разбилась. Петр Алексеевич Маракулин сослуживцев своих весельем заражал. Ему лет уже 30, но считал себя чуть ли не 12-летним (потому что остальных воспринимал как старших). Любил переписывать, иногда просто то, что ему нравится, хотя никому это не нужно, подошьют потом куда-то и забудут. Враз все переменилось. Ждал к Пасхе М повышения — а его со службы выгнали. 5 лет заведовал М талонными книжками, все было в исправности, а затеяли директора проверять — ошибка какая-то. Говорили, что это Глотов его «подчислил». Пытался доказать М: «я немец», — не слушали. Обозвали вором и выгнали. Понял тогда М: «Человек человеку бревно». Поочередно мелькают у него мысли: терпи, забудь, не думай. Уже ему в квартире хозяин руки не подает, пришлось поменять квартиру на попроще. Последний день на старом месте запомнился М тем, что убилась кошка Мурка, ее дети обступили, и никто не трогал, а она все мяукала, и кажется М, что она кричит: «Воздуху дайте!» Поселился М в Бурковом доме, напротив Обуховской больницы. С парадного конца дома живут богатые: хозяин Бурков - бывший губернатор, присяжный поверенный, Горбачев – содержатель углов, который дочку свою замучил до смерти, генеральша Холмогорова — «вошь», живет на проценты. Она только ест, спит, ходит в баню и молится. С черного хода — квартиры бедных, «Весь Петербург». Здесь квартира хозяйки М, Адонии Ивойловны Журавлевой. Она — вдова, богатая, любит блаженных и юродивых. Летом на богомолье уезжает, оставляя квартиру на Акумовну, кухарку. По двору любят Акумовну: она на том свете была, ходила по мукам — божественная! Из дома она — почти никуда, и все хочется ей на воздух. Соседи М — братья Дамаскины, циркачи: Василий Александрович, клоун, и Сергей Александрович, в театре танцует, ходит — земли не касается. А еще ближе — две Веры. Вера Николаевна Кликачева, с Надеждинских курсов, бледненькая, тоненькая, массажем зарабатывает, хочет поступить в медицинский институт, а учиться трудно, и ночью воет Вера, словно петлей сдавленная. Верочка Вехорева, — ученица Театрального училища. Верочка нравилась М. Заносчивая, говорит, что она великая актриса, кричит: «Я покажу, кто я, всему миру». И чувствовал М, это она заводчику Вакуеву показать хочет: он ее содержал год, а надоела — отправил в Петербург. Ночью билась Верочка головой о стену. М видит, что все страдают, а «обвиноватить никого нельзя», как говорит Акумовна. Он проклинает «вошь» генеральшу, которая богатая, а никому не помогает. Хочет обварить ее кипятком, чтобы она озлилась. На лето все разъехались, а осенью — не вернулась Верочка. После видели её на бульваре, с разными мужчинами. Она поменяла фамилию на Рогову. Один раз М видел ее с Глотовым. На её месте поселилась Анна Степановна, учительница гимназии. Выиграл у нее лотерейный билет, и на ней женился Лещев. Деньги забрал и уехал, а ее бросил. Осенью туго всем пришлось. Клоун Василий Александрович упал с трапеции, ноги повредил, Анне Степановне жалованье не платят, у М работа кончилась. И вдруг — вызов ему из Москвы, от Павла Плотникова. Сам-то М московский. Ехал — вспоминал. Плотников – его школьный товарищ. М-на слушался как старшего. И позже, когда взрослый Плотников пил и буянил, только Петр Алексеевич мог унять его. Подумал М и о матери, Евгении Александровне: на могилу надо сходить. Вспомнил её в гробу, — ему было тогда десять лет, виден был её крест на восковом лбу из-под белого венчика. Отец матери М служил фабричным доктором у отца Плотникова, часто брал её с собою. Насмотрелась Женя на фабричную жизнь, душа переболела. Взялась помогать молодому технику Цыганову, что для фабричных чтения устраивал, книжки подбирала. Раз, когда все сделала, заторопилась домой. Цыганов вдруг бросился на нее и повалил на пол. Дома ничего не сказала, ужас и стыд мучили. Себя во всем винила: Цыганов «просто ослеп». И всякий раз, когда приходила к нему — все повторялось. Молила его пощадить, не трогать, но он не слышал. Через год исчез Цыганов с фабрики, и тут точь-в-точь произошло то же самое и в другой раз, только с братом её, юнкером. И его молила, но и он не хотел слышать. А когда через год брат из Москвы уехал — молодой доктор, помощник отца, заменил брата. 