Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оборудование рекламной записывающей студииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Характеристики качества звукового тракта Все устройства, входящие в оборудование рекламной записывающей студии, называются ее звуковым трактом. Под звуковым трактом подразумевается любое цифровое или аналоговое устройство или их совокупность, осуществляющие прием, преобразование и воспроизведение звука. Основные параметры, которые характеризуют качество звукового тракта или отдельных его составляющих, это: коэффициент нелинейных искажений, отношение сигнал/шум, ампли-тудно -частотная характеристика. 1. Коэффициент нелинейных искажений (измеряется в процентах). Является прямым показателем чистоты звучания. Характеризует степень, в которой устройство добавляет свои собственные призвуки к оригинальному сигналу. В идеале чистый сигнал (например, сгенерированная синусоидальная волна) не имеет гармоник, но в результате нелинейности звукового тракта, через который он пропускается, к исходному чистому сигналу добавляются дополнительные гармоники. Поэтому отношение уровня исходного сигнала к уровню побочных гармоник называют еще коэффициентом гармоник (Total Harmonic Distortion, THD). Нелинейные (гармонические) искажения становятся отчетливо слышны, если их коэффициет превышает 3%. В ряде случаев этот показатель указывается для различных гармоник (на слух наибольшие искажения вносят нечетные гармоники высших порядков). У современной высококачественной аппаратуры коэффициент нелинейных искажений составляет десятые или сотые доли процента. Значение этого коэффициента позволяет проранжировать устройства по качеству: 1% — не очень чистый звук. 0,1% — нормальное звучание. 0,01% — звучание класса Hi-Fi. 0,002% — чистое прозрачное звучание класса Hi-Fi, Hi-End. 2. Отношени сигнал/шум (Signal To Noise Ratio, SNR) — величина собственно 65 дБ — удовлетворительно только для очень дешёвых устройств. 80...85 дБ — характеристики бытовой аудиоаппаратуры. 90... 100 дБ — обычная величина для Hi-Fi и Hi-End аппаратуры. В некоторых случаях непосредственно связан с такой характеристикой, как динамический диапазон (Dynamic Range) — разница между наибольшим и наименьшим уровнями сигнала, в пределах которой сохраняются основные характеристики тракта. Снизу обычно ограничен уровнем шума, сверху — номинальным уровнем — разница между наибольшим и наименьшим уровнями сигнала, в пределах которой сохраняются основные характеристики тракта. При этом номинальный входной и выходной уровень (Input/Output Level) рассматривается как величина сигнала на входе и выходе тракта, до которого он сохраняет указанные параметры. Указывается в вольтах и обычно принимается за 0 дБ. Таким образом, рабочие уровни сигнала имеют отрицательный, либо нулевой уровень. 3. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) — диапазон частот, в кото Аппаратная рекламной записывающей студии Записывающая студия, предназначенная для записи рекламных роликов, состоит из двух комнат — дикторская и аппаратная. Желательно, чтобы высота потолков в помещениях была около 3-х метров. Для дикторской вполне доста- точно помещения в 9-10 м2. Аппаратная должна быть просторной с площадью не менее 18-20м2. Звукорежиссер должен иметь возможность видеть со своего рабочего места всех людей, находящихся в дикторской, причем как сидя, так и стоя. Обычно ширина окна равна 150 см, высота — 90 см. Нижняя кромка окна отстоит от пола на 95 см. Внешние стены общего помещения дикторской и аппаратной должны быть кирпичными или бетонными. Особое внимание уделяется звукоизоляции дикторской кабины. Покрытие стен несет на себе двойную функцию — изоляцию от внешних звуков и поглощение внутренних. Первая функция достигается установкой внутри помещения гипсокартонной «коробки» прикрепленной к стенам, полу и потолку только по периметрам каждой ее грани (вдоль углов стен, стен и пола, стен и потолка). При этом металлический каркас каждой грани и сами гипсокартон-ные листы не должны контактировать с плоскостью стен. Пространство между