Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фантастика, гротеск, мифотворчество в прозе А.М.Ремизова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сны. Роман «Часы», повесть «Крестовые сестры» - мифопоэтические тексты. В них сны, видения, галлюцинации играют гораздо более важную роль, чем фабула произведения. Они же являются источником фантастики, гротеска и мифотворчества.
«Часы» - книга тяжелых, обморочных снов и видений. Главная идея произведения – поединок человека со временем, которое материализуется в их снах. Какие это сны: 1. Костя Клочков. Косте снится, что он вырвал себе все зубы и носит их в коробочке, а вместо ног у него окурки. На этих окурках он лезет в «пасть огромного граммофона» и соскальзывает, но упрямо лезет. Это символизирует бесконечную борьбу героя с миром, попытку найти в нем себе место. Также он видит во сне, что сестра Катя заказала себе гроб, а он ей тесен (возможный намек на ее скорую смерть от болезни). По мере того, как Костя сходит с ума (мания величия), он видит зеленого змея, который заглатывает его в огненно-красную пасть. В последней части романа Косте является черт – Носатый, полупрозрачный, который одновременно хвалит Костю, называет его властелином мира, Костей-Саваофом, и смеется над ним («а все-таки нос у тебя кривой»). 2. Нелидов. Ему снится старуха-смерть на лобном месте – у нее он просит забрать его из этого мира – отказ от борьбы. В другом сне проявляется отношение Нелидова к миру – сон об отпевании обезьяны, которая протягивает лапы страждущему человечеству. Во сне слышится визг задавленной трамваем собачонки – символизирует неизбежность страданий людей и животных на Земле. Еще ему снится поле, в котором одни мужики бьют других и топчут зерно. 3. Старик Клочков. В чашке ему видятся коровьи ноги, кажется, что в голове у него тараканьи яйца, а ноги ему пилят и поджигают бесенята. 4. Христина. Видит Нелидова в образе черного орла, которого поезд разрывает на мелкие кусочки. 5. Катя. В болезни ей является женщина, которая зовет ее в теплые края. После визита женщины часы на катином столике останавливаются.
Гротескное изображение конца света в сумасшедшем бреду Кости Клочкова. Как антихрист, Костя не желает миру добра – в новом мире восторжествует зло: «… он, хищный осоед, будет днем расправляться по-свойски, он будет бить до кровавой пены, а ночью, наполнив все колодцы лягушиною икрой, пойдет на промысел: малых детей загрызать… малых, слепеньких топить в тепленькой водице, чтобы холодно не было». Ну и то, что он возомнил себя Богом-Саваофом – гротеск. Это отражение мировоззрения автора (богомильская ересь: бес как неудачливый подражатель Бога, Костя неудачно подражает Богу – пытается создать Новый мир).
В «Крестовых сестрах» сны также являются источником мифотворчества. Особенно это проявляется в образе «божественной» Акумовны (ее хождение по мукам). В этом сне и вообще в ее жизни – народное понимание ветхозаветных мифов – в их апокрифическом понимании (сотворение мира, человека, падение Адама и Евы, конец света). Например, падение Адама и Евы: «Разные ей снятся сны: … и рябого гада — кусает ее гад, и ягоду — во сне она ест бруснику, большие гроздья с овечий хвост». То есть Акумовна во сне видит себя Евой. Сны Журавлевой связаны с проблемами поисков истинной веры и невозможностью ее обретения в земной реальности. Истинная вера в прошлом. Не случайно сны Журавлевой даются в идиллическом ключе: «Ей снится ее родина, родные реки — Онега-река, Двина-река, Пинега-река, Мезень-река, Печора-река и тяжелая парча старорусских нарядов, белый жемчуг и розовый лапландский, киты, тюлени, лопари, самоеды, сказки и старины, долгие зимние ночи и полунощное солнце, Соловки и хороводы». Допетровское время – потерянный рай.
