Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные технические правила набора и верстки

Поиск

Данные правила сложились в процессе длительного опыта издательской и поли­графической деятельности. Они преследуют разные цели — не допустить, что­бы набор и верстка ухудшали условия чтения и восприятия материала, и соблю­сти главные эстетические и гигиенические требования к наборной графике и композиции.

Эти правила актуальны для любых видов текста, но в основном они примени­мы в книжном дизайне. Для одностраничных рекламных объявлений использу­ются правила художественного оформления и ощущение визуальной гармонии художником (дизайнером).

Набором в нашем случае является процесс формирования строк текста. Иногда набор в компьютерных программах называют форматированием. Пра­вильное форматирование обеспечивает грамотную подготовку текста к пос­ледующей обработке (верстке). Версткой называют формирование страниц набора.


Набор

Междусловные пробелы. Их нормальный размер, согласно действующим пра­вилам набора, — полукегельная (например, при кегле 8 это 4 пункта). Кроме того, правила требуют, чтобы размеры междусловных пробелов:

1) были одинаковыми в одной строке;

2) близкими по размеру в смежных строках;

3) равнялись полукегельной в неполноформатных и стихотворных стро­
ках (например, в неполной концевой строке абзаца или неполной строке заго­
ловка);

4) на стыке слов, набранных шрифтом разных кеглей, равнялись пробелам
между словами большего кегля;

5) на стыке слов, набранных вразрядку и не выделенных ею, увеличивались
на размер разрядки;

6) на стыке слов, набранных прописными, и слов, набранных строчными
буквами, увеличивались на 2 пункта.

Не допускаются в книжном наборе коридоры — пробелы в трех и более строках подряд, совпадающие по вертикали или по косой линии. Межбуквенные просветы. Допускается:

1) увеличивать их не более чем на 1 пункт: а) в строке без междусловных
пробелов для растягивания ее до формата; б) в строке с пробелами, если для рас­
тягивания ее до формата надо увеличить междусловные пробелы выше допусти­
мого размера;

2) уменьшать не более чем на '/2 пункта, если для того, чтобы втиснуть ее в
формат, требуется уменьшить междусловные пробелы до размера, превышаю­
щего допустимые.

Абзацные отступы. Правила требуют, чтобы они:

1) были одинаковыми по всей книге, независимо от кеглей шрифтов допус­
кается отклонение в 1 пункт;

2) увеличивались перед сноской с однозначным номером или одной звездоч­
кой, если за нею следует сноска с двузначным номером или с двумя звездочками,
на ширину цифры или звездочки; перед нумерованным абзацем с однозначным
номером, когда далее следует на той же странице абзац с двузначным номером, —
на размер цифры.

Концевые строки абзацев. Правила требуют:

1) чтобы текст концевой строки превышал размер абзацного отступа не
меньше чем в полтора раза, а при наборе без абзацных отступов был по размеру
не меньше двух кегельных;

2) концевой пробел абзаца при наборе с абзацными отступами был не мень­
ше полутора кегельных (в противном случае строку растягивают, увеличивая
междусловные пробелы, до полноформатной), а при наборе без абзацных отсту­
пов был по размеру не меньше 24 пунктов ('/2 квадрата).


Переносы. Требуется соблюдать грамматические правила переноса и не раз­делять переносами:

1) неделимые слова и текстовые элементы (буквенные аббревиатуры из про­
писных букв типа ЮНЕСКО, цифры одного числа, падежные окончания числи­
тельного: 5-й;

2) неотделяемые друг от друга сочетания текстовых элементов: инициалы от
фамилии; части составных сокращений (и т.п., и т.д., и др., т.е., с.-х.); части
диапазона значений (20—30); сокращения от слов, без которых они не употребля­
ются (им.И.Федорова); числа в цифровой форме от названий, которые к ним
относятся (40 кг); цифры или буквы с закрывающей скобкой от первого слова
пункта, который они нумеруют или литеруют; однобуквенные предлоги и союзы
(в, и, к, о, с, у) от последующего слова или его части; открывающие скобки или
кавычки от следующего за ними слова; знаки препинания от предшествующего
слова (за исключением тире, начинающего прямую речь или пункт перечня);

