Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Континиум лидерского поведения Танненбаума — ШмидтаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с данной моделью, лидер выбирает один из семи воз- можных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отноше- ния лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создав- шейся ситуации. На рис.6.5 показан весь спектр выборов между демократи- ческой и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми с интересом к отношениям или к работе. Различие между этими двумя крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и природе человека. Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых он ве- дет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования. Автократ счита- 13 4 ет, что власть дается его позицией в группе/организации и что люди внут- ренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возмож- ность участия в управлении, во втором — цели, средства и политику опреде- ляет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных стилей лидерства. При развитии данной модели ученые столкнулись с трудностями, ка- сающимися учета всех возможных взаимодействий между лидером, последо- вателями и ситуацией при установлении причинно-следственных связей в отношениях лидерства. 1 – лидер дает последователям действовать в пределах зоны «свободы»; 2 – лидер в определенных пределах делегирует решения групп; 3 – лидер выдвигает проблемы, просит подчиненных дать предложения и принимает решение; 4 – лидер предлагает решения и считает возможным их изменение; 5 – лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить; 6 – лидер убеждает последователей в своих решениях; 7 – лидер принимает решения и доводит их до подчиненных Рис.6.5. Континиум лидерского поведения Танненбаума - Шмидта 13 5 Модель Фидлера Ф.Е. Фидлера справедливо считают основателем теории ситуационного лидерства. Его модель, работу над которой он начал в середине 60-х гг., по- зволяет предсказать эффективность рабочей группы, ведомой лидером и яв- ляется, пожалуй, самой известной моделью в ситуационном подходе к изуче- нию поведения лидера. В частности, Фидлер утверждал, что лидеры большей частью мотивированы чувством удовлетворения, получаемым из двух источ- ников: межличностных отношений и выполнением поставленных задач. Руководители, ориентирующиеся на межличностные отношения, счита- ют, что цели группы могут быть достигнуты, если принимаются во внимание взаимоотношения в группе. Руководители, ориентирующиеся на выполнение задач, предпочитают, чтобы цели группы были достигнуты благодаря сосредоточению внимания на выполнении задач. Фидлер считал, что степень благоприятного/неблагоприятного влияния лидера зависит от трех факторов: чем теплее и дружелюбнее отношения ме- жду руководителем и членами группы, тем благоприятнее ситуация; чем больше власть руководителя, тем благоприятнее ситуация; чем лучше опре- делены задачи подчиненных, тем благоприятнее ситуация. Поэтому хорошо налаженные отношения между руководителем и под- чиненным, власть руководителя и четко сформулированные задачи создают благоприятные условия для влияния, а противоположные трем критериям ут- верждения наоборот создают неблагоприятные условия. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что: • руководители, заботящиеся о взаимоотношениях, будут иметь ус- пех в ситуациях со средним уровнем благоприятности; • руководители, ориентирующиеся на выполнение задач, будут иметь успех в ситуациях с высоким уровнем благоприятности или небла- гоприятности. 13 6 Для измерения и определения лидерского стиля Фидлер предложил ис- пользовать разработанную им шкалу характеристик наименее предпочитае- мого коллеги (НПК). В соответствии с этой шкалой, респонденты, отмечая баллы по каждой из позиций шкалы, должны описать гипотетическую лич- ность, с которой они могли бы работать наименее успешно. После того как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, опреде- ляется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е. описавшие своего НПК очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие более низкие баллы — имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров получили название лидер с высоким НПК и лидер с низким НПК. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно по- стоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: ориентация на отношения и ори- ентация на работу. Открытия и теория Фидлера основываются на исследовании различных групп. Он исследовал экипажи бомбардировщиков, экипажи танков, группу руководителей высшего управления, студенческие группы и руководителей церкви. Другие исследователи, проанализировавшие научные находки Фид- лера, пришли к следующим выводам. В группах с хорошо налаженными взаимоотношениями между руково- дителем и подчиненными последние будут прилагать больше усилий для достижения результатов; Независимо от отношений между руководителем и группой руководи- тель, ориентированный на выполнение задач, ассоциируется с конечным продуктом более высокого качества. Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в мо- дели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Эта степень может быть высокой или 13 7 низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера дадут предсказуе- мые результаты, так как он имеет способность влиять на исход дела. Во вто- ром случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам. Степень __________контроля ситуации определяется в модели следующими тремя переменными. 1. Отношения «лидер — последователи» (хорошие – плохие). Данная пе- ременная отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и ува- жения, испытываемые и проявляемые последователем по отношению к лиде- ру. Речь идет о признании лидера последователями, что является наиболее важным условием обретения контроля над ситуацией. Приняв лидера, после- дователи будут делать все возможное для достижения поставленных им целей. 