Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оборудование рекламной записывающей студии

Поиск

Характеристики качества звукового тракта

Все устройства, входящие в оборудование рекламной записывающей студии, на­зываются ее звуковым трактом. Под звуковым трактом подразумевается любое цифровое или аналоговое устройство или их совокупность, осуществляющие прием, преобразование и воспроизведение звука. Основные параметры, кото­рые характеризуют качество звукового тракта или отдельных его составляю­щих, это: коэффициент нелинейных искажений, отношение сигнал/шум, ампли-тудно -частотная характеристика.

1. Коэффициент нелинейных искажений (измеряется в процентах). Является прямым показателем чистоты звучания. Характеризует степень, в которой устройство добавляет свои собственные призвуки к оригинальному сигна­лу. В идеале чистый сигнал (например, сгенерированная синусоидальная вол­на) не имеет гармоник, но в результате нелинейности звукового тракта, че­рез который он пропускается, к исходному чистому сигналу добавляются дополнительные гармоники. Поэтому отношение уровня исходного сигнала к уровню побочных гармоник называют еще коэффициентом гармоник (Total Harmonic Distortion, THD). Нелинейные (гармонические) искажения стано­вятся отчетливо слышны, если их коэффициет превышает 3%. В ряде случа­ев этот показатель указывается для различных гармоник (на слух наиболь­шие искажения вносят нечетные гармоники высших порядков).

У современной высококачественной аппаратуры коэффициент нелиней­ных искажений составляет десятые или сотые доли процента. Значение это­го коэффициента позволяет проранжировать устройства по качеству: 1% — не очень чистый звук. 0,1% — нормальное звучание. 0,01% — звучание класса Hi-Fi. 0,002% — чистое прозрачное звучание класса Hi-Fi, Hi-End.


2. Отношени сигнал/шум (Signal To Noise Ratio, SNR) — величина собственно­
го шума устройства по отношению к уровню сигнала, измеряется в дБ, другое
название — Уровень шума (Noise Level), указывается то же самое значение в
дБ, только отрицательное. Отношение сигнал/шум показывает, насколько
сильно шумит само аудиоустройство по отношению к максимальному уров­
ню сигнала, при котором не наступают гармонические искажения.

65 дБ — удовлетворительно только для очень дешёвых устройств.

80...85 дБ — характеристики бытовой аудиоаппаратуры.

90... 100 дБ — обычная величина для Hi-Fi и Hi-End аппаратуры. В некоторых случаях непосредственно связан с такой характеристикой, как динамический диапазон (Dynamic Range) — разница между наиболь­шим и наименьшим уровнями сигнала, в пределах которой сохраняются ос­новные характеристики тракта. Снизу обычно ограничен уровнем шума, сверху — номинальным уровнем — разница между наибольшим и наимень­шим уровнями сигнала, в пределах которой сохраняются основные характеристики тракта. При этом номинальный входной и выходной уровень (Input/Output Level) рассматривается как величина сигнала на вхо­де и выходе тракта, до которого он сохраняет указанные параметры. Указы­вается в вольтах и обычно принимается за 0 дБ. Таким образом, рабочие уровни сигнала имеют отрицательный, либо нулевой уровень.

3. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) — диапазон частот, в кото­
ром сигнал сохраняет свои изначальные характеристики. Указывается в гер­
цах и характеризует реалистичность звучания. Качественная аппаратура
класса Hi-Fi имеет стандартную АЧХ 20 Гц — 20 кГц, что соответствует
крайним значениям частотного диапазона, которые в состоянии воспринять
человеческое ухо. Если нижняя граница имеет значение большее 20 Гц (напр.,
50-60 Гц), то в результате звук потеряет низкочастотную составляющую,
будет звучать недостаточно «массивно» и «плотно». Если верхняя граница
АЧХ находится ниже 20 кГц (напр., 16 Гц), то станет ощутимым недостаток
высоких частот в сигнале, гармоник, создающих тембральную окраску зву­
ка, сигнал потеряет «яркость». Форма амплитудно-частотной характеристики
(АЧХ) — график зависимости амплитуды сигнала на выходе от его частоты
при неизменной амплитуде сигнала на входе. Тракты с горизонтальной внутри
частотного диапазона АЧХ называют частотно-независимыми.

