Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автократичный Демократичный ЛиберальныйСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принятие решений Единоначалие Коллегиальное Выжидание Форма распоряжения Приказ Убеждение Просьба Отношение к инициативе подчиненных Блокирование Поощрение Не замечается Отношение к самостоятельности подчиненных Ограничивает Распределяет продуманно Распределяет случайно Информирование подчиненных Дозированно Максимально, дозированно Максимально, непродуманно Отношения с подчиненными Максимально формализованно Дозированно товарищеские Вежливо уступающие Эффективность труда Высокая избирательно Высокая обычно Низкая или неустойчивая Психологический климат Напряженный Деловой Неопределенный Исследования университета Огайо считаются наиболее значительны- ми среди тех, которые были предприняты в послевоенный период в области лидерского поведения. Их целью была разработка двухфакторной теории ру- ководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой структуры (внимание к подчиненным). К первой переменной относятся образцы поведения, с помощью которых лидер орга- низует и определяет структуру отношений в группе: определение __________ролей, ус- тановление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожи- 12 4 даемых результатов. Вторая переменная включает образцы поведения, отра- жающие уровень или качество отношений между лидером и последователя- ми: дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу доброе. В ходе исследования была установлена связь между указанными двумя переменными и различными критериями эффективности. Так, в начале уда- лось установить, что лидеры, поведение которых характеризуется одновре- менно наличием двух переменных, более эффективны в своей деятельности, чем те, у которых поведение характеризовалось только одной из них. Позже были получены данные, свидетельствовавшие о том, что преимущественное внимание со стороны руководителя к структуре отношений делало выше по- казатели профессиональности подчиненных и снижало количество жалоб от них, а при фокусе на отношения в структуре были отмечены относительно низкие показатели профессионализма и прогулов. Долгое время признавалась верной гипотеза, о том, что наивысшие уровни двух переменных (правый верхний квадрат на рис.6.1) формируют наилучший стиль руководства. Однако последующие многочисленные тестирования давали проти- воречивые результаты. Не удавалось установить единственно верного стиля эффективного лидерства, применимого в любых условиях. В то же время проведенные исследования позволили сделать два важных вывода. Во-первых, чем большее внимание уделяется структуре отношений и всему тому, что связано с работой, тем больший эффект достигается при следующих условиях: • сильное давление, оказываемое кем-то (кроме лидера) с целью получе- ния соответствующих результатов; • задание удовлетворяет работников; • работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу; • соблюдается эффективный масштаб управляемости; 12 5 • работники психологически подготовлены быть полностью ин- структированными лидером. Усиленное внимание отношениям в структуре и всему тому, что соот- ветствует потребностям сотрудников, дает эффект тогда, когда: • задания являются рутинными и непривлекательными для работников; • работники предрасположены и готовы к участию в управлении; • работники должны сами научиться чему-то; • работники чувствуют, что их участие в принятии решений влияет на уровень выполнения работы; • не существует значительных различий в статусе между лидером и ра- ботниками. Рис.6.1. Четыре стиля лидерства (по результатам исследований университета Огайо) Высокое Внимание отношениям в структуре Низкое Лидер уделяет меньше внимания структурированию задач для сотрудников, а больше занимается удовлетворением их потребностей Лидер не справляется с необходимым структурированием работы, стремясь компенсировать это приложением максимальных усилий по установлению наилучших отношений с сотрудниками Лидер в значительной мере обеспечивает руководство работой, уделяя одновременно большое внимание установлению наилучших отношений с сотрудниками Основное внимание уделяется лидером структурированию работы, при слабом учете потребностей сотрудников Внимание к структуре отношений Высокое 12 6 Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов, в числе которых: • организационная культура; • используемая технология; • ожидания от использования определенного стиля руководства; • моральная удовлетворенность от работы с руководителем опре- деленного стиля. Исследование Мичиганского университета ставило своей целью оп- ределить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация вни- мания лидера на работе и на сотрудниках. Как видно, эти переменные дос- таточно сходны по своему содержанию с теми, которые использовались в ис- следованиях университета Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере: • имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хо- роших отношений с ними; • использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками; • устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и на- пряженные задания. Позже эти выводы были положены в основу концепции, разработанной Ренсисом Ликертом и получившей название «Системы управления 1,2,3 и 4». Не установив идеального для всех случаев стиля, исследование Мичиганско- го университета тем не менее подводило к выводу о том, что условием эф- фективного лидерства является оказание поддержки работникам и привлече- ние их к принятию решений. Основываясь на подходе Мичиганского университета, Р.Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффектив- ными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внима- 12 7 ние человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к вы- полнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров: • лидеры, ориентированные на работников; • лидеры, ориентированные на работу (рис. 6.2). Ориентация на работу Ориентация на работников Высокие производственные результаты Низкие производственные результаты Рис.6.2. Ориентация лидеров и производственные результаты (по Р.Ликерту) Продолжение исследований позволило выделить четыре преобладаю- щих стиля управления, названные системами 1, 2, 3 и 4 (табл. 6.4). Система 1 представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно струк- турированный авторитарный лидерский стиль. В противоположность ей сис- тема 4 — это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчинен- ными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями, близкими к ос- новным положениям теории «X» и теории «У» Дугласа Мак-Грегора. На основе своей модели Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полу- ченным на основе вопросника результатам, эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не про- стым делом. Не многие организации использовали этот стиль. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных измене- 12 8 ний, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника. Таблица 6.4. Содержание систем управления 1, 2, 3 и 4 Р.Ликерта Организационные Переменные
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.009 с.) |