2. Структурированность работы (структурированная –- неструкту- рированная). Эта переменная отражает уровень структурированности решае- мых группой проблем или выполняемых ею заданий и измеряется посредст- вом следующих составляющих: • ясность цели — степень, с которой проблема или задание четко сфор- мулированы или поставлены и знакомы исполнителям; • множественность средств по достижению цели — степень воз- можности использования различных способов и путей достижения цели; • обоснованность решения — степень «правильности» решения, под- тверждаемая уровнем его принятия, его логикой или результатами. • специфичность решения — степень возможности принятия альтерна- тивных решений. Поскольку высокоструктурированная работа сама по себе содержит ука- зания, что и как делать, то лидер получает в данной ситуации больший кон- троль над исполнителями. 3. Уровень полномочий или должностная власть (сильные – слабые). Рассматриваемая переменная отражает уровень формальной власти лидера, 13 8 получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в частности, достаточность формальной власти для того, чтобы адекватно вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять. Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стиля- ми дают восемь типов ситуаций (рис.6.6), наглядно представляющих модель Фидлера. Лидеры с низким НПК могут быть более эффективны, чем их кол- леги с высоким НПК, в ситуациях наибольшего благоприятствования 1— 3, а также — при наименее благоприятных условиях 8. Объясняется это, в част- ности, тем, что, будучи ориентированными в основном на выполнение рабо- ты/задания, они в ситуации 1 будут стремиться устанавливать хорошие дело- вые отношения со своими подчиненными. При этом лидеры принимают во внимание благоприятность ситуации и высокую предсказуемость в выполне- нии работы/задания. Таким образом возникает ситуация, при которой лидеры могут уделять больше внимания улучшению отношений с подчиненными вместо того, чтобы вмешиваться в их работу. Работникам обычно это нравит- ся, и они стараются работать хорошо. В наименее благоприятной ситуации 8 эти же лидеры будут стремиться к достижению организационных целей пу- тем вмешательства в работу подчиненных, указывая им, что и как делать. На рис.6.6 также показаны ситуации, в которых лидер с высоким НПК, возможно, будет более эффективен, чем лидер с низким НПК. Лидер с высо- ким НПР добивается лучших результатов в условиях умеренной благоприят- ности (ситуации 4 — 7). Ситуации 4 и 5 представляют собой случаи, когда последователи выполняют структурированное задание, но в то же время имеют наилучшие отношения с лидером. Соответственно, лидер в этих усло- виях вынужден проявлять интерес к эмоциям подчиненных. Возможна и дру- гая ситуация, когда лидер обожаем, но задание слабо структурировано. В этом случае лидер зависит от наличия у последователей желания и творче- ской инициативы для выполнения поставленной задачи. Поэтому ему необ- ходимо переключить внимание с отношений на работу как таковую. 13 9 Рис.6.6. Модель Фидлера В модели Фидлера имеется ряд неясных моментов. Первый относится к установлению уровня точности и полноты лидерского стиля с помощью по- казателя НПК, предполагающего делать это в одномерном пространстве. Вы- зывает сомнение утверждение Фидлера об относительном постоянстве вели- чины НПК во времени, о его слабой подверженности изменениям. Модель не предлагает вести поиск эффективности для лидера сразу по двум направле- ниям: отношения и работа. Однако, несмотря на эти замечания, модель ши- роко применяется при решении проблем лидерства в организациях. Недостатки ситуационной модели Фидлера Необходимо принять во внимание, что содержание понятия НПК со вре- менем менялось. В разное время оно означало: • степень эмоционального реагирования на людей, с которыми трудно работать; 14 0 • зависимость между ориентацией на межличностные отношения и вы- полнением задач; • определение критериев мотивации и степень их приоритетности, то есть основных мотивационных ориентиров. Существует множество других критериев, не указанных Фидлером, ока- зывающих влияние на благоприятную для руководителя ситуацию. Применение ситуационной модели Фидлера Фидлер предложил использовать модель для определения работы, кото- рая наиболее подходила бы менеджеру в соответствии с присущему ему сти- лю лидерства. Для этого Фидлер, Чемерс и Махар создали программный са- моучитель для руководителей под названием «Подходящий руководитель». Сопутствующей задачей программы являлось научить человека оценивать и изменять ситуацию таким образом, чтобы она подходила под его стиль руко- водства. Руководителю был представлен набор практических ситуаций и предла- галось выбрать правильный ответ из предложенных. Выбор правильного от- вета позволял человеку перейти к решению следующей проблемы. Если от- вет был неверным выяснялись причины, и человек вновь пытался найти пра- вильный ответ до тех пор, пока его попытки не увенчаются успехом. Использование рассматриваемой модели ведется по следующим ос- новным направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя в со- ответствии со сложившейся в организации или группе ситуацией. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если нельзя по каким-то причинам сменить руководителя. В конце концов руководитель сам мо- жет сделать что-нибудь для изменения ситуации в свою пользу. Подоб- ные меры рассмотрены ниже. Изменение уровня отношений с подчиненными. 1. Больше или меньше тратить свое неформальное время на общение с подчиненными (обед, спорт и т.д.). 14 1 2. Подобрать нужных себе людей. 3. Прикрепить наставников к тем, в ком не уверены. 4. Поощрять подчиненных, добившихся осязаемых результатов. Изменение уровня структурированности работы. В случае желания иметь менее структурированную работу: 1) добиться трудного и необычного задания; 2) передать часть решений по работе подчиненным. В случае желания иметь более структурированную работу: 1) заручиться инструкциями свыше; 2) разделить работу на более мелкие и структурированные части или этапы. Изменение уровня позиционной власти в организации. Повышение: 1) используя всю имеющуюся власть, показать подчиненным, кто есть кто; 2) обеспечить получение информации последователями только че- рез Вас. Понижение: 1) призвать подчиненных к участию в управлении; 2) делегировать часть власти заместителям и помощникам. Несмотря на имеющиеся недостатки в теории Фидлера, она обратила внимание на важность ситуационных факторов в стиле поведения руководи- теля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.012 с.) |