Использование компьютера при работе со звуком Компьютерные звуковые платы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование компьютера при работе со звуком Компьютерные звуковые платы



Компьютер, оснащенный звуковой платой, стал неотъемлемой частью любой студии звукозаписи. Наличие в звуковом тракте компьютера и звуковой платы позволяет осуществлять запись звуковых данных на жесткий диск, монтировать и редактировать эти данные в программных аудио-редакторах, осуществлять циф­ровую запись на профессиональные носители.

Несмотря на все разнообразие звуковых плат, разницу в качестве, воз­можностях, размерах, целевой направленности, все они имеют примерно об­щую принципиальную архитектуру и включают похожие основные блоки. Пред­ставление о принципе работы звуковой платы облегчает решение многих про­блем, связанных с цифровым звуком, помогает ориентироваться в устройстве


не только любительских звуковых карт, но и профессиональных ком­пьютерных систем записи звука.

Рис. 6.19. Компьютерная звуковая плата Yamaha SW1000XG

Микросхема, на основе которой функционирует большинство звуко­вых плат, состоит из трех функцио­нально независимых узлов: узел циф­рового тракта, ответственный за пре­образование звука из аналоговой фор­мы в цифровую и обратно и обмен цифровым потоком с центральным процессором или памятью компьюте­ра; узел музыкального синтезато­ра, построенного по определенному

принципу, и выполненного в том или ином стандарте; узел аналогового микшера, вы­полняющего смешивание сигналов с двух предыдущих узлов, а также с линейного, мик­рофонного и других входов карты. Эти три блока функционально полностью независи­мы и программируются отдельно друг от друга.

Цифровой тракт звуковой платы можно считать ее основным узлом, по­скольку именно в нем происходит принятие внешней аналоговой информации, ее перевод в цифровую форму, обратное раскодирование цифры в аналог и вос­произведение окончательного сигнала. Для этого тракт имеет АЦП и ТТАТТ — аналогово-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи, между которыми цифровой поток обрабатывается различными программными алгоритмами. По­ступающий на АЦП звук в аналоговой форме — в виде непрерывно меняющего­ся электрического сигнала — подвергается в нем дискретизации и квантованию, сигнал, непрерывно изменяющийся во времени, заменяется рядом отсчетов. В результате образуется поток чисел, величина которых описывает закон измене­ния исходного сигнала.

Аналогичным образом работает и обратный процесс: последовательность цифровых отсчетов, забираемая системой управления цифрового тракта кар­ты из памяти, подается на ЦАП, который преобразует числовые значения в уровни напряжения, а затем объединяет дискретную последовательность этих уровней в непрерывный звуковой сигнал, который и снимается с выхода карты.

Основными характеристиками цифрового тракта звуковой платы явля­ются диапазон частот дискретизации и разрядность АЦП/ЦАП. Важно, чтобы максимальное значение частоты дискретизации было не менее 44,1 кГц, в про­тивном случае качества звучания CD достичь не удастся. Максимальное значе­ние разрядности должно быть не меньше 16 бит. Стандартом профессиональ­ных звуковых плат в настоящее время является частота дискретизации 96 кГц и 24-битная разрядность.


Во всех звуковых платах, кроме самых простых любительских, реализован режим дуплекса (Full Duplex), позволяющий ТТАТТ и АЦП работать одновремен­но, параллельно записывая звук со входа в одни области памяти и воспроизводя его из других областей памяти на выход, т.е. карта может одновременно воспро­изводить и записывать звук. Для этого необходима поддержка двух каналов доступа к оперативной памяти (DMA — Direct Memory Access). Благодаря этому режиму можно реализовать многие возможности — голосовую связь по сети, обработку поступающего звука цифровым алгоритмом с одновременным выво­дом результата, запись в реальном времени какой-либо части музыкальной аран­жировки с одновременным воспроизведением всех других частей этой аранжи­ровки и т.п.

Мы выяснили, что качество звуковой платы как системы записи-воспроиз­ведения звука определяется ее разрядностью и частотой дискретизации. Каче­ство звуковой платы как музыкального инструмента прежде всего зависит от реализованного в ней способа синтеза музыкальных звуков. Существует два прин­ципиально разных способа синтеза, реализованных в большинстве звуковых плат. Эти способы — частотная модуляция или FM-синтез (Frequency modulation) и синтез на основе волновых таблиц или WT-синтез (Wave Table).