Аппаратная рекламной записывающей студии

Записывающая студия, предназначенная для записи рекламных роликов, состо­ит из двух комнат — дикторская и аппаратная. Желательно, чтобы высота потолков в помещениях была около 3-х метров. Для дикторской вполне доста-


точно помещения в 9-10 м2. Аппаратная должна быть просторной с площадью не менее 18-20м2.

Звукорежиссер должен иметь возможность видеть со своего рабочего места всех людей, находящихся в дикторской, причем как сидя, так и стоя. Обычно ширина окна равна 150 см, высота — 90 см. Нижняя кромка окна отстоит от пола на 95 см. Внешние стены общего помещения дикторской и аппаратной должны быть кирпичными или бетонными.

Особое внимание уделяется звукоизоляции дикторской кабины. Покры­тие стен несет на себе двойную функцию — изоляцию от внешних звуков и поглощение внутренних. Первая функция достигается установкой внутри по­мещения гипсокартонной «коробки» прикрепленной к стенам, полу и потолку только по периметрам каждой ее грани (вдоль углов стен, стен и пола, стен и потолка). При этом металлический каркас каждой грани и сами гипсокартон-ные листы не должны контактировать с плоскостью стен. Пространство между стенами и гипсокартонной коробкой должно быть заполнено минеральной ва­той. Таких коробок в помещении дикторской кабины должно быть две. Все звукоизоляционные покрытия могут крепиться к несущим конструкциям толь­ко вдоль углов граней. Крепеж в центральной части поверхностей будет нару­шать звукоизоляцию.

Аппаратная, в отличие от дикторской, не нуждается в столь тщательной зву­коизоляции. Тем не менее, звучание контрольных мониторов не должно иска­жаться акустикой этого помещения.

Контрольная акустика

Во всех продакшн-студиях используются акустические системы, называемые контрольными (reference) мониторами, (см. рис. 6.3.) Их задача — воспроизво­дить звук максимально реалистично, ничего не добавляя и не убирая. Контрольная акустика должна передавать звук без искажений, чтобы результат работы над фонограммой получился предсказуемым. В силу этих причин в студиях исполь­зуются специальные контрольные усилители и мониторы, цель которых — мак­симально точная передача звука.

Рекламные продакшн-студии, располагающиеся, обычно, в небольших по размеру помещениях, основывают свою систему контроля на мониторах ближ­него (nearfield) и среднего (midfield) плана. Использование небольших монито­ров, близко расположенных к слушателю, позволяет снизить воздействие акус­тики помещения, поскольку звук, по большей части, достигает слушателя напря­мую, без отражений. В крупных студиях имеются мониторные системы дальнего плана, но эти системы редко являются единственными и, как правило, дополня­ются мониторами ближнего или среднего плана (а иногда и теми, и другими).


Поскольку не существует динамика, способно­го воспроизводить с одинаковым уровнем все зву­ки частотного диапазона, в одной акустической си­стеме используется минимум два динамика — для низко-средних и высоких частот. Исходя из коли­чества динамиков, воспроизводящих определенный спектр частот, говорят о количестве полос в акус­тической системе. Для разделения частот внутри корпуса находится пассивный фильтр (crossover). Для кроссовера указывается полоса разделения — частота, на которой фильтр делит сигнал.

Рис. 6.3. Студийный монитор

Двухполосная система обычно используется для так называемых мониторов «ближнего поля», располагающихся непосредственно вблизи головы звукорежиссера. Один динамик в такой системе воспроизводит низкие и средние частоты, другой — высокие. Подавать широкополосный сигнал (т.е. сигнал, содержащий весь ча­стотный спектр) на каждый отдельный динамик нельзя — это приводит к силь­нейшим искажениям звука.

