![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автократичный Демократичный ЛиберальныйСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принятие решений Единоначалие Коллегиальное Выжидание Форма распоряжения Приказ Убеждение Просьба Отношение к инициативе подчиненных Блокирование Поощрение Не замечается Отношение к самостоятельности подчиненных Ограничивает Распределяет продуманно Распределяет случайно Информирование подчиненных Дозированно Максимально, дозированно Максимально, непродуманно Отношения с подчиненными Максимально формализованно Дозированно товарищеские Вежливо уступающие Эффективность труда Высокая избирательно Высокая обычно Низкая или неустойчивая Психологический климат Напряженный Деловой Неопределенный Исследования университета Огайо считаются наиболее значительны- ми среди тех, которые были предприняты в послевоенный период в области лидерского поведения. Их целью была разработка двухфакторной теории ру- ководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой структуры (внимание к подчиненным). К первой переменной относятся образцы поведения, с помощью которых лидер орга- низует и определяет структуру отношений в группе: определение __________ролей, ус- тановление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожи- 12 4 даемых результатов. Вторая переменная включает образцы поведения, отра- жающие уровень или качество отношений между лидером и последователя- ми: дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу доброе. В ходе исследования была установлена связь между указанными двумя переменными и различными критериями эффективности. Так, в начале уда- лось установить, что лидеры, поведение которых характеризуется одновре- менно наличием двух переменных, более эффективны в своей деятельности, чем те, у которых поведение характеризовалось только одной из них. Позже были получены данные, свидетельствовавшие о том, что преимущественное внимание со стороны руководителя к структуре отношений делало выше по- казатели профессиональности подчиненных и снижало количество жалоб от них, а при фокусе на отношения в структуре были отмечены относительно низкие показатели профессионализма и прогулов. Долгое время признавалась
верной гипотеза, о том, что наивысшие уровни двух переменных (правый верхний квадрат на рис.6.1) формируют наилучший стиль руководства. Однако последующие многочисленные тестирования давали проти- воречивые результаты. Не удавалось установить единственно верного стиля эффективного лидерства, применимого в любых условиях. В то же время проведенные исследования позволили сделать два важных вывода. Во-первых, чем большее внимание уделяется структуре отношений и всему тому, что связано с работой, тем больший эффект достигается при следующих условиях: • сильное давление, оказываемое кем-то (кроме лидера) с целью получе- ния соответствующих результатов; • задание удовлетворяет работников; • работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу; • соблюдается эффективный масштаб управляемости; 12 5 • работники психологически подготовлены быть полностью ин- структированными лидером. Усиленное внимание отношениям в структуре и всему тому, что соот- ветствует потребностям сотрудников, дает эффект тогда, когда: • задания являются рутинными и непривлекательными для работников; • работники предрасположены и готовы к участию в управлении; • работники должны сами научиться чему-то; • работники чувствуют, что их участие в принятии решений влияет на уровень выполнения работы; • не существует значительных различий в статусе между лидером и ра- ботниками. Рис.6.1. Четыре стиля лидерства (по результатам исследований университета Огайо) Высокое Внимание отношениям в структуре Низкое Лидер уделяет меньше внимания структурированию задач для сотрудников, а больше занимается удовлетворением их потребностей Лидер не справляется с необходимым структурированием работы, стремясь компенсировать это приложением максимальных усилий по установлению наилучших отношений с сотрудниками Лидер в значительной мере обеспечивает руководство работой, уделяя одновременно большое внимание установлению наилучших отношений с сотрудниками Основное внимание уделяется лидером структурированию работы, при слабом учете потребностей
сотрудников Внимание к структуре отношений Высокое 12 6 Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов, в числе которых: • организационная культура; • используемая технология; • ожидания от использования определенного стиля руководства; • моральная удовлетворенность от работы с руководителем опре- деленного стиля. Исследование Мичиганского университета ставило своей целью оп- ределить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация вни- мания лидера на работе и на сотрудниках. Как видно, эти переменные дос- таточно сходны по своему содержанию с теми, которые использовались в ис- следованиях университета Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере: • имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хо- роших отношений с ними; • использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками; • устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и на- пряженные задания. Позже эти выводы были положены в основу концепции, разработанной Ренсисом Ликертом и получившей название «Системы управления 1,2,3 и 4». Не установив идеального для всех случаев стиля, исследование Мичиганско- го университета тем не менее подводило к выводу о том, что условием эф- фективного лидерства является оказание поддержки работникам и привлече- ние их к принятию решений. Основываясь на подходе Мичиганского университета, Р.Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффектив- ными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внима- 12 7 ние человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к вы- полнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров: • лидеры, ориентированные на работников; • лидеры, ориентированные на работу (рис. 6.2). Ориентация на работу Ориентация на работников Высокие производственные результаты Низкие производственные результаты Рис.6.2. Ориентация лидеров и производственные результаты (по Р.Ликерту) Продолжение исследований позволило выделить четыре преобладаю- щих стиля управления, названные системами 1, 2, 3 и 4 (табл. 6.4). Система 1 представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно струк- турированный авторитарный лидерский стиль. В противоположность ей сис- тема 4 — это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчинен- ными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями, близкими к ос- новным положениям теории «X» и теории «У» Дугласа Мак-Грегора. На основе своей модели Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полу- ченным на основе вопросника результатам, эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не про- стым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных измене- 12 8 ний, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей
на всех уровнях, вплоть до рядового работника. Таблица 6.4. Содержание систем управления 1, 2, 3 и 4 Р.Ликерта Организационные Переменные
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.206 (0.011 с.) |