Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления, течения и школы в Русской литературе конца хiх - начала хх В. Периодизация литературного процесса.↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Господств. напр. в 19 в. – реализм; складывается рус. реализм в 1840-60е, хотя название получает – от французов – в 1849, а полностью права реализм получил в 1860е. Это была кузница писателей – Некрасов, Достоевский, Белинский, Тургенев, Гончаров. И только Островский не состоял номинально – потому что жил в Москве. В 1890е реализму уже не надо было утверждать своего господства; но тогда же зарож-ся новое напр. – модернизм, включающий шир. спектр худож. явлений. Модернизм сразу встречается статьями врачей-психиатров [бггг], к-рые с опорой на книгу заруб. автора о явлении модернизма и декаданса как о нарушении психики. Модернизм к нач. 20 в. становится равноправным лит. напр. Лит. авангард появляется в 1910, мощно и ярко – многие участники называют себя футуристом. Хотя в фельетоне за 1902, где высмеивались новые лит. напр., уже возникало – в шутку – название, «футуризм». Авангард имеет ооч интересную судьбу. Фактически, административный разгром авангарда относится к 1920м, нач. 30х; и авангард в разных видах искусства ещё в советское время, в начале, действовал. Соцреализм? Nooooo. Его почти не было, это позже многих объявили соцреалистами – а основоположником Горького с «Матерью». Был натурализм (aka золаизм (за Золя)); пр-ний была масса, но нат-м не стал самост. лит. напр. Был и импрессионизм – но всё это было только опытами, но как самост. напр. имп-м тоже не сложился.
Течения (меньшая единица развития лит-ры): – в реализме лит. течений не было, были идейно-стилевые т., +писательские кружки – группы писателей вокруг какой-либо крупной фигуры / изд-ва (напр., моск. кружок у Телешова – «Среда» – где по средам собирались, пили чай, зачитывали свои пр-ния; манифестов и протоколов не было; Леонтьев часто бывал в «Среде», также Бунин, заезжал Горький); Горький в нач. века стал главой крупного книгоиздат. товарищества «Знание», он платил писателям, будучи довольно богатым человеком, призывал сотоварищей разорвать невыгодный договор Чехова с издателем, многие авторы публиковались в «Знании», а его сборники выходили огромными для того времени тиражами – 10-40 и более тыс. экз-в. Бунин, опубликовавшись в одном из них, стал довольно богат (гонорары от «Знания»). Изд-во «Шиповник» (вокруг Андреева сфор-сь группа молодых писателей). – в модернизме (в разное время!): 1) символизм – самое мощное течение, просуществовавшее почти два десятилетия; 2) акмеизм – существовал в 1910е: круг идей этого течения был не настолько богат и мощен, как у символизма; – в авангарде – футуризм (там неск-ко осн. групп (кубофутуристы; эгофутуристы; Гилея; Мезонин поэзии; Центрифуга), на самом деле – намного больше).
Взаимодействие осн. лит. напр. и теч. -> своеобразие развития лит-ры. 1й период. 1890е: в лит-ре один центр – самое авторитетное лит. явление (касается и внимания критики, и читат.интереса, и тиражей) – реализм; медленно форм-ся модернизм. 2й период. 1900е: очень бурное присутствие двух центров – реализм и модернизм; острое в начале десятилетия противостояние к концу десятилетия успокаивается. 3й период. 1910е: децентрализация лит. жизни. Во 2й пол. 10илетия (перед революцией) лит-ра стояла на пороге новых событий, но это не осуществилось из-за событий историч.