3 года она молчала, себя винила. Отец, глядя на нее, тревожился: не переутомилась ли? Уговорил поехать в деревню. И там в Большой пост на Страстной неделе во вторник ушла она в лес и молилась три дня и три ночи. А в Великую пятницу появилась в церкви, нагая, с бритвою в руке. И когда понесли плащаницу, стала себя резать, полагая кресты на лбу, на плечах, на руках, на груди. И кровь её лилась на плащаницу. С год пролежала в больнице, чуть заметный шрамик остался на лбу, да и то под волосами не видно. И когда знакомый отца, бухгалтер Маракулин Алексей Иванович, объяснился ей — решилась, рассказала все без утайки. Он слушал кротко и плака. М помнил лишь: мать была странная. Всю ночь не заснул М в поезде по дороге в Москву, лишь раз забылся на минуту, и приснился ему сон, будто Плотников уговаривает: лучше жить без головы, и режет ему шею бритвой. А приехал — белая горячка у Плотникова: «головы нет, рот на спине, и глаза на плечах». Наелся меду и бредит, что он — улей. Вдруг узнал Плотников М, и, шатнувшись к дивану, завалился спать на двое суток. А мать — плачет и благодарит: «Исцелил его, батюшка!» Когда очнулся Павел, потащил М в трактир, там за столиком признался: «Я в тебя, Петруша, как в Бога верую, не заладится в делах — имя твое назову, — смотришь, опять все по-старому». И таскал за собой, потом — на вокзал проводил. Уже в вагоне вспомнил М: так и не успел на могиле матери побывать. Невесело квартиранты встретили Пасху. Клоун Василий выписался из больницы, ходил с трудом, будто без пяток. Вере Николаевне не до аттестата — доктор посоветовал куда-то в Абастуман отправляться: с легкими неладно. Анна Степановна с ног валилась, ждала увольнения и все улыбалась своею больной страшной улыбкой. И когда Сергей Александрович с театром условие заключил о поездке за границу, других стал звать: «Всем за границу надо, хоть на неделю». «Я достану денег, — сказал М, вспомнив о Плотникове, — тысячу рублей достану!» Все поверили. Там, в Париже, найдут они все себе место на земле, работу, аттестат зрелости, потерянную радость. «Верочку бы отыскать», — схватился вдруг М: сделается она в Париже великою актрисой, и мир сойдет на нее. По вечерам Акумовна гадала, и выходила всем большая перемена. «А не взять ли нам и Акумовну?» — подмигивал Сергей Александрович. «Что ж, и поеду, воздухом подышу!» И пришел наконец ответ от Плотникова: через банк перевел М-ну 25 рублей. Уехал Сергей Александрович с театром за границу, а Веру Николаевну и Анну Степановну уговорил поселиться с Василием Александровичем в Финляндии — за ним уход нужен. С утра до вечера ходил М по Петербургу из конца в конец, как мышь в мышеловке. Ночью приснилась ему курносая, зубатая, голая, говорит: «В субботу мать будет в белом!» В тоске смертельной проснулся М. Была пятница. Подумал, что умрет в сб. И не хотел верить сну, и верил. И почувствовал М, что не вынесет, не дождется субботы, и в тоске смертельной ждал ночи: увидать Верочку, все рассказать ей и проститься. Ночь мотался — пытался Верочку отыскать, видел только черную тень. Суббота наступила и уж подходила к концу, час близился. И пошел М себе: может, сон иное значит, что ж у Акумовны он не спросил? Долго звонил и вошел уж с черного хода. Дверь в кухню оказалась незапертой. Акумовна сидела в белом платке. «Мать будет в белом!» — вспомнил М и застонал. Вскочила Акумовна и рассказала, как полезла утром на чердак, белье там висело, да кто-то и запер. Вылезла на крышу, чуть не соскользнула, кричать пытается — голоса нет. Хотела уж по желобу спускаться, да дворник увидел: «Не лазь, — кричит, — отопру!» М свой сон рассказал. Молчит старуха. Часы на кухне захрипели, отстукали двенадцать часов. «Воскресенье, спите спокойно». И, выждав, пока Акумовна угомонится, взял М подушку и, как делают летние бурковские жильцы, положив её на подоконник, перевесился на волю. И вдруг увидел на мусоре и кирпичах вдоль шкапчиков-ларьков зеленые березки, почувствовал, как медленно подступает, накатывается прежняя его потерянная радость. И, не удержавшись, с подушкой полетел с подоконника вниз. «Времена созрели, — услышал он как со дна колодца, — наказание близко. Лежи, болотная голова». Маракулин лежал в крови с разбитым черепом на Бурковом дворе.
31.Изображение истории и исторических деятелей в прозе Д.С. Мережковского (на примере одного из романов).