В звуковых платах синтез звука с необходимым тембром происходит пу­тем взаимной модуляции сигналов двух или более генераторов звуковых час­тот. Совокупность генератора и управляющей им схемы называется операто­ром. Параметры операторов и схема их соединения определяют тембр звука на выходе. В звуковых платах используется как двухоператорный, так и четыре-хоператорный синтез. Плата, реализующая двухоператорный синтез, имеет среди прочих характеристик обозначение OPL-2, четырехоператорный синтез обозначается OPL-3. FM-синтез, дающий профессиональное качество звуча­ния, реализован в профессиональных FM-синтезаторах с применением как ми­нимум 6-ти операторов и сложных схем их соединения. В компьютерных же платах качество FM-синтеза достаточно только для озвучивания игр, OPL-3 в состоянии издавать лишь очень малую часть звуков, традиционных для FM, да еще и с довольно низким качеством. Поэтому чаще всего карты, оборудован­ные только FM синтезатором, считают чисто звуковыми (т.е. используются только возможности их АЦП/ЦАП) и неспособными генерировать музыкаль­ные звуки или исполнять музыкальную партитуру. На профессиональных зву­ковых картах OPL-3 не ставится ввиду его явной бесполезности.

Если при FM-синтезе звук в буквальном смысле создается «из ничего», явля­ясь физическим воплощением математического алгоритма, то при WT-синтезе используются фрагменты звучания реальных инструментов, хранящиеся в памя­ти звуковой карты. О звуковых картах, в которых реализуется данный вид син­теза, говорят, что они поддерживают режим Wave Table. Карту, в которой реали­зован как FM, так и WT-синтез, обозначают как OPL-4.


Wave Table-синтез опирается на технологию сэмплирования. Укажем, что WT-синтез предполагает наличие стандартного набора звуков, «зашитых» в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) звуковой платы. Эта информация хра­нится в ПЗУ платы постоянно, даже после выключения компьютера. Содержа­щиеся в ПЗУ звуковой платы наборы (или банки) звуков выполняются в опреде­ленном формате, как правило — это GM и его модификации. Качество WT — синтезатора карты определяется его полифонией — количеством нот, которые могут звучать одновременно. Удовлетворительной является 32-голосная полифо­ния, хорошей — 64-голосная.

По качеству звучания инструментов, содержащихся в ПЗУ, говорят о каче­стве звучания MIDI-инструментов карты.

Кроме ПЗУ на плате может быть установлено оперативное запоминаю­щее устройство (ОЗУ), в которое можно загружать любые звуки, предвари­тельно преобразовав их в формат, поддерживаемый платой. У разных карт может быть разный объем ОЗУ — от 512 кБ до 28 Мб и больше. Таким обра­зом, плата, снабженная ОЗУ, может использоваться в студии в качестве про­стейшего сэмплера.

Обязательно наличие у звуковой платы выхода, на котором информация представлена в цифровой форме. Если звуковая плата имеет выход, на который сигналы поступают не в аналоговой (после ЦАП), а в цифровой форме, то это позволяет уменьшить искажения, связанные с дополнительными преобразова­ниями при дальнейшей цифровой обработке сигнала вне звуковой карты. Это становится актуальным при записи результатов работы на CD или DAT.

Многие звуковые платы содержат один или несколько собственных процес­соров цифровой обработки сигналов DSP (Digital Signal Processing). Основная задача DSP — разгрузить центральный процессор компьютера (CPU — Central Processing Unit), позволить звуковой плате самостоятельно обрабатывать циф­ровой массив независимо от задач, стояших перед CPU. Наличие на борту платы DSP делает ее работу устойчивей и позволяет избежать многих проблем совмес­тимости с разными компьютерами. DSP способны выполнять целый класс задач: поддерживать воспроизведение нескольких аудиоканалов, преобразовывать ча­стоты дискретизации, программно реализовывать алгоритмы синтеза звука и его обработки (динамической, фильтрации, процессорами эффектов). Причем, если выполнение алгоритма преобразования сигнала выполняется на CPU, это требу­ет некоторого времени, применение DSP позволяет преобразовывать сигнал «на ходу», т.е. в реальном времени. О качестве того или иного DSP говорит разряд­ность, с которой в нем производятся расчеты, например, может быть 16, 24-бит­ная или 32-битная точность рассчета эффекта. DSP могут быть как общего на­значения, т.е. выпонять все возможные операции со звуком, так и специализиро­ванными, т.е. отвечать только за определенный класс задач. Например, обеспе­чивать обработку сигнала эффектами в реальном времени.


