Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика футуризма. Поэзия В.В. Хлебникова.

Поиск

 

В отличие от акмеистов, бережно относившихся к наследию и к современникам, футуристы негативно относились ко всей прошлой традиции и мечтали свергнуть прошлое. Впервые термин возник в 1902г. в фельетоне Игоря Северянина, где высмеивались новые лит.направления. Он же считается первым футуристом (правда, «эгофутуристом»), но позднее передовые футуристы отказывались от этого названия, считая, что Северянин его опошлил.

Начало русского футуризма относят к 1908г. В состав движения вошли многие крупные поэтические личности, которые просто примкнули к футуризму, стремясь развиться или опереться на что-то, откуда-то стартовать.

Футуризм не стоит рассматривать единственно как поэтическое движение – многие поэты-футуристы были художниками, футуристы стремились обновить театр, писали футуристическую музыку, проявляли большое внимание к кинематографу; в каждом из этих искусств находили своё проявление. Особый вид книгоиздательства привнесли с собой футуристы – и, наконец, особую форму общественного поведения (например, публичность, ораторство). Футуристы, по сути, были молодёжной контркультурой 1910-ых годов.

Почвой футуризма стало острое недовольство сложившимися формами жизни и искусства (а для футуриста искусство и жизнь были всегда рядом – и изменить искусство означало изменить и жизнь теми же методами). Нигилизм в отношении классического искусства был характерной чертой футуризма – при этом искались принципы, которые могли бы лечь в саму основу искусства (куб, луч в художестве, звуки и слово в литературе – например, заумь Кручёных – «Дыр бул щыл» и др. стихи на своём языке из сборника «Помада»). «Любая мертвечина, как в искусстве, так и в жизни должна быть разрушена», - утверждали футуристы.

В зависимости от отношения к традиции среди футуристов можно было выделить правый фланг (с пиететом к традиции), среднюю группу (относились к традициям спокойно), левый фланг (с агрессией).

На правом фланге установилась первая во времени группа, «Академия эгопоэзии», или «Эго». Участниками группы были Игорь Северянин (наст. имя Игорь Васильевич Лотарёв) - самый крупный поэт группы (коронованный как король поэтов), Константин Олимпов (наст. имя Константин Константинович Фофанов), Грааль Арельский (наст. имя Степан Степанович/Стефан Стефанович Петров), Иван Игнатьев. Эти поэты составляли ядро группы, просуществовавшей один год в 1912-1913 гг.; главой группы себя считал Северянин, позднее прозвавший Олимпова Иудой. У группы был свой символ, придуманный Олимповым (треугольником со словом «Ego» внутри). Северянин оповещал листовками писателей и журналистов о своих замыслах, в частности, о создании собой в 1911 г. вселенской группы «Эго», затем шли доктрины. Добавлялось, что «эгофутуризм» не имеет ничего общего с «футуризмом» - движением европейским с Маринетти во главе; причина: иностранные футуристы осмертили «я».

В книге «Громокипящий кубок» Северянина в прологе говорилось о смерти прошлых великих поэтов («Для нас Державиным стал Пушкин»), о нужде в новых голосах; летят дирижабли сегодня, и должен прийти новый поэт. Кружок «Эго» вскоре распался.

Центр футуристический – «Центрифуга» (Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак, 1914-1915 гг.) и «Мезонин поэзии» (Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков), умеренная московская группа. Эти группы стали для некоторых поэтов началом, побаловавшись в которых они перешли к более достойным делам; участники этих групп стали инициаторами приглашения Маринетти в Россию.

Но центральной по значению группой стала крайне левая группа «Гилея» (возникшая в 1910 г.), первый главный манифест которой вышел в декабре 1912 г. («Пощёчина общественному вкусу»). Текст этого манифеста долго обсуждался, затем был подписан Давидом Бурлюком, Александром (на самом деле, Алексеем) Кручёных, Хлебниковым, Маяковским (который добавлял один из самых радикальных элементов в манифест, в частности, он ввёл мысль «сбросить с парохода современности…» как Пушкина, Достоевского, так и современников – Брюсова, Бальмонта, Андреева). В разные годы участниками группы были, помимо ядра, Василий Каменский (авиатор, а авиаторов очень уважали среди футуристов; «железобетонный поэт»), Бенедикт Лившиц, Василиск (Василий Иванович) Гнедов, Елена Гуро. Поэты и других футуристических групп периодически примыкали к «Гилее» (например, для гастролей ради денег).

Были еще кубофутуристы, которые связывали себя с футуристами. Считались леворадикальной группировкой «Гилеи» и не ассоциировали себя ни с кем из европейских футуристов.