Подробнее. 1й период – попытка выйти из кризиса (в него ввело лит-ру предыд. лит.е разв.) – и о нём свидет. авторы-современники; в лит-ру приходит и постепенно начинает играть ведущую роль поколение новых писателей реалистич. направления (хотя предст-ли прошлого поколения продолжали публ-ся); это истор. встреча старых и новых представлений, реалистич. и модернистич. методов тв-ва; в это время приходят Бунин, Горький, Мережковский, Сологуб. Но среди книг признанных мастеров бытописания молодые авторы почти незаметны. «Старички»: Пётр Дмитр-ч Боборыкин (1 из первых золаистов; журна-т, редактор «Отечеств. записок»; писал романы и повести – в т.ч. роман «Китай-город: московская буржуазия», роман «Василий Тёркин»), Игнатий Ник-ч Потапенко (сентиментально-мелодраматич. линия в русском натур-ме), Вас. И. Немир.-Данченко (беллетрист, печатавшийся в газетах, журналах – с пр-ми на истор. и военную тему), Николай Ник-ч Златовратский (писатель-народник, автор романа «Устои»), К.С. Баранцевич, М.Н. Альбов – авторы небольших произведений, входившие вместе с Потапенко и Чеховым в виртуальную «артель 80-ников». Лит. репутацию созд-ли критики, среди к-рых по-прежнему самым авторит. оставался Михайловский (яркий критик, народник), Скобичевский, Протопопов (также народники, писавшие часто догматически со своих позиций) – статьи их задавал тон критике. Но Мих-й 1м из первых в «Рус. отражении франц. симв-ма» поднял в критике тему с-ма. Первые рус. символисты/модернисты могли печататься в толстом журнале «Северный вестник»; печатались далеко не все (напр., Брюсов говорил, что только в СВ можно напечататься символистам признанным, умеренным; дикие символисты там не могли появиться), а, с разрешения Акима Волынского – Гиппиус, Бальмонт, стихи Сологуба, перв. историч. роман Мережковского «Отверженный». 1 из важнейших св-в модернистс. поэзии – цикличность; но в СВ модернисты печатались урывками. К тому же, масса текущей лит-ры задавливала небол. число публ-й модер-тов. Волынский с 1893 по 1895 публиковал в СВ цикл статей «Русские критики» (позднее вышли отд. книгой). Перв. попытка дать переоценку деятельности критиков-утилитаристов с позиции философии идеализма: Белинского, Писарева и др. Критика «священных коров» освобождал простр-во для модернистов. Отсутствие обществ. причин в то время считали осн. причиной наступившего упадка лит-ры; др. причина – «дефицит крупных лит. талантов». Эстетич. аспекты критики традиционно оставались на заднем плане. В это время впервые говорят о том, что эстетическая функция лит-ры должна быть на первом плане. Принципами нового искусства, по мнению Мережковского, к-рое он описал в статье «Причины упадка и о новых течениях совр. русской лит-ры», должны стать:1. мистич. содержание (а в совр. лит-ре всё мист. было закрыто от писателей) [особенно кас-ся поэзии]; 2. символы и символизация; 3. расширение худож. восприятия, впечатлительности, активизация творч. способности писателя. В сер. 1890х Брюсов заявил о новом движении, издав сборник «Русские символисты», осн. автором к-рого стал сам Брюс под разными псевдонимами, со своим предисловием. Всего позже вышло 3 сборника «Русских симв-тов», невысокими тиражами (1ое изд. 200 экз., 2ое – 400 экз., 3ье – 200 экз.). Но в те времена смелости в провозгл-нии новых форм было сравнительно мало – по сравнению с будущими футур-ми. Брюс сожалел: слишком толст слой старых вкусов. Пробудил нек-рый интерес к симв-там в рус. об-ве; но в ответ на это тогда поднялись только статьи о психич. заболеваниях декадентов.%) Брюс говорил в сборниках о том, что новые поэта ценят самоценное тв-во, далёкое от политики и религии; символ не является непременным признаком совр. поэмы, однако задачи поэзии – сделать так, чтобы читатель испытал художественное внушение. Позднее появл-ся персональные сборники Брюса, в т.