Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностный подход к лидерствуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерст- ва в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследо- вания ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристи- ки эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теория ____________великих людей, лучшие из руководи- телей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры име- ли какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от обычных людей. На основании этого подхода ученые пытались определить лидерские качества, научиться изме- рять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. 11 6 В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских качеств. Р.Стогдилл в 1948 г. и Р.Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявлен- ные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: • ум или интеллектуальные способности; • господство или преобладание над другими; • уверенность в себе; • активность и энергичность; • знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло анало- гичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим критерием того, что его обладатель будет лиде- ром. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение ли- дерских качеств продолжалось вплоть до середины 80-х гг. Наиболее инте- ресный результат был получен известным американским консультантом У.Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим сле- дующие четыре группы лидерских качеств: • управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей; • управление значением, или способность так передать значение соз- данного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты после- дователями; • управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное дове- рие подчиненных; • управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя 11 7 признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для созда- ния среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность позна- ния того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Соз- даваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей си- лу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиоло- гические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллек- туальные, и личностные деловые. К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение, внешний вид, энергичность движений и состояние здоровья. Ко- нечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не означает никакого права на лидерство. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмеча- лось, не является характерным для эффективного лидерства. Психологические (эмоциональные) качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основу. Изучение их взаимосвязи с лидерством приве- ло к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод о том, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на черты характера личности при выявлении лидера в организации. 11 8 Изучение умственных (интеллектуальных) качеств и их связи с ли- дерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпада- ют в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у обычных людей, последователей. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать пра- вильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако многие исследо- вания показали, что корреляция между этими качествами и лидерством дос- таточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множе- ством проблем. Личностные деловые качества носят в большей степени характер при- обретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднительно. Еще не удалось до- казать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидер- ства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в ком- мерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской ла- боратории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконеч- ным. По этой причине стало невозможным создать единственно верный об- раз лидера, а следовательно, заложить ключевые положения теории. Во- вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске пу- тей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания воз- можных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего. 11 9 Резюмируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изу- чающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Но он послужил толчком к появлению и раз- витию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства. Однако и сегодня характеристики лидеров остаются в поле зрения уче- ных. Приведем результаты некоторых исследований. Например, проведенные в Японии исследования позволили выявить ряд основополагающих характеристик для менеджеров (табл.6.2). Таблица 6.2. Результаты исследований лидерских качеств, проведенных в Японии Качества Число предпочтений, % Концептуальные способности и стандарты поведения Широта взглядов, глобальный подход (экономическая, социальная, экологическая, нравственная ответственность) Долгосрочное предвидение и гибкость 34 Энергичная инициативность и решительность, в т.ч. в условиях риска Упорная работа и непрерывная учеба 10 Личностные качества Умение четко формулировать цели и установки 17 Готовность выслушивать мнения других 22 Беспристрастие, бескорыстность, лояльность 29 Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и санкций Личное обаяние 22 Способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем 20 Здоровье 46 12 0 Ниже приведены результаты исследования факторов успешной дея- тельности финских менеджеров. Умение добиваться результатов и желание много работать для их дос- тижения. Желание и способность нести ответственность за порученное дело и принимать рискованные решения. Готовность начинать процессы изменений, управлять ими. Готовность использовать открытый способ управления, приветст- вующий сотрудничество. Искусство принимать быстрые решения. Способность сосредоточиваться на настоящем и будущем. Способность видеть изменения внутри и вне организации и использо- вать их. Готовность к общему руководству. Творческий подход к своей работе. Постоянное самосовершенствование, хорошая психическая и физиче- ская форма. Умение правильно использовать свое время. Готовность к мотивированию себя и персонала. Готовность работать во главе персонала, хорошо подготовленного профессионально. В настоящее время большое внимание уделяется структурным преобра- зованиям в организациях, управлению изменениями. Естественными стали вопросы: какие менеджеры способны работать в условиях изменений наибо- лее эффективно? кто может вести за собой людей, проводя организационные изменения? Джон Каценбах из компании «McKinsey» ввел специальный термин – реальные лидеры изменений (Real Change Leaders (RCL). По своим навыкам 12 1 и психологическим характеристикам RCL сильно отличаются от обычных хороших менеджеров: RCL (агент изменений) ориентированы на удовлетворение требований клиентов фирмы и ее сотрудников, а не на существующие в компании формальные показатели; обладают выраженными лидерскими качествами и умеют работать в команде; чувствуют себя комфортно в ситуациях неопределенности, устойчивы к стрессам; любят работать методом проб и ошибок, не боятся ошибаться, умеют быстро исправлять ошибки и извлекать из них уроки; быстро приобретают новые знания и навыки; не испытывают страха перед неизвестным; умеют устанавливать диалог с руководством компании, отстаивать свою точку зрения, добиваться необходимых для работы полномочий; являются хорошими коммуникаторами и обладают даром убеждения; спокойно относятся к риску потерять работу и не боятся обсуждения острых проблем с руководством; справедливо распределяют вознаграждения и премии, никогда не ста- раясь откусить самый большой кусок пирога; обладают природным даром, позволяющим определять необходимый темп перемен. Поведенческий подход Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что про- должился поиск одного единственно верного пути, но по другому направле- 12 2 нию: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подго- товки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос «кто яв- ляется лидером?» к ответу на вопрос «что и как лидеры делают?». Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие: • три стиля руководства; • исследования университета Огайо; • исследования Мичиганского университета; • системы управления 1,2,3 и 4 (Р.Ликерт); • управленческая сетка Блейка и Моутон; • концепция вознаграждения и наказания; • заменители лидерства. Три стиля лидерства Различие между политическими системами США и Германии перед вто- рой мировой войной послужило причиной исследования лидерства, прове- денного в лабораторных условиях известным американским ученым- бихевиористом Куртом Левиным. Изучение заключалось в сравнении эффек- та от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократиче- ского и пассивного (либерального). Результаты этого исследования привели в удивление исследователей, ожидавших наибольшей эффективности от демо- кратического стиля руководства. К.Левин эмигрировал в США из Германии перед началом войны и верил в то, что репрессивный, авторитарный режим в Германии был менее эффективен, чем демократическое общество. Он ожи- дал, что результаты более чем четырехмесячного эксперимента в трех груп- пах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответст- вующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве. 12 3 Более поздние исследования также подтвердили факт, что демо- кратический стиль не всегда является наиболее продуктивным. Так, исследо- вание 1000 рабочих обнаружило, что те из них, кто часто взаимодействовал с начальником по роду работы, предпочитали и были удовлетворены работой с авторитарным лидером. Работники таких профессий, как пожарные, поли- цейские, административные помощники, проявляли аналогичное отношение к автократизму. В конечном счете так и не было найдено прямой связи како- го-либо стиля с эффективным лидерством. Подробно черты каждого стиля приведены в табл. 6.3. Таблица 6.3. Характеристики стилей лидерства. Фактор Стиль лидерства
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.009 с.) |