Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведения человека в организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже подчеркивалось выше, эффективность функционирования орга- низации во многом определяется поведением сотрудников и культурой орга- низации. Общение и деятельность объединяются единым понятием поведение, ко- торое расчленяется на отдельные составляющие: деятельность, действия, ре- акции, поступки и т.п. В современной науке применяются различные подхо- ды к изучению поведения человека в организации. Социологический подход основывается на том, что поведение человека – результат воздействия людей и событий социального окружения. Ценности и традиции общества определяют поведение людей в этом обществе. При биологическом подходе делается акцент на зависимости поведения от физических и биологических потребностей и побуждений (жажда, голод, недостаток сна и т.п.). Некоторые исследователи высказывают предположе- ния, что повседневное поведение может зависеть от баланса химических или питательных веществ в организме. Психоаналитический подход базируется на учении о том, что мотивы поведения человека в основном не осознаются, не очевидны. Так, З.Фрейд считал, что ключ к истинным причинам поведения – в подсознании и что наши осознанные рассуждения большей частью самообман. То есть поведе- ние не всегда бывает логичным и разумным, его не всегда можно объяснить в строгих точных терминах, следует принимать во внимание возможные скры- тые мотивы. Бихевиоральный (поведенческий) подход ориентирован не на анализ причин, а на анализ результатов. Так, Дж.Б.Уотсон определял поведение как результат ввода информации через человеческие органы слуха, обоняния, 4 1 осязания и т.п. Один из основных тезисов бихевиоризма – вознаграждаемое поведение повторяется. Гуманистический подход доверяет биологическим побудителям, но не отрицает и социальных причин, бихевиоральные стимулы и то, что стимулы и побуждения могут находиться в подсознании. Рассмотрим основные теории поведения человека в организации. Пред- лагаемый ретроспективный анализ не является исчерпывающим. Ниже будут предложены только наиболее важные, по мнению автора, положения различ- ных школ, касающиеся поведения человека в организации и возможных спо- собов воздействия на это поведение. Мы обратимся лишь к научным достижениям ХХ века, хотя многие под- ходы и идеи имеют глубокие исторические корни и берут свое начало еще в цивилизации Древнего Египта. Школа научного менеджмента. Начало формирования менеджмента как науки совпадает с началом нашего столетия, в первую очередь здесь не- обходимо выделить работы Ф.Тейлора. В рамках организационного поведе- ния можно выделить следующие базовые положения школы научного ме- неджмента: • отделение функций управления от производственных функций; • изучение производственного процесса и разделение процесса на опе- рации; • мониторинг производственного процесса; • обучение персонала; • контроль; • поощрение и наказание. Можно согласиться с мнением ряда ученых, критиковавших классиче- скую школу за механистическую оценку роли человека в промышленности: авторитарный стиль управления, жесткая специализация, сведение мотива- 4 2 ции к чисто экономическим стимулам. Вместе с тем следует отметить спра- ведливость утверждения Х.Штиглица о том, что полномочия принимать дей- ствия или побуждать к ним должны быть делегированы как можно ближе к месту действия. Уже на первых этапах становления теории менеджмента проводились исследования, направленные на активизацию деятельности ра- бочих. Так, зачинатель промышленной психологии Х.Мюнстерберг в 1913 г. писал: «Мы задаемся следующими вопросами: как отыскать людей, чьи ин- теллектуальные качества делают их наилучшим образом предназначенными для выполняемых работ; при каких психологических условиях мы можем по- лучить наиболее удовлетворительные результаты от работы каждого челове- ка; каким образом мы в состоянии оказывать желательные для интересов бизнеса воздействия на человеческие умонастроения». Ф.Тейлор в своих работах также отмечал важность учета человеческого фактора в организации, хотя и считал его второстепенным. Еще дальше по- шел в этом направлении ученик Ф.