3) слова в случае, когда перенесенная или оставшаяся часть может привести
к неверному прочтению (последний слог не, который может быть принят за от­
рицание), к двусмысленным сочетаниям (...члены бри/гады Иванова, Петров...),
к неблагозвучию; отрицание не и слово, к которому оно относится (например,
при беглом чтении глагол без не может быть принят за утверждение);

4) последнее слово строки на полосе, если следующая полоса начинается ил­
люстрацией, таблицей, схемой; последнее слово строки над иллюстрацией; после­
днее слово строки, если переносом заканчивались четыре предшествующие стро­
ки большого формата или пять (в словарях восемь) предшествующих строк малого
формата.

Размер разрядки. При наборе шрифтом кг. 7 и меньше — 1 пункт, кг. 8 и больше — 2 пункта.

Заголовки. Правила требуют:

1) разбивать заголовки на строки по смыслу (если издатель не хочет иной
разбивки специально);

2) слова в заголовках разделять пробелами в полукегельную, за исключени­
ем тех, что меньше формата на 1 — 2 кегельных (их доводят до полноформатных,
увеличивая пробелы);

3) между строками заголовка, набранного прописным, вставлять 2 пункта
пробельного материала;

4) в заголовках, набранных прописным шрифтом кг. 16 и выше увеличивать
просветы между вертикальными штрихами соседних букв на 1 — 2 пункта для
выравнивания межбуквенного расстояния.

Оглавление (содержание). Требуется цифры в номерах располагать по разрядам, точки в отточиях ровнять по вертикали, не ставить менее трех то­чек в отточиях, полноформатные строки заканчивать на завершающей точке отточия.


Верстка

Общие правила. Верстка книги должна быть:

1) единообразной, что выражается в одинаковой высоте полос, независимо
от кеглей шрифтов и видов набора, однотипном размещении элементов, одно­
типных отбивках;

2) приводной, т.е. такой, при которой строки лицевой и оборотной сторон листа
совпадают, для чего отбивки на полосе доводят по размеру до целого числа строк
основного текста с учетом различия строк в кеглях, высоты иллюстрации и т.п.;

3) без висячих строк, т.е. концевых строк абзаца, начинающих полосу, или
строк с абзацным отступом, завершающих наборную полосу.

4) без переносов слова с полосы на полосу, прежде всего с нечетной на чет­
ную (это правило допускается нарушать, если нельзя устранить перенос, не уве­
личивая или не уменьшая междусловные пробелы выше допустимых размеров).

Спусковые и концевые полосы. Требуется, чтобы спуски, как правило, были одинаковые по всему изданию (допустимое отклонение 1 строка), считая от вер­ха полосы до текста, а текст на концевой полосе занимал не менее '/4 высоты полной полосы и был короче ее не менее чем на 4 строки, если нет иных указаний издательства.

Колонцифры. В высоту полосы не входят, если стоят внизу. Ставят их на всех страницах, кроме титульного листа, его оборота, шмуцтитула, концевых страниц (если колонцифра внизу), спусковых страниц (если колонцифра ввер­ху), страниц с полосной иллюстрацией, вклеек, накидок, вкладок, приклеек (если нет иных указаний издательства). Отбивают нижние колонцифры от текста так, чтобы общая высота полосы и колонцифры с пробелом между ними была крат­ной цицеро (12 пунктов).

Колонтитулы. Ставят на всех полосах, кроме титульного листа и его оборо­та, начальных страниц со спуском (если колонтитул вверху), страниц только с выпускными данными; от текста отбивают примерно на кегельную шрифта, от нижней линейки — на 2 пункта, от верхней и нижней — зрительно равномерно; высота колонтитула, включая отбивку его от текста, должна быть кратной кеглю шрифта основного текста.

Заголовки. Правила требуют:

1) при заверстке текста над заголовком на странице ставить не менее четы­
рех строк;

2) при заверстке текста под заголовком на странице ставить не менее трех строк;

3) не ставить непосредственно после заголовка иллюстрацию;

4) отбивать заголовок от текста сверху в полтора раза больше, чем снизу;
при заголовке с подзаголовком пробел над этим комплексом делать в два раза
большим, чем под ним, а между заголовком и подзаголовком пропорционально
уменьшать так, чтобы общая высота заголовка с отбивками составила целое чис­
ло строк основного текста.