Манифесты: «ПОВ», «Ряв», «Дохлая луна», «Доители изнурённых жаб», «Взял!». Но в «ПОВ» самые яркие моменты – предложение с пароходом, мысль о том, что всем Горьким и другим писателям нужна только «дача на реке»; утверждение права поэтов на непреодолимую ненависть к существовавшему до сих пор языку, право на необходимое расширение словаря. Годом позднее был создан проект свержения всего пушкинианства, а в 1913г. на лекции Бурлюка «Пушкин и Хлебников» новым Пушкиным 20в. Был объявлен Велимир Хлебников (должен заменить Пушкина и затмить «пушкинианцев» - табун пушкинских поэтов, которые ассоциировались у футуристов с традициями). На лекции присутствовали Кручёных и Маяковский. Потом эта лекция была прочитана и в Москве. Из газетных отчётов о лекции Бурлюка известны следующие положения:

1) Бурлюк обрушился на пушкинистов, которые сделали из поэта идола, «нечто вроде гербария».

2) Пушкина можно любить за его недостатки. Пушкин – «мозоль русской жизни».

3) Пушкин был барин, а Хлебников – настоящая простота, гений.

4) Не понимая Хлебникова, не понимают красоты античной вазы.

5) Пушкин к современности относится как екатерининский вигвам к экспрессу Петербург-Москва.

Маяковский признал Пушкина поэтом 19 века, но посоветовал ему окончить 4-хклассную гимназию. «Пушкина расстреляли за городом как бешеную собаку».

Памятник Пушкина – «нелепость». Это источник гротескных образов для футуристов.

«Идите к чёрту»: «Беломраморный Пушкин танцует танго». «Умолкнул Пушкин – о нём лишь в гробе говорят», - Хлебников в стихе «Тверской».

Все футуристы прекрасно знали пушкинские тексты. Поэтому легко ими манипулировали.

Кручёных: «Дыр Бул Щил».

В этом стихотворении, считал Кручёных, больше национального русского, чем во всей пушкинской поэзии.

Футуристы считали, что и Пушкин баловался футуризмом – смысловые и звуковые сдвиги в его стихах подтверждают это.

Кручёных считал, что Пушкин, как и Лермонтов, и символисты, «жидок», т.е. его язык, язык Пушкина – монотонен.

Пушкин, дескать «Сюсюкал ямбом».

 

Петербургские критики считали Хлебникова сумасшедшим и не публиковали его произведений. Затем его стихи были опубликованы вместе со стихами Маяка, Крученых, Пушкина, Лермонтова и Гоголя, чтобы читатели могли сопоставить их.

«Гилейцы» объединили в своей группе самые разные творческие устремления:

1) авангардно-архаическая тенденция

Авангардная поэзия: Хлебников и его единомышленники чувствовали себя младенцами, которые радуются бракосочетанию новых слов (Хлебников, Кручёных)

2) социально-нигилистическая тенденция (Маяковский)

Мандельштам («Буря и натиск»): «Хлебников написал требник-«упраздник», которым будут питаться много лет все кому не лень».

Маяковский воспринимался Мандельштамом «великим реформатором газеты».

Маяковский поднимал политические темы, тему урбанизации и т.д. и т.п.

Бурлюк, Большаков, Василиск Гнедов – были также представителями социально-нигилистической тенденции.

Карабчиевский считает Хлебникова «гениальным человеком», но не поэтом. Он только отдаёт дань уважения Маяковскому, называя его «Большим Паханом». Остальных называет «урками».

По большей части, футуристы – графоманы, считает Карабчиевский.

Стремление создать новую литературу и свержение старых.

«Победа над солнцем» - опера Кручёных. Победа над солнцем традиционной поэзии.

1. Декабрь 1912 года – 1-ый этап борьбы с Пушкинскими поэтами. Декларативный период: сборник «Пощёчина общественному вкусу».

2. 1913 год – листовка «Пощёчина общественному вкусу». Мессианский период.

3. Ноябрь 1913 г. – лекция Давида Бурлюка «О речетворцах. Доители изнурённых жаб» - так он назвал всех представителей традиционной поэзии.

 

Поэзия Велимира Хлебникова (1885-1922) – футурист, лидер «Гинеи». Современники твердили о грандиозном художественном эксперименте, о создании Х нового поэт.языка\. который сумеют постичь лишь в далеком будущем. Был создан образ «сверхгения», пророка, одного из столпов авангардистского искусства 20в. Критики отмечали, что он был «трудным» даже для искушенного читателя поэтом. Его творчество крайне неравноценно, а поэтическое мышление очень своеобразно. Трудно отделить главное и ценное от мусора. Блок писал: «Подозреваю, что значителен Хлебников». Поэзия его таится в невнятицу и косноязычии (о, брат, брат, брат).