Биография. Поэт-символист, один из организаторов школы символизма, относится к старшим символистам. Печататься начал в 90-е гг. 1892 – сборник стихотворений «Символы», 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Это первый эстетический манифест русского символизма (Принципами нового искусства должно стать 1. мистическое содержание, 2. символы и символизация, 3. расширение художественного восприятия, впечатлительности, активизация творческой способности писателя). Первый исторический роман «Отверженный» опубликовал в 90-е в «Северном Вестнике». Помимо романов, известен как автор работ о Пушкине, Гоголе, книги «Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество». Его творчество имеет мировоззренческую и психологическую целостность – это поиск «выхода из подполья» и преодоление одиночества человека. Ожидал духовной революции, которая должна была привести к социальной революции. В 1914 по его инициативе Розанова за антисемитизм исключили из религиозно-философского общества. В 1920 вместе с Гиппиус эмигрировал, призывал к борьбе с большевиками, жил в Париже до конца жизни. В эмиграции писал исторические романы («Иисус неизвестный», 1932 - как и ПиА, о царстве Третьего Завета, попытка расшифровать символ веры. Образ Иуды в евангелийских свидетельствах – только страшилка; но если заглянуть бы в Иуду непосредственно, то мы увидели бы проблему зла в человечестве). О трилогии. В середине 90-х начинает работу над трилогией «Христос и Антихрист». В нее входят романы о Юлиане Отступнике, Леонардо да Винчи, Петре и Алексее (по-другому называется Антихрист. В ПиА упоминается как Юлиан – в вопросах религии, так и Леонардо – с ним сравнивается Петр). ПиА написан в 1905. В трилогии выразилась историко-философская концепция М. Человечество движется через противоречия небесного и земного к гармоническому синтезу. В жизни существуют и борются 2 правды – дух и плоть, Христос и Антихрист. Дух: стремится к самоотречению, слиянию с богом, плоть: самоутверждение, обожествление своего «Я», индивидуализм. Их синтез приведет к гармонии. Эта концепция определяет построение трилогии и композицию романов. Противостояние 2 начал проявляется в параллелизме судеб людей, которые идут или к Христу – духовному началу, или к Антихристу – началу земному. В трилогии М рассматривает самые напряженные столкновения (трагический распад античного мира, неудавшееся из-за инквизиции Возрождение, «русское Возрождение» петровской эпохи).
О романе. Петр и Алексей противопоставлены как носители 2 начал жизни и истории. Петр – выразитель волевого индивидуалистического начала, Алексей – духа народа, который М отождествляет с церковью Третьего Завета (т.к ни новая, ни старая церковь не передает дух народа). Конфликт отца и сына воплощает столкновение Плоти и Духа (с этим можно поспорить – плоти не чужды оба, Алексей не настолько религиозен, а Петр, напротив, набожен. Не знаю, что и думать). Петр побеждает, но Алексей перед смертью предчувствует, что скоро начала жизни сольются в грядущем царстве Иоанна, который является ему перед смертью в образе светлого старика. Разрешение муки раздвоения истории видится М в царстве «Третьего завета». Царство Бога-отца и Бога-сына кончилось, теперь будет царство Святого Духа. Эта религия (к ней же приходит Тихон Запольский) – истинное выражение духа народа.
Изображение истории. Все подчиняется историко-философской концепции. Хотя – обильное использование исторических фактов (этнографические детали быта, документы, речь той эпохи), исторические личности он подчиняет своей философской концепции. Но они противоречивы – показаны разные стороны личности.
Примеры всякие.
Изображение истории Достоверность языка: Речь Алексея, Петра и знати европеизирована, Петр использует много иностранных слов. Петр Толстой – много итальянского. Есть язык юридический и церковный – в указах, письмах и др. ист. документах. + песни, прибаутки, стихотворения того времени или в том стиле (силлабо-тоническая система). Изображение Петербурга: описано наводнение 1715 г., строящиеся улицы, Летний сад, домик Петра. Питер называют чертовым болотом и чертовой сторонушкой. Детали Петровской эпохи: «Весь обычай свой и язык, и платье изменили, головы и бороды обрили, персоны свои ругательски обесчестили. Нет уже в нас ни доброты, ни различия с иноверными». Показан маскарад, шутовские обряды служения Бахусу, ассамблеи. «Печатаному верили, а в особенности иностранным ведомостям, ибо, если и за морем врут, то где ж правду искать?» Раскольнические дела: гробополагатели, самосожжение, секты нетушников (все отрицали). Обучение: «Укрывавшиеся дворянские недоросли, привезенные из своих поместий под конвоем, иногда женатые, тридцатилетние и даже сорокалетние младенцы, сидели рядом с настоящими детьми на одной парте и зубрили по одной книжке, с картинкою, изображавшею учителя, который огромным пуком розог сечет разложенного на скамейке школьника».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.014 с.) |