Гораздо лучше воспроизводят слышимый диапазон частот трехполосные системы, состоящие из низкочастотного динамика (woofer), среднечастотного (mid-driver), и высокочастотного (tweeter). Работав ограниченном диапазоне «сво­их» частот улучшает звучание низкого и среднего динамиков и снижает искаже­ния, т.к. генерируемые этими динамиками гармоники (гармонические искаже­ния) высокого порядка подавляются фильтром.

Размеры динамиков принято измерять в дюймах. На эти размеры сложились устойчивые стандарты. В студийной практике практически не применяются низ­кочастотные динамики больше 18", далее по порядку идут 15", 12", 10" и 8". Размеры среднечастотных динамиков — 8", 6,5" и 5". Размеры высокочастот­ных динамиков — 4", 2,5" и 1,5".

К основным электроакустическим параметрам, которые необходимо при­нимать во внимание при определении или оценке пригодности устройства для применения в качестве контрольного монитора, относятся:

Номинальное электрическое сопротивление — сопротивление катушки в

качестве нагрузки постоянному току;

Полное электрическое сопротивление — сопротивление переменному току

в рабочем диапазоне частот с учетом максимумов и спадов сопротивления

на отдельныхз частотах;

Из нескольких типов параметров мощности наиболее важны:

Номинальная мощность — мощность, при которой нелинейные искажения

не превышают определенного процента;


«Музыкальная мощность», называемая также «паспортной», «максималь­ной шумовой», «продолжительной» и т.д. — мощность в определенном диа­пазоне частот, которую громкоговоритель выдерживает на реальном или широкополосном шумовом сигнале без повреждений на протяжении неко­торого заданного времени;

Пиковая (максимальная кратковременная) мощность — мощность, кото­рую выдерживает громкоговоритель на шумовом сигнале на протяжении короткого импульса (от 0,01 до 1с.) без повреждений;

Частота основного резонанса — частота, при которой возрастает до пол­ного максимума полное электрическое сопротивление катушки. Так элект­ромеханическая система на определенной частоте реагирует на подводи­мый электрический сигнал;

Добротность электромеханической системы громкоговорителя показывает степень инерционности системы, как механической, так и электрической, и определяет скорость затухания свободных колебаний монитора; Номинальный диапазон частот — частотная область, в которой работа гром­коговорителя удовлетворяет нормируемым требованиям; Среднее звуковое давление — давление, развиваемое в определенном диа­пазоне частот и в определенной точке звукового поля при подаче опреде­ленной электрической мощности;

Неравномерность АЧХ — разность между максимальным и минимальным давлением в номинальном (или, при необходимости, в каком-либо ином) ди­апазоне частот. У громкоговорителей хороших фирм не превышает 3-4 дБ; Частотная характеристика — графическое изображение предыдущего па­раметра;

Направленность — изменение давления при отклонении от рабочей оси на определенный угол при неизменном расстоянии от центра; Коэффициент гармоник — (обычно третья гармоника) выраженный в про­центах уровень гармоник (нелинейных искажений), появляющихся при по­даче на громкоговоритель чистого синусоидального сигнала (в котором ни­каких гармоник, естественно, нет);

Студийные акустические системы подразделяются на пассивные (собствен­но мониторы) и активные мониторы, то есть содержащие встроенный усилитель. Подобное сочетание (активные мониторы) имеет немало преимуществ. Объеди­няя акустические системы с усилителем, производитель может точно согласо­вать их параметры (сопротивление, выходную мощность, коэффициент демпфи­рования и т. д.) для оптимальной совместной работы.

В продакшн-студии, кроме студийных мониторов у звукорежиссера, как правило, имеется пара дешёвых некачественных акустических систем — быто­вых колонок. Они служат для того, чтобы звукорежиссёр мог всегда проверить, как будет звучать сводимая им фонограмма, например, на радио. Такое сравне-


ние звучания фонограммы на акустических системах разного качества делается постоянно в ходе работы, когда по окончании сведения нужно быть уверенным, что продукция будет одинаково звучать на любом воспроизводящем устройстве. В противном случае может получиться так, что на хороших акустических систе­мах фонограмма будет звучать без недостатков, а на бытовых звуковоспроизво­дящих устройствах — неудовлетворительно.