стенами и гипсокартонной коробкой должно быть заполнено минеральной ватой. Таких коробок в помещении дикторской кабины должно быть две. Все звукоизоляционные покрытия могут крепиться к несущим конструкциям только вдоль углов граней. Крепеж в центральной части поверхностей будет нарушать звукоизоляцию. Аппаратная, в отличие от дикторской, не нуждается в столь тщательной звукоизоляции. Тем не менее, звучание контрольных мониторов не должно искажаться акустикой этого помещения. Контрольная акустика Во всех продакшн-студиях используются акустические системы, называемые контрольными (reference) мониторами, (см. рис. 6.3.) Их задача — воспроизводить звук максимально реалистично, ничего не добавляя и не убирая. Контрольная акустика должна передавать звук без искажений, чтобы результат работы над фонограммой получился предсказуемым. В силу этих причин в студиях используются специальные контрольные усилители и мониторы, цель которых — максимально точная передача звука. Рекламные продакшн-студии, располагающиеся, обычно, в небольших по размеру помещениях, основывают свою систему контроля на мониторах ближнего (nearfield) и среднего (midfield) плана. Использование небольших мониторов, близко расположенных к слушателю, позволяет снизить воздействие акустики помещения, поскольку звук, по большей части, достигает слушателя напрямую, без отражений. В крупных студиях имеются мониторные системы дальнего плана, но эти системы редко являются единственными и, как правило, дополняются мониторами ближнего или среднего плана (а иногда и теми, и другими). Поскольку не существует динамика, способного воспроизводить с одинаковым уровнем все звуки частотного диапазона, в одной акустической системе используется минимум два динамика — для низко-средних и высоких частот. Исходя из количества динамиков, воспроизводящих определенный спектр частот, говорят о количестве полос в акустической системе. Для разделения частот внутри корпуса находится пассивный фильтр (crossover). Для кроссовера указывается полоса разделения — частота, на которой фильтр делит сигнал.
Двухполосная система обычно используется для так называемых мониторов «ближнего поля», располагающихся непосредственно вблизи головы звукорежиссера. Один динамик в такой системе воспроизводит низкие и средние частоты, другой — высокие. Подавать широкополосный сигнал (т.е. сигнал, содержащий весь частотный спектр) на каждый отдельный динамик нельзя — это приводит к сильнейшим искажениям звука. Гораздо лучше воспроизводят слышимый диапазон частот трехполосные системы, состоящие из низкочастотного динамика (woofer), среднечастотного (mid-driver), и высокочастотного (tweeter). Работав ограниченном диапазоне «своих» частот улучшает звучание низкого и среднего динамиков и снижает искажения, т.к. генерируемые этими динамиками гармоники (гармонические искажения) высокого порядка подавляются фильтром. Размеры динамиков принято измерять в дюймах. На эти размеры сложились устойчивые стандарты. В студийной практике практически не применяются низкочастотные динамики больше 18", далее по порядку идут 15", 12", 10" и 8". Размеры среднечастотных динамиков — 8", 6,5" и 5". Размеры высокочастотных динамиков — 4", 2,5" и 1,5". К основным электроакустическим параметрам, которые необходимо принимать во внимание при определении или оценке пригодности устройства для применения в качестве контрольного монитора, относятся: Номинальное электрическое сопротивление — сопротивление катушки в качестве нагрузки постоянному току; Полное электрическое сопротивление — сопротивление переменному току в рабочем диапазоне частот с учетом максимумов и спадов сопротивления на отдельныхз частотах; Из нескольких типов параметров мощности наиболее важны: Номинальная мощность — мощность, при которой нелинейные искажения не превышают определенного процента; «Музыкальная мощность», называемая также «паспортной», «максимальной шумовой», «продолжительной» и т.