Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны летописцы, хроникёры войны. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую с самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и «Лейка». Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. В настоящее время живы только двое: Семен Школьников (Таллин) и Борис Соколов (Москва). Снимая, оператор не был сторонним наблюдателем. Так, например, переброшенный с одним оператором в авиационную часть под Полтаву, Школьников снимал линию фронта с самолета Ил-2. На этой машине он мог сидеть только в кабине стрелка-радиста, прикрытый плексигласом (акриловое стекло). Когда фашистский самолет подходил к хвосту, пришлось стрелять из пулемета. Из фронтового дневника Николая Киселёва: 25 апреля. Снимал штурм Берлина. Только изготовился к съёмке вижу к передовой идет мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к передовой. Через сгоревшие магазины он провел нас вплотную к баррикаде. Никогда еще с такого близкого расстояния не снимал остервенелого вооруженного врага... 26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съёмки в гаубицу крупного калибра попала вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов. 3 мая. Съёмки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса. «Огромность их труда соответствовала огромности войны», так однажды написал о фронтовых операторах поэт Константин Симонов. Труд и в самом деле был нешуточным. За 1418 дней войны советские кинодокументалисты отсняли более трех с половиной миллионов метров пленки. Чего это стоило другой вопрос. К съемкам военной хроники СССР оказался не готов. Своих репортерских камер в стране не было. Снимали в основном американскими аппаратами, к фронтовым условиям не приспособленными. Эти камеры работали всего минуту. Потом оператору приходилось прерывать съемку, заводить пружину - и так без конца. Вдобавок, в кассете было всего тридцать метров пленки. Она заканчивалась в течение нескольких минут. И снова оператор, где бы он ни находился - в бою, под бомбежкой, -должен был пригнуться, опустить руки с камерой в темный мешок, перезарядить, завернуть отснятую пленку в фотобумагу и снимать дальше. До следующей перезарядки. Были и другие технические сложности. Камеры распределялись по указанию высшего начальства -техника американская, страшно дорогая. Потеря или умышленная порча пахли трибуналом. Впрочем, одно дело, чем снимать, и совсем другое - что. В этом вопросе на фронте существовала целая система запретов. В самом начале войны, во время немецкого наступления, операторам строго-настрого запретили снимать отступление, разрушения, потери - чтобы не усиливать панику. Да и у самих кинодокументалистов снимать такое не поднималась рука. Позже запрет на «паническую» съемку будет снят. Когда наверху поймут, что весь этот кошмар помогает солдатам мобилизоваться, будит в них жажду мести, волю к победе. «Снимите мне умирающего. Снимите раненого. Снимите медсестру, которая из последних сил тянет на себе солдата и, может быть, скоро погибнет сама! -просил военных операторов режиссер Александр Довженко. -Да, это страшно, но этот ужас - подвиг ради спасения». И все-таки... Снимать на фронте разрешалось далеко не вес. Так, один оператор поплатился за то. что без разрешения снял Сталина, когда тот выезжал на фронт. Хроникера-нарушителя сослали в штрафбат. Другой оператор, один из известнейших кинодокументалистов Великой Отечественной Семен Школьников, рассказывал о запрете, существовавшем на Центральной студии документальных фильмов. По директивной инструкции, тамошние редактора уничтожали все кадры, снятые вне боёв. Окопный быт в документалистике не приветствовался. Зато приветствовались атаки, героизм, наступающие танки. Из таких кадров на Центральной студии монтировали «Союзкипожурнал», который сразу же отправляли на фронт. Часто работать приходилось в спешке чтобы события не потеряли новизны. Потому от операторов требовались не просто разрозненные кадры, а настоящие мини-эпизоды, с сюжетом и драматургией. Так что «бойцы видеофронта» вынуждены были быть и сценаристами, и режиссерами. Однако большинство фронтовых операций были засекречены. Поиск правильного места для съёмки был делом крайне важным. На фронте существовало правило кинооператор, как и сапер, ошибается один раз. Каждый пятый из них погиб. Те, кто выжил, уверяли, что спастись им помогла разве что интуиция. И лишь благодаря операторскому профессионализму мы знаем, как выглядела Великая Отечественная война. Полнометражные «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копании. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, в том числе Роман Кармен и А. Крылов.Фильм получил Сталинскую премию. «Сталинград» (1943) В этот фильм вошли киносъёмки, произведённые пятнадцатью фронтовыми кинооператорами за 6 месяцев, они дают полную картину событий в битве за Сталинград. В этом фильме впервые отсняты залпы «Катюши». Фильм уникальный, так как по нему можно проследить весь ход этой битвы от начала до конца. Известные фронтовые операторы: Малик Каюмов (2010), Владислав Микоша (2004), Мария Сухова (погибла), Семен Школьников, Борис Соколов, Владимир Сущи не кий (1945) К съемкам военной хроники СССР оказался не готов. Своих репортерских камер в стране не было. Снимали в основном американскими аппаратами, к фронтовым условиям не приспособленными. Эти камеры работали всего минуту. Потом оператору приходилось прерывать съемку, заводить пружину и так без конца. Вдобавок, в кассете было всего тридцать метров пленки. Она заканчивалась в течение нескольких минут. И снова оператор, где бы он ни находился - в бою, под бомбежкой, должен был пригнуться, опустить руки с камерой в темный мешок, перезарядить, завернуть отснятую пленку в фотобумагу и снимать дальше. До следующей перезарядки. Были и другие технические