Действительность, герои и автор в произведениях А.М.Ремизова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действительность, герои и автор в произведениях А.М.Ремизова.



 

Авторская позиция: человек человеку – бревно и подлец, но человек должен быть и духом-утешителем – эта миссия нелёгкая, и надо сначала самому пострадать, чтобы стать таким. Из этой позиции вытекает и изображение действительности и героев в произведениях. Действительность несправедливая, все или страдают, или творят зло. Исходным является образ мира как царства дьявола, бессмысленного рока. В «Крестовых сестрах» дурная бесконечность бытия воплощается в повторности лейтмотивов, рисующих убогость, бессмысленность существования. Много насилия над женщинами (Вера Чудотворная – нанималась нянькой, а попала в трактир, где ее многократно насиловали, спаслась чудом – во время пожара, Евгения Маракулина), мучения животных (убившаяся кошка Мурка появляется многократно – сначала в действительности, потом в размышлениях Маракулина). Бурков дом – «весь Петербург» - там постоянно происходят драки, скандалы.

 

В «Часах» тема рока, властвующего над миром дьявола, сливается с символом башенных часов; освобождение от власти рока, победа над временем достигаются на пути безумия. Но сквозь явления бесноватого мира Ремизов усматривает мир благостной природы и бога, хотя и отошедшего от своего творения в потусторонние дали (размышления Нелидова).

 

Положительные персонажи — безвинные страдальцы. В социальной действительности Р. видит «явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную», повсюду царят «вздор, нескладица», природа у Ремизова полна бесовщины. Быт глухих провинциальных городов, столичных задворок рисуется им остро-гротескно; реальная бытопись сочетается с фантастикой, обессмысливающей действительность. Жизнь персонажей — мелких чиновников, ремесленников, купцов, интеллигентов — полна несуразных происшествий, нелепых поступков, сумасбродства. Реальность у Ремизова постоянно прорывается «кажимостями», бредом, снами, в которых обнажается нелепица, прикрытая в бодрственной жизни мнимой разумностью. Систематически используемые Р. лейтмотивы образуют алогические конструкции; развертывание логического хода мысли, психического состояния, переживания субъекта постоянно замещается воспроизведением потока ощущений, подчас галлюцинаторных.

 

Члены изображаемого Р. общества лишены внутренней связи друг с другом, они живут как бы в одиночном заключении; здесь «человек человеку — бревно». Современная действительность и вся русская история «петербургского периода» рисуются Ремизовым как царство беззакония, насилия, косности. Ремизов датирует гибельный поворот русской истории эпохой Петра.

 

Своеобразие ремизовской трактовки истории и культуры: Ремизов – последователь еретиков-богомилов. Он считал, что человек был создан падшим ангелом Сатанаилом, и лишь душа – порождение Бога. Демон был свергнут, но рассыпался по миру. Главная постоянная – грех, владыка мира. Полагал, что мировой грех может быть преодолён отдельными людьми. В людском мире виновных нет, т.к. все виноваты.

Считал, что прогресс невозможен, история – бессмысленность. Время – антигерой истории, порождение дьявола, подчиняющее человека. Каждое рождение - путь к смерти, все рождаются приговорёнными, и жизнь – отсрочка исполнения приговора. Приход цивилизации для культуры губителен, для её возрождения надо вернуться к истокам.

 

Средоточие зла для Ремизова — в современном индустриальном городе. Злу существующего общества Ремизов противопоставляет идиллию благообразного старокупеческого быта, освященную религией допетровскую «святую Русь». Грехи, неправедность старозаветного мира должны быть искуплены, и этим искуплением, с точки зрения Ремизова, является революция, которую нужно жертвенно претерпеть для освобождения от накопившейся скверны. Психологические мотивы, связанные с миром «униженных и оскорбленных» персонажей Р., перекликаются с мотивами «подполья» Достоевского («Крестовые сестры»).

Герои: творящие зло – Горбачев (содержатель углов, замучил свою дочь, выламывал ей пальцы, но чрезвычайно богомолен), Глотов (из-за него Маракулина обвинили в воровстве), парные персонажи: Лещев и Раков (оба женились по расчету, отобрали у жен деньги и бросили их), «студенты» (воруют в Бурковом доме шубы), Бурков («самоистребитель»).