 

ХЛЕБНИКОВ В.В.

1) "Кузнечик" - эээ..непереводимая игра слов. Совсем короткое, привожу здесь: "Крылышкуя золотописьмом / Тончайших жил,/ Кузнечик в кузов пуза уложил/ Прибрежных много трав и вер./ -Пинь, пинь, пинь! - тарахнул зинзивер./ О, лебедиво!/ О, озари!" (В. Хлебников воспевает земную жизнь, естественные существа. Стремится увидеть "величие в малом", вникает во всевозможные микроэлементы, рассматривает их как бы под микроскопом. За такие вот стишки прозвали Х "алхимиком слова").

2) "Там, где жили свиристели" - пролетела там стая времирей. Закружились, зазвенели. Ты поюнна и вабна, пьянишь душу, входишь в сердце, как волна. (Поэт создает картину природы, наполненную светом и воздухом. В. Хлебников - мастер неологизмов. Поюны - те, кто поет. Поюнна - вызывает ассоциацию со словами поющая и юная. Вабный - лакомый, заманчивый. Слово "Времери" поэт повторяет несколько раз. Поэт повторяет слова снегири, времери, чтобы обратить на них внимание читателя. Одно из первых стихотворений Хлебникова. В нем ощущается ученичество у символистов - утонченная музыкальность, таинственность, но чувствуется и хлебниковская любовь к словотворчеству: времиреи от " время" и " реять", времирь сходно с нашим "снегирь", поюны - так названо лицо по его действию - "пой". Шум леса, полет и пение птиц, душу природы улавливает поэт, изображая не впечатление, а сам шум елей, тихую тень птичьего лета. Птицы, их повадки всегда занимали Хлебникова, да и первой публикацией его была научная работа о кукушке. Те, кто встречался с поэтом, не раз писали, что во внешнем облике его было что-то птичье - контур, манера держаться и двигаться).

3) "Бобэоби пелись губы" - опять непередаваемо. "Вээоми пелись взоры,/ Пиээо пелись брови./ Лиэээй - пелся облик./ Гзи-гзи-гзэо пелась цепь./ Так на холсте каких-то соответствий/ Вне протяжения жило лицо". (Ноу сэнс. Стихотворение - воплощение "звукообраза". Это звуковой портрет, передача пластически-живописного, зримого языком звуков. Что есть одна из главных установок футуризма. Эм, легкий отблеск смысла присутствует в звуках человеческой речи, звук в определенной степени "содержателен". И какие-то соответствия "зрительного" и "звукового" Хлеб уловил. И все же это лишь словесно-алхимический опыт, проведенный с редкой познавательной волей. Кстати, Хлеб то ли писал его 2 года, то ли в канун НГ, потому что датируется 1908-09гг)

4) "Заклятие смехом" - рассмейтесь смехачи, далее в различных формах фразы со "смехом" (смеяльно, усмеяльно, рассмешищ надсмеяльных). - образец словотворчества Хлеба - "нвйти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое". Из корня "смех", не нарушая законов словообразования, Хлеб создал звучное, с еле мерцающем подобием содержания, стихотворение. Похоже на детские считалки, языческие заговоры, язык животны и птиц, ведь во всех них "что-то есть".

5) "Числа" - всматриваюсь в числа, кажется, что они одеты в шкуры. Вы даруете единство во Вселенной, позволяете понять века. Хотел бы узнать, чем буду Я, когда делимое его - единица. - (что-то бредово-философское. Хотя бы проскальзывает тень смысла).

6) "Гонимый - кем, почем я знаю?" - вопросом, сколько в жизни поцелуев. Бегу в леса, живу среди птичьего гама. Виднеются колеса судеб. А я, как камень с неба, несся путем не нашим, огнистым. Люди изумлялись, когда я падал на заре. Просили уйти или озарить их. На север летел черт с венком и молнией, называл себя одиноким белым вороном. Обещал бросить все ради страны из серебра, где он сможет стать вестником добра. Так хотела бы вода в колодце расколоться, а река убежать, чтоб ценой работы достигали ее. Черноокий молодец смеется надо мной, но я пожалуюсь отцу. Летел я сумрачный к пределам горшим, смотрел на людскую суету взглядом старика и тогда и увидел их. (неизвестно кого. Хлебниковская поэтика соположения мифологического и "реального" пластов в пределах одного произведения требует "непрямого" их прочтения с привлечением соответствующих контекстов. В плане содержания просвечивание разных форм бытия отвечало мысли поэта о единстве культур и всеобщей гармонии человека и природы. В плане повествования метод "смены языков", соотносимых с различными семантическими сферами, создавал атмосферу динамичной игры с читателем, делая его свидетелем происходящего "на глазах" процесса реинкарнации. Полифонизм различных систем, столкновение разных способов объяснения мира здесь столь ощутимы, что лишь опора на устойчивые образы и детальное их рассмотрение позволяет извлечь адекватный смысл текста. Упоминание Румынки, дочери Дуная и польки - центральный узел стихотворения, связующий многие мотивы текста. "Румынка" и "полька" - это Мария Вечера и Марина Мнишек, героини одноименных поэм Хлебникова. Одновременно перед нами тот многозначный, пронизывающий все творчество Хлебникова образ русалки, плескини, девы водных дел, на который наслаиваются различные фольклорно-мифологические и литературные ассоциации.