Рис. 6.20. Звуковая плата с выносным модулем Aadvark Aark

Многие профессиональ­ные звуковые платы являются основой так называемой «мо­дульной системы». Эти систе­мы принято называть «модуль­ными», так как они состоят из одной или нескольких компь­ютерных плат, подключаемых к внешним модулям цифро-ана­логовых и аналого-цифровых преобразователей (рис. 6.20). Многие профессиональные звуковые платы являются основой так называе­мой «модульной системы». Эти системы принято называть «модульными», так как они состоят из одной или нескольких компьютерных плат, подключаемых к внешним модулям цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей.

Основная причина популярности «модульной архитектуры» — наличие внут­ри корпуса компьютера электрических полей, помех и искажений, от которых практически невозможно изолировать чувствительные узлы звуковой карты. Естественным выходом из такой ситуации является вынос определенных блоков за пределы корпуса компьютера, что позволяет доситчь безупречного качества звучания.

Выбор какой — то определенной модели из большого количества полупро­фессиональных и профессиональных звуковых плат определяется стоящими пе­ред рекламной продакшн — студией задачами. Например, в ряде случаев может быть достаточно качества WT-синтеза полупрофессиональной карты, зачастую основное внимание следует обращать на качество тракта AT ТТТ/Т ТАТТ и не осо­бенно прельщаться возможностями встроенных в плату эффект — процессоров, т.к. в определенных видах рекламной аудио — продукции они никогда не приме­няются. Наиболее распространенным решением является комбинация несколь­ких полупрофессиональных и профессиональных специализированных плат в одну систему.

Форматы звуковых файлов

Как уже говорилось, любой звук можно представить в виде конечных числовых отсчетов. Именно совокупность этих отсчетов составляет основу любого звуко­вого файла. Помимо «чистой» информации о звуке, файл содержит некоторую дополнительную информацию, тоже представленную в цифровом виде — как правило, это коды, позволяющие той или иной программе «читать» звуковой файл, либо определенные формулы, адаптирующие конкретный звуковой файл


под возможности звукового редактора. Иногда в заголовке файла содержатся формулы, реализующие его сжатие (компрессию) по определенным алгоритмам, что позволяет уменьшить объем файла.

Для звуковых программ звуковой файл выглядит как текст, который необ­ходимо расшифровать и прочитать. Если в программу не заложена возможность расшифровки стоящего в начале файла кода, то говорится, что программа не поддерживает данный формат.

Многие сложные профессиональные программы обработки звука сохраня­ют звуковые данные в собственном уникальном формате, который является «род­ным» только для этой программы и не читается никаким другим звуковым про­граммным обеспечением. Как правило, собственный формат имеют многодоро-жечные редакторы, которые сохраняют не отдельный звуковой файл, а их груп­пу. В этом случае файл содержит информацию не только о самих звуках, но и об их взаимном отношении по времени, высоте, громкости и т.д., об операциях, которые проводились со звуками в данном редакторе, ряд служебных сведений — расположение меток, контроллеров, ссылок и др.

В условиях дефицита дискового пространства встает вопрос о методах сжа­тия звуковых файлов или их «компрессии». Основная цель компрессии звуко­вых файлов — сокращение объемов памяти, необходимой для хранения инфор­мации, или пропускной способности каналов связи для ее передачи.

Звук после оцифровки представляется в виде последовательности от­счетов (или «сэмплов»), соответствующих значениям амплитуды, взятым че­рез равные промежутки времени. Эти промежутки обратно пропорциональ­ны частоте сэмплирования (квантования). Такой способ представления зву­ка называется импульсно-кодовой модуляцией — или PCM (Pulse Code Modulation). Эта схема сохранения информации о звуке является наиболее «непосредственной» — в файл записываются абсолютно все значения диск-ретизированного сигнала. При этом неизбежны большие затраты дискового пространства.

Среди разработанных методов компрессии основными являются: ADPCM (Adaptive Delta PCM — адаптивная относительная PCM) — разно­видность PCM, когда отсчеты представляются не в абсолютной форме, а в виде относительных изменений (delta) амплитуды. Это позволяет сократить разрядность отсчета до 2-4 бит, уменьшив при этом общий размер оцифров­ки, однако не позволяет точно представить сигналы с быстро меняющейся амплитудой.