Тейлора Г.Гантт, работы которого про- никнуты мыслью о ведущей роли человеческого фактора в промышленности и убеждением в том, что рабочему должна быть предоставлена возможность получения удовлетворения от своей работы. Согласно мнению Г.Гантта, на- ступила эпоха знаний и будущее менеджмента состоит в стремлении обучать и вести людей к совместной выгоде всех заинтересованных сторон. В своих работах «Обучение рабочих навыкам промышленного труда и сотрудничест- ва» и «Организация труда» Г.Гантт развивал идеи демократии на производ- стве, в определенной степени закладывая основы сегодняшних взаимоотно- шений между рабочими и менеджментом. Нельзя не отметить и тот факт, что 20-е гг. ХХ века характеризуются становлением классического менеджмента (административная школа – М.Вебер, А.Файоль, Л.Урвик, Дж.Д.Муни). Представителями классического менеджмента были сформулированы ключевые понятия этой области знаний, среди которых: 4 3 управление – универсальный процесс, состоящий из нескольких взаи- мосвязанных функций; принципы управления (разделение труда, полномочия и ответствен- ность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчинен- ность личных интересов общим, вознаграждение персонала, центра- лизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность ра- бочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух); иерархия в управлении. В середине 20-х гг. свое развитие получила школа человеческих отно- шений (М.П.Фоллет, Э.Мэйо, А.Маслоу), чему в немалой степени способст- вовали результаты широко известных экспериментов в г.Хоторне (США). В ходе исследований на Хоторнском заводе (США, штат Иллинойс), которые продолжались 12 лет (1924-1936гг.), был выявлен феномен неформальной группы в производственном процессе, отношения между членами которой оказывали существенное влияние на производительность труда. В частности, было установлено, что группе присуще стремление вырабатывать свои соб- ственные внутригрупповые нормы, ценности и позиции, устанавливать кон- троль за поведением членов группы в процессе труда. В соответствии с кон- цепцией Э.Мэйо, фактор сотрудничества в группе является обстоятельством, по своей значимости сопоставимым с менеджментом, и может оказаться важнее по сравнению с факторами материального стимулирования. В связи с этим интересны также работы Ч.Барнарда, посвященные про- блемам кооперации. Ч.Барнард включает в научный аппарат термин фор- мальная организация. Под формальной организацией Барнард подразумевает систему сознательно координированных действий (сил) двух или большего количества лиц, выделяя при этом следующие условия возникновения фор- мальной организации: наличие индивидов, способных общаться друг с дру- гом, желающих совместных действий и стремящихся к достижению общей цели. Ч.Барнард указал следующие функции и свойства, присущие нефор- 4 4 мальной организации: коммуникация, поддержание сплоченности, укрепле- ние чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора. Тео- ретические положения Ч.Барнарда оказали существенное влияние на форми- рование современного понятия «рабочая команда». Немаловажным понятием в теории менеджмента является понятие де- мократии в производственных отношениях. Одной из первых акцент на эту проблему сделала М.Фоллет, которая изучала социальные отношения в ма- лых группах. Важнейшим результатом ее исследований было выявление влияния демократических начал на эффективность индустриальной органи- зации и восприятие бизнеса как общественной службы, а также применение ситуационного подхода к определению полномочий. Период 20-х гг. ХХ века характерен появлением в России большого ко- личества научных работ, посвященных различным вопросам научной органи- зации труда (НОТ) и управления производством. Серьезный анализ этого пе- риода в развитии советской научной школы выполнил Э.Б.Корицкий. Боль- шой интерес представляют работы А.К.Гастева, П.М.Керженцева, Н.А.Витке, А.М.Гинзбурга. Так, А.К.