Микрофоны


Любой микрофон — это преобразователь, трансформирующий одну форму энер­гии (акустический звук, вызывающий колебания воздуха) в другую (электричес­кий сигнал).

Несмотря на разницу в устройстве разных типов микрофонов, все они пре­образуют звуковые колебания в электрические по сходному принципу: мембра­на (диафрагма) микрофона воспринимает и передает колебания звукового давле­ния элементу, осуществляющему их преобразование в электрический сигнал.

В настоящее время наибольшее распространение получили три основных типа микрофонов — динамические, конденсаторные и ленточные.

Наряду с конструкцией микрофона одним из важнейших показателей явля­ется характеристика его пространственной направленности. Графически ее изоб­ражают в виде диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. По ха­рактеристике направленности микрофоны делятся на три основных типа: ненап­равленные, двусторонне и односторонне направленные.

Ненаправленные микрофоны с одинаковым уровнем воспринимают звук с любого направления. Рабочей областью ненаправленного микрофона является сфе­ра, а его диаграмма направленности представляет со­бой окружность, как это показано (на рис. 6.5, а).

Двусторонне направленные микрофоны об­ладают одинаковой чувствительностью как с фронтальной, так и с тыльной стороны. Диаграм­ма направленности напоминает цифру «8», что видно (на рис. 6.5, б).

Рис. 6.4. Конденсаторный микрофон Audiotechnica AT 4060

Односторонне направленные микрофоны чув­ствительны только к звуковым волнам, приходящим с фронтального направления. Их диаграмма направ­ленности представляет собой кривую, носящую на­звание «кардиоида» и действительно напоминаю­щую форму сердца (рис. 6.5, в) Кроме направлен­ных микрофонов, существуют еще и остронаправ­ленные. На (рис. 6.5, г) показана диаграмма направ-


'-Суперкардиоида»

Рис. 6.5. Диаграммы направленности


ленности такого микрофона, описы­ваемая суперкардиоидой.

Помимо конструкции и диаграммы направленности, микрофоны имеют ряд значимых параметров, которые, как правило, отражены в их техничес­кой документации. К основным элек­троакустическим параметрам, кото­рые необходимо принимать во внима­ние при определении или оценке при­годности микрофона, относятся:

Номинальный диапазон частот, в котором сигнал на выходе микрофо­на может быть зарегистрирован. Чем он шире, тем выше класс микрофона.

С этим параметром тесно свя­зана неравномерность частотной характеристики, т.е. разность меж­ду максимальной и минимальной чувствительностью микрофона в пределах номинального диапазона частот. Чем меньше неравномер­ность и ровнее кривая чувствитель­ности, тем лучше микрофон.

Чувствительность микрофона — отношение выходного напряжения к звуковому давлению, выражается в милливольтах/Паскаль (мВ/Па). Изме­рение чувствительности стандартизи­ровано, оно производится в условиях действия прямой звуковой волны (т.н. «свободное поле») на частоте 1000 Гц. Более высокая чувствительность мик­рофона означает, что при одинаковой громкости звука он производит более сильный сигнал (выше напряжение), чем микрофон с более низкой чув­ствительностью. В результате лучше отношение сигнал/шум.

Тесно связаны между собой та­кие параметры, как выходное сопро-



тивление и сопротивление нагрузки, выраженные в омах и также измеряемые на частоте 1000 Гц. При этом сопротивление нагрузки должно быть, как мини­мум, в 3 раза больше, чем выходное сопротивление.

Максимальный уровень звукового давления — измеряется в диапазоне средних частот и указывает, при каком уровне гармоники превысят 0,5%. Для профессиональных микрофонов это число достигает значения 140 дБ. Уровень максимального звукового давления указывает на способность микрофона вы­держивать громкие звуки без искажений (до уровня искажений 0,5%).

Уровень собственных шумов микрофона (эквивалентный уровень шума) определяется как уровень звукового давления при отстутствии воздействующе­го звукового сигнала. Микрофон всегда производит некоторый шум. Уровень этого шума измеряется в децибелах, эквивалентно звуковому давлению, необхо­димому для получения сигнала такого же уровня. Отношение сигнал/шум высчи­тывается как разница между уровнем звука 94 дБ и указанным в таблице уровнем шума. Для профессиональных микрофонов составляет 20 дБ и ниже.