ч. «Шедевры», а также сборник несимволист. пр-ний; но в посл. годы десятилетия издаёт «Me eum esse» (Это – я), к-рая содержала только символистские стихи. В посл. сборнике есть стих-ние «Юному поэту» - написанное под впечатлением от 1 гимназиста, поборника Надсона и старой поэзии, к-рый пришёл к Брюсову и стал упрекать. «Юноша бледный со взором горящим…», даются принципы поэзии по-символистски: «только грядущее» важно для поэта; «не люби, не сочувствуй, сам же себя обожай беспредельно»; «поклоняйся искусству, только ему». В конце: «Юноша бледный со взором смущённым – если ты примешь мои три завета», то автор (Брюсов) с гордостью умрёт, что оставил в мире поэта. Брюсов: «Я не вижу действительности», «Родину я ненавижу», «я не вижу идеал человека» - эти строки идут вразрез с популярными в этот и прошлые периоды проповедями о человечности и любви к Родине. Кст, классики в тот период тоже активно творили; Толстой тогда публикует «Что такое иск-во?»; пишут Мамин-Сибиряк, Короленко, Чехов, Вересаев. Успешно разв-ся документально-худож. жанры: лит. дневник, зарисовка с натуры, очерк, путевые заметки – реалист. направления. Осн. события конца 1890-ых: русская интел-ция бурно пережив. наступление нового века. 1898-99 публ-ся «Повести и рассказы» Горького (враз становится знаменитым). О Бунине же, Андрееве в то время никто не слышал. В конце 1890х рожд-ся новый театр – Моск. Худож. (Чеховский) театр, к-рый отражал в себе все новейшие тенденции, ставил произведения Чехова, Горького и пр. 1898–1904 издаётся организ-й Дягилевым, Бенуа и др. модернистский журнал – ж-л художников и худож. критиков «Мир Искусства»; нек-рые симв-ты смогли публиковаться в МИ в 1904. В 1899 офиц. праздник – столетие с рождения Пушкина (->в России начали задумываться о своих классиках). Начинает работу 1ое и самое знаменитое символистское издательство «Скорпион» (1899-1915).
2й период. Перв. десятилетие века – в ответ на разброс ожиданий – принесло в культур. жизнь страны небывалый подъём, интенсивность развития, + впечатляющие худож. рез-ты. Бердяев: в этот период наступил в стране настоящий Ренессанс, в России взлёт поэзии и философии, большие религ. колебания – мистич., оккультные настроения; именно в этот период русская критика, наконец, оценила русскую классику. Бурное разв. культуры шло на фоне роста соц. активности всех слоёв населения; в сознании разных классов формир-сь мысль о револ. смене строя; в партии, с их разрешением, вылились те группировки, что в начале 1900х уже существовали и форм-сь. Широко расходилось слово «демократич.», особенно посредством жур-ки и лит-ры. В эти годы революция была притягательна для большей части русской интел-ции. Представления о путях и целях револ. обновления, тем не менее, были очень противореч. Понимание революции как взрыва обществ. системы в низах разнилось с пониманием в верхах – где ожидали духовной революции, революции в духе. Именно она, по мнению Мережа и др. предст-й Интел-ции, должна была подвигнуть в дальнейшем у соц. рев-ции. На середину 1900-ых готов приходится революция. В начале 20 в. ожидания и чувства, связанные с грядущей ревцие-й – и это ожидание показало, насколько большим был разрыв между русской интел-цией. Небольшой слой интел-ции, значит. часть к-рого прошла в молодости через увлечение марксизмом, русские модернисты – стремились к освобожд. истины, морали и искусства; и большая часть интеллигенции относилась настороженно к идеалистам. Выход изданной ими «Проблемы идеализма» в 1902 вызвал полемику и ожесточ. критику. В филос. журналах, например, «Вопросы жизни» поднимались религиозно-филос. проблемы – также излагались взгляды этих людей (Бердяев, Булгаков и др). И эти взгляды негативно оценивались левыми радикалами. В перв. пол. 1900х модернисты и идеалисты не искали широкой популярности; своими главными врагами считали реализм в иск-ве и рацион. философию во всех проявлениях. Близкие к демократии писатели – в числе к-рых Горький и люди его круга влияния – были озабочены поиском правды о русском человеке, но не были озабочены поиском истины, применяя лит-ру утилитарно и придерживаясь традиций реализма. Симв-ты называли реалистов бытовиками, упрекали к невниманию к человеч. духу – реализм для них был «ненужной правдой» (Брюс). В эти годы многие симв-ты чуждались обществ. вопросов, политики; хотя некоторые из них выражались, что с-м – не самоцель, а лишь ступень на пути к созданию новой христ. религии. Раскол – и в на интерпретации лит. наследия, и симв-ты оглядывались на прошлое, все века, все культуры В это же время реализм не стремился найти свои корни в прошлом, ибо в это время был главенств. напр-нием; авторы-реалисты не задумывались над традициями, прошлым. Однако Андреева в критике часто называли «маленьким достоевским»; а Горький говорил, что берёт пример себе в суровых реалистах 1860х (Помяловский, Левитов и др.). Но в общем уход в прошлое не шёл дальше 19 в., ухода в далёкие века реал-ты не делали. + Реалисты выступали против мистицизма, в отличие от известно_кого.