Мыслители: Маракулин, Нелидов (в «Часах») – говорят о несправедливости этого мира, но не могут ничего изменить.

Страдальцы: женские образы в «Часах» и в «КС». Ключевой образ – Акумовна («обвиноватить никого нельзя»).

 

РЕМИЗОВ А.М.

 

«Часы» (1908)

Часть 1. На Соборной площади города стоит башня с часами. Каждый вечер Костя Клочков, юноша из часового магазина, заводит эти часы. Главная проблема музыки в России Кости – его нос. Он кривой, и все над ним издеваются. И он хочет, чтобы нос был «как на картине». Он чувствует свое одиночество («кривоносый Костя – сам по себе, а все вокруг - другое»). Чтобы отомстить всем, К переводит часы на час вперед: «Прокатились один за другим десять ударов: 9 назначенных Богом, один - Костин». Все ориентируются на эти часы, и в городе суета и паника. К понимает, какой он всемогущий.

По дороге домой К заходит в галантерейный магазин. Тут живет «его прелесть» - хозяйская дочка Лидочка. Она с ним не разговаривает, не дает поцеловать ручку. Потом идет домой. В часовом магазине (там К живет) общее собрание. Хозяин Сергей, брат Кости, - куда-то уехал. Слуги подозревают, что сбежал, потому что разорил магазин. Жена Сергея Христина в отчаянии. К говорит ей, что по дороге домой встретил Нелидова, друга Сергея. Христина надеется, что Нелидов ей поможет. К над всеми в доме издевается: сестру, гимназистку Катю, пугает, к горничной Фросе пристает. Христина размышляет, откуда ей добыть деньги – если не добудет, Сергей никогда не вернется. Даже от отца Сергея и К, Андрея Петровича (он живет с ними) никакой пользы. Даже если у него деньги есть, он их никому не даст. Вообще-то он может достать совсем немного денег, так, чтобы спасти Сергея. Но не достанет, потому что в доме «с ним обращаются как с собакою». Неожиданно кажется старику, что из его чашки коровьи ноги торчат. Он пугается.

К хочет управлять жизнью. Спрашивает отца, есть ли такая книга, где про это написано. Отец ему отвечает, что книга была, и «называлась та книга Голубиная».

Христина переживает, что Сергей не вернется, и молит Бога дать ей сил, чтобы справиться с бедой.

Часть 2. Нелидов думает о милосердии Бога: «у него тихий проникающий взор, тихое слово, полное любви и последнего утешения». Н учился вместе с Сергеем в одном университете. За 2 года Н все потерял, и приехал к Сергею. Был у Н друг Федоров, а когда Федорова приговорили к смертной казни, Н ничего не смог сделать; в одну «синюю ночь» умерла его невеста.

Н получает письмо от Сергея – пока не знает, когда вернется, просит передать Христине поклон. Идет Н к Клочковым. В дверях Костя пророчит, что скоро «не будет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего». Еще К спрашивает, как «притянуть» человека. Н считает, что надо иметь сильное сердце. К говорит, что надо высушить лягушачью лапку, зацепить лапкой человека – и все.

Часть 3. Христина понимает, что Сергей не вернется. Надо заботиться о маленькой дочке Иринушке, брать хозяйство в свои руки. Надеется на помощь Нелидова, хочет спросить совета у К, потому что он «вступил в лягушачью веру». Завтра платеж по векселю, а у нее денег нет. Отовсюду приходят люди, просят вернуть долги, Христину тормошат разными делами. Сестра Сергея Катя заболела, вторую неделю лежит с температурой.

Ночь. К не может спать, спускается в столовую. Старик Клочков сам с собой играет в карты. За столом у самовара сидит Христина. Неожиданно всем трем кажется, что за столом со стариком сидят еще три партнера-шулера, «по шулеру на каждого».

К спит на сундуке рядом с Иваном Трофимовичем, слугой маленького роста. Тот говорит К, чтобы он богу молился о носе, а К говорит, что никогда богу не молится. Иван Трофимович рассказывает К про страну Бесинию, где живут люди с кривыми носами – куринасы, живут в песке, несут яйца, гусиные и утиные, и ими питаются.