д. — мощность в определенном диапазоне частот, которую громкоговоритель выдерживает на реальном или широкополосном шумовом сигнале без повреждений на протяжении некоторого заданного времени; Пиковая (максимальная кратковременная) мощность — мощность, которую выдерживает громкоговоритель на шумовом сигнале на протяжении короткого импульса (от 0,01 до 1с.) без повреждений; Частота основного резонанса — частота, при которой возрастает до полного максимума полное электрическое сопротивление катушки. Так электромеханическая система на определенной частоте реагирует на подводимый электрический сигнал; Добротность электромеханической системы громкоговорителя показывает степень инерционности системы, как механической, так и электрической, и определяет скорость затухания свободных колебаний монитора; Номинальный диапазон частот — частотная область, в которой работа громкоговорителя удовлетворяет нормируемым требованиям; Среднее звуковое давление — давление, развиваемое в определенном диапазоне частот и в определенной точке звукового поля при подаче определенной электрической мощности; Неравномерность АЧХ — разность между максимальным и минимальным давлением в номинальном (или, при необходимости, в каком-либо ином) диапазоне частот. У громкоговорителей хороших фирм не превышает 3-4 дБ; Частотная характеристика — графическое изображение предыдущего параметра; Направленность — изменение давления при отклонении от рабочей оси на определенный угол при неизменном расстоянии от центра; Коэффициент гармоник — (обычно третья гармоника) выраженный в процентах уровень гармоник (нелинейных искажений), появляющихся при подаче на громкоговоритель чистого синусоидального сигнала (в котором никаких гармоник, естественно, нет); Студийные акустические системы подразделяются на пассивные (собственно мониторы) и активные мониторы, то есть содержащие встроенный усилитель. Подобное сочетание (активные мониторы) имеет немало преимуществ. Объединяя акустические системы с усилителем, производитель может точно согласовать их параметры (сопротивление, выходную мощность, коэффициент демпфирования и т. д.) для оптимальной совместной работы. В продакшн-студии, кроме студийных мониторов у звукорежиссера, как правило, имеется пара дешёвых некачественных акустических систем — бытовых колонок. Они служат для того, чтобы звукорежиссёр мог всегда проверить, как будет звучать сводимая им фонограмма, например, на радио. Такое сравне- ние звучания фонограммы на акустических системах разного качества делается постоянно в ходе работы, когда по окончании сведения нужно быть уверенным, что продукция будет одинаково звучать на любом воспроизводящем устройстве. В противном случае может получиться так, что на хороших акустических системах фонограмма будет звучать без недостатков, а на бытовых звуковоспроизводящих устройствах — неудовлетворительно. Микрофоны Любой микрофон — это преобразователь, трансформирующий одну форму энергии (акустический звук, вызывающий колебания воздуха) в другую (электрический сигнал). Несмотря на разницу в устройстве разных типов микрофонов, все они преобразуют звуковые колебания в электрические по сходному принципу: мембрана (диафрагма) микрофона воспринимает и передает колебания звукового давления элементу, осуществляющему их преобразование в электрический сигнал. В настоящее время наибольшее распространение получили три основных типа микрофонов — динамические, конденсаторные и ленточные. Наряду с конструкцией микрофона одним из важнейших показателей является характеристика его пространственной направленности. Графически ее изображают в виде диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. По характеристике направленности микрофоны делятся на три основных типа: ненаправленные, двусторонне и односторонне направленные. Ненаправленные микрофоны с одинаковым уровнем воспринимают звук с любого направления. Рабочей областью ненаправленного микрофона является сфера, а его диаграмма направленности представляет собой окружность, как это показано (на рис. 6.5, а). Двусторонне направленные микрофоны обладают одинаковой чувствительностью как с фронтальной, так и с тыльной стороны. Диаграмма направленности напоминает цифру «8», что видно (на рис. 6.5, б).