Вражда между реал-тами и симв-тами наложила большой отпечаток на лит. жизнь того периода; это отразилось на нек-рых видах пр-ний (эпос/лирика/драма). Симв-ты в 1900е годы пополняют отдел лирики множ-вом поэтич. сборников; наивысшее достижение, связанное с симв-тами. Доля прозы была оч небольшая. Среди реал-тов только Бунин представлял лирич. пр-ния, всё ост. – эпос, меньше – драма (Буню награждали крупными премиями как поэта и поэта-переводчика). Потребность в условиях лит. борьбы в объединении чувствовали и симв-ты, и реалисты. Симв-ты стремились к объединению больше: им надо было ещё развивать вкус у читателей, продвигаться. Молодые писатели-реалисты объед-сь вокруг Горького и издательства «Знание»; с 1904 именно с целью стимуляции новых лит. имён Горький начал издавать литературно-худож. сборники изд-ва. В «Знании» были подготовлены перв. книги Андреева, отд. книги Бунина, Куприна; а в сборниках печ-сь пр-ния Горького, Андреева, Бунина, Куприна, а также Чирикова, Гусева-Оренбургского, Семёна Юшкевича, Давида Айзмана (драматурги), Николай Телешов (у которого собирались по средам писатели-реалисты), Зиновий Пэ (псевдоним, приёмный сын Горького, родной брат Свердлова). После этого появ-сь в литер-ведение понятие «знаниевские реалисты». Большую роль в известности этих писателей играли журналы «Для всех» и «Мир божий». Пр-ния реал-тов активно обсуждались в критике; жизнь писателей также активно фигурировала в статьях. В «Биржевых ведомостях», «Утре России» постоянно посл. сведения из быта и порядка дня ведущих реал-тов; публ-сь интервью с писателями-реалистами: над чем работают авторы, что за вопросы поднимают и проч. Каждая новая книга Горького, Куприна, Андреева была большим событием для об-ва. Писатели стремились отобразить новые, ещё неизвестные стороны жизни. С символистами, разумеется, такого не происходило. Поворотным временем для многих реалистов стал 1905 (первая российская революция). В симв-ме и реал-ме произошли большие перемены – писатели разн. напр-й по-разному оценивали произошедшее. Бунин с горечью и сожалением замечал за русской лит-рой «разручение» – её распад, исчезновение единства направления. Горького в тот период не было – находился на острое Капри в ссылке; считал: несмотря на неудачу 1905, рев-ция в России возможна – и она произойдёт. Немногие русские пис-ли сходились в этом мнении с Горьким. Переоценка человеч. опыта, достигнутого в ходе рев-ции, занимала большое место в дальнейшем тв-ве Андреева и Куприна, наиболее талантливых писателей периода. «Иуда Искариот» – 1 из таких пр-ний: проблема предательства и провокации серьёзно существовала в револ. орг-циях. Хотя Андреев и говорил, что это свободная фантазия на тему добра и зла, она была очень близка к реальным проблемам периода. Др. крупное пр-ние Андреева – «Рассказ о 7 повешенных», где связь с револ. событиями откровенна: 5 из повешенных были несостоявшимися террористами (прототипом ситуации был реал. случай), к-рых послали на дело люди-агенты охранки. 