К чувствует бессмысленность своей жизни и хочет покончить с собой. Неожиданно ему взбредает в голову, что он бессмертный. От восторга он подпрыгивает, падает и ударяется головой. Ему видится гад, вышедший из ярко-зеленого облака, разверзший огненно-красную пасть. Гад его поглотил.

Часть 4. Нелидов каждый день ходит к Клочковым. Помочь им не может, потому что ничего не понимает в торговле. Н по взгляду Христины понимает, что она любит его. Н знает, что Сергей изменял Христине. Но не знает, любит ли сам по-настоящему Христину, и можно ли изменить памяти умершей невесты.

Катя болеет оспой, у Кости припадки безумия. Нужно отправить Катю на юг на лечение. Но старик Клочков и на это не хочет выделить деньги.

Часть 5. День рождения Кати. Ей является какая-то женщина, в которой Катя узнает покойную мать. Женщина зовет Катю в дорогу, в теплые края. Черные часики Кати на тумбочке останавливаются. Ее все-таки отправляют на юг.

Костя беседует со стариком Клочковым о чертях. Черт старика черный, черт Кости – прозрачный, он его сам видел.

Н все-таки говорит Христине, что любит ее и не может без не жить. «И тогда в един миг стало для них раздвоенное нераздельным и претворилось невозможное в возможное, как претворяется вино в кровь и хлеб в тело».

Часть 6. Хоть Нелидов и любит Христину, иногда он сомневается, правильно ли поступил. Мастер Семен Митрофанович увольняется. Магазин разорен, его опечатывают. Костя в последний раз поднимается на Соборную площадь заводить часы. Решает «убить время» - ломает часы. Считает, что теперь наступил конец света, а он – властелин мира, Костя-Саваоф. Он совсем спятил, ему видится черт Носатый, который и хвалит его, и смеется над ним.

Христина получает письмо от Сергея, в котором он пишет, что послезавтра вернется. Нелидов, оказывается, «уехал на родину». Христина бежит к вокзалу. Перед поездом ей видится Нелидов в высокой шапке, как огромный, черный орел. Но орел упал на рельсы, и поезд разорвал его на мелкие кусочки.

Часы починили. Тишина.

 

«Крестовые сестры» (1910)

 

Жили друзья Маракулин и Глотов. Маракулин талоны выдавал, Глотов кассир. Про Глотова говорят, что он свою жену года 3 назад выбросил из окна, она разбилась. Петр Алексеевич Маракулин сослуживцев своих весельем заражал. Ему лет уже 30, но считал себя чуть ли не 12-летним (потому что остальных воспринимал как старших). Любил переписывать, иногда просто то, что ему нравится, хотя никому это не нужно, подошьют потом куда-то и забудут. Враз все переменилось. Ждал к Пасхе М повышения — а его со службы выгнали. 5 лет заведовал М талонными книжками, все было в исправности, а затеяли директора проверять — ошибка какая-то. Говорили, что это Глотов его «подчислил». Пытался доказать М: «я немец», — не слушали. Обозвали вором и выгнали. Понял тогда М: «Человек человеку бревно». Поочередно мелькают у него мысли: терпи, забудь, не думай.

Уже ему в квартире хозяин руки не подает, пришлось поменять квартиру на попроще. Последний день на старом месте запомнился М тем, что убилась кошка Мурка, ее дети обступили, и никто не трогал, а она все мяукала, и кажется М, что она кричит: «Воздуху дайте!»

Поселился М в Бурковом доме, напротив Обуховской больницы. С парадного конца дома живут богатые: хозяин Бурков - бывший губернатор, присяжный поверенный, Горбачев – содержатель углов, который дочку свою замучил до смерти, генеральша Холмогорова — «вошь», живет на проценты. Она только ест, спит, ходит в баню и молится. С черного хода — квартиры бедных, «Весь Петербург». Здесь квартира хозяйки М, Адонии Ивойловны Журавлевой. Она — вдова, богатая, любит блаженных и юродивых. Летом на богомолье уезжает, оставляя квартиру на Акумовну, кухарку. По двору любят Акумовну: она на том свете была, ходила по мукам — божественная! Из дома она — почти никуда, и все хочется ей на воздух.