7) "Усадьба ночью, чингисхань!" - шумите березы, заратустрь заря, моцарть небо, сумрак будь Гойей, ночью облако роопсь. Пролетел хохоча смерч улыбок. Я видела палача и озирал ночную тишь. Вернул я утопленниц из рек. Снится мне девушка-лосось в водопаде. Сосны бурей омамаены, движутся тучи Батыя, молчание Каина, а на каменный бал идет Газдрубал. (текст насыщен антропологическими, культурными значениями. Весь состав значений, представлений, ассоциаций, эмоциональных реакций, окружающих имена Чингисхана, Заратустры, Моцарта, Гойи и Роопса. Используются императивы).

8) "Годы, люди и народы" - Убегают навсегда, Как текучая вода. В гибком зеркале природы Звезды - невод, рыбы - мы, Боги - призраки у тьмы.

9) Поэма "Ладомир" - она маленькая и совершенно бессмысленная, поэтому перевести это совершенно невозможно. http://lib.ru/POEZIQ/HLEBNIKOW/ladomir.txt

про поэму: "Ладомир" - одна из первых поэм, соединившая пафос революции и мечту о будущем гармоническом обществе. Ее первоначальное название "Восстание" четко определяет фабулу поэмы. В ней противопоставлены "замки мирового торга, где бедности сияют цепи", и восстание, создающее новый мир - мир, в котором господствуют "Ладомира собряне // С трудомиром на шесте". Это противостояние двух миров окрашено в "черный" и "алый" цвета.

В композиции поэмы особое значение имеет реминисценция пушкинского "Медного всадника". Здесь вновь возрождается пушкинское противопоставление бронзового памятника и живого человека.

После революции наступят времена братского единства народов: "Язык любви над миром носится // И "Песня песней" в небо просится". Любовь - суть революции, война - суть старого мира ("Вам войны выклевали очи, // Идите смутные слепцы").

Гиперболически резкое решение темы войны (как в гравюре Дюрера) дает гротескный образ отжившего прошлого, мира разложения, разлома, пророка и мерзости. Сквозь них прорастает мир протеста, мятежа и звездного простора. Поэтому тема любви прямо противоположена Войне. Войны сделали человечество слепым ("Я видел поезда слепцов"), революция - свободным трением Ладомира.

Осмысление революции как вселенского явления. Ее заглавие - неологизм, придуманный Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В Ладомире создан образ неделимого человечества, объединенного с природой. Вплетает украинские словечки, мечтает о едином языке мира. В древностях Хлебников находит зачаток того, что еще возникнет, того, что долгими временами впоследствии глохло в истории, но чему еще только предстоит полная будущность. Октябрьскую революцию Хлебников отметил поэмой "Ладомир", где у Хлебникова свиты в одно древнейшая традиция народной воли и народного труда. В своей поэме Хлебников строит колоссальные гиперболы народного потребления и народного пира: "озерные щи".

10) "Воззвание председателей земного шара" - поэт рисует образ председателей земного шара как людей с развитым интеллектом, но хладнокровных и бесстрастных. Именно им суждено, по Хлебникову, контролировать процесс искусственного отбора будущего человечества. По мысли Циолковского, на Земле не будут дожидаться, когда из волков или бактерий получится человек: будут размножены наиболее удачные его представители. Волк олицетворяет здесь определенную стадию развития живых существ. Образ волка в контексте темы будущего человечества прослеживается в ряде произведений Хлебникова, например, в текстах "Царское село" (1921), "Если я обращу человечество…" (1922). Называя современное человечество "правоверными волками", поэт акцентирует собственное превосходство. Предземшар - человек будущего, стоящий на более высокой ступени эволюции и способный видеть "зачеловеческие сны". Кстати, "председатель земного шара" - надпись на могиле Хлеба.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.118 (0.015 с.)