MPEG — метод сжатия звука, предложенный MPEG (Moving Pictures Experts Group - экспертной группой по обработке движущихся изобра­жений). По аналогии с методом сжатия изображений, основанном на преобразованиях цветового спектра, Audio MPEG использует преобра­зования спектра звука. Этот метод избирательно отбрасывает некото-


рые звуковые данные, что приводит к довольно внушительному сжатию

при сохранении высокого качества воспроизведения. Можно достичь

коэффициента сжатия вплоть до 12 без ощутимых потерь качества звука.

Существует три уровня (layers) Audio MPEG для сжатия стерео сигналов:

MPEG-1 — коэффициент сжатия 1:4 при потоке данных 384 кбит/с;

MPEG-2—1:6..1:8 при 256..192 кбит/с;

MPEG-3— 1:10..1:12 при 128.. 112 кбит/с.

Windows Media Audio (WMA) от Microsoft. Алгоритм WMA, также как и все рассмотренные ранее, позволяет потоковое воспроизведение (stream playback). Качество WMA при скорости потока 64 Кбит/с практически не уступает качеству MPEG-1 Layer III 96 Кбит/с, а при 96 Кбит/с может пре­восходить MPEG-2 ААС 128 Кбит/с. Для хранения потока в формате WMA используется универсальный потоковый файловый формат.ASF (Advanced Audio Streaming), пришедший на замену.WAV. Вообще говоря,.ASF — это универсальный формат для хранения аудио и видео информации, сжатой с помощью самых разнообразных кодеков..ASF имеет также и свою несколь­ко сокращенную разновидность.WMA. Файлы.WMA предназначены ис­ключительно для хранения аудио данных. Говоря о WMA как о кодеке, сле­дует сказать, что в последнее время он становится все более популярным, так как Microsoft встроила его в Windows'2000, превратив его таким обра­зом в стандарт.

Перейдем теперь непосредственно к звуковым файлам.

WAV. Наиболее распространенным сегодня является формат.wav, имеющий к тому же значительный набор спецификаций, изрядно пополнившийся за пос­леднее время. Все.wav-файлы (Waveform Audio File Format) относятся к катего­рии RIFF-файлов. RIFF-файл не является собственно файлом с расширением.riff. Напротив, это словосочетание означает только способ организации данных внут­ри файла. RIFF (Resource Interchange File Format — формат файлов передачи ресурсов), введенный Microsoft и Intel, позволяет хранить и передавать мульти­медийные данные вместе с соответствующими описаниями, параметрами, фор­матами, разметкой для использования в семплерах и т.д. Иногда RIFF сравнивают с базой данных, размещенной в одном файле. Wav формат содержит оцифрован­ный звук (моно/стерео), с несколькими вариантами разрядности (8/16/24 бит), с разной частотой дискретизации.

MIDI-формат содержит не сам оцифрованный звуковой сигнал, а только управляющую информацию для устройств, совместимых с MIDI-интерфейсом (СМ. главу по MIDI).

MOD — широко распространенный формат, используемый в программах-тре­керах. Содержит оцифровки инструментов и партитуру для них, отчего примерно одинаково воспроизводится на компьютерах с разными звуковыми платами. В ори­гинале поддерживаются четыре канала, в расширениях — до восьми и более.


STM — формат Scream Tracker, примерно того же уровня, что и MOD.

S3M — формат Scream Tracker 3. Развитие STM в сторону увеличения раз­рядности инструментов и количества музыкальных эффектов. Сам ST3 поддер­живает до 32 каналов, но не поддерживает предусмотренных в формате 16-раз­рядных самплов.

НА — Real Audio или потоковая передача аудиоданных. Довольно распрост­раненная система передачи звука в реальном времени через Интернет. Получен­ный звук обладает следующими параметрами: 8 или 16 бит и 8 или 11 кГц.

Для профессиональных синтезаторов (Korg / Roland / Kurzweil / E-mu / Ensoniq и др.), в конструкцию которых входят сэмплеры, выпускаются банки сэмплов, имеющие формат этих синтезаторов (один из наиболее распространен­ных — например, форматы AKAI, Audio, E-mu). В последнее время особую попу­лярность приобрел формат GIG — формат, содержащий библиотеки сэмплов для полностью программного сэмплера Gigasampler.