Гастев, основатель и руководитель Центрального института труда (ЦИТ), в качестве базовых идей разработанной под его ру- ководством концепции «трудовых установок» предлагал принципы решаю- щей роли человеческого фактора, социализации трудовых процессов, разви- тия и активизации способностей работника. В противовес «цитовцам» П.М.Керженцев отдавал приоритет во внедрении научной организации труда непосредственным исполнителям, а не администрации предприятий. По ини- циативе П.М.Керженцева была учреждена массовая общественная организа- ция – лига «Время» (лига «Время НОТ», лига «НОТ»), среди основных задач которой было внедрение НОТ на производстве. Особый интерес представляет концепция человеческого фактора в управлении, сформулированная группой ученых под руководством Н.А.Витке. Эта концепция признает определяющим фактором в организации 4 5 производственного процесса отношения людей друг к другу, а не предмета к предмету и человека к предмету. Среди основных положений этой концеп- ции следует выделить признание целесообразности организации людей как участников единой трудовой кооперации; большое значение, придаваемое умению делегировать полномочия; признание высокой роли коллективных решений. Среди научных изысканий указанного периода следует выделить пере- довые идеи А.М.Гинзбурга о необходимости развития хозяйственной само- стоятельности и инициативы производственных звеньев. К сожалению, многие из перечисленных идей были забыты в угоду ад- министративно-командной системе управления. Уже с 1929 г. управление предприятиями в России приобрело директивный, максимально централизо- ванный характер, что в основном сохранялось вплоть до 1965 г. Определенный интерес представляет школа человеческих ресурсов, формирование которой можно отнести к 40-м гг. ХХ столетья. Представите- ли этой школы заставили менеджеров по-новому взглянуть на персонал. Это относится, прежде всего, к анализу затрат на персонал: на подбор кадров, найм, оценку, планирование карьеры, обучение. Хотя, несомненно, рассмот- рение человека как ресурса имеет определенные отличия от прочих ресурсов организации, это, в первую очередь, такие аспекты, как: • взаимное влияние «организация - человек»; • каждый сотрудник имеет собственные цели, иногда отличающиеся от целей организации; • для человека характерна возможность развития; • индивидуальность. В 50-х гг. ХХ века проблемы мотивации в менеджменте начали пере- сматриваться. В это время зародилась группа теорий, которые в ряде публи- каций получили общее название – теории качества трудовой жизни. В этот период Р.Скиннер выдвинул свою теорию подкрепления, впоследствии 4 6 нашедшую отражение в системах Скэнлона, Раккера и «Импрошейр». Сенса- ционным успехом пользовались курсы психологии человеческих отношений, поведенческие науки (К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.Мак-Грегор, Фр.Герцберг). Большое количество супервайзеров и младших менеджеров приняли на воо- ружение концепции школы поведенческих наук. В итоге в этот процесс были вовлечены менеджеры среднего и старшего уровней управления. Американ- ский академический менеджмент начал признавать новаторские идеи людей типа Э.Триста, который считал, что взаимосвязь различных факторов внеш- ней среды должна превратить среду организаций в стремительно изменяю- щуюся. Э.Трист провел исследование влияния окружающей среды, профес- сиональных навыков, новаций и работы в бригадах на производительность труда шахтеров в Великобритании. Исследования Триста продемонстрирова- ли два наиболее важных аспекта положительного влияния образования и де- легирования полномочий группам рабочих: - шахтеры, которые обладали большими знаниями и умениями, без особых проблем принимали политику перемен, они легко перестраивались в новых условиях работы; - шахтеры, которым была предоставлена большая самостоятельность в принятии решений относительно своей работы, имели большую мотивацию и обеспечивали большую производительность. В конце 50-х - начале 60-х гг. многие развитые западные страны столк- нулись с проблемой, потребовавшей нового взгляда на менеджмент. Развитие производительных сил резко подняло уровень образования рабочих и слу- жащих, и, как следствие, денежные стимулы перестали играть ключевую роль в поддержании высокого уровня производительности труда. Люди хоте- ли не просто работать, но и получать удовлетворение от работы. Несомнен- но, вопросы мотивации труда поднимались и раньше, однако именно в этот период они стали наиболее острыми. Поэтому можно с уверенностью ска- 4 7 зать, что в 60-х гг. ХХ века произошел переворот в сознании людей, обусло- вивший появление многих новых разработок в теории менеджмента. Поведенческий подход дал толчок к появлению в 60-х гг. многих психо- логических аспектов в теории менеджмента: теория "Х" и теория "Y" Д.