Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие мотивации и применяемые способы мотивацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управле- нии персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по су- ществу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изме- нения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широ- кой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотива- ции в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня для эффективной деятель- ности организации требуются ответственные и инициативные работники, вы- соко организованные и стремящиеся к самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм матери- ального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказа- ний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стре- мятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Воспитание таких работников – задача мотивационного менеджмента. Оперативное реагирование руководителей на личные потребности и ожидания работников является решающим для успешной реализации про- грамм повышения производительности. Проведенные исследования показы- вают, что существует взаимосвязь между удовлетворением потребностей че- ловеческого капитала организации и повышением производительности. Ко- гда руководители демонстрируют заинтересованность в людях, работающих в их организациях, и понимают, что удовлетворение потребностей персонала означает повышение продуктивности, то они приходят к выводу, что нужно не только платить работникам заработную плату, эквивалентную их знаниям 15 4 и навыкам на рынке труда. Необходимо также реагировать на индивидуаль- ные потребности человека. Как характер труда работника, так и окружающая среда влияют на его поведение: работники, не удовлетворенные условиями труда, скорее всего, будут не удовлетворены своей работой в целом. Неудов- летворенность трудом может привести к снижению его производительности. Социальные связи, которые формируются у людей в рабочей группе, могут повлиять на повышение производительности. Данные группы могут играть роль связующего звена, усиливать командный дух и групповую мо- раль. Попытки руководителей «разбить» рабочие группы могут оказать нега- тивное воздействие на уровень производительности в них. Отношение руководителей к персоналу организации может также по- влиять на уровень эффективности работников. Результаты исследований по- казывают, что, когда руководители относятся к сотрудникам как к трудолю- бивым и способным работать самостоятельно, тогда производительность труда растет. И наоборот, если менеджер относится к работнику как к лени- вому, то такое отношение будет неблагоприятно отражаться на производи- тельности. Руководители должны проводить оценку деятельности персонала эф- фективно, для того чтобы адекватно оценивать потребности работников. У каждого человека есть собственные потребности. Постоянная оценка произ- водительности вместе с регулярной и тщательной обратной связью и необхо- димым обучением и развитием существенно влияют на повышение произво- дительности. Что представляет собой мотивация и как она влияет на организационное поведение? Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной дея- тельности __________с помощью внутриличностных и внешних факторов. 15 5 Существуют различные способы мотивации, среди которых: 1) нормативная мотивация – побуждение человека к определенному по- ведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.; 2) принудительная мотивация, основывающаяся на использовании вла- сти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; 3) стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ − стимулов, побуждающих работ- ника к определенному поведению. Первые два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов. Центральное место в теории мотивации занимает понятие мотив. Мо- тив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Мотивы определяют и как первоначально неактуализи- рованную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической ак- тивности, детерминирующий поведение. Мотив характеризует, прежде всего, волевую сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно сказать, что мотив – это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимуществен- но осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, они становятся движущей силой, детерминантом поведения, лишь будучи в большей или меньшей степени осознанными. Мотив порож- дается определенной потребностью, выступающей первопричиной человече- ских действий. Он – феномен психологии, субъективной реальности, т.е. соз- 15 6 нания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуж- дает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение, в этом слу- чае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них. Мотивационный процесс Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Такое рассмотрение процесса носит условный характер, так как в ре- альной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособлен- ных процессов мотивации. Однако для пояснения того, как разворачивает- ся процесс мотивации, какова его логика и составные части, необходима и достаточна модель, приведенная ниже. Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность прояв- ляется в том, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устране- ния. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы: физиологические; психологические; социальные. Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Если потребность возникла и создает проблемы для человека, то он на- чинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не заме- чать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять. Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что он должен делать, какими средствами и чего добиться, что 15 7 получить для удовлетворения потребности. На данной стадии должны быть найдены ответы на такие вопросы: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить желаемое; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; насколько то, что я могу получить, может устранить потребность. Четвертая стадия – осуществление действия. На этой ста- дии человек затрачивает усилия для выполнения действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения че- го-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей. Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществлен- ные действия. Проделав определенную работу, человек либо непосред- ственно получает то, что он может использовать для устранения по- требности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объ- ект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало же- лаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию. Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снижения напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, назы- вает устранение потребности ослабление или усиление мотивации дея- тельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять дей- ствия по устранению потребности. Знание логики процесса мотивации не дает существенных преиму- ществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертыва- ния мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Мож- 15 8 но догадываться о том, какие мотивы действуют, но в явном виде невоз- можно выделить отдельные мотивы и ранжировать их. Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие по- требности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, часто противореча друг другу, либо, наоборот, усиливая отдельные потребности. Составляющие это- го взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов, поэтому, даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действий, могут возни- кать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия. Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и до конца непредсказуемым, является различие поведенческих структур отдельных людей, разная степень влия- ния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависи- мости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив к достижению результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и этот человек будет добиваться результата любыми способами. У другого этот мотив соизмерим по силе дей- ствия с мотивом к соучастию в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому. Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует боль- шое количество различных теорий мотивации, объясняющих это явление. 15 9 Теории мотивации В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориенти- рованных на рыночную экономику, перед организациями и предприятиями возникает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требо- ваниями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспо- сабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуа- ции. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в результаты дея- тельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающей причиной результативности деятельности людей является их мотивация. Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое приме- нение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивация труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного испол- нителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение це- лей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или на- меченных работ. Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и ин- дивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе как необходимый элемент согла- сование целей объекта и субъекта управления. Результатом согласования бу- дет соответствующее трудовое поведение объекта управления и в итоге оп- ределенный результат трудовой деятельности. Р.Оуэн и А.Смит считали деньги единственным мотивирующим факто- ром. Согласно их трактовке, люди – исключительно экономические сущест- 16 0 ва, которые работают только для получения средств, необходимых для при- обретения пищи, одежды, жилища и проч. Современные теории мотивации, основанные на результатах психологи- ческих исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придер- живающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека явля- ется также функцией его восприятия и ожиданий. Сегодня теории мотивации разделяют на две категории. Содержательные, которые определяют потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объемов и содержания работ. Процессуальные, которые анализируют, как человек распределяет уси- лия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид пове- дения. Согласно теориям этой категории, поведение личности является функ- цией восприятия индивидом ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного типа поведения. Также следует выделить в особую группу теорию «XY» Мак-Грегора и теорию «Z» Оучи. «XY» - теория Мак-Грегора и «Z» - теория Оучи К числу наиболее простых и широко распространенных классических теорий мотивации труда, в основе которых лежит характеристическое пред- ставление человека, принадлежит концепция профессора Мичиганского уни- верситета Д. Мак-Грегора, называемая «XY - теорией». Эта концепция вклю- чает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y». Теория «Х», во многом отражая основные воззрения У. Тейлора на ра- ботника, исходит из того, что: средний человек ленив и стремится избегать работы; работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили; 16 1 для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграж- дении; строгое руководство и контроль являются главными методами управления; в поведении работников доминирует стремление к безопасности. На этих постулатах о человеке, как плохом, недобросовестном и безы- нициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управле- ние организации. В деятельности руководителя должна преобладать негатив- ная мотивация подчинённых, основанная на страхе наказания. Теория «Y», являющаяся дополнением теории «X», в том виде, в кото- ром она существует сейчас, сложилась в 60-х гг., хотя её идеи развиваются примерно с 30-х гг. Данная теория строится на противоположных теории «X» принципах и включает следующие постулаты: нежелание работать – это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожден- ную любовь к труду; при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремят- ся брать на себя ответственность; лучшие средства осуществления целей организации – вознагражде- ние и личностное развитие; при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества, как самодисципли- на и самоконтроль; трудовой потенциал работников выше, чем принято считать. В со- временном производстве их созидательные возможности использу- ются лишь частично. 16 2 Главный практический вывод теории «Y» таков: необходимо предостав- лять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, ини- циативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия. Согласно рекомендации Мак-Грегора, теорию «XY» необходимо ис- пользовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она не- достаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y», или от со- стояния «экономического человека» к «человеку социальному». В целом во взглядах современных специалистов и менеджеров на работника преоблада- ют установки теории «Y». Данная теория получила свое развитие в другой теории – теории «Z» Оучи. Главная отличительная черта теории «Z» – обоснование коллективист- ских принципов мотивации. Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. Эти ценности требуют развития у со- трудников – с помощью соответствующей организации и стимулирования – отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии (в корпорации), производительности труда. Главным мотиватором поведения работников выступает построенная по клановому принципу корпорация. Таким образом, в теории «Z» главное вни- мание уделено коллективной мотивации и раскрепощению инициативы ра- ботника. Некоторые авторы утверждают, что эта теория заимствует опыт мо- тивации первоначально американской, а затем транснациональной корпора- ции «IBM». Однако при всей близости теории «Z» принципам мотивации «IBM», ее отличают несравненно больший акцент на коллективном побуж- дении к труду, отказ от принципов индивидуализма, использование патриар- хальных традиций и ценностей. 16 3 В целом теории мотивации, дающие общую картину человека- работника, при их творческом использовании служат важным ориентирам практической деятельности в области мотивации труда. Более детальные, уг- лубленные гипотезы и выводы о структуре и соотношении индивидуальных мотивов, их зависимости от ситуации рассматриваются в содержательных и процессуальных теориях мотивации. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ Теория мотивации Маслоу Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это одна из ранних теорий мотивации в науке управления. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе поведения лежат потребности человека, ко- торые можно разделить на пять групп: 1. Физиологические потребности, необходимые для выживания че- ловека: еда, вода, отдых и т.д. 2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уве- ренность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Если рассматривать организацию, то в данном случае речь идет о сохранении своего рабочего места, так как именно работа посредством де- нежного вознаграждения дает возможность удовлетворять физиологические потребности. 3. Социальные потребности: необходимость в социальном окружении, общении с людьми, поддержка. 4. Потребности в уважении, в признании окружающих и стремле- нии к личным достижениям. 5. Потребность в самовыражении, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. 16 4 Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторич- ные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Потребности в самовыражении Потребности в уважении, признании Социальные потребности Потребности в безопасности и уверенности в будущем Физиологические потребности Рис.7.1. Пирамида потребностей А.Маслоу Смысл такого иерархического построения заключается в том, что при- оритетны для человека потребности более низких уровней, и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим факто- ром и потребности более высоких уровней. Самая высокая потребность – потребность в самовыражении и росте человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности 16 5 движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью по- вышения эффективности работы сотрудников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.014 с.) |