Аудио-редакторы

При помощи звуковых редакторов выполняется монтаж звука — вырезка, склей­ка, перестановка фрагментов, а также различные виды обработки — усиление/ ослабление, сжатие/расширение динамического диапазона (компрессор/экспан­дер), удаление щелчков и призвуков, снижение уровня шума, выравнивание час­тотной характеристики и прочее. Кроме этого, редакторы позволяют наклады­вать на звук специфические звуковые эффекты.

Ниже приводятся наиболее существенные и полезные функции, которыми располагают все профессиональные аудио-редакторы:

1. Запись файла. Запись с гвш^шввз^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^кош
микрофонного, линейного

или цифрового входа зву­ковой карты (определяет­ся выбором соответствую­щего порта и драйвера при установке программы). При записи нового файла его параметры (частота дискретизации, разряд­ность, число каналов) оп­ределяются непосредствен­но перед записью.

Sl««: <Ю4.045 66.24 MB Ire.
Рис. 6.21. Интерфейс аудио-редактора Cool Edit Pro

2. Загрузка файла. Стандар­
том
для Windows является


WAV-файл, но могут быть звуковые файлы и других форматов. Программа может читать такие файлы (переводя их как правило в формат WAV), но может и игнорировать (не распознавать).

3. Воспроизведение. Проигрывание записанного или загруженного файла.

4. Сохранение. Сохранение файла в формате WAV (с выбранными параметра­
ми), в собственном формате программы (если таковой существует), экспорт
в звуковой файл другого формата.

5. Предварительное прослушивание. Прослушивание звукового файла до его
загрузки в программу (обычно делается в окне Open). Некоторые програм­
мы позволяют предварительно прослушивать весь файл, другие — первые
несколько секунд.

6. Предварительная информация о файле. Определение и показ (еще до заг­
рузки файла) окне Open некоторых параметров файла: частоты дискрети­
зации, разрядности, стерео/моно, наличие регионов, петли и т. д. Количе­
ство и тип предварительно показываемых параметров зависят от конкрет­
ной программы.

7. Число одновременно открытых файлов. Большинство программ позволяет
открывать несколько файлов, каждый в своем окне. Но все операции в дан­
ный момент времени производятся только с одним файлом (с тем, что нахо­
дится в активном окне).

8. Информация, сохраняемая в файле. Сохранение (и чтение) в файле не толь­
ко звуковых данных, но и отметок маркеров, петли, информацию о создате­
лях файла, времени и условиях записи и многое другое.

9. Стандартные операции редактирования. Сору — копировать, Cut — выре
зать, Paste — вставить, Undo — отменить последнюю операцию, Redo —
восстановить последнюю операцию, Repeat — повторить последнюю опера­
цию, Select All — выбрать все.

10. Fade. Постепенное увеличение (Fade In) или уменьшение (Fade Out) амплиту
ды (громкости).

11. Mix. Смешивание двух файлов. Обычно к файлу, находящемуся в активном
окне программы, добавляются звуковые данные из буфера.

12. Crossfade. Перекрестное постепенное изменение амплитуды. Применяется при
смешивании файла в окне и файла из буфера. Например, файл в окне посте­
пенно затихает, а файл из буфера с той же скоростью увеличивает громкость.

13. Clear/Delete. Удаление из окна выбранных данных.

14. Trim/Crop. Удаление из окна всех данных, кроме выбранного участка.

15. Insert Silence. Вставка нового участка файла с нулевой амплитудой сигнала
(тишина).

16. Invert/Flip. Инвертирование — каждый отсчет в файле меняет свой знак.

17. Reverse. Реверс — симметричная перестановка отсчетов файла (конец и на­
чало меняются местами), файл воспроизводится «наоборот».


18. Normalize/Normalization. Пересчет значений отсчетов так, чтобы макси­
мальное значение амплитуды соответствовало заранее заданному максималь­
ному значению.

19. Обработка сигнала основными звуковыми эффектами. Delay, Chorus, Flanger,
Distortion, Reverb, Echo, Vibrato и др. (См. раздел «Обработка сигнала»).

20. Envelope. Задание (или изменение) амплитудной огибающей звуковог сигна­
ла — параметры атаки, спада и т. д.

21. Equalizer/Equalize. Возможность менять амплитуду звукового сигнала
сразу для всего файла, но в зависимости от высоты звука. Существуют
разные типы этой операции: графический эквалайзер, параметрический
эквалайзер и др.