Мак- Грегора, системы стилей лидерства Р.Лайкерта, управленческая сетка Р.Р.Блэйка и Дж.С.Моутона, теория ожиданий В.Врума и т.д. 60-е гг. были десятилетием разработки теории организации и поведения группы. Широкое распространение получили социометрические методы соз- дания рабочих групп, основой которых являлись социограммы, описываю- щие отношения в группе. Так, исследования, проведенные Р.Гэгном и Э.Флейшманом на основе социометрических методов, показали влияние фор- мирования групп на текучесть кадров и снижение трудозатрат. Следует отме- тить также теорию связующих звеньев Р.Лайкерта, оказавшую впоследствии серьезное влияние на формирование роли координатора в рабочих командах. Широкую полемику в последующие годы вызвала появившаяся в сере- дине 60-х гг. теория поля К.Левина, основателя Исследовательского центра групповой динамики в Массачусетском технологическом институте. Главный постулат этой теории заключается в том, что участие рабочих в управлении является основным механизмом, используемым для согласования целей ра- бочей группы. Практическое подтверждение эта теория получила в ходе Хар- вудских экспериментов, проведенных Л.Кохом, Дж.Френчем, М.Вайтелесом. Основным оппонентом К.Левина стал Дж.О’Шонесси. Принимая во внима- ние значимость теории поля К.Левина для науки управления, Дж. О’Шонесси указывает на следующие недостатки этой теории: для реализации теории на практике необходима готовность менедж- мента к участию рабочих в управлении; участие рабочих в управлении «размывает» ответственность; для участия рабочих в управлении необходим определенный образо- вательный уровень рабочих. 4 8 В связи с этим хотелось бы привести высказанные в конце 60-х гг. два- дцатого столетия мысли М.Хэйра: «Мне кажется, что тенденция располагать источник власти внутри корпорации будет продолжаться и что он будет пе- ремещаться все глубже и глубже внутрь. Я полагаю, что он будет уходить от профессионального управляющего и процесса управления до тех пор, пока окончательно не укоренится в самой рабочей группе. Окончательным источ- ником власти станет власть рабочих групп. Окончательной формой контроля станет самоконтроль; самоконтроль будет основан на преданности индивида организации, а сама преданность будет проистекать из его интеграции с ос- новными целями и деятельностью организации». Фактический материал показывает, что уже в 60-х гг. внимание специа- листов в области менеджмента стало переключаться на качество трудовой жизни, на проблемы удовлетворения потребностей через деятельность в ор- ганизации. Очевидно, эта тенденция и привела к созданию в 1962 г. в одном из подразделений фирмы «Procter&Gambel» самоуправляемой рабочей ко- манды (self-managed teamwork). В конце шестидесятых годов первые само- управляемые рабочие команды появились в Швеции в фирме «Volvo». Однако несмотря на примеры успешного применения концепций пове- денческого подхода, большинство организаций в этот период считало влия- ние человеческого фактора на эффективность деятельности организаций не- значительным. Очевидно, можно рассматривать это как следствие ограни- ченного делегирования функций менеджерами верхнего и среднего уровней. Многие из них воспринимали эти новации как второстепенные, другие не на- ходили своего места в новой системе распределения полномочий и тормози- ли процесс делегирования функций. Несомненно, этому способствовали и неудачные попытки копировать опыт «Procter&Gambel» или «Volvo», напри- мер, такая ситуация возникла в фирме «British Leland». 