Конец света совершается в видениях – снах – галлюцинациях Маракулина. В его видениях объединены все персонажи «КС». Апокалипсис в повести – своеобразная «мозговая игра» главного героя, лишенного религиозного чувства. Автор представляет картины Страшного суда как продолжение современного ему абсурда. Отсутствие объединяющей всех веры (в ее истинном, народном содержании) превращает мир в Хаос. В тексте не раз упоминается Конец Света («Времена настали, исполнилась чаша греха»). Два важных момента: рассуждения Маракулина о «земном рае» и его видение «смертного поля». Рассуждения: «как бы поступило человечество, если бы ему предложили… вошью, беспечальную, безгрешную и бессмертную жизнь генеральши… действительным ли открытием… или обманом… сотворили бы нерукотворный Новый Сион с миром и милостью, скоро, просто и дешево, как отнеслось бы, что ответило бы на это человечество?» Возникает образ «коровьего колокольчика» - Ремизов считает, что земной рай невозможен, это – бесовское наваждение, заманивает в «Новый Сион» антихрист. Видение «смертного поля»: «Так лежали на Бурковом дворе, как на смертном поле, но не кости, живые люди, не сухие кости, живые люди, у всех жило и билось сердце… И вот забренчало что-то, как шашкой, и из шкапчика-ларька вышел пожарный, нечеловечески огромный, в огромной медной каске, и пошел, застучал сапогами». Картина Страшного Суда дана Ремизовым в пародийном контексте. О конце света возвещает содержатель углов Горбачев, а пожарный – искаженная проекция на ангела, имеющего власть над огнем. Своеобразное «антипришествие». Сон Маракулина о том, что «самое разумное, что можно сделать – это отрезать себе голову». Тоже гротеск. Этот сон символизирует отказ героя от рационального начала. Отчаявшийся Маракулин обращается к памятнику Петру I – гротескный эпизод. «Петр Алексеевич,— сказал он, обращаясь к памятнику.— Ваше императорское величество, русский народ настой из лошадиного навоза пьет и покоряет сердце Европы за полтора рубля с огурцами. Больше я ничего не имею сказать! — снял шляпу, поклонился и пошел дальше». Гротеск: Образ Плотникова. Персонаж охарактеризован как «безудержный, непочатый»: «Плотников, пивший до протокола, и однажды, одетый так легко, что уж в более легком виде с улицы прямо в часть убирают, вступил на Таганской площади в ратоборство с ломовыми лошадями …» Пьянство Плотникова, обнажение и буйство являются признаками «кромешного мира». При встрече с Маракулиным Плотников сидит между клетками с обезьянами и картиной «Святая Русь». У Плотникова белая горячка – они наелся меду и думает, что он улей. Фантастическая фигура Плотникова – соединение черт взаимно противоположных: буйное пьянство и приобщение к «райской сладости» (он на Святки есть мед, это священный обряд). Исследователи считают, что и у пьяного бреда Плотникова (что-то о мятных слонах и власти мух над миром, «обрусить весь земной шар») есть символический смысл. Также гротеск проявляется в Бурковом доме, который называется «Весь Петербург». На Пасху пекарь Ярыгин напился и спьяну утонул в кадушке теста вверх ногами. «Станислав-конторщик и Казимир-монтер, вздумав поразвлечься, шутки ради подпоили Еркина-паспортиста. А Еркин, строго соблюдавший свой новогодний зарок братцу не пить водки, от долгого воздержания, хватив стакан злой перцовки, взбесился и полез в драку… Казимир-то ускокнул, а Станислав попался, сгреб его Еркин да на землю, ущемил, придавил коленкой, хапнул и откусил нос, а случившийся тут же на дворе рыжий губернаторский пес Ревизор откушенный Станиславов нос съел». Дети играли в военный суд и чуть не повесили мальчика. Зажиточные жильцы Ошурковы неожиданно покончили жизнь самоубийством. Работая над «Крестовыми сестрами», Ремизов использовал криминальную хронику и выбирал из газет самые гадкие, отвратительные, абсурдные преступления, и добавлял их в текст. Этим он подчеркивал абсурдность человеческой жизни. Так, старец Кабаков в «КС» - изображение Распутина (провозглашает «Новый Сион», где все «скоро, просто и дешево»). В «КС» изображается антимир – стилеобразующим принципом становится гротеск, пародия, «выворачивание наизнанку» понятий положительного в традиционной культуре. Этот принцип наследуется автором из культуры Древней Руси, однако гротеск Ремизова не средневековый, а современный, модернистский, с его характерным «страхом жизни».
+
Мифотворчество – «Обезьянья Великая и Вольная палата». После 1905 г. Суть Важные для Палаты мифологемы: 1) обезьяний язык. 3 главных слова: ахр у (огонь), к у кха (влага), гошк у (пища) – это слова из сакрально-эротического языка Палаты. Примерный перевод: ахру – огонь, вечное возрождение, душевное тепло, также мужское «чресленное» начало, веселье, шутка, огненное слово и праздник зарождения жизни. «Кукха» - живая влага, мировая ул и ва, начало происхождения вещей, семя, выросшее в букашку или козявку. Гошку - еда, ритуал смерти и воскресения, новая жизнь или воскресение человека; 2) хвост Асыки, связанный с многими ритуалами; орденами и хвостами награждались новопринятые в Палату вольные обезьяны. («подписал собственнохвостно царь Асыка»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.139.220 (0.007 с.) |