Динамический диапазон микрофона — разность между двумя предыдущи­ми параметрами.

Паспорт любого профессионального микрофона должен содержать гра­фики его испытаний — кривые частотной характеристики и характеристики направленности.

Микшерный пульт


Центральной частью любой студии является микшерный пульт. Сюда поступает звук со всех источников (микрофоны, магнитофоны, синтезаторы и т. д.), уста­навливается громкость, расположение по панораме, уровень обработки эффек­тами и эквалайзером.

Рис. 6.6. Микшерный пульт Mackie 1204VLZ Pro

Традиционный микшерный пульт (см. рис. 6.6) состоит из нескольких оди­наковых каналов, каждый из которых имеет микрофонный предусилитель, ре­гулировку чувствительности, эквалай­зер, посылы на внешние эффекты, уп­равление панорамой и громкостью. В ма­стер-секции пульта располагаются орга­ны управления общим, смешанным сиг­налом, возвраты с эффектов и подгруп­пы. Многие современные микшеры име­ют стереоканалы, куда удобно включать стереовыходы с синтезаторов или с CD-


плейера. Существуют также линейные микшеры, не имеющие микрофонных пре-дусилителей и часто ограниченные в возможностях эквализации и посылов на эффекты. Их можно применять в качестве дополнительного пульта для микши­рования звуков с синтезаторов.

Любой микшерный пульт состоит из двух секций — входной и выходной. Входная часть пульта состоит из идентичных вертикальных линеек, которые называются входными каналами.

Функции входного канала: подключение к пульту источников звука; уп­равление уровнем громкости источника посредством фейдера; коррекция час­тотных характеристик источника с помощью встроенного эквалайзера; направ­ление сигнала на выходы микшерного пульта и на приборы обработки сигнала.

Входящий сигнал обрабатывается на пульте различными эффектами (комп­рессор, гейт, задержка и т.д.). Сами эффекты чаще всего выполнены в виде отдель­ных приборов и коммутируются с пультом посредством соединительных шнуров (см. описание устройств обработки сигнала ниже). Обработка первичного, «сухо­го» сигнала может вестись двумя путями: поледовательно и параллельно. Примене­ние последовательного принципа обработки предполагает, что исходный сигнал полностью заменяется обработанным, т.е. направляется из входной секции на при­бор обработки и оттуда — на выход пульта. То есть сигнал отправляется на внеш­нее устройство обработки, а после него возвращается назад (такой способ под­ключения прибора обработки называется «установка в разрыв»).

При применении параллельного принципа обработки сигнал расщепляется на два канала: на первый канал подается изначальный сигнал, на второй — этот же сигнал, прошедший обработку каким-либо эффектом. Обработанный сигнал воз­вращается и смешивается с исходным сигналом (это называется воспользоваться «посылом/возвратом» микшера). Параллельный принцип позволяет смешивать «сухой» сигнал с его обработанной копией в определенных соотношениях так, что на выходе появляется возможность регулировать уровень (или баланс) эффекта.

Упройства обработки сигнала

Устройства обработки сигнала осуществляют различные типы преобразований исходного звука. К типам преобразований можно отнести: динамические преоб­разования, когда изменяются амплитудные характеристики сигнала (компрессор, лимитер, гейт и др.); спектральные преобразования, позволяющие воздействовать на частотные составляющие сигнала (эквалайзер, кроссовер и др.); формантные преобразования, добавляющие в сигнал гармонические составляющие (психоаку­стические процессоры); временные преобразования, когда к исходному сигналу добавляются его копии (ревербераторы, задержка, фэйзер, флэнжер, хорус и др.), ряд специальных методов обработки звука. В настоящее время практически все


алгоритмы обработки сигнала имеют как аппаратное, так и программное (вирту­альное) решение, поэтому характеристики, которые будут даны ниже, относятся как к конкретным физическим устройствам, так и к их программным аналогам.