Односторонне направленные микрофоны чувствительны только к звуковым волнам, приходящим с фронтального направления. Их диаграмма направленности представляет собой кривую, носящую название «кардиоида» и действительно напоминающую форму сердца (рис. 6.5, в) Кроме направленных микрофонов, существуют еще и остронаправленные. На (рис. 6.5, г) показана диаграмма направ- '-Суперкардиоида» Рис. 6.5. Диаграммы направленности ленности такого микрофона, описываемая суперкардиоидой. Помимо конструкции и диаграммы направленности, микрофоны имеют ряд значимых параметров, которые, как правило, отражены в их технической документации. К основным электроакустическим параметрам, которые необходимо принимать во внимание при определении или оценке пригодности микрофона, относятся: Номинальный диапазон частот, в котором сигнал на выходе микрофона может быть зарегистрирован. Чем он шире, тем выше класс микрофона. С этим параметром тесно связана неравномерность частотной характеристики, т.е. разность между максимальной и минимальной чувствительностью микрофона в пределах номинального диапазона частот. Чем меньше неравномерность и ровнее кривая чувствительности, тем лучше микрофон. Чувствительность микрофона — отношение выходного напряжения к звуковому давлению, выражается в милливольтах/Паскаль (мВ/Па). Измерение чувствительности стандартизировано, оно производится в условиях действия прямой звуковой волны (т.н. «свободное поле») на частоте 1000 Гц. Более высокая чувствительность микрофона означает, что при одинаковой громкости звука он производит более сильный сигнал (выше напряжение), чем микрофон с более низкой чувствительностью. В результате лучше отношение сигнал/шум. Тесно связаны между собой такие параметры, как выходное сопро- тивление и сопротивление нагрузки, выраженные в омах и также измеряемые на частоте 1000 Гц. При этом сопротивление нагрузки должно быть, как минимум, в 3 раза больше, чем выходное сопротивление. Максимальный уровень звукового давления — измеряется в диапазоне средних частот и указывает, при каком уровне гармоники превысят 0,5%. Для профессиональных микрофонов это число достигает значения 140 дБ. Уровень максимального звукового давления указывает на способность микрофона выдерживать громкие звуки без искажений (до уровня искажений 0,5%). Уровень собственных шумов микрофона (эквивалентный уровень шума) определяется как уровень звукового давления при отстутствии воздействующего звукового сигнала. Микрофон всегда производит некоторый шум. Уровень этого шума измеряется в децибелах, эквивалентно звуковому давлению, необходимому для получения сигнала такого же уровня. Отношение сигнал/шум высчитывается как разница между уровнем звука 94 дБ и указанным в таблице уровнем шума. Для профессиональных микрофонов составляет 20 дБ и ниже. Динамический диапазон микрофона — разность между двумя предыдущими параметрами. Паспорт любого профессионального микрофона должен содержать графики его испытаний — кривые частотной характеристики и характеристики направленности. Микшерный пульт Центральной частью любой студии является микшерный пульт. Сюда поступает звук со всех источников (микрофоны, магнитофоны, синтезаторы и т. д.), устанавливается громкость, расположение по панораме, уровень обработки эффектами и эквалайзером.
Традиционный микшерный пульт (см. рис. 6.6) состоит из нескольких одинаковых каналов, каждый из которых имеет микрофонный предусилитель, регулировку чувствительности, эквалайзер, посылы на внешние эффекты, управление панорамой и громкостью. В мастер-секции пульта располагаются органы управления общим, смешанным сигналом, возвраты с эффектов и подгруппы. Многие современные микшеры имеют стереоканалы, куда удобно включать стереовыходы с синтезаторов или с CD- плейера. Существуют также линейные микшеры, не имеющие микрофонных пре-дусилителей и часто ограниченные в возможностях эквализации и посылов на эффекты. Их можно применять в качестве дополнительного пульта для микширования звуков с синтезаторов. Любой микшерный пульт состоит из двух секций — входной и выходной. Входная часть пульта состоит из идентичных вертикальных линеек, которые называются входными каналами. Функции входного канала: подключение к пульту источников звука; управление уровнем громкости источника посредством фейдера; коррекция частотных характеристик источника с помощью встроенного эквалайзера; направление сигнала на выходы микшерного пульта и на приборы обработки сигнала. Входящий сигнал обрабатывается на пульте различными эффектами (компрессор, гейт, задержка и т.