Текст, набранный шрифтом другого кегля, чем основной текст. Правила требуют:

1) отбить от основного текста при расположении внутри полосы сверху на
2 — 4 пункта меньше, чем снизу, делая отбивки в пределах кегля шрифта основно­
го текста, а при расположении сверху или снизу отбивая в пределах кегля шриф­
та дополнительного текста;

2) общую высоту дополнительного текста довести вместе с отбивками от
основного текста до кратной кеглю шрифта последнего.

Сноски. Правила требуют:

1) располагать сноску на полосе со знаком в основном тексте, отсылающим
к этой сноске;

2) отбивать от текста на 1 — 2 кегельных (включая линейку) с таким расче­
том, чтобы общая высота сноски с отбивками и линейкой была равна целому
числу строк основного текста;

3) переносить часть сноски, не умещающейся на полосе, на следующую при
условии, что на первой полосе останется не менее трех строк, последняя из кото­
рых не будет концевой строкой абзаца, а перенесенную часть разместить над
сносками этой полосы, не ставя знак сноски перед перенесенной частью.

Иллюстрации. Правила требуют:

1) располагать иллюстрации вблизи текста, с которым они тесно связа­
ны (при отсутствии других указаний), в связи с чем в оригинале на поле
против места, где желательно расположить иллюстрацию, пишут в кружке
ее номер;

2) прикрывать иллюстрацию при закрытой верстке (с текстом и над и под
иллюстрацией) не менее чем тремя строками сверху и снизу;

3) размещать иллюстрацию на полосе без текста, если при открытой верстке
(с текстом только над или под иллюстрацией) на полосе помимо иллюстрации
умещается лишь три строки или меньше, а при закрытой — меньше шести строк;

4) не ставить иллюстрацию в разрез текста так, чтобы перед нею шла строка
с абзацным отступом;

5) не заверстывать иллюстрацию непосредственно после заголовка или пе­
ред ним;

6) иллюстрацию, заверстанную поперек строк основного текста, ставить
на четной полосе верхней стороной к наружному полю, а на нечетной — к
корешковому;

7) по возможности не ставить иллюстрацию на полосе в место, где на обо­
роте также заверстана иллюстрация;

8) ставить иллюстрацию рядом со строками текста (оборкой) только в том
случае, если ширина ее меньше формата набора на 2—3 квадрата, заверстывая
все сборочные иллюстрации одного формата одинаково; при этом запрещает­
ся начинать оборку концевой строкой абзаца и заканчивать строкой с абзац-


ным отступом (частичная оборка иллюстрации допускается только в тех слу­чаях, когда в оборку можно поместить не менее четырех строк текста);

9) иллюстрацию, заверстываемую в оборку, ставить в наружное поле: на
четных страницах — слева от оборки, на нечетных — справа от нее, а при двух
сборочных иллюстрациях на полосе — одну из них в корешковое поле;

10) иллюстрацию, заверстываемую с выходом на поле, выдвигать за формат
не менее чем на '/2 квадрата;

11) иллюстрацию, которая должна печататься под обрез, т.е. занимать либо
поверхность всей страницы, либо полосу или ее часть с одним или двумя полями,
заверстывают так, чтобы обрезаемые края выступали за формат с учетом обрезки;

12) отбивать иллюстрацию от текста сверху в пределах 1'/ кегельной, сни­
зу — 3 кегельных, от подписи — меньше, чем подпись от последующего текста;
общая высота иллюстрации и отбивок должна быть кратной кеглю шрифта ос­
новного текста.

Подпись к иллюстрации. Подпись необходимо ставить в пределах ширины изображения (строку подписи, которая короче ширины изображения, если нет иных указаний издательства, выключают посередине изображения); когда ши­рина изображения меньше формата набора текста, а в подписи более трех строк, ее допускается набирать на полный формат набора.

1.1.5. Подготовка издания к печати

Подготовку издания к печати можно разбить на следующие этапы:

• планирование издания;

• работа с текстами и графикой;

• работа со стилями оформления;

• верстка издания;

• правка и распечатка оригинал-макета.