Фильтры

Фильтрация производится, когда стоит задача изменить спектр звукового сигнала в определенном частотном диапазоне. В результате фильтрации происходит усиление или ослабление отдельных частотных составляющих спектра, полное подавление частотных составляющих в определенной полосе частот и т.д. Фильтрация реализуется с помощью различных устройств и ал­горитмов. Общей характеристикой всех этих устройств является то, что все они являются частотно — избирательными. К числу фильтров можно отнести различные корректирующие и формантные фильтры, устройства по разделе­нию исходного сигнала на несколько каналов по частотному признаку (крос­соверы), двухполосные или многополосные регуляторы тембра (эквалайзе­ры). Одним из наиболее известных и широко применяемых фильтрующих устройств является эквалайзер.

Эквализация — самый эффективный и распространенный из существую­щих методов обработки звукового сигнала. Под эквализацией сигнала понима­ется его обработка, связанная с коррекцией тембра или амплитудно-частотной характеристики сигнала. Под амплитудно-частотной характеристикой сигнала понимается громкость определенных частотных составляющих звука. Эква­лайзеры — устройства, способные понижать или повышать уровень разных частотных полос. При этом понижается или повышается относительный уро­вень разных гармоник сигнала, в результате чего мы в акустических системах слышим изменение тембра звука. Эквалайзер может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на определенные частоты звукового диа­пазона, т.е. усилять или ослаблять его

частотные составляющие. При этом в результате изменения относитель­ного уровня разных гармоник про­исходит изменение тембра звука.

По принципу выделения обраба­тываемых частот эквалайзеры быва­ют графические и параметрические.

Рис. 6.7. Эквалайзер FilterQueen

В графическом эквалайзере про­исходит регулирование тембра на оп­ределенном количестве фиксирован­ных частот. Количество точек фик-


сации (полос) может варьировать от мо­
дели к модели. Наиболее распростране­
ны 15-полосные (расстояние от одной
\ полосы до другой — 2/3 октавы) и 30-

**• полосные (расстояние — 1/3 октавы).
Эквалайзер дает возможность регули-
- i ровать уровень громкости каждой по-

—k лосы в пределах ± 10-15 дБ.

\ Параметрические эквалайзеры

\ дают возможность пользователю само-

Га Hz

стоятельно устанавливать центральное значение регулируемой частотной по­лосы, а также ее ширину и величину

подъема/завала АЧХ. Параметрические эквалайзеры наиболее часто исполь­зуются при коррекции тембра звука.

В настоящее время параметрические эквалайзеры и соответствующие про­граммные алгоритмы реализуют 4 модели коррекции звука, называемые фильт­рами (см. рис. 6.8). Фильтр High-pass (пропускающий фильтр высоких частот) пропускает частоты, находящиеся выше точки среза, и подавляет все остальные частоты, т.е. подчеркивает высокочастотную составляющую сигнала. Фильтр Low-pass (пропускающий фильтр низких частот) обрезает частоты, находящие­ся после точки среза и пропускает все остальные — лежащие до этой точки, т.е. позволяет акцентировать низкие частоты в сигнале. Фильтр Band-reject (откло­няющий полосовой фильтр) вырезает частотную полосу, находящуюся между двумя заданными точками, причем ширина и степень подавления полосы могут иметь любые значения. Фильтр Band-pass (пропускающий полосовой фильтр) пропускает частотную полосу, находящуюся между заданными точками, подав­ляя частоты, не входящие в выделенный диапазон.

Функции эквалайзера выполняются следующими компьютерными програм­мами: T-RackS Equalizer; PAS 2.0 Graphic EQ; DSP/FX Parametric EQ; Sonic Foundry Graphic, Paragraphic, Parametric EQ; TC Native Essentials EQ; Ultrafunk fx EQ; Gold Wave EQ; Tsunami Pro Equalize; Cool Edit Pro Filters.

Компрессия

Это управление динамическим диапазоном сигнала, т.е. характеристиками его громкости во времени. Прибор, контролирующий динамические характерис­тики сигнала, называется компрессором (см. рис. 6.9). Работу компрессора можно уподобить управлению регулятором громкости, когда слишком гром­кий сигнал делается тише на определенную величину.