Соседи М — братья Дамаскины, циркачи: Василий Александрович, клоун, и Сергей Александрович, в театре танцует, ходит — земли не касается. А еще ближе — две Веры. Вера Николаевна Кликачева, с Надеждинских курсов, бледненькая, тоненькая, массажем зарабатывает, хочет поступить в медицинский институт, а учиться трудно, и ночью воет Вера, словно петлей сдавленная. Верочка Вехорева, — ученица Театрального училища. Верочка нравилась М. Заносчивая, говорит, что она великая актриса, кричит: «Я покажу, кто я, всему миру». И чувствовал М, это она заводчику Вакуеву показать хочет: он ее содержал год, а надоела — отправил в Петербург. Ночью билась Верочка головой о стену. М видит, что все страдают, а «обвиноватить никого нельзя», как говорит Акумовна. Он проклинает «вошь» генеральшу, которая богатая, а никому не помогает. Хочет обварить ее кипятком, чтобы она озлилась.

На лето все разъехались, а осенью — не вернулась Верочка. После видели её на бульваре, с разными мужчинами. Она поменяла фамилию на Рогову. Один раз М видел ее с Глотовым. На её месте поселилась Анна Степановна, учительница гимназии. Выиграл у нее лотерейный билет, и на ней женился Лещев. Деньги забрал и уехал, а ее бросил. Осенью туго всем пришлось. Клоун Василий Александрович упал с трапеции, ноги повредил, Анне Степановне жалованье не платят, у М работа кончилась. И вдруг — вызов ему из Москвы, от Павла Плотникова. Сам-то М московский. Ехал — вспоминал. Плотников – его школьный товарищ. М-на слушался как старшего. И позже, когда взрослый Плотников пил и буянил, только Петр Алексеевич мог унять его. Подумал М и о матери, Евгении Александровне: на могилу надо сходить. Вспомнил её в гробу, — ему было тогда десять лет, виден был её крест на восковом лбу из-под белого венчика.

Отец матери М служил фабричным доктором у отца Плотникова, часто брал её с собою. Насмотрелась Женя на фабричную жизнь, душа переболела. Взялась помогать молодому технику Цыганову, что для фабричных чтения устраивал, книжки подбирала. Раз, когда все сделала, заторопилась домой. Цыганов вдруг бросился на нее и повалил на пол. Дома ничего не сказала, ужас и стыд мучили. Себя во всем винила: Цыганов «просто ослеп». И всякий раз, когда приходила к нему — все повторялось. Молила его пощадить, не трогать, но он не слышал. Через год исчез Цыганов с фабрики, и тут точь-в-точь произошло то же самое и в другой раз, только с братом её, юнкером. И его молила, но и он не хотел слышать. А когда через год брат из Москвы уехал — молодой доктор, помощник отца, заменил брата. 3 года она молчала, себя винила. Отец, глядя на нее, тревожился: не переутомилась ли? Уговорил поехать в деревню. И там в Большой пост на Страстной неделе во вторник ушла она в лес и молилась три дня и три ночи. А в Великую пятницу появилась в церкви, нагая, с бритвою в руке. И когда понесли плащаницу, стала себя резать, полагая кресты на лбу, на плечах, на руках, на груди. И кровь её лилась на плащаницу.

С год пролежала в больнице, чуть заметный шрамик остался на лбу, да и то под волосами не видно. И когда знакомый отца, бухгалтер Маракулин Алексей Иванович, объяснился ей — решилась, рассказала все без утайки. Он слушал кротко и плака. М помнил лишь: мать была странная.

Всю ночь не заснул М в поезде по дороге в Москву, лишь раз забылся на минуту, и приснился ему сон, будто Плотников уговаривает: лучше жить без головы, и режет ему шею бритвой. А приехал — белая горячка у Плотникова: «головы нет, рот на спине, и глаза на плечах». Наелся меду и бредит, что он — улей. Вдруг узнал Плотников М, и, шатнувшись к дивану, завалился спать на двое суток. А мать — плачет и благодарит: «Исцелил его, батюшка!» Когда очнулся Павел, потащил М в трактир, там за столиком признался: «Я в тебя, Петруша, как в Бога верую, не заладится в делах — имя твое назову, — смотришь, опять все по-старому». И таскал за собой, потом — на вокзал проводил. Уже в вагоне вспомнил М: так и не успел на могиле матери побывать.