Планирование издания является первым и наиболее важным этапом изда­тельского процесса. Если все продумать заранее, то можно устранить множе­ство неожиданных и неприятных ситуаций. Процесс планирования условно де­лится на следующие фазы:

выбор вида издания;

уточнение типа текстовой и графической информации;

создание макета оформления издания;

заполнение бланков форм планирования издания;

разработка общего вида издания (стиля оформления).

Существует множество видов изданий, к ним относятся буклеты, проспек­ты, рекламные листовки и т.д. Имея полный перечень видов изданий, необходи­мо определиться, в каком виде предоставить имеющуюся информацию.


Технологии произволе

Издания могут содержать тексты, изображения и деловую графику. Струк­турно издания состоят из разделов, страниц, абзацев, предложений и слов.

Практика издательского дела показывает, что при подготовке издания к печа­ти с использованием компьютерных систем очень много времени тратится впус­тую из-за неорганизованности издательского процесса. Поэтому при подготовке текстов или графики к загрузке в программу верстки желательно заполнить спе­циальный бланк, в который заносится информация о типе (формате) текстового или графического файла, наименование стиля оформления и т.д. Имея на руках такой бланк, технический редактор быстро и правильно преобразует исходные файлы в нужный формат. Он размещает их на полосе и оформляет в соответствии с заданным стилем. Общий вид «Бланка 1» приведен в прил. 1-А.

Схематический макет издания необходим, поскольку позволяет создать ви­зуальный образ издания до того, как начнется верстка. При создании схемати­ческого макета издания следует предусмотреть стиль оформления отдельных абзацев, отличающихся от абзацев основного текста, а также заголовков всех уровней соподчиненности. Поэтому следующий шаг состоит в определении па­раметров оформления основных элементов издания (абзацев, заголовков, лине­ек, выборе гарнитуры, вариантов начертания, полей, колонок и т.д.). Другими словами, необходимо разработать стиль оформления документа. Схематичес­кий макет дает представление о том, как должны выглядеть все основные элемен­ты полосы издания. Теперь необходимо перейти к деталям оформления отдель­ных элементов полосы, т.е. определить — устанавливать ли выступ или отступ для отдельных абзацев или заголовков; выбрать гарнитуру шрифта, кегль и на­чертание для заголовков, ключевых фраз, и цитат; разместить таблицы, графики, разделительные линии и т.д.

Выбор стиля. Стиль — это набор операций форматирования документов: выбор шрифта, размера (кегля), начертания, типа выравнивания строк (вправо, влево, по формату, по центру), типа табуляции (влево, по десятичной запятой) и т.д. Все операции, объединенные в один стиль, производятся в один прием и называются «назначением» или «присваиванием» стиля фрагменту текста или всему тексту в целом.

Необходимо задать параметры оформления всех фрагментов полосы — за­головков, абзацев, сносок, цитат, колонтитулов, колонцифр и т.д. Совокупность этих параметров применительно к любому элементу полосы фиксируется в «дес­крипторе». Совокупность всех дескрипторов, описывающих элементы полос гла­вы издания или всего издания в целом (если оно небольшое), составляют стиль оформления издания.

В «Бланк 2» (прил. 1-А) планирования полосы издания вносятся данные, опре­деляющие как бы рамки размещения текста и иллюстраций, а именно: формат листа бумаги, его ориентацию, размеры полей, число колонок, полиграфических линеек (отчеркивающих и рамочных) и т.д.


В «Бланк 3» (прил. 1-А) планирования дескрипторов заносятся наименова­ния дескрипторов отдельных фрагментов текста и их основные отличительные особенности: название гарнитур шрифта, размер (кегль), вид начертания.

Наконец, следует заполнить «Бланк 4» (прил. 1-А), раскрывающий содер­жание каждого из дескриптора. Этот бланк заполняется для каждого дескрип­тора в отдельности. В него заносятся очень много различных параметров офор­мления текстовых и других фрагментов полосы.