22. Time Compress/Expand, или Time Stretch Изменение времени звучания без
изменения высоты звука.

23. Pitch Shift. Изменение высоты звука без изменения времени звучания.

24. Resampling. Изменение исходных параметров звукового файла (частота дис­
кретизации, разрядность, число каналов).

25. Наличие встроенных пресетов (presets) для операций обработки сигналов
Пресет (предустановка) — набор определенных значений параметров для
операции обработки звука. Каждый пресет имеет свое имя, связанное с тем
эффектом, который он создает. Возможность создавать и запоминать свои
(пользовательские) пресеты При подборе для какой-нибудь обработки под­
ходящих значений параметров полезна возможность их запомнить, чтобы в
следующий раз не повторять процесс подбора снова.

26. Marker. Маркер — фиксированная (помеченная) точка в звуковом файле.

27. Region. Регион — участок файла с двумя помеченными точками (начала и
конца региона).

28. Loop. Петля — участок файла, который циклически должен повторяться
фиксированное или бесконечное число раз (обычно применяется при со­
здании музыкального сэмпла). Специальные возможности или инстру­
менты для поиска начала и конца петли Так как звук внутри петли повто­
ряется многократно, важно подобрать начало и конец петли так, чтобы
при перескоке с

29. Синхронизация по MIDI-коду с MIDI-секвенсером или другой программой
Одновременный запуск двух программ: данной программы — звукового ре­
дактора— и, например, MIDI-секвенсера. Возможность проигрывать созда­
ваемые музыкальные сэмплы с внешней MIDI-клавиатуры В этих случаях
звуковой редактор использует MIDI-порт Windows, установленный по умол­
чанию. Наличие собственной виртуальной MIDI-клавиатуры Нажимая мы­
шью на клавиши виртуальной MIDI-клавиатуры, можно играть звуком
создаваемого сэмпла (или обычного WAV-файла). В этом случае внешняя
MIDI-клавиатура не требуется.


30. Синтез сигнала. Простейшая функция музыкального синтезатора — гене­
рирование звукового сигнала. Форма сигнала может быть любая: синусоида,
пила, белый шум, розовый шум и т. д. Существует также возможность обра­
ботки синтезированного сигнала.

31. Запись синтезированного сигнала в файл. Синтез и прослушивание звука,
запись звука в виде обычного WAV-файла для использования другими про­
граммами.

32. Синхронизация SMPTE. Синхронизация работы программы и внешних уст­
ройств (ленточного магнитофона и т. п.).

33. Возможность работы с видеофайлами. Воспроизведение видеофайла в спе­
циальном окне-мониторе.

34. Возможность подключения встраиваемых модулей (Plug-ins). Plug-in —
встраиваемый программный модуль. Производится отдельно от программы,
но при подключении к программе выглядит как ее составная часть. Добавля­
ет основной программе новые инструменты или функции.

Наиболее известные аудио-редакторы — Gold Wave, Cool Edit, Sound Forge, Wave Lab.

Аудио-MIDI секвенсеры

Программный MIDI-секвенсер позволяет записывать и редактировать MIDI-сообщения, представляя их в виде виртуальных треков. MIDI-трек — это пол­ный аналог звуковой дорожки многодорожечного ленточного магнитофона. Внешний вид (интерфейс) различных MIDI-секвенсеров может отличаться, но в последнее время появилась тенденция к их унификации. Главным элементом любого MIDI-секвенсера является окно треков (окно аранжировки, окно песни или другое название). Обычно это группа горизонтальных полос во весь экран, расположенных друг под другом. Каждая полоса соответствует MIDI-треку. В ее левой части находится имя MIDI-трека и значения его различных парамет­ров, а в правой — свободное поле, на котором располагаются MIDI сообщения, относящиеся к этому треку.

Такая схема удобна тем, что является наглядной и позволяет проводить некоторые действия сразу со всеми MIDI-событиями трека, меняя любой из его параметров. MIDI-треки имеют некоторое сходство с MIDI-каналами. Но MIDI-каналов всегда фиксированное количество (16) на один MIDI-порт, а количество возможных MIDI-треков определяется мощностью программы. Несколько MIDI-треков могут посылать свои сообщения через один MIDI-канал, в то же время один MIDI-трек может содержать MIDI-сообщения для нескольких MIDI- каналов. Поэтому, несмотря на схожесть, это независимые понятия.