д.). Сами эффекты чаще всего выполнены в виде отдельных приборов и коммутируются с пультом посредством соединительных шнуров (см. описание устройств обработки сигнала ниже). Обработка первичного, «сухого» сигнала может вестись двумя путями: поледовательно и параллельно. Применение последовательного принципа обработки предполагает, что исходный сигнал полностью заменяется обработанным, т.е. направляется из входной секции на прибор обработки и оттуда — на выход пульта. То есть сигнал отправляется на внешнее устройство обработки, а после него возвращается назад (такой способ подключения прибора обработки называется «установка в разрыв»). При применении параллельного принципа обработки сигнал расщепляется на два канала: на первый канал подается изначальный сигнал, на второй — этот же сигнал, прошедший обработку каким-либо эффектом. Обработанный сигнал возвращается и смешивается с исходным сигналом (это называется воспользоваться «посылом/возвратом» микшера). Параллельный принцип позволяет смешивать «сухой» сигнал с его обработанной копией в определенных соотношениях так, что на выходе появляется возможность регулировать уровень (или баланс) эффекта. Упройства обработки сигнала Устройства обработки сигнала осуществляют различные типы преобразований исходного звука. К типам преобразований можно отнести: динамические преобразования, когда изменяются амплитудные характеристики сигнала (компрессор, лимитер, гейт и др.); спектральные преобразования, позволяющие воздействовать на частотные составляющие сигнала (эквалайзер, кроссовер и др.); формантные преобразования, добавляющие в сигнал гармонические составляющие (психоакустические процессоры); временные преобразования, когда к исходному сигналу добавляются его копии (ревербераторы, задержка, фэйзер, флэнжер, хорус и др.), ряд специальных методов обработки звука. В настоящее время практически все алгоритмы обработки сигнала имеют как аппаратное, так и программное (виртуальное) решение, поэтому характеристики, которые будут даны ниже, относятся как к конкретным физическим устройствам, так и к их программным аналогам. Фильтры Фильтрация производится, когда стоит задача изменить спектр звукового сигнала в определенном частотном диапазоне. В результате фильтрации происходит усиление или ослабление отдельных частотных составляющих спектра, полное подавление частотных составляющих в определенной полосе частот и т.д. Фильтрация реализуется с помощью различных устройств и алгоритмов. Общей характеристикой всех этих устройств является то, что все они являются частотно — избирательными. К числу фильтров можно отнести различные корректирующие и формантные фильтры, устройства по разделению исходного сигнала на несколько каналов по частотному признаку (кроссоверы), двухполосные или многополосные регуляторы тембра (эквалайзеры). Одним из наиболее известных и широко применяемых фильтрующих устройств является эквалайзер. Эквализация — самый эффективный и распространенный из существующих методов обработки звукового сигнала. Под эквализацией сигнала понимается его обработка, связанная с коррекцией тембра или амплитудно-частотной характеристики сигнала. Под амплитудно-частотной характеристикой сигнала понимается громкость определенных частотных составляющих звука. Эквалайзеры — устройства, способные понижать или повышать уровень разных частотных полос. При этом понижается или повышается относительный уровень разных гармоник сигнала, в результате чего мы в акустических системах слышим изменение тембра звука. Эквалайзер может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на определенные частоты звукового диапазона, т.е. усилять или ослаблять его частотные составляющие. При этом в результате изменения относительного уровня разных гармоник происходит изменение тембра звука. По принципу выделения обрабатываемых частот эквалайзеры бывают графические и параметрические.