2 других повешенных – уголовники с тяжёлыми преступлениями; но в прошлые эпохи они могли попасть на каторгу, максимум – а в условиях военно-полевых их также казнят. Др. рассказ Андреева, «Тьма» – основан на рассказах человека, лично казнившего Гапона и потом прятавшегося от царской охранки в публ. доме. По мнению Горького, в этот период опускается сам вид писателя – опирается в мнении на пр-ние Куприна «Ученик и морская качка», к-рое считал порнографическим. Писатели в послереволюц. период уходят от соц. проблематики – а именно в этом была задача реализма, и этот уход повлёк за собой резкое сокращение самого направления. Большой интерес об-ва к рев-ции и ей последствиям вызвал появление группы писателей, к-рые эту серьёзную проблематику вывели в сферу массовой (но не бульварной) литературы: Мих. Петр-ч Арцибашев (роман «Санин», породивший самую активную полемику в периоде), Анат. Петр-ч Каменский (роман «Люди», где ставится вопрос естеств. человека; большое внимание обращал на эротику и порнографию; с исчезновением цензуры начал активно печататься), Влад-р Кирилл-ч Виниченко (полит. деятель – представитель Центральной Рады, полит. писатель, публиковавшийся часто в сборнике «Земля» сочинения о социал-демократах, представленных в необычном виде) и другие «неонатуралисты».!При сопоставлении неонатуралистов с русскими золаистами получается нек-рое сходство, хотя сами писатели направления не видели золаистов как свой источник. Каждый из этих писателей стремился дать своё представление о челе как сумму психофизиологич. форм; целью жизни чела считали максим. насыщение чувствен. радостью, а осн. двигателем человека наз-сь непосредств. потребности и страх смерти.
Во 2ой пол. 1900х размыш-ния о роли рев-ции появлялись во многих пр-ниях философов, публицистов, литераторов. Сборник «Вехи» о русской интел-ции вызвал большой резонанс (гов-сь, что он был больше против русской интеллигенции). Это был альтернат. взгляд на русскую интеллигенцию – по сравнению со взглядом начала 1900х. Важно: противостояние реализма и симв-ма оказалось ослаблено к концу 1900х; критики стали говорить о взаимодействии симв-ма и бытового реализма, приводя в пример пр-ния Андреева, к-рый в те годы стал величиной №1 в лит-ре: он типа стремился к экспресс-му, к симв-му. Хотя Андреев и сопрот-ся такому навязыванию его пр-ниям эл-тов симв-ма. Др. примером таких критиков были пр-ния Ремизова – «Пруд», «Часы», к-рые сравнивали с болотом. Белый: «Это произведение нельзя не читать, не запасшись болотными сапогами» [АХХАХАА], Чуковский: «Возникает чувство вселенской тошноты». + Борис Зайцев, автор «Голубой звезды», «Аграфены»; Сергей Вценский. Это сравн-но молодые авторы, к-рые пытались синтезировать реализм и симв-м – утверждали критики. Однако эти идеи вызывали яростное неприятие среди самих авторов; Горький – находясь в ссылке – не допускал таких мыслей, и симв-ты полемиз-ли против, напр., мнения критика Иванова, что истинный реализм – реализм символич. Симв-ты писали в «Весах», напр., что нельзя «в святую лиру искусства допустить обозную сволочь». С 1908 публ-ся и быстро становятся оч популярными издания «Шиповника», перв. ред-м к-рого был Андреев. В сборниках Андреев стремился печатать «всё ценное, независимо от партийной принадл-ти авторов». С т.з. публиковавшихся там авторов, они таким образом могли перебросить мост через пропасть первых годов 1900х между реалистами и симв-тами; однако другие симв-ты презирали тех, кто публиковался в «Шиповнике». Др. журнал – «Земля», стремившийся публиковать всё и вся, под редакцией Бунина (хотя и оказывавшего небольшое влияние на политику издания). Мдээ. Про 3й период ничего нет. Но я думаю, логично рассказать про акмеизм (бил. 6) и футуризм (бил. 7).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.151 (0.014 с.) |