Рис. 6.9. Компрессор Peavey VLC2

Когда динамический диапазон (громкость) сигнала находится в преде­лах нормы, регулятор громкости вста­ет в изначальное положение — прибор из активного состояния (идет снижение уровня громкости) переходит в пассив­ное.

Компрессор создает ощущение увеличения громкости звука, делает обраба­тываемый сигнал ровнее, плотнее и ярче.

Каждый компрессор позволяет регулировать следующие параметры:

1. Порог срабатывания (threshold) — измеряется в децибелах. Позволяет ус­
тановить уровень громкости сигнала, при превышении которого начинается
его компрессия.

2. Время атаки (attack time) — измеряется в миллисекундах. Позволяет уста­
навливать скорость срабатывания компрессора (перехода из пассивного со­
стояния в активное) после превышения уровнем сигнала заданного порого­
вого значения (threshold).

3. Время восстановления (release time) — измеряется в миллисекундах. По­
зволяет установить время выхода компрессора из активного состояния пос­
ле падения уровня сигнала ниже порогового. Время атаки и восстановления
устанавливается исходя из характера обрабатываемого сигнала, в основном,
решающими оказываются его ADSR-характеристики.

4. Коэффициент компрессии (compression ratio) — степень уменьшения уров­
ня сигнала, находящегося выше порогового значения. Например, при уста­
новке коэффициента сжатия, равного 2:1, уровень обрабатываемого сигна­
ла уменьшается в 2 раза (в dB).

Многочисленные модификации этого прибора могут обладать различными комбинациями других функций, таких как автоматическая компенсация общего уровня громкости (auto gain compensation, makeup gain), избирательная обра­ботка компрессором различных частотных составляющих сигнала (multi-band dynamics), управление работой компрессора посредством сигнала с других при­боров (side chain).

Гейтирование

В основу работы такого устройства, как гейт заложен тот же принцип, что и в компрессор — автоматическое регулирование громкости в зависимости от динамических характеристик обрабатываемого сигнала. Для гейта также ус­танавливается пороговое значение, только в отличие от компрессора гейт об­рабатывает сигналы, которые находятся ниже установленного порога, а не


выше. В результате гейтирования любой сигнал, громкость которого ниже порого­вого значения, подавляется. Чаще всего гейт применяется для удаления из фоног­раммы побочных шумов, которые стано­вятся слышимыми во время пауз.

Рис. 6.10. Работа компрессора

Основные параметры, регулируемые с помощью гейта, следующие: 1. Порог (threshold) — определяет нижний уровень громкости сигнала. Звук, значе­ние громкости которого ниже порого­вого, подавляется гейтом. Если сигнал превысил значение порогового, то гейт не оказывает на него никакого влияния.

2. Атака (attack) — измеряется в миллисекундах. При помощи этого парамет­
ра определяется время реакции гейта на появление сигнала со значением
ниже порогового.

3. Удержание (hold) — время в миллисекундах, в течение которого гейт
находится в активном состоянии, т.е. подавляет сигнал с низким уровнем.

4. Спад (decay) — время в миллисекундах, которое определяет скорость пере­
хода гейта из пассивного состояния в активное, т.е. начинает подавлять сиг­
нал. Важный параметр, т.к. его неправильная установка может или сделать
звук ненатурально четким и отрывистым (при слишком малых значениях
decay) или размытым и нечетким (при слишком больших значениях этого
параметра).

5. Глубина (depth) — диапазон в децибелах, в пределах которого осуществ­
ляется гейтирование. Позволяет применять различные степени жесткости
обработки сигнала.

Устройства динамической обработки реализованы в следующих компью­терных программах: Т-RackS Multiband limiter, Tube Comp; Arboretum Hyperprism Limiter; Sonic Foundry Track Compressor; TC Native Essentials-X; Waves RCL; QTools Qxpander; CANAM Dynamics; Gold Wave Dynamics; Sonic Foundry Graphic Dinamics; Cool Edit Pro Dynamics Processing; Tsunami Pro Compressor.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.178.166 (0.011 с.)