4 9 Для 1960-х гг. характерно внедрение кружков качества. Несколько сотен кружков качества быстро распространились во многих организациях, и некото- рые из них сохранились до сегодняшнего времени, например в фирме «Fujitcu». Идея выделения функций регулирования поведения, совершенствования человеческих отношений в качестве основных для менеджеров в дополнение к диспетчерским функциям была выдвинута в начале 1970-х гг. В 1971 г. Г.Минцберг в своей статье оспаривает модель управления А.Файоля «план - организация - координация - контроль». Минцберг находит еще одну общую черту работы менеджеров – управленческие роли, в качестве которых выде- ляет роли межличностных отношений, информационные роли и роли, свя- занные с принятием решений. В начале 1970-х гг. И.Ансофф развивает идеи А.Чандлера о тесной зави- симости между характером внешних воздействий и поведением фирмы, с од- ной стороны, и внутренней организацией фирмы, с другой. В своих работах И.Ансофф рассматривает различные виды организационных структур в раз- витии с учетом воздействия внешней среды. Однако взгляд на менеджера как на диспетчера очень прочно укоренил- ся в умах людей, и поведенческие аспекты рассматривались в первую оче- редь в связи с обучением менеджмента. Несмотря на это продолжается раз- витие командной организации труда. Так, в 1975 г. в фирмах «General Motors» и «Cummins Engine» были созданы самоуправляемые рабочие ко- манды. В 70-е гг. свое развитие получили мотивационные подходы, связанные с привлечением работников к управлению предприятием посредством реали- зации так называемых планов ESOP (Employee Stock Ownership Plan). Этот подход предусматривал расширение числа акционеров предприятия за счет собственных сотрудников. Однако, как показал опыт приватизации в России, мотивационный эффект данного подхода невелик. Это подтверждают и ис- следования зарубежных ученых, констатировавших факт относительно малой 5 0 доли составляющей доходов от акций по сравнению с другими источниками доходов и, соответственно, невысокое мотивационное воздействие. Кроме того, на предприятиях, где число рабочих велико, возникает проблема «без- билетника» (freerider), то есть человека, который рассчитывает, не прилагая никаких усилий, воспользоваться плодами усилий других. В начале 1980-х гг. все большее количество исследований подтверждает тесную связь между улучшением производственного процесса и такими ас- пектами, как качество, стиль управления, вовлечение служащих. В 1982 г. в книге «В поисках эффективного управления» (In Search of Excellence) Т.Питерс и Р.Уотерман указывают на важнейшую роль, которую играет ин- формация в решении проблем и улучшении производственного процесса в наиболее успешных американских компаниях. Поскольку таким организаци- ям приходится работать в постоянно изменяющейся среде, они все меньше полагаются на традиционное распределение полномочий и на систему отно- шений внутри формальной организации. Большой интерес представляет работа Е.Локка, посвященная анализу различных подходов к мотивации. Е.Локк исследовал влияние методов тео- рий подкрепления, управления по целям, перемен и обогащения труда и пар- тисипативности __________на повышение эффективности труда (табл.3.1). Таблица 3.1. Результаты исследований Е.Локка Метод Количество Исследований Повышение Эффективности (медиана) Добились 10%-го повышения, % Теория подкрепления 10 +30 90 Управление по целям 17 +16 94 Перемены и обогащение труда 10 +8.8 50 Партисипативность 16 +0.5 25 5 1 Здесь имеет смысл отметить также принципы, предложенные Д.С.Синком в качестве признака хорошо разработанных систем прямого фи- нансового поощрения и распределения выгод: коммуникация, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих принципов системы; опора на обоснованную систему оценки работы; хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии из- мерения и оценки; «разумные» нормативы; поощрение, тесно связанное с результативностью; измерение объема работ и вознаграждение за их исполнение; простота; внимание качеству; связь вознаграждения и результативности во времени; создание атмосферы сотрудничества в большей степени, чем кон- куренции; вознаграждение за стимулированные, а не за приемлемые уровни