Невесело квартиранты встретили Пасху. Клоун Василий выписался из больницы, ходил с трудом, будто без пяток. Вере Николаевне не до аттестата — доктор посоветовал куда-то в Абастуман отправляться: с легкими неладно. Анна Степановна с ног валилась, ждала увольнения и все улыбалась своею больной страшной улыбкой. И когда Сергей Александрович с театром условие заключил о поездке за границу, других стал звать: «Всем за границу надо, хоть на неделю». «Я достану денег, — сказал М, вспомнив о Плотникове, — тысячу рублей достану!» Все поверили. Там, в Париже, найдут они все себе место на земле, работу, аттестат зрелости, потерянную радость. «Верочку бы отыскать», — схватился вдруг М: сделается она в Париже великою актрисой, и мир сойдет на нее. По вечерам Акумовна гадала, и выходила всем большая перемена. «А не взять ли нам и Акумовну?» — подмигивал Сергей Александрович. «Что ж, и поеду, воздухом подышу!»

И пришел наконец ответ от Плотникова: через банк перевел М-ну 25 рублей. Уехал Сергей Александрович с театром за границу, а Веру Николаевну и Анну Степановну уговорил поселиться с Василием Александровичем в Финляндии — за ним уход нужен. С утра до вечера ходил М по Петербургу из конца в конец, как мышь в мышеловке. Ночью приснилась ему курносая, зубатая, голая, говорит: «В субботу мать будет в белом!» В тоске смертельной проснулся М. Была пятница. Подумал, что умрет в сб. И не хотел верить сну, и верил. И почувствовал М, что не вынесет, не дождется субботы, и в тоске смертельной ждал ночи: увидать Верочку, все рассказать ей и проститься. Ночь мотался — пытался Верочку отыскать, видел только черную тень. Суббота наступила и уж подходила к концу, час близился. И пошел М себе: может, сон иное значит, что ж у Акумовны он не спросил?

Долго звонил и вошел уж с черного хода. Дверь в кухню оказалась незапертой. Акумовна сидела в белом платке. «Мать будет в белом!» — вспомнил М и застонал. Вскочила Акумовна и рассказала, как полезла утром на чердак, белье там висело, да кто-то и запер. Вылезла на крышу, чуть не соскользнула, кричать пытается — голоса нет. Хотела уж по желобу спускаться, да дворник увидел: «Не лазь, — кричит, — отопру!»

М свой сон рассказал. Молчит старуха. Часы на кухне захрипели, отстукали двенадцать часов. «Воскресенье, спите спокойно». И, выждав, пока Акумовна угомонится, взял М подушку и, как делают летние бурковские жильцы, положив её на подоконник, перевесился на волю. И вдруг увидел на мусоре и кирпичах вдоль шкапчиков-ларьков зеленые березки, почувствовал, как медленно подступает, накатывается прежняя его потерянная радость. И, не удержавшись, с подушкой полетел с подоконника вниз. «Времена созрели, — услышал он как со дна колодца, — наказание близко. Лежи, болотная голова». Маракулин лежал в крови с разбитым черепом на Бурковом дворе.

 

31.Изображение истории и исторических деятелей в прозе Д.С. Мережковского (на примере одного из романов).

 

Биография. Поэт-символист, один из организаторов школы символизма, относится к старшим символистам. Печататься начал в 90-е гг. 1892 – сборник стихотворений «Символы», 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Это первый эстетический манифест русского символизма (Принципами нового искусства должно стать 1. мистическое содержание, 2. символы и символизация, 3. расширение художественного восприятия, впечатлительности, активизация творческой способности писателя). Первый исторический роман «Отверженный» опубликовал в 90-е в «Северном Вестнике». Помимо романов, известен как автор работ о Пушкине, Гоголе, книги «Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество». Его творчество имеет мировоззренческую и психологическую целостность – это поиск «выхода из подполья» и преодоление одиночества человека. Ожидал духовной революции, которая должна была привести к социальной революции. В 1914 по его инициативе Розанова за антисемитизм исключили из религиозно-философского общества. В 1920 вместе с Гиппиус эмигрировал, призывал к борьбе с большевиками, жил в Париже до конца жизни. В эмиграции писал исторические романы («Иисус неизвестный», 1932 - как и ПиА, о царстве Третьего Завета, попытка расшифровать символ веры. Образ Иуды в евангелийских свидетельствах – только страшилка; но если заглянуть бы в Иуду непосредственно, то мы увидели бы проблему зла в человечестве).