сложности. Камеры распределялись по указанию высшего начальства техника американская, страшно дорогая. Потеря или умышленная порча пахли трибуналом. Впрочем, одно дело, чем снимать, и совсем другое что. В этом вопросе на фронте существовала целая система запретов. В самом начале войны, во время немецкого наступления, операторам строго-настрого запретили снимать отступление, разрушения, потери - чтобы не усиливать панику. Да и у самих кинодокументалистов снимать такое не поднималась рука. Позже запрет на «паническую» съемку будет снят. Когда наверху поймут, что весь этот кошмар помогает солдатам мобилизоваться, будит в них жажду мести, волю к победе. «Снимите мне умирающего. Снимите раненого. Снимите медсестру, которая из последних сил тянет на себе солдата и, может быть, скоро погибнет сама! -просил военных операторов режиссер Александр Довженко. - Да, это страшно, но этот ужас - подвиг ради спасения». И все-таки... Снимать на фронте разрешалось далеко не все. Так, один оператор поплатился за то, что без разрешения снял Сталина, когда тот выезжал на фронт. Хроникера-нарушителя сослали в штрафбат. Другой оператор, один из известнейших кинодокументалистов Великой Отечественной Семен Школьников, рассказывал о запрете, существовавшем на Центральной студии документальных фильмов. По директивной инструкции, тамошние редактора уничтожали все кадры, снятые вне боёв. Окопный быт в документалистике не приветствовался. Зато приветствовались атаки, героизм, наступающие танки. Из таких кадров на Центральной студии монтировали «Союзкиножурнал», который сразу же отправляли на фронт. Часто работать приходилось в спешке - чтобы события не потеряли новизны. Потому от операторов требовались не просто разрозненные кадры, а настоящие мини-эпизоды, с сюжетом и драматургией. Так что «бойцы видсофронта» вынуждены были быть и сценаристами, и режиссерами. Однако большинство фронтовых операций были засекречены. Поиск правильного места для съёмки был делом крайне важным. На фронте существовало правило -кинооператор, как и сапер, ошибается один раз. Каждый пятый из них погиб. Те, кто выжил, уверяли, что спастись им помогла разве что интуиция. И лишь благодаря операторскому профессионализму мы знаем, как выглядела Великая Отечественная война. В немецких концлагерях фронтовыми операторами снято огромное количество того, что осталось от людей, идущих в печи: мешки волос, очков, обуви, одежды, часов...Съемка велась в конце войны, когда стало известно о существовании концлагерей. Наши войска уже шли по территории Германии. В это время бюргеры с восторгом грабили свои же магазины. И снова - емкая смысловая параллель: «завоеватели» собирались разграбить Европу, весь мир, а закончили мародерством в собственном ломе. Обычно работали парами. Имели в своем распоряжении грузовик-полуторку с фанерной булкой. В кузове был их дом, здесь же хранили аппаратуру, заряжали и разряжали пленку, проявляли пробы. Здесь же принимали гостей героев своих фронтовых репортажей. За четыре года войны фронтовые операторы сняли свыше 4 млн метров пленки, составившие грандиозную летопись Великой войны, и большая часть этой летописи была снята камерами «Лймо» и «КС». Если бы войну снимали ие ручными, а штативными камерами, зрители увидели бы ее совсем другой. Было бы запечатлено много кадров ее последствий, подготовки и тренировки солдат, учебных боев, огромное количество постановочных эпизодов и очень мало реальных боевых действий. Именно так была снята первая мировая война. Конечно, некоторые режиссеры и операторы «грешили» организованными кадрами, снятыми во втором эшелоне, да и некоторым начальникам такие кадры, где война шла по уставу, нравились, но чаще всего профессиональная этика ставила оператора рядом с воюющим солдатом в самый центр боя. К чести кинематографического руководства, оно выступало категорически против малейшей организации и требовало от фронтовых киногрупп подлинных репортажных съемок. Война, снятая нашими операторами, это война солдатская, снятая из окопа на переднем крае. Штатные объективы на турели «Аймо» и «КС» запечатлели войну так, как ее видели солдаты и ротные командиры. Ведь длиннофокусные объективы появились, причем в весьма ограниченном количестве, только во второй половине войны, да и то устанавливались они обычно на стационарные камеры и позволяли вести съемку только из укрытия. Да и качество изображения многих из них оставляло желать лучшего. Поднять голову, встать или выйти из укрытия, вскинуть к глазу камеру, установить резкость и в течение не менее 10... 15 с вести съемку так, чтобы камера не тряслась и не дрожала, вес это требовало огромного мужества, самообладания и высочайшего профессионализма. В этом отношении работа оператора по сравнению с работой журналистов или даже фотографов была во много раз опаснее. Операторы снимали везде: в рядах пехоты и на огневых позициях артиллерии, в танках и самолетах, кораблях и подводных лодках, партизанских отрядах и фронтовых госпиталях; при отступлении и наступлении, в обороне и на переправах, в пыли летних фронтовых дорог, в жестокие морозы, дождь и снег, в осеннюю и весеннюю распутицы. В каких только передрягах вместе с оператором не оказывалась камера. Во время съемок операторы получали раны и контузии, но камеры оставались работоспособными, а если и выходили из строя, то нередко здесь же, руками оператора или «народного умельца» из ремонтных рот, приводились в порядок и продолжали работать. Самое удивительное, что даже в таких условиях камера практически не давала технического брака. Сейчас о Великой Отечественной войне нам напоминают памятники, часто это танк, пушка или самолет, установленный на пьедестале. Памятником о тяжелом воинском труде человека с кинокамерой стал легендарный аппарат «Аймо».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.009 с.) |