результативности; действенная и экономичная стратегия вовлечения работников в поиск идей повышения результативности работы; контроль нормативов; наличие механизма для пересмотра нормативов; гарантированные часовые ставки или уровень заработной платы; стимулирование вспомогательных рабочих; гарантия занятости; прогнозирование объема работ. Теория рабочих команд многое заимствовала из теории перемен и обо- гащения труда: ответственность, осознание значимости труда, контроль ра- ботника над ресурсами, обратную связь, профессиональный рост, контроль 5 2 работника за условиями труда. Но наиболее важным аспектом для теории и практики рабочих команд является партисипативность. Е.Локк считал незна- чительным, по сравнению с другими методами, влияния партисипативности на повышение эффективности труда. Такой взгляд вполне объясним тем, что ученого интересовало влияние других факторов и ограниченный круг рас- сматриваемых проблем. Например, из рассмотрения были исключены вопро- сы делегирования прав. На эти просчеты в исследованиях Е.Локка указывает и Д.С.Синк. Однако важность партисипативности подтверждают последую- щие исследования в этом направлении. Несомненно, что без вовлечения ра- ботников в принятие решений теория рабочих команд не существовала бы. Принципы партисипативности лежат и в основе широко известных кружков качества. В 50-х гг. К.Ишикава попытался интегрировать методы статистического контроля и методы наук о поведении и обществе. Результа- том его исследований явились кружки качества. Получив развитие первона- чально в Японии, с 70-х гг. кружки качества широко распространились по всему миру. Так, в компании «Westinghouse» был создан специальный «кол- ледж качества», который организовал подготовку в области качества 20 тыс. работников компании, объединенных в 2 тыс. кружков качества. Своего пика в развитых странах кружки качества достигли в 80-х гг. В большинстве фирм сегодня кружки качества органично перерастают в рабочие команды. Напри- мер, такая ситуация произошла на заводе «Musashi» японской корпорации «Hitachi», где в 1992 г. насчитывалось 360 рабочих команд. Теория и практи- ка рабочих команд, опираясь на близкие базовые понятия с концепцией кружков качества и используя опыт внедрения и применения на практике кружков качества, имеют более широкую теоретическую основу и стратегию построения и развития командной работы. Концепция кружков качества легла и в основу разработанной Д.С.Синком процедуры деятельности бригад результативно- сти/производительности. Подход Д.С.Синка наиболее сходен с теорией рабо- 5 3 чих команд, хотя и имеет очень узкую направленность по сравнению с рабо- чими командами. Примечательно, что в этот же период П.Херси, К.Бланчед и Р.Гест раз- рабатывали свои концепции ситуационного подхода к руководству. Во мно- гом именно ситуационный подход создал предпосылки для активного разви- тия теории рабочих команд в условиях необходимости постоянных перемен. Хотя несомненно, что многие элементы современных рабочих команд актив- но использовались и ранее. Например, система управления в IBM в 70-е гг., которую Д.Мерсер охарактеризовал как «контролируемую анархию», в своей основе несла принципы, аналогичные теории рабочих команд. Здесь нельзя также не отметить работы М.Аоки и У.Оучи, в которых сравниваются американские (типы «А» и «Z») и японский (тип «J») стили управления (теория «Z», как идентифицировал этот подход Оучи). Если при- нять во внимание, что в японской промышленности 75% рабочих являются сотрудниками фирм, количественный состав которых не превышает 10 чело- век, то становится понятным, почему американская разновидность японской организации − стиль управления «Z» и рабочие команды – вызвали такой ин- терес в США в 1980-1990-х гг. в период серьезного обострения конкуренции между японскими и американскими производителями. Рассматривая в теории «Z» не только структуру и культуру организации, но и философию и стиль управления, Оучи делает вывод о том, что разворачивается внутренняя пере- стройка социальной структуры в американских организациях, что формиру- ется такая структура организации, которая сама порождает внутренние пере- мены в соответствии с потребностями как служащих, так и потребителей. Этот тезис, выдвинутый Оучи, является одним из краеугольных камней тео- рии рабочих команд. 