Рис. 6.22. Интерфейс Аудио-midi-ceKBeHcepa Cakewalk

В последнее время многие MIDI-секвенсеры можно отнести к специфическому классу интег­рированных программ (например, современные версии Cubase), с тем или иным успехом сочетаю­щих в себе свойства MIDI-секвен-сера, многоканальной системы за­писи на жесткий диск, звуковой обработки и микширования (рис. 6.22). Существуют и подобные продукты, не имеющие возмож­ностей MIDI-секвенсирования. Такие программы могут работать со стандартными ресурсами ком-

пьютера или ориентируются на конкретное аппаратное решение (например, ProTools). В последнее время они стали составлять отдельный класс программ, называемые «мультитрек-редакторами». Как следует из названия, эти про­граммы представляют собой нечто среднее между секвенсером и обычным аудио-редактором.

Аппаратно ориентированные комплексы здесь обсуждать не стоит, т.к. их свойства в основном зависят от аппаратной конфигурации системы. Программ­ные реализации предоставляют более гибкие возможности. В качестве много­канальной HD-станции записи звука современные программные средства явля­ются достойной заменой своих аппаратных аналогов.

Ниже приводятся наиболее существенные и полезные функции, которыми располагают все профессиональные AUDIO-MIDI-секвенсеры:

1. Изображение MIDI-треков и полей, в которых находятся прямоугольники с
MIDI- сообщениями.

2. Редактор типа Piano-Roll. Окно редактирования, в котором изображение
MIDI-нот строится по тем же принципам, что и перфорированная лента для
механических пианино.

3. Представление Midi-сообщений в виде списка.

4. Представление MIDI-нот в виде обычного нотного текста.

5. Управление громкостью, панорамой и другими параметрами MIDI-канала
посредством виртуального микшерного пульта.

6. Управление темпом воспроизведения через специализированный редак­
тор. Этот редактор может быть двух видов. В одном значения темпа пред­
ставлены в виде числа, а изменения темпа — в виде списка чисел. Редактор
темпа другого типа является графическим: темп моделируется горизон­
тальной линией, при увеличении темпа линия идет вверх и т. д.


7. Оперативный перенос информации из одной песни в другую благодаря
возможности загружать несколько проектов (песен, аранжировок) од­
новременно.

8. Импорт/экспорт MIDI-файлов и файлов других форматов. Облегчает об­
мен информацией с другими секвенсерами и MIDI-плейерами.

9. Автоаранжировка. Возможность создавать музыкальные партии на основе
заданной аккордовой схемы.

10. Логический редактор. Редактор, который выбирает и редактирует MIDI-
сообщения на основе логических алгоритмов. Например, сделать все ноты
«до» первой октавы четвертными триолями.

11. Редактирование SysEx-сообщений. SysEx-сообщения содержат не музыкаль­
ную информацию, а команды для настройки различных блоков и модулей
MIDI-устройства.

12. Работа с внешними MIDI-устройствами посредством стандартных MIDI-
команд: синтезаторами, пультами, сэмплерами и т. п. Наличие специальных
встроенных модулей для работы с внешними MIDI-устройствами: редакти­
рование банков, тембров, настройка блоков и пр.

13. Обычные редакторские функции. Возможность цифровой записи, редакти­
рования и воспроизведения звука (см. аудио-редакторы).

14. Вызов внешних звуковых редакторов для обработки выделенного аудио-
фрагмента. Возможность редактирования звуковых треков другими про­
граммами без выхода из MIDI- секвенсера.

15. Использование подключаемых модулей (plug-ins). Внешние программы об­
работки звука работают как часть MIDI-секвенсера.

16. Микшерный пульт для аудио-треков. Секвенсер может иметь два раздель­
ных пульта для аудио и MIDI, а может — один смешанный.

17. Импорт/экспорт аудиофайлов. Позволяет обмен с другими аудиопрограм­
мами и запись на CD.

18. Импорт видео — файлов. Синхронизация аудио и видео. Экспортирование
мультимедийных файлов формата AVI и др.

Наиболее известные аудио-midi-ceKBeHcepbi и мультитрек-рекордеры: Cubase, Cakewalk Pro Audio, Samplitude, Saw Plus, Vegas Pro, Acid и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.067 с.)