В графическом эквалайзере происходит регулирование тембра на определенном количестве фиксированных частот. Количество точек фик- сации (полос) может варьировать от мо **• полосные (расстояние — 1/3 октавы). —k лосы в пределах ± 10-15 дБ. \ Параметрические эквалайзеры \ дают возможность пользователю само- Га Hz стоятельно устанавливать центральное значение регулируемой частотной полосы, а также ее ширину и величину подъема/завала АЧХ. Параметрические эквалайзеры наиболее часто используются при коррекции тембра звука. В настоящее время параметрические эквалайзеры и соответствующие программные алгоритмы реализуют 4 модели коррекции звука, называемые фильтрами (см. рис. 6.8). Фильтр High-pass (пропускающий фильтр высоких частот) пропускает частоты, находящиеся выше точки среза, и подавляет все остальные частоты, т.е. подчеркивает высокочастотную составляющую сигнала. Фильтр Low-pass (пропускающий фильтр низких частот) обрезает частоты, находящиеся после точки среза и пропускает все остальные — лежащие до этой точки, т.е. позволяет акцентировать низкие частоты в сигнале. Фильтр Band-reject (отклоняющий полосовой фильтр) вырезает частотную полосу, находящуюся между двумя заданными точками, причем ширина и степень подавления полосы могут иметь любые значения. Фильтр Band-pass (пропускающий полосовой фильтр) пропускает частотную полосу, находящуюся между заданными точками, подавляя частоты, не входящие в выделенный диапазон. Функции эквалайзера выполняются следующими компьютерными программами: T-RackS Equalizer; PAS 2.0 Graphic EQ; DSP/FX Parametric EQ; Sonic Foundry Graphic, Paragraphic, Parametric EQ; TC Native Essentials EQ; Ultrafunk fx EQ; Gold Wave EQ; Tsunami Pro Equalize; Cool Edit Pro Filters. Компрессия Это управление динамическим диапазоном сигнала, т.е. характеристиками его громкости во времени. Прибор, контролирующий динамические характеристики сигнала, называется компрессором (см. рис. 6.9). Работу компрессора можно уподобить управлению регулятором громкости, когда слишком громкий сигнал делается тише на определенную величину.
Когда динамический диапазон (громкость) сигнала находится в пределах нормы, регулятор громкости встает в изначальное положение — прибор из активного состояния (идет снижение уровня громкости) переходит в пассивное. Компрессор создает ощущение увеличения громкости звука, делает обрабатываемый сигнал ровнее, плотнее и ярче. Каждый компрессор позволяет регулировать следующие параметры: 1. Порог срабатывания (threshold) — измеряется в децибелах. Позволяет ус 2. Время атаки (attack time) — измеряется в миллисекундах. Позволяет уста 3. Время восстановления (release time) — измеряется в миллисекундах. По 4. Коэффициент компрессии (compression ratio) — степень уменьшения уров Многочисленные модификации этого прибора могут обладать различными комбинациями других функций, таких как автоматическая компенсация общего уровня громкости (auto gain compensation, makeup gain), избирательная обработка компрессором различных частотных составляющих сигнала (multi-band dynamics), управление работой компрессора посредством сигнала с других приборов (side chain). Гейтирование В основу работы такого устройства, как гейт заложен тот же принцип, что и в компрессор — автоматическое регулирование громкости в зависимости от динамических характеристик обрабатываемого сигнала. Для гейта также устанавливается пороговое значение, только в отличие от компрессора гейт обрабатывает сигналы, которые находятся ниже установленного порога, а не выше. В результате гейтирования любой сигнал, громкость которого ниже порогового значения, подавляется. Чаще всего гейт применяется для удаления из фонограммы побочных шумов, которые становятся слышимыми во время пауз.
Основные параметры, регулируемые с помощью гейта, следующие: 1. Порог (threshold) — определяет нижний уровень громкости сигнала. Звук, значение громкости которого ниже порогового, подавляется гейтом. Если сигнал превысил значение порогового, то гейт не оказывает на него никакого влияния. 2. Атака (attack) — измеряется в миллисекундах. При помощи этого парамет 3. Удержание (hold) — время в миллисекундах, в течение которого гейт 4. Спад (decay) — время в миллисекундах, которое определяет скорость пере 5. Глубина (depth) — диапазон в децибелах, в пределах которого осуществ Устройства динамической обработки реализованы в следующих компьютерных программах: Т-RackS Multiband limiter, Tube Comp; Arboretum Hyperprism Limiter; Sonic Foundry Track Compressor; TC Native Essentials-X; Waves RCL; QTools Qxpander; CANAM Dynamics; Gold Wave Dynamics; Sonic Foundry Graphic Dinamics; Cool Edit Pro Dynamics Processing; Tsunami Pro Compressor.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.178.166 (0.011 с.) |