80-е гг. можно считать этапом становления теории и началом активного применения рабочих команд. 5 4 Несмотря на некоторые попытки внедрения рабочих команд и их ус- пешные результаты деятельности, до 1980-х гг. рабочие команды на первом этапе появления не имели особого успеха среди широкого круга компаний. Имел место и неудачный опыт внедрения рабочих команд. Так, например, фирма «DEC» в 1980 г. активно пропагандировала свои успехи по развитию рабочих команд на одном из своих предприятий в штате Коннектикут, США, однако несколько лет спустя это предприятие было закрыто. Анализу не- удачной работы рабочих команд посвящено достаточно много работ. В 1982 г. только в США было отмечено 134 попытки внедрения рабочих команд в различные сферы деятельности. Основными областями применения были: консалтинг, сервис, производство и проектирование, спорт. В конце 1980-х гг. рабочие команды появились практически во всех отраслях про- мышленности («Ford» – 1982 г., «Tektronix» – 1983 г., «GE» – 1985 г., «Boeing» – 1987 г. и т.д.). Этому способствовали и опубликованные в 1987 г. результаты исследований Министерства труда США, посвященные прогнозу рынка труда к концу столетия. Эти исследования заставили по-новому оце- нить потребности в образовании рабочих. Это подтвердили и исследования Американского института исследований (American Institutе of Research), про- веденные в 1989 г., результаты которых свидетельствовали о необходимости повышения профессионального уровня и многофункциональных умений и навыков рабочих. Поиск новых путей в менеджменте, нашедший выход в создании само- направляемых рабочих команд на многих предприятиях, явился ответом на возросшую конкуренцию как внутри страны, так и на международном рынке. Особенно остро складывались отношения с японскими компаниями. Многие американские авторы цитируют в связи с этим Дж.Столка из Бостонской консалтинговой компании («Boston Consulting Group»): «Если вы не изменяе- тесь быстрее, чем ваши конкуренты, вы находитесь в очень опасном положе- нии, а если медленнее, вы погибли». 5 5 Переломным этапом в процессе внедрения рабочих команд принято счи- тать 1987 г., когда Центр эффективной работы организаций (Center for Effective Organizations) университета Южной Каролины представил первый обзор 500 ведущих компаний, в котором среди прочих данных приведен ана- лиз применения на практике рабочих команд. Последующие обзоры Центра эффективной работы организаций, опубликованные в 1992 и 1995 гг., свиде- тельствуют о широком практическом применении рабочих команд в 1990-е гг. Так, последний обзор показывает, что 50% компаний __________из 500 анализируемых пытаются использовать или используют рабочие команды. Но было бы не- справедливо не отметить, что только 10% рабочей силы в этих фирмах было задействовано в рабочих командах в этот период. С 1988 г. резко возрастает количество научных работ, посвященных ана- лизу и развитию непосредственно теории рабочих команд. Все больший ав- торитет приобретают Центр эффективной работы организаций университета Южной Каролины и Центр по изучению рабочих команд (Center for the study of work teams) Северо-Техасского университета, созданный в 1990 г. по ини- циативе ряда компаний штата Техас. Существенное влияние на внедрение рабочих команд оказали исследо- вания, посвященные анализу воздействия различных подходов к делегирова- нию функций на качество продукции. Можно привести большое количество примеров удачного использования рабочих команд на практике. В частности, следующие данные: предприятия корпорации «Xerox», использующие рабочие коман- ды, на 30% более производительны, чем традиционно организо- ванные предприятия этой же корпорации; на 18 предприятиях «Procter&Gamble», применяющих рабочие ко- манды, производительность выше почти на 40%, чем на предпри- ятиях этой фирмы, не использующих рабочих команд; 5 6 в компании «Tektronix» на производство многих изделий рабочие команды затрачивают около 3-х дней, тогда как обычно для этого требуется в среднем 14 дней; в корпорации «GM» 20 из 40% повышения производительности тру- да приходится на предприятия, использующие рабочие команды; в компании «Sherwin-Williams» внедрение самонаправляемых рабо- чих команд позволило сократить потребность в персонале на 20%. Теория рабочих команд предполагает большое разнообразие форм и ти- пов рабочих команд. Так, Б.