Своеобразным каркасом, определяющим, где на странице будут размещены элементы, служит модульная сетка. Она представляет собой систему непечата­емых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу. Этот спо­соб существенно сокращает затраты времени на макетирование. Сетка придает публикации упорядоченный, целостный вид и способствует сохранению стиля при переходе от одной страницы к другой.

Для модульной сетки характерна строгая горизонтальная структура. Как правило, она определяется параметрами преобладающего шрифта: в каждую ячей­ку сетки должно помещаться равное количество строк. Графические элементы масштабированы так, чтобы они совпали по размерам с различными ячейками сетки. Это позволяет использовать рисунки различных размеров и форм: они гармонируют друг с другом благодаря связи со структурой страницы. Такие сет­ки (их называют базовыми) облегчают макетирование в гораздо большей степе­ни, чем значительная часть вертикальных структур.

Оформление публикаций на основе сеток возможно и при компьютерном дизайне, так как основной структурной единицей при этом является квадратный пиксел. Сетки, применяемые в издательском дизайне, могут быть и очень про­стыми, и очень сложными:

Одноколонные сетки. Чем меньше колонок расположено на странице, тем легче
работать с сеткой. Простота стиля вызвана серьезностью документа: бизнес-
плана, отчета, заявки, пресс-релиза, анонса, несложной инструкции или какого-
либо внутреннего документа.

Дизайн одноколонных макетов допускает сочетание произвольно разме­щенных иллюстраций с разнообразно оформленными заголовками, харак­терными для более сложных документов.

Так как длинную строку одноколонных изданий труднее читать, чем корот­кую, для «разгрузки» страницы необходимо использовать большие поля, межстрочные интервалы, кегли шрифтов, по возможности добавлять гра­фические элементы;

Полутораколонные сетки. Широкие поля вокруг текстовой колонки одно­
колонного документа часто используют для размещения небольшого коли­
чества текста, графики и комментариев. Зрительное восприятие материала
улучшается, если заголовки и иллюстрации также частично выступают из
текстовой колонки на это поле.


Технологии произволе

Полутораколонный макет используется для придания документу более эф­фектно оформленного вида, без чрезмерного усложнения дизайна и про­цесса изготовления. Хотя строка широкой колонки остается длинной, широ­кие поля и свободный интерлиньяж оставляют взгляду пространство для от­дыха и делают текст более привлекательным для чтения;

Двухколонные сетки. Двухколонные сетки позволяют придать документу
значительно более изысканный и утонченный вид, чем одноколонные, хотя
они также не требуют сложного макетирования. Они удобны для оформле­
ния самых разнообразных публикаций, в том числе еженедельников, бро­
шюр, годовых отчетов, бюллетеней, справочников и каталогов.
Двухколонный макет весьма экономичен, поскольку позволяет разместить
на одной странице много текста. Две колонки предоставляют большую сво­
боду в выборе размера и положения заголовков;

Трехколонные сетки. Трехколонный макет наиболее распространен в поли­
графии. Его применяют в журналах, информационных бюллетенях, катало­
гах и годовых отчетах. Популярность трехколонных сеток вызвана тем, что
они обеспечивают большую свободу маневра, позволяя размещать заголов­
ки, иллюстрации, врезки, небольшие рекламные объявления и другие эле­
менты в пределах одной, двух или даже всех трех колонок. При этом можно
разбивать материал на небольшие фрагменты или модули и применять раз­
личные графические средства для указания относительной важности разде­
лов и связи между ними. В трехколонных сетках одинаково просто разме­
щать как маленькие, так и большие иллюстрации (можно выделить место для
огромной фотографии или уменьшить ее до размеров одной колонки);

Многоколонные сетки. Многоколонные сетки допускают изменения в офор­
млении страниц внутри одной и той же публикации и позволяют применять
графические элементы различных размеров. Эти сетки обычно используют
в журналах, газетах и других периодических изданиях. Они также хорошо
подходят для справочных материалов, каталогов и прайс-листов, то есть до­
кументов, составленных из множества отдельных элементов. Макетирова­
ние при использовании таких сеток требует значительных усилий, так как
при верстке публикаций необходимо соблюдать равновесие, пропорциональ­
ность и уметь управлять деталями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.231.85 (0.015 с.)