О трилогии. В середине 90-х начинает работу над трилогией «Христос и Антихрист». В нее входят романы о Юлиане Отступнике, Леонардо да Винчи, Петре и Алексее (по-другому называется Антихрист. В ПиА упоминается как Юлиан – в вопросах религии, так и Леонардо – с ним сравнивается Петр). ПиА написан в 1905. В трилогии выразилась историко-философская концепция М. Человечество движется через противоречия небесного и земного к гармоническому синтезу. В жизни существуют и борются 2 правды – дух и плоть, Христос и Антихрист. Дух: стремится к самоотречению, слиянию с богом, плоть: самоутверждение, обожествление своего «Я», индивидуализм. Их синтез приведет к гармонии. Эта концепция определяет построение трилогии и композицию романов. Противостояние 2 начал проявляется в параллелизме судеб людей, которые идут или к Христу – духовному началу, или к Антихристу – началу земному. В трилогии М рассматривает самые напряженные столкновения (трагический распад античного мира, неудавшееся из-за инквизиции Возрождение, «русское Возрождение» петровской эпохи).

 

О романе. Петр и Алексей противопоставлены как носители 2 начал жизни и истории. Петр – выразитель волевого индивидуалистического начала, Алексей – духа народа, который М отождествляет с церковью Третьего Завета (т.к ни новая, ни старая церковь не передает дух народа). Конфликт отца и сына воплощает столкновение Плоти и Духа (с этим можно поспорить – плоти не чужды оба, Алексей не настолько религиозен, а Петр, напротив, набожен. Не знаю, что и думать). Петр побеждает, но Алексей перед смертью предчувствует, что скоро начала жизни сольются в грядущем царстве Иоанна, который является ему перед смертью в образе светлого старика. Разрешение муки раздвоения истории видится М в царстве «Третьего завета». Царство Бога-отца и Бога-сына кончилось, теперь будет царство Святого Духа. Эта религия (к ней же приходит Тихон Запольский) – истинное выражение духа народа.

 

Изображение истории. Все подчиняется историко-философской концепции. Хотя – обильное использование исторических фактов (этнографические детали быта, документы, речь той эпохи), исторические личности он подчиняет своей философской концепции. Но они противоречивы – показаны разные стороны личности.

 

Примеры всякие.

 

Изображение истории

Достоверность языка: Речь Алексея, Петра и знати европеизирована, Петр использует много иностранных слов. Петр Толстой – много итальянского. Есть язык юридический и церковный – в указах, письмах и др. ист. документах. + песни, прибаутки, стихотворения того времени или в том стиле (силлабо-тоническая система).

Изображение Петербурга: описано наводнение 1715 г., строящиеся улицы, Летний сад, домик Петра. Питер называют чертовым болотом и чертовой сторонушкой.

Детали Петровской эпохи:

«Весь обычай свой и язык, и платье изменили, головы и бороды обрили, персоны свои ругательски обесчестили. Нет уже в нас ни доброты, ни различия с иноверными». Показан маскарад, шутовские обряды служения Бахусу, ассамблеи.

«Печатаному верили, а в особенности иностранным ведомостям, ибо, если и за морем врут, то где ж правду искать?»

Раскольнические дела: гробополагатели, самосожжение, секты нетушников (все отрицали).

Обучение: «Укрывавшиеся дворянские недоросли, привезенные из своих поместий под конвоем, иногда женатые, тридцатилетние и даже сорокалетние младенцы, сидели рядом с настоящими детьми на одной парте и зубрили по одной книжке, с картинкою, изображавшею учителя, который огромным пуком розог сечет разложенного на скамейке школьника».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.114 (0.046 с.)