Мейси выделяет 11 форм рабочих команд от ес- тественных объединений людей в группы для выполнения какой-либо рабо- ты (natural work groups) через самонаправляемые рабочие команды к вирту- альным командам (virtual teams), которые контактируют только посредством компьютерных сетей. Рабочие команды создаются и успешно функционируют не только на уровне рядовых рабочих и служащих, но и среди менеджеров. При этом ис- чезают должности супервайзеров и менеджеров нижнего уровня. Функции менеджмента среднего уровня также претерпевают изменения, одной из главных функций, помимо стратегических, теперь является координация и обеспечение потребностей самонаправляемых команд. И вероятно, в бли- жайшем будущем фраза Р.Комийа «менеджмент следует понимать как выра- жение интересов работников» не будет восприниматься как несоответст- вующий действительности лозунг. Самонаправляемые рабочие команды поя- вились и среди людей интеллектуального труда: программистов, системотех- ников, инженеров. Примером этому могут служить такие известные фирмы, как «IBM», «Bell» и «Texas Instruments». Самонаправляемая рабочая команда – это группа людей, которая обла- дает всеми умениями, знаниями, полномочиями и обязанностями, необходи- мыми, для выполнения законченной части работы. Команда планирует и вы- полняет работу, реализует многие функции контроля и управления. Члены 5 7 команды регулярно (раз в неделю или ежедневно) встречаются для выявле- ния, анализа и решения проблем. Они составляют рабочий график, устанав- ливают цели, формируют структуру команды, координируют работу с дру- гими отделами, поставщиками, потребителями и пр. Необходимой составной частью деятельности самонаправляемой рабочей команды является опере- жающий образовательный процесс. Можно выделить следующие компоненты командной работы, характер- ные для самонаправлемых команд: группа сотрудников из 8-12 человек, отвечающих за процесс, а не за отдельную задачу; опережающий образовательный процесс; коллективное принятие решений; ответственность за найм/увольнение; коллективные формы оплаты труда; равноправие; ротаций функций (ролей); ответственность за внешние контакты; ответственность за финансовую сторону работы команды. Контрольные вопросы 1. Какие подходы используют ученые при исследовании поведения человека в организации? 2. Назовите научные школы управления. Их основные направления. 3. Что понимается под теорией рабочих команд? 4. Какой этап следует считать переломным в процессе внедрения рабочих команд? 5. Что такое самонаправляемая рабочая команда? 5 8 Глава 4. ЛИЧНОСТЬ Типы личности Сотрудники современных организаций вынуждены постоянно мораль- но и физически подстраиваться под новые условия работы. Роль менеджера при этом заключается в разработке направляющих воздействий, ориентиро- ванных на конкретного человека и определяющих процесс изменения. При этом направляющие воздействия часто должны быть индивидуализирова- ны, то есть ориентированы на конкретного человека, на личность. Личность – конкретный человек, представитель определенной соци- альной группы, наделенный индивидуальными особенностями, развиваю- щимися в процессах воспитания и социализации на базе задатков, получен- ных при рождении. Чтобы понять человека как личность, необходимо дос- таточно полно знать его социальную среду, картину и характер взаимосвя- зей с реальным миром. Социальная роль – это определенный стереотип, тип поведения, кото- рый ожидается от человека в конкретной ситуации. Ролевая функция лич- ности предполагает пользование правами и исполнение обязанностей. Выделяются две разновидности ролей: конвенциальные и межлично- стные. Конвенциальные представляют собой с<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.255 (0.013 с.) |